Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Краткая характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития Ханты-Мансийского района
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальная собственность определена как экономическая основа местного самоуправления.
Управление муниципальным имуществом охватывает широкий круг отношений: от непосредственной реализации прав владения и пользования закрепленным имуществом органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями до отношений по распоряжению муниципальным имуществом, возникающих в связи с реализацией прав собственника, участника, акционера в организациях, созданных с участием муниципального образования Ханты-Мансийский район, созданием новых объектов, безвозмездным приемом и передачей их на другие уровни собственности, приватизацией и отчуждением по иным основаниям, передачей во владение и пользование, реорганизацией и ликвидацией муниципальных предприятий, муниципальных учреждений, иными правомочиями.
Порядок управления муниципальным имуществом Ханты-Мансийского района утвержден решением Думы Ханты-Мансийского района от 20.03.2014 N 332.
Одной из важнейших задач в области управления муниципальным имуществом является построение целостной системы учета муниципального имущества Ханты-Мансийского района в соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным приказом Минэкономразвития от 30.08.2011 N 424.
Ведение реестра муниципального имущества Ханты-Мансийского района осуществляется депимуществом района в автоматизированном виде с помощью программно-технических средств.
По состоянию на 01.01.2014 стоимость имущества, учтенного в реестре муниципального имущества Ханты-Мансийского района (далее - реестр), составила 7 812,3 млн. рублей, что на 21,3% больше, чем в 2011 году. Динамика стоимости муниципального имущества Ханты-Мансийского района с 2011 года по 2013 год представлена на рисунке 1.
Тенденция увеличения стоимости муниципального имущества сохраняется в связи с приобретением объектов в муниципальную собственность Ханты-Мансийского района, строительством новых объектов и т.д.
"Рисунок 1. Динамика стоимости муниципального имущества Ханты-Мансийского района, млн. рублей"
Имущественный комплекс муниципального образования разнообразен по своему составу.
На 01.01.2014 общее количество организаций с участием муниципального образования Ханты-Мансийский район составило 70 организаций.
Информация о количестве организаций с участием муниципального образования Ханты-Мансийский район за период 2011 - 2013 годы представлена в следующей таблице:
N п/п |
Показатели |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1. |
Число муниципальных предприятий, учреждений всего, в т.ч.: |
ед. |
77 |
72 |
67 |
1.1. |
Муниципальные унитарные предприятия |
ед. |
3 |
3 |
1 |
1.2. |
Муниципальные учреждения всего, в том числе: |
ед. |
74 |
69 |
66 |
1.2.1. |
Автономные учреждения |
ед. |
2 |
2 |
2 |
1.2.2. |
Казенные учреждения |
ед. |
0 |
46 |
49 |
1.2.3. |
Бюджетные учреждения |
ед. |
2 |
13 |
7 |
1.2.4. |
Органы местного самоуправления |
ед. |
70 |
8 |
8 |
2. |
Хозяйственные общества с участием муниципального образования |
ед. |
4 |
2 |
3 |
Анализ динамики структуры муниципального имущества Ханты-Мансийского района за прошедшие годы приведен в следующей таблице и свидетельствует о том, что значительных изменений в структуре не произошло:
Показатели |
Годы |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|
Стоимость имущества всего, в том числе: |
6438,4 |
7675,8 |
7812,3 |
Имущество в оперативном управлении |
3561,5 |
3764,4 |
3408,0 |
Доля в общем имуществе, % |
55,3 |
49,0 |
43,6 |
Имущество муниципальной казны |
2500,3 |
3289,3 |
3987,8 |
Доля в общем имуществе, % |
38,8 |
42,9 |
51,1 |
Имущество в хозяйственном ведении |
376,6 |
622,1 |
416,5 |
Доля в общем имуществе, % |
5,9 |
8,1 |
5,3 |
Состав муниципального имущества постоянно меняется, в том числе в связи с проводимой оптимизацией сети муниципальных учреждений, предприятий, приватизацией имущества, а также по причине изменения полномочий, исполняемых муниципальным образованием.
Одним из важнейших условий эффективного управления муниципальным имуществом является полнота и достоверность учета объектов муниципального имущества, которые основаны на правоустанавливающих документах. В связи с чем депимуществом района ежегодно проводится работа по проведению технической инвентаризации, государственному кадастровому учету объектов муниципальной собственности Ханты-Мансийского района и оформлению правоустанавливающих документов на них.
Динамика оформления правоустанавливающих документов и проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества Ханты-Мансийского района за период 2011 - 2013 годы представлена на рисунке 2.
"Рисунок 2. Динамика оформления правоустанавливающих документов и проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества Ханты-Мансийского района"
Вместе с тем оптимизация состава муниципального имущества достигается также путем осуществления проверок его использования по назначению и сохранности, оценки эффективности использования в целях изъятия излишнего или используемого не по целевому назначению и вовлечения его в хозяйственный оборот.
Одним из основных направлений при управлении муниципальным имуществом является получение доходов от его использования.
Динамика доходов от использования муниципального имущества Ханты-Мансийского района представлена в следующей таблице:
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
Всего, в том числе: |
тыс. рублей |
5 429,4 |
2 653,0 |
13 949,0 |
1. |
От сдачи в аренду муниципального имущества |
тыс. рублей |
3 508,9 |
2 526,8 |
9 296,2 |
2. |
От продажи муниципального имущества |
тыс. рублей |
1 920,5 |
21,2 |
4 652,8 |
3. |
Дивиденды по акциям |
тыс. рублей |
0,0 |
105,0 |
0,0 |
В целях приведения структуры и состава имущества в соответствие с исполняемыми полномочиями органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района ежегодно утверждается прогнозный план приватизации муниципального имущества.
В соответствии с действующим законодательством проведение
оценки объектов муниципальной собственности является обязательным условием в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих муниципальному образованию, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Таким образом, в процессе управления и распоряжения муниципальной собственностью Ханты-Мансийского района необходимо обеспечение совершения сделок в отношении муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством.
Вопросы обеспечения надлежащего содержания, эксплуатации и сохранности муниципального имущества Ханты-Мансийского района, используемого для социально-экономического развития Ханты-Мансийского района, являются одним из приоритетных вопросов.
В процессе реализации полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом рассматриваются вопросы по ремонту, содержанию, охране, страхованию, надлежащей эксплуатации объектов муниципальной собственности Ханты-Мансийского района.
В случае невыполнения работ по надлежащему содержанию муниципального имущества процесс физического и морального износа имущества приведет к значительному ухудшению его состояния, технических и функциональных свойств, возникновению чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу жизни граждан, привлечению дополнительных средств из бюджета Ханты-Мансийского района для обеспечения приведения состояния имущества в соответствие с нормативно-техническими требованиями, позволяющими эффективно его использовать.
Таким образом, реализация комплекса мероприятий муниципальной программы позволит обеспечить эффективный процесс управления, распоряжения и рационального использования муниципального имущества Ханты-Мансийского района, принятия в отношении муниципального имущества управленческих решений, благоприятно влияющих на достижение намеченных целей в области экономики Ханты-Мансийского района.
При этом главным условием в отношении имущества, являющегося муниципальной собственностью Ханты-Мансийского района, является повышение эффективности его использования с обеспечением оптимального уровня муниципальных расходов на управление.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.