Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации Нижневартовского района
от 18 сентября 2013 г. N 1947
Методические указания
по разработке муниципальных программ Нижневартовского района
I. Общие положения
1.1. Методические указания по разработке муниципальных программ Нижневартовского района (далее - Методические указания, муниципальные программы) определяют требования к разработке муниципальных программ.
1.2. Основные понятия, используемые в Методических указаниях:
подпрограмма муниципальной программы (далее - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в муниципальной программе;
сфера реализации муниципальной программы (подпрограммы) - сфера социально-экономического развития района, на решение проблем (задач) в которой направлена соответствующая муниципальная программа (подпрограмма);
основные параметры муниципальной программы - цели, задачи, мероприятия, показатели конечных и непосредственных результатов реализации муниципальной программы, сроки ее реализации, объем финансовых ресурсов, необходимый для достижения целей муниципальной программы;
проблема социально-экономического развития района - противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием сферы реализации программы (подпрограммы);
цель - планируемый конечный результат решения проблемы (задачи) социально-экономического развития района посредством реализации муниципальной программы, достижимый за период ее реализации (отвечает на вопрос "Чего нужно достигнуть?");
задача - результат выполнения совокупности взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение цели реализации муниципальной программы (отвечает на вопрос "Какими действиями достигается цель?");
мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;
показатель - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи;
конечный результат - характеризуемое количественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития района, которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (отражает достижение цели);
непосредственный результат - характеристика объема (в абсолютных единицах измерения) и качества (в относительных единицах измерения) реализации мероприятия (решения задачи), направленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы (отражает выполнение задачи);
участники муниципальной программы - ответственный исполнитель программы, исполнитель подпрограммы и соисполнители мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);
ответственный исполнитель муниципальной программы - структурное подразделение администрации района, определенное в соответствии с перечнем муниципальных программ района в установленной сфере деятельности;
исполнители подпрограмм - структурное подразделение администрации района, определенное в соответствии с перечнем муниципальных программ района;
соисполнитель муниципальной программы (подпрограммы) - структурное подразделение администрации района, бюджетное, казенное, автономное учреждение района, администрации городских и сельских поселений района, общественные организации при условии заключения соглашения, товарищества собственников жилья, управляющие организации, участвующие в разработке и реализации отдельных мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);
иные понятия, используемые в Методических указаниях, применяются в значениях, установленных Порядком принятия решения о разработке муниципальных программ (далее - Порядок), а также принятых в законодательстве Российской Федерации, автономного округа, района.
1.3. Формирование муниципальных программ осуществляется исходя из принципов:
взаимосвязи с долгосрочными целями социально-экономического развития Российской Федерации, автономного округа, района и показателями их достижения;
наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития района и бюджетных ассигнований бюджета района, направляемых в соответствующую сферу;
установления для муниципальных программ измеримых результатов их реализации (конечных и непосредственных);
интеграции (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, тарифных, кредитных и иных) мер для достижения целей муниципальных программ;
наличия у участников муниципальной программы полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей муниципальной программы.
1.4. При включении в состав муниципальной программы мероприятия (мероприятий) по софинансированию расходных обязательств поселений в постановление администрации района об утверждении муниципальной программы предусматривается рекомендация органам местного самоуправления поселений о разработке и реализации аналогичной муниципальной программы.
II. Разработка проекта муниципальной программы
2.1. Требования к разработке муниципальной программы и ее структуре
2.1.1. Муниципальная программа включает в себя подпрограммы и отдельные мероприятия структурных подразделений администрации района.
2.1.2. Структура муниципальной программы должна соответствовать приложению 2 к постановлению администрации района от 05.08.2013 N 1663 "О муниципальных программах Нижневартовского района".
2.1.3. Наличие других разделов в муниципальной программе не допускается. При необходимости дополнительная информация представляется в пояснительных материалах к муниципальной программе.
2.1.4. Подпрограммы не выделяются отдельными разделами муниципальной программы, информация подпрограмм распределяется по соответствующим разделам муниципальной программы, которые при необходимости могут быть сформированы в разрезе подпрограмм.
