Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика задач, на решение которых направлена программа
Задача 1. Обеспечение доступности качественного дошкольного образования.
Дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования. Главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.
С целью реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования в городе Когалыме функционируют 13 дошкольных образовательных учреждений, из них - 4 центра развития ребенка, 1 детский сад комбинированного вида, 1 детский сад, 7 детских садов общеразвивающего вида.
Проектное количество мест в дошкольных образовательных учреждениях составляет - 3550. Дошкольным образованием на 1 декабря 2012 года охвачено 3491 детей. Городская очередность составляет 2054 человека (от 0 до 7 лет). Дети в возрасте от 3 до 7 лет полностью обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях города Когалыма. Растет очередность на предоставление мест в детских садах детям в возрасте с 1,5 до 3 лет в связи с увеличением рождаемости в 2011-2012 годах.
Деятельность системы дошкольного образования города Когалыма в 2012 году была направлена на достижение стратегической цели ведомственной целевой программы - повышение качества дошкольного образования, отвечающего современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, в условиях внедрения новых федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Для достижения указанной цели программой предусматривалось решение следующих задач, ориентированных на потребности населения города в данной муниципальной услуге:
- обеспечение доступности и качества дошкольного образования;
- сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
- повышение качества кадрового потенциала педагогических работников системы дошкольного образования;
- создание условий для реализации общеобразовательных программ.
Для обеспечения доступности дошкольного образования в 2009-2011 были проведены мероприятия по перепрофилированию и уплотнению групп, что позволило увеличить количество мест на 600. В декабре 2012 года планируется завершение строительства нового детского сада на 320 мест в левобережной части города по улице Береговой. В 2012 году начато строительство детского сада на 260 мест в 11-м микрорайоне по улице Шмидта.
В трёх дошкольных учреждениях функционируют субботние группы кратковременного пребывания детей, позволяющие обеспечить доступность дошкольных образовательных услуг и равные стартовые возможности при поступлении в школу детям, не посещающим детские сады.
В городе также работают 2 центра негосударственного сектора, которые посещают 20 детей в возрасте от 1 года до 3 лет.
Тем не менее, проблема очередности с 1,5 до 3 лет в детских садах сохраняется.
С целью повышения качества образования проводятся мероприятия, направленные на внедрение альтернативных форм дошкольного образования, укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений, улучшение предметно-развивающей среды, в том числе для организации детской опытно-экспериментальной деятельности, формирования естественнонаучных и экологических представлений воспитанников, их физического развития.
В 2011 - 2012 учебном году во всех дошкольных образовательных учреждениях начата работа по внедрению федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Пересмотрена и приведена в соответствие с федеральными государственными требованиями структура программы, определено содержание и оптимальная модель организации образовательного процесса, направленные на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Работа в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования требует создания дополнительных условий для реализации программ дошкольного образования.
Необходимо улучшить оснащение педагогического процесса в части поисково-исследовательской деятельности, привлечения интереса дошкольников к художественной литературе, развития у детей конструктивных умений, совершенствования физических качеств.
Особого внимания требует проблема по обеспечению равного доступа и получения качественного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. В 2012 году дошкольным образованием было охвачено 19 детей - инвалидов. 69 детей с нарушением зрения посещали группы комбинированной направленности в МБДОУ д/с "Солнышко" комбинированного вида. С 1 сентября 2012 года на базе данного дошкольного учреждения открыта группа компенсирующей направленности для детей, имеющих речевые нарушения. Субботняя группа кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья функционирует в МБДОУ д/с "Колокольчик". Группа создана с целью социальной адаптации детей-инвалидов, развития их коммуникативных навыков, проведения коррекционно-развивающей работы, оказания консультативной помощи родителям.
Муниципальным казенным учреждением "Центр обслуживания" организована работа по обслуживанию дошкольных образовательных учреждений, касающаяся осуществления финансирования деятельности, осуществления функций заказчика на поставку товаров, услуг, выполнение различных видов работ, ведение статистического и бухгалтерского учета и отчетности.
Задача 2. Обеспечение доступности качественного общего образования в соответствии с современными требованиями
Общее образование в городе Когалыме предоставляют 7 средних общеобразовательных школ, 1 средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, 2 учреждения дополнительного образования. Географическое расположение учреждений в городе соответствует нормам и требованиям СанПиН. Здания всех общеобразовательных учреждений города размещены на внутриквартальных территориях микрорайонов, удалённых от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстоянии 100-170 и более метров. Соблюдается требование по размещению общеобразовательных учреждений по транспортной доступности: для обучающихся I ступени обучения-15 минут (в одну сторону), для обучающихся II, III ступени - не более 50 минут (в одну сторону). Обеспечено транспортное обслуживание обучающихся левобережной части города (МБОУ СОШ N1 и МБОУ "СОШ N9"), проживающих на расстоянии свыше 1 км от общеобразовательного учреждения. Подвоз данных учащихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей.
