Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению
Думы муниципального образования
города Нижневартовска
от 18 февраля 2011 г. N 880
Положение о порядке управления и распоряжения собственностью муниципального образования - город Нижневартовск
1. Общие положения
1.1. Положение о порядке управления и распоряжения собственностью муниципального образования - город Нижневартовск (далее Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями), от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изменениями), от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями), от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", Уставом города Нижневартовска (с изменениями), Положением о департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города, утвержденным распоряжением Главы города от 18.04.2006 N 438-р (с изменениями), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
1.2. Собственностью муниципального образования - город Нижневартовск (далее - муниципальная собственность) является имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию - город Нижневартовск (далее - Муниципальное образование).
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, за муниципальными казёнными предприятиями, муниципальными казёнными учреждениями, муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными автономными учреждениями на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.
Средства городского бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными казёнными предприятиями (далее - муниципальные предприятия), муниципальными казёнными учреждениями, муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными автономными учреждениями (далее - муниципальные учреждения), составляют казну Муниципального образования.
Термины "муниципальная собственность" и "муниципальное имущество", используемые в настоящем Положении, признаются равнозначными.
1.3. В состав муниципальной собственности входит:
- имущество, переданное Муниципальному образованию в результате разграничения государственной собственности на собственность Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и муниципальную собственность;
- имущество, переданное в муниципальную собственность из федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;
- имущество, переданное в муниципальную собственность организациями независимо от их формы собственности;
- имущество, приобретенное за счет средств бюджета города;
- имущество, приобретенное на доходы от использования муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление, в результате осуществления хозяйственной деятельности муниципальными предприятиями и разрешенной хозяйственной деятельности муниципальными учреждениями;
- плоды, продукция и доходы, полученные в результате использования объектов муниципальной собственности;
- имущество, переданное в муниципальную собственность другими органами местного самоуправления;
- муниципальные предприятия, муниципальные учреждения;
- ценные бумаги (акции, облигации, векселя и т.д.), принадлежащие Муниципальному образованию;
- имущество предприятий-банкротов, поступившее в муниципальную собственность в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
- имущество, переданное в муниципальную собственность по иным основаниям, предусмотренным законодательством.
Объекты муниципальной собственности могут находиться как на территории Муниципального образования, так и за его пределами.
2. Отношения, регулируемые Положением
2.1. Настоящее Положение регулирует:
- порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью Муниципального образования;
- порядок создания, ликвидации и реорганизации муниципальных унитарных предприятий, муниципальных казённых предприятий;
- порядок владения, пользования и распоряжения движимым и недвижимым имуществом, переданным муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, муниципальным казенным предприятиям, муниципальным казённым учреждениям, муниципальным бюджетным учреждениям, муниципальным автономным учреждениям - на праве оперативного управления;
- порядок передачи муниципального имущества в аренду, субаренду и расчетов по договору аренды при проведении капитального ремонта и реконструкции муниципального имущества;
- порядок участия Муниципального образования в хозяйственных обществах, управления и распоряжения акциями (долями) Муниципального образования в уставных капиталах хозяйственных обществ.
2.2. Действие настоящего Положения не распространяется на отношения, связанные с земельными, водными, лесными и иными природными ресурсами, а также средствами бюджета города.
3. Цели, принципы и задачи управления и распоряжения муниципальной собственностью
3.1. Целями управления и распоряжения муниципальной собственностью являются:
- укрепление материально-финансовой основы Муниципального образования;
- преумножение и улучшение муниципальной собственности, используемой для социально-экономического развития Муниципального образования;
- организация единообразного порядка управления муниципальным имуществом;
- создание условий эффективного использования муниципальной собственности;
- повышение эффективности работы городского хозяйства в целом и каждого муниципального предприятия, муниципального учреждения в отдельности;
- привлечение инвестиций и стимулирование предпринимательской активности на территории городского округа;
- реализация контролирующих функций органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью.
3.2. Управление и распоряжение муниципальной собственностью осуществляется на основе принципов законности, эффективности, подконтрольности, подотчетности, целевого использования муниципального имущества.
3.3. В указанных целях при управлении и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности, решаются задачи:
- увеличения неналоговых поступлений в бюджет города за счет вовлечения в гражданский оборот объектов муниципальной собственности, повышения эффективности их использования;
- сохранения и приумножения в составе муниципальной собственности имущества, управление и распоряжение которым обеспечивает увеличение доходов бюджета города, сохранения в муниципальной собственности имущества, необходимого для эффективного решения вопросов местного значения;
- оптимизации структуры муниципальной собственности;
- увеличения доходов от использования имущества, закрепленного за предприятиями, долей (пакетов акций) в хозяйственных обществах;
- осуществления контроля за эффективным использованием и сохранностью объектов муниципальной собственности, находящихся в казне города Нижневартовска, а также закрепленных за муниципальными предприятиями, муниципальными учреждениями;
- пообъектного учета имущества, составляющего муниципальную собственность, и его движения.
