Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Ханты-Мансийска
от 28 ноября 2012 г. N 1347
Долгосрочная целевая программа
"Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов города Ханты-Мансийска" на 2010 - 2013 годы
I. Паспорт долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов города Ханты-Мансийска" на 2010 - 2013 годы (далее - Программа)
Наименование долгосрочной целевой программы |
Долгосрочная целевая программа "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов города Ханты-Мансийска" на 2010 - 2013 годы |
Дата утверждения концепции и принятия решения о разработке долгосрочной целевой программы |
Распоряжение Администрации города Ханты-Мансийска от 26.05.2010 N 160-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов города Ханты-Мансийска" на 2010 - 2012 годы" |
Дата утверждения долгосрочной целевой программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Постановление Администрации города Ханты-Мансийска от 04.08.2010 N 957 "О долгосрочной целевой программе "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов города Ханты-Мансийска" на 2010 - 2012 годы" |
Основание для разработки долгосрочной целевой программы |
Настоящая Программа разработана в целях реализации на территории города Ханты-Мансийска полномочий, указанных в подпунктах 11, 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исполнения обязанности органов местного самоуправления по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также в соответствии со статьями 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и со статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" |
Разработчик долгосрочной целевой программы |
Департамент городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска |
Заказчик - координатор долгосрочной целевой программы |
Департамент городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска |
Заказчики долгосрочной целевой программы |
Департамент городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска |
Исполнители долгосрочной целевой программы |
Департамент городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска; Департамент градостроительства и архитектуры Администрации города Ханты-Мансийска; муниципальное казенное учреждение "Служба муниципального заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве"; муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Ханты-Мансийска" |
Цели и задачи долгосрочной целевой программы |
Целью Программы является обеспечение устойчивой безопасной экологической обстановки в городе Ханты-Мансийске. Задачами Программы являются: 1) обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; 2) обеспечение надлежащего санитарного состояния городской территории и оптимизация деятельности по улучшению экологической обстановки в городе; 3) формирование ответственного отношения к окружающей среде, создание благоприятных условий для проведения досуга населением города |
Сроки и этапы реализации долгосрочной целевой программы |
Долгосрочная целевая Программа предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых начинается в 2010 году и рассчитана по 2013 год включительно |
Перечень подпрограмм долгосрочной целевой программы |
- |
Основные мероприятия долгосрочной целевой программы |
1) Проектирование и строительство полигона для утилизации снега; 2) приобретение спецтехники для муниципальных предприятий; 3) приобретение и установка оборудования для утилизации ртутных ламп; 4) проектирование и строительство зоны отдыха, автомобильных стоянок в зоне круглогодичного отдыха |
Объемы и источники финансирования долгосрочной целевой программы |
Объем бюджетных средств, необходимых для реализации Программы в 2010 - 2013 годах, 139 765,2 тыс. руб., в том числе: 2010 г. - 21 221 тыс. руб.; 2011 г. - 17 417,2 тыс. руб.; 2012 г. - 23 427 тыс. руб.; 2013 г. - 77 700,0 тыс. руб. Источники финансирования Программы: бюджет города Ханты-Мансийска |
Ожидаемые конечные результаты реализации долгосрочной целевой программы |
Ожидаемые конечные результаты: 1) устранение захламленности территории города Ханты-Мансийска; предотвращение вредного воздействия на окружающую среду твердых бытовых и промышленных отходов; снега, утилизированного с городских дорог, дворовых территорий и внутриквартальных проездов; 2) увеличение доли населения, вовлеченного в мероприятия по охране окружающей среды, создание благоприятных условий для проведения досуга населением города |
Показатели экономической, бюджетной и социальной эффективности реализации долгосрочной программы |
1) Количество полигонов для утилизации снега - 1 шт.; 2) количество спецтехники для уборки и транспортировки мусора и снега с городских дорог и объектов внешнего благоустройства - 96 ед.; 3) количество установленного оборудования для утилизации ртутных ламп - 1 ед.; 4) количество зон отдыха - 2 шт.; 5) количество автомобильных стоянок в зоне круглогодичного отдыха - 3 ед. |
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена долгосрочная целевая программа
Негативные факторы среды обитания, повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, истощение природных ресурсов являются основными причинами угрозы здоровью жителей города. Экологическая безопасность в городе Ханты-Мансийске, состояние окружающей среды и природных ресурсов напрямую зависят от хозяйственной и иной деятельности, от экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде горожан и гостей города.
