Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития Кондинского района
Реализация муниципальной Программы осуществляется в значимых сферах социально-экономического развития Кондинского района: культура, архивное дело и туризм.
1.1. Культура:
Кондинский район обладает культурным потенциалом, способным оказать особое влияние на развитие библиотечного, музейного дел, сохранения и использования объектов культурного наследия, художественного образования, кинематографии, дополнительного искусства, художественно-творческой деятельности.
Максимальная доступность к культурным ценностям и информации, развитие единого культурного пространства являются основными показателями повышения качества жизни населения района.
По состоянию на 01 октября 2013 года среднесписочная численность работников учреждений культуры составляет 532 человека, из них 451 человек - работники учреждений культуры, 81 человек - работники образовательных учреждений сферы культуры. Количество штатных единиц в 2012 году по отношению к аналогичному периоду прошлого года увеличилось на 6,7%.
Прирост среднемесячной начисленной заработной платы по отрасли культуры за 2012 год по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 23,3 % у работников учреждений культуры, 18,2 % у работников образовательных учреждений.
Объём платных услуг, оказываемых учреждениями культуры за 2012 год, по отношению к прошлому отчетному периоду увеличился на 58,6 %. Всего в 2012 году получено от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности 8 935,8 тыс. рублей (2011 год - 5 634,0 тыс. рублей).
Из них культурно-досуговые учреждения увеличение на 76,3 %, образовательные увеличение на 28,7 %.
В целях обеспечения стимулирования повышения качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры, усиления зависимости качества услуг от оплаты труда и введения новых механизмов оплаты труда работников культуры в течение 2010-2011 годов проведен переход на отраслевую систему оплаты труда, формирование муниципальных заданий на оказание услуг.
Специфика архивной отрасли состоит в многопрофильности применения её информационных ресурсов, призванных удовлетворять социальные, правовые, научные, культурные и иные потребности граждан, органов власти и организаций. Развитие архивного дела следует рассматривать, прежде всего, как средство пополнения информационного ресурса района - части историко-культурного наследия автономного округа.
Документы, хранящиеся в архивах, являются неотъемлемой частью Архивного фонда Российской Федерации, что определяет особую значимость данного информационного ресурса, необходимость сохранения и развития потенциальных возможностей его применения в интересах общества и государства. Неразрывно с документами постоянного срока хранения связан информационный массив - документы по личному составу ликвидированных организаций, не относящийся к составу Архивного фонда, но призванный документально обеспечить социальную защищенность граждан, как в России, так и за её пределами.
В настоящее время информационный ресурс района состоит из 2 принципиально различных типов: текущей информации и ретроспективной информации. Преимущественная часть уникального ресурса ретроспективной информации сосредоточена в архивном отделе администрации Кондинского района. Документальное многообразие Архивного фонда является основой для оказания информационных услуг в целях удовлетворения потребностей граждан, органов власти и организаций.
Основополагающим в деятельности архивов является создание оптимальных условий для обеспечения сохранности документов посредством создания условий, соответствующих общегосударственным требованиями. Отклонение от нормативных требований ведет к угрозе безвозвратной утраты комплекса информации, частичной или полной.
Состояние архивного дела в Кондинском районе относится к качественным показателям развития в районе и требует государственной и муниципальной поддержки в вопросах сохранения и пополнения документального наследия, внедрения электронных форм коммуникаций для предоставления государственных услуг в сфере архивного дела, расширения доступа пользователей к информационным ресурсам.
1.1.1. Обеспечение доступа к культурным ценностям и информации:
Общедоступные библиотеки являются востребованным социальным институтом, услугами которых пользуются 48,8% жителей района (16,0 тыс. читателей). По округу данный показатель составляет 27 %, по Российской Федерации 37 %.
Количество общедоступных библиотек района составляет 22, на 10,0 тыс. человек населения приходится 6,6 единиц (в автономном округе этот показатель составляет 1,6 единиц, по Российской Федерации 3). Обеспеченность библиотеками в районе составляет 78,5%.
