Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Думы муниципального образования г. Нижневартовск от 15 мая 2009 г. N 591 приложение 2 к настоящему положению изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного решения
Приложение N 2
к Положению о порядке управления
и распоряжения собственностью муниципального
образования - город Нижневартовск
Порядок управления и распоряжения имуществом, закреплённым за
муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения,
муниципальными казёнными предприятиями, муниципальными бюджетными
учреждениями и муниципальными автономными учреждениями - на праве оперативного управления
20 июня 2008 г.,15 мая 2009 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок управления и распоряжения разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации и регулирует вопросы управления и распоряжения имуществом, закреплённым за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения (далее - предприятиями), муниципальными казёнными предприятиями (далее - казённые предприятия), муниципальными бюджетными учреждениями и муниципальными автономными учреждениями (далее - учреждениями) - на праве оперативного управления.
Полномочия собственника муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение и оперативное управление, включая закрепление имущества за предприятиями, казёнными предприятиями и учреждениями и его изъятие, осуществляются от имени администрации города департаментом муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города (далее - Департамент).
1.2. На праве хозяйственного ведения или оперативного управления закрепляется имущество за предприятиями, казёнными предприятиями и учреждениями, необходимое для обеспечения их уставной деятельности, а также имущество, приобретенное ими в процессе деятельности согласно законодательству.
1.3. В случаях неэффективного использования предприятием, казённым предприятием, учреждением имущества либо использования его не в соответствии с целями и видами деятельности, определенными уставом, Департамент вправе инициировать вопрос о применении мер дисциплинарного взыскания к руководителю предприятия, казённого предприятия, учреждения, изъятии закреплённого имущества, реорганизации, ликвидации предприятия, казённого предприятия, учреждения, внесение изменений и дополнений в их уставы.
1.4. В хозяйственное ведение предприятия и оперативное управление казённого предприятия, учреждения передаётся имущество, необходимое для осуществления уставной деятельности, включая:
- движимое имущество (сооружения, не относящиеся к объектам недвижимости, оборудование, транспортные средства, инвентарь и иные материальные ценности);
- недвижимое имущество (объекты, отвечающие требованиям, содержащимся в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
2. Порядок закрепления имущества на праве хозяйственного ведения
и оперативного управления
2.1. Решением о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления является приказ департамента.
2.2. Право хозяйственного ведения у предприятия или оперативного управления у казённого предприятия, учреждения на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Обязанность по государственной регистрации права хозяйственного ведения и оперативного управления, включая осуществление паспортизации объектов, оформление землеустроительной документации, возлагается на предприятие, казённое предприятие и учреждение.
2.3. Право хозяйственного ведения у предприятия и оперативного управления у казённого предприятия, учреждения на движимое имущество возникает:
- на закреплённое Департаментом имущество с момента подписания акта приёма-передачи имущества;
- на приобретенное самостоятельно предприятием, казённым предприятием или учреждением имущество - с момента постановки предприятием, казённым предприятием или учреждением имущества на свой баланс.
2.4. Основанием для передачи имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление является:
- создание предприятия, казённого предприятия, учреждения;
- принятие администрацией города решения о приёмке объекта в муниципальную собственность, в том числе по результатам безвозмездной передачи по договорам дарения (пожертвования);
- передача имущества из государственной собственности в муниципальную собственность;
- приобретение имущества самостоятельно предприятиями, казёнными предприятиями и учреждениями в процессе их деятельности;
- высвобождение имущества из производственного процесса у предприятий, казённых предприятий и учреждений и его перераспределение между предприятиями, казёнными предприятиями и учреждениями;
- передача имущества из муниципальной казны.
2.5. При передаче объектов недвижимости в хозяйственное ведение и оперативное управление предприятие, казённое предприятие и учреждение осуществляет мероприятия по оформлению прав на земельный участок, за исключением случаев передачи нежилых помещений, расположенных в жилых многоквартирных домах. Обязанность по государственной регистрации прав на земельный участок и формированию землеустроительной документации возлагается на предприятие, казённое предприятие, учреждение.
