Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации муниципального образования
города Нижневартовск
от 4 декабря 2009 г. N 1706
Долгосрочная целевая программа
"Комплексная программа социальной поддержки и социальной помощи
для отдельных категорий граждан в городе Нижневартовске на 2010 - 2012 годы"
30 декабря 2010 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Комплексная программа социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан в городе Нижневартовске на 2010-2012 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
распоряжение администрации города от 18.05.2009 N 685-р "О разработке проекта долгосрочной целевой программы "Комплексная программа социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан в городе Нижневартовске на 2010-2012 годы" |
Инициатор Программы |
администрация города Нижневартовска |
Основные разработчики Программы |
управление по опеке и попечительству администрации города, управление по социальной и молодежной политике администрации города |
Цели Программы |
- сохранение достигнутого уровня социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Нижневартовска; - создание условий для поддержания стабильного качества жизни пожилых людей и инвалидов путем оказания мер социальной помощи и социальной поддержки из средств бюджета города; - обеспечение благоприятных условий для реализации интеллектуальных, духовно-нравственных потребностей отдельных категорий граждан, повышение их роли в общественной жизни города |
Задачи Программы |
- обеспечение социальной защищенности нетрудоспособных и социально уязвимых слоев, пенсионеров и инвалидов, других нуждающихся категорий граждан путем оказания мер социальной помощи и социальной поддержки из средств бюджета города; - совершенствование системы предоставления мер социальной поддержки, обеспечение адресного подхода к определению права на социальную помощь; - содействие процессу социальной интеграции отдельных категорий граждан; - обеспечение участия гражданских сообществ отдельных категорий граждан в духовно-нравственной и информационно-просветительской сферах жизнедеятельности с целью повышения качества жизни |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа рассчитана на 2010-2012 годы |
Объёмы и источники финансирования Программы |
Планируемый объём финансирования за счёт средств бюджета муниципального образования составляет 306327 тыс. руб., в том числе на 2010 год - 102109 тыс. руб., на 2011 год - 102109 тыс. руб., на 2012 год - 102109 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели эффективности |
1. Ожидаемые результаты Программы: - сохранение уровня социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан города на основе целевого использования бюджетных средств в 2010-2012 годах; - улучшение социального положения граждан, нуждающихся в социальной поддержке, посредством целенаправленных мероприятий по оказанию им адресной социальной помощи; - обеспечение эффективности межведомственной координации деятельности по социальной интеграции отдельных категорий граждан, в том числе и через реализацию социально значимых проектов общественными объединениями граждан. 2. Показатели эффективности: 1) увеличение социальной поддержки на 1-го неработающего пенсионера в виде единовременных социальных выплат до 3500 рублей; 2) увеличение удовлетворенностью уровнем социальной поддержки и социальной помощью: - неработающие пенсионеры - на 5 процентов; - граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, - на 7,5 процентов; 3) увеличение количества общественных объединений граждан льготной категории - до 17; 4) увеличение численности отдельной категории граждан, участвующей в культурно - досуговых и интеллектуальных мероприятиях программы, - до 11 тыс. человек |
Координатор Программы |
управление по опеке и попечительству администрации города |
Исполнители Программы |
- управление по опеке и попечительству администрации города; - управление по социальной и молодёжной политике администрации города; - управление культуры администрации города; - управление по физической культуре и спорту администрации города |
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
В последние годы на всех уровнях власти отмечалось устойчивое внимание к нуждам и запросам граждан пожилого возраста, инвалидам, учитывались наиболее острые нужды и потребности социально незащищенных категорий населения. Социальная безопасность граждан, нуждающихся в особой заботе и поддержке, гарантировалась мерами, предпринимаемыми как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне органов местного самоуправления.
Несмотря на значительные изменения в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренные на федеральном уровне, и вступившие в силу с 1 января 2006 года, в Нижневартовске удалось плавно перейти к новой системе разграничения межбюджетных отношений, сохранив уровень социальной защищенности населения города и в особенности граждан, которые в силу возраста или состояния здоровья нуждаются в особом отношении - неработающих пенсионеров и инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, коренных жителей Севера, граждан, внесших существенный вклад в развитие и процветание города.
