Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Оценка текущего уровня оказания муниципальной услуги
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
В данном разделе Программы представлена оценка и количественная информация, отражающая основные характеристики и оценку текущего уровня оказания муниципальной услуги по следующим критериям:
- объем оказания муниципальной услуги;
- доступность муниципальной услуги;
- качество оказания муниципальной услуги;
- объем расходов на оказание муниципальной услуги;
- цена муниципальной услуги;
- регулярность оказания муниципальной услуги.
1.1. Объем оказания муниципальной услуги
Показатели объема оказания муниципальной услуги:
- число мест в учреждениях дополнительного образования детей;
- численность детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей;
- доля обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей от общей численности детей 1-9 классов общеобразовательных школ, проживающих в городе;
- количество учеников с ограниченными возможностями.
На основании социального норматива, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.96 N 1063-р (с изменениями), доля детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей, должна составлять 12% от общей численности детей (учащихся 1-9 классов общеобразовательных школ), проживающих в городе.
По предварительной оценке число обучающихся на начало 2010 - 2011 учебного года в учреждениях дополнительного образования на территории города Нижневартовска составило 2 550 человек (темп роста 2007/2009 годов - 114,3%), из которых наибольший удельный вес приходится на обучающихся детских школ искусств - 86,7%, что составляет 2 210 человек.
Доля детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей, составляет 77,5% от утвержденного норматива. Однако, с точки зрения имеющихся мощностей ресурсов учреждений дополнительного образования детей, существующий объем оказания муниципальной услуги можно считать достаточным. Количество учеников с ограниченными возможностями в период с 2007 по 2009 годы увеличилось на 2,7% (с 37 до 38 человек).
Оценка: уровень объема оказания муниципальной услуги можно оценить как условно достаточный.
1.2. Доступность муниципальной услуги
Показатели доступности муниципальной услуги:
- территориальная доступность;
- обеспеченность учреждениями дополнительного образования детей.
Учреждения дополнительного образования на территории города Нижневартовска расположены:
- Детская музыкальная школа имени Юрия Дмитриевича Кузнецова в 7 микрорайоне;
- Детская школа искусств N 1 - в парковой зоне;
- Детская школа искусств N 2 - в 14 микрорайоне;
- Детская школа искусств N 3 в - 10 г микрорайоне.
В остальных микрорайонах города расположены филиалы (учебные классы) учреждений дополнительного образования детей: Детская школа искусств N 1 - в 6 микрорайоне города (МОСШ N 31), Детская школа искусств N 2 - в 10 микрорайоне города (МОСШ N 34), в прибрежной зоне - 2 (МОСШ N 32), Детская музыкальная школа имени Юрия Дмитриевича Кузнецова - в 15 микрорайоне города (МОУ гимназия N 2), что облегчает доступ детей к получению данной услуги (рис. 1). После открытия Детской школы искусств N 3 облегчен географический доступ к услуге для детей, проживающих в районе МЖК, в 10а, 10б, 10в микрорайонах.
Доступность предоставления дополнительного образования для получателя определяется наличием бюджетных мест в учреждениях дополнительного образования детей.
Обеспеченность учебными площадями учреждений дополнительного образования детей и число обучающихся в период с 2007 по 2009 годы не изменились, что на текущий момент не полностью удовлетворяет потребности в обучении детей в школах искусств, что, в свою очередь, отражается в наличии доли отказов в предоставлении данной услуги ввиду отсутствия свободных мест.
Сегодня дополнительное образование детей - это свобода выбора, которая способствует осознанному самоопределению, развивает самостоятельность, формирует привычки созидательного труда. Заложенные в дополнительном образовании возможности реализуются не спонтанно, а благодаря целенаправленному педагогическому сопровождению.
За период с 2007 по 2009 годы в учреждениях дополнительного образования детей возросло количество отделений и специализаций с 9 до 12; в учебные планы введены новые предметы: по классу синтезатора, композиции, фольклора, эстрадного вокала и компьютерных программ разных направлений. Увеличение числа образовательных программ, широкий выбор и их вариативность позволяет организовывать образовательный процесс с максимальной ориентацией на возрастные категории, а также индивидуальные интересы и способности обучающихся.