Чистота воздуха - один из основополагающих критериев экологии городской среды. Уровень загрязнения воздуха в городе Ханты-Мансийске в соответствии с установленными градациями характеризуется как низкий.
Характеристики загрязнения воздуха:
предельно допустимая концентрация примеси (далее - ПДК), установленная Минздравом России;
индекс загрязнения атмосферы (далее - ИЗА) оценивается от 0 до 4;
наибольшая повторяемость (далее - НП) превышения ПДК из данных измерений на одном посту за одной примесью, или на всех постах за одной примесью, или на всех постах за всеми примесями оценивается от 0% до 9%;
наибольшая измеренная за короткий период времени концентрация примеси (далее - СИ), деленная на ПДК, из данных измерений на посту за одной примесью, или на всех постах за одной примесью, или на всех постах за всеми примесями оценивается от 0 до 1.
Основными стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду города Ханты-Мансийска являются котельные в количестве 109 шт., работающие на природном газе.
К значительному источнику загрязнения атмосферы города относится городской автотранспорт. В городе на долю автомобилей приходится более 80% выбросов от всех остальных источников выбросов. Основной источник загрязнения - двигатели на бензине и особенно дизельном топливе. В городе наблюдается резкое увеличение парка индивидуального автотранспорта, строительно-дорожных и грузовых машин. Наблюдается превышение ПДК по саже из-за крупногабаритного транспорта. Источниками загрязнения атмосферы являются также автостоянки и места парковки большого количества автомашин, так как в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания содержится свыше 200 вредных компонентов, в составе которых преобладают окислы углерода и азота, сернистый ангидрид, углеводороды, в том числе и ароматические, а также сажа и 2,4-бензапирен.
Существует проблема загрязнения водных объектов. Основными источниками загрязнения являются:
захламление мусором в стихийных местах массового отдыха горожан;
захламление береговой полосы и русла реки Иртыш затопленными бесхозными судами, баржами, железобетонными конструкциями, загрязнение нефтепродуктами в местах стоянок судов в период навигации и в местах стоянок автотранспорта, расположенных на территории береговой полосы;
утилизация снега с городских дорог и внутриквартальных проездов. Площадка для утилизации вывозимого с городских дорог, внутриквартальных проездов и дворовых территорий снега, используемая с 2003 года, находится в 300 м от поймы реки Иртыш. Для предотвращения загрязнения вод реки Иртыш необходимо строительство полигона для утилизации снега.
Серьезной проблемой является загрязнение земель отходами производства и потребления по причине роста бытовых и промышленных отходов в связи с ростом количества городских жителей, повышением объемов строительства жилых домов, социальных объектов и прочих зданий и сооружений. Увеличение численности населения происходит как за счет миграционного притока, так и за счет естественного прироста.
Общая площадь городских земель составляет 33776 га. Лесопарковая зона Ханты-Мансийска занимает 11952 га или 35,4% всей городской территории. На данной территории преобладают реликтовые виды хвойных деревьев - кедр, пихта, сосна.
Городские застройки, которые поглощают все новые и новые земли, приводят к сокращению лесопарковой растительности города, уничтожаются рекреационные и средообразующие природные комплексы, исчезает внутригородская растительность, тогда как зеленые насаждения способствуют очищению воздуха, поставляют кислород, увлажняют городской воздух, заглушают шум, удовлетворяют психологические потребности жителей в естественной природной среде.
