Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы города Нягани
от 22 марта 2012 г. N 225
Положение
о проведении антикоррупционной экспертизы правовых актов Думы
города Нягани (их проектов) и правовых документов (их проектов), поступивших
в Думу города Нягани
20 апреля 2012 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 сентября 2008 года N 86-оз "О мерах по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 декабря 2011 года N 175 "О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и проектов нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и признании утратившими силу некоторых постановлений Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Думы города Нягани и их проектов, ненормативных правовых актов Думы города Нягани и их проектов, правовых документов и их проектов, поступивших в адрес Думы города Нягани (далее - антикоррупционная экспертиза), порядок составления заключений по результатам проведения антикоррупционной экспертизы (правового акта, проекта правового акта, правового документа, проекта правового документа) (далее - заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы).
1.3. Антикоррупционная экспертиза - это деятельность, направленная на выявление и устранение явления или совокупности явлений в нормативных и ненормативных правовых актах Думы города Нягани (далее - правовые акты), проектах правовых актов Думы города Нягани (далее - проекты правовых актов), правовых документах, проектах правовых документов, поступивших в Думу города Нягани, порождающих коррупцию или способствующих ее распространению.
1.4. Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - методика), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
1.5. Антикоррупционная экспертиза проводится на основе следующих принципов:
- приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов местного самоуправления;
- обязательность проведения антикоррупционной экспертизы в отношении проектов правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина;
- соблюдение баланса защиты прав и свобод граждан и эффективности деятельности органов местного самоуправления;
- объективность, мотивированность и законность экспертных заключений;
- гласность и учет общественного мнения при проведении антикоррупционной экспертизы.
1.6. Антикоррупционной экспертизе подлежат все действующие правовые акты Думы города Нягани и проекты вновь принимаемых правовых актов.
1.7. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении следующих правовых документов и их проектов: гражданско-правовые договоры, в т. ч. муниципальные контракты, соглашения с органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, доверенности, выдаваемые Главой города Нягани (далее - Глава города) в пределах его полномочий председателя Думы города Нягани.
1.8. Не проводится антикоррупционная экспертиза отмененных или утративших силу правовых актов.
Решением Думы г. Нягани от 20 апреля 2012 г. N 236 в пункт 1.9 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после опубликования названного решения
1.9. Антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов Думы города Нягани, правовых документов и их проектов, поступивших в адрес Думы города Нягани, проводится в течение пяти рабочих дней, не считая дня их поступления.
1.10. Антикоррупционная экспертиза действующего правового акта Думы города Нягани проводится в течение четырнадцати дней со дня его поступления на экспертизу.
2. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
2.1. Инициаторами проведения антикоррупционной экспертизы (далее - инициатор проведения экспертизы) являются Глава города, структурные подразделения Думы города Нягани, органы с правами юридического лица и структурные подразделения Администрации города Нягани, Контрольно-счетная палата города Нягани.
2.2. Антикоррупционная экспертиза проводится должностными лицами юридического отдела организационно-правового управления Аппарата Думы города Нягани, ответственными за проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов Думы города Нягани и их проектов, правовых документов и их проектов, назначенными в соответствии с распоряжением Думы города Нягани.
2.3. Должностные лица, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, осуществляющие антикоррупционную экспертизу (далее - эксперты), имеют право запрашивать у инициатора проведения экспертизы дополнительную информацию, необходимую для подготовки заключения по результатам антикоррупционной экспертизы. В этом случае инициатор проведения экспертизы не позднее двухдневного срока обязан дать мотивированный ответ на запрос эксперта.
Решением Думы г. Нягани от 20 апреля 2012 г. N 236 в пункт 2.4. настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после опубликования названного решения
2.4. Эксперт обязан установить наличие или отсутствие всех предусмотренных методикой коррупциогенных факторов в зависимости от вида правового акта, проекта правового акта, правового документа, проекта правового документа, направленного на экспертизу, характера регулируемых им общественных отношений, иных обстоятельств, предусмотренных методикой.
2.5. Эксперт в соответствии с методикой самостоятельно выбирает критерии оценки степени коррупциогенности, указывая на избранные им критерии в своем заключении.
