Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Когалыма
от 7 сентября 2012 г. N 2123
Паспорт долгосрочной целевой программы
"Развитие сферы работы с молодёжью в городе Когалыме на 2013 - 2015 годы"
Наименование программы |
Долгосрочная целевая программа "Развитие сферы работы с молодёжью в городе Когалыме на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Распоряжение Администрации города Когалыма от 05.09.2012 N 220-р "О разработке проекта долгосрочной целевой программы "Развитие сферы работы с молодёжью в городе Когалыме на 2013-2015 годы" |
Разработчик программы |
Управление культуры и молодёжной политики Администрации города Когалыма |
Координатор программы |
Управление культуры и молодёжной политики Администрации города Когалыма |
Исполнители мероприятий программы |
1. Управление культуры и молодёжной политики Администрации города Когалыма, 2. Муниципальное бюджетное учреждение "Молодёжный комплексный центр "Феникс", 3. Муниципальное бюджетное учреждение "Культурно-методический центр "АРТ-Праздник", 4. Муниципальное бюджетное учреждение "Музейно-выставочный центр", 5. Муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная библиотечная система", 6. Муниципальное автономное учреждение "Культурно-досуговый комплекс "Янтарь" |
Цели и задачи программы |
Основная цель - создание условий для духовного, культурного развития и самореализации молодёжи, роста её созидательной активности в интересах общества. Задачи Программы: Задача 1. Создание условий для духовно-нравственного развития и формирования гражданско-патриотических качеств молодёжи. Задача 2. Развитие системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодёжи, стимулирования её творческой и инновационной деятельности на благо общества. Задача 3. Стимулирование вовлечения молодёжи в социально значимую деятельность, развитие созидательной активности молодёжи. Задача 4. Создание условий для формирования у молодых людей ответственности в сфере семейных отношений. Задача 5. Совершенствование деятельности, направленной на предотвращение асоциальных явлений в молодёжной среде и социализацию молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Задача 6. Повышение качества и доступности услуг для молодёжи, развитие инфраструктуры в сфере работы с молодёжью. |
Важнейшие целевые показатели (непосредственные результаты реализации программы) |
- увеличение доли молодёжи, охваченной мероприятиями, направленными на духовно-нравственное развитие и формирование гражданско-патриотических качеств молодого поколения, от общего количества молодёжи*, с 18,3 до 23,5 %; - увеличение доли молодёжи, охваченной мероприятиями для талантливой и инициативной молодёжи города Когалыма, от общего количества молодёжи*, с 12,7 до 14,7 %; - увеличение доли молодых людей, вовлечённых в социально значимую деятельность, от общего количества молодёжи*, с 10,2 до 14,7 %; - увеличение доли молодёжи, охваченной мероприятиями, направленными на формирование ответственности в сфере семейных отношений, от общего количества молодёжи*, с 1,4 до 6,6 %; - увеличение доли молодёжи, охваченной мероприятиями, направленными на предотвращение асоциальных явлений в молодёжной среде и социализацию молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации, от общего количества молодёжи*, с 41,40 до 44,2 %; - увеличение доли молодых людей, состоящих в объединениях, клубах, студиях при учреждении сферы работы с молодёжью и вовлечённых в мероприятия, проводимые ими, от общего количества молодёжи*, с 20,0 до 26,5 %; - повышение степени удовлетворённости молодёжью города качеством услуг, предоставляемых в сфере молодёжной политики, - с 34 до 46 % |
Сроки и этапы реализации программы |
Сроки реализации Программы - 2013 - 2015 годы. Программа реализуется в один этап в течение 2013 - 2015 годов. |
Перечень подпрограмм |
нет |
Объемы и источники финансирования программы |
Объём финансовых затрат на реализацию программы составляет 3 789,00 тыс. рублей из средств бюджета города Когалыма, в том числе: 2013 год - 1 201,90 тыс. руб., 2014 год - 1 262,00 тыс. руб. 2015 год - 1 325,10 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы (показатели социально-экономической эффективности) |
- рост уровня приоритетности гражданско-патриотических и духовно-нравственных ценностей в сознании молодёжи; - популяризация идеи служения Отечеству, совершенствование уровня военно-спортивной подготовки допризывной молодёжи; - развитие одарённых в области технического творчества и культуры молодых людей, популяризация культурного досуга среди молодёжи; - развитие молодёжной социальной активности, создание общественного совета в области реализации молодёжной политики, расширение круга молодых людей, привлекаемых к обсуждению и решению вопросов в сфере работы с молодёжью; - укрепление института молодой семьи, популяризация положительного опыта семейных отношений, построенных на основе нравственных принципов; - снижение количества проявлений асоциального поведения среди молодёжи, развитие моделей социализации молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации; - развитие сферы оказания услуг молодёжи и популяризация учреждения по работе с молодёжью |
* Расчёты сделаны на основе численности молодёжи в 2011 году - 15 700 человек и прогнозируемого количества молодёжи в 2015 году - 16 962 человек.