2.1.5. Система целей, задач, подпрограмм и мероприятий муниципальной программы выстраивается по схеме согласно приложению к Методическим указаниям.
2.1.6. Проект муниципальной программы направляется на согласование ответственным исполнителем на бумажном носителе и в электронном виде.
2.2. Требования по заполнению паспорта муниципальной программы
2.2.1. Паспорт муниципальной программы разрабатывается по форме, установленной Порядком.
Паспорт муниципальной программы является кратким изложением основных параметров муниципальной программы, в связи с чем в разделах муниципальной программы не должно быть ссылок (указаний) на то, что информация (цели, задачи, показатели и др.) представлена в паспорте муниципальной программы.
Наименование муниципальной программы включает в себя сроки ее реализации, которые отражаются в формате "20__-20__ годы".
Перечень исполнителей, соисполнителей муниципальной программы, целей, задач, подпрограмм, целевых показателей, сроки реализации, финансовое обеспечение муниципальной программы, указываемые в строках паспорта муниципальной программы, должны быть идентичными информации, отражаемой в соответствующих разделах, таблицах и приложениях программы.
В строке паспорта муниципальной программы "Финансовое обеспечение муниципальной программы" указывается общий объем финансирования муниципальной программы в тысячах рублей с точностью до первого знака после запятой, с учетом распределения по источникам финансирования.
В строках паспорта муниципальной программы "Целевые показатели муниципальной программы (показатели непосредственных результатов)" и "Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы (показатели конечных результатов)" показатели отражаются в динамике с указанием базового и целевого значения (например, "Увеличение реальных доходов населения с ___ тыс. рублей до ___ тыс. рублей"). При этом в таблице "Целевые показатели муниципальной программы" формулировки наименований показателей не должны указывать на динамику (например, "Реальные доходы населения").
2.3. Требования к содержанию муниципальной программы
2.3.1. В разделе 1 "Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития района" отражаются:
2.3.1.1. Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации муниципальной программы, включающий характеристику итогов реализации политики в этой сфере, сопоставление состояния анализируемой сферы в районе с состоянием аналогичной сферы муниципальных образований автономного округа (при возможности такого сопоставления).
Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития.
2.3.1.2. Основные проблемы в сфере реализации муниципальной программы с описанием причин их возникновения, а также во взаимосвязи с задачами, которые поставлены в муниципальной программе.
2.3.1.3. Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы, который должен определять тенденции (потенциал) ее развития и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации муниципальной программы, а также выявлять существующие ограничения в развитии.
2.3.2. В разделе 2 "Цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач муниципальной программы" отражаются:
2.3.2.1. Цели муниципальной программы, количество которых не должно превышать количество подпрограмм. В муниципальной программе может быть поставлена одна цель для нескольких подпрограмм (или одна цель для всей муниципальной программы), но для одной подпрограммы не может быть несколько целей. Рекомендуемое количество целей для муниципальной программы - одна - три.
Цели муниципальной программы должны соответствовать приоритетам государственной политики в сфере реализации муниципальной программы.
Цель муниципальной программы может быть ориентирована:
на проблему, которую предстоит решить (например: "сохранение", "предотвращение", "восстановление", "преодоление отставания");
на потребность, которую предполагается удовлетворить (например: "развитие", "обеспечение");
на перспективу (например: "формирование", "создание условий").
При этом ориентация на потребность предотвращает возникновение проблем в будущем, а ориентация на перспективу формирует потребности, которые еще не возникли, но проявятся в будущем.
Цель должна отвечать следующим требованиям:
специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы и компетенции ответственного исполнителя (соисполнителя);
конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, при которых возможно произвольное или неоднозначное толкование);
измеримость (должна существовать возможность оценки достижения целей);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации муниципальной программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной, не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
2.3.2.2. Задачи муниципальной программы, которые ставятся для каждой подпрограммы отдельно. Не допускается дублирование одной и той же задачи для нескольких подпрограмм.
