Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
1.1. Анализ положения городского округа в структуре пространственной
организации субъектов Российской Федерации
Муниципальное образование городской округ город Ханты-Мансийск - административный центр Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Город Ханты-Мансийск расположен в живописном месте Западно-Сибирской низменности у подножья крутых склонов правого берега р. Иртыш, в 20 км от места слияния рек Иртыша и Оби.
Площадь территории муниципального образования составляет 33 776 га, протяженность улично-дорожной сети города около 162,2 км. Часть территории городского округа занимают пойменные территории, затапливаемые паводковыми водами. Река Иртыш огибает город и является его естественной границей с юго-востока, юга и запада.
Климатическая зона, в которой расположен город Ханты-Мансийск, характеризуется ярко выраженным умеренным континентальным климатом с продолжительной суровой зимой с ветрами и коротким, жарким летом. Территория городского округа приравнена к районам Крайнего Севера.
Ханты-Мансийск имеет сформированную транспортную инфраструктуру, развивается как точка пересечения путей автомобильного, воздушного и речного транспорта.
1.2. Социально-экономическая характеристика, характеристика градостроительной деятельности, деятельности в сфере транспорта, оценка транспортного спроса
Численности населения на 01.01.2017 составила 98778 человек (по итогам 2015 года - 96936 человек).
Среднегодовая численность населения увеличилась на 1,8% и составила 97857 человек (по итогам 2015 года - 96145 человек).
Естественный прирост составил 1218 человек. Миграционный прирост населения составил 624 человек.
Динамика показателей уровня жизни населения:
доходы на душу населения снизились с 47590,44 рублей до 47 460,40 рублей что составило 99,7%;
среднемесячная заработная плата составила 65980,6 рублей или 102,0% (соответствующий период 2015 года - 64714,8 рублей).
Система общего образования в городе Ханты-Мансийске представлена 10 образовательными учреждениями: 6 средних, 1 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида, 3 учреждения, реализующих программы повышенного уровня - школа с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия и лицей-интернат.
Дополнительное образование предоставляют 16 организаций разной ведомственной принадлежности системы образования, культуры и спорта, а также негосударственные образовательные учреждения, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности.
По основным видам промышленной продукции объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним предприятиям составил 11994,2 млн рублей или 123,2% к соответствующему периоду 2015 года (9737,1 млн рублей).
Наибольшую долю в промышленном производстве занимают предприятия по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа и воды - 93,7% (соответствующий период 2015 года - 92,8%).
Предприятиями местной промышленности выпускается продукция для внутреннего потребления и реализации на территории города.
По состоянию на 01.01.2017 в городе Ханты-Мансийске в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг осуществляют деятельность 24 предприятия различной формы собственности, в том числе 5 муниципальных предприятий (муниципальное водоканализационное предприятие, МП "Ханты-Мансийскгаз", МП "Горэлектросети", муниципальное дорожно-эксплуатационное предприятие, МП "Жилищно-коммунальное управление"), 1 предприятие, созданное в форме открытого акционерного общества со 100% долей акций муниципального образования в уставном капитале (ОАО "УТС"), 4 товарищества собственников жилья.
Удельный вес общей площади жилых помещений, оборудованной одновременно водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными плитами к общей площади жилых помещений возрос с 71,2% до 72,8%.
Комплексное развитие транспортной инфраструктуры в городе Ханты-Мансийске - необходимое условие экономического, политического и социально-культурного развития города.
Ежегодный рост населения города, ввод в эксплуатацию жилых комплексов обусловливает необходимость развития транспортной инфраструктуры для удовлетворения потребности населения города.
1.3. Характеристика существующего состояния
транспортной инфраструктуры
Характеристика функционирования и показатели работы транспортной инфраструктуры по видам транспорта. Характеристика сети дорог городского округа, параметры дорожного движения,
оценка качества содержания дорог
На территории города Ханты-Мансийска расположено 2 крупных объекта транспортной инфраструктуры - аэропорт "Ханты-Мансийск" и Авторечвокзал.
Воздушное сообщение как на внутренних российских, так и на международных авиалиниях, осуществляется аэропортом "Ханты-Мансийск". Протяженность взлетно-посадочной полосы составляет 2800х45 м. По итогам 2016 года воздушным транспортом перевезено 230108 пассажиров.
Перевозка пассажиров и грузов речным транспортом осуществляется предприятиями: ОАО "Северречфлот" и ОАО "Обь-Иртышское речное пароходство".
По территории города проходят участки автодорог федерального и регионального значений.
