Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации Нижневартовского района от 26 августа 2011 г. N 1452 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению администрации Нижневартовского района
от 8 ноября 2010 г. N 1684
Целевая программа Нижневартовского района
"Чистая вода" на 2011-2013 годы" (далее - целевая программа)
Паспорт Программы
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа
Проблема обеспечения населения России питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве стала одной из главных и определяющих во многих регионах страны при проведении экономических реформ и усиления их социальной направленности.
Питьевая вода - необходимый элемент жизнеобеспечения населения, от ее качества, количества и бесперебойной подачи зависит состояние здоровья людей, уровень их санитарно-эпидемиологического благополучия, степень благоустройства жилищного фонда, стабильность работы коммунально-бытовой сферы.
В районе остро стоит проблема качества водных ресурсов. Речной сток, поступающий транзитом в район, загрязнен нефтепродуктами, тяжелыми металлами, фенолами и не удовлетворяет требованиям рыбохозяйственного, хозпитьевого и культурно-бытового водопользования. Речная вода практически везде не удовлетворяет нормативам по нефтепродуктам, фенолам, аммонию и нитратам, меди, железу и другим показателям.
В целях улучшения сложившейся эколого-водохозяйственной ситуации необходимо осуществление комплекса неотложных мер и мероприятий, направленных на решение важнейших социально-экономических задач по сохранению здоровья населения и увеличению продолжительности жизни путем исключения заболеваний, связанных с водным фактором.
Разработка и осуществление комплекса взаимоувязанных водохозяйственных и экологических мероприятий, обеспечивающих благоприятные условия для проживания людей и сохранения их здоровья, возможны только программным методом, так как проблема обеспечения населения качественной питьевой водой выходит за рамки местных или отраслевых проблем и должна рассматриваться на территориальном и региональном уровнях.
Необходимость решения проблемы обеспечения качественной питьевой водой населения Нижневартовского района программным методом определяется многими факторами, среди которых основными являются следующие:
недостаточность финансовых и материальных ресурсов для восстановления и охраны водных объектов;
внедрение новых и усовершенствованных технологий водоподготовки и водоочистки;
развитие мощности систем водоснабжения и повышение уровня их эксплуатации;
большие потери питьевой воды у потребителей из-за отсутствия материальных стимулов и традиций экономить воду у населения, а также из-за низкого качества санитарно-технической арматуры, уровня ее эксплуатации и контроля расходования воды;
использование подготовленной воды на производственные и технические нужды;
неудовлетворительное состояние водопроводных сетей вследствие износа и коррозионных обрастаний металлических трубопроводов;
неудовлетворительное состояние систем канализации, отсутствие или недостаточность сооружений полной биологической очистки сточных вод, приводящие к загрязнению водных объектов, являющихся одновременно и источниками питьевого водоснабжения.
Программой определяются приоритетные комплексные направления разработки и реализации мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных задач и получение реальных результатов.
Для эффективного решения проблемы обеспечения населения Нижневартовского района качественной питьевой водой разработана настоящая Программа, реализация которой позволит улучшить эколого-водохозяйственную обстановку и создать благоприятные условия для проживания людей и сохранения их здоровья.
Питьевая вода - единственный, ничем не заменяемый пищевой продукт и средство гигиены человека и его жилья, который должен подаваться по системам водоснабжения в каждый дом, каждую квартиру. При этом качество воды должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и стандартам.
Для Нижневартовского района проблема обеспечения качественной питьевой водой населения стоит очень остро, так как все водные объекты загрязнены природными и антропогенными веществами, делающими воду непригодной для питьевого водоснабжения без предварительной очистки.
Основными продуктивными водоносными горизонтами на территории Нижневартовского района являются атлымско-новомихайловский и тавдинский, на площади развития которых выделены две группы месторождений:
слабо защищенные, с высоким содержанием цветности, железа и марганца, с повышенной концентрацией фенолов;
относительно защищенные, с большим содержанием железа, низкой цветностью, марганцем и небольшим содержанием фенолов и нефтепродуктов.