Санитарное и экологическое состояние города непосредственно зависит от существующей системы санитарной очистки и уборки. Структура санитарной очистки города Ханты-Мансийска формировалась при становлении и развитии инфраструктуры города. Вывоз твердых бытовых и промышленных отходов (далее - ТБО) осуществляется мусоровозным транспортом. Используется система несменяемых контейнеров. Отходы накапливаются в металлических контейнерах вместимостью 0,75 куб.м. и в евро-контейнерах вместимостью 1,1 куб.м., размещенных на специальных контейнерных площадках, которые не всегда соответствуют санитарным требованиям и нормам.
Сложной проблемой остается сбор ТБО в зоне частной застройки, гаражных и дачных кооперативов. Периодически возникают стихийные свалки в оврагах, вдоль дорог, несмотря на то, что муниципальное образование систематически обеспечивает работу по ликвидации несанкционированных свалок. Сортировка ТБО на предмет извлечения полезных компонентов и их использования как вторичного сырья в городе не производится. ТБО размещаются на полигоне ТБО, расположенном на 21-м километре автодороги Ханты-Мансийск - Шапша. Полигон находится в хозяйственном ведении муниципального дорожно-эксплуатационного предприятия (далее - М ДЭП) с 2006 года.
Захоронение биологических отходов производится на полигоне ТБО М ДЭП в биотермической яме, соответствующей нормативным требованиям.
Медицинские отходы с окружной больницы утилизируются на установках Newster 10. Зола от установок (переработанные отходы) вывозится на полигон твердых бытовых отходов по договору с М ДЭП. В лабораториях биологические жидкости дезинфицируют и утилизируют в канализационную сеть. Остается вопрос утилизации медицинских отходов других медицинских учреждений, находящихся в городе.
Эпидемиологические, безопасные патологоанатомические, органические операционные отходы (органы, ткани) крупных размеров хоронятся по договору с муниципальным бюджетным учреждением "Ритуальные услуги".
Существующая система сбора и вывоза ТБО в городе Ханты-Мансийске нуждается в некоторой модернизации и оптимизации, в результате которой произойдет повышение эффективности ее функционирования. Кроме того, необходимо решить задачу с местом размещения отходов строительного мусора, который образуется от разборки ветхого жилого фонда и в процессе строительства немалого в последние годы количества объектов.
В ближайшее время все чаще будут использовать энергосберегающие лампы, старые лампы накаливания постепенно уйдут из обращения, а к 2014 году выпуск всех "лампочек Ильича" будет прекращен. Проблема утилизации люминесцентных ламп стоит достаточно остро в современном мире не только в связи с ростом уровня загрязненности планеты тяжелыми металлами, но и с ростом использования ртутных ламп в современном производстве и быту. Последний обусловлен исключительной особенностью ртутных источников света, их световая отдача достигает 100 лм/Вт при низкой рабочей температуре и сроке службы до 40 тысяч часов. Эти значения в десятки раз превышают соответствующие параметры ламп накаливания. Учитывая постоянный рост стоимости мировых энергоресурсов, легко понять, что в ближайшее время альтернативы люминесцентным лампам нет. Поэтому они также называются как энергосберегающие лампы. Ртутьсодержащие лампы отнесены к I классу опасности и в соответствии с п. 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03) являются чрезвычайно опасными по степени воздействия на человека и окружающую среду.
Таким образом, в городе актуальным вопросом становится проблема утилизации ртутных ламп.
Накопление, хранение и сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории города Ханты-Мансийска производятся в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 21.04.2011 N 514. Собранные в установленном Порядке отработанные ртутьсодержащие лампы должны быть утилизированы особым образом. Решением проблемы утилизации ртутьсодержащих ламп, приборов (например, ртутный медицинский градусник) и загрязненных ртутью материалов должна стать установка специального оборудования, позволяющего проводить их экологически безопасную утилизацию.