Одной из особенностей современной демографической ситуации является высокая численность лиц пожилого возраста. В перспективе прогнозируется динамичное увеличение доли пожилых людей в составе населения.
В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь.
Процесс старения населения обуславливает необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.
В условиях мирового финансового кризиса ситуация усугубляется тем, что потребность в социальной защите возрастает во всех возрастных группах. Как следствие - устойчиво увеличивается число людей, нуждающихся в адресной помощи, прежде всего число пожилых людей, которым эта помощь становится жизненно важной.
Таким образом, спрос населения города старших возрастов на социальную защиту объективно возрастает в силу сложения действия следующих факторов: старение населения, увеличение числа одиноких престарелых граждан, содержание которых осуществляется в основном не усилиями семьи, а за счет общественных средств; обесценивание пенсий и различного рода социальных выплат в условиях экономического кризиса.
Таблица 1
"Структура получателей социальной поддержки"
Таблица 2
"Качественный состав неработающих пенсионеров"
В условиях кризиса приоритетными все более становятся те виды социальной помощи, которые в той или иной мере способствуют улучшению материального благополучия, облегчению жизни и социального самочувствия.
Реализация мероприятий по социальной поддержке осуществляется в двух направлениях:
1. Социальная поддержка и социальная помощь для отдельных категорий граждан.
2. Социальная интеграция отдельных категорий граждан.
1. Социальная поддержка и социальная помощь из средств городского бюджета (таблица 1) оказывается:
- неработающим пенсионерам, в том числе инвалидам и участникам Великой Отечественной войны; вдовам погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны; бывшим узникам фашистских концлагерей; лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; труженикам тыла (таблица 2);
- гражданам, оказавшимся в трудной или критической жизненной ситуации, а также лицам, испытывающим остросоциальные нужды;
- Почетным гражданам города Нижневартовска.
С учетом принятых городских целевых программ по социальной помощи и социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в городе Нижневартовске, с 1 января 2006 года в Нижневартовске были сохранены практически все сложившиеся за последнее время меры дополнительной социальной поддержки за счет средств бюджета города.
Анализ обращений граждан, поступающих в администрацию города, показал востребованность мероприятий по оказанию социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной или критической жизненной ситуации, лицам, испытывающим остросоциальные нужды.
Качественный состав получателей социальной помощи показал, что реализация мероприятия направлена, прежде всего, на категории граждан, которые по объективным причинам не могут обеспечить себя дополнительным доходом и решить свои проблемы без постороннего вмешательства (таблица 3).
Таблица 3
"Качественный состав получателей социальной помощи"
За период 2006-2008 годов социальная помощь в виде единовременной материальной выплаты оказана 1 329 гражданам, оказавшимся в трудной или критической жизненной ситуации.
Учитывая востребованность данной меры социальной поддержки, решение повседневных насущных проблем горожан - важнейшая задача в настоящей и будущей деятельности органов местного самоуправления (таблица 4).
Таблица 4
"Виды материальной помощи"
Необходимость поддержки граждан, внесших существенный вклад в социально-экономическое развитие, процветание и становление города Нижневартовска определила перечень мер по оказанию социальной поддержки граждан, имеющих звание "Почетный гражданин города Нижневартовска", как высшую форму общественного признания.
Анализ оказания социальной поддержки в виде организации перевоза по остросоциальным нуждам подтверждает ее необходимость и востребованность инвалидами и пенсионерами старшего возраста. Критерием оценки эффективности предоставления данного вида социальной поддержки может служить отношение граждан из числа льготных категорий к данному виду социальной поддержки.
2. Социальная интеграция отдельных категорий граждан.
В городе Нижневартовске осуществляют свою деятельность 175 общественных объединений, из них 15 активно работающих организаций объединяют граждан льготной категории. Общее количество членов общественных объединений льготной категории граждан около 6 тысяч человек.
