Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития Кондинского района
В связи с исторически сложившейся схемой экономического развития Кондинский муниципальный район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не располагает жилым фондом, а также достаточным количеством объектов социальной, культурной и бытовой направленности, покрывающим потребности населения.
Основные объемы существующего сегодня жилищного фонда, а также объектов социального, культурного и бытового назначения района были построены в период интенсивного развития лесопромышленной отрасли, промышленного освоения нефтегазовых месторождений, но и тогда темпы строительства жилья и объектов соцкультбыта не покрывали существовавшей потребности, обусловленной значительным приростом населения.
В настоящее время значительный объем сформированного в указанный период жилищного фонда относится к ветхому и аварийному жилью. Объекты социального, культурного и бытового назначения хотя и строятся ежегодно, однако, построить новых объектов предстоит еще не мало.
Сегодня требуется проведение определенных мероприятий по развитию строительного комплекса и расширению его потенциальных возможностей.
Для формирования достаточного количества земельных участков для развития строительства в районе, как конечного результата, необходима разработка системы последовательных и взаимосогласованных документов землеустроительного и градостроительного регулирования, обеспечивающих устойчивое развитие территорий.
На территории Кондинского района расположено десять муниципальных образований - городских и сельских поселений, в состав которых входит в свою очередь 5 поселков городского типа и 22 сельских населенных пункта.
В настоящее время обеспеченность планово-картографическими материалами как администрации района и районных служб, так и администраций сельских и городских поселений и их служб, а также обеспеченность такими материалами иных физических и юридических лиц крайне недостаточна.
На сегодняшний день ряд населенных пунктов района вообще не имеет крупномасштабных (м 1:500) планово-картографических материалов на свою территорию. К ним относятся: д. Супра, д. Старый Катыш, д. Ильичевка, д. Никулкина, с. Карым, с. Шаим.
В ряде населенных пунктов района топографическая съемка м 1:500 выполнялась более 10-15 лет назад и требует на сегодняшний день проведения новой топографической съемки. Это такие населенные пункты как пгт. Кондинское, пгт. Междуреченский, пгт. Куминский, п. Ягодный.
А при существующих темпах строительства в районе, проведение новой топографической съемки потребуется в ближайшие 2-5 лет и в остальных населенных пунктах.
И особую актуальность данная проблема приобретает сегодня в свете реализации национальных проектов, особенно при планировании размещения и строительства жилья (национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России").
Сокращение доли ветхого жилья и расширение масштабов индивидуального жилого строительства является также одним из механизмов реализации Стратегии экономического и социального развития Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", а также государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 октября 2013 года N 408-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах".
В соответствии с действующим федеральным законодательством, юридические и физические лица могут получить земельные участки или оформить на них права, только после осуществления процедуры постановки этих земельных участков на государственный кадастровый учет.
В свою очередь проведение государственного кадастрового учета земельных участков в большинстве случаев осуществляется при наличии межевых планов этих земельных участков.
Межевые планы изготовляются, на возмездной основе, лицами, имеющими аттестат кадастрового инженера.
Обязанность органов местного самоуправления проводить работы по межеванию земельных участков с целью их последующей постановки на государственный кадастровый учет обусловлена федеральным законодательством, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и нормативными правовыми актами муниципального образования Кондинский район.
В соответствии с решением Думы Кондинского района от 22 ноября 2011 года N 176 "Об утверждении Положения о порядке оформления кадастровых паспортов земельных участков", отдельные категории граждан, проживающие на территории Кондинского муниципального района и имеющие земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного и жилищного строительства, имеют право на проведение работ по изготовлению межевых планов за счет средств бюджета муниципального образования Кондинский район.
Заказчиком работ по проведению межевания и оформлению кадастровых паспортов на вышеназванные земельные участки, выступает комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Кондинского района.
За счет средств местного бюджета также проводятся работы по межеванию и оценке земельных участков, выставляемых на торги (аукционы, конкурсы), которые проводятся в соответствии с решениями уполномоченных органов о проведении торгов, на основании заявлений юридических или физических лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, либо в случаях, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования Кондинский район, когда предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах, а также работы по межеванию земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в муниципальной собственности и предоставляемые (предоставленные) для строительства муниципальных объектов и при одновременной приватизации гражданами индивидуальных жилых домов с земельными участками, земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, земельные участки при предоставлении отдельным категориям граждан, перечисленным в пункте 1 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", при проведении комплексных кадастровых работ и т.д.