Начиная с 2010 года в районе системно решаются вопросы модернизации материально-технической базы библиотек. В районе функционирует 1 сельская модельная библиотека, внестационарное обслуживание жителей района осуществляет комплекс информационно-библиотечного обслуживания (библиобуса).
Основная задача библиотек - предоставление равного доступа к информационным ресурсам. Решению задачи способствует развитие информатизации общедоступных библиотек. Доля общедоступных библиотек, оснащенных персональными компьютерами, составляет 100%, в округе 98,5 %, в России 47 %. На 1 библиотеку приходится в среднем 5,3 единиц автоматизированных рабочих мест. Доля общедоступных библиотек, имеющих доступ к сети Интернет 91%, по округу 92 %, в России 27,5 %. Объем электронных библиотечных каталогов к общему объему фондов составляет 38%. На базе общедоступных библиотек создано 18 центров общественного доступа.
Отличительными особенностями библиотечной отрасли района являются инновационный характер их развития, высокий уровень информатизации. Библиотечная отрасль района занимает лидирующие позиции в округе по читаемости и посещаемости библиотек населением района, библиотечным обслуживание охвачено более 80% населенных пунктов района. Обслуживание удаленных пользователей осуществляется через сайт WWW.kondalib.ru.
Музеи района совмещают в себе многообразные функции научного и просветительского центра, образовательного учреждения, центра организации досуга и места проведения различного рода общественных мероприятий.
Музеи района составляют 2 единицы - муниципальное учреждение культуры "Районный Учинский историко-этнографический музей" имени Анатолия Николаевича Хомякова п. Половинка и муниципальное учреждение культуры "Районный краеведческий музей имени Нины Степановны Цехновой" п. Кондинское.
Количество музеев в районе на 10 тыс. человек населения составляет 0,6 единицы.
Количество музеев в автономном округе на 10 тыс. человек населения составляет 0,23 единицы, в России 0,17 единиц.
Текущий объём музейного фонда составляет 20,3 тыс. единиц, в том числе основной фонд 14,0 тыс. единиц. Показатель экспонирования основного фонда составляет 30,9 %.
Особенностью муниципального учреждения культуры "Районный Учинский историко-этнографический музей" имени Анатолия Николаевича Хомякова является размещение части экспозиций в этнографических строениях малых форм, расположенных под открытым небом.
По итогам 2012 года модернизация IТ-инфраструктуры (компьютерного парка) проведена в музеях района, что позволило оснастить музеи компьютерной техникой и подключением к сети Интернет. Доля музеев, оснащенных персональными компьютерами, составляет 100 %. Доля музеев, имеющих доступ к сети Интернет 100 %. Ежегодно музеи посещает 20-30 % от численности населения района. При этом среднее количество выставок, проведенных 1 музеем в районе 20 единиц. В 2013 года произведен капитальный ремонт районного краеведческого музея.
Прогнозируемым видом деятельности музеев района можно назвать расширение спектра предлагаемых для туриндустрии музейных программ, усиление статуса и качества проведения традиционных праздников, реконструкцию в музейном пространстве традиционных и утраченных ремесел.
1.1.2. Единое культурное пространство в автономном округе. Система дополнительного образования в сфере культуры района представлена тремя учреждениями:
- муниципальное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" пгт. Междуреченский, при которой функционирует два выездных класса на территориях сельских поселений Мулымья и Леуши;
- муниципальное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа пгт. Кондинское имени Александра Васильевича Красова" с инструментальным отделением на территории сельского поселения Болчары;
- муниципальное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа" пгт. Мортка с музыкальным классом на территории городского поселения Куминский.