Повышение уровня экологической культуры населения города является также одной из основных задач в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Экологическая культура личности предполагает наличие у каждого человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к природе. Грамотность в вопросах охраны окружающей среды предполагает не только обучение, но и воспитание, развитие личности, формирование гражданской ответственности за здоровье людей и окружающую природную среду.
Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, должно осуществляться органами любого уровня власти Российской Федерации, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.
Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Для увеличения доли населения, вовлеченного в мероприятия по охране окружающей среды, эколого-образовательные мероприятия, необходима разработка комплекса определенных мероприятий, направленных на повышение уровня экологического мировоззрения, в том числе через средства массовой информации с использованием материалов о состоянии окружающей среды в городе и регионе. Развитие системы экологического образования, бережного и рационального отношения к окружающей нас среде - залог главного богатства города, региона и страны в целом - здорового поколения и благоприятной, экологически безопасной окружающей природной среды, являющейся основой жизни на Земле.
III. Основные цели и задачи долгосрочной целевой программы, целевые показатели
3.1. Целью Программы является обеспечение устойчивой безопасной экологической обстановки в городе.
3.2. Задачи Программы:
3.2.1. Обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
3.2.2. Обеспечение надлежащего санитарного состояния городской территории и оптимизация деятельности по улучшению экологической обстановки в городе.
3.2.3. Формирование ответственного отношения к окружающей среде, создание благоприятных условий для проведения досуга населением города.
3.3. Долгосрочная целевая программа предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых рассчитана на весь срок действия Программы.
IV. Программные мероприятия
1) Проектирование и строительство полигона для утилизации снега;
2) приобретение спецтехники для муниципальных предприятий;
3) приобретение и установка оборудования для утилизации ртутных ламп;
4) проектирование и строительство зоны отдыха, автомобильных стоянок в зоне круглогодичного отдыха.
V. Обоснование ресурсного обеспечения долгосрочной целевой программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета города Ханты-Мансийска. Объем бюджетных средств, необходимых для реализации мероприятий Программы в 2010 - 2013 годах, составляет 139 765,2 тыс. рублей, в том числе:
в 2010 г. - 21 221 тыс. рублей;
в 2011 г. - 17 417,2 тыс. рублей;
в 2012 г. - 23 427 тыс. рублей;
в 2013 г. - 77 700,0 тыс. рублей.
Ежегодный объем финансирования Программы определяется в соответствии с утвержденным бюджетом города Ханты-Мансийска на очередной финансовый год.
VI. Механизм реализации долгосрочной целевой программы
Реализация Программы будет осуществляться путем выполнения мероприятий, указанных исполнителями, за счет средств бюджета города Ханты-Мансийска путем размещения муниципальных заказов на выполнение работ, оказание услуг или (и) путем выполнения муниципальных заданий бюджетными учреждениями.
Координацию деятельности при реализации программных мероприятий, непосредственный контроль за реализацией Программы, ответственность за ее эффективность и результативность несет Департамент городского хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска.
VII. Культурные аспекты долгосрочной программы
Комплексное выполнение всех мероприятий позволит обеспечить устойчивую безопасную экологическую обстановку в городе, привлечь горожан и гостей города к повышению уровня экологической культуры и заботе о состоянии окружающей среды, о рациональном отношении к природным ресурсам как во время хозяйственной деятельности, так и во время проведения досуга. Основным результатом проводимых мероприятий должен стать здоровый и экологически безопасный образ жизни населения.