2.6. Для решения вопроса о закреплении имущества предприятия, казённые предприятия и учреждения представляют в департамент:
- инвентаризационные описи имущества, находящегося во владении предприятия, казённого предприятия, учреждения;
- гражданско-правовые договоры о приобретении имущества, акты приёма-передачи к ним;
- техническую документацию (паспорта, выписки, справки, акты) на объекты недвижимости, сооружения, передаточные устройства инженерной инфраструктуры, транспортные средства;
- свидетельства о регистрации прав на недвижимое имущество, в случаях приобретения имущества самими предприятиями - в хозяйственное ведение, казёнными предприятиями, учреждениями - в оперативное управление;
- товарные накладные на приобретение имущества.
2.7. При создании (реорганизации) предприятия, казённого предприятия или учреждения документами, необходимыми для закрепления имущества, являются:
- свидетельство о регистрации предприятия, казённого предприятия, учреждения;
- устав предприятия, казённого предприятия, учреждения;
- разделительный баланс или передаточный акт;
- расшифровка основных средств с разбивкой по типам (здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и прочие основные средства);
- технические документы (паспорта, выписки, справки, акты) на объекты недвижимости, сооружения, передаточные устройства инженерной инфраструктуры, транспортные средства.
2.8. Предприятия, казённые предприятия представляют ежеквартально в течение 30 дней по окончании квартала квартальный и в течение 90 дней по окончании года годовой балансы, формы бухгалтерской отчетности, утверждённые Министерством Финансов Российской Федерации, а также отчёты по движению основных средств, сводную ведомость наличия товароматериальных ценностей по формам, утверждаемым Департаментом.
Кроме того, предприятия, казённые предприятия представляют ежегодно вместе с годовым балансом отчёт руководителя предприятия по форме, утверждённой администрацией города.
Учреждения представляют ежеквартально в течение 30 дней по окончании квартала формы бухгалтерской отчётности, утверждённые Министерством Финансов Российской Федерации, а также отчёты по движению основных средств, сводную ведомость наличия товароматериальных ценностей по формам, утверждаемым Департаментом.
Сведения о движении основных средств представляются на бумажном носителе и в электронном виде.
В течение 30 дней по окончании года представляют годовой баланс в полном объеме с приложениями.
2.9. Руководитель предприятия, казённого предприятия, учреждения несет ответственность за полноту и достоверность передаваемых Департаменту сведений, отраженных в документах, указанных в пункте 2.8 настоящего Порядка, а также назначает материально ответственных лиц, обеспечивающих сохранность имущества.
2.10. Совершение крупной сделки или нескольких взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения предприятием, казённым предприятием муниципального имущества осуществляется с согласия Департамента.
Размер крупной сделки определяется законодательством.
При этом, если уставный фонд предприятия фактически менее 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда, то для такого предприятия крупной является сделка, стоимость которой превышает 10% от 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда.
К крупным не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности, в частности, сделки по приобретению предприятием, казённым предприятием сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности.
Согласие на совершение предприятием крупной сделки оформляется:
- в форме резолюции руководителя Департамента или лица, им уполномоченного в случае, если размер сделки не превышает 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
- письмом Департамента - в других случаях.
Отказ в выдаче согласия на совершение крупной сделки оформляется письмом Департамента в случае, если:
- при совершении крупной сделки будут нарушены нормы законодательства;
- приобретается имущество, не предназначенное для решения вопросов местного значения и осуществления предприятиями, казёнными предприятиями видов деятельности, определенных учредительными документами.
Согласие на совершение предприятием крупной сделки или отказ в выдаче согласия направляются Департаментом предприятию в 10-ти дневный срок со дня получения Департаментом соответствующего обращения.
3. Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом,
закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения и казенным
предприятием на праве оперативного управления
3.1. Имущество, закреплённое за предприятием на праве хозяйственного ведения и казённым предприятием на праве оперативного управления, отражается на его балансе.
