Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации Ханты-Мансийского района
от 6 марта 2012 г. N 46
Правила разработки и утверждения административных регламентов
предоставления муниципальных услуг
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок разработки и утверждения администрацией Ханты-Мансийского района (далее - администрация района) административных регламентов предоставления муниципальных услуг (далее - административный регламент), в том числе по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
2. Административный регламент является нормативным правовым актом администрации района, устанавливающим порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги.
2.1. Порядок предоставления муниципальной услуги предусматривает установление сроков и последовательности административных процедур и административных действий администрации Ханты-Мансийского района по предоставлению муниципальной услуги по запросу физического или юридического лица или его уполномоченного представителя (далее - заявитель) в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при осуществлении возложенных исполнительно-распорядительных полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уставом Ханты-Мансийского района и иными муниципальными нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского района.
3. Административный регламент предоставления муниципальной услуги также устанавливает порядок взаимодействия между органами и должностными лицами администрации района, а также взаимодействие администрации района с государственными органами, органами государственных внебюджетных фондов, иными органами местного самоуправления, организациями при предоставлении муниципальной услуги.
4. Административные регламенты администрации района по предоставлению муниципальных услуг разрабатываются администрацией района.
4.1. Распорядительным правовым актом администрации района определяется перечень муниципальных услуг администрации района и отраслевой (функциональный) орган администрации района, ответственный за разработку и утверждение административных регламентов, осуществляющий деятельность по соответствующему направлению в установленных сферах деятельности администрации района (далее - ответственный исполнитель).
5. Ответственный исполнитель при разработке административного регламента предусматривает оптимизацию (повышение качества) предоставления муниципальной услуги, в том числе:
упорядочение административных процедур и административных действий;
устранение избыточных административных процедур и избыточных административных действий, если это не противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
сокращение количества документов, представляемых заявителями для получения муниципальной услуги, применение новых форм документов, позволяющих устранить необходимость неоднократного предоставления идентичной информации, снижение количества взаимодействий заявителя с администрацией района при предоставлении муниципальной услуги, в том числе за счет выполнения отдельных административных процедур (действий) на базе многофункциональных центров предоставления услуг и реализации принципа "одного окна", использование межведомственных согласований при предоставлении муниципальной услуги без участия заявителя, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
сокращение сроков предоставления муниципальной услуги, а также сроков исполнения отдельных административных процедур и административных действий, относящихся к предоставлению муниципальной услуги;
ответственность должностных лиц за несоблюдение требований административного регламента при исполнении административных процедур (действий);
предоставление муниципальной услуги в электронной форме.
6. Ответственный исполнитель обязан разместить сроком на один месяц разработанный проект административного регламента на официальном веб-сайте органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района для проведения независимой экспертизы, при этом указать срок, отведенный для проведения независимой экспертизы. Со дня размещения проекта административного регламента заинтересованным лицам обеспечивается доступ для ознакомления с ним.
7. Все поступившие заключения независимой экспертизы на проект административного регламента рассматриваются администрацией района, по результатам каждой такой экспертизы принимается решение.
8. Проект административного регламента подлежит экспертизе, проводимой экспертной комиссией администрации района (далее - экспертная комиссия) в установленном порядке.
9. На экспертизу предоставляется следующий перечень материалов:
проект нормативного правого акта администрации района об утверждении административного регламента;
проект административного регламента с приложениями;
пояснительная записка, в которой приводится анализ практики предоставления муниципальной услуги, информация об основных предполагаемых улучшениях предоставления муниципальной услуги в случае принятия административного регламента;
заключения независимой экспертизы и принятые по ним решения, предложения заинтересованных организаций и граждан и сведения об их учете.
10. В случае, если в процессе разработки проекта административного регламента выявлена возможность оптимизации (повышения качества) предоставления муниципальной услуги путем исключения дублирующих процедур и действий при условии внесения соответствующих изменений в муниципальные правовые акты Ханты-Мансийского района, в уполномоченный орган предоставляются проекты соответствующих муниципальных правовых актов.
11. Внесение изменений в административные регламенты предоставления муниципальных услуг осуществляется в соответствии с порядком, установленным для разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг.
II. Требования к административным регламентам
12. Наименование административного регламента определяется в соответствии с формулировкой соответствующей редакции положения нормативного правового акта, которым предусмотрена муниципальная услуга.