Анализ гидрохимических показателей воды по отдельным существующим водозаборным скважинам хоз-питьевого назначения позволил выявить ряд отклонений относительно гигиенических нормативов, включая:
мутность - из 48 скважин соответствуют норме 16 процентов;
цветность - из 48 скважин соответствуют норме 56 процентов;
железо - из 48 скважин соответствуют норме 7,6 процента;
марганец - из 48 скважин соответствуют норме 75,4 процента.
Известно, что использование для питья маломинерализованных вод с небольшим содержанием кальция и магния способствуют учащению хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы, почек, желудочно-кишечного тракта. Избыток железа вызывает болезни крови, кожи и подкожной клетчатки, а марганца - нарушения функционального состояния центральной нервной системы, болезни щитовидной железы, мочекаменную болезнь, холецистит, кариес.
Охрана источников питьевого водоснабжения и систем питьевого водоснабжения является обязательным условием обеспечения безопасности и безвредности питьевой воды и установленного режима ее подачи потребителям. Охрана источников питьевого водоснабжения и систем питьевого водоснабжения осуществляется посредством выполнения экологических, санитарно-эпидемиологических и иных требований, а также мероприятий по предотвращению загрязнения, засорения и истощения поверхностных и подземных вод. В целях охраны источников питьевого водоснабжения и систем питьевого водоснабжения в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" должны быть установлены зоны санитарной охраны, состоящие из трех поясов. В границах территории и акватории первого пояса зоны санитарной охраны (пояса строгого режима) запрещается осуществление деятельности, не связанной с забором, подготовкой, хранением и подачей питьевой воды. В границах территории и акватории второго пояса и территории третьего пояса зоны санитарной охраны (поясов ограничений) запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, содержание в которых химических веществ, биологических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды в источниках питьевого водоснабжения.
Из 48 водозаборов района только на одном источнике в пгт. Излучинске установлены зоны санитарной охраны, состоящие из трех поясов. На остальные проектная документация не разработана. Соответственно, отсутствуют мероприятия по ограничению в границах территорий второго и территории третьего поясов зон санитарной охраны градостроительной деятельности, хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу загрязнения воды источников питьевого водоснабжения, поверхностного стока, почв и грунтов водосборной площади, поверхностных и подземных вод химическими, биологическими веществами и микроорганизмами.
В настоящее время на территории района централизованные системы водоснабжения имеются в 12 населенных пунктах, из них 2 поселка городского типа, 3 поселка и 7 сельских населенных пункта.
В 10 малочисленных поселениях района жители не получают воду надлежащего качества из-за отсутствия в населенных пунктах водоочистных установок.
В настоящее время обеспеченность населения услугой централизованного водоснабжения - 74,5 процента, водоотведения - 83,2 процента.
Основные показатели работы систем водоснабжения в 2009 году по району:
установленная мощность водозаборных сооружений - 23,1 тыс. куб. м/сут;
общая мощность водоочистных сооружений - 20 тыс. куб. м/сут;
протяженность водопроводных сетей - 117,6 км;
отпущено воды всего: 1 921,4 тыс. куб. м, в том числе населению - 1 494,6 тыс. куб. м.
На территории района для обеспечения населения питьевой водой задействованы 48 артезианских скважин, из них рабочих - 34, резервных - 14.
В настоящее время 94,7 процента поднимаемых подземных вод подвергается обработке с удалением избыточных примесей.
Основные показатели работы систем водоотведения в 2009 году по Нижневартовскому району:
установленная мощность очистных сооружений - 31 тыс. куб. м/сут;
пропускная способность очистных сооружений - 18 тыс. куб. м/сут;
протяженность канализационных сетей - 53 км;
пропущено сточных вод всего: 1532 тыс. куб. м, в том числе от населения - 1082,2 тыс. куб. м.
