Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния предоставления дошкольного, общего и дополнительного образования в городе Нижневартовске
1. Количественные показатели. Доступность образования.
1.1. Дошкольное образование в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях.
В муниципальной системе образования созданы условия для обеспечения прав граждан на получение бесплатного доступного дошкольного образования независимо от социального статуса семей.
В городе Нижневартовске дошкольное образование обеспечивают 58 дошкольных образовательных учреждений и одно дошкольное отделение (4 группы дошкольного образования), организованное на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 40".
В двух детских садах реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. В 7 детских садах компенсирующего вида реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. В 43 детских садах комбинированного вида осуществляется обучение по основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании. В 6 детских садах реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по таким направлениям, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое.
В 2012 году дошкольное образование получили 13 006 детей, в том числе 96 детей - в группах дошкольного образования, организованных в дошкольном отделении муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 40".
С 2009 года по 2012 год прослеживается динамика увеличения численности детей, получающих дошкольное образование в дошкольных образовательных учреждениях и дошкольном отделении, организованном на базе общеобразовательного учреждения, на 834 воспитанника.
Охват дошкольным образованием детей в дошкольных образовательных учреждениях и дошкольном отделении, организованном на базе общеобразовательного учреждения, от общей численности детей от 2 до 7 лет в 2012 году составил 62%. Относительно 2009 года охват детей дошкольным образованием увеличился с 60% до 62%.
Случаев незаконного отказа или отклонения заявления о приеме в дошкольные образовательные учреждения не зарегистрировано.
1.2. Общее образование в общеобразовательных учреждениях.
В муниципальной системе образования созданы условия для обеспечения прав граждан на получение обязательного бесплатного доступного общего образования.
В городе общее образование обеспечивают 35 общеобразовательных учреждений, из них: 26 средних общеобразовательных учреждений, 8 учреждений повышенного уровня образования (2 лицея, 2 гимназии, 4 школы с углубленным изучением отдельных предметов); 1 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа. Все общеобразовательные учреждения являются бюджетными.
На 01.09.2012 общее образование получили 28 119 обучающихся, из них:
- в средних общеобразовательных школах - 21 806 (77,6%) человек;
- в общеобразовательных учреждениях повышенного уровня образования - 5 654 (20,1%) человека;
- в вечерней (сменной) общеобразовательной школе - 659 (2,3%) человек.
14 общеобразовательных учреждений (в том числе вечерняя (сменная) общеобразовательная школа) работают в режиме двух смен. Количество обучающихся в первую смену составляет 84,2%, во вторую - 15,8%.
Относительно 2009 года прослеживается увеличение численности детей, обучающихся во вторую смену, что связано с общим увеличением численности школьников в возрасте от 7 до 18 лет (в соответствии с данными статистического отчета "Сведения об учреждении, реализующем программы общего образования" на 1 сентября 2009 года - 27 152 человека, на 1 сентября 2012 года - 28 119 человек). Обучение в первую смену реализуется общеобразовательными учреждениями относительно проектной мощности зданий.
Показатели охвата детей общим образованием в общеобразовательных учреждениях составляют:
- начальное общее образование - 100%;
- основное общее образование - 100%;
- среднее (полное) общее образование - 72,25%.
По сравнению с 2011 годом охват средним (полным) общим образованием в системе общего образования увеличился на 6%.
В городе Нижневартовске созданы условия для обеспечения доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Всего в муниципальных общеобразовательных учреждениях таких детей 400, из них обучающихся на дому - 76. На базе муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 29" организовано дистанционное обучение детей-инвалидов. Количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, охваченных общим образованием, увеличивается. По состоянию на 01.09.2012 дистанционно обучаются 34 человека.
1.3. Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования детей.
В муниципальной системе образования созданы условия для обеспечения прав граждан на получение бесплатного дополнительного образования детей независимо от места проживания детей и социального статуса семей. Все учреждения дополнительного образования детей находятся в зоне пешеходной или транспортной доступности.
Дополнительное образование предоставляют 3 учреждения дополнительного образования детей.
На 01.09.2012 дополнительным образованием в учреждениях дополнительного образования детей охвачено 10 643 обучающихся. Относительно 2009 года количество обучающихся увеличилось на 918 человек.
