Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению администрации г. Нягани
от 7 июня 2011 г. N 2264
Методические рекомендации
по подготовке ведомственных целевых программ муниципального
образования город Нягань
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации по подготовке ведомственных целевых программ (далее - Рекомендации) разработаны в целях методического обеспечения подготовки проектов ведомственных целевых программ субъектами бюджетного планирования в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ муниципального образования город Нягань (далее - Порядок), утвержденным настоящим постановлением.
Порядок устанавливает требования к разработке, утверждению и реализации ведомственных целевых программ муниципального образования город Нягань (далее - ведомственные целевые программы), направленных на осуществление субъектами бюджетного планирования государственной и муниципальной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития муниципального образования город Нягань, повышение результативности расходов бюджета города Нягани.
При формировании ведомственных целевых программ предъявляются следующие требования:
- четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам социально-экономического развития муниципального образования город Нягань, полномочиям и сферам ответственности субъекта бюджетного планирования;
- описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы, включая, как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей);
- наличие системы индикаторов и показателей для измерения результатов реализации программы и значений каждого индикатора и показателя, необходимых и достаточных для предварительной (на этапе подготовки), текущей (на этапе реализации) и завершающей (после завершения программы или ее этапа) оценки программы;
- обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков для реализации программы;
- определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности различных единиц управления.
1.1. Ресурсное обеспечение ведомственных целевых программ
Реализация ведомственной целевой программы может осуществляться за счет средств бюджета города Нягани и внебюджетных источников.
Расходы на финансирование капитальных вложений, предусматриваемые на реализацию ведомственных целевых программ включаются в установленном порядке в перечень строек и объектов, подлежащих строительству, реконструкции и модернизации по городу Нягани и финансируемых за счет средств местного бюджета.
2. Формирование ведомственных целевых программ
2.1. Структура ведомственной целевой программы
Структура ведомственной целевой программы должна состоять из следующих разделов:
- паспорт ведомственной целевой программы;
раздел 1- характеристика проблемы (задачи), на решение которой направлена ведомственная целевая программа;
раздел 2 - основные цели и задачи ведомственной целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации;
раздел 3 - перечень и описание программных мероприятий;
раздел 4 - показатели результативности ведомственной целевой программы с учетом ее особенностей;
раздел 5- описание системы управления реализацией ведомственной целевой программы;
раздел 6- описание социально-экономических результатов реализации программы.
2.1.1. Паспорт ведомственной целевой программы
Паспорт ведомственной целевой программы заполняется по форме согласно приложению 1 к настоящим Рекомендациям.
При формировании паспорта ведомственной целевой программы рекомендуется в графе "Объемы и источники финансирования" отразить объем финансирования на весь срок реализации целевой программы субъекта бюджетного планирования с разбивкой по годам и по источникам (средства местного бюджета и доходы, полученные от приносящей доход деятельности), с ежегодным уточнением объемов финансирования на второй и третий годы планового периода с добавлением к ним показателей объемов финансирования года, следующего за прежним плановым периодом.
2.1.2. Характеристика проблемы (задачи), на решение которой направлена ведомственная целевая программа
Первый раздел ведомственной целевой программы должен содержать:
- развернутую постановку проблемы (задачи), количественную оценку проблемы (задачи), анализ причин ее возникновения;
- целесообразность программного решения проблемы;
- оценку соответствия проблемы (задачи) стратегическим целям субъекта бюджетного планирования;
- обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы (задачи) на ведомственном уровне.
Раздел также должен содержать анализ различных вариантов решения проблемы.
2.1.3. Цели и задачи ведомственной целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации
Во втором разделе ведомственной целевой программы формулируются стратегические цели субъекта бюджетного планирования, подведомственных подразделений и муниципальных учреждений, а также тактические задачи, обеспечивающие достижение соответствующих целей. Для каждой стратегической цели и тактической задачи приводятся значения основных показателей деятельности субъекта бюджетного планирования, характеризующих уровень достижения поставленной цели в отчетном и плановом периодах, а также их целевые значения.
Структура целей, задач, представленная в ведомственной целевой программе, должна давать ясное представление об основных значимых для населения целях деятельности субъекта бюджетного планирования, направлениях и механизмах реализации этих целей, описывать важнейшие качественные и количественные характеристики состояния подведомственной сферы за отчетный период и состояние, которое должно быть достигнуто в среднесрочной перспективе.