Расширены возможности получения дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями развития (для них разработаны специальные адаптированные программы с учетом заболеваний): приобретено специальное компьютерное оборудование, началось активное введение информационных и компьютерных технологий в учебные планы и программы. Разнообразие широкого спектра образовательных программ дает возможность выбора для потребителей услуги.
Количество образовательных программ, реализуемых в учреждениях дополнительного образования детей, в 2009 году - 58, в т.ч. 49*(1) типовых и 9 адаптированных:
- Детская музыкальная школа имени Юрия Дмитриевича Кузнецова - 20 типовых и 4 адаптированных;
- Детская школа искусств N 1 - 35 типовых и 1 адаптированная;
- Детская школа искусств N 2 - 36 типовых и 4 адаптированных.
Темп роста (2007/2009 годах) составил 23,4%.
Наибольший удельный вес в структуре обучающихся на начало 2009-2010 учебного года в учреждениях дополнительного образования детей на территории города Нижневартовска приходится на художественное отделение (21,7% или 483 человека), фортепианное (17,6% или 392 человека), народных инструментов (17,3% или 385 человек), хореографическое (15,5% или 346 человек).
Оценка: уровень доступности муниципальной услуги можно оценить как достаточный.
"Сеть учреждений дополнительного образования детей г. Нижневартовска"
1.3. Качество оказания муниципальной услуги
Эффективность системы дополнительного образования необходимо оценивать по совокупной шкале социального результата во всех направлениях деятельности учреждений дополнительного образования детей. Основными показателями, позволяющими оценить качество оказания муниципальной услуги, могут являться:
- сохранность контингента обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей;
- соблюдение стандарта качества образовательного процесса;
- результативность учебно-воспитательного процесса: доля обучающихся, полностью освоивших учебные программы в общем контингенте, количество проведенных внеклассных мероприятий и охват ими обучающихся, наличие победителей профильных конкурсов и олимпиад;
- наличие квалифицированного кадрово-педагогического состава;
- обновление парка инструментов и специального оборудования.
Одним из главных показателей результативности учебно-воспитательного процесса является доля обучающихся в общем контингенте, полностью освоивших учебные программы.
Повышение уровня общего культурного кругозора учащихся, ранняя профессиональная ориентация достигаются посредством проведения внеклассных мероприятий, мастер-классов и охвата ими учащихся.
В современных условиях особое значение приобретают кадровые ресурсы, поскольку от них, в первую очередь, зависит развитие системы дополнительного образования. В 2009-2010 учебном году численность педагогов учреждений дополнительного образования детей составила 170 человек, из них: число работников с высшим образованием - 107 человек (доля работников с высшим образованием составляет 63%), число работников со средним специальным образованием - 63 человека (доля работников со средним образованием - 37%). В 2009 году число педагогов со стажем работы свыше 10 лет составило 96,5% от общего числа педагогов, что соответствует 164 человекам.
Основным проблемным аспектом качественного оказания услуги является обновление состояния парка музыкальных инструментов и специального оборудования: износ музыкальных инструментов по всем учреждениям составляет 52%; недостаток техники и оборудования, необходимых для осуществления образовательного процесса, составляет 12,6%. Также в пополнении и обновлении нуждаются фонды методической и музыкальной литературы. Укрепление материально-технической базы, обновление специального оборудования учреждений дополнительного образования детей, оснащение их световой и звуковой техникой, музыкальными инструментами будет способствовать созданию условий для творческой деятельности и образовательного процесса, развитию инфраструктуры отрасли, повышению качества предоставляемых муниципальных услуг в сфере культуры.
Оценка: уровень качества оказания муниципальной услуги можно оценить как условно достаточный.
1.4. Объем расходов на оказание муниципальной услуги
Показатели объема расходов на оказание муниципальной услуги:
- совокупный объем расходов на оказание муниципальной услуги;
- структура расходов (по источникам финансирования);
- удельные показатели расходов.
В течение 2007-2009 годов совокупный объем расходов на оказание муниципальной услуги уменьшился на 6,91% и в 2009 году составил 112 420,1 тыс. рублей.