Общеобразовательные учреждения города обеспечивают качественную подготовку выпускников, о чем свидетельствуют результаты единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). Так в 2012 году:
- доля выпускников, успешно сдавших оба обязательных экзамена (русский язык и математика) составила 99,2%. Данный факт является свидетельством соответствия содержания и качества подготовки выпускников города Когалыма по русскому языку и математике требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
- доля выпускников, сдававших 3 и более предметов - 96,6%,
-увеличивается средний балл по 100-балльной шкале по русскому языку, по математике наблюдается стабильность. В 2010 и 2011 годах имеются 100-балльные результаты (русский язык, по 1 человеку), в 2012 году 2 человека получили 100-балльный результат по русскому языку и литературе.
О качестве образования можно судить и по количеству выпускников 11 классов, получивших золотую или серебряную медали "За особые успехи в обучении", а также по количеству выпускников 9-х классов, получивших аттестат с отличием. Доля данных категорий выпускников растет.
Рассматривая общие результаты уровня обученности учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений города, можно констатировать, что на протяжении последних семи лет общая успеваемость (т.е. доля обучающихся, окончивших год без двоек) в 2012 году является самой высокой и составляет 99,3%, наибольший результат достигнут и в качественной успеваемости - 43,6% (т.е. это доля учащихся, окончивших учебный год на "4" и "5"). Но, несмотря на то, что доля неуспевающих по итогам учебного года снижается, все же эта проблема остается. Решение этой проблемы возможно посредством более широкого внедрения современных методов и форм обучения, повышения мотивации у учащихся к образованию, а также через осуществление работы с родителями (законными представителями), расширяя объём профилактической работы по разъяснению необходимости получения общего образования.
В городе созданы условия для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья - выбор форм и программ обучения в зависимости от психофизиологических особенностей развития ребенка; организация государственной (итоговой) аттестации в щадящем режиме; осуществление индивидуального подхода в процессе обучения; психологическое и медицинское сопровождение учебно-воспитательного процесса; бесплатное обеспечение учащихся необходимой учебной литературой. Для расширения доступности образования для детей-инвалидов в городе организовано обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Дистанционное обучение детей-инвалидов позволяет обеспечить доступ к образовательным и иным информационным ресурсам, оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, получению ими качественного образования, как следствие, успешной социализации и интеграции в обществе.
В школах города созданы безопасные и благоприятные санитарно-гигиенические условия для организации учебно-воспитательного процесса. 100% образовательных учреждений имеют все виды благоустройства и располагаются в типовых зданиях. Тем не менее семь зданий образовательных учреждений из одиннадцати построены 20-28 лет назад, одно здание - МБОУ "СОШ N 9" не до конца отвечает современным требованиям по площадям учебных кабинетов. Решение этих проблем требует увеличения финансирования общего образования на содержание имеющихся зданий и ремонт помещений, а также реконструкцию здания МБОУ "СОШ N 9" с целью расширения площадей учебных кабинетов.
Немаловажным условием для родителей и ребенка является сменность обучения. В 2012 году доля обучающихся, занимающихся во вторую смену, составила 35%. Особенно загружена вторая смена в МБОУ СОШ N 1, МБОУ "Средняя школа N 6", МБОУ "СОШ N 7" и МБОУ "СОШ N 9". Наличие второй смены не позволяет в полной мере реализовывать программы дополнительного образования. Кроме этого, двухсменный режим работы общеобразовательных учреждений и недостаточное количество учреждений дополнительного образования не позволяют в полной мере организовать внеурочную деятельность учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов, введенных с 1 сентября 2011 года. Для решения данной проблемы необходимо строительство либо новой школы, либо учреждения дополнительного образования.
Средняя наполняемость классов составляет - 23 человека, (региональный норматив - 24,5, федеральный норматив - 25 человек). Неравномерность количества детей в классах по школам зависит от расположения школ, санитарных норм и востребованности со стороны потребителей. Ниже регионального норматива наполняемость классов в МБОУ "СОШ N 9" из-за малых площадей учебных кабинетов. Решение проблемы разгрузки школ, возможно при вводе в эксплуатацию нового здания школы в районе между МБОУ "Средняя школа N 6" и МБОУ "СОШ N 7" и реконструкции МБОУ "СОШ N 9".
На повышение качества образования и его соответствие спросу потребителей направлена вариативность предоставления образовательных услуг населению. Дифференциация учебного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и способности обучающихся. В целях максимального удовлетворения потребностей ребенка в образовательных услугах в общеобразовательных учреждениях города Когалыма функционируют классы различной направленности с дифференцированным уровнем изучения образовательных программ:
- традиционные классы;
- классы развивающего обучения;
- классы с углубленным изучением отдельных предметов;
- 5-9 классы профильной направленности;
- 10, 11 профильные классы;
- классы компенсирующего обучения;
- специальные (коррекционные) классы VIII вида;
- группы экстернат.
Одной из задач школьного образования является подготовка школьника к осознанному выбору дальнейшего профессионального пути. Показателем успешного решения данной задачи является то, что 94 % выпускников школ города продолжают обучение в учреждениях профессионального образования, доля выпускников 11-х классов, поступающих в высшие учебные заведения, составила в 2012 году 86,8 % (2011г.-82%).