1. Характеристика проблемы
Государственная молодёжная политика - одна из ключевых сфер развития общества, нацеленная на улучшение качества жизни молодого поколения и создание условий для эффективной самореализации молодёжи в интересах страны.
Цели и задачи молодёжной политики в Российской Федерации определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1663-р, Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.04.2011 N 27-оз "О реализации государственной молодёжной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра".
В соответствии с перечисленными документами основными направлениями государственной молодёжной политики на среднесрочную перспективу определены:
- совершенствование государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи, защиты их нравственности;
- развитие созидательной активности молодёжи;
- вовлечение молодёжи в социальную практику и её информирование о потенциальных возможностях развития;
- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Молодёжь города Когалыма составляет почти треть населения города - 15 700 человек (26,6 %). Это - значимый трудовой, интеллектуальный, культурный ресурс развития муниципального образования. Выполнение долгосрочных задач, поставленных перед городом, невозможно без внимания к потребностям молодого поколения, решения проблем, существующих в молодёжной среде, и инвестиций в развитие потенциала молодых когалымчан. Все социально-экономические сферы города, особенно такие, как образование, культура, здравоохранение, нуждаются в пополнении молодыми кадрами. Без создания комфортных социальных условий, которые касаются не только обеспечения жильём, наличия образовательных учреждений, уровня заработной платы, но и обеспечения возможностей для организации духовного и культурного роста, полноценного отдыха и досуга молодёжи, развитие города и обновление трудового ресурса во всех отраслях маловероятно.
Социальная позиция и целеустремления молодёжи напрямую влияют на социальную обстановку в городе, так как именно молодое поколение наиболее мобильно, восприимчиво и является носителем изменений во всех сферах развития общества. В то же время молодёжь характеризуется отсутствием опыта - жизненного, трудового, неустойчивостью жизненных ориентиров, находится на стадии вхождения в общество, подвержена негативным идеологическим влияниям. Возрастная группа, определяемая как молодёжь, является достаточно неоднородной, сложной и включает в себя и учащихся образовательных учреждений, и студентов, и молодых специалистов, и молодые семьи.
В ноябре 2011 года отделом по организационно-аналитической деятельности и работе с молодёжью Управления культуры и молодёжной политики Администрации города Когалыма был проведён социологический опрос среди молодёжи города Когалыма. Отвечая на вопрос "Назови основные черты твоего поколения", молодое поколение отметило преимущественно отрицательные качества: 25% - жестокость, 21% - безразличие, равнодушие; 19% - хамство, наглость; 15-16% - эгоизм, жажда лёгких денег. Доброту и милосердие отметили по 1% респондентов. В то же время у своих детей молодые когалымчане намерены воспитать в первую очередь именно эти качества - 32% от числа респондентов.
Нельзя отрицать, что для многих современных молодых людей жизненный успех определяется наличием дорогостоящих благ, комфорта, известности, причём их достижение допускается всеми возможными способами. Сегодня понятия морали и нравственности, по мнению многих наших сограждан, и особенно молодёжи, приобретают зачастую характер анахронизмов, пользоваться которыми - значит обречь себя на неуспех. Такие ценности, как порядочность, готовность помочь другим, терпимость, милосердие, добрые отношения в семье и с друзьями обесценены и ушли на второй план в системе жизненных установок молодого поколения. Идея единения и согласия, ощущение исторического долга и преемственности поколений, любовь к своей Родине, уважение и гордость за свой народ также занимают, по данным большинства социологических опросов, одни из последних мест среди ценностей современной молодёжи.
Данную проблему мы считаем одной из самых значимых, лежащих в основе многих негативных общественных явлений, так как именно система личностных ценностей определяет сферу жизнедеятельности, интересы, потребности, социальные отношения, критерии оценки значимости молодёжи. В 2007 и 2008 годах в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчёркнуто: "Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность_ и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории".