Задачи представляют собой конкретизацию выбираемых направлений, обеспечивающих достижение поставленной цели, таким образом, задача соответствует лишь одной цели.
Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
2.3.2.3. Показатели муниципальной программы, которые формируются для обеспечения возможности проверки и подтверждения достижения целей или решения задач муниципальной программы.
Показатели, характеризующие результаты реализации муниципальной программы, должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс (стабильность) в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи муниципальной программы);
точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации муниципальной программы);
объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для участников муниципальной программы, подведомственных им организаций к искажению результатов реализации муниципальной программы);
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки муниципальной программы);
однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения (формулировки) и единиц измерения);
экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды, а также с показателями, используемыми в российской практике);
своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным промежутком времени между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).
Показатели муниципальной программы должны отражать ожидаемое изменение состояния соответствующей отрасли экономики и социальной сферы района.
В число используемых показателей должны включаться показатели, характеризующие конечные общественно значимые результаты, непосредственные результаты и уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми исполнителями муниципальными услугами (работами), их объемом и качеством.
Показатели должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам, и определяться на основе данных государственного статистического наблюдения.
При формировании перечня целевых показателей муниципальной программы предпочтение должно отдаваться показателям, установленным в соответствующих указах Президента Российской Федерации, а также показателям, предусмотренным в государственном статистическом учете.
Количество используемых показателей муниципальной программы должно быть минимально и в то же время достаточно для отражения достижения цели и решения задач муниципальной программы. Рекомендуемое количество показателей не должно превышать трех показателей непосредственных результатов для каждой задачи и двух показателей конечных результатов для каждой цели (с учетом показателей из указов Президента Российской Федерации). Вместе с тем, если количество показателей из указов Президента Российской Федерации, относящихся к муниципальной программе, превышает рекомендуемое количество показателей, то в муниципальную программу включаются все необходимые показатели из указов Президента Российской Федерации.
В разделе 2 дается ссылка на таблицу 1 "Целевые показатели муниципальной программы".
В графе "Наименование показателей результатов" таблицы 1, помимо наименования самого показателя, приводится единица его измерения (в скобках либо через запятую), а также ссылка на указ Президента Российской Федерации, которым установлен данный показатель, либо форму статистической отчетности, утвержденную Росстатом (если показатель предусмотрен в государственном статистическом учете).
В графе "Базовый показатель на начало реализации муниципальной программы" таблицы 1 отражаются значения показателя на год разработки проекта муниципальной программы либо на год, предшествующий разработке (в случае отсутствия данных на год разработки).
Графы "Значения показателя по годам" таблицы 1 в зависимости от показателя (его формулировки) заполняются значениями показателя, получаемыми на отчетную дату (начало/конец года), за отчетный год либо нарастающим итогом за период реализации муниципальной программы.
Графа "Целевое значение показателя на момент окончания действия муниципальной программы" таблицы 1 заполняется в зависимости от значений показателя по годам реализации муниципальной программы: если значения по годам заполнялись "на отчетную дату" либо "нарастающим итогом", то целевое значение показателя равняется значению показателя в последний год реализации муниципальной программы, если "за отчетный год" - то равняется сумме значений показателя за все годы реализации муниципальной программы.
В таблице 1 как показатели конечных, так и непосредственных результатов могут распределяться по подпрограммам.
В случае необходимости отражения результатов муниципальной программы, не имеющих количественного измерения, в разделе 2 может приводиться описание эффектов и последствий от выполнения комплекса мероприятий муниципальной программы.
2.3.3. В разделе 3 "Обобщенная характеристика основных мероприятий муниципальной программы" отражается описание каждого основного мероприятия муниципальной программы, раскрывающее суть его реализации, дробление основных мероприятий на более мелкие, необходимость реализации отдельных мероприятий в целях достижения показателей, установленных в указах Президента Российской Федерации.
В текстовой части данного раздела не требуется по каждому мероприятию указывать ответственного исполнителя (соисполнителя) и объемы его финансирования, поскольку эта информация указана в таблице 2 "Перечень программных мероприятий".