По программам дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования района по 4 видам искусств (инструментальное исполнительство: фортепиано, баян, домра, скрипка, аккордеон, балалайка, гитара, синтезатор; вокал; хореография; изобразительное искусство) обучаются 587 человек. Количество функционирующих детских и педагогических творческих коллективов в системе дополнительного образования района 31 коллектив, в них участвует 396 человек. Ежегодно увеличивается число участников выездных мероприятий за пределами Кондинского района: 2011-2012 учебный год 7 коллективов, 40 участников; 2012-2013 учебный год 31 коллектив, 79 участников. Коллективом Детской школы искусств на протяжении четырех лет реализуется районная художественно-просветительская программа "Детская филармония". За период 2013 года в рамках данной программы проведено 22 мероприятия, которые посетило более 700 детей и подростков посёлков Междуреченский, Мортка, Куминский, Леуши, Ушья, Куминский, Луговой.
В рамках предоставления населению дополнительных платных услуг функционируют отделения раннего эстетического развития, факультативы по изобразительному искусству.
Приоритеты и проблемы развития дополнительного образования детей на территории муниципального образования.
Приоритеты:
1. Развитие форм дополнительного образования, привлечение внебюджетных средств.
2. Развитие системы предпрофессионального и раннего профессионального образования на базе школ, активизировать работу по поступлению учащихся в профильные учебные заведения.
3. Внедрение стандартов федеральных государственных требований (далее - ФГТ).
Потребность отрасли культура в специалистах со средним профессиональным образованием и высшим профессиональным образованием в образовательных учреждениях в сфере культура 6 человек (духовые инструменты, фортепиано, хор, теоретические дисциплины), в культурно - досуговых учреждениях 20 человек (библиотечное дело 3 человека, музейное 3 человека, досуговые учреждения 14 человек).
С целью развития творческой активности талантливых детей и молодежи, нравственного и эстетического воспитания, совершенствования системы поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей и молодежи управление культуры администрации Кондинского района ежегодно проводит районные конкурсы, фестивали, концерты, выставки, творческие состязания, мастер-классы.
Успешное участие в международных, всероссийских, региональных и областных конкурсах, фестивалях, выставках свидетельствует о надлежащем качестве системы художественного образования, сложившейся в районе. География участия одаренных детей в конкурсах очень обширна и включает в себя города Российской Федерации, страны ближнего и дальнего зарубежья.
В последние годы большой интерес общества обращен к истокам традиционной народной культуры и любительскому искусству, как фактору сохранения единого культурного пространства. Учреждения культурно - досугового типа удовлетворяют широкий диапазон запросов и нужд населения в сфере культуры, способствуют полноценной реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. Востребованность населением района услугами культурно - досуговых учреждений высока, среднее количество в 1 клубном формировании в районе составляет 15 человек (Россия 14).
Среднее число культурно-массовых мероприятий на 1 учреждение района составляет 298 единиц, по России 60 единиц.
Основными центрами художественно-творческой деятельности являются дома культуры и клубные учреждения, на базе которых функционирует 140 клубных формирований с числом участников 2064 человека.
Одним из основных направлений деятельности клубных учреждений является сохранение и развитие культуры и искусства.
В районе на протяжении ряда лет оказывается грантовая поддержка программ (проектов) главы администрации Кондинского района "От культурного проекта к социальному результату" в области культуры, искусства и молодежной политики, направлена на разработку и реализацию инновационных проектов и акций, создание новых видов деятельности.
1.1.3. Проблемы культуры и архивного дела:
Несмотря на внимание органов власти района к регулированию сферы услуг учреждений культуры, в обществе отсутствуют представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики, и продолжает существовать ряд факторов, сдерживающих общее культурное развитие района:
1.1.3.1. Предоставление услуг в отрасли культуры осуществляется в условиях недостаточной инфраструктурной обеспеченности. Так, уровень обеспеченности населения района учреждениями культуры различных видов отстает от многих региональных центров России (социальные нормативы и нормы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р "О социальных нормативах и нормах"):
- обеспеченность населения автономного округа библиотеками составляет 78,5 % к нормативу;
- в 5 населенных пунктах (с числом населения до 500 человек и расстоянием до административного центра более 5 км) население не получает библиотечных услуг ни стационарно, ни внестационарно, хотя в соответствии с нормативом должны быть созданы филиалы библиотек;
- обеспеченность учреждениями музейного типа составляет 100 % к нормативу;
- обеспеченность учреждениями культурно - досугового типа составляет 99 % к нормативу;
- обеспеченность учреждениями дополнительного образования 71%;
- обеспеченность картинными галереями 0%;
- обеспеченность киноустановками 35%.
