Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации г. Ханты-Мансийска от 24 мая 2013 г. N 550 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
Приложение
к постановлению администрации г. Ханты-Мансийска
от 28 июня 2011 г. N 805
Долгосрочная целевая программа
"О поддержке библиотечного дела в городе Ханты-Мансийске на 2011 - 2015 годы" (далее - целевая программа)
15 сентября, 11 ноября, 13 декабря 2011 г., 22 марта 2012 г., 27 февраля, 24 мая, 31 декабря 2013 г.
I. Паспорт целевой программы
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа
Целевая программа разработана с целью реализации одного из важных направлений социально-экономического развития города Ханты-Мансийска - развития и совершенствования деятельности общедоступных библиотек. В Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года библиотеки рассматриваются как социальный институт, выполняющий важнейшие социальные и коммуникативные функции, продвигающий государственные реформы, активно влияющий на процессы науки, образования, социального развития, экономики, культуры.
Основной целью деятельности общедоступных библиотек является обеспечение свободного доступа граждан к информации, знаниям.
Согласно данным годового информационно-статистического отчета в Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по состоянию на 01.01.2011 на территории города Ханты-Мансийска действуют 33 библиотеки разных ведомств, услугами которых пользуются 46589 читателей.
Ресурсной базой реализации настоящей целевой программы являются общедоступные библиотеки муниципального бюджетного учреждения "Городская централизованная библиотечная система": Детская библиотека и 5 филиалов, обслуживающих как детское, так и взрослое население.
Востребованность услуг муниципальных библиотек населением подтверждена ежегодным ростом количественных и качественных показателей (согласно ежегодным годовым информационно-статистическим отчетам в Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (см. таблицы 1 - 3).
Таблица 1
Динамика роста числа пользователей (2006 - 2010 годы)
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
6545 |
9550 |
11039 |
10960 |
11385 |
Таблица 2
Динамика роста числа посещений (2006 - 2010 годы)
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
52923 |
65003 |
78120 |
71656 |
80521 |
Таблица 3
Динамика роста книговыдачи (2006 - 2010 годы)
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
153336 |
190942 |
213376 |
205966 |
221876 |
В течение последних 5 лет количество пользователей увеличилось на 74%, количество посещений - на 52%, книговыдача выросла на 45%.
В целом деятельность муниципальных библиотек характеризуется сравнительным ростом основных показателей, стабильностью читательской активности и интенсивностью чтения пользователей, увеличением количества проводимых массовых мероприятий, призванных поддерживать престиж читающего человека, активизировать интерес к чтению и организовывать досуг населения.
Вместе с тем, наряду с определенными достижениями библиотечного дела в городе, существуют ряд серьезных проблем, требующих безотлагательного внимания и принятия конкретных мер.
Анализ деятельности муниципальных библиотек показал несоответствие между запросами и потребностями населения в литературе и информации с одной стороны и ресурсами библиотек с другой.
Обновление фондов, качественное комплектование библиотек является главным условием их деятельности и востребованности. Фонд муниципального бюджетного учреждения "Городская централизованная библиотечная система" на сегодняшний день составляет 121093 экземпляров. Книгообеспеченность жителей города (фонд библиотек/число пользователей) составляет 10 экземпляров. Среднестатистический показатель по России - 16,5 экземпляров. Комплектование фондов осуществляется из двух источников: городской и федеральный бюджет. Но выделяемых средств явно недостаточно, так как из года в год не выполняются нормативы прироста книжного фонда (3% от фонда в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.10.2011 N 105-оз "О регулировании отдельных вопросов библиотечного дела и обязательного экземпляра документов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры") и норматив объема пополнения книжного фонда (250 изданий на 1000 жителей в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063).
Динамика выполнения норматива объема пополнения книжного фонда в муниципальных библиотеках города Ханты-Мансийска (кол-во экземпляров на 1000 жителей) 2006 - 2010 годы:
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
31 |
184 |
49,4 |
65 |
66,6 |
Динамика прироста книжного фонда (норматив показателя - 3% от имеющегося книжного фонда):
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
1,8 |
10,4 |
2 |
2,9 |
1,4 |
Норматив прироста книжного фонда был выполнен только в 2007 году в связи с комплектованием книжного фонда нового библиотечного филиала по улице Свободы, 61. Финансирование настоящей целевой программы поможет решить задачу поддержания на достаточном уровне комплектования библиотечного фонда.
В последние годы остро стоит проблема автоматизации библиотечных процессов, получения и представления информации на качественно новом уровне с использованием современных каналов связи.
