Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Краткая характеристика текущего состояния
сферы социально-экономического развития Ханты-Мансийского района
Мероприятия муниципальной программы "Создание условий для ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Ханты-Мансийского района на 2014 - 2019 годы" направлены, прежде всего, непосредственно на формирование стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств муниципальных образований сельских поселений района, что, в свою очередь, будет способствовать социально-экономическому развитию муниципальных образований Ханты-Мансийского района.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 2006 года на территории Ханты-Мансийского района образовалось 12 муниципальных образований сельских поселений района.
В этой связи существенно возрастает роль межбюджетного регулирования по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований сельских поселений района с целью обеспечения равной доступности населения к получению муниципальных услуг, предоставляемых за счет средств бюджетов сельских поселений, вне зависимости от места их постоянного проживания на территории Ханты-Мансийского района.
На выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из фонда финансовой поддержки сельских поселений, сформированного в рамках бюджета Ханты-Мансийского района, предоставляются дотации бюджетам сельских поселений.
Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности сельских поселений района обеспечивает финансовыми ресурсами бюджеты сельских поселений в объемах, гарантирующих минимальную потребность муниципальных образований сельских поселений района в средствах на оплату социально-значимых и приоритетных расходов.
Возможность обеспечения равного доступа граждан Ханты-Мансийского района к гарантированному объему муниципальных услуг определяется характером и качеством системы распределения и механизма перераспределения финансовых ресурсов внутри муниципальной бюджетной системы.
В рамках межбюджетного регулирования используется механизм предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям сельских поселений в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов в ходе их исполнения. В рамках предоставления межбюджетных трансфертов на сбалансированность местных бюджетов решаются проблемы муниципальных образований сельских поселений района, которые не представляется возможным решить в рамках общей методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
На текущий момент можно констатировать, что в целом система межбюджетных отношений в Ханты-Мансийском районе соответствует требованиям, установленным федеральным и региональным законодательствами.
Для финансирования непредвиденных расходов, необходимость в которых возникла после принятия решения о бюджете Ханты-Мансийского района, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, в бюджете района в соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации формируется резервный фонд администрации Ханты-Мансийского района.
Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы Ханты-Мансийского района.
Система управления муниципальными финансами Ханты-Мансийского района постоянно и динамично развивается в соответствии с приоритетами, устанавливаемыми как на федеральном, так и на региональном уровне. Задачами первостепенной важности на всех этапах бюджетных реформ оставались соблюдение бюджетного законодательства и безусловное исполнение бюджетных обязательств. В системе управления муниципальными финансами используются такие инструменты бюджетного планирования, как:
применение формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
бюджетирование, ориентированное на результат, включая разработку муниципальных программ Ханты-Мансийского района, переход от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг;
среднесрочное финансовое планирование, утверждение бюджета Ханты-Мансийского района и местных бюджетов сельских поселений района на очередной финансовый год и плановый период в формате "скользящей трехлетки";
мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета Ханты-Мансийского района.
В настоящее время большое внимание уделяется обеспечению прозрачности и открытости бюджетного процесса. На официальном сайте администрации Ханты-Мансийского района (www.hmrn.ru) в разделе "Бюджет и финансы" размещается информация о деятельности комитета по финансам на всех стадиях бюджетного процесса. В рамках полномочий финансового органа комитет по финансам организует и обеспечивает работу по размещению информации о муниципальных учреждениях на официальном сайте www.bus.gov.ru.
Несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами в Ханты-Мансийском районе еще не завершен. В настоящее время сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при низкой мотивации органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
разрозненность информационных систем, используемых для целей муниципального управления, в том числе в сфере управления муниципальными финансами;
недостаточная степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Управление муниципальными финансами Ханты-Мансийского района в незначительной степени продолжает оставаться ориентированным на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств.
Бюджетная система Ханты-Мансийского района перешла на программный принцип планирования и исполнения бюджетов. Достижение запланированных стратегических целей осуществляется на основе муниципальных программ Ханты-Мансийского района.
Комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района осуществляет контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств бюджета Ханты-Мансийского района.