Общая протяженность улиц и дорог города Ханты-Мансийска в 2016 году составила 162,2 км и увеличилась по сравнению с 2015 годом на 10,6 км. Доля автомобильных дорог с твердым покрытием от общей протяженности дорог в 2016 году составила 97,7%, увеличившись по сравнению с 2015 годом на 0,2%.
В городе действует 6 подземных переходов, 4 двухуровневых транспортных развязки, что позволяет существенно разгрузить автотранспортный поток на центральных улицах города. В целях обеспечения безопасности дорожного движения, регулирования транспортных потоков и информирования участников дорожного движения, улично-дорожная сеть города оборудована техническими средствами организации дорожного движения:
общее количество светофорных объектов составляет 51 штуку;
общее количество дорожных знаков составляет 4 708 штук, из них в 2016 году заменено 1096 штук;
нанесено 402 км горизонтальной дорожной разметки и 41 тыс. кв.м разметки пешеходных переходов.
1.4. Анализ состава парка транспортных средств и уровня
автомобилизации, обеспеченность парковками
(парковочными местами)
С каждым годом увеличивается количество транспортных средств, состоящих на учете в Ханты-Мансийске, в 2016 году - 31 586 единиц транспорта, что на 2,8% больше, чем в 2015 году (30 729 единиц).
N п/п |
Вид транспортного средства |
Количество транспортных средств |
|||||
2016 г. |
2015 г. |
||||||
Физические лица |
Юридические лица |
Итого |
Физические лица |
Юридические лица |
Итого |
||
1. |
Легковые |
21 200 |
2 427 |
23 627 |
20 830 |
2 297 |
23 127 |
2. |
Грузовые |
1915 |
1960 |
3875 |
1 755 |
2 035 |
3 790 |
3. |
Автобусы |
495 |
915 |
1410 |
449 |
914 |
1 363 |
4. |
Мототранспорт |
842 |
54 |
896 |
770 |
43 |
813 |
5. |
Прицепы |
972 |
274 |
1246 |
967 |
188 |
1 155 |
6. |
Полуприцепы |
184 |
348 |
532 |
166 |
315 |
481 |
|
Итого |
25 608 |
5 978 |
31 586 |
24 937 |
5 792 |
30 729 |
Уровень автомобилизации жителей города Ханты-Мансийска - свыше 310 единиц автотранспорта на 1000 жителей.
В городе нет достаточного количества парковок для автомобильного транспорта. Особенно остро стоит проблема парковок в центральной части. Неправильно припаркованные автомобили создают помехи для движения транспорта, в том числе и транспорта общего пользования. Автомобильный транспорт, как правило, паркуется на примыкающей к тротуару полосе движения транспорта либо на зеленых зонах.
1.5. Характеристика работы транспортных средств общего пользования
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом в городе Ханты-Мансийске выполняют ОАО "Ханты-Мансийское автотранспортное предприятие" и индивидуальные предприниматели. Администрацией города Ханты-Мансийска с 19 перевозчиками заключены договоры на перевозку пассажиров по городским маршрутам. Перевозка жителей города осуществляется по 18 городским маршрутам, 8 из которых являются социально значимыми. Общая протяженность сети маршрутов регулярных перевозок составляет около 550 км.
Ежедневно на городские маршруты выходит около 110 единиц подвижного состава.
В 2016 году автомобильным общественным транспортом перевезено 6406,0 тыс. человек (в 2015 году - 8004,7 тыс. человек).
Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры устанавливаются предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриокружным и межобластным маршрутам, автомобильным общественным транспортом в городском и пригородном сообщении. В целях обеспечения материальными ресурсами (топливом, шинами, запасными частями и др.) необходимого количества транспортных средств, выпускаемых перевозчиком на маршрут, с учетом требований по безопасности перевозок, обеспечения экономически устойчивой деятельности перевозчика ежегодно из бюджета города Ханты-Мансийска перевозчику предоставляется субсидия в целях возмещения затрат, возникших в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров в границах муниципального образования город Ханты-Мансийск по регулируемым тарифам.
Перевозка пассажиров и грузов речным транспортом осуществляется предприятиями: ОАО "Северречфлот" и ОАО "Обь-Иртышское речное пароходство".
Ежегодно Администрация города Ханты-Мансийска выступает заказчиком и организатором перевозок пассажиров водным транспортом на пригородной линии "Ханты-Мансийск - Дачи". В навигационный период 2016 года перевезено 420862 пассажира, за аналогичный период 2015 года перевезено 358138 человек.
1.6. Характеристика условий пешеходного и велосипедного передвижения
Пешеходное и велосипедное движение осуществляется по тротуарам и велосипедным дорожкам.