Одним из объектов внимания в сфере молодёжной политики является молодая семья. К сожалению, данные отдела записи актов гражданского состояния Администрации города Когалыма говорят о большом количестве бракоразводных процессов в муниципальном образовании. В городе ежегодно распадается почти столько же семей, сколько заключается браков (2009 год: заключено браков - 599, произведено бракоразводных процессов - 492; 2010 год: заключено браков - 600, произведено бракоразводных процессов - 555; 2011 год: заключено браков - 638, произведено бракоразводных процессов - 496).
С каждым годом растёт число молодых пар, которые проживают без юридического оформления брака, что приводит к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей. Не уменьшается и количество неблагополучных семей в городе Когалыме.
Важным показателем изменений в сознании молодёжи является её социальная активность. Несмотря на рост числа участников мероприятий, возрождение добровольческого движения в городе, уровень интереса молодых когалымчан к общественной и политической жизни остается невысоким. Причинами этого молодое поколение называет прежде всего внутренние мотивы (нежелание что-то менять вследствие "временного проживания" в северном городе, неверие в возможность перемен; недоверие к органам власти, равнодушие, отсутствие чувства ответственности и жизненная установка "каждый сам за себя") и внешние причины (недостаточная информированность). Между тем, пока молодёжь будет оставаться только объектом социальных преобразований, а не субъектом, все реформы будут малоэффективными, а социальная пассивность молодёжи и её аполитичность способны в любой момент перерасти в активное неприятие.
Статистические данные указывают на то, что в России остаются злободневными проблемы наркомании и алкоголизма в молодёжной среде. На сегодняшний день в России 60% регулярно употребляющего наркотики населения - молодёжь в возрасте от 16 до 30 лет. Согласно исследованиям, более 80 процентов подростков употребляют алкогольную продукцию, ежедневно алкоголь в той или иной форме употребляют практически треть российских юношей и 20% девушек.
В городе Когалыме, согласно статистическим данным, ситуация более благоприятная. Общее число состоящих на диспансерном учёте по проблеме алкоголизма и наркомании ежегодно снижается. Но, несмотря на это, наблюдается увеличение числа подростков, взятых на профилактический учёт в связи с употреблением алкоголя в общественных местах, и числа молодых родителей, нарушивших права подростков в связи со злоупотреблением алкоголя.
О необходимости усилить работу по профилактике асоциального поведения молодёжи свидетельствует и увеличение количества преступлений среди несовершеннолетних граждан (табл.1).
Таблица 1.
Состояние и динамика преступности среди несовершеннолетних граждан
в муниципальном образовании город Когалым
показатель |
2010 год |
2011 год |
рост/снижение, % |
Количество преступлений среди несовершеннолетних |
15 |
34 |
+ 126 |
Количество правонарушений среди несовершеннолетних |
43 |
33 |
- 23 |
Решение указанных проблем требует безотлагательных мер, и отсутствие внимания к преодолению данных тенденций может привести к необратимым последствиям.
От того, насколько широко и глубоко молодежь включена во все сферы жизни общества, насколько активно она участвует в ней, зависят темпы развития и молодого поколения, и общества в целом. Создание системы выявления и продвижения талантливой молодежи на сегодняшний день признано одним из государственных приоритетов. Необходимо отметить, что в городе Когалыме сложилась успешная система, способствующая развитию и реализации творческих способностей молодёжи, особенно в сфере образования, культуры, научно-технического творчества. Создано множество объединений по интересам при учреждениях культуры и молодёжной политики, учреждениях дополнительного образования; обеспечивается активное участие талантливой молодёжи в окружных, региональных, всероссийских соревнованиях. При решении данной задачи нами преследуется цель расширить спектр направлений, в которых оказывается содействие развитию талантов молодёжи, и увеличить число подростковых и молодёжных объединений по интересам.
Развитие сферы реализации молодёжной политики в нашем городе невозможно без повышения качества услуг для молодого поколения. Совершенствование материально-технического оснащения учреждения сферы работы с молодёжью направлено на расширение возможностей использования сотрудниками современных технологий работы, на развитие клубной деятельности учреждения, на формирование системы информирования и социального просвещения молодого поколения, на обеспечение доступности информации от органов власти и налаживание обратной связи с молодёжью.