Цели субъекта бюджетного планирования должны соответствовать приоритетам государственной и муниципальной политики, способствовать достижению (вносить вклад в достижение одной или нескольких) стратегических целей развития муниципального образования город Нягань в предстоящем периоде.
Субъект бюджетного планирования должен сформулировать свои цели применительно лишь к тем стратегическим целям, которые имеют прямое отношение к сферам его деятельности. В ходе формирования системы целей необходимо провести анализ ее взаимосвязей с системой стратегических целей развития города, обозначенных в стратегическом плане развития муниципального образования город Нягань, охарактеризовать вклад целей субъекта бюджетного планирования в достижение стратегических целей развития города.
В ведомственной целевой программе совокупность целей должна охватывать все направления деятельности субъекта бюджетного планирования. Для каждой цели должно быть приведено обоснование ее соответствия сферам деятельности субъекта бюджетного планирования исходя из муниципальных правовых актов муниципального образования город Нягань и иных документов, определяющих компетенцию субъекта бюджетного планирования.
При определении целей рекомендуется исходить из следующих критериев:
- специфичность (цели должны соответствовать области компетенции субъекта бюджетного планирования);
- измеримость (достижение цели можно проверить, в том числе и прежде всего - с помощью количественных индикаторов);
- релевантность (наличие четкой связи цели с основной деятельностью субъекта бюджетного планирования);
- достижимость (цели должны быть потенциально достижимы в среднесрочной перспективе).
Формулировка цели должна быть краткой, сжатой и четкой. По возможности она должна состоять из одного предложения, ясно и точно выражающего суть. Формулировка цели не должна содержать:
- специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной цели;
- терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование;
- указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой стратегической цели;
- описания путей, средств и методов достижения цели.
Правильно сформулированная система целей должна отражать набор актуальных потребностей населения и не должна зависеть от средств их достижения. Тем самым предоставляется высокая степень свободы в выборе возможных способов и средств их достижения. Выбор конкретных путей, средств и методов достижения целей осуществляется на последующих стадиях планирования деятельности субъекта бюджетного планирования - при формировании тактических задач и подготовке долгосрочных целевых программ.
Основным принципом формирования тактических задач является конкретизация отдельных направлений достижения цели, в рамках которых предусматривается получение количественно измеримых общественно значимых результатов в течение определенного периода времени или к определенному сроку. Достижение цели может быть обеспечено решением различных, иногда альтернативных, тактических задач и требовать различных по объему затрат. Следует избегать постановки задач, направленных на обеспечение деятельности самого субъекта бюджетного планирования.
Совокупность тактических задач по каждой цели должна отвечать принципам необходимости (решение каждой тактической задачи является необходимым условием достижения цели) и достаточности (решение всех тактических задач является достаточным условием достижения цели).
2.1.4. Перечень и описание программных мероприятий
Третий раздел программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для достижения поставленных целей и решения задач программы, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием источников финансирования и направлений расходования) и сроках реализации мероприятий программы.
Формулировка мероприятий программы должна быть краткой и ясной.
Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам, иметь конечный результат и обеспечивать достижение целей и решение соответствующих задач программы. Перечень мероприятий отражается в форме согласно приложению 2 к настоящим Рекомендациям.
При описании мероприятий программы в разделе отражаются:
- краткое описание каждого мероприятия с расшифровкой составных элементов мероприятия (пример: работы, выполняемые в рамках мероприятия, перечень приобретаемого оборудования, необходимого для реализации мероприятия и т.д.), с указанием нормативных правовых актов и иных официальных документов, регламентирующих данные мероприятия - сроки реализации мероприятия программы согласно приложению 3 к настоящим Рекомендациям;
- описание финансирования мероприятий по источникам финансирования (средства местного бюджета и доходы, полученные от приносящей доход деятельности) и направлениям расходования средств (текущая деятельность, расходы инвестиционного характера, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям) индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг представляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
2.1.5. Показатели результативности ведомственной целевой программы с учетом ее особенностей
В данном разделе программы описываются значения целевых индикаторов и показателей цели, задач и мероприятий программы для каждого этапа реализации программы и методики расчета целевых индикаторов.
Решение каждой из тактических задач предполагает достижение количественно измеримых социально - значимых результатов. Термин "количественная измеримость" означает, что степень решения тактической задачи можно выразить количественными показателями и, тем самым, иметь возможность осуществлять ее мониторинг, то есть отслеживать прогресс в ее решении, а также оценивать эффективность ее решения (с точки зрения затрат) и фактический социально-экономический эффект от ее решения.