Контрольные мероприятия по осуществлению муниципального финансового контроля осуществляются на основании годового плана контрольных мероприятий, а также путем проведения внеплановых проверок.
В условиях колебаний рыночной экономики в целях повышения финансового благосостояния населения и снижения экономических и финансовых рисков реализуются мероприятия по повышению финансовой грамотности населения.
Повышение финансовой грамотности населения является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р. Эти национальные инициативы призваны в конечном итоге обеспечить укрепление среднего класса, повысить финансовое благосостояние населения и снизить экономические и финансовые риски в условиях колебаний рыночной экономики. Их реализация предполагает расширение взаимодействия населения и финансовых институтов, в том числе на основе новых финансовых схем и инструментов, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к финансовой грамотности населения и к уровню защиты прав потребителей в финансовой сфере.
Информационно-просветительская кампания нацелена на развитие финансовой грамотности, проведение информационной кампании в сферах оказания финансовых услуг, управления личными финансами, что позволит населению в полной мере участвовать в экономике и повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.
Для привлечения большего количества граждан Ханты-Мансийского района к участию в обсуждении вопросов формирования бюджета Ханты-Мансийского района и его исполнения разработан "Бюджет для граждан". "Бюджет для граждан" предназначен, прежде всего, для жителей Ханты-Мансийского района, не обладающих специальными знаниями в сфере бюджетного законодательства. Информация, размещаемая в разделе с аналогичным наименованием "Бюджет для граждан" на официальном сайте администрации Ханты-Мансийского района, в доступной форме знакомит граждан с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики Ханты-Мансийского района, с основными характеристиками бюджета района и результатами его исполнения.
Организация публичных слушаний по решению о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по годовому отчету об исполнении бюджета предоставит гражданам открытый доступ к качественной информации.
С 2011 года ежегодно Ханты-Мансийский район принимает участие во Всероссийской акции "День финансовой грамотности в учебных заведениях", обеспечив максимальный охват организаций, осуществляющих образовательную деятельность в Ханты-Мансийском районе и привлечение авторитетных экспертов финансового сообщества для проведения уроков, лекций.
Регулярное размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "Бюджета для граждан", организация публичных слушаний по проекту решения Думы Ханты-Мансийского района о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по годовому отчету об исполнении бюджета, проведение Дня финансовой грамотности в учебных заведениях позволит обеспечить публичность управления общественными финансами, расширить возможности граждан по более эффективному использованию финансовых услуг в целях повышения собственного благосостояния и роста сбережений и, как следствие, окажет влияние на ускорение темпов роста экономики Ханты-Мансийского района.
В части управления муниципальным долгом в Ханты-Мансийском районе комитет по финансам администрации Ханты-Мансийского района ведет учет долговых обязательств и осуществляет обслуживание муниципального долга.
Муниципальный долг Ханты-Мансийского района по состоянию на 1 января 2014 года составил 15 441,6 тыс. рублей.
В настоящее время реализация мероприятий, направленных на досрочный завоз каменного угля в населенные пункты Ханты-Мансийского района, приводит к ежегодному заимствованию денежных средств из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что приводит к необходимости обслуживания муниципального долга и, как следствие, потребует реализации мер по снижению стоимости заимствований.
Муниципальная программа призвана создать условия для дальнейшего развития и совершенствования межбюджетных отношений, для сокращения различий в бюджетной обеспеченности муниципальных образований сельских поселений района в целях наиболее полного удовлетворения спроса граждан на муниципальные услуги, для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Ханты-Мансийского района, обеспечения финансированием социально-значимых и первоочередных расходов в целях недопущения ухудшения социально-экономической ситуации, создания стимулов к повышению управления муниципальными финансами.
Реализация программных мероприятий создаст необходимые условия для повышения эффективности и открытости управления муниципальными финансами, будет способствовать повышению качества управления муниципальными финансами в Ханты-Мансийском районе.
Эффективное управление муниципальными финансами, в свою очередь, позволит обеспечить условия для устойчивого экономического развития и сохранения экономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств, повышения эффективности бюджетных расходов, совершенствования межбюджетных отношений и решения других задач бюджетной политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.