Долгосрочная елевая программа "Развитие сферы работы с молодёжью в городе Когалыме на 2013-2015 годы" представляет собой комплекс мер, направленных на решение наиболее значимых для молодёжи города Когалыма проблем, таких как:
- падение нравственности, потеря нравственных ориентиров, отсутствие духовного стержня в молодом поколении;
- низкий уровень гражданско-патриотического сознания, национальной и социокультурной самоидентификации молодых людей; специальной подготовки молодёжи, подлежащей призыву в вооружённые силы Российской Федерации;
- отсутствие интереса к общественной жизни, низкая социальная активность и преобладание эгоистических жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей;
- рост уровня правонарушений среди молодёжи, ухудшение состояния здоровья молодого поколения;
- социальная изолированность молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- недостаточная интеграция молодёжи в социально-экономическую, общественно-политическую деятельность, недостаточная информированность о возможностях личностного и общественного развития;
- необходимость совершенствования системы выявления и поддержки талантливой молодёжи;
- высокий уровень разводов среди молодых семей, снижение ценности семьи как главного общественного института, формирующего личность;
- несоответствие уровня материально-технического оснащения учреждений сферы работы с молодёжью реальным потребностям и ожиданиям молодёжи.
Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодёжи. Их решение программно-целевым методом позволит сделать действия более скоординированными, проследить изменения, происходящие в ходе их реализации, оптимизировать расходы и контроль инвестирования средств. Впервые в городе Когалыме Программа будет направлена на реализацию мероприятий только в сфере молодёжной политики, которая Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года признана "самостоятельным направлением деятельности государства".
В настоящее время уполномоченным органом, ответственным за осуществление мероприятий в сфере работы с молодёжью в городе Когалыме, является Управление культуры и молодёжной политики Администрации города Когалыма (далее - Управление), вопросами молодёжной политики занимается отдел по организационно-аналитической деятельности и работе с молодёжью Управления. Учреждением, непосредственно организующим мероприятия в молодёжной среде, является муниципальное бюджетное учреждение "Молодёжный комплексный центр "Феникс" (далее - МБУ "МКЦ "Феникс").
МБУ "МКЦ "Феникс" и отдел по организационно-аналитической деятельности и работе с молодёжью ежегодно являются организаторами более 30 городских мероприятий сферы гражданско-патриотического воспитания, профилактики асоциальных явлений, содействия укреплению молодых семей, развитию талантливой молодёжи, которыми охватывается около 11 000 человек. МБУ "МКЦ "Феникс" активно участвует в организации летнего отдыха: осуществляет временное трудоустройство подростков и организует работу дворовых площадок. При учреждении на данный момент работают 8 объединений, ювенальная служба и отдел трудоустройства.
В рамках Программы предусматривается поддержка развития основных направлений деятельности в сфере молодёжной политики, совершенствование качества, доступности, расширение спектра услуг, оказываемых молодёжи города, и укрепление "обратной связи" с молодыми когалымчанами. Предполагается начать модернизацию молодёжного центра и реализацию новых проектов. Планируется создание нового молодёжного объединения - молодёжного информационного медиа-центра, воплощение новых долгосрочных проектов (создание учебно-тренировочного модуля по развитию военно-прикладных умений и навыков, создание АРТ-площадки для молодёжи в рамках музейного пространства).
Финансовый риск реализации программы представляет собой невыполнение в полном объеме принятых по программе финансовых обязательств, что приведет к неравномерному развитию сферы работы с молодёжью в городе и диспропорциям в отчетных показателях.
Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Административный риск связан с неэффективным управлением Программой, которое может привести к невыполнению целей и задач программы, обусловленному:
- срывом мероприятий и не достижением целевых показателей;
- неэффективным использованием ресурсов;
- повышением вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию Программы.
Способами ограничения административного риска являются:
- регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы;
- усиление контроля за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией Программы;
- своевременная корректировка мероприятий Программы.
2. Основные цели и задачи целевой программы
Целью Программы является: создание условий для духовного, культурного развития и самореализации молодёжи, роста её созидательной активности в интересах общества. Для достижения указанной цели Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Создание условий для духовно-нравственного развития и формирования гражданско-патриотических качеств молодёжи.
2. Развитие системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодёжи, стимулирования её творческой и инновационной деятельности на благо общества.
3. Стимулирование вовлечения молодёжи в социально значимую деятельность, развитие созидательной активности молодёжи.