Удельный совокупный объем расходов на оказание муниципальной услуги в расчете на одного жителя города в 2009 году составил 454,96 руб. *(2), что ниже уровня 2007 года на 8,56%.
Удельный совокупный объем расходов на оказание муниципальной услуги в расчете на одного получателя в 2009 году составил 50 412,6 руб., снижение в 2007/2009 годах составило - 6,91%.
Оценка: уровень объема расходов на оказание муниципальной услуги можно оценить как условно достаточный.
1.5. Цена муниципальной услуги
Показатели цены муниципальной услуги, средняя цена услуги для потребителя (средний размер платы за обучение в месяц).
С 1 января 2008 года вступило в силу решение Думы города от 19.12.2007 N 337 "О признании утратившим силу решения Думы города от 07.02.2006 N 632 "О финансировании деятельности учреждений дополнительного образования детей". Родительская плата не взимается с 1 января 2008 года, финансирование школ производится из городского бюджета.
Оценка: уровень цены муниципальной услуги можно оценить как достаточный.
1.6. Регулярность оказания муниципальной услуги
Показатели регулярности оказания муниципальной услуги:
- количество учебных недель в учебном году;
- число зафиксированных случаев нарушения календарного графика учебного процесса;
- режим работы муниципальных учреждений дополнительного образования.
Обучение в учреждениях дополнительного образования осуществляется регулярно по утвержденному расписанию с 6-дневной рабочей неделей в соответствии с установленным календарным графиком учебного процесса. Для потребителя надежность услуги определяется соотношением количества дней, в течение которых он должен получить услугу, и количеством дней, в которые он фактически ее получил. За анализируемый период случаи нарушения календарного графика учебного процесса не зафиксированы.
Оценка: уровень регулярности оказания муниципальной услуги можно оценить как достаточный.
1.7. Общее резюме
Муниципальная услуга "Дополнительное образование детей в детских музыкальных школах и школах искусств" оказывается на достаточном уровне по всем критериям за исключением материально-технической базы.
Каждый ребенок имеет право на общих основаниях стать получателем услуги, которая подходит ему по интересам, месторасположению, возрастной группе.
Ключевой проблемой остается качество услуги в связи с низкими показателями состояния материально-технической базы учреждений дополнительного образования в части требований к износу музыкальных инструментов и специального оборудования.
Показатели, характеризующие уровень оказания муниципальной услуги, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели, характеризующие уровень оказания муниципальной услуги
N п/п |
Основные показатели |
Ед. изм. |
Количественные значения показателей |
||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год (оценка) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1. Объем оказания муниципальной услуги | |||||||
1.1. |
Число мест в учреждениях дополнительного образования детей |
ед. |
1 730 |
1 730 |
825 |
1 225 |
|
1.2. |
Численность детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей |
чел. |
2 230 |
2 230 |
2 230 |
2 550 |
|
1.3. |
Доля обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей от общей численности учащихся 1-9 классов общеобразовательных школ, проживающих в городе |
% |
8,9 |