В связи с этим возникает необходимость ежегодных расходов на вышеуказанные работы по изготовлению межевых планов земельных участков и их оценки.
В настоящее время, как уже было отмечено ранее, Кондинский муниципальный район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не располагает жилым фондом, покрывающим потребности в жилье населения.
Массовое жилищное строительство, комплексное освоение и развитие территорий невозможны без наличия достаточного количества земельных участков.
На сегодняшний день все муниципальные образования - городские и сельские поселения, входящие в состав Кондинского муниципального района, имеют генеральные планы и правила землепользования и застройки, утвержденные надлежащим образом.
В соответствии с утвержденными генеральными планами на всех поселениях предусмотрено расширение черты населенных пунктов, которое в свою очередь позволит обеспечить потребности строительства в необходимом количестве земельных участков.
Однако, это расширение в большинстве населенных пунктов предусмотрено за счет земель лесного фонда, где и находится основное количество земельных участков, пригодных для развития и застройки населенных пунктов, которые в настоящее время являются федеральной собственностью.
Органы местного самоуправления не имеют полномочий распоряжаться такими землями.
Согласно действующему федеральному законодательству, утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов, что в свою очередь, является переводом земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом и сделок с ним.
Для этого необходимо провести комплекс мероприятий по установлению на местности и описанию местоположения границ земель населенных пунктов с учетом расширения, а также внести эти данные в государственный кадастр недвижимости.
После чего необходимо также осуществить комплекс работ по подготовке документов, необходимых для передачи земель из федеральной собственности в собственность муниципальных образований, в соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений дополнений в Федеральный закон" "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Однако, территории, на которых планируется развитие строительства в соответствии с генеральными планами муниципальных образований, в большинстве муниципальных образований не обеспечены инженерными коммуникациями (электричество, водоснабжение, канализация) и подъездными автодорогами.
Наиболее остро сегодня стоит вопрос предоставления земельных участков под строительство объектов соцкультбыта и жилищного строительства (как индивидуального так и многоквартирного) в центре района - пгт. Междуреченский.
Так по состоянию на 01 октября 2015 года в пгт. Междуреченский состоят в очереди на получение земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства 87 семей (или гражданина), перечисленные в пункте 1 статьи 7.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (многодетные, молодые семьи, ветераны и т.п.), не считая граждан, желающих получить земельные участки под индивидуальное жилищное строительство на общих основаниях, которых в 2-3 больше.
Согласно генерального плана муниципального образования городское поселение Междуреченский, предоставление земельных участков вышеназванным льготным категориям граждан под индивидуальное жилищное строительство предусмотрено в микрорайоне "Южный", примыкающем с южной стороны к существующей застройке поселка.
Однако, территория микрорайона "Южный" также не обеспечена инженерными коммуникациями (электричество, водоснабжение, канализация) и подъездными автодорогами.
В рамках государственной программы Ханты-мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 - 2020 годах" предусмотрено финансирование мероприятий в 2016 - 2020 годах сетей теплоснабжения, объектов кольцевой хозяйственно-противопожарной системы водоснабжения и канализационных сетей в микрорайоне "Южный", в сумме по 19 550 тыс. рублей ежегодно.
Но для того, чтобы все вышеуказанные работы стало возможным проводить, на территории микрорайона "Южный" к тому же необходимо предварительно выполнить вертикальную планировку территории микрорайона, хотя бы первой очереди строительства (территория 27 га, на которой разместится 100 земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства), на которую по предварительным подсчетам уйдет около 100 тыс. куб. м грунта, что в свою очередь позволит в дальнейшем обеспечить граждан льготных категорий бесплатными земельными участками под строительство индивидуального жилья.
Реализация мероприятий программы также позволит решить вопросы отсутствия свободных для застройки площадей, даст возможность оперативной подготовки земельных участков для предоставления физическим и юридическим лицам в целях жилищного и иного строительства, своевременной инженерной подготовки территорий и возможность более качественного и оперативного ее планирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.