1.1. Очистка питьевой воды
Количество водоочистных сооружений в районе составляет 13 единиц суммарной производительностью 20 тыс. куб. м/сут. Однако имеется дефицит водоочистных сооружений в сельских малочисленных населенных пунктах и дефицит мощности водоочистных сооружений в некоторых поселениях. Действующие станции водоподготовки работают неэффективно. Требуется проведение реконструкции с применением современных методов очистки.
Качество питьевой воды, подаваемой потребителям, должно соответствовать установленным гигиеническим нормативам и обеспечиваться посредством:
выбора в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации источников питьевого водоснабжения;
охраны источников питьевого водоснабжения, централизованных систем, нецентрализованных систем от случайного и умышленного их загрязнения;
реализации мероприятий по восстановлению источников питьевого водоснабжения;
применения соответствующей технологии подготовки питьевой воды;
применения в системах питьевого водоснабжения оборудования, устройств, материалов и реагентов при наличии соответствующих сертификатов, подтверждающих безопасность и безвредность их использования для подготовки питьевой воды;
осуществления установленного санитарными правилами и государственными стандартами производственного контроля качества воды в источниках питьевого водоснабжения и соответствия качества питьевой воды гигиеническим нормативам в централизованных системах, нецентрализованных системах и системах питьевого водоснабжения на транспортных средствах.
Отбор проб воды для исследований в целях производственного контроля качества воды в источниках питьевого водоснабжения и соответствия качества питьевой воды гигиеническим нормативам производится в следующих точках:
у водозабора в источниках питьевого водоснабжения;
на выходе питьевой воды после очистки;
при поступлении питьевой воды в трубопроводы (разводящую сеть).
Показатели результатов исследования воды по открытому акционерному обществу "Аганское многопрофильное жилищно-коммунальное управление" приведены:
за 2009 год в таблице 1.1.;
за 1 полугодие 2010 года в таблице 1.2.
Таблица 1.1.
Определяемые показатели |
Количество отобранных проб, шт. |
Из них |
% несоответствия |
|
соответствует требованиям, шт. |
не соответствую требованиям, шт. |
|||
Цветность |
260 |
50 |
210 |
81% |
Мутность |
260 |
254 |
6 |
2,3% |
Марганец |
260 |
242 |
18 |
6,9% |
Железо |
260 |
26 |
234 |
90% |
ОКБ (общие колиформные бактерии) |
260 |
240 |
20 |
7,7% |
Таблица 1.2.
Определяемые показатели |
Количество отобранных проб, шт. |
Из них |
% несоответствия |
|
соответствует требованиям, шт. |
не соответствую требованиям, шт. |
|||
Цветность |
95 |
88 |
7 |
7,4% |
Мутность |
95 |
95 |
|
|
Марганец |
19 |
16 |
3 |
15,8% |
Железо |
95 |
76 |
19 |
20% |
ОКБ (общие колиформные бактерии) |
96 |
92 |
4 |
4,2% |
Показатели результатов исследования воды по открытому акционерному обществу "Излучинское многопрофильное коммунальное хозяйство" приведены:
за 2009 год в таблице 2.1.;
за 1 полугодие 2010 года в таблице 2.2.
Таблица 2.1.
Определяемые показатели |
Количество отобранных проб, шт. |
Из них |
% несоответствия |
|
соответствует требованиям, шт. |
не соответствую требованиям, шт. |
|||
Цветность |
341 |
333 |
8 |
2,3% |
Мутность |
341 |
341 |
|
|
Марганец |
100 |
100 |
|
|
Железо |
341 |
341 |
|
|
ОКБ (общие колиформные бактерии) |
190 |
190 |
|
|
Таблица 2.2.