Во всех общеобразовательных учреждениях города реализуются программы предпрофильной подготовки. Охват таким видом деятельности составляет 100% учащихся 8 и 9 классов. Для формирования системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся, в том числе и выпускников общеобразовательных учреждений, в городе разработана "Программа профессиональной ориентации в образовательных учреждениях города Когалыма на 2011-2013 годы", утверждённая приказом управления образования Администрации города Когалыма от 09.09.2011 N 546.
Основополагающую роль в решении данной задачи играет введение и распространение профильного обучения на старшей ступени общего образования. Профильное обучение внедряется в различном объеме (от 1 до 4 профилей в учреждении) во всех общеобразовательных учреждениях города Когалыма, охват составляет 63,3% от общего количества учащихся 10 и 11 классов. Реализуются 13 профилей. Наиболее востребованными являются социально-экономический, социально-гуманитарный и информационно-технологический профили. В рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения реализуются программы по 15 профильным предметам, по 93 курсам по выбору для учащихся 9 классов и по 169 элективным курсам для учащихся 10, 11 классов. Внедряются различные модели сетевого взаимодействия: "школа-школа", "школа-организация". Но сетевое взаимодействие развивается только в рамках реализации программ курсов по выбору и элективных курсов. Не развито взаимодействие образовательных учреждений различного типа.
Современный уровень запроса населения на образовательные услуги требует решения следующих проблем: создание условий для обучения школьников по индивидуальным образовательным программам; развитие сетевого взаимодействия не только в рамках реализации программ курсов по выбору и элективных курсов, но и в рамках реализации основных образовательных программ (в частности, профильных предметов), создание условий для реализации программ профильного обучения в дистанционной форме. Решение этих проблем требует определенного дополнительного финансирования.
Качественное внедрение профильного обучения зависит от уровня кадрового обеспечения. Несмотря на то, что программы профильного обучения в основном реализуют педагогические работники, имеющие высшую и первую квалификационную категорию, реалии развития образования требуют постоянного повышения их квалификации. Всегда востребованы курсы повышения квалификации в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения, на что необходимы дополнительные финансовые средства.
Все общеобразовательные учреждения города Когалыма имеют выход в Интернет со скоростью 1 Мб/с.
Залогом качественного образования является обеспечение стабильного развития материально-технической базы образовательных учреждений на основе современных ресурсов, создание соответствующих условий для оказания образовательных услуг, что подтверждается наличием лицензии.
В 2011 учебном году все 23 образовательных учреждения прошли лицензирование в связи с изменением типа учреждений.
Ежегодно образовательные учреждения города проводят большую работу по оснащению образовательного процесса в соответствии с современными требованиями. Так, в 2012 году в рамках реализации подпрограммы I "Инновационное развитие образования" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Новая школа Югры на 2010-2013 годы" и на период до 2015 года" приобретено 27 комплектов интерактивного оборудования (интерактивная доска, проектор, компьютер) для МБОУ "Средняя школа N 3", МБОУ "Средняя школа N 6", МБОУ "СОШ N 7", 12 учебно-лабораторных комплектов по физике, химии, биологии для МБОУ СОШ N1, МБОУ "Средняя школа N 6", МБОУ "СОШ N7", МБОУ "СОШ N 9" на сумму 5 млн. 600 тысяч рублей. Для продолжения деятельности в этом направлении необходимо ежегодное финансирование.
Задача 3. Развитие системы доступного дополнительного образования в соответствии с индивидуальными запросами населения
В соответствии с федеральными государственными требованиями основная общеобразовательная программа дошкольного образования включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Дополнительное образование дети дошкольного возраста получают в ходе реализации вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В зависимости от направления работы дошкольного образовательного учреждения организована работа кружков, секций, студий, В настоящее время функционируют 91 кружок, которые посещают 80% детей старшего дошкольного возраста. В зависимости от направления развития детей процентное соотношение занимающихся в кружках составило:
- художественно - эстетическое направление - 56,3%,
- познавательно - речевое направление - 25,1 %,
- физкультурно - оздоровительное направление - 15,7%,
- социально - личностное направление - 2,9%.
Конкурсные мероприятия, в которых приняли участие 231 дошкольник, способствовали развитию творческой активности детей дошкольного возраста.
Развитие сферы услуг дополнительного образования в городе базируется на основе изучения спроса и потребностей граждан, а также кадровой и материально - технической обеспеченности. Все образовательные учреждения объединены общими программными целями и задачами. Главный принцип их работы взаимодействие друг с другом в вопросах обучения, воспитания и развития личности ребенка.
Управление образования координирует эту работу посредством единого планирования.
Дополнительное образование в городе включает в себя спектр занятий по интересам и предоставляется бесплатно по 10 направленностям на базе 8 общеобразовательных учреждений. Охват дополнительным образованием в общеобразовательных учреждениях составляет 80% от общего количества учащихся школ, и остается стабильным. В 2011-2012 учебном году увеличилось количество кружков и секций в сравнении с 2011 годом на 29. Наиболее востребованными являются образовательные услуги художественно-эстетической (48%), спортивно-оздоровительной (27%), социально-педагогической (9%) направленности. В 2011 - 2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях работали 241 педагог дополнительного образования, разработано 294 программы различных по направлению деятельности.
