Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Ханты-Мансийска
от 4 апреля 2011 г. N 412
Муниципальная программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Ханты-Мансийска" на 2011-2013 годы и на период до 2015 года
16 января, 3 апреля, 18 мая 2012 г., 9 января, 19 апреля 2013 г., 14 февраля, 19 ноября 2014 г., 15 мая 2015 г., 29 января 2016 г.
Постановлением администрации г. Ханты-Мансийска от 29 января 2016 г. N 78 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после дня официального опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие в период с 25 декабря 2015 г. по 31 декабря 2015 г.
Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Ханты-Мансийска" на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года (далее - программа) |
Правовое обоснование для разработки программы |
Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2007 года N 213-оз "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"; постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 октября 2013 года N 419-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы"; постановление Администрации города Ханты-Мансийска от 14 декабря 2012 года N 1417 "О программах города Ханты-Мансийска" |
Разработчик программы |
Управление экономического развития и инвестиций Администрации города Ханты-Мансийска |
Координатор программы |
Управление экономического развития и инвестиций Администрации города Ханты-Мансийска |
Исполнители программы |
Управление экономического развития и инвестиций Администрации города Ханты-Мансийска |
Основные цели и задачи программы |
Основная цель программы - повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономике. Задачами являются: 1. Мониторинг и информационное сопровождение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. 2. Совершенствование механизмов финансовой и имущественной поддержки предпринимательства |
Сроки и этапы реализации программы |
2011 - 2015 годы (этапы не выделяются) |
Перечень подпрограмм программы |
Нет |
Объемы и источники финансирования программы (всего) |
Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий программы, составит: 41 378,5 тыс. руб., в том числе: 2011 год - 6 144,3 тыс. руб.; 2012 год - 9 231,0 тыс. руб.; 2013 год - 7 450,4 тыс. руб.; 2014 год - 8 634,4 тыс. руб.; 2015 год - 9 918,4 тыс. руб. Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета города Ханты-Мансийска, бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и федерального бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 950 ед.; увеличение обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, до 170 ед.; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. населения на 90 ед.; увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций на 5,1 %; увеличение доли налоговых поступлений малых и средних предприятий в бюджет муниципального образования до 13,4 %; прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории города на 50,0 % |
Постановлением администрации г. Ханты-Мансийска от 15 мая 2015 г. N 615 в раздел I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после дня официального опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 26 декабря 2014 г.
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Малый бизнес - динамичная форма хозяйствования, которой присущи гибкость и умение чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем. Формируя средний класс собственников, создается основа устойчивости, создаются новые рабочие места, увеличивается налогооблагаемая база, что, в конечном итоге, ведет к повышению качества жизни населения.
Сегодня малый и средний бизнес характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, небольшой численностью работников и ограниченным числом управленческого персонала.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего бизнеса при осуществлении предпринимательской деятельности:
недостаток финансовых ресурсов для развития бизнеса;
нехватка помещений, предназначенных для ведения бизнеса, либо высокая стоимость арендной платы за помещения, используемые для ведения бизнеса;
слабая имущественная база (недостаточность основных фондов) и, как следствие, отсутствие собственного обеспечения исполнения обязательств по заемным средствам;
недостаточные возможности поиска новых деловых партнеров и формирования деловых связей;
административные барьеры;
недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;
рост цен на энергоносители и сырье.
В целях развития предпринимательского сообщества, повышения престижа предпринимательской деятельности в городе Ханты-Мансийске разработана и принята система мер по поддержке малого и среднего бизнеса, предусмотренных программой, а также на территории города Ханты-Мансийска созданы организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, деятельность которых направлена на создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.
Количество малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей ежегодно увеличивается. Это свидетельствует о том, что малое и среднее предпринимательство становится все более привлекательным для экономически активного населения, находящегося в поиске путей реализации своих бизнес-идей и повышения жизненного уровня.
В 2011 году количество зарегистрированных малых предприятий на территории города Ханты-Мансийска увеличилось в 3 раза. Это обусловлено, прежде всего, проведенной переписью субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Ханты-Мансийска, в рамках которой проведено сплошное обследование субъектов предпринимательской деятельности и упорядочен статистический учет по микропредприятиям, малым и средним предприятиям.
Согласно прогнозным данным количество малых и средних предприятий к 2015 году составит 5 750 ед.
За 2011 год от субъектов малого бизнеса в городской бюджет поступило налоговых платежей 270,0 млн руб., или 115,9% к итогам 2010 года (232,9 млн руб.). К 2015 году прогнозируется увеличение налоговых платежей от деятельности субъектов малого бизнеса до 350,0 млн руб. или почти на 29%.
Доля малого предпринимательства в общей сумме всех налоговых поступлений составляет 10,6% (2009 год - 10,3%). За период действия программы планируется увеличить долю налоговых поступлений от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет муниципального образования до 13,4%.