9,3 |
9,3 |
10,5 |
|
1.4 |
Количество учеников с ограниченными возможностями |
чел. |
37 |
36 |
38 |
38 |
|
2. Доступность муниципальной услуги | |||||||
2.1. |
Количество образовательных программ (типовые/адаптированные), реализуемых в учреждениях дополнительного образования, в том числе: |
ед.,*(3) всего (тип./адап.) |
47 (40/7) |
52 (43/9) |
58 (49/9) |
60 (50/10) |
|
Детская музыкальная школа имени Юрия Дмитриевича Кузнецова |
23 (20/3) |
23 (19/4) |
24 (20/4) |
26 (22/4) |
|||
Детская школа искусств N 1 |
26 (26/0) |
27 (26/1) |
36 (35/1) |
37 (35/2) |
|||
Детская школа искусств N 2 |
39 (35/4) |
40 (36/4) |
40 (36/4) |
42 (37/5) |
|||
Детская школа искусств N 3 |
- |
- |
- |
31 (30/1) |
|||
2.2. |
Обеспеченность учебными площадями учреждений дополнительного образования детей согласно СанПиН |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
3. Качество оказания муниципальной услуги | |||||||
3.1. |
Доля обучающихся, полностью освоивших учебные программы, в том числе: |
% |
99,28 |
98,25 |
97,98 |
98,83 |
|
Детская музыкальная школа имени Юрия Дмитриевича Кузнецова |
99,12 |
96,47 |
94,12 |
97,06 |
|||
Детская школа искусств N 1 |
99,04 |
97,72 |
97,89 |
97,70 |
|||
Детская школа искусств N 2 |
99,73 |
99,87 |
99,87 |
99,87 |
|||
Детская школа искусств N 3 |
|
- |
- |
- |
- |
||
3.2. |
Количество проведенных внеклассных мероприятий/зрителей: |
ед./чел. |
433/24 219 |
456/20 784 |
506/22 715 |
476/24 150 |
|
Детская музыкальная школа имени Юрия Дмитриевича Кузнецова |
73/4 127 |
74/2 182 |
91/3 729 |
76/2 250 |
|||
Детская школа искусств N 1 |
128/9 119 |
153/10 109 |
170/11 077 |
175/12 400 |
|||
Детская школа искусств N 2 |
232/10 973 |
229/8 493 |
245/10 909 |
220/8 600 |
|||
Детская школа искусств N 3 |
- |
- |
- |
5/900 |
|||
3.3. |
Количество педагогов, прошедших аттестацию: |
чел. |
71 |
21 |
43 |
27 |
|
Детская музыкальная школа имени Юрия Дмитриевича Кузнецова |
18 |
5 |
8 |
7 |
|||
Детская школа искусств N 1 |
42 |
7 |
14 |
10 |
|||
Детская школа искусств N 2 |
11 |
9 |
21 |
8 |
|||
Детская школа искусств N 3 |
- |
- |
- |
2 |
|||
3.4. |
Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования в детских музыкальных школах и школах искусств из числа ответивших |
% |
- |
- |
- |
33,5*87,2 |
|
Детская музыкальная школа имени Юрия Дмитриевича Кузнецова, |
- |
- |
- |
31,2 |
|||
из числа ответивших |
|
|
|
85,7 |
|||
Детская школа искусств N 1, |
- |
- |
- |
34,4 |
|||
из числа ответивших |
|
|
|
87,8 |
|||
Детская школа искусств N 2, |
- |
- |
- |
35,2 |
|||
из числа ответивших |
|
|
|
88,9 |
|||
Детская школа искусств N 3 |
- |
- |
- |
- |
|||
4. Объем расходов на оказание муниципальной услуги | |||||||
4.1. |
Совокупный объем расходов на оказание муниципальной услуги за счет всех источников финансирования: |
тыс. руб. |
120 764,1 |
144 694,4 |
112 420,1 |
143 052,7 |
|
Детская музыкальная школа имени Юрия Дмитриевича Кузнецова |
20 695 |
25 941,6 |
20 262,9 |
23 657,9 |
|||
Детская школа искусств N 1 |
59 886 |
68 272,8 |
54 817,5 |
58 014,8 |
|||
Детская школа искусств N 2 |
40 183,1 |
50 480,0 |
37 339,7 |
42 819,3 |
|||
Детская школа искусств N 3 |
- |
- |
- |
18 560,7 |
|||
4.2. |
Финансирование из бюджета города: |
тыс. руб. |
111 100,1 |
139 830,7 |
108 081,1 |
138 616,3 |
|
Детская музыкальная школа имени Юрия Дмитриевича Кузнецова |
