Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 Характеристика задач, на решение которых направлена программа
Задача 1. Обеспечение доступности и качества дошкольного образования.
Дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования. Главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.
С целью реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования в городе Когалыме функционируют 13 дошкольных образовательных учреждений, из них - 4 центра развития ребенка, 1 детский сад комбинированного вида, 1 детский сад, 7 детских садов общеразвивающего вида.
Проектное количество мест в дошкольных образовательных учреждениях составляет - 3448. Дошкольным образованием охвачено 3491 детей. Городская очередность составляет 1453 человека. Дети в возрасте от 4 до 7 лет обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях города Когалыма. Растет очередность на предоставление мест в детских садах детям в возрасте с 1,5 до 3 лет в связи с увеличением рождаемости в 2009 - 2011 годах.
Деятельность системы дошкольного образования города Когалыма в 2011 году была направлена на достижение стратегической цели ведомственной целевой программы - устойчивое развитие системы дошкольного образования в городе Когалыме. В рамках данной программы реализовывались задачи, ориентированные на потребности населения города в данной муниципальной услуге:
- обеспечение доступности и качества дошкольного образования;
- сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
- повышение качества кадрового потенциала педагогических работников системы дошкольного образования;
- создание условий для реализации общеобразовательных программ.
Для обеспечения доступности дошкольного образования в 2009-2011 годах в детских садах города были перепрофилированы помещения для возврата им первоначального статуса "групповое помещение", что позволило увеличить количество мест на 210. Из бюджета города Когалыма на эти цели выделено 37 574, 51 тыс. рублей. Проведена работа по уплотнению групп (создание дополнительных мест), в результате чего количество мест в дошкольных учреждениях увеличилось на 390. Начато строительство нового детского сада на 320 мест в левобережной части города Когалыма по улице Береговой. Функционируют группы кратковременного пребывания, позволяющие обеспечить доступность дошкольных образовательных услуг и равные стартовые возможности при поступлении в школу детям, не посещающим детские сады.
В городе также работают 2 центра негосударственного сектора, которые посещают 24 ребенка. Тем не менее, проблема очередности с 1,5 до 4 лет в детских садах сохраняется.
С целью повышения качества образования проводятся мероприятия, направленные на внедрение альтернативных форм дошкольного образования, укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений, улучшение предметно-развивающей среды, в том числе для организации детской опытно-экспериментальной деятельности, развития естественнонаучных и экологических представлений воспитанников.
В 2011 году во всех дошкольных образовательных учреждениях начата работа по введению федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Пересмотрена и приведена в соответствие с федеральными государственными требованиями структура программы, определено содержание и оптимальная модель организации образовательного процесса, направленные на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Переход к работе в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования требует создания дополнительных условий для реализации программ дошкольного образования.
Необходимо улучшить оснащение педагогического процесса в части поисково-исследовательской деятельности, привлечения интереса дошкольников к художественной литературе, развития у детей конструктивных умений, совершенствования физических качеств.
Особого внимания требует проблема по обеспечению равного доступа и получения качественного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. В 2011 году дошкольным образованием было охвачено 9 детей - инвалидов. 78 детей с нарушением зрения посещали группы комбинированной направленности в МБДОУ д/с "Солнышко" комбинированного вида. Функционирует субботняя группа кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ д/с "Колокольчик", в которой организовано интеллектуальное и личностное развитие детей с учётом коррекции нарушений и индивидуальных особенностей, оказывается помощь родителям по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Отсутствие специализированных групп полного дня для детей с ограниченными возможностями здоровья других категорий не позволяет в полной мере реализовать право граждан на получение качественного дошкольного образования в условиях дошкольных образовательных учреждениях.
Муниципальным казенным учреждением "Центр обслуживания" организована работа по обслуживанию дошкольных образовательных учреждений, касающаяся осуществления финансирования деятельности, осуществления функций заказчика на поставку товаров, услуг, выполнение различных видов работ, ведение статистического и бухгалтерского учета и отчетности.
Задача 2. Обеспечение доступности качественного общего образования в соответствии с запросами населения и условиями рынка труда.