Эффективное использование имеющихся возможностей обеспечит качественное развитие предпринимательства, признание его одним из основных инструментов внедрения и распространения новых технологий, что будет способствовать обеспечению оптимальной структуры, гибкости, устойчивости экономической системы в целом, роста доходов и качества жизни населения.
Проведенный мониторинг приоритетных направлений развития субъектов малого и среднего предпринимательства определил приоритетные (социально значимые) для города Ханты-Мансийска направления (виды деятельности):
1) сельское хозяйство (в том числе сбор и переработка дикоросов);
2) рыболовство, рыбоводство, рыбная промышленность (в том числе рыбодобыча, рыбопереработка);
3) образование;
4) въездной и внутренний туризм;
5) быстровозводимое домостроение;
6) переработка отходов;
7) услуги в сфере семейного, молодежного и детского досуга;
8) здравоохранение (за исключением услуг косметологии);
9) предоставление социальных услуг (в том числе группы по уходу и присмотру за детьми);
10) ремесленническая деятельность;
11) обрабатывающие производства (в том числе переработка леса);
12) экология.
Постановлением администрации г. Ханты-Мансийска от 15 мая 2015 г. N 615 в раздел II настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после дня официального опубликования названного постановления и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 26 декабря 2014 г.
II. Основные цели и задачи программы, оценка ожидаемой эффективности программы (экономическая, бюджетная и социальная эффективность)
В настоящей программе используются следующие основные понятия:
1) субъект малого и среднего предпринимательства - хозяйствующий субъект, зарегистрированный и(или) состоящий на налоговом учете и осуществляющий свою деятельность на территории города Ханты-Мансийска, являющийся субъектом малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Субъект);
2) организация инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - юридическое лицо, зарегистрированное в форме коммерческой или некоммерческой организации (центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, микрофинансовые организации и иные организации), которое создается, осуществляет свою деятельность или привлекается в качестве поставщика (исполнителя, подрядчика) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивает условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки (далее - Организация);
3) молодежное предпринимательство - осуществление хозяйственной деятельности в качестве индивидуального предпринимателя лицом, не достигшим возраста 30 лет, либо в качестве юридического лица, более 50% доли уставного капитала которого принадлежит физическим лицам, не достигшим возраста 30 лет;
4) семейный бизнес - осуществление хозяйственной деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с привлечением по трудовым договорам членов своей семьи либо в качестве юридического лица, участниками которого являются исключительно члены семьи, возглавляемого одним из членов семьи и привлекающего по трудовым договорам в качестве работников членов своей семьи;
5) социальное предпринимательство - социально ответственная деятельность субъектов малого предпринимательства, направленная на решение социальных проблем, в том числе обеспечивающих выполнение одного из следующих условий:
а) обеспечение занятости матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 лет, предшествующих дате проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на получение субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку мероприятий, связанных с поддержкой социального предпринимательства, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50%, а доля в фонде оплате труда - не менее 25%;
б) оказание услуг (производство товаров) в следующих сферах деятельности:
содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие самозанятости;
социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта, деятельность дошкольных образовательных организаций, оказание платных услуг по присмотру за детьми и больными, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях;
организация групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста по уходу и присмотру за детьми (далее - Центр времяпрепровождения детей);
производство и(или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автотранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
обеспечение культурно-просветительской деятельности (театр, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);
предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к образовательным услугам;
содействие вовлечению в социально активную деятельность социально незащищенных групп граждан (инвалиды, сироты, выпускники детских домов, пожилые люди, люди, страдающие наркоманией и алкоголизмом);
выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;
профилактика социально опасных форм поведения граждан;
оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
6) социальные услуги - предоставление услуг правовых, экономических, психологических, образовательных, медицинских, реабилитационных и других, направленных на отдельные социальные группы или индивидов, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и требуют посторонней помощи, с целью улучшения или восстановления их жизнедеятельности, социальной адаптации и возвращения к полноценной жизни, в том числе создание групп по уходу и присмотру за детьми;
7) ремесленническая деятельность - производственная предпринимательская деятельность, направленная на производство товаров и услуг, в том числе относящихся к народным промыслам, по индивидуальным заказам, небольшими сериями, исходя из конкретных запросов людей, для удовлетворения эстетических и иных потребностей граждан или хозяйствующих субъектов;
8) консалтинговые услуги - информационно-консультационные услуги, предоставляемые консалтинговыми организациями Субъектам в сфере финансовой, коммерческой, юридической, технологической, технической деятельности;
9) аренда нежилых помещений на льготных условиях - аренда нежилых помещений муниципальной, государственной собственности, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, при расчете арендной платы которых для Субъектов применялись понижающие коэффициенты;
10) начинающий предприниматель - вновь зарегистрированный и действующий менее 1 года на территории города Ханты-Мансийска субъект малого предпринимательства, отвечающий требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
11) грант - денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности;
12) услуги в сфере семейного, молодежного и детского досуга - деятельность, направленная на организацию культурного, спортивного досуга.
Иные понятия, используемые в настоящей программе, в части мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 октября 2013 года N 419-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2020 годы".
