Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Краткая характеристика текущего состояния
сферы социально-экономического развития Ханты-Мансийского района
В связи с особенностью географического расположения Ханты-Мансийского района транспортный комплекс представлен автомобильным, воздушным и водным транспортом и включает в себя: сеть автомобильных дорог (включая зимние автомобильные дороги и ледовые переправы), водные пути, вертолетные площадки, причалы для пассажирских судов, а также предприятия различных форм собственности, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров, грузов, обеспечивающие функционирование транспортного комплекса.
Характер подвижности населения, уровень развития производства и торговли определяют спрос на услуги транспорта. Транспорт является системообразующим фактором, влияя на уровень жизни и развитие производительных сил. Однако в последние годы в сфере транспортных услуг накопилось много нерешенных проблем, которые являются тормозом в осуществлении перспективной социально-экономической политики района.
Повышение существующего уровня обеспечения потребностей населения в пассажирских перевозках и качестве предоставляемых услуг является необходимым условием экономического роста и возможности обеспечения необходимой подвижности населения Ханты-Мансийского района.
Дальнейшему развитию транспортного комплекса препятствуют следующие проблемы:
1. Убыточность перевозок пассажиров автомобильным, воздушным и водным транспортом.
Несмотря на рост транспортных тарифов за последние годы, финансовое положение транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей остается сложным. Это объясняется главным образом ростом цен на топливо, электроэнергию и материалы, потребляемые транспортом, а также неполной компенсацией затрат на убыточные
социально значимые перевозки.
Рост количества личного транспорта привел к снижению спроса на пассажирские перевозки, что, в свою очередь, послужило причиной сокращения доходов автотранспортных предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки на территории Ханты-Мансийского района.
Следствием трудного финансового положения транспортного комплекса района являются большой износ и недостаток транспортных средств, вызванные низкими темпами обновления пассажирского парка.
В предприятиях пассажирского транспорта общего пользования преобладает морально и физически устаревшая техника, работающая во многих случаях за пределами нормативного срока службы. Износ транспортных средств, работающих на маршрутах, составляет от 55 до 89 процентов, что не обеспечивает безопасности перевозок пассажиров, ухудшает экологическую ситуацию.
2. Отсутствие круглогодичной транспортной доступности для жителей населенных пунктов района, зависимость от погодных условий.
2.1. Большая часть территории района находится в затопляемой в паводковый период пойме рек, поэтому движение автомобильного транспорта по району осуществляется, в основном, в зимний период по автозимникам. Ежегодно в районе строится 453 км зимних автомобильных дорог и 7 км ледовых переправ через 17 рек и проток (в т.ч. магистральные реки Обь, Иртыш, Конда).
Круглогодичное автотранспортное сообщение с городом Ханты-Мансийском по автомобильной дороге с капитальным видом покрытия по состоянию на сегодняшний день имеют 37 процентов населения района, проживающего в 6 населенных пунктах (д. Ягурьях, д. Шапша, д. Ярки, с. Батово, п. Горноправдинск, п. Бобровский). Общая протяженность автомобильных дорог, проходящих по территории района, составляет 600,6 км (в т.ч. федерального значения - 106,5 км, регионального значения - 287,5 км, местного значения - 206,6 км).
Перевозка пассажиров автомобильным транспортом осуществляется по 18 автобусным маршрутам, из них 9 субсидируются из окружного бюджета, 9 - из бюджета района.
2.2. В связи с особым географическим расположением района наибольший удельный вес на сегодняшний день имеет водный транспорт, который в период весенне-летней навигации обеспечивает доставку различных грузов и более 70 процентов пассажирских перевозок. Однако данный вид сообщения в большой степени зависит от метеоусловий, имеет сезонный характер.
Пассажирские перевозки на водном транспорте осуществляет ОАО "Северречфлот". Ежегодно в период летней навигации организуются
10 пассажирских маршрутов, в том числе: 7 - внутрирайонных и 3 - окружных (транзитных).
2.3. Авиационные перевозки по местным воздушным линиям в Ханты-Мансийском районе осуществляет ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" вертолетами МИ-8 согласно утвержденному расписанию в весенний и осенний межнавигационные периоды.
К основным недостаткам данного вида транспортного сообщения можно отнести:
высокую себестоимость аэропортовых услуг;
низкую интенсивность полетов и высокий износ основных фондов аэропортов;
старение парка вертолетов, выполняющих перевозки на внутримуниципальных маршрутах;
зависимость от метеоусловий.
Из представленного спектра транспортного сообщения, осуществляемого на территории Ханты-Мансийского района, наиболее практичным является автомобильный вид транспорта, однако в связи с отсутствием дорог с твердым покрытием перевозки пассажиров на внутримуниципальных маршрутах осуществляются по зимним автомобильным дорогам и имеют ярко выраженный сезонный характер.
Ханты-Мансийский район включает в себя 12 сельских поселений (33 населенных пункта). Протяженность автомобильных дорог общего пользования районного значения по состоянию на 1 января 2014 года составила 206,6 км или 8,8 процента от общей протяженности сети автомобильных дорог Югры, в том числе:
протяженность дорог с твердым покрытием (асфальтобетонное, цементно-бетонное) - 30,8 км или 14,9 процента от общей протяженности внутрипоселковых дорог;
протяженность дорог с щебеночно-гравийным покрытием - 24,5 км или 11, процента от общей протяженности внутрипоселковых дорог;
протяженность грунтовых дорог - 151,3 км или 73,2 процента от общей протяженности внутрипоселковых дорог.
Внутрипоселковых дорог с щебеночно-гравийным покрытием в сельском поселении Нялинское - 15,7 км, что составляет 100 процентов от всей протяженности внутрипоселковых дорог в данном сельском поселении.
В сельском поселении Горноправдинск внутрипоселковых дорог с капитальным покрытием - 18,9 км или 59,2 процента, с щебеночно-гравийным покрытием - 0,16 км или 0,5 процента, грунтовых дорог - 12,8 км или 40,3 процента от всей протяженности внутрипоселковых дорог поселения.
На сегодняшний день в поселениях еще существуют дороги в полуразрушенном состоянии из-за длительного срока эксплуатации и невыполнения ремонтов, предусмотренных нормативами. Все это не позволяет обеспечить выполнение требований к пропускной способности, комфорту и безопасности дорожного движения. Например, в сельском поселении Луговской 19,2 км автомобильных дорог эксплуатируются более восьми лет, из них 4,4 км находятся в эксплуатации более 12 лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.