Определяемые показатели |
Количество отобранных проб, шт. |
Из них |
% несоответствия |
|
соответствует требованиям, шт. |
не соответствую требованиям, шт. |
|||
Цветность |
162 |
162 |
|
|
Мутность |
162 |
162 |
|
|
Марганец |
49 |
49 |
|
|
Железо |
162 |
162 |
|
|
ОКБ (общие колиформные бактерии) |
95 |
95 |
|
|
Показатели результатов исследования воды из разводящей сети по муниципальному унитарному предприятию "Сельское жилищно-коммунальное хозяйство" приведены:
за 2009 год в таблице 3.1.;
за 1 полугодие 2010 года в таблице 3.2.
Таблица 3.1.
Определяемые показатели |
Количество отобранных проб, шт. |
Из них |
% несоответствия |
|
соответствует требованиям, шт. |
не соответствую требованиям, шт. |
|||
Цветность |
36 |
12 |
24 |
66% |
Мутность |
36 |
35 |
1 |
2,8% |
Марганец |
36 |
22 |
14 |
39% |
Железо |
36 |
4 |
32 |
89% |
ОКБ (общие колиформные бактерии) |
38 |
38 |
|
|
Таблица 3.2.
Определяемые показатели |
Количество отобранных проб, шт. |
Из них |
% несоответствия |
|
соответствует требованиям, шт. |
не соответствую требованиям, шт. |
|||
Цветность |
14 |
9 |
5 |
35% |
Мутность |
15 |
14 |
1 |
6,7% |
Марганец |
15 |
15 |
|
|
Железо |
15 |
2 |
13 |
86,6% |
ОКБ (общие колиформные бактерии) |
16 |
16 |
|
|
Проведенный анализ качества воды источников водоснабжения и его сравнение с гигиеническими нормативами, установленными действующими ГОСТ 2761-84 "Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора", СанПиН 2.1.4. 1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", свидетельствуют, что системы водоснабжения городских и сельских поселений района требуют оснащения их эффективными устройствами очистки, кондиционирования и обеззараживания воды с доведением ее качества до требуемых гигиенических нормативов
В настоящее время для очистки воды в районе применяются технологии с участием и без участия реагентов. Удаление из питьевой воды соединений железа и марганца сопряжено со значительными трудностями. Распространенная в районе безреагентная очистка питьевой воды методом упрощенной аэрации не всегда дает положительные результаты. Эффект очистки зависит от состава и количества содержащихся загрязнений в исходной воде и соблюдения технологического регламента работы обслуживающим персоналом.
1.2. Водопроводные сети
В рамках мероприятий по водоснабжению ежегодно проводится реконструкция водопроводных сетей, в период подготовки к осенне-зимнему периоду 2009-2010 годов заменено 1, 1 км ветхих сетей. В целом, уровень замены сетей составил менее 1 процента при необходимом минимуме перекладки труб - не менее 4 процентов. Таким образом, показатель сетей, нуждающихся в замене, ежегодно растет.
В районе разводящие сети водопровода построены по лучевой тупиковой схеме, что способствует застою воды на концевых участках сетей. Так как водопроводная труба идет в одной изоляции с обратным трубопроводом теплоснабжения, происходит нагрев холодной воды и в процессе химической реакции порождаются бактерии, ухудшающие гигиенические показатели питьевой воды - появляется запах, изменяется цветность, взвесь соединений железа.
Для того, чтобы качество воды не ухудшалось при прохождении через разводящую сеть, необходимо провести реконструкцию водопроводов, которая включала бы в себя исполнение трубопроводов из высоко технологичных материалов с закольцовкой и раздельной теплоизоляцией.
1.3. Водоотведение
Большую озабоченность в районе вызывает состояние поверхностных источников, относящихся к категории рыбохозяйственного назначения. Одной из причин неблагополучного экологического состояния водных объектов является низкий уровень финансирования работ, связанных с охраной окружающей среды, в том числе проблем очистки хозяйственно-бытовых сточных вод перед сбросом в водоем.
