Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации Ханты-Мансийского района
от 14 октября 2010 г. N 162
Долгосрочная целевая Программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства на территории
Ханты-Мансийского района на 2011 - 2013 годы"
30 декабря 2010 г., 18 мая, 29 сентября 2011 г., 2 апреля 2012 г.
Постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 2 апреля 2012 г. N 66 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт программы
Наименование Программы |
"Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Ханты-Мансийском района на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) |
Правовое обоснование для разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2003 N 82-оз "О программе развития малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2004 - 2010 годы"; Устав Ханты-Мансийского района; постановление администрации Ханты-Мансийского района от 14.09.2009 N 120 "О долгосрочных целевых программах Ханты-Мансийского района" |
Заказчик Программы |
администрация Ханты-Мансийского района |
Разработчик Программы |
комитет экономической политики администрации Ханты-Мансийского района (далее - комитет экономической политики) |
Исполнители Программы |
комитет экономической политики, департамент имущественных, земельных отношений и природопользования, комитет по образованию, комитет по культуре, молодежной политике, физкультуре и спорту, управление по информационным технологиям администрации Ханты-Мансийского района |
Цель Программы |
изменение подходов к созданию условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства при эффективном использовании финансовых, материально-технических и информационных ресурсов Ханты-Мансийского района |
Основные задачи Программы |
совершенствование нормативной правовой базы, повышение прозрачности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства; мониторинг и определение перспективных направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; модернизация и создание условий для внедрения энергоэффективных технологий в малом и среднем предпринимательстве; стимулирование развития молодежного предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости, создание условий для повышения уровня знаний и развития малого и среднего предпринимательства в сфере традиционных промыслов; создание льготных механизмов использования субъектами малого и среднего предпринимательства финансовых, имущественных, информационных и иных ресурсов; повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание им содействия в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности на рынок |
Сроки и этапы реализации Программы |
срок реализации Программы - 2011 - 2013 годы: I этап - 2011 год, II этап - 2012 год, III этап - 2013 год |
Объемы и источники финансирования Программы |
источником финансирования Программы является бюджет Ханты-Мансийского района и бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: 2011 год - 21 401,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета района - 7 161 тыс. рублей; 2012 год - 16 003,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета района - 7 200 тыс. рублей; 2013 год - 7 200 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета района - 7 200 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
увеличение к 2013 году: числа малых предприятий до 200 единиц со 179 единиц в 2010 году или на 12 процентов; числа индивидуальных предпринимателей до 500 единиц с 400 единиц в 2010 году или на 25 процентов; оборота малых и средних предприятий до 1 100 млн. рублей с 830,8 млн. рублей в 2010 году или на 33 процента; среднесписочной численности работников, занятых в сфере малого предпринимательства, до 1310 человек с 1100 человек в 2010 году или на 19 процентов |
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов всех уровней власти в рамках решения вопросов социально-экономического развития Ханты-Мансийского района и смягчения социальных проблем. Малое предпринимательство, как динамичная форма хозяйствования, способствует постепенному созданию среднего класса собственников, самостоятельно обеспечивающего собственное благосостояние и достойный уровень жизни. Сфера деятельности малого предпринимательства района направлена на решение проблем занятости населения посредством создания новых рабочих мест, повышение уровня обслуживания населения, расширение ассортимента выпускаемой продукции и предлагаемых услуг, увеличение субъектов предпринимательства, создание и развитие малых инновационных предприятий, рост налоговых поступлений. Занятие бизнесом является не только источником средств к существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний потенциал личности, изменяя психологию и жизненные ориентиры. Сегодня малый бизнес района характеризуется высокой степенью риска, недостаточностью трудовых и финансовых ресурсов, низким образовательным уровнем, отсутствием торгово-технологического оборудования для переработки сырья, отсутствием консалтинговых услуг для предпринимателей, высокой стоимостью коммунальных услуг.
Задачи, заявленные в Программе, направлены на качественное изменение отраслевой структуры малого предпринимательства путем развития различных видов предпринимательской деятельности.
2. Текущая ситуация
На территории Ханты-Мансийского района по статистическим данным на 01 октября 2010 года зарегистрировано 179 малых предприятий и 400 индивидуальных предпринимателей.
Отраслевая структура количества малых предприятий представлена следующими основными видами деятельности:
сельское хозяйство и рыболовство - 33 процента;
розничная, оптовая торговля - 27 процентов;
обрабатывающие производства (хлебопечение, заготовка древесины, производство рыбной продукции) - 20 процентов;
аренда транспортных средств - 11 процентов;
строительство - 5 процентов;
прочие виды деятельности - 4 процента.
