Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Ханты-Мансийска
от 24 мая 2013 г. N 550
Долгосрочная целевая программа
"О поддержке библиотечного дела в городе Ханты-Мансийске на 2011 - 2015 годы" (далее - целевая программа)
I. Паспорт целевой программы
Наименование целевой программы |
О поддержке библиотечного дела в городе Ханты-Мансийске на 2011 - 2015 годы |
Правовое обоснование для разработки целевой программы
|
Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле"; Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.10.2011 N 105-оз "О регулировании отдельных вопросов библиотечного дела и обязательного экземпляра документов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"; Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 07.02.2008 N Пр-212; распоряжение Администрации города Ханты-Мансийска от 07.06.2011 N 190-р "О разработке долгосрочной целевой программы "О поддержке библиотечного дела в городе Ханты-Мансийске на 2011 - 2015 годы" |
Разработчик целевой программы |
Управление культуры Администрации города Ханты-Мансийска; муниципальное бюджетное учреждение "Городская централизованная библиотечная система" |
Заказчик - координатор целевой программы |
Управление культуры Администрации города Ханты-Мансийска |
Заказчик целевой программы |
Управление культуры Администрации города Ханты-Мансийска; Департамент градостроительства, и архитектуры Администрации города Ханты-Мансийска |
Основные цели и задачи целевой программы |
Цель: создание эффективной системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам максимально быстрый, полный и свободный доступ к информации Задачи: 1) обеспечение гарантированного комплектования библиотечных фондов современными источниками информации на различных носителях; 2) повышение эффективности деятельности муниципальных библиотек через совершенствование традиционных библиотечных и внедрение современных технологий, в том числе информационно - коммуникационных; 3) обеспечение комплексной безопасности и комфортных условий библиотек; 4) укрепление кадрового потенциала и повышение профессионального уровня библиотечных специалистов |
Сроки и этапы реализации целевой программы |
Реализация целевой программы рассчитана на период с 2011 по 2015 год и будет осуществляться в три этапа: 1 этап - 2011 год. Создание механизмов межведомственного взаимодействия по реализации программных мероприятий, реализация запланированных мероприятий, проведение мониторинга уровня достижения целевых показателей целевой программы, корректировка программных мероприятий; 2 этап - 2012 - 2014 годы. Реализация запланированных мероприятий, проведение мониторинга уровня достижения целевых показателей целевой программы, корректировка программных мероприятий; 3 этап - 2015 год. Завершение программных мероприятий по поддержке библиотечного дела в городе Ханты-Мансийске, проведение анализа уровня достижения целевых показателей целевой программы |
Перечень подпрограмм целевой программы |
- |
Основные мероприятия целевой программы |
1) Комплектование библиотечных фондов печатными, аудиовидео-электронными изданиями согласно действующим стандартам и нормативам; 2) создание электронного каталога; 3) подключение библиотечных филиалов N 1,4, 5 к ресурсам Интернет; 4) создание, ежегодная регистрация и техническое сопровождение Web - сайта централизованной библиотечной системы; 5) приобретение оборудования, обновление баз данных; 6) строительство библиотеки в составе культурно-образовательного комплекса (детский сад-дом детского творчества - детская музыкальная школа-библиотека); 7) курсы по подготовке и повышению квалификации библиотечных специалистов в области передовых информационных технологий |
Объемы и источники финансирования целевой программы (всего, в том числе по подпрограммам, годам реализации целевой программы) |
Общий объем финансирования на реализацию целевой программы составляет 26 878,8 тыс. рублей, в том числе: бюджет города - 13 675,9 тыс. рублей; бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - 13 202,9 тыс. рублей. Распределение финансирования по годам: 2011 год: всего - 10 753,3 тыс. рублей; бюджет города - 526,3 тыс. рублей; бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - 10 227,0 тыс. рублей. 2012 год: всего - 2527,8 тыс. рублей; бюджет города - 577,0 тыс. рублей; бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - 1950,8 тыс. рублей. 2013 год: всего - 2512,5 тыс. рублей; бюджет города - 2000,0 тыс. рублей; бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - 512,5 тыс.рублей. 2014 год: всего - 7 863,4 тыс. рублей; бюджет города - 7 350,8 тыс. рублей; бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - 512,6 тыс.рублей. 2015 год: всего - 3221,8 тыс. рублей; бюджет города - 3221,8 тыс. рублей; бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - 0 рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы |
Повышение востребованности, доступности и качества библиотечных услуг; качественное улучшение состояния библиотечных фондов, гарантированное их пополнение новыми документами в соответствии с нормативами в целях наиболее полного удовлетворения запросов пользователей; внедрение прогрессивных информационных технологий в деятельность библиотек; создание новых возможностей для повышения эффективности деятельности библиотек, достижение норматива обеспеченности населения города библиотечными учреждениями в связи со строительством нового библиотечного филиала; повышение профессионального уровня библиотечных специалистов с учетом современных требований |
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа
Целевая программа разработана с целью реализации одного из важных направлений социально-экономического развития города Ханты-Мансийска - развития и совершенствования деятельности общедоступных библиотек. В Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года библиотеки рассматриваются как социальный институт, выполняющий важнейшие социальные и коммуникативные функции, продвигающий государственные реформы, активно влияющий на процессы науки, образования, социального развития, экономики, культуры.