4. Создание условий для формирования у молодых людей ответственности в сфере семейных отношений.
5. Совершенствование деятельности, направленной на предотвращение асоциальных явлений в молодёжной среде и социализацию молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
6. Повышение качества и доступности услуг для молодёжи, развитие инфраструктуры в сфере работы с молодёжью.
Инвестиции в развитие государственной молодёжной политики не имеют прямого экономического и бюджетного эффекта. Программа имеет социальную эффективность. Основные результаты деятельности в сфере молодёжной политики выражаются в отложенном социальном эффекте и проявляются в изменении мировоззрения и поведения молодёжи, росте её социальной активности, раскрытии её способностей, степени удовлетворённости молодыми людьми оказываемыми услугами.
Так как невозможно измерить социальный эффект от мероприятия: эмоциональное состояние, изменение мировоззрения молодёжи, раскрытие способностей, уровень их личностных ценностей, то оценить результаты реализации Программы возможно только по показателям непосредственных результатов (приложение 1 к Программе).
3. Перечень программных мероприятий
Достижение поставленной цели Программы и решение поставленных задач предусмотрено посредством реализации мероприятий. Перечень программных мероприятий представляет собой список мероприятий, сгруппированных по основным задачам (приложение 2 к программе).
4. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Общий объем финансирования Программы на 2013-2015 годы составляет за счёт средств бюджета города Когалыма 3 789,00 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 1 201,90 тыс. руб.,
2014 год - 1 262,00 тыс. руб.
2015 год - 1 325,10 тыс. руб.
Ежегодный объём финансирования Программы корректируется при составлении в уточнении бюджета города Когалыма на соответствующий финансовый год.
Объёмы финансирования по годам и мероприятиям приведены в перечне мероприятий Программы (приложение 2 к Программе).
5. Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы включает в себя три основных направления:
1) утверждение расходов на реализацию Программы в соответствии с предусмотренными мероприятиями;
2) организацию выполнения мероприятий;
3) контроль и координацию программных мероприятий.
В процессе реализации Программы участвуют:
1. Координатор Программы - Управление культуры и молодёжной политики Администрации города Когалыма.
2. Исполнители мероприятий Программы:
- Управление культуры и молодёжной политики Администрации города Когалыма,
- муниципальное бюджетное учреждение "Молодёжный комплексный центр "Феникс";
- муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная библиотечная система";
- муниципальное бюджетное учреждение "Музейно-выставочный центр";
- муниципальное бюджетное учреждение "Культурно-методический центр "АРТ-Праздник";
- муниципальное автономное учреждение "Культурно-досуговый центр "Янтарь".
Программа реализуется через систему ежегодного уточнения программных показателей и оценку промежуточных и итоговых результатов выполнения мероприятий Программы.
Текущее управление Программой осуществляет координатор программы, который:
- разрабатывает в пределах своих полномочий правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
- осуществляет координацию деятельности исполнителей по реализации программных мероприятий, контролирует их выполнение, обеспечивает при необходимости их корректировку;
- несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- подготавливает и уточняет перечень программных мероприятий на очередной финансовый год и на плановый период, уточняет затраты на программные мероприятия, а также механизм реализации Программы;
- ежеквартально с нарастающим итогом с начала отчётного года в срок до 20-го числа первого месяца квартала направляет в управление экономики Администрации города Когалыма информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств бюджета города Когалыма, которая состоит из отчёта о финансировании целевой Программы и пояснительной записки;
- ежегодно, до 20-го числа месяца, следующего за отчётным годом, направляет в управление экономики Администрации города Когалыма итоговую информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств бюджета города Когалыма, которая состоит из отчёта о финансировании целевой Программы, оценки эффективности реализации Программы и пояснительной записки;
- организует размещение в средствах массовой информации и на официальном сайте Администрации города Когалыма информацию о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий.
Исполнители мероприятий Программы:
- участвуют в реализации Программы и отвечают за выполнение конкретных мероприятий;
- ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, направляют координатору информацию о ходе реализации Программы и использовании финансовых средств бюджета города Когалыма;
- несут ответственность перед координатором Программы за использование средств бюджета города Когалыма, выделенных на реализацию программных мероприятий, за своевременное предоставление полной и достоверной информации об исполнении программных мероприятий.
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель Главы города Когалыма, курирующий деятельность координатора Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.