Если рассматривать деятельность индивидуальных предпринимателей района, то структура их распределения по видам экономической деятельности будет аналогична структуре, сложившейся по малым предприятиям.
Одним из приоритетных направлений экономической деятельности в сфере развития малого и среднего предпринимательства является сельское хозяйство. Производством сельскохозяйственной продукции в обеспечении населения мясом, молоком, овощами занимаются 31 крестьянско-фермерское хозяйство и 3 животноводческо-сельскохозяйственных кооператива района. По итогам 2009 года обеспеченность населения мясом составляет 83,5 процента, молоком - 183 процента, картофелем - 504 процента, овощами - 148 процентов.
Выловом рыбы на территории Ханты-Мансийского района занимаются 28 предприятий различных форм собственности, в том числе 9 национальных общин. По итогам 2009 года вылов рыбы составил 1 743 тонны.
В торговле района осуществляют свою деятельность 143 субъекта малого предпринимательства. Торговая площадь розничных предприятий составляет 5552,4 кв. метра, при этом обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей составляет 126 процентов. Наиболее высокая плотность торговой сети в сельских поселениях Горноправдинск, Кышик, Сибирский, Луговской, Согом, Нялинское, Селиярово. В остальных поселениях показатель обеспеченности услугами розничной торговли ниже норматива. Так, в сельских поселениях: Красноленинский - 74 процента, Кедровый - 76 процентов, Шапша - 83 процента, Цингалы - 85 процентов, Выкатной - 89 процентов. Предприниматели района ежегодно открывают вновь построенные предприятия розничной торговли, расширяют и пополняют ассортимент товаров, реализуемых населению, совершенствуют методы торговли.
Малые предприятия и индивидуальные предприниматели наращивают и объемы производства хлеба. Так, за 2009 год производство хлебобулочных изделий составило 315 тонн. Наибольший удельный вес в выпуске продукции хлебопечения занимают предприятия потребительской кооперации района (Самаровское районное потребительское общество и Цингалинское потребительское общество). Всего на территории района производством хлеба занимаются 4 малых предприятия (ООО "Гранит+", п. Кирпичный; ООО "Сапфир", с. Батово; ООО "Талисман", п. Сибирский; ООО "Вектор", п. Выкатной, д. Зенково, с. Селиярово, Тюли) и 2 индивидуальных предпринимателя (ИП Аверина, д. Шапша; ИП Кузнецова, п. Луговской). Существует необходимость организации производства хлебопечения в с. Кышик, п. Пырьях, Красноленинский, так как в названных поселках низкий уровень обеспеченности населения хлебом.
Переработкой и заготовкой лесопромышленной продукции в районе занимаются 4 малых предприятия (ООО "Бобровское лесозаготовительное предприятие", ООО "Назым", ООО "Сфера лес", ЖСК "Селиярово") и 3 индивидуальных предпринимателя (Полянцева, Дубровин, п. Пырьях, Тюменцев, п. Луговской). 90 процентов от выпускаемой продукции в районе приходится на ООО "Бобровское лесозаготовительное предприятие". Деятельность, связанная с лесозаготовкой и переработкой, недостаточно развита.
В последние годы получило развитие индивидуальное предпринимательство в сфере оказания транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. На территории района зарегистрировано 26 индивидуальных предпринимателей и 4 малых предприятия, оказывающих транспортные услуги.
Индивидуальные предприниматели в количестве 7 единиц, занимающиеся строительной деятельностью, оказывают услуги строительства и ремонта жилья, объектов социальной сферы.
Платные услуги, оказываемые населению района, развиваются медленными темпами. В настоящее время в п. Горноправдинске оказываются услуги ремонта и пошива одежды, обуви, предоставляются услуги такси, ремонта транспорта, действует фотоателье, работает парикмахерская; в п. Луговской работает парикмахерская; в п. Кедровый - швейная мастерская, оказываются ритуальные услуги. Отсутствие платных, в том числе бытовых услуг населению, вынуждает население решать проблемы за пределами района.