Основной целью деятельности общедоступных библиотек является обеспечение свободного доступа граждан к информации, знаниям.
Согласно данным годового информационно-статистического отчета в Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по состоянию на 01.01.2011 на территории города Ханты-Мансийска действуют 33 библиотеки разных ведомств, услугами которых пользуются 46589 читателей.
Ресурсной базой реализации настоящей целевой программы являются общедоступные библиотеки муниципального бюджетного учреждения "Городская централизованная библиотечная система": Детская библиотека и 5 филиалов, обслуживающих как детское, так и взрослое население.
Востребованность услуг муниципальных библиотек населением подтверждена ежегодным ростом количественных и качественных показателей (согласно ежегодным годовым информационно-статистическим отчетам в Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (см. таблицы 1-3).
Таблица 1
Динамика роста числа пользователей (2006 - 2010 годы)
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
6545 |
9550 |
11039 |
10960 |
11385 |
Таблица 2
Динамика роста числа посещений (2006 - 2010 годы)
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
52923 |
65003 |
78120 |
71656 |
80521 |
Таблица 3
Динамика роста книговыдачи (2006 - 2010 годы)
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
153336 |
190942 |
213376 |
205966 |
221876 |
В течение последних 5 лет количество пользователей увеличилось на 74%, количество посещений - на 52%, книговыдача выросла на 45%.
В целом деятельность муниципальных библиотек характеризуется сравнительным ростом основных показателей, стабильностью читательской активности и интенсивностью чтения пользователей, увеличением количества проводимых массовых мероприятий, призванных поддерживать престиж читающего человека, активизировать интерес к чтению и организовывать досуг населения.
Вместе с тем, наряду с определенными достижениями библиотечного дела в городе, существуют ряд серьезных проблем, требующих безотлагательного внимания и принятия конкретных мер.
Анализ деятельности муниципальных библиотек показал несоответствие между запросами и потребностями населения в литературе и информации с одной стороны и ресурсами библиотек с другой.
Обновление фондов, качественное комплектование библиотек является главным условием их деятельности и востребованности. Фонд муниципального бюджетного учреждения "Городская централизованная библиотечная система" на сегодняшний день составляет 121 093 экземпляров. Книгообеспеченность жителей города (фонд библиотек/число пользователей) составляет 10 экземпляров. Среднестатистический показатель по России - 16,5 экземпляров. Комплектование фондов осуществляется из двух источников: городской и федеральный бюджет. Но выделяемых средств явно недостаточно, так как из года в год не выполняются нормативы прироста книжного фонда (3% от фонда в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.10.2011 N 105-оз "О регулировании отдельных вопросов библиотечного дела и обязательного экземпляра документов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры") и норматив объема пополнения книжного фонда (250 изданий на 1000 жителей в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 N 1063).