2.6. В целях реализации органами прокуратуры предоставленных федеральным законодательством полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и принятию мер, направленных на исключение положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, Дума города Нягани представляет в прокуратуру города Нягани на бумажном носителе копии принятых ею нормативных правовых актов по вопросам, установленным частью 2 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", в срок не позднее семи дней со дня их принятия.
3. Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы
3.1. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы при наличии выявленных коррупциогенных факторов в правовом акте, проекте правового акта, правовом документе, проекте правового документа эксперт составляет мотивированное заключение по форме согласно приложению к настоящему Положению, в котором указываются выявленные коррупциогенные факторы, дается их описание.
В случае выявления в тексте правового акта, проекта правового акта, правового документа, проекта правового документа коррупциогенных факторов в заключении по результатам антикоррупционной экспертизы должны содержаться сведения об использованных способах оценки и вывод о степени коррупциогенности проанализированного правового акта, проекта правового акта, правового документа, проекта правового документа.
3.2. В случае если при проведении антикоррупционной экспертизы в тексте анализируемого правового акта, проекта правового акта, правового документа, проекта правового документа не выявлено коррупциогенных факторов, эксперт осуществляет его визирование без составления заключения и проставляет штамп "Коррупциогенных факторов не выявлено".
3.3. В заключении по результатам антикоррупционной экспертизы отражаются следующие сведения:
1) дата подготовки заключения, данные об эксперте (фамилия, имя, отчество (при наличии), занимаемая должность, номер служебного телефона);
2) основание для проведения экспертизы;
3) реквизиты правового акта, наименование проекта правового акта, реквизиты правового документа, наименование проекта правового документа, прошедшего экспертизу;
4) перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков и соответствующих статей (пунктов, подпунктов, абзацев) правового акта, проекта правового акта, правового документа, проекта правового документа, в которых эти факторы выявлены, со ссылкой на методику;
5) оценка степени коррупциогенности каждого фактора в отдельности и правового акта, проекта правового акта, правового документа, проекта правового документа в целом;
6) предложения о способах устранения коррупциогенных факторов;
7) обоснование допустимости использования в правовом акте, проекте правового акта, правовом документе, проекте правового документа нормативных предписаний, которые могут служить индикаторами коррупциогенных факторов.
3.4. Выводы заключения по результатам антикоррупционной экспертизы должны соответствовать его исследовательской части.
3.5. В случае выявления в правовом акте, проекте правового акта, правовом документе, проекте правового документа коррупциогенных факторов, устранение которых не представляется возможным, эксперт должен это обосновать в отношении каждого фактора в отдельности и предложить возможные способы нейтрализации коррупциогенных рисков.
3.6. При обосновании коррупциогенности отдельных норм правового акта, проекта правового акта, правового документа, проекта правового документа допускается использование данных социологических опросов, материалов судебной и административной практики.
3.7. Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы оформляется на бланке юридического отдела организационно-правового управления Аппарата Думы города Нягани.
3.8. Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы подписывается экспертом и в трехдневный срок со дня его подготовки направляется инициатору проведения экспертизы вместе с правовым актом, проектом правового акта, правовым документом, проектом правового документа для организации работы по устранению замечаний и внесению поправок, направленных на устранение признаков коррупциогенности.
3.9. Разногласия, возникающие при оценке коррупциогенных факторов, указанных в заключении по результатам проведения антикоррупционной экспертизы, разрешаются в порядке, установленном Инструкцией о порядке оформления правовых актов Думы города Нягани, утверждаемой распоряжением Думы города Нягани.
3.10. В течение пяти рабочих дней со дня получения инициатором проведения экспертизы заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы последний обязан в письменной форме представить в адрес эксперта информацию о принятых мерах по устранению коррупциогенных факторов.
3.11. Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня его подготовки размещается экспертом на официальном веб-сайте органов местного самоуправления в сети Интернет www.admnyagan.ru в разделе "Совет по противодействию коррупции" (далее - веб-сайт органов местного самоуправления).
3.12. Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы правового акта, правового документа подлежит удалению с веб-сайта органов местного самоуправления в срок не позднее пяти дней после дня вступления в силу правового акта, правового документа о внесении изменений, устраняющих обнаруженный(е) экспертом в правовом акте, правовом документе коррупциогенный(е) фактор(ы).