В двух учреждениях дополнительного образования: Дом детского творчества, Детская школа искусств обучается 1549 человек, что составляет 20 % от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет. Из них бесплатно получают образование 85 % воспитанников.
В последнее время сократилось количество объединений технической, туристско-краеведческой направленности из-за отсутствия специалистов. Всё это затрудняет в полной мере организовать более качественно дополнительное образование, отвечающее интересам и запросам детей. Развитие вышеназванных направленностей непременно способствовало бы вовлечению во внеурочную деятельность и систему дополнительного образования детей большего количества обучающихся мужского пола, а так же несовершеннолетних, состоящих на учёте в ОМВД РФ по г. Когалыму.
Функционирующий в настоящее время Дом детского творчества расположен в реконструированном, приспособленном, нетиповом здании и занимает 1/3 часть от всей площади здания. Основную часть здания занимает Бюджетное учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальной помощи семье и детям "Радуга надежды". На 1/3 площади Дома детского творчества возможно обучение лишь 220 учащихся, а поэтому учреждение вынуждено ежегодно арендовать помещения на базе общеобразовательных учреждений и социальных объектах города. В Доме детского творчества в настоящее время обучается свыше 1000 детей, что составляет в среднем 14 % от общего количества школьников города.
С 1 сентября 2012 года учащиеся первых и вторых классов общеобразовательных учреждений нашего города обучаются по новым федеральным государственным образовательным стандартам, предусматривающим организацию внеурочной деятельности в объеме до 10 часов в неделю на каждого учащегося. Организация данного вида деятельности осуществляется за счет ставок педагогов дополнительного образования, так как финансирование данного направления работы за счет часов учебного плана не предусмотрено.
В первых и вторых классах начальной ступени образовательных учреждений на сегодняшний день обучается 1484 учащихся, занятость которых во внеурочное время организована по 6 направлениям. При организации занятости детей учитываются пожелания родителей и детей. В случае отсутствия, какого - либо направления дополнительного образования в общеобразовательном учреждении привлекаются специалисты из МБОУ ДОД "ДДТ" и других специализированных учреждений города Когалыма: "МУ "Арт - Праздник", МУ "МТЦ "Метро" и др.
В связи с переходом на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам всех школьников, решить проблему нехватки педагогов дополнительного образования и выделенных ставок, можно только путем увеличения ставок, увеличения количества педагогов дополнительного образования или привлечения специалистов - совместителей.
В 2011-2012 учебном году 49 подростков, состоящих на внутришкольном контроле, КДН, ОДН были охвачены дополнительным образованием. 24 % подростков, состоящих на профилактическом учёте, были вовлечены в спортивные секции и участие в школьных спортивных соревнованиях.
Задача 4. Развитие системы выявления и поддержки способных и талантливых детей в различных сферах деятельности
Одним из условий повышения качества образования является организация и проведение работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей, учащихся, проявляющих интерес к различным сферам деятельности (интеллектуальной, творческой, спортивной, экологической, социальной).
С целью выявления и развития творческих способностей, склонностей и интересов дошкольников на городском уровне проводятся различные мероприятия по всем направлениям воспитательно-образовательной работы:
- конкурс чтецов, способствующий развитию коммуникативных и речевых навыков дошкольников, развитию их художественного восприятия и эстетического вкуса;
- конкурс детского рисунка, удовлетворяющий потребности детей в самовыражении через развитие детского творчества, приобщение к искусству;
- Губернаторские состязания, способствующие развитию физических качеств и двигательной активности детей;
- отчетный творческий концерт, развивающий музыкальную, художественную деятельность детей.
Сложившаяся система работы с такими учащимися дает положительные результаты. Увеличилось не только количество участников, но и количество победителей и призеров городских, окружных, всероссийских, международных конкурсов.
В городе Когалыме:
- проводятся муниципальные олимпиады, конференции, конкурсы, фестивали, выставки, слеты, спортивные соревнования, организуется работа профильных лагерей. Эти мероприятия охватывают детей разных возрастов - учащихся начальной, основной и старшей школ;
- организуют занятость детей во внеурочное время два учреждения дополнительного образования детей: Детская школа искусств и Дом детского творчества;
- проводится мониторинг участия учащихся города в муниципальных, окружных, всероссийских мероприятиях, проводимых в различных формах (очной, заочной, дистанционной);
- организуется выезд городских команд для участия в различных окружных и всероссийских мероприятиях интеллектуальной, творческой, спортивной и социальной направленности;
- во всех общеобразовательных учреждениях города реализуются программы "Одаренные дети", организовано психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми. На базе МАОУ "Средняя школа N 8" реализуется проект "Формула успеха".
Более 6000 учащихся школ города приняли участие в мероприятиях интеллектуальной направленности. В системе работы по выявлению и поддержке одарённых детей наиболее эффективной мерой является олимпиадное движение. Общий охват учащихся 4 - 11 классов олимпиадным движением в 2011-12 учебном году составил около 50%. С каждым годом количество участников школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады увеличивается. Растет количество участников, победителей и призеров всероссийской олимпиады. В 2012 году высоки результаты регионального этапа: из 8 победителей и призеров регионального этапа 6 первых мест. В заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников есть призовое место по экологии.