Динамика выполнения норматива объема пополнения книжного фонда в муниципальных библиотеках города Ханты-Мансийска (кол-во экземпляров на 1000 жителей) 2006-2010 годы
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
31 |
184 |
49,4 |
65 |
66,6 |
Динамика прироста книжного фонда (норматив показателя - 3% от имеющегося книжного фонда)
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
1,8 |
10,4 |
2 |
2,9 |
1,4 |
Норматив прироста книжного фонда был выполнен только в 2007 году в связи с комплектованием книжного фонда нового библиотечного филиала по улице Свободы,61. Финансирование настоящей целевой программы поможет решить задачу поддержания на достаточном уровне комплектование библиотечного фонда.
В последние годы остро стоит проблема автоматизации библиотечных процессов, получения и представления информации на качественно новом уровне с использованием современных каналов связи.
Задача по модернизации библиотек была определена в Послании Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию Российской Федерации в 2009 году и обозначена в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2015 года (далее - Стратегия).
Необходимо отметить, что в последние годы в библиотечной системе города предприняты значительные действия по созданию базы для развития информационных и коммуникационных технологий.
Приобреталось компьютерное оборудование. На сегодняшний день из 31 рабочего места специалистов библиотек автоматизировано 24. На базе Детской библиотеки создан Центр общественного доступа, где с помощью необходимого программного и технического обеспечения удовлетворяются информационные потребности пользователей (доступ к ресурсам Интернет, справочно-поисковые системы "Консультант+", "Рубрикон"). Фонд ЦОДа комплектуется электронными изданиями. Приобретена программа ИРБИС, с помощью которой автоматизируются процессы функционирования библиотек. Начата работа по переводу каталога в электронную форму.
Кризисные точки данного направления имеют следующие характеристики:
только одна библиотека из 6 имеет доступ к ресурсам Интернет;
лишь 10 % каталога переведено в электронную форму (согласно контрольному значению целевого показателя, обозначенному в Стратегии, к 2015 году 100% каталога должно быть переведено в электронную форму);
отсутствует сайт библиотечной системы, основная задача которого - обеспечение доступа к информации, в том числе к электронному каталогу;
отсутствует единая локальная вычислительная сеть;
лишь в одной библиотеке организован Центр общественного доступа.
Настоящая целевая программа призвана увеличить темпы компьютеризации и сетевого взаимодействия библиотек города.
Техническое перевооружение библиотек, внедрение новых информационных технологий требуют привлечения к работе в библиотеках высококвалифицированных специалистов (программисты, системные администраторы), стоимость услуг которых на рынке труда намного выше возможностей библиотек. Выход из этой ситуации заключается в системной подготовке и переподготовке имеющихся библиотечных специалистов в направлении получения знаний в области передовых технологий, что также требует определенных финансовых затрат.
Одним из важнейших вопросов в деятельности библиотек является сохранность библиотечных фондов, что непосредственно взаимосвязано с обеспечением условий функционирования библиотек и нормативами обеспеченности населения города библиотечными учреждениями.
Несмотря на то, что большая часть муниципальных библиотек расположена в неприспособленных помещениях, ни одно из них не требует капитального ремонта. В последние годы из бюджета города выделялось достаточно средств на проведение косметических ремонтов помещений библиотек, оснащение их специализированной библиотечной мебелью. Во всех библиотеках установлены системы пожарной и охранной сигнализации. В соответствии с нормативами обеспеченности в городе Ханты-Мансийске из расчета 1 библиотека на 10-12 тысяч населения должно функционировать 8-9 библиотек. Количество универсальных библиотек в городе с учетом государственной библиотеки Югры (не является муниципальной библиотекой, но оказывает услуги по обслуживанию жителей города) не соответствует нормативной потребности. В 2010 году начато строительство еще одной библиотеки в составе комплекса. Средства на строительство библиотеки предусмотрены в целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года. Настоящая целевая программа предусматривает средства на софинансирование строительства библиотеки в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности в 2011 году и плановом периоде 2012 -2013 годов.
Данная целевая программа решает вопросы развития библиотечного дела в городе, опираясь на указанные выше ключевые моменты, требующие первоочередного и стабильного финансирования и административной поддержки.