3. Описание имеющихся проблем
Ханты-Мансийский район характеризуется высоким уровнем официальной безработицы, который по состоянию на 01 октября 2010 года составил 4 процента или 612 человек, по данному показателю район находится на 22 месте среди муниципальных образований автономного округа (в среднем по автономному округу - 1,11 процента). Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех организаций в Ханты-Мансийском районе на 01 октября 2010 года составила 9 процентов, в то время как в автономном округе - 14,7 процента, по данному показателю район также находится на последнем месте среди муниципальных образований округа. По состоянию на 01 октября 2010 года число субъектов малого предпринимательства на 10 тыс. жителей в Ханты-Мансийском районе составило 355 единиц, по данному показателю среди муниципальных образований автономного округа район находится на 21 позиции. Соответственно, учитывая вышеназванные тенденции, оборот предприятий (организаций) малого предпринимательства на одного жителя в районе составил 50,8 тыс.рублей, в то время как по автономному округе - 173,8 тыс.рублей, по данному показателю район находится на 20 месте среди муниципальных образований региона.
Сложившуюся ситуацию усугубляют следующие проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства на территории района:
недостаточность трудовых ресурсов и отсутствие должной квалификации занятых предпринимательской деятельностью. Слабо развито молодежное предпринимательство. Население, проживающее на территории района, имеет низкий образовательный уровень: лишь 13,6 процента граждан имеют высшее или незаконченное высшее образование; 26,7 процента проживающих в районе имеют среднее профессиональное образование, более 40 процентов граждан не имеют профессионального образования;
отсутствие технологического оборудования, позволяющего производить продукцию с высокой добавленной стоимостью;
отсутствие системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей, слабо развита система оказания консалтинговых услуг, обеспечения специализированными программными продуктами;
отсутствие нормативных правовых актов по определению порядка и условий передачи в аренду и отчуждения имущества, предназначенного для субъектов малого и среднего предпринимательства;
отсутствие помещений для сдачи в аренду субъектам предпринимательства, используемых для предпринимательской деятельности. Главами сельских поселений сформированы перечни муниципального имущества, предназначенного для передачи в аренду предпринимателям. Однако в них отражены только те объекты недвижимости, которые фактически уже находятся в пользовании субъектов предпринимательства. Свободных помещений для возможной аренды предпринимателями в данных перечнях нет;
потребительский рынок развивается хаотично, отсутствуют прогнозируемые ярко выраженные зоны экономического роста. Необходимо проведение мониторинга развития малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском районе в целях определения приоритетных направлений развития;
высокая стоимость подключения хозяйствующих субъектов к ресурсам естественных и локальных монополий, не развита система мероприятий по повышению энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства;
существенная зависимость экономики района от сырьевого сектора, слабая диверсификация структуры экономики, на долю топливно-энергетического комплекса приходится 90 процентов объема отгруженной продукции.
Таким образом, решить проблемы, влияющие на развитие малого и среднего предпринимательства, можно лишь совместными усилиями и согласованными действиями самих предпринимателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления посредством программно-целевого метода.
4. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является изменение подходов к созданию условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства при эффективном использовании финансовых, материально-технических и ин-формационных ресурсов Ханты-Мансийского района. Реализация намеченной цели предполагается осуществить посредством решения следующих задач:
1. Совершенствование нормативной правовой базы, повышение прозрачности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Принятые в ходе реализации Программы нормативные правовые акты по определению порядка и условий передачи в аренду и отчуждения муниципального имущества, предназначенного для субъектов малого и среднего предпринимательства, позволят существенно улучшить материально-техническую базу субъектов малого предпринимательства, урегулировать процесс передачи имущества. Планируется сформировать реестр свободных помещений для сдачи в аренду субъектам предпринимательства, для использования в предпринимательской деятельности.
2. Мониторинг и определение перспективных направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ежегодный мониторинг развития малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском районе позволит спрогнозировать выраженные зоны экономического роста на потребительском рынке.
3. Модернизация и создание условий для внедрения энергоэффективных технологий в малом и среднем предпринимательстве.
Реализация Программы позволит снизить стоимость подключения хозяйствующих субъектов к ресурсам естественных и локальных монополий, сформировать систему мероприятий по повышению энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства; сформировать паспорта у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Субъекты) района.
4. Стимулирование развития молодежного предпринимательства, обеспечение занятости населения и развитие самозанятости,
В ходе реализации Программы планируется ежегодно организовывать не менее 5 обучающих мероприятий для молодежного предпринимательства. Ежегодный конкурс молодежных бизнес проектов позволит привлечь в предпринимательскую деятельность не менее 40 жителей района в возрасте до 30 лет.
5 Создание условий для повышения уровня знаний и развития малого и среднего предпринимательства в сфере традиционных промыслов, создание льготных механизмов использования субъектами малого и среднего предпринимательства финансовых, имущественных, информационных и иных ресурсов; повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание им содействия в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности на рынок.