В 2011-2012 учебном году проводились и другие мероприятия, уже ставшие традиционными. Например: городской конкурс знатоков иностранного языка для учащихся 6 классов, фестиваль творчества на иностранных языках для учащихся 2 - 11 классов, конкурсы чтецов, игра "Государство. Право. Я", конкурс "Лидер XXI века", конкурсы для учащихся начальных классов и др.
Для детей, проявляющих интерес к исследовательской и проектной деятельности, ежегодно в городе проводятся: конкурс проектов "Гости из будущего" для учащихся 2-4 классов, конференция "Открытие" для 5-6 классов, всероссийская научно-исследовательская конференция молодых исследователей "Шаг в будущее" для учащихся 7 - 11 классов. В 2011 -2012 учебном году 4 работы были представлены на окружную научную конференцию молодых исследователей "Шаг в будущее", две из которых завоевали 1 и 2 место. Авторы этих работ на XIX Всероссийской научной конференции молодых исследователей "Шаг в будущее" (г. Москва), где заняли 2 и 4 место.
Расширяется спектр мероприятий всероссийского уровня, в которых наши ученики участвуют в очной форме, и занимают призовые места. Например, учащиеся МБОУ "Средняя школа N 3" приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся "Молодежь и образование XXI века" (г. Тобольск), заняли 6 призовых мест, во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив "Леонардо" (г. Москва) заняли 4 призовых места.
Развиваются заочные и дистанционные формы участия школьников в интеллектуальных мероприятиях. Ученики принимают активное участие в таких познавательных проектах, как Всероссийские заочные конкурсы исследовательских работ "Юность. Наука. Культура", "Первые шаги в науку", Всероссийский заочный конкурс "Познание и творчество", Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада "Эйдос", Всероссийский дистанционный конкурс "Ломоносовские чтения", Международная олимпиада УРФО по основам наук, дистанционная Международная олимпиада школ развивающего обучения, Международные дистанционные конкурсы "Кенгуру - математика для всех", "Инфознайка", "Медвежонок - языкознание для всех", "Британский бульдог", "Эрудит - марафон для учащихся (ЭМУ)", дистанционные молодежные чемпионаты и другие.
В 2011 - 2012 учебном году 3199 школьников приняло участие в городских, окружных, Всероссийских и международных творческих конкурсах из них - 567 детей заняли призовые места.
Занимаясь творчеством, приносящим радость в удовлетворении любимым делом, подросток достаточно легко определит свое место в будущее, выше будет степень его творческой самореализации. Именно от многообразия услуг системы дополнительного образования напрямую зависит развитие личности ребенка, а именно его творческого потенциала. Ярким примером в решении проблем развития одаренных детей является городской ежегодный городской конкурс детского творчества "Юнтагор", в котором принимают участие все детские творческие коллективы образовательных учреждений. В 2011-2012 учебном году в рамках этого конкурса проводились:
- конкурс художественного творчества "В мире космоса";
- конкурс хоровых коллективов и вокальных ансамблей "Как прекрасен этот мир";
- конкурс детского творчества "Звездопад талантов" и др.
Охват детей мероприятиями спортивной направленности, проводимых в общеобразовательных учреждениях, составил более 2500 человек. Традиционные мероприятия: городская Спартакиада школьников "Олимпийская юность Югры", в рамках которой проведены 23 соревнования по 11 видам спорта, Спартакиада допризывной молодежи.
Используются различные формы стимулирования познавательной деятельности и творчества одаренных детей:
- муниципальные чествования победителей интеллектуальных конкурсов, спортивных соревнований (торжественное вручение дипломов, грамот, спортивных медалей, кубков);
- денежные вознаграждения победителям и призерам муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников, городской научно-исследовательской конференции "Шаг в будущее";
- грант Администрации города Когалыма "Лучший ученик общеобразовательного учреждения";
- размещение публикаций и информационных материалов в местных средствах массовой информации (газета "Когалымский вестник", телеканал "Инфосервис") о результатах проведения мероприятий;
- предоставление путевок в выездные лагеря отдыха в период оздоровительной кампании.
Проведение мероприятий на муниципальном уровне осуществляется в рамках текущего финансирования. Потребность в расширении спектра мероприятий различных направлений растет, что требует дополнительного финансирования.
Выезд учащихся и городских команд для участия в мероприятиях окружного, всероссийского и международного уровня финансируется за счет средств бюджета города Когалыма. Несмотря на то, что в городе развиваются малозатратные формы организации работы с одаренными детьми (участие в заочных, дистанционных мероприятиях), востребованным остается очное участие, особенно спортивного, творческого и социального направлений, на что также требуется дополнительное финансирование.
Денежное вознаграждение победителям и призерам муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников, городской научно-исследовательской конференции "Шаг в будущее", а также грант Администрации города Когалыма "Лучший ученик общеобразовательного учреждения" выплачивается в рамках долгосрочной целевой программы "Реализация приоритетного национального проекта "Образование" в городе Когалыме на 2011-2013 гг.", утвержденной Постановлением Администрации города Когалыма от 29.10.2010 N 2177. Развитие системы многопрофильной работы с учащимися, проявляющих интерес в различных сферах деятельности, требует увеличения финансовых объемов для поощрения победителей и призеров других городских мероприятий, а также победителей и призеров мероприятий, проводимых для учащихся начальной школы.