Общее образование в городе Когалыме предоставляют 7 средних общеобразовательных школ, 1 средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, 2 учреждения дополнительного образования. Географическое расположение учреждений в городе соответствует нормам и требованиям СанПиН. Здания всех общеобразовательных учреждений города размещены на внутриквартальных территориях микрорайонов, удалённых от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстоянии 100-170 и более метров. Соблюдается требование по размещению общеобразовательных учреждений по транспортной доступности: для обучающихся I ступени обучения-15 минут (в одну сторону), для обучающихся II, III ступени - не более 50 минут (в одну сторону). Обеспечено транспортное обслуживание обучающихся левобережной части города (МБОУ СОШ N1 и МБОУ "СОШ N 9"), проживающих на расстоянии свыше 1 км от общеобразовательного учреждения. Подвоз данных учащихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей.
Общеобразовательные учреждения города обеспечивают качественную подготовку выпускников, о чем свидетельствуют результаты единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). Так в 2011 году:
- доля выпускников, успешно сдавших оба обязательных экзамена (русский язык и математика) составила 100%. Данный факт является свидетельством соответствия содержания и качества подготовки выпускников города Когалыма по русскому языку и математике требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
- доля выпускников, справившихся со всеми обязательными и выбранными экзаменами, составляет 96,7%, и это значение выше окружного (95,9%);
- доля выпускников, сдававших 3 и более предметов - 88,8%, что выше окружного показателя на 6,1%;
- увеличивается средний балл по 100-балльной шкале по обязательным предметам (русский язык и математика). В 2010 и 2011 годах имеются 100-балльные результаты (русский язык, по 1 человеку).
О качестве образования можно судить и по количеству выпускников 11 классов, получивших золотую или серебряную медали "За особые успехи в обучении", а также по количеству выпускников 9-х классов, получивших аттестат с отличием. Доля данных категорий выпускников растет.
В целом, рассматривая общие результаты уровня обученности учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений города, можно констатировать, что на протяжении последних шести лет общая успеваемость (т.е. доля обучающихся, окончивших год без двоек) в 2011 году является самой высокой и составляет 98,9%, наибольший результат достигнут и в качественной успеваемости - 40,5% (т.е. это доля учащихся, окончивших учебный год на "4" и "5"). Но, несмотря на то, что доля неуспевающих по итогам учебного года снижается, все же эта проблема остается. Решение этой проблемы возможно посредством более широкого внедрения современных методов и форм обучения, повышения мотивации у учащихся к образованию, а также через осуществление работы с родителями (законными представителями), расширяя объём профилактической работы по разъяснению необходимости получения общего образования.
В городе созданы условия для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья - выбор форм и программ обучения в зависимости от психофизиологических особенностей развития ребенка; организация государственной (итоговой) аттестации в щадящем режиме; осуществление индивидуального подхода в процессе обучения; психологическое и медицинское сопровождение учебно-воспитательного процесса; бесплатное обеспечение учащихся необходимой учебной литературой. Для расширения доступности образования для детей-инвалидов в городе начата реализация проекта дистанционного образования. Организация дистанционного обучения детей-инвалидов позволяет обеспечить доступ детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам, оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, получению ими качественного образования, как следствие, успешной социализации и интеграции в обществе. В рамках федеральной программы получено оборудование для обучения детей-инвалидов в дистанционной форме. Для реализации проекта дистанционного образования детей-инвалидов на уровне города необходимы дополнительные финансовые средства, направленные на:
- создание центра дистанционного обучения (увеличение штатных единиц);
- повышение квалификации и оплату труда методистов и педагогов (тьюторов);
- подключение рабочих мест детей-инвалидов, учителей и центра дистанционного образования по широкополосным каналам доступа к сети Интернет (либо модернизацию существующих каналов доступа к сети Интернет);
- организацию образовательного процесса для детей-инвалидов;
- обеспечение информационно-методической поддержки деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов (включая проведение обучающих мероприятий для всех категорий работников, задействованных в дистанционном образовании детей-инвалидов; разработку и приобретение учебно-методических материалов; пополнение коллекции электронных образовательных ресурсов, программного обеспечения; установление контент-фильтрации; организацию мониторинга реализуемых мероприятий; обеспечение технической поддержки и обслуживания каналов связи и комплектов оборудования (техническое сопровождение работы оборудования в процессе дистанционного образования, ремонт, переустановка и обновление оборудования).