Задача по модернизации библиотек была определена в Послании Президента Российской Федерации Медведева Д.А. Федеральному Собранию Российской Федерации в 2009 году и обозначена в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2015 года (далее - Стратегия).
Необходимо отметить, что в последние годы в библиотечной системе города предприняты значительные действия по созданию базы для развития информационных и коммуникационных технологий.
Приобреталось компьютерное оборудование. На сегодняшний день из 31 рабочего места специалистов библиотек автоматизировано 24. На базе Детской библиотеки создан Центр общественного доступа, где с помощью необходимого программного и технического обеспечения удовлетворяются информационные потребности пользователей (доступ к ресурсам Интернет, справочно-поисковые системы "Консультант+", "Рубрикон"). Фонд Центра общественного доступа комплектуется электронными изданиями. Приобретена программа ИРБИС, с помощью которой автоматизируются процессы функционирования библиотек. Начата работа по переводу каталога в электронную форму.
Кризисные точки данного направления имеют следующие характеристики:
только одна библиотека из 6 имеет доступ к ресурсам Интернет;
лишь 10% каталога переведено в электронную форму (согласно контрольному значению целевого показателя, обозначенному в Стратегии, к 2015 году 100% каталога должно быть переведено в электронную форму);
отсутствует сайт библиотечной системы, основная задача которого - обеспечение доступа к информации, в том числе к электронному каталогу;
отсутствует единая локальная вычислительная сеть;
лишь в одной библиотеке организован Центр общественного доступа.
Настоящая целевая программа призвана увеличить темпы компьютеризации и сетевого взаимодействия библиотек города.
Техническое перевооружение библиотек, внедрение новых информационных технологий требуют привлечения к работе в библиотеках высококвалифицированных специалистов (программисты, системные администраторы), стоимость услуг которых на рынке труда намного выше возможностей библиотек. Выход из этой ситуации заключается в системной подготовке и переподготовке имеющихся библиотечных специалистов в направлении получения знаний в области передовых технологий, что также требует определенных финансовых затрат.
Одним из важнейших вопросов в деятельности библиотек является сохранность библиотечных фондов, что непосредственно взаимосвязано с обеспечением условий функционирования библиотек и нормативами обеспеченности населения города библиотечными учреждениями.
Несмотря на то, что большая часть муниципальных библиотек расположена в неприспособленных помещениях, ни одно из них не требует капитального ремонта. В последние годы из бюджета города выделялось достаточно средств на проведение косметических ремонтов помещений библиотек, оснащение их специализированной библиотечной мебелью. Во всех библиотеках установлены системы пожарной и охранной сигнализации. В соответствии с нормативами обеспеченности в городе Ханты-Мансийске из расчета 1 библиотека на 10 - 12 тысяч населения должно функционировать 8 - 9 библиотек. Количество универсальных библиотек в городе с учетом государственной библиотеки Югры (не является муниципальной библиотекой, но оказывает услуги по обслуживанию жителей города) не соответствует нормативной потребности. В 2010 году начато строительство еще одной библиотеки в составе комплекса. Средства на строительство библиотеки предусмотрены в целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года. Настоящая целевая программа предусматривает средства на софинансирование строительства библиотеки в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности в 2011 году и плановом периоде 2012 - 2013 годов.
Данная целевая программа решает вопросы развития библиотечного дела в городе, опираясь на указанные выше ключевые моменты, требующие первоочередного и стабильного финансирования и административной поддержки.
Перечень мероприятий соответствует целеполагающим установкам целевой программы, опирается на имеющиеся достижения библиотек, требующие своевременного продолжения, учитывает долгосрочные перспективы деятельности, текущую и прогнозируемую потребность населения в библиотечных услугах. Все мероприятия целевой программы взаимосвязаны и обеспечивают качественное улучшение библиотечного обслуживания населения города.
III. Основные цели и задачи целевой программы, оценка ожидаемой эффективности целевой программы (экономическая, бюджетная и социальная эффективность)
Основная цель целевой программы:
создание эффективной системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам максимально быстрый, полный и свободный доступ к информации.
Для достижения поставленных целей целевая программа предусматривает решение ряда задач:
1) обеспечение гарантированного комплектования библиотечных фондов современными источниками информации на различных носителях;
2) повышение эффективности деятельности муниципальных библиотек через совершенствование традиционных библиотечных и внедрение современных технологий, в том числе информационно-коммуникационных;
3) обеспечение комплексной безопасности и комфортных условий библиотек;
4) укрепление кадрового потенциала и повышение профессионального уровня библиотечных специалистов;
5) формирование информационной культуры общества, устойчивого интереса к чтению.