В городе созданы условия для обеспечения доступности дополнительного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Охват детей с ограниченными возможностями здоровья составляет 0,4% от общего числа обучающихся, посещающих учреждения дополнительного образования детей, что выше данного показателя в 2009 году на 0,1%.
В учреждениях дополнительного образования детей реализуются 122 образовательные программы по направлениям:
- интеллектуальное;
- техническое;
- эколого-биологическое;
- спортивное;
- туристско-краеведческое;
- художественно-эстетическое;
- культурологическое.
1.4. Оценка: уровень доступности дошкольного, общего и дополнительного образования можно оценить как достаточный.
2. Качественные показатели. Качество образования.
2.1. Дошкольное образование в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях.
О качестве дошкольного образования свидетельствует 100% освоение детьми, посещающими дошкольные образовательные учреждения и дошкольное отделение, организованное на базе общеобразовательного учреждения, основной общеобразовательной программы дошкольного образования на протяжении трех последних лет.
2.2. Общее образование в общеобразовательных учреждениях.
О качестве общего образования свидетельствуют следующие показатели: доля обучающихся, закончивших учебный год на "хорошо" и "отлично", результаты ЕГЭ по русскому языку и математике.
По итогам 2011-2012 учебного года доля обучающихся, закончивших учебный год на "хорошо" и "отлично", составила 42,5%, что является качественным показателем обучения. Относительно 2008-2009 учебного года показатель увеличился на 1,26%. Это свидетельствует о повышении качества общего образования в городе.
В 2012 году в городе Нижневартовске в ЕГЭ участвовали 1 713 (99,65%) выпускников 35 общеобразовательных учреждений. Доля выпускников, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике, от общей численности выпускников, участвовавших в ЕГЭ по данным предметам, в 2012 году составила 99,4%. Величина среднего балла по результатам ЕГЭ, свидетельствующая об общем уровне учебных достижений, по русскому языку составила 61,74; по математике - 46,08. По сравнению с 2009 годом величина среднего балла по русскому языку увеличилась на 4,01; по математике наблюдается незначительное уменьшение показателя на 0,8.
Экзамены по выбору сдавали 95,2% выпускников, реализовав свое право на поступление в учреждения высшего профессионального образования.
2.3. Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования детей.
О качестве дополнительного образования свидетельствует следующий показатель: доля обучающихся, посещающих учреждения дополнительного образования детей и являющихся победителями и призерами конкурсов, соревнований, фестивалей различного уровня.
В 2012 году победителями и призерами мероприятий международного уровня стали 210 детей, федерального - 134 ребенка, регионального уровня - 689 детей, что составляет 9,7% от общей численности обучающихся, охваченных дополнительным образованием. Данный показатель выше 2009 года на 5,3%. Отмечается тенденция роста победителей и призеров мероприятий различного уровня в рамках дополнительного образования детей.
2.4. Оценка: качество дошкольного, общего и дополнительного образования можно оценить как достаточное.
3. Дополнительные значимые показатели, отражающие условия функционирования учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования детей.
3.1. Дошкольное образование в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях.
В системе дошкольного образования занято 3 950 работников, из них педагогические работники составляют 1 540 человек.
Доля педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и дошкольного отделения, организованного на базе общеобразовательного учреждения, с высшим образованием составляет 59%. Отмечается тенденция роста данного показателя с 2009 года на 10,3%.
3.2. Общее образование в общеобразовательных учреждениях.
Средняя наполняемость классов в городе достигла оптимального состояния и составляет 25 человек*(1), что выше показателя в городе с 2009 года на 0,9 человека. Кроме того, количество обучающихся, приходящихся на одного учителя, составляет 18,6 человека, что выше норматива*(2) (15,6 человека) на 3 человека. Относительно 2009 года в городе данный показатель также вырос на 2 человека.
В системе общего образования занято 3 279 работников, из них педагогические работники составляют 1 926 человек.
Доля педагогических работников общеобразовательных учреждений, имеющих высшее образование, составляет 91%. На протяжении последних трех лет этот показатель является стабильным.
Все общеобразовательные учреждения (100%) подключены к сети Интернет. Скорость подключения составляет 512 Кбит/сек. и выше, что соответствует современным требованиям.