При разработке системы целевых индикаторов рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
- минимизация количества планируемых (отчетных) индикаторов при сохранении полноты информации и своевременности ее предоставления;
- индикатор цели программы должен отражать конечный результат деятельности, то есть конечный результат деятельности главного распорядителя средств бюджета города характеризует эффект для внешних потребителей от муниципальных услуг, оказанных главным распорядителем средств бюджета города и подведомственными ему учреждениями, получателями бюджетных средств;
- индикатор задач программы должен отражать непосредственный результат деятельности, когда непосредственный результат деятельности характеризует объем и качество муниципальных услуг, оказанных главным распорядителем средств бюджета города и подведомственными ему учреждениями, получателями бюджетных средств внешним потребителям;
- индикаторы мероприятий программы должны иметь количественную оценку.
Показатели, характеризующие деятельность субъекта бюджетного планирования, должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность - показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи;
объективность - не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел;
достоверность - способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы;
однозначность - определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики, как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей;
экономичность - получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации;
сопоставимость - выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды;
своевременность и регулярность - отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным промежутком времени между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год и, как правило, не более чем через 2 месяца после окончания отчетного периода).
2.1.6. Описание системы управления реализацией ведомственной целевой программы
В пятом разделе необходимо описать систему управления реализацией ведомственной целевой программы.
В соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ ведомственная целевая программа реализуется соответствующим субъектом бюджетного планирования и ориентируется на результаты и качество управления бюджетными ресурсами. Субъект бюджетного планирования несет ответственность за решение задачи путем реализации ведомственной целевой программы и достижение утвержденных значений целевых индикаторов.
Контроль за ходом и качественным исполнением ведомственной целевой программы осуществляется субъектом бюджетного планирования.
Система управления реализацией программы должна отражать следующие позиции:
- ответственные за реализацию программы в целом и за достижение утвержденных целевых показателей, задач и мероприятий программы;
- ответственные за реализацию конкретного мероприятия программы, за достижение показателей, характеризующих степень выполнения данного мероприятия, и использование ресурсов, направленных на его реализацию;
- ответственных за финансирование программных мероприятий;
- ответственных за осуществление мониторинга реализации программы.
При необходимости, исполнитель ведомственной целевой программы может вносить предложения (с соответствующими обоснованиями, информацией о результатах реализации и оценкой эффективности реализации ведомственной целевой программы за отчетный период) о внесении изменений в действующую ведомственную целевую программу.
В действующие ведомственные целевые программы могут быть внесены изменения в следующих случаях:
- необходимости включения в ведомственную целевую программу дополнительных мероприятий;
- исключения из ведомственной целевой программы мероприятий, выполнение которых становится невозможным или нецелесообразным;
- продления срока реализации ведомственной целевой программы, истекающего в отчетном году;
- внесения изменений в сводную роспись бюджета муниципального образования город Нягань и бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств, влекущие изменения показателей результатов реализации программы.
Отчеты о выполнении ведомственных целевых программ, включая пояснительную записку о мерах по повышению эффективности их реализации, об объемах финансирования мероприятий программы за отчетный период и об оценке результативности реализации ведомственной целевой программы, представляются субъектами бюджетного планирования ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, в комитет экономической политики Администрации города Нягани и Комитет по финансам Администрации города Нягани по форме, согласно приложениям 4, 5 к настоящим Рекомендациям.
2.1.7. Описание социально-экономических последствий реализации программы
Раздел должен содержать описание социально-экономических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада ведомственной целевой программы в достижение стратегических целей субъекта бюджетного планирования, а также перечень внешних факторов, которые могут влиять на реализацию программы.
Также необходимо определить степень важности результатов программы для достижения стратегической цели субъекта бюджетного планирования.
В части оценки риска реализации программы следует провести анализ влияния внешних факторов на отклонения значений показателей мероприятий программы.
Необходимо охарактеризовать внешние факторы, не поддающиеся контролю субъекта бюджетного планирования, реализующего программу, и влияющие на результат выполнения мероприятий, следовательно, на достижение целевых показателей, их возможные значения.
Установление степени влияния факторов на значение показателя мероприятия программы, допустимых значений факторов позволит определить возможную потребность в дополнительных средствах на реализацию мероприятия и дополнительном времени, необходимых для достижения планового значения показателя мероприятия программы или, напротив, сэкономленный объем средств и время.
В разделе отражаются рекомендации относительно влияния на внешние факторы в целях снижения их возможного негативного влияния на результаты реализации мероприятий программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.