Подготовка учащихся к различным мероприятиям осуществляется в основном педагогическими работниками в общеобразовательных учреждениях города. Замкнутость образовательного пространства в конкретном общеобразовательном учреждении не всегда дает ожидаемые положительные результаты. Наиболее эффективной подготовка учащихся будет при создании общегородских групп по определенным направлениям, к работе с которыми будут привлечены высококвалифицированные педагогические работники не только города, но и округа, России, преподаватели ВУЗов, представители научных и учебных центров, имеющих опыт работы с одаренными детьми. Такая форма работы требует дополнительного финансирования.
Задача 5. Повышение качества кадрового потенциала работников системы образования
Важным ресурсом повышения качества образования являются педагогические кадры, уровень их квалификации, условия труда, социальные условия, возможности для карьерного роста
В дошкольных образовательных учреждениях с детьми работают 856 человек. Из них: 373 педагогических и 26 руководящих работников (13 заведующих, 13 заместителей заведующих, 373 педагога: старших воспитателей - 15, воспитателей - 290, музыкальных руководителей - 23, учителей-логопедов - 14, педагогов-психологов - 4, инструкторов по физической культуре - 14, инструкторов по труду - 12, учителей-дефектологов - 1).
Высшее профессиональное образование имеют 197 педагогов, что составляет 52,8 % от общего количества всех педагогических работников, среднее специальное - 127 педагогов (34%), среднее - 32 педагога (8,6%). Все педагоги, имеющие среднее образование, продолжают обучение в высших учебных заведениях.
Актуальной остается проблема нехватки квалифицированных специалистов в дошкольных образовательных учреждениях. Доля педагогов пенсионного возраста от общего числа педагогических работников составляет 18,8 %.
В настоящее время к профессиональному уровню педагогов предъявляются качественно новые требования. Результаты аттестации напрямую зависят от количества часов обучающих курсов, которые прошел педагог, от эффективности и качества его работы с детьми, участия в методической работе, успешного представления своего педагогического опыта.
Доля педагогов дошкольных образовательных учреждений, имеющих квалификационные категории, на 1 ноября 2012 года составила 55,8 % от общего числа педагогических работников. Высшую категорию имеют 11 человек (2,9 %), первую - 77 человек (20,6 %), вторую - 87 человек (23,3 %), на соответствие занимаемой должности аттестованы 33 человека (8,8 %).
Система повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений переходит на новую модель, которая осуществляется не только через курсы повышения квалификации, конференции, семинары, городские методические объединения, профессиональные конкурсы, но и через дистанционное и заочное обучение с использованием сети Интернет.
На базе Автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты - Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования" повысили квалификацию 65 педагогических работников (17,4 %): музыкальные руководители, старшие воспитатели, воспитатели. На базе МАУ "Межшкольный методический центр г. Когалыма" 30 педагогов (8 %) прошли курсовую подготовку по освоению информационно-коммуникационных технологий. В других регионах (г. Москва, г. Екатеринбург) прошли повышение квалификации 4 педагогических и руководящих работника (1,1 %). В краткосрочном обучающем семинаре по использованию ИКТ в профессиональной деятельности приняли участие 42 педагога (11,5 %) дошкольных образовательных учреждений, 34 педагогических и руководящих работника (9,1 %) выезжали на однодневные семинары в г. Ханты-Мансийск, Лангепас, Сургут. Курсовую переподготовку в Шадринском государственном педагогическом институте прошли 21 руководящий работник (5,2 % от общего числа педагогических и руководящих работников).
Эффективным стало повышение квалификации с использованием сети Интернет (вебинары, курсы повышения квалификации на рабочем месте, индивидуальное повышение квалификации с получением соответствующих документов). Удостоверения и свидетельства о повышении квалификации на 1 ноября 2012 года имеют 205 педагогических и руководящих работников (51,3%).
В целях привлечения педагогических работников к поиску новых форм работы, выявления талантливых, творчески работающих педагогов, распространения результативного педагогического опыта проводятся профессиональные конкурсы: учебно-методических пособий, педагогического мастерства, ИКТ-компетентность, педагог года, конкурсные мероприятия в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", региональные и Всероссийские конкурсы. В конкурсных мероприятиях приняли участие 71 педагог (19 %).
Конкурсные мероприятия проводились в рамках долгосрочной целевой программы "Реализация приоритетного национального проекта "Образование" в городе Когалыме на 2011-2013 гг.". В конкурсных мероприятиях окружного, муниципального уровней в 2012 году приняли участие 14 педагогических работников, из них 5 педагогов стали победителями, один из которых - призер гранта Губернатора.
В целях повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогических работников организована работа городских методических объединений по 10 направлениям деятельности. Наиболее эффективные формы работы с педагогами: семинар-практикум, круглый стол, собеседование, открытые просмотры, мини-конференции, творческие лаборатории, мастер-класс. Организована работа постоянно действующего семинара, в рамках которого рассматриваются вопросы федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: цели, содержание, пути реализации.
