Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Оценка текущего уровня оказания муниципальной услуги
В данном разделе Программы представлена оценка и количественная информация, отражающая основные характеристики и оценку текущего уровня оказания муниципальной услуги по следующим критериям:
- объем оказания муниципальной услуги;
- доступность муниципальной услуги;
- качество оказания муниципальной услуги;
- объем расходов на оказание муниципальной услуги;
- цена муниципальной услуги;
- регулярность оказания муниципальной услуги.
Показатели, характеризующие уровень оказания муниципальной услуги, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели, характеризующие уровень оказания муниципальной услуги
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год (оценка) |
1. Объем оказания муниципальной услуги | ||||||
1.1. |
Количество получателей муниципальной услуги |
чел. |
80 288 |
71 039 |
58 700 |
61 829 |
1.2. |
Охват населения библиотечным обслуживанием |
% |
33 |
29 |
23,8 |
24,8 |
1.3. |
Количество выданных экземпляров документов учреждениями библиотечного обслуживания населения (число книговыдач) |
экз. |
1 167 594 |
1 060 590 |
1 050 856 |
1 148 619 |
1.4. |
Количество посещений |
пос. |
460 175 |
421 202 |
406 031 |
450 129 |
1.5. |
Среднее число обращений на сайт МБУ "БИС" удаленными пользователями на 1 тысячу человек населения |
пос. |
6,6 |
31,3 |
63,4 |
89 |
1.6. |
Количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек |
экз. |
472 950 |
498 789 |
506 023 |
511 000 |
1.7. |
Количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1 тысячу человек населения |
экз. |
1 949 |
2 038,4 |
2 047,8 |
2 057,2 |
1.8. |
Количество библиографических справок |
справка |
18 484 |
15 742 |
22 521 |
19 090 |
2. Доступность муниципальной услуги | ||||||
2.1. |
Обеспеченность города библиотеками согласно нормативу |
% |
99 |
98 |
97 |
88 |
Натуральный показатель |
ед. |
24 |
24 |
24 |
22 |
|
2.2. |
Общая площадь библиотек города |
кв. м |
7 355 |
8 579 |
8 910 |
8 910 |
2.3. |
Доля библиотек, имеющих доступ в Интернет, от общего числа |
% |
66,7 |
70,8 |
75 |
95,5 |
Натуральный показатель |
ед. |
15 |
19 |
18 |
20 |
|
2.4. |
Наличие центров общественного доступа |
ед. |
4 |
8 |
8 |
8 |
3. Качество оказания муниципальной услуги | ||||||
3.1. |
Прирост книжных фондов |
% |
4,2 |
5,2 |
1,4 |
1 |
Натуральный показатель (норматив - 3%) |
экз. |
19 864 |
25 937 |
7 234 |
5 000 |
|
3.2. |
Доля библиотечного фонда, отраженного в электронном каталоге |
% |
38 |
38 |
74 |
83 |
Натуральный показатель |
экз. |
180 154 |
188 991 |
374 751 |
442 185 |
|
3.3. |
Доля библиотечных работников с высшим образованием |
% |
59,4 |
62 |
62,5 |
63 |
3.4. |
Удовлетворенность населения качеством оказания муниципальной услуги "Библиотечное обслуживание населения", |
% |
- |
- |
- |
66,8 |
из числа ответивших |
|
- |
- |
- |
89,8 |
|
4. Объем расходов на оказание муниципальной услуги | ||||||
4.1. |
Совокупный объем расходов на оказание муниципальной услуги за счет всех источников, в том числе: |
тыс. руб. |
77 423 |
90 765 |
78 299,2 |
90 211,8 |
финансирование из бюджета города |
тыс. руб. |
76 708 |
89 757 |
77 200,9 |
89 409,7 |
|
финансирование за счет средств от платных услуг и иной приносящей доход деятельности |
тыс. руб. |
715 |
1 008 |
1 098,3 |
802,1 |
|
4.2. |
Удельный совокупный объем расходов на оказание муниципальной услуги в расчете на одного жителя города в год |
руб. |
319 |
371 |
317 |
361,7 |
4.3. |
Удельный совокупный объем расходов на оказание муниципальной услуги в расчете на одного получателя в год |
руб. |
964 |
1 278 |
1 334 |
1 459 |
5. Регулярность оказания муниципальной услуги | ||||||
5.1. |
Количество рабочих дней в году |
дн. |
243 |
243 |
241 |
249 |
5.2. |
Минимальное количество рабочих часов в день |
час. |
7 |
7 |
7 |
7 |
5.3. |
Минимальное количество рабочих дней в неделю |
дн. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5.4. |
Максимальное количество дней вынужденного непредоставления муниципальной услуги (санитарных дней) |
дн. |
- |
- |
- |
12 |
Объем оказания муниципальной услуги
Показатели объема муниципальной услуги:
- количество получателей муниципальной услуги;
- охват населения библиотечным обслуживанием;
- количество выданных экземпляров (число книговыдач);
- количество посещений;
- количество массовых мероприятий;
- количество библиографических справок;
- среднее число обращений к электронной библиотечно-информационной сети удаленными пользователями на 1 тысячу человек населения;
- количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на одного жителя (средняя книгообеспеченность).