13. Структура административного регламента содержит следующие разделы:
общие положения;
стандарт предоставления муниципальной услуги;
состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к их выполнению, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронном виде;
формы контроля за исполнением административного регламента;
досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия), принимаемых и совершаемых администрацией района при предоставлении муниципальной услуги.
14. Раздел "Общие положения" состоит из следующих глав:
предмет регулирования административного регламента;
сведения о заявителях, а также о физических и юридических лицах, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочиями выступать от их имени при взаимодействии с соответствующими органами местного самоуправления (в том числе непосредственно с администрацией района или органами местного самоуправления Ханты-Мансийского района);
требования к информированию о правилах предоставления муниципальной услуги.
15. В главе, устанавливающей требования к информированию о порядке предоставления муниципальной услуги, указываются в том числе:
информация о месте нахождения и графике работы администрации района, о месте расположения (предоставления муниципальной услуги), графике приема заявителей, адреса электронной почты, справочные телефоны органов администрации района и их должностных лиц, ответственных за предоставление администрацией района муниципальной услуги, в том числе номер телефона-автоинформатора о способах получения информации о местах нахождения и графиках работы государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, иных органов местного самоуправления, организаций, обращение в которые необходимо для предоставления муниципальной услуги, а также о многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг;
адрес официального веб-сайта органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района с указанием раздела официального исполнителя;
адреса официальных сайтов органов государственной власти, иных органов местного самоуправления, органов государственных внебюджетных фондов, организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, содержащих информацию, необходимую для предоставления муниципальной услуги и услуг, необходимых и обязательных для предоставления муниципальной услуги, адреса их электронной почты;
порядок получения информации заявителями по вопросам предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными при предоставлении муниципальной услуги, сведений о ходе предоставления указанных услуг, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и Портала государственных и муниципальных услуг (функций) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
порядок, форма и место размещения указанной в настоящем подпункте информации, в том числе на информационных стендах в местах предоставления муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, а также на официальном веб-сайте органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района, в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
16. Раздел "Стандарт предоставления муниципальной услуги" содержит следующие главы:
наименование муниципальной услуги (в том числе указываются наименования органов администрации района, ответственных за исполнение административных процедур при предоставлении муниципальной услуги, и их должностные лица, муниципальные служащие);
наименование органа местного самоуправления, предоставляющего муниципальную услугу;
результат предоставления муниципальной услуги;
срок предоставления муниципальной услуги;
правовые основания для предоставления муниципальной услуги;
исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем самостоятельно с указанием порядка и способов их предоставления и получения заявителем, в том числе в электронной форме (бланки, формы обращений, заявления и иные документы, подаваемые заявителем в связи с предоставлением муниципальной услуги, приводятся в качестве приложений к административному регламенту, за исключением случаев, когда формы указанных документов установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрена свободная форма подачи таких документов);
исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению в порядке межведомственного информационного взаимодействия с указанием о праве заявителя по их предоставлению по собственной инициативе (бланки, формы обращений, заявления и иные документы, подаваемые заявителем в связи с предоставлением муниципальной услуги, приводятся в качестве приложений к административному регламенту, за исключением случаев, когда формы указанных документов установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрена свободная форма подачи таких документов);
исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги. В случае отсутствия таких оснований следует прямо указать на это в административном регламенте;
размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами Ханты-Мансийского района;
максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении муниципальной услуги и при получении результата предоставления муниципальной услуги;
срок регистрации запроса заявителя о предоставлении муниципальной услуги;
требования к помещениям, в которых предоставляется муниципальная услуга, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
показатели доступности и качества муниципальной услуги;
иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления муниципальной услуги в многофункциональных центрах и особенности предоставления муниципальной услуги в электронной форме;
результат предоставления муниципальной услуги.
17. В главе "Срок предоставления муниципальной услуги" срок предоставления муниципальной услуги указывается с учетом необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении муниципальной услуги, с учетом срока приостановления предоставления муниципальной услуги в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с учетом срока выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления муниципальной услуги.
18. В разделе указывается на запрет требования от заявителя:
представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги;
представления документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, иных органах местного самоуправления либо в подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, муниципальными правовыми актами Ханты-Мансийского района, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг ";
осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги, и связанных с обращением в государственные органы, иные органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечень услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления администрацией района муниципальных услуг, утверждаемого нормативным правовым актом Думы Ханты-Мансийского района.