Большинство общественных объединений льготных категорий граждан ведут активную деятельность, обращаются со своими предложениями в органы местного самоуправления, проводят социально значимые и культурно-просветительские мероприятия, занимаются гражданско-патриотическим и духовно-нравственным воспитанием молодежи. Благодаря своей активной деятельности, наиболее известны в городе объединения инвалидов, "чернобыльцев", ветеранов и тружеников тыла, локальных войн, старожилов города.
На сегодняшний день деятельность администрации города в области общественных отношений направлена на совершенствование социальной активности населения города для решения актуальных социально-экономических, культурно-нравственных задач, совершенствование системы взаимодействия "Власть - общество", формирование новых подходов к их сотрудничеству.
Граждане, которые имеют льготы, а это, в основном, люди пожилого возраста, инвалиды, как показывает практика, нуждаются в дополнительном внимании со стороны государства и общества. И это не всегда выражается в материальной форме. В силу изменения социального статуса практически каждый из них испытывает эмоциональный стресс. Люди пожилого возраста, прекратив трудовую деятельность, остро переживают свою невостребованность, что зачастую ведет к нарушениям физического и нравственного здоровья. Инвалиды и лица с ограниченными физическими возможностями по объективным причинам не могут быть полноценными участниками общегородских соревнований различной направленности: фестивалей, конкурсов, спортивных соревнований. Тем не менее, как показывает анализ реализации предыдущей Программы, эти люди готовы заниматься и занимаются творчеством и спортом и нуждаются в общественном признании их успехов на городском и региональных уровнях.
Для сокращения негативных последствий, которые влекут изменение социального статуса граждан, Программой предусматривается ряд мероприятий духовно-нравственной и спортивной направленности, ориентированных именно на данную целевую аудиторию.
Важное место в этой деятельности принадлежит общественным объединениям граждан льготной категории, главной целью деятельности которых является защита прав и интересов граждан льготных категорий, организация их досуга, создание условий для занятий общественно полезной деятельностью и творчеством.
Деятельность по социальной интеграции граждан отдельных категорий позволяет максимально сохранить систему мер социальной поддержки, преемственность в реализации политики, проводимой органами местного самоуправления в сфере обеспечения социальной стабильности для отдельных категорий граждан, решить задачу сохранения традиций в работе с общественными объединениями граждан льготной категории (таблицы 5, 6).
Таблица 5
"Количество мероприятий"
Таблица 6
"Количество участников (чел.)"
В связи с кризисными процессами в экономике, для предупреждения роста социальной напряженности в социальной сфере необходимо сохранить сложившийся уровень проводимой администрацией города социальной политики, так как в кризисных условиях объективно возрастает роль органов местного самоуправления в сохранении уровня и качества жизни жителей города, в том числе наиболее незащищенных категорий граждан.
2. Основные цели и задачи Программы
Настоящая Программа определяет одно из основных направлений деятельности органов местного самоуправления в области социальной поддержки и социальной помощи жителей города, повышение уровня доходов отдельных категорий граждан и социальную интеграцию отдельных категорий граждан в социо-культурную и общественную жизнь города.
Программа обеспечивает преемственность в реализации ранее проводимой политики в области обеспечения социальной безопасности населения города, социальной стабильности, отражает формы и методы деятельности по организации помощи и поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории города Нижневартовска.
Основными целями Программы являются:
- сохранение достигнутого уровня социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Нижневартовска;
- создание условий для поддержания стабильного качества жизни пожилых людей и инвалидов путем оказания мер социальной помощи и социальной поддержки из средств бюджета города;
- обеспечение благоприятных условий для реализации интеллектуальных, духовно-нравственных потребностей отдельных категорий граждан, повышение их роли в общественной жизни города.
На этой программно-целевой основе предусматривается решение следующих задач:
1. Обеспечение социальной защищенности нетрудоспособных и социально-уязвимых слоев, пенсионеров и инвалидов, других нуждающихся категорий граждан путем оказания мер социальной помощи и социальной поддержки из средств бюджета города.
2. Совершенствование системы предоставления мер социальной поддержки, обеспечение адресного подхода к определению права на социальную помощь.