За период 2007 - 2009 годов объем оказания муниципальной услуги, характеризуемый числом читателей, сократился на 26,9%. Значительное снижение количества читателей в 2009 году произошло из-за потери части записей при переносе базы данных на новую автоматизированную библиотечно-информационную систему ИРБИС-64 и изменившейся, в связи с этим, технологией учета. При этом отмечается снижение посещений библиотек на 11,8% (в 2009 году - 406 тыс. пос.) и книговыдач на 10% (в 2009 году - 1 051 тыс. экз.), что обусловлено, главным образом, недостаточным комплектованием библиотек, в том числе периодическими изданиями.
Число читателей муниципальных библиотек в 2009 году составило 58 700 чел., из них число детей до 14 лет - 23 061 чел., что составляет 39% от общего числа пользователей (29% в 2007 году). Процент охвата населения обслуживанием в муниципальных библиотеках в 2009 году составил 23,8%.
По оценке количество читателей в 2010 году составило 61 829 чел. Процент охвата населения библиотечным обслуживанием равен 24,8%.
Книгообеспеченность одного жителя города фондами муниципальных библиотек в 2009 году составила 2 книги. По сравнению с 2007 годом значение данного показателя возросло на 5%.
Оценка: уровень объема оказания муниципальной услуги можно оценить как достаточный.
Доступность муниципальной услуги
Показатели доступности муниципальной услуги:
- территориальная доступность;
- обеспеченность библиотеками;
- доля оказания муниципальной услуги через Интернет.
Каждый житель города имеет право на общих основаниях стать пользователем той библиотеки, которая подходит ему по интересам, месторасположению, объему и составу фондов и услуг, возрастной группе.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями), на основании постановления Главы города от 21.04.94 N 250 "Об утверждении муниципальной информационно-библиотечной системы" было создано муниципальное учреждение "Библиотечно-информационная система" (далее - МУ "БИС"). Распоряжением администрации города от 28.05.2009 N 760-р наименование МУ "БИС" изменено на муниципальное бюджетное учреждение "Библиотечно-информационная система" (далее - МБУ "БИС").
В настоящее время МБУ "БИС" объединяет 22 муниципальные библиотеки, из них две библиотеки располагаются в одном помещении с общим входом, гардеробом, помещениями общественного пользования, являясь по сути одной библиотекой, а именно: Городская библиотека N 1 и Детская библиотека N 1.
Библиотеки размещены по городу неравномерно. В микрорайонах N N 8, 9, 9а, 10б, квартале "Молодежный", Прибрежной зоне, пос. Дивный, пос. Солнечный стационарные библиотеки отсутствуют. Существенным фактором, снижающим уровень доступности муниципальной услуги, является отсутствие детских библиотек в указанных районах. Размещение сети библиотек на территории города не вполне соответствует требованиям доступности*(1) (рис. 1).
Общая площадь помещений библиотек составляет 8 910,7 кв.м. Согласно Базовым нормам организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований (РБА, 2007) нормативная обеспеченность библиотечными площадями, исходя из численности населения, должна составлять не менее 14 748 кв.м. Таким образом, обеспеченность библиотечными площадями составляет всего 60%.
В сети муниципальных библиотек города Нижневартовска произошли изменения в связи с объединением библиотек, находящихся в одном помещении (Городская библиотека N 8 и Детская библиотека N 8, Городская библиотека N 12 и Детская библиотека N 9). В связи с этим численный норматив обеспеченности города библиотеками составляет 88%.
Возросла доля муниципальной услуги, доступной через Интернет, что расширяет возможности доступа к библиотечному обслуживанию. МБУ "БИС", с точки зрения информационных систем, представляет собой корпоративную территориально распределенную высокотехнологичную информационную систему, объединенную оптоволоконными каналами связи. Автоматизированные сервисы функционируют на 10 центральных серверах. В результате проведенной в 2008 - 2010 годах работы библиотечная система города насчитывает 20 библиотек, объединенных оптоволоконными каналами связи. Посредством удаленной связи в Городской библиотеке N 1 осуществляется автоматизированное обслуживание читателей.