4. Реализация правомочий собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности
4.1. Муниципальное образование является собственником принадлежащего ему имущества.
4.2. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени Муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной Уставом города Нижневартовска, настоящим Положением, иными актами, определяющими статус этих органов.
4.3. Городская Дума:
а) определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
б) определяет порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, муниципальных казённых предприятий.
4.4. Администрация города:
а) управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
б) определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации муниципальных казённых учреждений, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных автономных учреждений;
в) принимает решение о создании, в том числе в лице определённого ею структурного подразделения администрации города выступает учредителем муниципальных предприятий, муниципальных учреждений, иных коммерческих и некоммерческих организаций;
г) ведет учет объектов муниципальной собственности;
д) обладает иными полномочиями в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уставом муниципального образования.
4.5. Полномочиями по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, от имени администрации города обладает департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города (далее - Департамент).
4.6. Департамент:
- ведет реестр (учет) объектов муниципальной собственности города, в том числе акций (паев, долей) в хозяйственных обществах, включая реестр муниципальных предприятий, муниципальных учреждений;
- организует работу по приёму объектов в муниципальную собственность и передаче объектов из муниципальной собственности по основаниям и в порядке, предусмотренными законодательством;
- ведет бюджетный учет нефинансовых активов имущества казны и финансовых вложений по счету "Акции и иные формы участия в капитале";
- закрепляет на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления за муниципальными казёнными предприятиями, муниципальными казёнными учреждениями, муниципальными бюджетными учреждениями и муниципальными автономными учреждениями муниципальное имущество, изымает муниципальное имущество по основаниям и в порядке, установленными законодательством и настоящим Положением, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью закреплённого имущества:
- организует работу по созданию, реорганизации и ликвидации в установленном порядке муниципальных предприятий, муниципальных учреждений;
- утверждает уставы муниципальных предприятий, муниципальных учреждений, в которых осуществляет права учредителя от имени администрации города, изменения и дополнения к ним, разделительные балансы и передаточные акты, отчеты;
- осуществляет от имени администрации города права собственника муниципального имущества в порядке, предусмотренном законодательством и Положением о Департаменте;
- от имени администрации города заключает сделки в отношении объектов муниципальной собственности:
а) купли-продажи, поставки, безвозмездного пользования (ссуды), мены, доверительного управления, аренды, хранения, страхования, безвозмездной передачи имущества (дарения, пожертвования), подряда, возмездного оказания услуг, коммерческой концессии, простого товарищества, об определении долей в имуществе;
б) договоров купли-продажи, мены, аренды, найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
в) о передаче муниципального имущества в залог, в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ;
г) заключение иных договоров, предусмотренных законодательством, с муниципальным имуществом и имуществом, приобретаемым в муниципальную собственность и отчуждаемым из муниципальной собственности;
- осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и Положением о Департаменте.
5. Порядок приобретения и отчуждения объектов муниципальной собственности
5.1. В отношении объектов муниципальной собственности могут совершаться любые сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, настоящему Положению.
5.2. Имущество принимается в муниципальную собственность и отчуждается на основании правовых актов администрации города, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
5.3. Решения об отчуждении либо приобретении объектов муниципальной собственности принимаются администрацией города в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изменениями), от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", иным законодательством и решением Думы города о приватизации.
5.4. При осуществлении сделок объекты муниципальной собственности подлежат независимой оценке в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Выбор оценщика осуществляется с соблюдением норм и правил, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении муниципального заказа.
6. Управление муниципальными предприятиями, муниципальными учреждениями
6.1. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных унитарных предприятий и муниципальных казённых предприятий определяется законодательством Российской Федерации и приложением 1 к настоящему Положению.
6.2. Управление муниципальными предприятиями, муниципальными учреждениями предполагает:
- оптимизацию их структуры и количества;
- контроль сохранности и целевого использования переданного им имущества;
- ежегодную разработку прогнозных показателей развития муниципальных предприятий;
- анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, финансовой деятельности муниципальных учреждений;
- подготовку предложений о внесении изменений в трудовой контракт с руководителем, о реорганизации, ликвидации, смене руководителя муниципальных предприятий, муниципальных учреждений.
6.3. Порядок управления муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, оперативном управлении муниципальных казённых предприятий, муниципальных казённых учреждений, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных автономных учреждений определяется законодательством Российской Федерации и приложением 2 к настоящему Положению.
6.4. Порядок, размер, льготы при отчислении части прибыли в бюджет города от использования имущества муниципальными предприятиями определяются Думой города Нижневартовска.
6.5. Порядок составления, утверждения и установления показателей плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности муниципального предприятия определяются администрацией города.
6.6. Муниципальное предприятие помимо резервного фонда формирует фонд накопления (развития), в который обязано направлять не менее 30% чистой прибыли на развитие производства.