Хозяйственно-бытовые сточные воды являются источником загрязнения поверхностных водоемов органическими веществами, биогенными элементами (соединения азота, фосфора, кремния), поверхностно-активными веществами.
Общая протяженность магистральных и внутриквартальных канализационных сетей составляет 53 км, что ничтожно мало. Сети канализации имеются только в поселках городского типа Излучинске, Новоаганске, и, частично, в селе Варьеган, поселке Ваховске.
Актуальной остается проблема строительства сетей в населенных пунктах, таких как: поселок Ваховск, поселок Аган, где на сегодняшний день построены канализационные очистные сооружения.
На сегодняшний день в районе насчитывается 13 канализационных станций (КНС) и 5 сооружений очистки сточных вод общей производительностью 18,7 тыс. куб. м в сутки. Очистку проходят 5, 3 тыс. куб. м /сутки сточных вод. Таким образом, несмотря на имеющиеся резервные мощности, продолжается сброс ненормативно очищенных вод, так как канализационные очистные сооружения выполнены по проектам 80-х годов. На канализационных станциях принята традиционная схема - биологическая и механическая очистка. Не предусмотрены сооружения доочистки от органических, взвешенных веществ.
За 2009 год пропущено через очистные сооружения 1 828 тыс. куб. м сточных вод, из нее нормативно очищенной - 1 680 тыс. куб. м, недостаточно очищенной - 148,3 тыс. куб. м.
В населенных пунктах пгт. Новоаганске, п. Агане, с. Большетархово, с. Покур, с. Ларьяк, с. Корлики продолжается сброс жидких нечистот на рельеф. Неочищенные сточные воды представляют собой сложные микрокомпонентные образования и являются фактором риска распространения возбудителей инфекции. В бытовых стоках присутствуют органические и неорганические загрязнения. Органика содержится в виде белков, углеводов, жиров и продуктов физиологической обработки. Из неорганических компонентов присутствуют в виде ионов калия, магния, кальция, а также сульфаты и карбонаты. В соответствии со статьями 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 23, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", сброс отходов производства и потребления, в том числе жидких бытовых отходов, без соответствующей очистки запрещен. Предприятия жилищно-коммунального комплекса района производят плату за негативное воздействие на окружающую среду ежеквартально от 35 до 350 тыс. руб. в зависимости от количества вывезенных стоков.
II. Основные цели и задачи целевой программы, целевые показатели, показатели эффективности
2.1. Цель Программы:
обеспечение населения района чистой питьевой водой и защита природной воды от попадания в нее загрязняющих веществ при сбросе бытовых сточных вод в водные объекты.
2.2. Задача Программы:
обеспечение населения достаточным количеством качественной питьевой воды в соответствии с существующими нормами водопотребления и рациональное использование водных ресурсов;
защита природной воды от попадания в нее загрязняющих веществ при сбросе бытовых сточных вод в водные объекты;
повышение надежности систем водоснабжения и водоотведения.
Целевые показатели Программы:
обеспеченность населения централизованным водоснабжением;
доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой;
соответствие качества воды нормативным требованиям;
потери воды;
удельная энергоемкость систем водоснабжения;
соответствие очищенных стоков нормативным требованиям;
удельная энергоемкость систем водоотведения;
обеспеченность населения водоотведением;
соответствие очищенных стоков нормативным требованиям;
удельная энергоемкость систем водоотведения.
Целевые показатели, характеризующие результаты реализации Программы, приведены в приложении 2 к целевой программе.
Показателями эффективности целевой программы являются:
обеспечение гарантированного снабжения населения района качественной питьевой водой в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами;
повышение уровня жизнеобеспечения населения городских и сельских поселений;
снижение заболеваемости населения района, обусловленной водным фактором;
снижение потерь воды в централизованных системах водоснабжения за счет реконструкции и модернизации существующих сетей и сооружений;
снижение потребления питьевой воды в промышленном производстве на технологические нужды за счет развития систем технологического водоснабжения;
снижение загрязнения водоисточников за счет мероприятий по совершенствованию систем водоотведения и очистки стоков городских и сельских поселений;
оздоровление источников питьевого водоснабжения.