В школах города созданы безопасные и благоприятные санитарно-гигиенические условия для организации учебно-воспитательного процесса. 100% образовательных учреждений имеют все виды благоустройства и располагаются в типовых зданиях. Тем не менее семь зданий образовательных учреждений из одиннадцати построены 20-28 лет назад, одно здание - МБОУ "СОШ N 9" не до конца отвечает современным требованиям по площадям учебных кабинетов. Решение этих проблем требует увеличения финансирования общего образования на содержание имеющихся зданий и ремонт помещений, а также реконструкцию здания МБОУ "СОШ N 9" с целью расширения площадей учебных кабинетов.
Немаловажным условием для родителей и ребенка является сменность обучения. В 2011 году доля обучающихся, занимающихся во вторую смену, составила 35%. Особенно загружена вторая смена в МБОУ СОШ N 1, МБОУ "Средняя школа N 6", МБОУ "СОШ N 7" и МБОУ "СОШ N 9". Наличие второй смены не позволяет в полной мере реализовывать программы дополнительного образования. Кроме этого, двухсменный режим работы общеобразовательных учреждений и недостаточное количество учреждений дополнительного образования не позволяют в полной мере организовать внеурочную деятельность учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов, введенных с 1 сентября 2011 года. Для решения данной проблемы необходимо строительство либо новой школы, либо учреждения дополнительного образования.
Средняя наполняемость классов составляет - 22,6 человека, (региональный норматив - 24,5, федеральный норматив - 25 человек). Неравномерность количества детей в классах по школам зависит от расположения школ, санитарных норм и востребованности со стороны потребителей. Ниже регионального норматива наполняемость классов в МБОУ "СОШ N 9" из-за малых площадей учебных кабинетов. Решение проблемы разгрузки школ, возможно при вводе в эксплуатацию нового здания школы в районе между МБОУ "Средняя школа N6" и МБОУ "СОШ N 7" и реконструкции МБОУ "СОШ N 9".
На повышение качества образования и его соответствие спросу потребителей направлена вариативность предоставления образовательных услуг населению. Дифференциация учебного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и способности обучающихся. В целях максимального удовлетворения потребностей ребенка в образовательных услугах в общеобразовательных учреждениях города Когалыма функционируют классы различной направленности с дифференцированным уровнем изучения образовательных программ:
- традиционные классы;
- классы развивающего обучения;
- классы с углубленным изучением отдельных предметов;
- 5-9 классы профильной направленности;
- 10, 11 профильные классы;
- классы компенсирующего обучения;
- специальные (коррекционные) классы VIII вида;
- группы экстернат.
Одной из задач школьного образования является подготовка школьника к осознанному выбору дальнейшего профессионального пути. Показателем успешного решения данной задачи является то, что 93 % выпускников школ города продолжают обучение в учреждениях профессионального образования, доля выпускников 11-х классов, поступающих в высшие учебные заведения, составила в 2011 году 82%.
Во всех общеобразовательных учреждениях города реализуются программы предпрофильной подготовки. Охват таким видом деятельности составляет 100% учащихся 8 и 9 классов. Для формирования системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся, в том числе и выпускников общеобразовательных учреждений, в городе разработана "Программа профессиональной ориентации в образовательных учреждениях города Когалыма на 2011-2013 годы", утверждённая приказом управления образования Администрации города Когалыма от 09.09.2011 N 546.
Основополагающую роль в решении данной задачи играет введение и распространение профильного обучения на старшей ступени общего образования. Профильное обучение внедряется в различном объеме (от 1 до 4 профилей в учреждении) во всех общеобразовательных учреждениях города Когалыма, охват составляет 67,6% от общего количества учащихся 10 и 11 классов. Реализуются 14 профилей. Наиболее востребованными являются социально-экономический и информационно-технологический профили. В рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения реализуются программы по 15 профильным предметам, по 114 курсам по выбору для учащихся 9 классов и по 205 элективным курсам для учащихся 10, 11 классов. Внедряются различные модели сетевого взаимодействия: "школа-школа", "школа-организация". Охват учащихся сетевым взаимодействием увеличивается. Так на начало 2011 - 2012 учебного года охват сетевым взаимодействием составляет 22% учащихся 9, 10 и 11 классов против 14,5% в 2010 - 2011 учебном году. Но сетевое взаимодействие развивается только в рамках реализации программ курсов по выбору и элективных курсов. Не развито взаимодействие образовательных учреждений различного типа.