"Сеть муниципальных библиотек города Нижневартовска"
Центральная городская библиотека представляет собой основной телекоммуникационный узел. С 2007 года введен в эксплуатацию сервис ЕПС, который централизовал и унифицировал доступ ко всем крупным информационным ресурсам библиотечной системы: нормативно-правовым базам данных (Гарант, Консультант Плюс), внешним сайтам органов власти, адресно-правовой системе "ДубльГис", энциклопедическим электронным ресурсам "Рубрикон", "Медиатека Кирилла и Мефодия", "Википедия", собственным библиотечно-информационным ресурсам (сайт МБУ "БИС", электронный каталог).
В части библиотек, структурных подразделений МБУ "БИС", смонтированы локальные проводные сети. Небольшие библиотеки, насчитывающие не более 5 локальных станций, в качестве локальной сетевой среды используют беспроводные системы связи стандарта 802.11 b/g. Доступ в сеть Интернет организован по гетерогенной схеме. Используются как широкополосные наземные каналы, так и высокоскоростное спутниковое симплексное подключение в рамках проекта "Культура ComSat".
В 8 библиотеках открыты центры общественного доступа, в том числе для детей, подростков, горожан с ограничениями в жизнедеятельности.
Оценка: уровень доступности муниципальной услуги можно оценить как не вполне достаточный.
Качество оказания муниципальной услуги
Показатели качества муниципальной услуги:
- обновление библиотечного фонда;
- доля библиотечного фонда, отраженного в электронном каталоге;
- кадровые ресурсы;
- требования к помещениям библиотек.
Объем фонда МБУ "БИС" на конец 2009 года составил 506 023 единицы; в сравнении с 2007 годом фонд увеличился на 33 073 экземпляра.
Проведенный мониторинг расходов на комплектование за период 2007-2010 годов позволил сделать вывод, что эффективность библиотечного обслуживания (рост/уменьшение цифровых показателей) напрямую зависит от объемов новых поступлений литературы.
Особой проблемой стало сокращение объема периодических изданий, получаемых библиотеками МБУ "БИС". Согласно Модельному стандарту деятельности публичных библиотек объем фонда периодических изданий должен быть не менее 10 наименований на 1 тысячу жителей. В МБУ "БИС" данный показатель в 2010 году составил 0,6 наименования. В результате в библиотеки поступает лишь 340 комплектов на 22 библиотеки (около 16 наименований на одну библиотеку), тогда как базовая обеспеченность крупной публичной библиотеки должна составлять не менее 150 названий газет и журналов.
На начало 2010 года объем библиографической базы данных МБУ "БИС" составил 376 519 записей, в том числе электронный каталог - 195 020 записей.
Объем собственных баз данных равен 692 315 записям, в том числе библиографическая база данных соответствует 376 519 записям. База данных читателей в 2009 году начала формироваться заново и составила 7 287 записей. Предметные рубрики составили 159 777 записей, база данных "Авторы" - 148 732 записи.
В течение 2009 года продолжалось формирование электронного каталога. Введено 50 019 новых поступлений документов, расписаны 5 692 аналитические статьи из книг и периодических изданий.
В 2009 году в связи с переходом на новую автоматизированную библиотечную систему ИРБИС-64 был приостановлен ввод в электронную базу данных ретроспективного фонда Центральной детской библиотеки и Городской библиотеки N 8.
В 2009 году численность библиотечных работников в муниципальных библиотеках по сравнению с 2007 годом снизилась на 3% и составила 136 чел. При этом выросла квалификация персонала - число работников с высшим образованием увеличилось на 3,1% (доля работников с высшим образованием увеличилась до 62,5%).
В 2009 году две библиотеки (Городская библиотека N 9 и Детская библиотека N 6) переехали в новые помещения в 17 квартале Восточного микрорайона, благодаря чему существенно улучшились условия для обслуживания читателей: площади библиотек увеличились более чем в два раза. В связи с перемещением Детской библиотеки N 6 и высвобождением площадей увеличились площади Городской библиотеки N 14. Чтобы не оставлять детское население 10 микрорайона без библиотечного обслуживания на базе библиотеки открыт детский отдел.
Расширились площади Городской библиотеки N 8 и Городской библиотеки N 4 в связи с передачей МБУ "БИС" в оперативное управление дополнительных площадей, которые будут использоваться для обслуживания читателей.