III. Программные мероприятия
Перечень программных мероприятий целевой программы приведен в приложении 1 к Программе Нижневартовского района "Чистая вода" на 2011 - 2013 годы".
IV. Обоснование ресурсного обеспечения целевой программы
Определить общий объем финансирования, необходимый для реализации Программы, на 2011-2013 годы составляет 56 500 тыс. руб., в том числе:
на 2011 год - 36 800 тыс. руб.;
на 2012 год - 5 000 тыс. руб.;
на 2013 год - 14 700 тыс. руб.
Объемы финансирования Программы на 2011-2013 годы могут подлежать корректировке в течение финансового года, исходя из возможностей бюджета района, путем уточнения по сумме и мероприятиям.
Источником финансирования программы является бюджет района. Кроме того, возможно участие в финансировании бюджетов других уровней и внебюджетных источников.
После утверждения бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов уточнить Программу на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов в части объема финансирования за счет средств бюджета автономного округа и бюджета района. Определить долю софинансирования реконструкции объектов Программы в части средств софинансирования из бюджета района.
Средства внебюджетных источников на финансирование Программы предполагается привлекать путем заключения соглашений с хозяйствующими субъектами. Средства внебюджетных источников на финансирование Программы предполагается привлекать путем заключения соглашений с хозяйствующими субъектами и реализацией инвестиционных программ предприятий жилищно-коммунального комплекса района.
Объемы финансирования по годам и мероприятиям приведены в приложении 1 к целевой программе
V. Механизм реализации Программы
Программа реализуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Механизм реализации Программы включает следующие элементы:
разработку и издание муниципальных правовых актов, необходимых для выполнения Программы;
передачу при необходимости части функций муниципального заказчика подведомственным учреждениям (организациям), которым муниципальный заказчик может передавать выполнение части своих функций;
ежегодную подготовку и уточнение перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период, уточнение затрат на реализацию программных мероприятий;
размещение в средствах массовой информации и на официальном веб-сайте администрации района информации о ходе и результатах реализации Программы.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет муниципальный заказчик Программы управление жизнеобеспечения поселений администрации района.
Текущее управление Программой осуществляет начальник управления жизнеобеспечения поселений администрации района.
Муниципальный заказчик Программы: контролирует и координирует выполнение программных мероприятий, обеспечивает при необходимости их корректировку, координирует деятельность по реализации основных мероприятий Программы, осуществляет мониторинг и оценку результативности мероприятий; организует размещение в средствах массовой информации и на официальном веб-сайте администрации района информации о ходе и результатах целевой Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов.
Пресс-служба администрации района освещает информацию о реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
Администрации городских и сельских поселений района осуществляют административный контроль за исполнением программных мероприятий.
Исполнитель Программы - муниципальное бюджетное учреждение "Управление капитального строительства по застройке Нижневартовского района" несет ответственность за качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию Программы. Ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным, направляет информацию на бумажном и электронном носителях за подписью руководителя по исполнению мероприятий Программы муниципальному заказчику Программы.
Организации жилищно-коммунального комплекса района участвуют в разработке программных мероприятий, контролируют исполнение программных мероприятий и отчитываются перед муниципальным заказчиком Программы.
Подрядные организации проходят отбор на выполнение работ, оказание услуг, согласно действующему законодательству Российской Федерации, и несут ответственность за качественное и своевременное выполнение.
Для обеспечения контроля и анализа хода реализации Программы муниципальный заказчик Программы ежегодно согласовывает уточненные показатели, характеризующие результаты реализации Программы, на соответствующий год.
Контроль за исполнением Программы осуществляет Глава администрации района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.