Современный уровень запроса населения на образовательные услуги требует решения следующих проблем: создание условий для обучения школьников по индивидуальным образовательным программам; развитие сетевого взаимодействия не только в рамках реализации программ курсов по выбору и элективных курсов, но и в рамках реализации основных образовательных программ (в частности, профильных предметов), создание условий для реализации программ профильного обучения в дистанционной форме. Решение этих проблем требует определенного дополнительного финансирования.
Качественное внедрение профильного обучения зависит от уровня кадрового обеспечения. Несмотря на то, что программы профильного обучения в основном реализуют педагогические работники, имеющие высшую и первую квалификационную категорию, реалии развития образования требуют постоянного повышения их квалификации. Всегда востребованы курсы повышения квалификации в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения, на что необходимы дополнительные финансовые средства.
Одним из условий повышения качества образования является организация и проведение работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей, учащихся, проявляющих интерес в различных сферах деятельности (интеллектуальной, творческой, спортивной, экологической, социальной). Сложившаяся система работы с такими учащимися дает положительные результаты. Увеличилось не только количество участников, но и количество победителей и призеров городских, окружных, всероссийских, международных конкурсов.
В городе Когалыме:
- проводятся муниципальные олимпиады, конкурсы, фестивали, выставки, слеты, спортивные соревнования, организуется работа профильных лагерей. Эти мероприятия охватывают детей разных возрастов - учащихся начальной, основной и старшей школ;
- организуют занятость детей во внеурочное время два учреждения дополнительного образования детей: Детская школа искусств и Дом детского творчества;
- проводится мониторинг участия учащихся города в муниципальных, окружных, всероссийских мероприятиях, проводимых в различных формах (очной, заочной, дистанционной);
- организуется выезд городских команд для участия в различных окружных и всероссийских мероприятиях интеллектуальной, творческой, спортивной и социальной направленности;
- во всех общеобразовательных учреждениях города реализуются программы "Одаренные дети", организовано психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми. На базе МАОУ "Средняя школа N8" реализуется проект "Формула успеха".
Используются различные формы стимулирования познавательной деятельности и творчества одаренных детей:
- муниципальные чествования победителей интеллектуальных конкурсов (торжественное вручение дипломов, грамот);
- денежные вознаграждения победителям и призерам муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников, городской научно-исследовательской конференции "Шаг в будущее";
- грант Администрации города Когалыма "Лучший ученик общеобразовательного учреждения";
- размещение публикаций и информационных материалов в местных средствах массовой информации (газета "Когалымский вестник", телеканал "Инфосервис") о результатах проведения мероприятий;
- предоставление путевок в выездные лагеря отдыха в период оздоровительной кампании.
Проведение мероприятий на муниципальном уровне осуществляется в рамках текущего финансирования. Потребность в расширении спектра мероприятий различных направлений растет, что требует дополнительного финансирования.
Выезд учащихся и городских команд для участия в мероприятиях окружного, всероссийского и международного уровня финансируется за счет средств долгосрочной целевой программы "Молодежь и дети города Когалыма на 2010-2012 гг.", а так же за счет родительских и спонсорских средств. Их не достаточно для удовлетворения возрастающих запросов. Несмотря на то, что в городе развиваются малозатратные формы организации работы с одаренными детьми (участие в заочных, дистанционных мероприятиях), востребованным остается очное участие, особенно спортивного, творческого и социального направлений, на что также требуется дополнительное финансирование.
Денежное вознаграждение победителям и призерам муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников, городской научно-исследовательской конференции "Шаг в будущее", а также грант Администрации города Когалыма "Лучший ученик общеобразовательного учреждения" выплачивается в рамках долгосрочной целевой программы "Реализация приоритетного национального проекта "Образование" в городе Когалыме на 2011-2013 гг.", утвержденной Постановлением Администрации города Когалыма от 29.10.2010 N 2177. Развитие системы многопрофильной работы с учащимися, проявляющих интерес в различных сферах деятельности, требует увеличения финансовых объемов для поощрения победителей и призеров других городских мероприятий, а также победителей и призеров мероприятий, проводимых для учащихся начальной школы.
Подготовка учащихся к различным мероприятиям осуществляется в основном педагогическими работниками в общеобразовательных учреждениях города. Замкнутость образовательного пространства в конкретном общеобразовательном учреждении не всегда дает ожидаемые положительные результаты. Наиболее эффективной подготовка учащихся будет при создании общегородских групп по определенным направлениям, к работе с которыми будут привлечены высококвалифицированные педагогические работники не только города, но и округа, России, преподаватели ВУЗов, представители научных и учебных центров, имеющих опыт работы с одаренными детьми. Такая форма работы требует дополнительного финансирования.