Опыт работы дошкольных образовательных учреждений и педагогов освещается в средствах массовой информации, в том числе на страницах федеральных журналов: "Дошкольное воспитание", "Дошкольная педагогика", "Обруч". Печатаются статьи в учебно-методических сборниках МАУ "ММЦ г. Когалыма" ("Методическая панорама", "Педагогические технологии в воспитании дошкольников").
Педагогические коллективы общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования укомплектованы квалифицированными кадрами. 90% педагогов имеют высшее профессиональное образование, 77% имеют квалификационные категории: из них высшую квалификационную категорию - 10%, первую квалификационную категорию - 32%. Доля молодых специалистов составляет 4,6% (31 чел.), педагогических работников пенсионного возраста-15,4%, мужчин- 9,8%.
По сравнению с 2010-2012 гг. наблюдается позитивная динамика в части увеличения количества педагогов с высшим образованием, молодых специалистов и отрицательная динамика в части наличия квалификационных категорий у педагогических работников.
Уменьшение количества педагогических работников с квалификационными категориями на 7% можно объяснить рядом объективных причин: выходом педагогов на пенсию и выездом из города, привлечением молодых специалистов в образовательные учреждения города, а также введением нового порядка аттестации, который не предусматривает наличие второй квалификационной категории и предполагает совершенно новые формы аттестации в плане представления результативности.
Повышение профессионального мастерства - одно из основных направлений методической работы, как на уровне образовательных учреждений, так и на уровне города. Самыми результативными способами повышения профессионализма являются семинары, мастер-классы по обмену опытом работы, представление опыта работы в рамках профессиональных конкурсов, обобщение и распространение инновационного опыта в ходе аттестации, организация курсов повышения квалификации, самообразование.
Ежегодно около 25-35% педагогов проходят курсы повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме.
Востребованными на сегодняшний день остаются курсы повышения квалификации для учителей - предметников по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, специализированные курсы для педагогов дополнительного образования, учителей-логопедов.
Для повышения качества кадрового потенциала необходимо продолжить работу по повышению уровня профессионального мастерства педагогов первой и высшей квалификационных категорий, учителей-логопедов, педагогов-организаторов, преподавателей МБОУ "Школа искусств", а также по организации курсов повышения квалификации по предметным областям знаний в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
В целях повышения профессионального мастерства педагогические работники образовательных учреждений города принимают активное участие в творческих конкурсах, конкурсах профессионального мастерства ("Учитель года", "Сердце отдаю детям", "Педагогический дебют", "Мой лучший урок" и др.), в конкурсных отборах на получение грантов в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование". С каждым годом увеличивается количество участников и победителей конкурсного отбора не только на муниципальном, но и на региональном уровне.
Совершенствуется система работы городских методических объединений, деятельность Межшкольного методического центра. Реализация программы позволит улучшить качество кадрового потенциала, активизировать деятельность педагогов, повысить уровень их образования и квалификационных категорий, развить творческих потенциал педагогических и руководящих работников образовательных учреждений города.
Задача 6. Создание системных механизмов сохранения и укрепления здоровья детей в учреждениях образования города Когалыма
В городе Когалыме накоплен большой практический опыт по сохранению здоровья детей, но целостная система здоровьесберегающего образования только начала осознаваться и выстраиваться в последние годы. Поэтому здоровье участников образовательного процесса относится к числу приоритетов системы образования.
Общеобразовательные учреждения города Когалыма характеризуются хорошо развитой оздоровительной инфраструктурой; достаточным количеством специалистов; хорошим уровнем организации медицинского обслуживания и физкультурно-оздоровительной работы; высокой квалификацией педагогических коллективов.
В соответствии со ст. 51 Закона "Об образовании" медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранении на основании договоров, заключаемых между образовательными учреждениями и МБЛПУ "Когалымская городская больница". Укомплектованность медицинскими кадрами 100 %. Имеющаяся материальная база медицинских кабинетов образовательных учреждений достаточна для оказания первичной медицинской помощи. Медицинское обслуживание дошкольников осуществляют медицинские работники, состоящие в штате дошкольного учреждения.
Медицинская деятельность лицензирована.
Важным элементом создания полноценной здоровьесберегающей среды является наличие оздоровительной инфраструктуры. Анализ данных мониторинга показывает, что все школы и детские сады города Когалыма располагают обязательными элементами оздоровительной инфраструктуры: медицинскими кабинетами, спортивными залами и спортивными площадками, кроме того, во всех школах есть стоматологические кабинеты. К дополнительной оздоровительной инфраструктуре относится также наличие тренажерных комплексов во всех образовательных учреждениях; бассейны в трёх дошкольных учреждениях: "Маугли", "Почемучка", "Родничок";
Медицинский оздоровительный блок МБОУ СОШ N 1, работающей по модели школы здоровья, включает: фитобар, аэрофитокамеру, физиотерапевтический кабинет, кабинет массажа, галокамеру, солярий, кабинет охраны зрения, процедурный, гинекологический, зал ЛФК, стоматологический кабинет.