Муниципальное предприятие также вправе формировать фонды потребления и социальной сферы. Порядок формирования и использования фондов потребления и социальной сферы определяется муниципальным предприятием самостоятельно, с учетом положений коллективного договора и законодательства.
6.7. Бухгалтерская отчетность муниципального предприятия подлежит обязательной аудиторской проверке независимым аудитором, которая проводится за счёт средств муниципального предприятия. Технические задания по проведению аудиторских проверок предварительно согласовываются с заместителем Главы города.
Выбор аудиторской организации осуществляется на конкурсной основе.
Отчеты о проведении аудиторской проверки муниципальное предприятие представляет в Департамент и структурное подразделение администрации города, курирующее его деятельность.
6.8. При неудовлетворительных результатах финансово-хозяйственной деятельности муниципальное предприятие обязано вместе с отчётным балансом представить в Департамент мероприятия по финансовому оздоровлению для рассмотрения возникшей ситуации городской комиссией по контролю за деятельностью предприятий и учреждений, создаваемой администрацией города.
Муниципальное унитарное предприятие, муниципальное казённое предприятие обязаны ставить в известность Департамент и руководителя структурного подразделения администрации города, курирующего деятельность такого предприятия, о признаках несостоятельности (банкротства).
6.9. При неудовлетворительных результатах финансово-хозяйственной деятельности и отсутствии механизмов финансового оздоровления муниципального унитарного предприятия, муниципального казённого предприятия либо их неэффективности такие предприятия подлежат ликвидации.
Предложения о ликвидации направляются Главе города Департаментом, структурным подразделением администрации города, курирующим деятельность муниципального предприятия, муниципальным предприятием.
7. Порядок направления в городской бюджет доходов от использования муниципальной собственности
7.1. К доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, относятся:
- средства, получаемые от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- доходы по акциям, принадлежащим Муниципальному образованию, в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ;
- часть прибыли муниципальных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- доходы от приватизации объектов муниципальной собственности;
- иные предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования объектов муниципальной собственности.
7.2. Доходы от использования муниципальной собственности относятся к неналоговым видам доходов и перечисляются в городской бюджет.
8. Другие положения
8.1. Порядок передачи муниципального имущества в аренду, субаренду и взаиморасчетов по договору аренды при проведении капитального ремонта и реконструкции муниципального имущества определяется законодательством Российской Федерации и приложением 3 к настоящему Положению.
8.2. Порядок участия Муниципального образования в хозяйственных обществах определяется законодательством Российской Федерации и приложением 4 к настоящему Положению.
8.3. Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным решением Думы города.
8.4. Финансирование всех необходимых мероприятий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, включая:
- расходы по проведению технической инвентаризации, в том числе первичной, плановой, внеплановой, бесхозяйных объектов и объектов, находящихся в муниципальной собственности;
- расходы по государственной регистрации прав на муниципальное имущество и имущество, приобретаемое в муниципальную собственность и отчуждаемое из муниципальной собственности, и сделок с ним, включая оплату государственной пошлины, в том числе и при обращении в судебные органы с заявлениями о признании права муниципальной собственности на объекты недвижимости, об установлении юридических фактов, включая различные факты по выморочному имуществу;
- расходы по проведению оценки бесхозяйных объектов и объектов, находящихся в муниципальной собственности, и страхованию объектов муниципальной собственности в случаях, предусмотренных законодательством;
- расчеты по договорам на приобретение объектов в муниципальную собственность;
- расчеты по иным договорам, предусмотренным законодательством, с муниципальным имуществом и имуществом, приобретаемым в муниципальную собственность;
- расчеты по компенсации затрат в случаях, предусмотренных законодательством;
- расходы по сносу объектов муниципального жилищного фонда, иных муниципальных объектов;
- расходы по содержанию объектов муниципальной казны,
а также иные расходы, предусмотренные федеральным законодательством, правовыми актами органов местного самоуправления по объектам казны и бесхозяйным объектам осуществляются за счет бюджетных средств муниципального образования и иных законных источников.
8.5. Перечень муниципального имущества, подлежащего передаче во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, а также некоммерческим организациям утверждается администрацией города.
Порядок и условия предоставления муниципального имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства определяются законодательством, а также приложением 3 к Положению.
8.6. Предоставление информации об объектах муниципальной собственности, предназначенных для передачи в аренду, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляется администрацией города путем:
- размещения на официальном сайте органов местного самоуправления города Нижневартовска перечней муниципального имущества, подлежащего передаче в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, а также некоммерческим организациям;
- размещения на официальном сайте органов местного самоуправления города Нижневартовска информационных сообщений (извещений) о проведении торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества;
- направления информации об объектах, в отношении которых осуществляется прием заявок на участие в торгах на право аренды, в том числе в форме электронного документа, по запросам заинтересованных лиц, в том числе в форме электронного документа, поступившим в департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города, в течение 5 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.