3.2. Предприятие, казённое предприятие обязано содержать закреплённое за ним имущество в полной исправности, эффективно использовать его по прямому назначению в целях решения стоящих перед ним задач, принимать меры по его воспроизводству.
3.3. Предприятие, казённое предприятие несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, регистрации прав на недвижимое имущество, охране, коммунальным платежам, специальному (техническому, санитарному и др.) осмотру, включая плановую техническую инвентаризацию объектов недвижимости, уплате налогов, в том числе налога на имущество.
3.4. Предприятие, казённое предприятие обязано содержать муниципальное имущество в надлежащем порядке, производить переоценку имущества, амортизационные отчисления на восстановление имущества в порядке и размерах, установленных законодательством, и не совершать действий, способных причинить ущерб имуществу.
3.5. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия департамента.
Отчуждение движимого имущества, принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения, осуществляется предприятием самостоятельно, за исключением случаев отчуждения транспортной техники (независимо от её стоимости) или движимых вещей балансовой стоимостью 20 тысяч рублей и выше каждой вещи, отчуждение которых осуществляется по согласованию с Департаментом.
Для получения согласия на отчуждение имущества предприятие, за которым это имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, представляет в Департамент следующие документы:
1) письмо, содержащее:
- просьбу о даче согласия на отчуждение имущества, с указанием информации об имуществе (описание), подлежащем отчуждению, характере сделки;
- сведения о балансовой стоимости имущества;
- обоснование необходимости отчуждения имущества и использования полученных средств;
2) документы, подтверждающие право хозяйственного ведения предприятия на объект недвижимости (копии);
3) документы, подтверждающие право пользования предприятием земельным участком, на котором расположен отдельно стоящий объект недвижимости (копии);
4) кадастровый паспорт отдельно стоящего объекта недвижимости (копия);
5) отчет об оценке рыночной стоимости имущества, произведенный независимым оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (копия).
При отсутствии одного или нескольких документов, указанных в настоящем пункте, Департамент предлагает предприятию приложить к заявлению недостающие документы. В случае непредставления таких документов в 2-х недельный срок - отказывает в даче согласия на отчуждение муниципального имущества.
3.6. Казённое предприятие не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом без согласия Департамента.
Порядок распределения доходов казённого предприятия определяется администрацией города.
3.7. Департамент изымает имущество у казённого предприятия в соответствии с законом, после чего принимает решение о распоряжении этим имуществом в соответствии с законодательством.
3.8. Имущество, принадлежащее предприятию на праве хозяйственного ведения, подлежит страхованию за счёт средств предприятия.
3.9. Предприятие, казённое предприятие перечисляет в городской бюджет часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, оперативном управлении, в соответствии с решениями Думы города Нижневартовска.
4. Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, закреплённым за учреждениями на праве оперативного управления
4.1. Имущество учреждения, переданное ему на праве оперативного управления, отражается на его балансе.
4.2. При возникновении необходимости совершения сделки с имуществом (за исключением случаев самостоятельного распоряжения имуществом, предусмотренных законом), а также при возникновении излишнего, неиспользуемого имущества учреждение обращается к департаменту с заявлением о совершении сделки или изъятии имущества.
4.3. Учреждение обязано:
- эффективно использовать имущество строго по целевому назначению;
- обеспечивать сохранность муниципального имущества, не совершать действий, способных вызвать его ущерб, поддерживать имущество в технически исправном и пригодном для эксплуатации состоянии в течение всего срока закрепления имущества на праве оперативного управления, с учётом нормативного износа;
- нести бремя содержания имущества, включая уплату коммунальных платежей, технического и других осмотров недвижимого имущества, транспортной техники, инвентаризации, регистрации прав на недвижимое имущество, транспортную технику, подготовки землеустроительной документации;
- осуществлять капитальный и текущий ремонт закреплённого за учреждением имущества;
- не совершать действий, способных причинить ущерб имуществу.