3.13. Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта правового акта, проекта правового документа подлежит удалению с веб-сайта органов местного самоуправления в срок не позднее пяти дней после дня вступления в силу правового акта, правового документа в отношении проекта которого экспертом было составлено заключение о коррупциогенности.
4. Участие граждан, общественных объединений, саморегулируемых организаций, иных организаций в проведении антикоррупционной экспертизы
4.1. Граждане, общественные объединения, саморегулируемые организации, иные организации вправе обратиться в Думу города Нягани с просьбой о проведении антикоррупционной экспертизы правового акта, проекта правового акта, правового документа, проекта правового документа (далее - обращение).
В случае проведения заявителем самостоятельной антикоррупционной экспертизы правового акта, проекта правового акта, правового документа, проекта правового документа, указанного в обращении, к обращению прилагается заключение о результатах ее проведения.
4.2. Обращение рассматривается в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Регламентом рассмотрения обращений граждан, утвержденным постановлением Главы города Нягани от 03 марта 2009 года N 15-пг.
4.3. Юридические лица, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, физические лица вправе проводить независимую антикоррупционную экспертизу в инициативном порядке за счет собственных средств в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
4.4. Независимую антикоррупционную экспертизу правовых актов могут проводить физические и юридические лица, аккредитованные Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
4.5. В качестве экспертов не могут выступать депутаты Думы города Нягани, лица, занимающие иные должности в органах местного самоуправления города Нягани, за исключением лиц, в должностные обязанности которых входит проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов, проектов правовых актов, правовых документов, проектов правовых документов.
4.6. Исключен.
См. текст пункта 4.6
4.7. Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы в обязательном порядке направляется гражданам, общественному объединению, саморегулируемой организации, иной организации, направившей ходатайство о проведении экспертизы.
5. Контроль проведения антикоррупционной экспертизы
5.1. Контроль своевременности проведения, качества и эффективности антикоррупционной экспертизы правовых актов, проектов правовых актов осуществляется межведомственным Советом по противодействию коррупции, действующим на основании постановления Главы города Нягани от 20 апреля 2011 года N 017-пг "О межведомственном Совете по противодействию коррупции на территории города Нягани".
5.2. Контроль своевременности проведения, качества и эффективности антикоррупционной экспертизы правовых документов, проектов правовых документов на коррупциогенность осуществляется непосредственным руководителем эксперта.
5.3. Непосредственный руководитель эксперта ежегодно в срок до 31 января направляет в межведомственный Совет по противодействию коррупции на территории города Нягани информацию по итогам прошедшего года:
- о количестве проведенных антикоррупционных экспертиз правовых актов, проектов правовых актов, правовых документов, проектов правовых документов;
- количестве проектов нормативных правовых актов, проектов ненормативных правовых актов, прошедших антикоррупционную экспертизу, но не принятых (не утвержденных) Думой города Нягани;
- о количестве поступивших заключений по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы с указанием представивших их заинтересованных физических и юридических лиц.
5.4. Информация, указанная в пункте 5.3 настоящего Положения, подлежит обсуждению на очередном заседании межведомственного Совета по противодействию коррупции на территории города Нягани.
На обсуждение также приглашаются независимые эксперты, уполномоченные на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, подготовившие заключения по результатам проведения антикоррупционных экспертиз и направившие указанные заключения в Думу города Нягани.
5.5. В целях обеспечения открытости процедуры проведения и результатов антикоррупционной экспертизы и контроля их полноты и достоверности межведомственный Совет по противодействию коррупции на территории города Нягани размещает на веб-сайте органов местного самоуправления информацию, указанную в пункте 5.3 настоящего Положения, в течение пяти дней со дня ее рассмотрения на заседании межведомственного Совета по противодействию коррупции на территории города Нягани.
6. Ответственность
6.1. Ответственность за наличие коррупциогенных факторов в правовых актах возлагается на Главу города Нягани, исполняющего полномочия председателя Думы города Нягани.
6.2. В случае выявления органом, осуществляющим контроль в сфере противодействия коррупции, коррупциогенных факторов в тексте принятого нормативного правового акта информация контрольного органа рассматривается экспертами в срок, установленный контролирующим органом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.