Цели и задачи программы
Основная цель программы - повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономике.
Достижение поставленной цели предполагает формирование активной государственной политики, направленной на решение следующих задач:
1) мониторинг и информационное сопровождение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) совершенствование механизмов финансовой и имущественной поддержки предпринимательства.
Решение поставленных задач приведет к достижению целевых показателей программы:
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 950 ед. (определяется по итогам годовой статистической отчетности);
увеличение обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, до 170 ед.;
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. населения на 90 ед. (определяется по итогам годовой статистической отчетности);
увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций на 5,15% (определяется по итогам годовой статистической отчетности);
увеличение доли налоговых поступлений малых и средних предприятий в бюджет муниципального образования до 13,4 %;
прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории города на 50 % (определяется по итогам годовой статистической отчетности).
Система показателей, характеризующих результаты реализации программы, приведена в приложении 1 к настоящей программе.
III. Программные мероприятия
Основной блок мероприятий программы направлен на усиление рыночных позиций малого и среднего предпринимательства и предполагает оказание субъектам малого и среднего предпринимательства города Ханты-Мансийска широкого спектра услуг по различным направлениям:
финансовая поддержка предоставляется в форме:
субсидий;
грантов;
имущественная поддержка предусматривает предоставление в аренду на льготных условиях муниципального имущества;
информационно-консультационная поддержка предусматривает предоставление консультаций, проведение конференций, деловых встреч, круглых столов, выставок, ярмарок, конкурсов с участием субъектов малого и среднего предпринимательства;
поддержка путем проведения образовательных мероприятий (семинаров, тренингов, курсов повышения квалификации) для субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников.
Перечень мероприятий программы приведен в приложении 2 к настоящей программе.
Постановлением администрации г. Ханты-Мансийска от 29 января 2016 г. N 78 раздел IV настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после дня официального опубликования названного постановления и распространяющейся на правоотношения, возникшие в период с 25 декабря 2015 г. по 31 декабря 2015 г.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета города Ханты-Мансийска и бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и федерального бюджета
Общий объем финансирования, необходимый для реализации программы, на 2011 - 2015 годы составляет 41 378,5 тыс. руб., в том числе:
2011 год - 6 144,3 тыс. руб.;
2012 год - 9 231,0 тыс. руб.;
2013 год - 7 450,4 тыс. руб.;
2014 год - 8 634,4 тыс. руб.;
2015 год - 9 918,4 тыс. руб.
Ежегодный объем финансирования программы определяется в соответствии с утвержденным бюджетом города на очередной финансовый год.
Администрация города Ханты-Мансийска вправе перераспределять объемы финансирования между мероприятиями программы, а также между видами поддержки внутри мероприятий программы из городского бюджета.
V. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы включает разработку и принятие муниципальных правовых актов, необходимых для выполнения программы, ежегодное уточнение перечня мероприятий на очередной финансовый год с уточнением затрат по мероприятиям.
Заказчик - координатор программы - управление экономического развития и инвестиций Администрации города Ханты-Мансийска осуществляет текущее управление реализацией программы, вносит предложения об изменении объемов финансовых средств, направляемых на решение отдельных задач программы.
Оценка хода исполнения мероприятий программы основана на мониторинге ожидаемых и конечных результатов программы как сопоставление фактически достигнутых с целевыми показателями.
Реализация программы осуществляется посредством:
исполнения мероприятий, определенных пунктами 1.1 - 1.5 перечня программных мероприятий приложения 2 к настоящей программе, осуществляемых исполнителями программы, либо организациями, привлеченными на оказание услуг в соответствии с действующим законодательством;
исполнения мероприятий, определенных пунктами 2.1 - 2.8, 2.9.3 перечня программных мероприятий приложения 2 к настоящей программе, предусматривающих предоставление субсидий Субъектам и Организациям инфраструктуры для компенсации фактически произведенных и документально подтвержденных затрат, направления которых предусмотрены настоящей программой. Порядок предоставления финансовой поддержки в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается правовым актом Администрации города Ханты-Мансийска;
исполнения мероприятий, определенных пунктами 2.9.1, 2.9.2, 2.9.4, 2.10 перечня программных мероприятий приложения 2 к настоящей программе, предусматривающих предоставление грантов на реализацию проектов субъектам малого предпринимательства. Порядок предоставления финансовой поддержки в форме грантов на реализацию проектов субъектам малого предпринимательства устанавливается правовым актом Администрации города Ханты-Мансийска;
исполнения мероприятия, определенного пунктом 2.11 перечня программных мероприятий приложения 2 к настоящей программе, осуществляется путем оказания имущественной поддержки в виде передачи во владение и(или) в пользование муниципального имущества. Уполномоченным органом Администрации города Ханты-Мансийска по формированию целевого имущественного фонда, предназначенного для передачи во владение и(или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в рамках которого утверждается перечень муниципального имущества (земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов), предназначенного для передачи во владение и(или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства", является Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.