Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Краткая характеристика текущего состояния сферы
социально-экономического развития Ханты-Мансийского района
Образовательная сфера Ханты-Мансийского района - динамично развивающаяся система, функционирование которой строится по принципу подчинения объективным потребностям экономики и населения района.
Стратегическая цель долгосрочного развития Ханты-Мансийского района - обеспечить сохранение его роли в экономике, как необходимой основы для повышения качества жизни, благосостояния, формирования установки на постоянное проживание в районе современных и будущих жителей. Образование в этом контексте признается ключевым ресурсом инновационного развития района.
Практика реализации мероприятий, направленных на модернизацию образовательного процесса и обновление материально-технической базы учреждений образования в соответствии с современными требованиями, показала необходимость объединения приоритетов для обеспечения развития образования района в единой Программе.
В Ханты-Мансийском районе на 1 сентября 2013 года действует 46 образовательных учреждений. В учреждениях образования района эксплуатируется свыше 100 зданий учебного, производственного, культурно-бытового, хозяйственного назначения, 31 здание имеет процент износа более 70% и не соответствуют современным требованиям безопасности. Около 22% общеобразовательных учреждений нуждаются в капитальном ремонте (в 2012 - 26,9%).
К началу нового 2013/14 учебного года обеспечена 100% готовность образовательных учреждений. Все образовательные учреждения приняты.
Гарантии доступности и равных возможностей получения дошкольного, общего, дополнительного образования в Ханты-Мансийском районе обеспечивают 1475 работников в 46 образовательных учреждениях, из них доля педагогических работников составляет 37,4% или 551 человек.
Обеспеченность образовательных учреждений кадрами составляет
99,8%. Вакансии в СОШ д. Шапша учителя-логопеда и методиста восполнили с 1 сентября молодые специалисты.
В учреждениях образования на одно физическое лицо приходится 1,1 ставки, в том числе педагогический персонал - в среднем 1,2 ставки. Это обусловлено спецификой района, т.к. 20 из 23 школ (87,0%) являются малокомплектными (одна параллель и низкая наполняемость классов) и педагоги совмещают ставки, чтобы обеспечить выполнение учебного плана и учебных программ.
Наметилась положительная динамика в обеспечении жильем педагогов района: в 2012 году выделено 24 жилых помещения, что в 2 раза больше, чем в 2011 году; с начала текущего года на 8,0% выделено жилья больше, чем в предыдущем календарном году. С 2011 года выделена педагогическим работникам 61 квартира, с начала 2017 года - 26. Непедагогическому персоналу выделено 26 квартир, с начала текущего года - 7 квартир.
Средняя наполняемость классов составляет в районе 7,8 человек (среднеокружная - 21,8 человек). Количество учащихся, приходящихся на одного учителя в школах района, составляет 5,8 человек (средний по округу -14,9 человек). Недостижение нормативных значений связано с тем, что из 23 школ в Ханты-Мансийском районе 87% (20) школ являются малокомплектными.
По подпрограмме "Обеспечение комплексной безопасности и комфортных условий образовательного процесса" программы "Новая школа Югры на 2010 - 2013 годы и на период до 2015 года" в 2013 году из консолидированного бюджета выделено 70049,55 тыс. рублей. В 2013 году в рамках реализации мероприятий Программы проведены капитальные ремонты 9 образовательных учреждений, благоустроены территории 8 зданий, устранено 46 нарушений правил пожарной безопасности, 11 замечаний Роспотребнадзора, остаются к исполнению 12 нарушений капитального характера по линии Роспотребнадзора.
В 100% учреждений введена новая система оплаты труда, все общеобразовательные учреждения перешли на нормативно-подушевое финансирование. В 100% дневных общеобразовательных учреждений района созданы и действуют органы государственно-общественного управления.
По результатам единого государственного экзамена 2013 года 100% (2012 год - 99,3%) выпускников общеобразовательных школ сдали обязательные для выдачи аттестата экзамены. Повысили средний балл по 10 предметам: по истории - на 8,4 пункта, по русскому языку - на 4,6, по информатике - на 15,6, по биологии - на 13,7, по математике - на 4,8, по физике - на 5,7, по литературе - на 6,0, по обществознанию на - 13,2, по химии - на 19, 6.
Хорошо в районе развита система дополнительного образования
детей - 96,8% (2012 год - 82,9%) учащихся имеют возможность развивать
индивидуальные способности по различным направлениям.
В районе охват детей в возрасте от 3-х до 7 лет дошкольным образованием составляет 100% (среднеокружной - 83,0%). Предшкольным образованием охвачено 100% детей. Сравнительно небольшая очередность на получение места в детском саду: 255 детей от 0 до 3 лет - 18,9%.
