Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению администрации г. Нягани
от 19 мая 2011 г. N 0177-р
Концептуальные предложения
по разработке долгосрочной целевой программы муниципального образования город Нягань
"Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических
и межкультурных отношений, укрепление толерантности в г. Нягани на 2011 - 2014 годы"
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития муниципального образования:
Основные направления реализации Программы соответствуют приоритетным направлениям развития муниципального образования город Нягань, а именно касаются профилактики экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантности.
Принятие и последовательная реализация данной Программы позволит добиться положительных сдвигов в укреплении толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдении прав и свобод человека, поддержании межнационального мира и согласия, предупреждении правонарушений и преступлений на национальной и межэтнической почве, уменьшению потерь общества от совершаемых преступлений.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно - целевым методом:
Необходимость разработки и принятия Программы обусловлена тем, что город Нягань является многонациональным городом. На территории города проживают представители различных национальностей и народностей. Не снижается поток мигрантов, в том числе и из стран Средней Азии и Закавказья.
Практика борьбы с экстремизмом на сегодняшний день требует более тесного взаимодействия органов местного самоуправления, правоохранительных органов, общественных организаций на основе социологических исследований, аналитических и экспертных мониторингов состояния межэтнической интеграции, воспитании культуры мира, профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма. Коренного перелома в системе профилактики экстремизма можно добиться только в случае обеспечения комплексного подхода к решению этих задач, подкрепленного соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами.
3. Причины возникновения, характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сфере профилактики экстремизма без использования программно - целевого метода:
Программа направлена на укрепление в городе Нягани толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдении прав и свобод человека, поддержании межнационального мира и согласия.
Усиление миграционных потоков требуют выработки стратегии и создания механизмов адаптации нового полиэтнического населения к базовым общечеловеческим ценностям, а также позитивного восприятия этих процессов коренным населением города разных национальностей.
Для создания толерантной среды на территории муниципального образования город Нягань используются ресурсы межрегионального сотрудничества. Так, с целью изучения опыта работы по профилактике экстремизма различных регионов Российской Федерации, в городе Нягань проводились встречи делегаций из правительства республики Дагестана, встречи с представителями правительства Северной Осетии-Алания, в 2010 году проведены встречи с всероссийским центром Немецкой культуры.
Главным центром в проведении адресных мероприятий в среде национальных диаспор в городе Нягань является - Городской Общественный Совет, на заседаниях которого рассматривались вопросы, связанные с проводимыми мероприятиями в среде национальных диаспор.
На территории города созданы и работают 10 национально-культурных центров: народов Дагестана, Осетии, Мордвы, Славян, Татар, Азербайджанцев, Немцев, Болгар, Русских. В настоящее время идет формирование национально-культурного Центра выходцев из республик Средней Азии (таджики, узбеки, киргизы, казахи).
Большая работа в данном направлении ведется учреждениями культуры. Регулярно проводятся тематические семинары и заседания "Круглых столов" на темы: "В семье единой народов Югры", "Нет Чужих среди народов".
Профилактическую работу осуществляют администрации образовательных учреждений, классные руководители, психологи, социальные педагоги. Вожатые, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, вовлекают учащихся в организационно-массовые мероприятия, работу кружков и секций.
Вместе с тем, система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у дошкольников, школьников и студентов основы толерантного мировозрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, имеющие место конфликты на этнической почве среди подростков.
Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Существенный отрыв молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета несет угрозу расшатывания фундаментальной культуры общества.
Идеи национализма и нетерпимости в молодежной среде распространяются с использованием глобальной сети "Интернет". Действенного механизма по противодействию распространению этих идей, в настоящее время не выработано.
В 2010 году сотрудниками управления "К" Министерства внутренних дел Российской Федерации выявлено 2 преступления, предусмотренных части 1 статьи 282 уголовного кодекса Российской Федерации (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), совершенные жителем города Нягани, который используя персональный компьютер и модем, разместил в сети "Интернет" видеоролики "НСПР: Казнь дагестанца и таджика", "Новый год - Новый террор", а также электронную брошюру "Пособие по уличному террору", направленные на возбуждение ненависти, вражды, а также на унижение достоинства представителей иных рас и национальностей.