Перечень мероприятий соответствует целеполагающим установкам целевой программы, опирается на имеющиеся достижения библиотек, требующие своевременного продолжения, учитывает долгосрочные перспективы деятельности, текущую и прогнозируемую потребность населения в библиотечных услугах. Все мероприятия целевой программы взаимосвязаны и обеспечивают качественное улучшение библиотечного обслуживания населения города.
III. Основные цели и задачи целевой программы, оценка ожидаемой эффективности целевой программы (экономическая, бюджетная и социальная эффективность)
Основная цель целевой программы:
создание эффективной системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам максимально быстрый, полный и свободный доступ к информации.
Для достижения поставленных целей целевая программа предусматривает решение ряда задач:
1) обеспечение гарантированного комплектования библиотечных фондов современными источниками информации на различных носителях;
2) повышение эффективности деятельности муниципальных библиотек через совершенствование традиционных библиотечных и внедрение современных технологий, в том числе информационно - коммуникационных;
3) обеспечение комплексной безопасности и комфортных условий библиотек;
4) укрепление кадрового потенциала и повышение профессионального уровня библиотечных специалистов.
Система показателей, характеризующих результаты реализации целевой программы, приведена в приложении 1.
IV. Программные мероприятия
Достижение поставленных целей и задач целевой программы предусмотрено посредством реализации мероприятий в соответствии с приложением 2.
V. Обоснование ресурсного обеспечения целевой программы
Финансовое обеспечение целевой программы осуществляется в пределах средств, выделяемых из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и бюджета города Ханты-Мансийска. Средства на строительство библиотеки выделяются из средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа -Югры на условиях софинансирования в соответствии с правилами предоставления субсидий и методикой распределения субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на софинансирование строительства учреждений культуры, согласно постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.10.2010 N 270-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011 -2013 годы и на период до 2015 года".
Объем финансирования целевой программы составляет 26 878,8 тыс. рублей, в том числе:
бюджет города 13 675,9 тыс. рублей;
бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - 13 202,9 тыс. рублей.
VI . Механизм реализации целевой программы
Контроль за реализацией целевой программы осуществляет Глава Администрации города Ханты-Мансийска.
Управление ходом реализации целевой программы осуществляет заказчик - координатор - управление культуры Администрации города Ханты-Мансийска. Координатор целевой программы несет ответственность за исполнение, уточнение сроков реализации мероприятий и объемы их финансирования, выполняет свои функции во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Заказчики целевой программы выполняют задачи:
разработка проектов муниципальных правовых актов, необходимых для реализации целевой программы;
подготовка предложений по составлению плана текущих расходов на очередной год;
корректировка плана реализации целевой программы по источникам и объемам финансирования и по перечню предлагаемых к реализации задач целевой программы по результатам принятия бюджета муниципального образования и уточнения возможных объемов финансирования из других источников;
мониторинг выполнения показателей целевой программы и сбор оперативной информации, подготовка и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации целевой программы.
Реализация целевой программы осуществляется посредством размещения муниципального заказа на выполнение работ, закупку и поставку продукции, оказание услуг на основе муниципальных заказов на приобретение товаров (оказание услуг, выполнение работ) на муниципальные нужды, заключаемых муниципальными заказчиками с исполнителями в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также на основе соглашений между социальными партнерами целевой программы.
Оценка эффективности целевой программы осуществляется заказчиком - координатором по итогам ее исполнения за отчетный финансовый год и в целом после завершения ее реализации. По результатам мониторинга реализации целевой программы могут вноситься предложения по уточнению перечня программных мероприятий и сроков их реализации.
Реализация мероприятий целевой программы осуществляется муниципальными бюджетными учреждениями, определенными в целевой программе как исполнители: "Городская централизованная библиотечная система" и "Управление капитального строительства города Ханты-Мансийска". Исполнители целевой программы несут ответственность за целевое и эффективное использование выделенных им бюджетных средств.
<< Назад |
Приложение 1 >> Приложение 1 |
|
Содержание Постановление администрации г. Ханты-Мансийска от 24 мая 2013 г. N 550 "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.