Все общеобразовательные учреждения города Когалыма имеют выход в Интернет со скоростью 1 Мб/с.
Залогом качественного образования является обеспечение стабильного развития материально-технической базы образовательных учреждений на основе современных ресурсов, создание соответствующих условий для оказания образовательных услуг, что подтверждается наличием лицензии.
В 2011 учебном году все 23 образовательных учреждения прошли лицензирование в связи с изменением типа учреждений.
Ежегодно образовательные учреждения города проводят большую работу по оснащению образовательного процесса в соответствии с современными требованиями. Так, в 2011 году образовательные учреждения приобрели компьютерного, мультимедийного, учебного, учебно-наглядного оборудования, интерактивных устройств на сумму более 9 миллионов рублей, в том числе в рамках реализации подпрограммы I "Инновационное развитие образования" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Новая школа Югры на 2010-2013 годы" и на период до 2015 года" приобретено 19 комплектов интерактивного оборудования (интерактивная доска, проектор, компьютер) для МБОУ СОШ N 1 и МБОУ "СОШ N 9" на сумму 2400,0 тыс. руб. Для продолжения деятельности в этом направлении необходимо ежегодное финансирование.
Задача 3. Развитие системы доступного дополнительного образования в соответствии с индивидуальными запросами населения.
В соответствии с федеральными государственными требованиями основная общеобразовательная программа дошкольного образования включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Дополнительное образование дети дошкольного возраста получают в ходе реализации вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В зависимости от направления работы дошкольного образовательного учреждения организована работа кружков, секций, студий, в которых занимаются 356 детей старшего дошкольного возраста, что составляет 28,2% от детей данной категории. За 2009-2011 годы произошло увеличение охвата дошкольников дополнительным образованием на 8%. В зависимости от направления развития детей процентное соотношение занимающихся в кружках составило:
- художественно - эстетическое направление - 12%,
- познавательно - речевое направление - 4 %,
- физкультурно - оздоровительное направление - 10%,
- социально - личностное направление - 2,2%.
С целью выявления и развития творческих способностей, склонностей и интересов дошкольников на городском уровне проводятся различные мероприятия по всем направлениям воспитательно-образовательной работы:
- конкурс чтецов, способствующий развитию коммуникативных и речевых навыков дошкольников, развитию их художественного восприятия и эстетического вкуса;
- конкурс детского рисунка, удовлетворяющий потребности детей в самовыражении через развитие детского творчества, приобщение к искусству;
- Губернаторские состязания, способствующие развитию физических качеств и двигательной активности детей;
- отчетный творческий концерт, развивающий музыкальную, художественную деятельность детей.
Конкурсные мероприятия, в которых приняли участие 231 дошкольник, способствовали развитию творческой активности детей дошкольного возраста.
Дополнительные образовательные услуги для детей и подростков города Когалыма предоставляются бесплатно по 10 направленностям на базе 8 общеобразовательных учреждений. В двух учреждениях дополнительного образования: Дом детского творчества, Детская школа искусств обучается 1648 чел, что составляет 23 % от общего количества школьников. Из них бесплатно получают образование 86% воспитанников. Охват дополнительным образованием составляет 78% от общего количества учащихся школ. За 5 последних лет охват детей дополнительным образованием в городе увеличился на 12%.
Наиболее востребованными являются образовательные услуги художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной, декоративно-прикладной, социально-педагогической направленности. В последнее время сократилось количество объединений технической, туристско-краеведческой направленности из-за отсутствия специалистов. Всё это затрудняет в полной мере организовать более качественно дополнительное образование, отвечающее интересам и запросам детей. Развитие вышеназванных направленностей непременно способствовало бы вовлечению во внеурочную деятельность и систему дополнительного образования детей большего количества обучающихся мужского пола, а так же несовершеннолетних, состоящих на учёте ОМВД РФ по г. Когалыму.