С учетом имеющихся возможностей реализация Программы даст возможность субъектам малого предпринимательства района приобрести современное технологическое оборудование, позволяющего производить продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Сформируется система комплексного сопровождения начинающих предпринимателей, качественно изменится уровень оказания консалтинговых услуг, планируется на территории каждого поселения района организация пункта по оказанию консалтинговых услуг начинающему предпринимателю.
Как результат, снизится существенная зависимость экономики района от сырьевого сектора.
Система показателей, характеризующих результаты реализации Программы, указана в приложении 1 к Программе.
5. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы: 2011 - 2013 годы:
I этап - 2011 год,
II этап - 2012 год,
III этап - 2013 год.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования Ханты-Мансийский район и бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 2 апреля 2012 г. N 66 раздел 6 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
6. Перечень мероприятий Программы
Решение задач и достижение целей, определенных Программой, предполагается путем реализации основных программных мероприятий, указанных в приложении 2 к Программе.
Поддержка, предусмотренная настоящей Программой, будет предоставляться по следующим приоритетным видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и направлениям:
обрабатывающие производства (кроме производства подакцизных товаров);
производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
строительство зданий и сооружений;
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
рыболовство, рыбоводство;
здравоохранение, образование и предоставление социальных услуг;
предоставление персональных услуг, за исключением прочих персональных услуг;
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами и подакцизными товарами в населенных пунктах с численностью менее 700 человек (численность населенного пункта определяется по состоянию на 01 января текущего года);
розничная торговля по продаже фармацевтических и медицинских товаров;
ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
услуги общественного питания;
въездной и внутренний туризм;
жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению.
При этом в приоритетном порядке поддержка предоставляется субъектам, не менее 50 процентов работников которых на последнюю отчетную дату являются инвалидами.
Постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 2 апреля 2012 г. N 66 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
7. Механизм реализации Программы
Комплексное управление Программой и распоряжение средствами местного бюджета в объеме бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете района на реализацию Программы на очередной финансовый год, осуществляет субъект бюджетного планирования - администрация Ханты-Мансийского района. Финансовая поддержка Субъектов и Организаций осуществляется за счет бюджета Ханты-Мансийского района: путем предоставления субсидий для реализации мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства на территории Ханты-Мансийского района, порядок предоставления которых определен в приложении 3 к настоящей Программе, путем размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) и путем утверждения отдельного нормативного правового акта администрации района.
Реализация Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, субъектов финансовой поддержки и будет осуществляться на основе договоров, заключаемых администрацией Ханты-Мансийского района в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Система управления реализацией Программы предполагает локальное нормативное закрепление ответственности выполнения мероприятий за специалистами отдела труда и предпринимательства комитета экономической политики администрации района.
Подготовка ежегодного отчета о выполнении Программы, представление информации главе района, депутатам Думы района и доведение информации до жителей района.
Мероприятия, предусмотренные пунктами 2.4, 4.1, 6.1, 6.2, 6.3, 6.7, 6.8, 6.11 приложения 2 к Программе реализуются в соответствии с порядком, предусмотренным Законом N 94-ФЗ.
Мероприятия, предусмотренные пунктами 3.1, 3.2, 6.4, 6.5, 6.6, 6.9, 6.10, 6.12 реализуются в соответствии с порядком предоставления субсидий, определенном в приложении 3.
Мероприятия, предусмотренные пунктом 5.1, реализуется путем утверждения отдельного нормативного акта администрации района.
8. Оценка ожидаемой эффективности Программы
8.1. Социальная эффективность:
среднесписочная численность работников, занятых в сфере малого предпринимательства, увеличится к 2013 году до 1310 человек с 1100 человек в 2010 году или на 19 процентов;
количество субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих семейный бизнес, увеличится к 2013 году до 18 единиц с 6 в 2010 году или в 3 раза;
рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства в 2013 году до 200 единиц со 179 единиц в 2010 году или на 12 процентов;
рост числа индивидуальных предпринимателей до 500 единиц с 400 единиц в 2010 году или на 25 процентов.
8.2. Экономическая эффективность:
оборот малых и средних предприятий увеличится к 2013 году до 1 100 млн. рублей с 830,8 млн. рублей в 2010 году или на 33 процента.
9. Механизм контроля
Контроль за реализацией долгосрочной целевой Программы осуществляет первый заместитель главы района.
Информация о ходе реализации Программы ежеквартально, ежегодно предоставляется в уполномоченный орган.
Контроль за исполнением Программы даст возможность повысить эффективность работы как предприятий - участников процесса, так и финансовых вложений, посредством инструментов, принятых для достижения поставленных целей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.