Кроме данной школы, фитопрофилактика проводится также в МБОУ "Средняя школа N 3", МБОУ "СОШ N 10". Всего фиточай получают 2 520 обучающихся, практически каждый третий школьник, а также воспитанники детского сада "Маугли", что составляет порядка 10% дошкольников.
В МБДОУ комбинированного вида "Солнышко" созданы хорошие условия для лечения детей с нарушениями зрения: офтальмологический кабинет обеспечен современным оборудованием. В двух школах: МБОУ СОШ N 1 и МБОУ "Средняя школа N 5" функционируют кабинеты БОС-здоровье; а также кабинет БОС-логотерапевтический в МАОУ "Средняя школа N 8" и кабинет БОС-коррекции психо-эмоционального развития в МБОУ "Средняя школа N3". В МБОУ "СОШ N 9" - сенсорная комната.
Для обеспечения санитарно-противоэпидемических мероприятий во всех образовательных учреждениях в достаточном количестве в наличии бактерицидные ультрафиолетовые облучатели аппараты типа "Дезар" и других моделей. Наличие данного оборудования способствует обеззараживанию воздуха в помещениях, предотвращая распространение таких инфекций, как грипп, ОРЗ, туберкулёз и многих других, путём дезинфекции воздуха в помещении, препятствуя развитию опасной эпидемической ситуации.
Таким образом, во всех образовательных учреждениях города созданы достаточные условия для организации здоровьесберегающей деятельности.
Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений носит системный характер на основе программно-целевого подхода.
С целью сохранения и укрепления здоровья детей во всех образовательных учреждениях города ведётся системная работа по обеспечению условий для развития здоровья детей. Разработаны и реализуются здоровьеориентированные программы, профилактические программы, направленные на формирование позитивного имиджа здоровья, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни, что в значительной степени влияет на улучшение здоровья детей и школьников. Вопросы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни включены в разделы общеобразовательных программ на протяжении всего периода обучения, прослеживается системность и преемственность в формировании необходимых знаний и умений, начиная с периода дошкольного детства.
Координатором здоровьесберегающей деятельности в системе образования города Когалыма является Аналитический Совет по сохранению жизни и здоровья участников образовательного процесса, работающий на межведомственном уровне, поскольку в его состав входят кроме специалистов системы образования также и специалисты ведомств, заинтересованных проблемами сохранения здоровья.
В каждом образовательном учреждении в должностные обязанности одного из заместителей входит ответственность за здоровьесберегающую деятельность. Заместители директоров школ в 2011 году прошли обучение по программе "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни", а заместители заведующих детских садов в 2012 году обучались на курсах повышения квалификации по теме "Инновационные здоровьеформирующие технологии в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений".
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обеспечивают: в школах 16 педагогов-психологов, 9 учителей-логопедов и 10 социальных педагогов и в дошкольных образовательных учреждениях 4 педагога-психолога, 12 учителей-логопедов.
Во всех школах города, начиная с 2008 года, созданы и работают Центры здоровья, в дошкольных образовательных учреждениях Центры здоровья созданы в 2012 году в МБДОУ "Сказка", "Буратино", "Золушка".
Охват медицинскими осмотрами составляет 100 %.
По результатам медицинских осмотров в динамике за последние годы количество заболеваний школьников города Когалыма по большинству нозологических форм остаётся достаточно стабильным, с лидирующим положением одних и тех же классов заболеваний: органов дыхания, костно-мышечной системы, болезней глаз; которые в свою очередь не имеют стойкой тенденции к снижению.
60% детей в возрасте от 1,5 до 7 лет имеют функциональные отклонения. За период обучения в школе этот показатель увеличивается до 80%.
По данным МБЛПУ "Когалымская городская больница" на основании результатов медицинского осмотра в 2011 году увеличилось количество школьников с I группой здоровья на 3% за счёт перехода (уменьшения количества) детей со второй группы. Практически здоровы 13,3% учащихся, 75,9% имеют функциональные, поддающиеся коррекции нарушения; каждый десятый состоит на диспансерном учёте с хроническим заболеванием. 1,1% от общего числа обучающихся составляют дети-инвалиды.
Во всех образовательных учреждениях организовано качественное питание детей. Во всех школах оборудованы столовые с полным циклом приготовления и предоставлением дополнительного питания школьникам через реализацию буфетной продукции, что способствует обеспечению рационального питания детей. Горячее питание получают 100% обучающихся за счёт субвенций округа, а также дотаций из бюджета города Когалыма.
16% школьников получают двухразовое горячее питание: льготная категория и за счёт родительской доплаты в группах продленного дня.
Во всех образовательных учреждениях проводится С-витаминизация готовых блюд круглогодично.
Питание в дошкольных образовательных учреждениях строится на рекомендуемых суточных нормах потребления. Осуществляется контроль за технологией приготовления блюд, их качеством и безопасностью.
В городе созданы условия для организации отдыха и оздоровления детей путем организации работы оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей на базе образовательных учреждений и организации выездного отдыха в благоприятные климатические зоны. В ходе оздоровительной кампании 2012 года организованным отдыхом было охвачено:
- выездные лагеря - 716 человек;
- оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей - 1186 человек. Из них:
- в летний период - 787 человек;
- в период осенних каникул - 399 человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.