В практике образования района реализуются образовательные программы с этно-культурным компонентом (МКОУ "СОШ с. Кышик", МКОУ "СОШ д. Согом", МДОУ с. Кышик, МДОУ д. Согом), созданы условия для успешной социализации школьников; развивается система профильного обучения.
Уровень заработной платы работников системы образования достаточно высокий. Средняя заработная плата на одного работающего в 2012 году составила 37 063 рубля; за первое полугодие 2013 года - 42 064 рубля или 113,5% уровня 2012 года. Высокие значения зарплаты в первом полугодии 2013 года связаны с массовыми выплатами отпускных, материальной помощи.
По учреждению дополнительного образования среднемесячная заработная плата работников в 2012 году составляла 33 581 рубль, за первое полугодие 2013 года - 35469 рублей или 105,6% к уровню 2012 года. Заработная плата педагогических работников дополнительного образования - невысокая в связи с небольшими нагрузками (менее 1 штатной единицы) и высокой долей внешних совместителей (около 90 человек), работающих на 0,25 штатных единиц. Так в 2012 году средняя заработная плата педагогов составляла 31461 рубль, за первое полугодие 2013 года - 36434 рубля, что на 15,8% выше уровня 2012 года.
По общеобразовательным учреждениям (школам) средняя заработная плата одного работающего за 2012 год составила 42 460 рублей; за первое полугодие 2013 года - 48 297 рублей или 113,7% уровня 2012. Заработная плата учителей в 2012 году составляла 58276 рублей, за первое полугодие 2013 года - 75 166 рублей или 129,0% уровня 2012 года
Все общеобразовательные учреждения обеспечены доступом к сети Интернет, динамика совершенствования информационно-коммуникационных технологий требует постоянного обновления и развития учебного и учебно-производственного оснащения образовательного процесса.
Несмотря на внедренные новые организационно-экономические механизмы, повышение открытости системы образования, расширение возможностей для обновления профессионализма педагогических кадров, образование Ханты-Мансийского района недостаточно соответствует задачам инновационного развития. Для всех уровней образования характерны следующие проблемы:
большой объем неэффективных расходов по причине низкой наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях. Количество учителей и прочего персонала в школе формируется в зависимости от количества учебных часов по базисному учебному плану. А в связи с исторически сложившейся низкой плотностью населения Ханты-Мансийского района (3,5 человека на 10 квадратных километров) -87 процентов школ являются малокомплектными, и фактическое значение наполняемости классов в среднем на 50 процентов ниже нормативного значения. Географическая удаленность поселений друг от друга, отсутствие централизованного электроснабжения, низкая транспортная доступность в Ханты-Мансийском районе (круглогодичное сообщение имеют только пять населенных пунктов, д. Согом обслуживается авиатранспортом девять месяцев в году) не позволяют провести укрупнение общеобразовательных учреждений. Одной из острейших проблем российской системы образования в целом и системы образования района, в том числе, является проблема финансового обеспечения малокомплектных сельских школ ввиду высокой стоимости обучения в них учащихся (норматива бюджетного финансирования в расчёте на одного учащегося). Прирост стоимости обучения одного учащегося в малокомплектной школе значительно выше прироста стоимости обучения одного учащегося в полнокомплектной школе, то есть стоимость образовательной услуги в малокомплектной школе растёт быстрее, чем этот же показатель по другим школам. Увеличение затрат на одного учащегося общеобразовательных учреждений связано с ростом заработной платы работников системы общего и дополнительного образования в связи с введением новой системы оплаты труда и увеличением объема средств, направленных на улучшение материально-технической базы системы образования, и инвестициями в строительство новых школ и детских садов. Федеральным законом "Об образовании" установлено, что норматив финансирования малокомплектных сельских образовательных учреждений должен учитывать все затраты, независимо от количества обучающихся. По показателям, непосредственно характеризующим деятельность образовательных учреждений и предоставленные ими услуги, сфера "Образование" Ханты-Мансийского района занимает места в первой десятке.
Необходимо принятие новой Программы, которая даст новый мощный импульс развитию системы образования, достижению качественных результатов по наиболее приоритетным направлениям, однако, ее реализация требует скоординированной деятельности администрации района и комитета по образованию администрации района. Важно также в условиях инвестирования в систему образования дополнительных финансовых средств обеспечить их рациональное использование и получение максимального социального эффекта.
Все вышеизложенные предопределяет решение целей и задач муниципальной программы "Развитие образования в Ханты-Мансийском районе на 2014 - 2019 годы" на территории района программными средствами и обосновывает целесообразность разработки и реализации данной Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.