В целом, в городе пока еще не сложилась система формирования духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанная на принципах уважения прав и свобод человека, отсутствует согласованность действий в этом направлении различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, государственных и общественных структур, недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности специалистов в вопросах этнокультурных традиций, особенностей этнопсихологии, содержания этнокультурных ценностей.
Программа по профилактике экстремизма гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в городе Нягань на 2011 - 2014 годы призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, объединить в этой работе усилия общественных организация и объединений, религиозных и национальных сообществ.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы:
Единственным возможным вариантом решения проблемы является разработка долгосрочной целевой программы муниципального образования город Нягань "Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в г. Нягани на 2011 - 2014 годы".
Выполнение мероприятий Программы потребует концентрации усилий органов власти на местном уровне, правоохранительных органов, привлечения негосударственных структур, общественных и религиозных объединений, жителей города.
Программа включает следующие разделы по приоритетным направлениям:
1) Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде, предусматривающее систему мероприятий по воспитанию толерантности не только как понятия, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни.
2) Воспитание толерантности через систему образования, направленное на разработку и внедрение новых, реализацию уже имеющихся образовательных программ по формированию у детей, подростков и молодежи толерантного, терпимого отношения к представителям других народов и религий
3) Укрепление толерантности через средства массовой информации, предусматривающее более широкое, целенаправленное использование возможностей средств массовой информации в вопросе воспитания толерантности, воспитания уважительного отношения к различным народам и культурам.
В процессе реализации Программы могут проявиться ряд внешних и внутренних рисков.
Внешние риски:
- сокращение бюджетного финансирования, выделенного на выполнение целевой Программы, что повлечет, исходя из новых бюджетных параметров, пересмотр задач Программы с точки зрения или их сокращения, или снижения ожидаемых эффектов от их решения;
- отсутствие поставщиков/исполнителей товаров, работ (услуг), определяемых на конкурсной основе в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- повышение стоимости товаров, работ (услуг).
Внутренние риски:
- недостатки в управлении Программой, в первую очередь из-за отсутствия должной координации действий участников реализации Программы.
Последствиями недостаточной координации могут стать:
- отсутствие единого понимания участниками программы ее целей и задач, а также своей роли в выполнении Программы;
- необъективное распределение ресурсов Программы и нерациональное, нецелевое их использование;
- "размывание" ответственности как за целевое и рациональное использование ресурсов Программы, так и за эффективность ее результатов;
- снижение эффективности результатов Программы, связанное:
с отсутствием действенной системы мониторинга реализации Программы;
отсутствием или несвоевременностью и необъективностью решений, направленных на внесение изменений и уточнений, необходимых для устранения недостатков в реализации Программы по итогам мониторинга.
С целью минимизации внешних и внутренних рисков Программы запланированы следующие мероприятия:
ежегодная корректировка по результатам исполнения Программы мероприятий и объемов финансирования;
информационное, организационно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение проводимых мероприятий, проведение исследовательских работ, аналитического и экспертного мониторингов общественного мнения, освещение в средствах массовой информации процессов и результатов реализации Программы.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно - целевым методом:
Предлагаемые сроки реализации Программы - 2011 - 2014 годы.
6. Предложения по целям и задачам программы, целевым показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы:
Цель Программы:
создание в городе Нягани толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека
Задачи Программы:
1. Гармонизация межэтнических и межкультурных отношений в городе, профилактика проявлений ксенофобии, укрепление толерантности и духовно-нравственных основ у детей и подростков.
2. Знакомство детей и подростков с понятием "толерантность" и "интолерантность", формирование толерантного сознания и уважительного отношения к культуре разных народов. Формирование у школьников культуры толерантности и противодействия ксенофобии.
3. Формирование в молодежной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.
4. Разработка и реализация образовательных программ, направленных на формирование у подрастающего поколения позитивных установок на этническое многообразие.
5. Повышение уровня контроля за молодежными неформальными объединениями. Рост числа неформальных молодежных объединений вовлеченных в работу по профилактике экстремистских проявлений (настроений) в молодежной среде.