18 825,4 |
25 204,7 |
20 064,9 |
23 410,9 |
|||
Детская школа искусств N 1 |
55 446,4 |
65 864,0 |
52 748,3 |
56 679,0 |
|||
Детская школа искусств N 2 |
36 828,3 |
48 762,0 |
35 257,9 |
39 965,7 |
|||
Детская школа искусств N 3 |
- |
- |
- |
18 560,7 |
|||
Финансирование за счет платных услуг и приносящей доход деятельности муниципальных учреждений: |
9 664 |
4 863,7 |
4 339,0 |
4 436,4 |
|||
Детская музыкальная школа имени Юрия Дмитриевича Кузнецова |
1 869,6 |
736,9 |
198,0 |
247 |
|||
Детская школа искусств N 1 |
4 439,6 |
2 408,8 |
2 069,2 |
1 335,8 |
|||
Детская школа искусств N 2 |
3 354,8 |
1 718 |
2 071,8 |
2 853,6 |
|||
Детская школа искусств N 3 |
- |
- |
- |
- |
|||
4.3. |
Удельный совокупный объем расходов на оказание муниципальной услуги в расчете на одного жителя города: |
руб./чел. в год |
497,58 |
591,31 |
454,96 |
575,9 |
|
Детская музыкальная школа имени Юрия Дмитриевича Кузнецова |
85,27 |
106,01 |
82,0 |
95,24 |
|||
Детская школа искусств N 1 |
246,75 |
279,01 |
221,84 |
233,55 |
|||
Детская школа искусств N 2 |
165,57 |
206,29 |
151,11 |
172,38 |
|||
Детская школа искусств N 3 |
- |
- |
- |
- |
|||
4.4. |
Удельный совокупный объем расходов на оказание муниципальной услуги в расчете на одного потребителя услуги: |
руб./чел. в год |
54 154,3 |
64 85,38 |
50 412,60 |
56 099,08 |
|
Детская музыкальная школа имени Юрия Дмитриевича Кузнецова |
60 67,65 |
76298,82 |
59 596,76 |
69 582,05 |
|||
Детская школа искусств N 1 |
52 531,58 |
59 888,42 |
48 085,53 |
60 432,08 |
|||
Детская школа искусств N 2 |
53 577,47 |
67 306,67 |
49 786,27 |
57 092,33 |
|||
Детская школа искусств N 3 |
- |
- |
- |
37 121,40 |
|||
4.5. |
Удельный совокупный объем расходов на оказание муниципальной услуги в расчете на одного потребителя услуги (в месяц): |
руб. |
4 512,86 |
5 407,12 |
4 201,05 |
4 674,92 |
|
Детская музыкальная школа имени Юрия Дмитриевича Кузнецова |
5 072,30 |
6 358,23 |
4 966,39 |
5 798,50 |
|||
Детская школа искусств N 1 |
4 377,63 |
4 990,70 |
4 007,13 |
5 036,0 |
|||
Детская школа искусств N 2 |
4 464,78 |
5 608,89 |
41 48,85 |
4 757,69 |
|||
Детская школа искусств N 3 |
- |
- |
- |
9 280,35 |
|||
5. Регулярность оказания муниципальной услуги | |||||||
5.1. |
Количество учебных недель в учебном году: |
ед. |
не более 36, ст. 333 ТК РФ |
||||
Детская музыкальная школа имени Юрия Дмитриевича Кузнецова |
35 |
35 |
35 |
35 |
|||
Детская школа искусств N 1 |
36 |
36 |
36 |
36 |
|||
Детская школа искусств N 2 |
36 |
36 |
36 |
36 |
|||
Детская школа искусств N 3 |
- |
- |
- |
36 |
|||
5.2. |
Число зафиксированных случаев нарушения календарного графика учебного процесса: |
ед. |
- |
- |
- |
- |
|
Детская музыкальная школа имени Юрия Дмитриевича Кузнецова |
- |
- |
- |
- |
|||
Детская школа искусств N 1 |
- |
- |
- |
- |
|||
Детская школа искусств N 2 |
- |
- |
- |
- |
|||
Детская школа искусств N 3 |
- |
- |
- |
- |
|||
5.3. |
Режим работы муниципальных учреждений дополнительного образования: |
час/день |
- |
- |
- |
- |
|
Детская музыкальная школа имени Юрия Дмитриевича Кузнецова |
6 дней в неделю с 8.00 до 20.00 |
||||||
Детская школа искусств N 1 |
с 8.00 до 19.40 |
||||||
Детская школа искусств N 2 |
с 8.00 до 20.00 |
||||||
Детская школа искусств N 3 |
с 8.00 до 20.00 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.