Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния в сфере управления муниципальным имуществом города Нефтеюганска
Управление муниципальным имуществом является неотъемлемой частью деятельности органов местного самоуправления города Нефтеюганска по решению экономических и социальных задач, укреплению финансовой системы, развитию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение уровня и качества жизни населения города. Муниципальное имущество создает материальную основу для реализации муниципальных полномочий муниципального образования и предоставления муниципальных услуг гражданам и организациям, вследствие чего вопросы формирования эффективного управления имуществом являются приоритетными для города.
Управление муниципальным имуществом охватывает широкий круг отношений: от непосредственной реализации прав владения и пользования закрепленным имуществом органами местного самоуправления и учреждениями до отношений по распоряжению муниципальным имуществом, возникающих в связи с реализацией прав собственника, участника, акционера в организациях, созданных с участием города, созданием новых объектов, безвозмездным приемом и передачей их на другие уровни собственности, приватизацией и отчуждением по иным основаниям, передачей во владение и пользование, реорганизацией и ликвидацией предприятий, муниципальных учреждений, иными правомочиями. "Порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью города Нефтеюганска" утверждён решением Думы города Нефтеюганска от 23.06.2011 N 70-V (с изменениями).
По состоянию на 01.01.2013 стоимость имущества, учтенного в реестре муниципальной собственности города Нефтеюганска, составила 12,961 млрд. рублей. Динамика стоимости имущества муниципального образования с 2008 года по 2012 год представлена на рисунке 1. Увеличение стоимости муниципального имущества сохраняется в связи с приобретением, строительством объектов, а также в связи с перераспределением полномочий между уровнями власти.
"Рис. 1. Динамика стоимости имущества муниципального образования"
Имущественный комплекс города разнообразен по своему составу. На 01.01.2013 общее количество организаций с участием муниципального образования составило 99 (таблица 1).
Таблица 1
Информация о количестве организаций
с участием муниципального образования за период 2008 - 2012 гг.
N п/п |
Организации |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение |
1 |
Муниципальные учреждения |
73 |
69 |
56 |
65 |
62 |
-3 |
1.1 |
в том числе автономные учреждения |
1 |
2 |
3 |
10 |
10 |
0 |
1.2 |
в том числе казенные учреждения |
- |
- |
- |
3 |
4 |
1 |
1.3 |
в том числе бюджетные учреждения |
72 |
67 |
53 |
52 |
48 |
-4 |
2 |
Органы власти |
|
|
10 |
11 |
11 |
0 |
3 |
Муниципальные унитарные предприятия |
9 |
9 |
8 |
6 |
5 |
-1 |
4 |
Хозяйственные общества с участием муниципального образования |
24 |
21 |
18 |
21 |
21 |
0 |
5 |
Некоммерческие организации (кроме муниципальных учреждений) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Итого организаций |
106 |
99 |
92 |
103 |
99 |
-4 |
Анализ динамики структуры имущества за прошедшие 5 лет показан в таблице 2 и свидетельствует о том, что значительных изменений в структуре не произошло. При этом максимальный удельный вес более 58% стоимости муниципального имущества приходится на имущество некоммерческого использования.
Таблица 2
Анализ динамики
структуры имущества учтенного в реестре муниципальной собственности за период 2008 - 2012 гг.
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||||||||||||
млн.руб. |
% |
млн.руб. |
% |
млн.руб. |
% |
млн.руб. |
% |
млн.руб |
% |
||||||||
Имущество находящееся в оперативном управлении |
7 999,2 |
83,1 |
7 195,4 |
68,8 |
7 866,0 |
66,7 |
7 980,2 |
67,2 |
7 561,8 |
58,9 |
|||||||
Имущество муниципальной казны |
1 482,2 |
15,4 |
2 139,5 |
20,5 |
2 697,7 |
22,9 |
2 707,1 |
22,8 |
3 337,1 |
26,0 |
|||||||
Имущество находящееся в хозяйственном ведение |
149,2 |
1,5 |
1 121,9 |
10,7 |
1 219,9 |
10,4 |
1 179,6 |
10,0 |
1 945,4 |
15,1 |
|||||||
Всего балансовая стоимость имущества |
9 630,6 |
100,0 |
10 456,8 |
100,0 |
11 783,6 |
100,0 |
11 866,9 |
100,0 |
12 844,3 |
100,0 |
Общая площадь недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования (за исключением земельных участков) составляет 617 806,5 кв. м. (в том числе жилой фонд 221 791,3 кв. м.) Площадь недвижимого имущества (за исключением земельных участков) по формам его использования приведена на рисунке 2.