4.4. Учреждение не вправе изменять целевое назначение имущества без согласования с департаментом.
4.5. Департамент вправе изъять у учреждения излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядится им по своему усмотрению. Имущество, приобретенное учреждением от разрешенной собственником предпринимательской деятельности и учитываемое на отдельном балансе, не может быть изъято у учреждения департаментом, в том числе и в том случае, если это имущество не используется или используется не по целевому назначению.
4.6. Имущество, переданное учреждению в порядке дарения, пожертвования от физических и юридических лиц, является муниципальной собственностью, учитывается на его балансе и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.
4.7. Учреждение ежеквартально обязано сдавать в департамент отчёт о движении основных средств по имуществу, приобретенному на доходы от оказания платных услуг.
5. Прекращение права хозяйственного ведения и оперативного управления
5.1. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления на имущество прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия, казённого предприятия или учреждения по решению Департамента.
5.2. Имущество, закреплённое за предприятием, казённым предприятием, учреждением может быть изъято Департаментом в случае систематического ухудшения предприятием, казённым предприятием, учреждением имущества или приведения имущества в состояние, которое может привести к невозможности восстановления имущества.
5.3. Право хозяйственного ведения и оперативного управления у предприятий, казённых предприятий, учреждений прекращается по движимому имуществу с момента возврата имущества Департаменту путем подписания актов приёма-передачи имущества, по недвижимому имуществу - с момента внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права хозяйственного ведения или оперативного управления.
5.4. Обязанность проведения мероприятий по внесению записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права хозяйственного ведения или оперативного управления возлагается на предприятие, казённое предприятие, учреждение.
6. Порядок списания имущества, закреплённого на праве хозяйственного
ведения за предприятиями и оперативного управления за казёнными
предприятиями, учреждениями
6.1. Списание основных средств, закреплённых на праве хозяйственного ведения за предприятиями и оперативного управления за казёнными предприятиями и учреждениями, осуществляется в случаях:
- морального и физического износа;
- ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
- кражи муниципального имущества, установленной уполномоченными органами;
- частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;
- сноса существующих строений.
6.2. Отдельно стоящие здания, сооружения, жилые дома, компьютерная и множительная техника, транспортные средства, основные средства стоимостью более 10 тысяч рублей, а основные средства, введенные в эксплуатацию с 01.01.2006, стоимостью более 20 тысяч рублей (далее по тексту - объект) списываются только по согласованию с департаментом, оформленному приказом, на основании представленных предприятием, казённым предприятием и учреждением документов.
Остальные основные средства, включая библиотечный фонд, списываются по решению руководителя предприятия, казённого предприятия, учреждения, оформленному приказом с предоставлением в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчётности, информации о списании вышеуказанных объектов в Департамент.
6.3. Для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объектов, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов приказом руководителя предприятия, казённого предприятия, учреждения создается постоянно действующая комиссия (далее - комиссия).
В состав комиссии обязательно должны входить:
- руководитель предприятия, казённого предприятия, учреждения или его заместитель;
- главный бухгалтер предприятия, казённого предприятия, учреждения или его заместитель;
- лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств;
- представители Департамента (по согласованию);
- руководитель структурного подразделения администрации города или его заместитель, курирующего деятельность предприятия, казённого предприятия, учреждения, при списании недвижимого имущества и движимого имущества балансовой стоимостью свыше 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда.
6.4. Комиссия:
- осуществляет проверку дефектных ведомостей, прилагаемых к актам на списание;
- производит непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, используя при этом всю необходимую техническую документацию (паспорт, поэтажные планы и другие документы), а также данные бухгалтерского учёта, заключение (акт) представителя организации, обслуживающей технологическое оборудование, технические средства или экспертное заключение, и устанавливает непригодность объекта к дальнейшему использованию;
- устанавливает конкретные причины списания объекта муниципальной собственности (физический и моральный износ, аварии, стихийные бедствия и иные ситуации);
- выявляет лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов из эксплуатации, вносит предложения о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;
- определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта;
- осуществляет контроль за изъятием из списываемых объектов годных деталей, узлов, материалов, а также драгоценных металлов с определением их количества и веса и контролирует сдачу металлов в соответствии с законодательством;
- составляет акты на списание отдельных объектов основных средств по формам, утверждённым постановлениями Государственного комитета по статистике Российской Федерации об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту основных средств.