Функционирующий в настоящее время Дом детского творчества расположен в реконструированном, приспособленном, нетиповом здании и занимает 1/3 часть от всей площади здания. Основную часть здания занимает Бюджетное учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальной помощи семье и детям "Радуга надежды". На 1/3 площади Дома детского творчества возможно обучение лишь 220 учащихся, а поэтому учреждение вынуждено ежегодно арендовать помещения на базе общеобразовательных учреждений и социальных объектах города. В Доме детского творчества в настоящее время обучается свыше 1000 детей, что составляет в среднем 16% от общего количества школьников города.
С 1 сентября 2011 года учащиеся первых классов общеобразовательных учреждений нашего города перешли на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам, предусматривающим организацию внеурочной деятельности в объеме до 10 часов в неделю на каждого учащегося. Организация данного вида деятельности осуществляется за счет ставок педагогов дополнительного образования, так как финансирование данного направления работы за счет часов учебного плана не предусмотрено.
В 2011 - 2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях работают 234 педагога дополнительного образования. Для организации занятости детей во внеурочное время на базе общеобразовательных учреждений, выделено 102,25 ставки, что составляет 1840, 5 часов. В первых классах на сегодняшний день обучается 751 первоклассник, занятость которых, организована в основном только по 5 направлениям. Для их организации задействовано:
- 64 педагога дополнительного образования, что составляет 27,3 % от общего количества педагогов дополнительного образования;
- 9,94 ставки, что составляет 9,94% от общего количества выделенных ставок для организации дополнительного образования всех школьников;
- 177 часов, что составляет 9,94 % от общего количества часов для организации дополнительного образования всех школьников.
Таким образом, в последующие годы, при переходе 1-4 классов на новые федеральные государственные образовательные стандарты, ставок педагогов дополнительного образования для организации школьников во внеурочное время будет недостаточно. Решить данную проблему возможно только путем увеличения ставок педагогов дополнительного образования.
В 2010-2011 учебном году 64 подростка, состоящих на внутришкольном контроле, были охвачены дополнительным образованием. 36% подростков, состоящих на внутришкольном учёте, были вовлечены в спортивные секции и участие в школьных спортивных соревнованиях.
Задача 4. Повышение качества кадрового потенциала работников системы образования.
Важным ресурсом повышения качества образования являются педагогические кадры, уровень их квалификации, условия труда, социальные условия, возможности для карьерного роста. С детьми дошкольного возраста работают 826 человек, из них - 346 педагогов, заведующих - 13, заместителей заведующего - 13, старших воспитателей - 13, воспитателей - 284, музыкальных руководителей - 21, учителей-логопедов - 12, педагогов-психологов - 3, инструкторов по физической культуре - 16, инструкторов по труду - 10.
Обеспеченность педагогическими кадрами составляет 84,3%.
Доля педагогов дошкольных образовательных учреждений с высшей квалификационной категорией составляет 1,4% (5 человек) от общего числа педагогов, с первой квалификационной категорией - 26% (91 человек).
Большое внимание уделяется повышению профессионального мастерства педагогов, которое решается через организацию методической работы, как на уровне города, так и на уровне дошкольных учреждений, организацию курсов повышения квалификации, аттестацию педагогов, самообразование.
В 2011 году курсы повышения квалификации прошли 138 педагогических и руководящих работников, что составило 40% от общего числа педагогов.
На базе Межшкольного методического центра 118 педагогов (34%) прошли курсовую подготовку по освоению информационно-коммуникационных технологий. 12 педагогов дошкольных образовательных учреждений приняли участие в трёхдневном обучающем семинаре по использованию ИКТ в профессиональной деятельности.
В целях повышения профессионального мастерства и качества работы педагогов, для повышения престижа профессии воспитателя и поддержки дошкольных учреждений проводятся профессиональные конкурсы - "Педагог года", "Конкурс педагогического мастерства", "Конкурс учебно-методических пособий".
Педагоги дошкольных образовательных учреждений принимают активное участие в городских, окружных и федеральных конкурсных мероприятиях, в том числе, заочных и дистанционных. Конкурсные мероприятия проводились в рамках долгосрочной целевой программы "Реализация приоритетного национального проекта "Образование" в городе Когалыме на 2011-2013 гг.". В конкурсных мероприятиях окружного, муниципального уровней в 2011 году приняли участие 8 педагогических и руководящих работников, из них 6 педагогов стали победителями, один из которых - призер гранта Губернатора.