"Рис. 2. Структура площади недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования по состоянию на 01.01.2013"
Общая площадь земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, по состоянию на 01.01.2013 составляет 307 670 кв. м.
Состав имущества муниципального образования постоянно меняется, в том числе по причине изменения полномочий публичных образований, осуществляется перераспределение имущества с Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, оптимизации сети муниципальных учреждений и предприятий, приватизации имущества.
В целях приведения структуры и состава имущества в соответствие с исполняемыми муниципальными полномочиями Думой города Нефтеюганска ежегодно утверждается прогнозный план (программа) приватизации имущества муниципального образования. Так, только в 2012 году доходы бюджета от приватизации муниципального имущества составили 36,83 млн. рублей. Всего поступление доходов от управления муниципальной собственностью в 2012 году составило 334,87 млн. рублей, что на 20,9% больше, чем в 2011 году. Обеспечение плана по поступлению доходов в 2012 году составило 113,8%. Динамика доходов от управления и распоряжения муниципальным имуществом за период с 2010 по 2012 годы представлена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика доходов
от управления муниципальным имуществом за период с 2010 по 2012 годы
тыс. руб.
N п/п |
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества |
29 700,13 |
31 161,85 |
30 785,16 |
2 |
Доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности городских округов (за исключением земельных участков автономных учреждений) |
- |
- |
891,65 |
3 |
Арендная плата за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов |
171 620,01 |
180 517,59 |
228 068,76 |
4 |
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим муниципальному образованию |
5 545,73 |
9 284,21 |
10 006,22 |
5 |
Доходы от реализации имущества |
46 269,59 |
36 758,86 |
36 834,75 |
6 |
Доходы от продажи квартир |
9 472,99 |
2 053,88 |
1 977,74 |
7 |
Перечисление части прибыли унитарных предприятий остающейся после уплаты налогов |
3 320,84 |
3 200,9 |
1 587,00 |
8 |
Прочие поступления от использования имущества |
0,143 |
1 627,91 |
125,88 |
9 |
Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов |
- |
- |
23 752,60 |
10 |
Прочие доходы |
0,023 |
0,082 |
836,49 |
11 |
Итого доходы от использования муниципальной собственности |
266 095,69 |
264 688,04 |
334 866,00 |
12 |
Средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в муниципальной собственности |
140 970,65 |
0 |
57 296,758 |
13 |
Итого по источникам внутреннего финансирования дефицита бюджета |
140 975,65 |
0 |
57 296,758 |
|
Всего |
407066,34 |
264 688,04 |
392 162,758 |
Обеспечение исполнения плановых показателей доходов от использования и продажи муниципального имущества отражает уровень эффективности управления имуществом и масштабы его приватизации.
Департаментом осуществляется ведение реестра муниципальной собственности и учет муниципальной казны города Нефтеюганска с применением программно-технических средств. Активно проводится работа по оформлению государственной регистрации прав собственности муниципального образования на недвижимое имущество.
На территории города департаментом планомерно осуществляется формирование земельных участков под объекты муниципальной собственности (инженерные сети: электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения города), а также ведутся работы по уточнению сведений объектов недвижимости, внесённых в государственный кадастр недвижимости.