6. Активизация деятельности политических партий, общественных объединений и организаций, религиозных конфессий в вопросах воспитания толерантности среди молодежи, профилактики экстремистских проявлений
7. Повышение уровня информированности населения города Нягани о деятельности муниципального образования город Нягань, правоохранительных органов, общественных и религиозных организаций по противодействию экстремизму.
Целевые показатели Программы*:
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя реализации Программы |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1. |
Увеличение доли учащихся, охваченных дополнительными образовательными программами по воспитанию толерантности |
% |
|
3-5 |
3-5 |
3-5 |
2. |
Увеличение доли молодежи - участников мероприятий, направленных на профилактику проявлений ксенофобии и экстремизма, от общей численности молодежи |
% |
|
5-10 |
5-10 |
5-10 |
3. |
Количество преступлений экстремистского характера |
единиц |
|
0 |
0 |
0 |
4. |
Увеличение охвата учащихся образовательных учреждений города Нягани мероприятиями, направленными на развитие межэтнической интеграции, воспитание культуры мира, профилактику проявлений ксенофобии и экстремизма |
% |
|
5-10 |
5-10 |
5-10 |
* - расчет показателя на текущий год производится по отношению к предыдущему году.
7. Предложения по объемам и источникам финансирования целевой программы:
Источником финансирования Программы является бюджет города Нягани.
Общий объем финансирования программы составляет - 6760 тысяч рублей, в том числе:
2012 год - 2310 тысяч рублей,
2013 год - 2240 тысяч рублей,
2014 год - 2210 тысяч рублей.
8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы:
Предполагается, что реализация Программы к 2014 году будет способствовать:
- Увеличению доли учащихся, охваченных программами по воспитанию толерантности от общей численности учащихся;
- Увеличению доли молодежи - участников мероприятий, направленных на профилактику проявлений ксенофобии и экстремизма, от общей численности молодежи;
- Снижению количества преступлений экстремистского характера до нулевого показателя.
- Увеличению числа социально значимых проектов общественных объединений, в том числе национально-культурных, направленных на развитие межэтнической и межконфессиональной толерантности;
- Увеличению количества обучающихся начального, среднего профессионального образования и студентов высшего профессионального образования, участвующих в мероприятиях, направленных на развитие межэтнической интеграции, воспитание культуры мира, профилактику проявлений ксенофобии и экстремизма.
9. Предложения по участию структурных подразделений Администрации города и иных организаций, ответственных за формирование и реализацию целевой программы:
Исполнители мероприятий Программы:
- Комитет образования и науки Администрации города Нягани;
- Управление по физической культуре и спорту Администрации города Нягани;
- МАУ МО г. Нягань "Городской комитет молодежи";
- Управление по культуре и искусству Администрации города Нягани;
- Отдел информационной политики Думы города Нягани;
- Отдел внутренних дел по городу Нягани (по согласованию);
- Отделение регионального управления Федеральной службы безопасности в городе Нягани (по согласованию);
10. Предложения по муниципальным заказчикам и разработчикам целевой Программы:
Разработчиком Программы является Глава города Нягани и Администрация города Нягани.
11. Предложения по механизму реализации мероприятий целевой Программы, в том числе возможные варианты форм и методов управления реализацией целевой программы:
Руководителем (координатором) Программы является Глава города Нягани и комитет экономической политики Администрации города Нягани.
При текущем управлении Руководителем (координатором) Программы выполняются следующие основные задачи:
анализ эффективности выполнения программных мероприятий;
корректировка мероприятий Программы по источникам и объемам финансирования, по перечню предлагаемых к реализации задач при принятии бюджета города и уточнение возможных объемов финансирования из других источников;
мониторинг выполнения показателей Программы, сбор оперативной отчетной информации, подготовка и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы.
Руководитель (координатор) Программы несет ответственность за ее реализацию и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на ее выполнение средств, уточняет сроки реализации мероприятий Программы и объемы их финансирования.
Для обеспечения анализа эффективности мероприятий Программы, контроля хода ее реализации ежегодно Руководитель (координатор) Программы в установленном порядке, представляет в комитет экономической политики Администрации города, Комитет по финансам Администрации города Нягани, в Комиссию по рассмотрению проектов долгосрочных целевых программ муниципального образования город Нягань информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за период ее реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.