В течение 2011 года была организована работа городских семинаров и методических объединений по различным направлениям деятельности. В ходе работы методических объединений старших воспитателей, воспитателей всех возрастных групп, учителей-логопедов, инструкторов по физической культуре, труду, музыкальных руководителей проведено 32 открытых занятия, большинство из которых прошли в рамках аттестации педагогов.
Опыт работы педагогических работников освещался в средствах массовой информации, в том числе на страницах федеральных журналов. В средствах массовой информации (газета "Когалымский вестник") опубликовано 7 статей, 4 статьи - на страницах российских журналов "Обруч", "Дошкольное образование", "Старший воспитатель".
Доля педагогов, дошкольных образовательных учреждений, имеющих высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в соответствии с требованиями квалификации составляет 42%. Процент педагогов с высшим образованием - 17,9%. Большинство педагогов имеют стаж работы от 15 лет и выше. В образовательных учреждениях города Когалыма продолжается процесс "старения" педагогических кадров - средний возраст педагогов составляет 40 лет, а в отдельных учреждениях превышает 50 лет. В городе существует проблема привлечения для работы в ДОУ молодых специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в соответствии с требованиями квалификации.
Педагогические коллективы общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования укомплектованы квалифицированными кадрами. 87% педагогов имеют высшее профессиональное образование, 84% имеют квалификационные категории: из них высшую квалификационную категорию - 11,5%, первую квалификационную категорию - 36,5%. Не имеют квалификационных категорий 107 человек, что составляет 16% от общего количества педагогических работников.
Статус молодых специалистов имеют 2 воспитателя, что составляет 0,6%, и 35 педагогов, что составляет 5% от общего количества педагогических работников школ города.
По сравнению с 2010-2011 учебным годом наблюдается позитивная динамика в части увеличения количества педагогов с высшим образованием, квалификационными категориями (в том числе с первой и высшей) и молодых специалистов. Однако следует отметить, что увеличивается процент педагогов, имеющих стаж работы более 20 лет, что свидетельствует о старении педагогических кадров.
В 2010-2011 учебном году прошли курсы повышения квалификации 227 педагогов, в том числе в дистанционном режиме, что составляет 30,6% от общего числа педагогических работников.
Востребованными на сегодняшний день остаются курсы повышения квалификации для учителей предметников по Федеральным государственным образовательным стандартам, педагогов дополнительного образования, учителей-логопедов, социальных педагогов.
Для повышения качества кадрового потенциала необходимо продолжить работу по повышению уровня образования педагогов первой и высшей квалификационных категорий, учителей-логопедов, педагогов-организаторов, преподавателей МБОУ "Школа искусств", а также по организации курсов повышения квалификации по предметным областям знаний в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Реализация программы позволит улучшить качество кадрового потенциала, повысить уровень образования и квалификационных категорий педагогов образовательных учреждений города.
Задача 5. Создание системных механизмов сохранения и укрепления здоровья детей в учреждениях образования города Когалыма.
Все образовательные учреждения города Когалыма имеют оснащенные медицинские кабинеты. Медицинское обслуживание дошкольников осуществляют медицинские работники (врачи - педиатры, медицинские сестры), состоящие в штате дошкольного учреждения. Они проводят ежегодную диспансеризацию детей декретированных возрастов, ежедневный утренний фильтр при приеме в детский сад, осуществляют консультативную работу с педагогами, родителями, проводят плановые профилактические прививки в течение года. В МБДОУ д/с "Солнышко" комбинированного вида детям с нарушением зрения оказывается офтальмологическая помощь.
Организация медицинского обслуживания школьников осуществляется специалистами муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Когалымская городская больница". 100% школ имеют медицинские и стоматологические кабинеты, оснащённые достаточным количеством медицинского оборудования, необходимой аппаратурой, лекарственными средствами. В 2010 году проведён ремонт и реконструкция медицинских кабинетов в школах NN 1, 3, 6, 7, 8, 10 по приведению в соответствие требованиям СанПиН. Всего в общеобразовательных учреждениях города 28 кабинетов медицинского профиля, включая оздоровительный блок на базе МБОУ СОШ N 1.
В 12 дошкольных образовательных учреждениях частично оборудованы физкультурные и спортивные площадки для проведения закаливающих мероприятий, подвижных игр, спортивных развлечений, направленных на увеличение двигательной активности детей. В связи с перепрофилированием помещений для создания дополнительных мест в ряде дошкольных учреждений количество прогулочных веранд не соответствует количеству групп. Строительство недостающих веранд запланировано на 2012-2014 годы.