6.5. За полноту и правильность проведения мероприятий по списанию основных средств, документальное оформление и финансовые расчёты несет ответственность руководитель предприятия, казённого предприятия, учреждения, который утверждает акты на списание основных средств.
6.6. Акты на списание основных средств должны содержать данные, характеризующие основные средства, включая:
- инвентарный номер;
- год изготовления или постройки объекта, дату его поступления на баланс;
- фактический срок эксплуатации;
- первоначальную стоимость объекта (для переоцененных - стоимость после переоценки);
- сумму начисленной амортизации;
- остаточную стоимость.
Подробно излагаются причины выбытия объекта с обоснованием нецелесообразности использования и невозможности восстановления, состояние его основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.
При списании автотранспортных средств кроме этого указываются:
- дата последнего капитального ремонта;
- пробег с начала эксплуатации и после последнего капитального ремонта.
6.7. При списании основных средств, указанных в абзаце 1 п. 6.2 настоящего Порядка, предприятие, казённое предприятие, учреждение представляют в Департамент:
- письмо-заявку о списании основных средств с перечнем объектов, подлежащих списанию;
- акты о списании объектов основных средств, утверждённые руководителем предприятия, казённого предприятия, учреждения;
- копию приказа руководителя предприятия, казённого предприятия, учреждения о создании постоянно действующей комиссии по списанию основных средств.
В целях обоснования непригодности основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или нецелесообразности их восстановления предприятия, казённые предприятия и учреждения дополнительно представляют заключения специализированных организаций, имеющих соответствующие лицензии, сертификаты, при списании:
- зданий - заключение о техническом состоянии списываемых объектов;
- жилых домов - заключение межведомственной комиссии по вопросам признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания;
- транспортных средств - копии и оригиналы паспортов и свидетельств о регистрации, а также заключение о возможности дальнейшей эксплуатации транспортных средств;
- компьютерной, множительной, бытовой техники - заключение о возможности дальнейшего использования списываемой техники;
- аппаратов сотовой, радиотелефонной связи (радиостанций) - заключение специалистов системы связи;
- изделий медицинской техники (приборов, аппаратов) - заключения организации системы "Медтехника";
- основных средств, выбывших вследствие аварии, кражи, пожара, к акту о списании прилагается копия акта из соответствующих органов о происшедшем факте с пояснением вызвавших его причин, а также указываются меры, принятые в отношении виновных лиц.
Департамент рассматривает поступившие заявки на списание основных средств в 30-дневный срок.
6.8. Имущество, относящееся к основным средствам, подлежит списанию:
- при сносе;
- в случаях, когда восстановить его невозможно или экономически нецелесообразно;
- когда имущество, морально или физически устаревшее, не может быть в установленном порядке передано другим пользователям или реализовано в установленном порядке.
6.9. Начисленная амортизация в размере 100% стоимости на объекты, пригодные для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания их по причине полного износа.
6.10. Разборка и списание объектов до принятия решения о списании в случаях, предусмотренных п. 6.2 настоящего Порядка, не допускаются.
6.11. Предприятия, казённые предприятия, учреждения, получившие согласования на списание основных средств представляют в Департамент справки о передаче списанных основных средств на ликвидацию или утилизацию, а в случаях сноса зданий или жилых домов (после осуществления сноса) - справку организации, осуществляющей технический учёт и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства о сносе объектов.
6.12. Инвентарные карточки по выбывшим основным средствам хранятся в течение срока, определенного руководителем предприятия, казённого предприятия, учреждения в соответствии с архивными правилами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.