Система показателей, характеризующих результаты реализации целевой программы, приведена в приложении 1.
IV. Программные мероприятия
Достижение поставленных целей и задач целевой программы предусмотрено посредством реализации ряда мероприятий.
Задача 1 "Обеспечение гарантированного комплектования библиотечных фондов современными источниками информации на различных носителях" - комплектование библиотечных фондов печатными, аудиовидеоэлектронными изданиями согласно действующим стандартам и нормативам, оцифровка фонда.
Задача 2 "Повышение эффективности деятельности муниципальных библиотек через совершенствование традиционных библиотечных и внедрение современных технологий, в том числе информационно-коммуникационных" - предусматривается реализация следующих мероприятий:
создание электронного каталога (оплата приглашенным специалистам по гражданско-правовым договорам);
подключение к ресурсам Интернет (программное обеспечение, абонентская плата);
техническое сопровождение Web-сайта централизованной библиотечной системы;
приобретение оборудования (в т.ч. компьютеры);
обновление базы данных СПС "Консультант";
приобретение библиографических записей в уже имеющиеся фонды.
Задача 3 "Обеспечение комплексной безопасности и комфортных условий библиотек" - строительство библиотеки в составе культурно-образовательного комплекса (детский сад - дом детского творчества - детская музыкальная школа - библиотека).
Задача 4 "Укрепление кадрового потенциала и повышение профессионального уровня библиотечных специалистов" - курсы по подготовке и повышению квалификации библиотечных специалистов в области передовых информационных технологий.
Задача 5 "Формирование информационной культуры общества, устойчивого интереса к чтению" - проведение массовых мероприятий, призванных поддерживать престиж читающего человека, активизировать интерес к чтению и организовывать досуг населения".
Перечень мероприятий представлен в приложении 2 к программе.
V. Обоснование ресурсного обеспечения целевой программы
Финансовое обеспечение целевой программы осуществляется в пределах средств, выделяемых из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и бюджета города Ханты-Мансийска. Средства на строительство библиотеки выделяются из средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на условиях софинансирования в соответствии с правилами предоставления субсидий и методикой распределения субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на софинансирование строительства учреждений культуры, согласно постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.10.2010 N 270-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года".
Объем финансирования целевой программы составляет 27662,0 тыс. рублей, в том числе:
бюджет города - 14459,1 тыс. рублей;
бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - 13202,9 тыс. рублей.
VI. Механизм реализации целевой программы
Контроль за реализацией целевой программы осуществляет Глава Администрации города Ханты-Мансийска.
Управление ходом реализации целевой программы осуществляет заказчик - координатор - управление культуры Администрации города Ханты-Мансийска. Координатор целевой программы несет ответственность за исполнение, уточнение сроков реализации мероприятий и объемы их финансирования, выполняет свои функции во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Заказчики целевой программы выполняют задачи:
разработка проектов муниципальных правовых актов, необходимых для реализации целевой программы;
подготовка предложений по составлению плана текущих расходов на очередной год;
корректировка плана реализации целевой программы по источникам и объемам финансирования и по перечню предлагаемых к реализации задач целевой программы по результатам принятия бюджета муниципального образования и уточнения возможных объемов финансирования из других источников;
мониторинг выполнения показателей целевой программы и сбор оперативной информации, подготовка и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации целевой программы.
Реализация целевой программы осуществляется посредством размещения муниципального заказа на выполнение работ, закупку и поставку продукции, оказание услуг на основе муниципальных заказов на приобретение товаров (оказание услуг, выполнение работ) на муниципальные нужды, заключаемых муниципальными заказчиками с исполнителями в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также на основе соглашений между социальными партнерами целевой программы.
Оценка эффективности целевой программы осуществляется заказчиком-координатором по итогам ее исполнения за отчетный финансовый год и в целом после завершения ее реализации. По результатам мониторинга реализации целевой программы могут вноситься предложения по уточнению перечня программных мероприятий и сроков их реализации.
Реализация мероприятий целевой программы осуществляется муниципальными бюджетными учреждениями, определенными в целевой программе как исполнители: "Городская централизованная библиотечная система" и "Управление капитального строительства города Ханты-Мансийска". Исполнители целевой программы несут ответственность за целевое и эффективное использование выделенных им бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.