Учитывая рост автомобилизации, особое внимание должно уделяться разработке системных решений по обеспечению безопасности движения с учетом особенностей движения транспорта и пешеходов в городской среде. Строительство транспортных пересечений и пешеходных переходов в разных уровнях, исключение доступа пешеходов на скоростные городские автомагистрали, устройство пешеходных и велосипедных дорожек вдоль автомобильных дорог, проходящих через город.
Размещение пешеходных и велосипедных дорожек в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории.
В настоящее время при проектировании реконструкции участков улично-дорожной сети в обязательном порядке учитывается строительство пешеходных и велосипедных дорожек.
1.7. Характеристика движения грузовых транспортных средств, оценка работы транспортных средств коммунальных и дорожных служб, состояния инфраструктуры для данных транспортных средств
Организация дорожного движения на территории города Ханты-Мансийска определена таким образом, чтобы исключить движение грузовых автомобилей и автомобилей, осуществляющих перевозку крупногабаритных и опасных грузов, в центральной части города. Для этих целей движение таких автомобилей организовано по объездным автодорогам: ул. Объездная, ул. Восточная объездная, ул. Студенческая.
Интенсивность движения грузового транспорта на обходных магистралях города существенно превышает показатели, характерные для внутренних улиц города. В составе всего потока грузовых автомобилей преобладают автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн.
На работах по содержанию и текущему ремонту улично-дорожной сети города занято около 115 единиц коммунальной и дорожной техники. В целом работа коммунальных и дорожных служб оценивается как удовлетворительная.
1.8. Анализ уровня безопасности дорожного движения
В 2016 году на автодорогах города зарегистрировано на 2,0% больше ДТП, чем за аналогичный период 2015 года (далее - АППГ), что в абсолютных цифрах составило 142 дорожно-транспортных происшествия на 139, в результате которых ранено 190 человек (+1,0% к АППГ - 188), погибло 2 человека (+100% к АППГ - 1).
С участием пешеходов зарегистрировано 42 дорожно-транспортных происшествия (далее - ДТП) (меньше на 5,0% к АППГ - 44), при которых погибших нет (уровень прошлого года) и 42 человека получили травмы различной степени тяжести (меньше на 5,0% к АППГ - 45). По вине пешеходов произошло 12 ДТП (меньше на 29% к АППГ - 17).
Всего же сотрудниками отдела ГИБДД МО МВД России "Ханты-Мансийский" за 2016 год пресечено 25182 (-8% к АППГ - 27417) нарушений правил дорожного движения, из них нарушений ПДД пешеходами - 1001 (рост в два раза к АППГ - 479).
1.9. Оценка уровня негативного воздействия
транспортной инфраструктуры на окружающую среду,
безопасность и здоровье населения
Ежегодное увеличение автотранспорта на городских дорогах негативным образом влияет на экологическую ситуацию в городе, особенно в зоне жилой застройки, расположенной вблизи улиц с наиболее интенсивным движением.
Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания содержат около 200 компонентов. Углеводородные соединения отработавших газов, наряду с токсическими свойствами, обладают канцерогенным действием (способствуют возникновению и развитию различных заболеваний). Таким образом развитие транспортной инфраструктуры без учета экологических требований существенно повышает риски возникновения различных заболеваний населения.
Условия быстрого роста автомобильного парка приводят к еще большему возрастанию негативного воздействия на окружающую среду. С учетом этого планируется при проведении конкурсов на организацию транспортного обслуживания населения включать один из оценочных показателей экологический класс транспортных средств.
1.10. Характеристика существующих условий и перспектив развития и размещения транспортной инфраструктуры городского округа
Размещение основных объектов транспортной инфраструктуры города осуществляется в соответствии с Генеральным планом города Ханты-Мансийска, которым предусмотрено перспективное размещение транспортных искусственных сооружений - мостов, путепроводов, развязок в разных уровнях, а также вокзалов - железнодорожных, автобусных, речных и других объектов.
1.11. Оценка нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и развития транспортной инфраструктуры
Функционирование и развитие транспортной инфраструктуры осуществляется в соответствии с:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р "О транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года";
федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848;
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 418-п;
настоящей муниципальной программой.
1.12. Оценка финансирования транспортной инфраструктуры
Финансирование мероприятий по содержанию и развитию транспортной инфраструктуры осуществляется за счет средств бюджета города Ханты-Мансийска и бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Объем финансирования вышеуказанных мероприятий недостаточен, что обусловлено ограниченными возможностями бюджета города Ханты-Мансийска. Принятие на федеральном и региональном уровне нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление бюджету города субсидий, позволяет привлечь дополнительные средства на выполнение мероприятий по содержанию и развитию транспортной инфраструктуры города.