Несмотря на активное управление муниципальным имуществом города, постоянное совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере, по-прежнему, остается ряд проблем, которые необходимо решать, как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе:
- отсутствие однозначно определенных целей управления муниципальным имуществом, избыточность муниципального имущества с точки зрения исполнения муниципальных функций. На сегодня не определен и не сформирован исчерпывающий состав муниципального имущества, необходимого для выполнения муниципальных функций органами местного самоуправления и находящимися в их ведении организациями, в связи с этим необходимо проведение работы по оптимизации состава муниципального имущества. Проблемой является наличие в муниципальной собственности унитарных предприятий, акций (долей) хозяйственных обществ и имущества, не служащих реализации полномочий муниципального образования. Проблема решается посредством оптимизации состава муниципального имущества путем последовательного сокращения количества предприятий и учреждений, в том числе их реорганизации, ликвидации, а также приватизации находящихся в муниципальной собственности акций (долей) хозяйственных обществ и другого имущества, не участвующего в обеспечении полномочий органов местного самоуправления и функций муниципальных учреждений города. Также, требуется ускорить темп приватизации объектов недвижимости, задействованных в конкурентном секторе экономики, и не используемых для муниципальных нужд города. Вместе с тем, оптимизация состава муниципального имущества достигается также путем осуществления проверок сохранности, использования по назначению муниципального имущества, оценки эффективности его использования, в целях изъятия излишнего или используемого не по целевому назначению, и вовлечения его в хозяйственный оборот, а также проведением мероприятий, направленных на совершенствование правового положения муниципальных учреждений города;
- отсутствие полноты учета объектов муниципального имущества. Имеются недостатки в обеспечении полного, своевременного и достоверного учета объектов муниципального имущества, основанного на правоустанавливающих документах. Необходимо активизировать и завершить работу по обеспечению государственной регистрации права собственности всего недвижимого имущества города, и его учету, так как рациональное управление муниципальным имуществом, оперативное принятие управленческих решений по его эффективному использованию возможно только при наличии полной и достоверной системы учета, содержащей актуальные сведения об объектах муниципального имущества;
- недостаточный уровень корпоративного управления компаний с муниципальным участием. Совершенствование корпоративного управления в хозяйственных обществах с участием муниципального образования будет способствовать решению комплекса задач, стоящих перед департаментом, а именно: увеличение доходов от участия в хозяйственных обществах в виде дивидендов (отчислений от прибыли), поступающих в бюджет города, повышение инвестиционной привлекательности хозяйственных обществ, что позволит более эффективно решать задачу приватизации пакетов акций (долей) хозяйственных обществ. С этой целью планируется реализация мероприятий в организациях с муниципальным участием, внедрения (планов стратегического развития деятельности, внесение корректив в намеченные ранее перспективные планы) планирования деятельности, современных методов управления и представления отчетности;
- недостаточный уровень эффективности использования муниципального имущества, в том числе земель. Государственная кадастровая оценка земель в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" проводится не реже одного раза в 5 лет. Действующие на сегодня результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих и огороднических объединений, земель сельскохозяйственного назначения округа подлежат актуализации посредством переоценки в 2013 - 2015 годах. По уточнённым спискам земельных участков требуется обеспечить проведение государственной кадастровой оценки земель в отношении 200 земельных участков земель садоводческих и огороднических объединений и 10 земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения (фермерство). В соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, собственники зданий, строений, сооружений обязаны сформировать земельные участки и оформить права на них. В целях исполнения п. 10 ст. 3, ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" необходимо сформировать земельные участки, в границах которых расположены объекты, находящиеся в собственности муниципального образования, и осуществить регистрацию права собственности муниципального образования на них. Эти меры позволят создать условия вовлечения земельных участков в гражданский оборот и решить социальные задачи муниципального образования в совокупности с увеличением налоговых (земельный налог) и неналоговых доходов (арендная плата) доходов местного бюджета;
- одной из наиболее актуальных проблем остается высокая степень физического и морального износа объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности города Нефтеюганска. На объектах с высокой степенью износа конструкции изнашиваются, разрушаются, вследствие чего эксплуатационные качества зданий ухудшаются, что нарушает условия труда людей, создают угрозу жизни и здоровья граждан. Кроме того, вследствие потери качества происходит соответствующая утрата стоимости зданий и сооружений, восстановление же зданий с высоким уровнем физического износа является экономически нецелесообразным. Своевременное проведение ремонтно-строительных мероприятий позволит выявить и устранить нарушения указанных выше требований, улучшить качество оказываемых услуг, учитывая, что одним из направлений социально ориентированной политики государства является создание условий для качественного и комфортного обслуживания населения;
По состоянию на 01.01.2013 автомобильный транспорт, предназначенный для использования органами местного самоуправления, составляет 38 единиц. Степень износа данного автопарка составляет 70%. Наличие автотранспорта и его бесперебойная работа необходимы для полного, качественного и своевременного осуществления профессиональной и служебной деятельности сотрудниками органов местного самоуправления.
Работа по дальнейшему развитию имущественного комплекса требует совершенствования форм и методов повышения эффективности использования муниципального имущества города. Использование программно-целевого метода для решения имеющихся проблем обусловлено необходимостью применения комплексного и последовательного подхода, обеспечивающего увязку реализации мероприятий по срокам и ресурсам с результатом.
Важнейшие преобразования в сфере управления муниципальным имуществом будут направлены на передачу объектов муниципальной собственности наиболее эффективным собственникам, совершенствование механизмов учета и контроля. Одним из ожидаемых конечных результатов такого управления должно быть обеспечение органов местного самоуправления исключительно тем имуществом, которое необходимо им для исполнения закрепленных за ним публичных полномочий. При этом, главным условием в отношении сохраняемого в муниципальной собственности имущества является повышение эффективности его использования с обеспечением оптимального уровня муниципальных расходов на управление.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.