Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Краткая характеристика текущего состояния сферы образования города Нягани
Стратегическим приоритетом в развитии системы образования города Нягани является формирование современной системы качественного доступного образования с учетом запросов населения, перспектив развития экономики города Нягани и регионального рынка труда.
Дошкольное образование сегодня - это важный фактор образования, который обеспечивает каждому ребенку равные условия для его успешности обучения в школе.
В настоящее время в городе Нягани 10 дошкольных образовательных организаций предоставляют услуги различной направленности в зависимости от реализуемой программы. Кроме общеразвивающих программ дошкольного образования детские сады города Нягани предоставляют дополнительные образовательные, оздоровительные и коррекционные услуги. Во всех детских садах работают логопедические пункты и службы психологической помощи. На бесплатной основе работают 5 специализированных коррекционных групп.
На 01.01.2015 года в области дошкольного образования получали услугу дошкольного образования 3505 детей дошкольного возраста, доля детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных организациях, в общей численности детей в возрасте 3 - 7 лет составляет 87,7%.
В 2014 году решена проблема создания равных стартовых возможностей для подготовки детей к школе. В очереди нет детей предшкольного возраста. С вводом в строй новых детских садов, будет решена проблема очередности и для детей среднего дошкольного возраста. Решение задачи поддержки раннего развития детей возможно за счет расширения вариативных форм дошкольного образования, в том числе и индивидуальными предпринимателями.
Услуги в области общего образования предоставляют
9 общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования: 6 средних общеобразовательных школ, 1 гимназия, 2 начальные общеобразовательные школы. На базе двух школ реализуются программы дошкольного образования.
На начало 2015 - 2016 учебного года в школах обучается 7288 учеников, охват общим образованием составляет 99,8% от общей численности детей в возрасте 7 - 18 лет.
Получить образование в школах города Нягани можно в традиционной очной форме, в очно-заочной форме. Есть случаи получения общего образования вне образовательных организаций в форме семейного образования и самообразования.
Создаются условия для внедрения инклюзивного образования - обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных организаций города. В четырех общеобразовательных организациях созданы условия для беспрепятственного доступа.
Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные организации, организовано обучение на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. 75 ребенка с ограниченными возможностями здоровья охвачено школьным образованием. В городе Нягани созданы условия для обучения детей-инвалидов по технологии дистанционного обучения. Данной услугой охвачены все нуждающиеся учащиеся.
Кроме классов традиционного обучения в школах города Нягани открыты классы развивающего обучения, гимназические, классы с углубленным изучением предметов. Имеются случаи обучения по индивидуальным учебным программам. 12,9% учащихся получают образование повышенного уровня.
Для профессионального самоопределения школьников и подготовки к выбору будущей профессии организована предпрофильная подготовка и обучение в профильных классах. В целях профессиональной ориентации учащихся на военную службу и военные профессии на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Нягань "Средняя общеобразовательная школа N 1" организована работа кадетских классов.
В городе Нягани создана разноуровневая, многопрофильная система работы по выявлению и поощрению одаренных детей. Она охватывает детей от дошкольного до старшего школьного возраста и дает определенные результаты. Ежегодно в олимпиадах и различных конкурсных мероприятиях принимает участие каждый 5 учащийся школ города Нягани. Более 29% участников муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады являются победителями и призерами. Увеличилось число участников регионального этапа олимпиады.
Важным показателем успешной социализации детей и подростков в обществе является их подготовка к будущей профессии и социальная активность в решении молодежных проблем.
В городе Нягани созданы условия для проявления лидерских качеств учащихся через развитие детского общественного движения. Показателем социальной активности старшеклассников является создание во всех школах детских общественных объединений, в которых занято 78% школьников города Нягани. Данная деятельность способствует не только выявлению одаренных детей, но и снижению количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
Показателями качества работы школ являются результаты итоговой аттестации. В 2015 году 100% выпускников прошли государственную (итоговую) аттестацию и сдали единый государственный экзамен.
Услуги в области дополнительного образования детей оказывает муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования город Нягань "Центр детского творчества" (далее - МАОУ ДОД МО г. Нягань "Центр детского творчества"), в котором в настоящее время занимается 1995 детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Всего в организациях дополнительного образования детей в городе Нягани занимается более 14 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет. С введением новых образовательных стандартов наблюдается рост охвата школьной кружковой работой. Город Нягань занимает одно из лидирующих мест в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре по данному показателю.
