Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Г.А. Сахиповой,
судей А.Р. Гаянова, С.А. Телешовой,
при секретаре судебного заседания Р.Р. Галиевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе А.Е.Пономарева на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 4октября2018 года, которым его иск к Управлению Пенсионного Фонда РФ по РТ в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске о признании решения незаконным в части, не включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности включения периодов в специальный стаж и назначении пенсии оставлен без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя А.Е.Пономарева - К.Х.Уденазарова, поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.Е. Пономарев обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске о признании решения незаконным в части не включения периода работы в специальный стаж, возложении такой обязанности и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указал, что решением ответчика от 13 июня 2018 года в удовлетворении его заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет.
В специальный стаж не включены периоды работы с 1августа1980 года по 4мая1982 года в качестве составителя поездов в железнодорожном цеху ПО "Нижнекамскшина", и период работы с 21 февраля 1994 года по 12 апреля 1997 года в качестве мастера участка ТОО "Престиж".
Считая отказ незаконным, истец просил суд возложить на ответчика обязанность включить в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанные периоды и назначить пенсию с момента возникновения у него права.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Судом принято решение об отказе.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на его принятие в нарушение норм материального права, обязывающего возможность суммирования периодов работы с учетом которых он имеет требуемый специальный стаж для назначения пенсии с уменьшением возраста. По его мнению, стаж истца с 21 февраля 1994 года по 12 апреля 1997 года в качестве маляра участка в ТОО "Престиж" подтверждён относимыми и допустимыми доказательствами.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, в связи с чем, судебной коллегией определено о рассмотрении дела без его участия.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет; страховая пенсия назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
В силу пункта 5 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 4 июня 2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением УПФР от 13 июня 2018 N645951 в установлении пенсии по указанным основаниям отказано в виду отсутствия требуемого стажа работы с тяжелыми условиями труда, позволяющего назначение пенсии с уменьшением возраста до 56 лет, не менее 10 лет, выработано 9 лет 25 дней.
В специальный стаж не были включены периоды работы с 1 августа 1980 года по 4 мая 1982 года в качестве составителя поездов в железнодорожном цеху ПО "Нижнекамскшина", и период работы с 21 февраля 1994 года по 12 апреля 1997 года в качестве мастера участка ТОО "Престиж".
Разрешая требования А.Е. Пономарева и отказывая в их удовлетворении в полном объеме, суд первой инстанции указал на обоснованность решения пенсионного фонда.
С выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности включить истцу в специальный страховой стаж период его работы в должности составителя поездов с 1 августа 1980 года по 4 мая 1982 года и, соответственно, признания незаконным решения пенсионного фонда в указанной части, судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "Осписках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона о страховых пенсиях при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утв. постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 272.
Названным Списком N 272 предусмотрена профессия "составители поездов".
До 1января1992 года профессии и должности рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте, которым государственная пенсия могла устанавливаться на льготных условиях, были включены в Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР N 1173 от 22.08.1956, в разделе XXX "Транспорт" которого профессии (должности) как "составители поездов", "помощники составителей" отсутствуют.
Кроме того, согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Под полным рабочим днем, согласно п. 5 разъяснения Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей... ", понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Между тем, данные разъяснения были утверждены после 1 января 1992 года, до указанной даты подтверждение полной занятости на работах с особыми условиями труда согласно действовавшему на тот период времени законодательству не требовалось.
Таким образом, учитывая, что профессии "составитель поездов" предусмотрены вышеназванными Списками, утв. постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 272, до 1 января 1992 года не требовалось документальное подтверждение полной занятости на соответствующих видах работ, материалами гражданского дела подтверждается работа истца в спорный период в тяжелых условиях труда, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в указанной части не основаны на законе. а потому решение суда в части отказа А.Е. Пономарева в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения пенсионного фонда и возложении обязанности на ответчика включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы истца с 1 августа 1980 года по 4 мая 1982 года в качестве составителя поездов в железнодорожном цеху ПО "Нижнекамскшина" подлежит отмене с принятием нового об удовлетворении исковых требований.
В остальной части с решением суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Согласно пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В соответствии со Списком N 2 раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", утвержденным Кабинетом Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются мастера строительных и монтажных работ код 2290100б-23419.
В абзаце 5 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Из трудовой книжки истца следует, что в период с 21 февраля 1994 года по 12 апреля 1997 года он работал в качестве мастера участка ТОО "Престиж".
Между тем, выполнение истцом должностных полномочий мастера строительных и монтажных работ в ТОО "Престиж" документально, архивными не подтверждено.
При таких обстоятельствах, решение суда об отказе в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж периода работы с 21 февраля 1994 года по 12 апреля 1997 года в качестве мастера участка ТОО "Престиж" является обоснованным и отмене не подлежит.
Кроме того, согласно абз. 3 п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N516 при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном правилами, предусмотрено суммирование периодов работ с тяжелыми условиями труда и с работами на железнодорожном транспорте.
При этом, назначение пенсии на льготных условиях осуществляется в порядке, предусмотренном абз. 1 пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ по достижении специального стажа продолжительностью 12 лет 6 месяцев.
Стаж А.Е. Пономарева в результате суммирования периодов работы в железнодорожном цеху ПО "Нижнекамскшина" и периода, учтенного УПФ при обращении с заявлением об установлении пенсии составил 10 лет 9 месяцев и 29 дней, что менее предусмотренного законом периода 12 лет и 6 месяцев.
С учетом изложенного судом первой инстанции верно применена норма материального права в части возможности снижения возраста при суммировании специального стажа, что привело к обоснованному выводам о невозможности назначения истцу пенсии с понижением возраста в 56 лет. Отсутствие требуемого специального стажа продолжительностью в 12 лет и 6 месяцев лишает истца права на назначение льготной пенсии.
С учетом изложенного, решение суда в части отказа во включении в специальный стаж истца периода работы с 1 августа 1980 года по 4 мая 1982 года в качестве составителя поездов в железнодорожном цеху ПО "Нижнекамскшина" и его суммировании с периодами работы во вредных условиях нельзя признать обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении данных требований.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 п.4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 4октября 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении требований А.Е.Пономарева о включении в специальный стаж периода его работы с 1 августа 1980 года по 4 мая 1982 года в качестве составителя поездов в железнодорожном цеху ПО "Нижнекамскшина" и их суммировании с периодами работы во вредных условиях и принять новое решение об их удовлетворении.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.