3. Содействие процессу социальной интеграции отдельных категорий граждан.
4. Обеспечение участия гражданских сообществ отдельных категорий граждан в духовно-нравственной и информационно-просветительской сферах жизнедеятельности с целью повышения качества жизни.
3. Сроки реализации Программы
Реализация мероприятий Программы рассчитана на 2010 - 2012 годы.
4. Обоснование ресурсного обеспечения долгосрочной Программы
Источником финансирования Программы являются средства бюджета города.
Планируемое финансирование Программы на 2010-2012 годы составляет 306 327 тысяч рублей, в том числе по годам (таблица 7):
Таблица 7
тыс. руб. |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
102 109 |
102 109 |
102 109 |
Объемы финансирования мероприятий Программы на 2010-2012 годы за счет средств городского бюджета будут уточняться при формировании проекта городского бюджета на соответствующий год.
5. Механизм реализации долгосрочной Программы
Механизм реализации Программы включает в себя три основных направления:
- утверждение расходов на реализацию мероприятий Программы;
- организация и реализация мероприятий Программы;
- контроль и координация мероприятий Программы.
5.1. Утверждение расходов на Программу соответственно предусмотренным мероприятиям
Управление по опеке и попечительству администрации города на основе мероприятий Программы формирует совместно с основными исполнителями Программы сводную бюджетную заявку, предусматривая в ней объем ассигнований на поэтапную реализацию мероприятий Программы, и представляет ее в департамент финансов и департамент экономики администрации города.
Объемы финансовых ресурсов для реализации Программы корректируются с учетом возможностей бюджета города.
5.2. Организация и реализация мероприятий Программы
Основные исполнители Программы:
- обеспечивают реализацию мероприятий Программы;
- разрабатывают и утверждают планы работы по выполнению соответствующих мероприятий;
- осуществляют организацию выполнения в полном объеме предусмотренных Программой мероприятий качественно и в срок;
- ежеквартально представляют отчет в департамент экономики администрации города о ходе реализации мероприятий Программы и использовании финансовых средств;
- несут ответственность за рациональное, целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделенных для реализации программных мероприятий.
5.3. Контроль и координация деятельности по выполнению мероприятий Программы
- исполнители Программы обязаны представлять Координатору информацию о реализации мероприятий для текущего мониторинга и формирования сводного отчета;
- координатор ежеквартально, с нарастающим итогом с начала года, в срок до 15 числа месяца, следующего после окончания квартала, направляет в департамент экономики администрации города отчет о ходе реализации Программы и использовании финансовых средств с пояснительной запиской для формирования итогов социально-экономического развития города Нижневартовска за отчетный период;
- ежегодно Координатором Программы проводится оценка эффективности ее реализации;
- информация о результатах оценки эффективности реализации Программы за прошедший финансовый год доводится до сведения Главы города и Думы города не позднее 1 апреля следующего года. Оценка эффективности Программы осуществляется в соответствии с утвержденным Порядком;
- контроль за ходом реализации Программы осуществляет заместитель Главы города по социальной и молодежной политике.
6. Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы
Социальную эффективность Программы определяет система мер социальной поддержки и социальной помощи, предоставляемых гражданам наиболее социально незащищенной категории, что в итоге приведет к улучшению качества жизни, усилению социальной защищенности граждан пожилого возраста, проживающих в Нижневартовске, и оздоровлению социального климата города в целом.
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим состояние качества жизни отдельных категорий граждан, их социальную интеграцию в общество (таблица 8).