Большую часть дня дети находятся в детских садах и школах, где созданы благоприятные санитарно-гигиенические условия для организации учебно-воспитательного процесса. 100% образовательных организаций имеют все виды благоустройства. 75% образовательных организаций располагаются в типовых зданиях. 92% образовательных организаций имеют спортивные залы. В шести организациях имеются бассейны. Во всех детских садах есть музыкальные и физкультурные залы.
В образовательных организациях созданы безопасные условия пребывания детей и подростков: во всех организациях действует система пожарной безопасности, есть кнопки экстренного вызова группы быстрого реагирования, полное обеспечение первичными средствами пожаротушения, установлены системы видеонаблюдения и шлагбаумы, организована лицензированная охрана организаций.
Немаловажным условием для качества обучения является сменность обучения. В 2014 - 2015 учебном году удалось уменьшить долю детей, обучающихся во вторую смену с 31,9% до 26,4%. за счет эффективного использования имеющихся площадей (1). На начало 2015 - 2016 учебного года данный показатель составляет 24,7%.
В образовательных организациях созданы условия для организации питания и медицинского обслуживания. 90% школ имеют современно оборудованные столовые. 100% школьников получают горячие завтраки, дети льготной категории получают горячие обеды.
Условием повышения качества образования является современная материально-техническая база образовательных организаций.
66,9% обучающихся имеют возможность пользоваться современной библиотекой, во всех библиотеках созданы условия для работы на стационарных компьютерах с выходом в Интернет, установлены средства для сканирования и распечатки бумажных материалов. Всем учащимся обеспечен доступ к сети Интернет на скорости более 2 Мбит/с.
В 66,7% школ имеются современные лабораторные комплекты по физике, химии и биологии. Все кабинеты начальных классов оснащены интерактивными досками. 63,6% обучающихся обеспечена возможность пользоваться современным учебным оборудованием для практических работ.
Результаты работы по укреплению материально-технической базы школ позволили увеличить долю муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций до 83,7%.
Педагогические коллективы образовательных организаций города Нягани укомплектованы квалифицированными кадрами, имеющими опыт работы 10 и более лет, отсутствует текучесть кадров. Более 93% педагогов школ и 65% педагогов детских садов имеют высшее образование. По данному показателю город Нягань занимает лидирующее место в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. 75,5% педагогов образовательных организаций имеют квалификационную категорию, более 41% из них - высшую и первую категории.
Принимаются меры по поэтапному повышению заработной платы педагогических работников. По данным окружного мониторинга за 2014 год (распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.08.2013 N 406-рп "О результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2012 год и предоставлении грантов городским округам и муниципальным районам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за достижение наилучших значений показателей, характеризующих уровень муниципального управления в муниципальном образовании") город Нягань по средней заработной плате работников дошкольных образовательных организаций находится на 10 месте, а по заработной плате работников общеобразовательных организаций - на 8 месте.
Тем не менее, в системе образования города Нягани, существуют следующие проблемы:
- основная проблема дошкольного образования - это отсутствие его доступности для всех детей. Существующая сеть дошкольных образовательных организаций не полностью удовлетворяет потребности населения. Несмотря на реализуемые меры по введению дополнительных мест в действующих детских садах за счет эффективного использования площадей групповых помещений, расширения альтернативных форм дошкольного образования, строительства новых дошкольных образовательных организаций, в связи с высокими показателями рождаемости, по состоянию на 01.01.2014 охват дошкольным образованием детей в возрасте 3 - 7 лет составляет 90,6%, что ниже среднеокружного показателя. Общая численность детей, стоящих в очереди на получение места в муниципальных образовательных дошкольных организациях составила 2416 человек, доля детей, стоящих в очереди для определения в муниципальные образовательные дошкольные организации, составляет 33,4%;
- дальнейшего решения требует проблема внедрения инклюзивного образования - обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных организаций. Для этого необходимо обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательных организаций и создание комплекса условий для внедрения адаптированных общеобразовательных программ;
- для повышения качества общего образования в ситуации внедрения новых стандартов необходимо преобразовать работу школ, создав условия не только для проявления способностей, но, в первую очередь, для формирования одаренности в деятельности. Это возможно посредством индивидуализации образовательного процесса, разработки и внедрения вариативных форм профильного и углубленного обучения; построения индивидуально-групповых траекторий обучения в рамках часов школьного компонента;
- не в полной мере удовлетворяются запросы населения в услугах дополнительного образования детей. Назрела необходимость как расширения услуг в области дополнительного образования детей с использованием сетевой модели и привлечением негосударственного сектора, так и улучшения материальной базы муниципальных организаций дополнительного образова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.