В разделе 3 дается ссылка на таблицу 2 "Основные мероприятия муниципальной программы".
Объемы финансирования каждого мероприятия, задачи, подпрограммы, цели распределяются по источникам финансирования, при этом указываются только те источники, которые привлекаются на реализацию мероприятия, решение задачи, выполнение подпрограммы, достижение цели.
В случае если мероприятие имеет несколько соисполнителей, то объемы его финансирования распределяются между соисполнителями, например:
N п/п |
Основные мероприятия муниципальной программы |
Ответственный исполнитель/соисполнитель |
Источники финансирования |
Финансовые затраты на реализацию (тыс. рублей) |
|||
всего |
в том числе |
||||||
2014 год |
2015 год |
и т.д. |
|||||
1. |
Наименование основного мероприятия |
соисполнитель 1 |
всего |
|
|
|
|
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||
бюджет автономного округа |
|
|
|
|
|||
местный бюджет |
|
|
|
|
|||
бюджет поселений |
|
|
|
|
|||
иные внебюджетные источники |
|
|
|
|
|||
соисполнитель 2 |
всего |
|
|
|
|
||
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||
бюджет автономного округа |
|
|
|
|
|||
местный бюджет |
|
|
|
|
|||
бюджет поселений |
|
|
|
|
|||
иные внебюджетные источники |
|
|
|
|
Объемы финансирования в строке "Всего по муниципальной программе" таблицы 2 также распределяются по источникам, которые привлекаются на реализацию муниципальной программы.
При этом общий объем финансирования, указанный в строке "Всего по муниципальной программе", ниже в таблице 2, распределяется по строкам "инвестиции в объекты муниципальной собственности" и "прочие расходы", а также по строкам "Ответственный исполнитель", "Соисполнитель 1" и т.д.
В проекте муниципальной программы строки "Ответственный исполнитель", "Соисполнитель 1" и т.д. таблицы 2 заменяются на наименования соответствующих структурных подразделений администрации района.
В графе 3 "Ответственный исполнитель/соисполнитель" таблицы 2 по мероприятиям, предусматривающим предоставление субсидий муниципальным образованиям поселений района на софинансирование их расходных обязательств, после наименования структурного подразделения администрации района, являющегося исполнителем мероприятия, указываются муниципальные образования поселений (по согласованию), например:
N п/п |
Основные мероприятия муниципальной программы |
Ответственный исполнитель/соисполнитель |
Источники финансирования |
Финансовые затраты на реализацию (тыс. рублей) |
|||
всего |
в том числе |
||||||
2014 год |
2015 год |
и т.д. |
|||||
1. |
Предоставление субсидий муниципальным образованиям района |
управление жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства администрации района, муниципальные образования поселений (по согласованию) |
всего |
|
|
|
|
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|||
бюджет автономного округа |
|
|
|
|
|||
бюджет района |
|
|
|
|
|||
бюджет поселений |
|
|
|
|
|||
иные внебюджетные источники |
|
|
|
|
В объемах финансирования мероприятий по предоставлению субсидий муниципальным образованиям поселений в обязательном порядке отражаются также средства бюджетов в объемах, пропорциональных определенным долям софинансирования.
2.3.4. Раздел 4 "Механизм реализации муниципальной программы" должен содержать порядок действий участников муниципальной программы при реализации ее мероприятий, их взаимодействие на всех этапах реализации муниципальной программы, а также взаимодействие с органами государственной власти автономного округа, муниципальными образованиями поселений.
По каждому мероприятию муниципальной программы (комплексу мероприятий), предусматривающему предоставление субсидий муниципальным образованиям поселений на реализацию аналогичных мероприятий муниципальных программ, должен быть определен порядок его реализации (порядок софинансирования мероприятий поселений), устанавливающий условия предоставления субсидий, и утверждается отдельным документом.
Также порядок реализации определяется по каждому мероприятию (комплексу мероприятий), предусматривающему предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями.
<< Назад |
Приложение >> Приложение |
|
Содержание Постановление администрации Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 сентября 2013 г. N 1947... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.