Таблица 8
N п/п
|
Наименование показателя результатов |
Базовый показатель на начало реализации Программы |
Значения показателя по годам |
Целевое значение показателя на момент окончания действия Программы |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||||
1. |
Размер социальной поддержки на 1-го неработающего пенсионера в виде единовременных социальных выплат (руб.) |
3 150 |
3 200 |
3 300 |
3 500 |
3 500 |
2. |
Удовлетворенность уровнем социальной поддержки и социальной помощи (проценты): - неработающие пенсионеры; - граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации |
2,5
3 |
3
3,5 |
3,5
5 |
5
7,5 |
5
7,5 |
3. |
Количество общественных объединений граждан льготной категории (единиц) |
14 |
15 |
16 |
17 |
17 |
4. |
Численность отдельной категории граждан, участвующей в культурно - досуговых и интеллектуальных мероприятиях программы (тыс. человек.) |
9 |
10 |
10,5 |
11 |
11 |
Оценка эффективности программных мероприятий будет производиться через наблюдение за изменениями социально-экономического положения социально незащищенного населения, проведение социологических опросов, анализ и мониторинг обращений граждан в администрацию города.
7. Перечень программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы (таблица 9) предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях её реализации.
Постановлением администрации муниципального образования г. Нижневартовск от 30 декабря 2010 г. N 1532 в подраздел 7.1. раздела 7 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
7.1. Социальная помощь и социальная поддержка для отдельных категорий граждан
Предусматривается осуществление мероприятий по оказанию социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан, проживающим на территории города Нижневартовска:
- неработающим пенсионерам и ветеранам Великой Отечественной войны: инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывшим узникам фашистских концлагерей, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", труженикам тыла;
- гражданам, оказавшимся в трудной или критической жизненной ситуации;
- гражданам, имеющим заслуги перед Отечеством и городом;
- детям - инвалидам;
- детям родителей-инвалидов до 16 лет;
- детям из многодетных семей;
- детям из семей ветеранов боевых действий локальных войн;
- опекаемым детям и детям из приемных семей.
Виды предоставления социальной поддержки и социальной помощи:
- социальная поддержка для неработающих пенсионеров и ветеранов Великой Отечественной войны: инвалидов и участников Великой Отечественной войны, вдов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших узников фашистских концлагерей, лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", тружеников тыла в виде единовременных социальных выплат. Размеры единовременных социальных выплат устанавливаются распоряжением администрации города, исходя из возможностей бюджета города;
- социальная помощь отдельным категориям граждан в виде частичного возмещения расходов на оплату годового комплекта городских периодических изданий "Варта" и "Местное время". Размер социальной помощи устанавливается распоряжением администрации города, исходя из возможностей бюджета города;
- социальная поддержка для граждан из числа бывших совершеннолетних узников фашистских концлагерей в виде возмещения расходов на оплату занимаемого жилого помещения и коммунальных услуг в размере, установленном решением Думы города;
- социальная поддержка отдельным категориям граждан в виде организации перевоза по остросоциальным нуждам. Категория граждан устанавливается постановлением администрации города;
- социальная помощь и социальная поддержка лицам, имеющим звание "Почетный гражданин города Нижневартовска", в размере, установленном решением Думы города;
- социальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной или критической жизненной ситуации, в виде единовременной материальной выплаты, размер которой определяется постановлением администрации города;
- социальная поддержка в виде возмещения расходов на оплату временного проживания отдельных категорий граждан, пострадавших от пожара, наводнения, урагана или их последствий, в учреждении (гостинице), оказывающем услуги по временному проживанию лиц без определенного места жительства.
Условия и порядок оказания социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан в городе Нижневартовске устанавливается постановлением администрации города.
Постановлением администрации муниципального образования г. Нижневартовск от 30 декабря 2010 г. N 1532 в пункт 7.2. раздела 7 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
7.2. Социальная интеграция отдельных категорий граждан
Предусматривается организация и проведение мероприятий, обеспечивающих благоприятные условия для реализации интеллектуальных и духовно-нравственных потребностей ветеранов, инвалидов, пожилых людей и других граждан, нуждающихся в посторонней помощи, повышение их роли в общественной жизни, поддержка и содействие деятельности общественных объединений льготной категорий граждан в реализации социально значимых проектов.
Таблица 9
Основные мероприятия долгосрочной целевой программы
"Комплексная программа социальной поддержки и социальной помощи
для отдельных категорий граждан в городе Нижневартовске на 2010-2012 годы"
тыс.руб. |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации муниципального образования г. Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 декабря... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.