VIII. Оценка экономической, бюджетной, социальной эффективности долгосрочной целевой программы
N |
Наименование целевых показателей (ед. измер.) |
Наименование мероприятий, обеспечивающих достижение результата |
Фактическое значение целевого показателя на момент разработки Программы |
Значения целевого показателя |
Значение целевого показателя по окончании действия Программы |
Финансовые затраты на реализацию, тыс. руб. |
|||||
Общие затраты по соответствующим мероприятиям |
Бюджетные затраты |
||||||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Общие бюджетные затраты |
Затраты бюджета города |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. |
Количество построенных полигонов для утилизации снега (шт.) |
Проектирование и строительство полигона для утилизации снега |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
44 045,2 |
44 045,2 |
44 045,2 |
2. |
Количество приобретенной спецтехники для уборки и транспортировки мусора и снега с городских дорог и объектов внешнего благоустройства (ед.) |
Приобретение спецтехники для муниципальных предприятий |
79 |
86 |
88 |
90 |
96 |
96 |
65 581,6 |
65 581,6 |
65 581,6 |
3. |
Количество установленного оборудования для утилизации ртутных ламп (ед.) |
Приобретение и установка оборудования для утилизации ртутных ламп |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 740 |
2 740 |
2 740 |
4. |
Количество зон отдыха, автомобильных стоянок в зоне круглогодичного отдыха (шт.) |
Проектирование и строительство зоны отдыха, автомобильных стоянок в зоне круглогодичного отдыха |
0 |
2 |
1 |
1 |
2 |
6 |
27 398,4 |
27 398,4 |
27 398,4 |
IX. Перечень программных мероприятий
N |
Мероприятия долгосрочной целевой программы |
Заказчик координатор |
Исполнители мероприятий |
Главный распорядитель бюджетных средств |
Срок выполнения |
Финансовые затраты на реализацию (тыс. рублей) |
Источники финансирования |
Ожидаемые результаты |
||||
Всего на 2010-2013 годы |
в том числе |
|||||||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Цель: Обеспечение устойчивой безопасности экологической обстановки в городе | ||||||||||||
Задача 1. Обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду |
|
|||||||||||
1. |
Проектирование и строительство полигона для утилизации снега |
Департамент городского хозяйства |
Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Ханты-Мансийска" |
Департамент градостроительства и архитектуры |
2010, 2013 |
44 045,2 |
4 045,2 |
- |
- |
40 000 |
Бюджет города |
Предотвращение вредного воздействия на окружающую среду снега, утилизированного с городских дорог, дворовых территорий и внутриквартальных проездов |
Задача 2. Обеспечение надлежащего санитарного состояния городской территории и оптимизация деятельности по улучшению экологической обстановки в городе | ||||||||||||
1. |
Приобретение спецтехники для муниципальных предприятий |
Департамент городского хозяйства |
Муниципальное казенное учреждение "Служба муниципального заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве" |
Департамент городского хозяйства |
2010-2013 |
65 581,6 |
15 879,4 |
16 417,2 |
15 585 |
17 700 |
Бюджет города |
Устранение захламленности города, предотвращение вредного воздействия на окружающую среду твердых бытовых и промышленных отходов |
2. |
Приобретение и установка оборудования для утилизации ртутных ламп |
Департамент городского хозяйства |
Муниципальное казенное учреждение "Служба муниципального заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве" |
Департамент городского хозяйства |
2012 |
2740 |
- |
- |
2 740 |
- |
Бюджет города |
Устранение захламленности города, предотвращение вредного воздействия на окружающую среду твердых бытовых и промышленных отходов |
Задача 3. Формирование ответственного отношения к окружающей среде и создание благоприятных условий для проведения досуга населением города | ||||||||||||
1. |
Проектирование и строительство зоны отдыха, автомобильных стоянок в зоне круглогодичного отдыха |
Департамент городского хозяйства |
Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Ханты-Мансийска" |
Департамент градостроительства и архитектуры |
2010-2013 |
27 398,4 |
1 296,4 |
1 000 |
5 102 |
20 000 |
Бюджет города |
Увеличение доли населения, вовлеченного в мероприятия по охране окружающей среды, создание благоприятных условий для проведения досуга населением города |
Итого по Программе: |
139 765,2 |
21 221 |
17 417,2 |
23 427 |
77 700 |
|
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации г. Ханты-Мансийска от 28 ноября 2012 г. N 1347 "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.