19. Раздел, касающийся состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, в том числе особенностей выполнения административных процедур в электронной форме, состоит из подразделов, соответствующих количеству административных процедур - логически обособленных последовательностей административных действий при предоставлении муниципальных услуг и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги, имеющих конечный результат и выделяемых в рамках предоставления муниципальной услуги. В начале раздела указывается исчерпывающий перечень административных процедур, содержащихся в нем. В данном разделе отдельно описывается административная процедура о получении сведений и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Описание процедуры должно содержать положение о составе документов и информации, которые необходимы администрации района для предоставления муниципальной услуги и организации, участвующей в предоставлении муниципальной услуги, но находятся в иных органах и организациях, указывается порядок подготовки и направления межведомственного запроса.
20. Каждая административная процедура должна содержать следующие элементы:
юридические факты, являющиеся основанием для начала административного действия;
сведения о лицах, ответственных за выполнение административной процедуры, и каждого административного действия, входящего в её состав. Если нормативные правовые акты, в том числе муниципальные нормативные правовые акты Ханты-Мансийского района, непосредственно регулирующие предоставление муниципальной услуги, содержат указание на конкретную должность, то она указывается в административном регламенте; содержание каждого административного действия, входящего в состав административной процедуры, продолжительность и (или) максимальный срок его выполнения;
критерии принятия решений;
результат административной процедуры и порядок передачи результата, который может совпадать с юридическим фактом, являющимся основанием для начала исполнения следующей административной процедуры;
способ фиксации результата выполнения административной процедуры, в том числе в электронном виде, содержащий указание на формат обязательного отображения административной процедуры, в том числе в электронных системах.
21. Раздел "Формы контроля за предоставлением муниципальной услуги" включает в себя следующие подразделы:
порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению муниципальной услуги, а также за принятием ими решений;
порядок, формы и периодичность проведения проверок за полнотой и качеством предоставления муниципальной услуги;
ответственность должностных лиц за решения и действия (бездействия), принимаемые и совершаемые в ходе предоставления муниципальной услуги;
положения, характеризующие требования к осуществлению и формам контроля за предоставлением муниципальной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций.
22. Раздел "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия), принятых и совершенных в ходе предоставления муниципальной услуги" должен содержать:
информацию для заявителя о его праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе предоставления муниципальной услуги;
сведения о предмете досудебного (внесудебного) обжалования;
исчерпывающий перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы (претензии) либо приостановления ее рассмотрения;
основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования;
порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) администрации района и её ответственных должностных лиц при предоставлении муниципальной услуги;
право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы;
должностные лица администрации района, уполномоченные на рассмотрение жалоб заявителей в досудебном (внесудебном) порядке;
сроки рассмотрения жалобы;
результаты досудебного (внесудебного) обжалования.
23. Административный регламент должен содержать обязательные элементы о порядке предоставления муниципальной услуги в электронной форме, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и Портала государственных и муниципальных услуг (функций) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в частности при:
предоставлении в установленном порядке информации заявителям и обеспечении доступа заявителей к сведениям о муниципальной услуге;
подаче заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, и прием таких запроса и документов;
получении заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении муниципальной услуги;
взаимодействии администрации района с органами государственной власти, иными органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении муниципальной услуги, в том числе порядок и условия такого взаимодействия;
получении заявителем результата предоставления муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом;
совершение иных действий, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
24. Блок-схема предоставления муниципальной услуги приводится в приложении к административному регламенту.
25. Проекты административных регламентов предоставления муниципальных услуг подлежат независимой экспертизе.
26. Предметом независимой экспертизы проекта административного регламента предоставления муниципальной услуги (далее - независимая экспертиза) является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений проекта административного регламента.
27. Независимая экспертиза может проводиться физическими и юридическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств. Независимая экспертиза не может проводиться физическими и юридическими лицами, принимавшими участие в разработке проекта административного регламента, а также организациями, находящимися в ведении администрации района.
28. По результатам независимой экспертизы составляется заключение, которое направляется в администрацию района.
29. Ответственный исполнитель рассматривает поступившие заключения независимой экспертизы, предложения заинтересованных организаций и граждан и принимает от имени администрации района по каждому из них решение.
30. Не поступление заключения независимой экспертизы в администрацию района в срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, не является препятствием для проведения экспертизы экспертной комиссией и последующего утверждения административного регламента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.