Территории всех общеобразовательных учреждений соответствуют современным требованиям. Ежегодно среди образовательных учреждений города проходит конкурс на лучшую благоустроенную территорию.
В каждом общеобразовательном учреждении созданы и работают Центры здоровья. Во всех образовательных учреждениях разработаны и реализуются здоровьеориентированные и профилактические программы, направленные на формирование у детей убеждений и привычки к здоровому образу жизни. В дошкольных учреждениях проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия (физкультурные занятия 2-3 раза в неделю, закаливание, утренняя гимнастика, динамические часы и паузы, занятия в бассейне, спортивные праздники, развлечения, музыкально-ритмические занятия, прогулки с включением подвижных игр, организация деятельности спортивных кружков).
Лечебно-коррекционную работу осуществляют медицинские работники совместно с учителями-логопедами, педагогами-психологами, инструкторами лечебной физической культурой.
Обеззараживание воздуха современными бактерицидными облучателями типа "Дезар" также способствует сохранению здоровья детей, препятствует распространению вспышечной, инфекционной заболеваемости, что в свою очередь влияет на улучшение показателей здоровья. Все образовательные учреждения оснащены "Дезар" в достаточном количестве.
По результатам ежегодно проводимых углублённых медицинских осмотров школьников в 2010 году наблюдается снижение общей заболеваемости на 16,3 промилль. В динамике за последние годы количество заболеваний по большинству нозологических форм остаётся достаточно стабильным с лидирующим положением одних и тех же классов заболеваний, так называемых школьно-обусловленных патологий. 60% детей в возрасте от 1,5 до 7 лет имеют функциональные отклонения. За период обучения в школе этот показатель увеличивается до 80%. Число дней, пропущенных одним ребенком-дошкольником по болезни в год, составляет 26,79 дней. Нам еще не в полной мере удается противостоять общей тенденции ухудшения здоровья детей.
В то же время, здоровье наших школьников не расходится с общероссийскими показателями. Практически здоровы около 10,3% учащихся, 78,6% имеют функциональные, поддающиеся коррекции нарушения; каждый десятый состоит на диспансерном учёте с хроническим заболеванием. 1,2% от общего числа обучающихся составляют дети-инвалиды.
Во всех образовательных учреждениях организовано качественное питание детей. Во всех школах оборудованы столовые с полным циклом приготовления и предоставлением дополнительного питания школьникам через реализацию буфетной продукции, что способствует обеспечению рационального питания детей. Горячее питание получают 100% обучающихся за счёт субвенций округа, а также дотаций из бюджета города Когалыма.
Только 16% школьников получают двухразовое горячее питание: льготная категория и за счёт родительской доплаты в группах продленного дня.
В дошкольных образовательных учреждениях соблюдаются натуральные суточные нормы, осуществляется контроль за технологией приготовления блюд, разнообразием и круглогодичной С-витаминизацией готовых блюд.
Фитопрофилактика проводится в МБДОУ д/с "Маугли", МБОУ СОШ N 1; МБОУ "Средняя школа N 3"; МБОУ "СОШ N 10". Всего фиточай получают 2520 обучающихся, практически каждый третий обучающийся. В детских садах фиточай получают 327 дошкольников.
В образовательных учреждениях города наработан результативный педагогический опыт в области здоровьесбережения участников образовательного процесса, значительно улучшилось здоровьесберегающая деятельность школ. Только в 2011 году участниками конкурса на грант Администрации города "Лучшая школа по внедрению здоровьесберегающих технологий" были 5 образовательных учреждений.
В летний оздоровительный период во всех дошкольных образовательных учреждениях города проводятся мероприятия, направленные на укрепление детского организма (физкультурные занятия на спортивных площадках, экскурсии в природу, организация физкультурного досуга, утренняя гимнастика на открытом воздухе, интенсивное закаливание стоп, усиленная витаминизация третьих блюд).
В городе созданы условия для организации отдыха и оздоровления детей путем организации работы оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей на базе образовательных учреждений и организации выездного отдыха в благоприятные климатические зоны. В ходе оздоровительной кампании 2011 года организованным отдыхом было охвачено:
- выездные лагеря - 576 человек;
- оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей - 1363 человек. Из них:
- в летний период - 774 человек;
- в период осенних каникул - 589 человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.