В 2009 году улучшилось обслуживание детей 2 микрорайона (не имеющего детской библиотеки) благодаря тому, что в Городскую библиотеку N 3 в рамках внутрисистемного обмена во временное пользование был передан небольшой фонд детских изданий. В Детской библиотеке N 3 открыт специализированный отдел для дошкольников и руководителей детским чтением.
Требуется капитальный (Центральная детская библиотека, Городская библиотека N 1, Детская библиотека N 1, Городская библиотека N 3, Городская библиотека N 6, Городская библиотека N 8, Городская библиотека N 10, Городская библиотека N 11, Городская библиотека N 12, Детская библиотека N 4) и текущий (Городская библиотека N 5, Городская библиотека N 13, Городская библиотека N 14, Детско-юношеская библиотека N 7, Детско-юношеская библиотека N 10) ремонты в помещениях библиотек, капитальный ремонт кровли Городской библиотеки N 8, Городской библиотеки N 12. Необходимо оборудовать отдельным входом библиотеки, находящиеся в жилых домах.
Нарушения принятых стандартов и норм оказания муниципальной услуги отмечаются в части требований к помещениям, в которых оказывается услуга. Устранение их требует значительных средств на реконструкцию помещений и капитальные приобретения.
Оценка: уровень качества муниципальной услуги можно оценить как не вполне достаточный.
Объем расходов на оказание муниципальной услуги
Показатели объема расходов на оказание муниципальной услуги:
- совокупный объем расходов на оказание муниципальной услуги;
- структура расходов (по источникам финансирования);
- удельные показатели расходов.
Совокупный объем расходов на оказание муниципальной услуги в 2009 году в сравнении с 2007 годом увеличился на 1,1% или на 876,2 тыс. рублей.
98,6% совокупного объема расходов составляют средства бюджета города.
Удельный совокупный объем расходов на оказание муниципальной услуги в расчете на одного жителя города в 2009 году составил 317 рублей*(2), что ниже уровня 2007 года на 0,6%.
Удельный совокупный объем расходов на оказание муниципальной услуги в расчете на одного получателя в 2009 году составил 1 334 рубля, что выше уровня 2007 года на 38,4%.
По предварительной оценке в 2010 году удельный совокупный объем расходов на оказание муниципальной услуги в расчете на одного жителя города и на одного получателя составил 361,7 рубля и 1 459 рублей соответственно.
При соотнесении удельного совокупного объема расходов на оказание муниципальной услуги в 2009 году (317 рублей) и числа книг на одного жителя города (2,0) получили стоимость содержания одной книги для жителя города - 158,5 рубля. Средняя рыночная стоимость книги в магазинах города составляет около 400 рублей.
Оценка: объем расходов на оказание муниципальной услуги можно оценить как достаточный.
Цена муниципальной услуги
Данная услуга оказывается жителям города бесплатно. Дополнительные услуги (ксерокопирование, распечатка и др.) оплачиваются согласно утвержденным прейскурантам.
Регулярность оказания муниципальной услуги
Показатели регулярности оказания муниципальной услуги:
- количество рабочих дней в году;
- минимальное количество рабочих часов в день;
- минимальное количество рабочих дней в неделю;
- максимальное количество дней вынужденного непредоставления муниципальной услуги.
Библиотеки работают по скользящему графику в соответствии с установленным расписанием.
Оценка: уровень регулярности оказания муниципальной услуги можно оценить как достаточный.
Общее резюме
Муниципальная услуга "Библиотечное обслуживание населения" в целом оказывается на достаточном уровне.
Каждый житель города имеет право на общих основаниях стать пользователем той библиотеки, которая подходит ему по интересам, месторасположению, объему и составу фондов и услуг, возрастной группе.
Основным фактором, положительно влияющим на уровень библиотечного обслуживания и качество жизни горожан в целом, а также на выполнение контрольных показателей, является поступление новой литературы. Согласно рекомендациям Российской Библиотечной Ассоциации и международных библиотечных стандартов в составе библиотечного фонда должно быть не менее 50% наименований новых изданий на различных носителях. Именно это обеспечивает значимость библиотек для населения. Именно от этого зависит выполнение показателей Программы. При минимальном поступлении новых изданий невозможно выполнять данные показатели, так как читатели, прежде всего ориентированы на новые издания, в том числе на газеты и журналы.
Ключевой проблемой остается и качество муниципальной услуги в связи с низкими показателями состояния материально-технической базы библиотек в части требований к помещениям, в которых она оказывается (16 библиотек).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.