1.13. Прогноз транспортного спроса, изменения объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов на территории городского округа
Прогнозные показатели социально-экономического развития города Ханты-Мансийска определены с учетом сценарных условий Министерства экономического развития Российской Федерации, предложенных министерством дефляторов, приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, сформулированных в "Комплексной программе социально-экономического развития города Ханты-Мансийска до 2020 года", утвержденной решением Думы города Ханты-Мансийска от 22.12.2014 N 567-V РД.
Учитывая тенденции роста парка легковых автомобилей к 2020 году возможно снижение уровня перевозок пассажиров транспортом общего пользования. Однако, ряд мероприятий, проводимых в городе, в том числе по оптимизации сети маршрутов транспорта общего пользования будет способствовать привлечению пассажиров в транспорт общего пользования и отказу граждан от поездок в центр города на личном автомобильном транспорте.
Избыточная концентрация рабочих мест в центре города Ханты-Мансийска приводит к ежедневным утренним транспортным потокам из граничных районов города к его центру и обратно в вечернее время.
В связи с вышеизложенным предполагается, что до 2020 года не произойдет значительных изменений в направлениях движения пассажирских транспортных потоков и транспортного спроса населения.
Планируется проведение работ по оптимизации маршрутов грузового транспорта. Комплекс предлагаемых мероприятий позволит ограничить проезд грузового автотранспорта по центральным (основным) участкам улично-дорожной сети города.
Оптимизация маршрутов движения грузового автотранспорта позволит снизить разрушение дорог центральной части города, снизить уровень дорожно-транспортных происшествий, уменьшить "заторы", а также снизить степень шумового воздействия на организм человека и улучшить экологическую обстановку во всем городе.
Развитие транспортной инфраструктуры города Ханты-Мансийска определено Генеральным планом и действующими государственными и муниципальными программами. В результате реализации запланированных мероприятий повысится доступность общественного транспорта и других объектов транспортной инфраструктуры. Увеличится количество обустроенных в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения пешеходных переходов, тротуаров и велодорожек.
Имеющийся в городе Авторечвокзал соответствуют действующим требованиям и потребностям жителей города в транспортном обслуживании.
К основным проблемам развития транспортной системы относятся:
рост автомобильного парка;
увеличение потребности жителей города в перемещениях;
градостроительно-планировочные проблемы развития городской территории;
слабое развитие велотранспортной инфраструктуры;
увеличение интенсивности использования индивидуального транспорта;
убыточность пассажирских перевозок на маршрутах с малым пассажиропотоком;
продолжающееся снижение объемов перевозок по социально значимым маршрутам и перераспределение его на коммерческий маршрутный транспорт;
значительные интервалы движения (более 15 минут) на социально значимых маршрутах;
не развитая система информирования пассажиров о фактическом времени прибытия на остановку транспортных средств.
В целях преодоления этих негативных тенденций и обеспечения приоритетного развития транспортной инфраструктуры необходима разработка комплекса мероприятий по ее развитию и совершенствованию.
Необходимость принятия планировочных и конструктивных решений по улучшению улично-дорожной сети требуется в ближайшее время. В противном случае транспортная инфраструктура города Ханты-Мансийска будет ухудшаться с каждым годом, что неминуемо приведет к замедлению темпов социально-экономического развития, потере инвестиционной привлекательности города и ухудшению условий проживания горожан.
Программа "Развитие транспортной системы города Ханты-Мансийска" на 2016 - 2020 годы является одним из важнейших средств реализации целенаправленной долгосрочной политики по дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры и повышению безопасности дорожного движения. На сегодняшний день для обеспечения необходимой пропускной способности, безопасности дорожного движения, комфортного проживания населения города Ханты-Мансийска необходимо продолжение работ по:
строительству новых и реконструкции, модернизации существующих улиц и дорог;
созданию современной системы управления и регулирования дорожным движением;
применению технических средств организации дорожного движения с использованием инновационных дорожных технологий и материалов;
повышению комплексной безопасности дорожного движения и устойчивости транспортной системы;
обеспечению необходимого количества автомобильных парковок и стоянок, в том числе многоуровневых, вне основной проезжей части улиц и дорог;
оптимизации маршрутной сети общественного транспорта.
За счет проведения работ по созданию современной системы управления и регулирования дорожным движением, оптимизации маршрутов грузового и пассажирского транспорта общего пользования, организации парковочного пространства планируется уменьшение интенсивности движения транспорта и увеличение пропускной способности на основных магистралях города и, следовательно, уменьшение уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения.
Применение программного метода в решении проблем транспортной инфраструктуры позволяет обеспечить эффективное планирование, выделить направления финансирования, определить приоритетность тех или иных мероприятий, распределить полномочия и ответственность между органами исполнительной власти на муниципальном уровне.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.