3.3. Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования детей.
В системе дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей занято 356 работников, из них педагогические работники составляют 200 человек.
Доля педагогических работников учреждений дополнительного образования детей, имеющих высшее образование, составляет 80%.
В муниципальной системе образования отсутствуют здания и сооружения, требующие капитального ремонта.
3.4. Оценка: дополнительные значимые показатели, отражающие условия функционирования учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования детей, можно оценить как достаточные.
4. Объем расходов на реализацию Программы.
4.1. Дошкольное образование в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях.
За период с 2010 года по 2012 год общий объем расходов на дошкольное образование увеличился на 41% (с 1 600 992,69 тыс. рублей до 2 263 349,21 тыс. рублей).
Финансирование расходов на дошкольное образование осуществляется из бюджета города, бюджета автономного округа и средств от приносящей доход деятельности. В 2012 году расходы составили 2 263 349,21 тыс. рублей, в том числе:
- бюджет города - 2 061 446,91 тыс. рублей;
- бюджет автономного округа - 11 474,60 тыс. рублей;
- средства от приносящей доход деятельности - 190 427,70 тыс. рублей.
В 2012 году общий объем расходов на дошкольное образование в расчете на одного воспитанника составил 176,04 тыс. рублей (исходя из среднегодовой численности воспитанников).
4.2. Общее образование в общеобразовательных учреждениях.
За период с 2010 года по 2012 год общий объем расходов на общее образование увеличился на 40% (с 2 064 246,82 тыс. рублей до 2 886 078,45 тыс. рублей).
Финансирование расходов на общее образование осуществляется из бюджета города, автономного округа, федерального бюджета и средств от приносящей доход деятельности. В 2012 году расходы составили 2 886 078,45 тыс. рублей, в том числе:
- бюджет города - 274 269,61 тыс. рублей;
- бюджет автономного округа - 2 534 725,04 тыс. рублей;
- федеральный бюджет - 32 057,70 тыс. рублей;
- средства от приносящей доход деятельности - 45 026,10 тыс. рублей.
В 2012 году общий объем расходов на общее образование в расчете на одного обучающегося составил 103,41 тыс. рублей (исходя из среднегодовой численности обучающихся).
4.3. Дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования детей.
За период с 2010 года по 2012 год общий объем расходов на дополнительное образование увеличился на 37% (с 173 194,58 тыс. рублей до 237 752,90 тыс. рублей).
Финансирование расходов на дополнительное образование осуществляется из бюджета города, бюджета автономного округа и средств от приносящей доход деятельности. В 2012 году расходы составили 237 752,90 тыс. рублей, в том числе:
- бюджет города - 229 561,82 тыс. рублей;
- бюджет автономного округа - 2 689,48 тыс. рублей;
- средства от приносящей доход деятельности - 5 501,6 тыс. рублей.
В 2012 году общий объем расходов на дополнительное образование в расчете на одного воспитанника составил 22,64 тыс. рублей (исходя из среднегодовой численности воспитанников).
4.4. Оценка: уровень объема расходов на реализацию дошкольного, общего и дополнительного образования можно оценить как достаточный.
5. Общее резюме.
В муниципальной системе образования созданы условия для обеспечения законодательно установленного права граждан на получение на территории города Нижневартовска дошкольного, общего и дополнительного образования. Этому способствует развитая сеть образовательных учреждений. Дошкольное, общее и дополнительное образование осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых документов в сфере образования, а также правил и норм, регламентирующих деятельность по созданию условий для комплексной безопасности и качественного осуществления образовательного процесса. По результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, осуществляемой Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальная система образования характеризуется эффективным использованием ресурсов.
Для системы образования остаются актуальными следующие задачи:
- обеспечение максимальной доступности дошкольного образования и развитие разнообразных альтернативных форм его предоставления;
- повышение качества образования и модернизации образовательной среды в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов и Федеральных государственных требований;
- увеличение вовлеченности детей в систему дополнительного образования.
Показатели, характеризующие текущее состояние предоставления дошкольного, общего и дополнительного образования в городе Нижневартовске, приведены в таблице 1 приложения к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.