1.1.3.2. Бюджетное финансирование сферы культуры в районе стабильно держится в пределах показателя 4,4 % от консолидированного бюджета. Эти вложения покрывают затраты на основную деятельность (включая коммунальные расходы и оплату труда) и лишь в ограниченной степени предполагают вложения в развитие сферы культуры (включая строительство, реконструкцию и материально-техническое оснащение учреждений культуры).
1.1.3.3. Крайне неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-техническая оснащенность (низкое фондовооружение и устаревшее оборудование) большинства учреждений культуры, находящихся в ведении городских и сельских поселений района. Значительное число зданий учреждений культуры находятся в аварийном состоянии и нуждаются в ремонте, а их техническое оснащение требует существенного обновления с учетом современных требований к технике и технологиям. Износ основных материальных активов по различным оценкам превышает 50 - 90 %.
1.1.3.4. Наличие нарушений требований антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности объектов культуры на региональном и муниципальном уровнях.
1.1.3.5. Ухудшение ассортимента и качества предоставляемых культурно - досуговых услуг соседствует с устаревшими применяемыми технологиями и формами работы. Острая нехватка репертуара для детей и молодежи не только культурная, но и важная социальная проблема.
1.1.3.6. Отсутствие кадрового резерва в сфере культуры. В системе учреждений наблюдаются тенденции "старения" и снижения квалификации кадров, рост несоответствия их профессиональных знаний и умений требованиям сегодняшнего дня, острая нехватка менеджеров, умеющих разрабатывать и успешно реализовывать стратегии, концепции учреждений, находить общий язык с меценатами, потребителями услуг, персоналом, поставщиками ресурсов и другими заинтересованными сторонами. Отрасль испытывает острый дефицит в кадрах, которые обладают профессиональными знаниями и навыками привлечения в учреждения культуры денежных средств и иных ресурсов.
1.1.3.7. Раздробленность документальной базы по истории автономного округа и муниципального образования. В результате административно-территориального деления Западной Сибири значительные документальные комплексы по истории автономного округа отложились во многих федеральных государственных архивах и государственных архивах субъектов Российской Федерации, что не позволяет исследователям, занимающимся историей автономного округа и муниципального района, в полном объеме оперативно получать необходимую информацию. Исследователи вынуждены обращаться в архивы, находящиеся за пределами автономного округа, что требует значительных затрат времени и финансов пользователей ретроспективной информации.
1.1.3.8. Отсутствие возможности создания полноценного фонда пользования на особо ценные и наиболее востребованные документы Архивного фонда. Проблема вызвана ограниченными возможностями архивов, в первую очередь финансовыми, в создании фонда пользования на особо ценные и наиболее востребованные документы, поступившие в государственный и муниципальные архивы. Отсутствие фонда пользования на особо ценные и наиболее востребованные документы может привести к невосполнимой утрате ценной информации по истории развития автономного округа и муниципального района. Современные информационные технологии позволяют изготавливать копии высокого качества и в короткие сроки. Однако приобретение оборудования для создания качественного фонда пользования и проведения реставрации архивных документов требует значительных финансовых затрат.
1.1.3.9. Слабое использование информационно-технологических коммуникаций в практике работы государственного и муниципальных архивов автономного округа. Для обеспечения равного и свободного доступа всех категорий пользователей к архивным документам как к составной части государственных и муниципальных информационных ресурсов необходимо наличие качественного научно-справочного аппарата (путеводителей, каталогов, указателей и др.) к документам архивов. При возрастающем объеме информации в целях сокращения времени поиска архивной информации необходимо внедрение информационных технологий, в т.ч. создание научно-справочного аппарата в электронной форме, т.е. баз и банков данных, информационного ресурса из электронных образов архивных документов. Для создания информационного ресурса и функционирования электронного научно-справочного аппарата необходимо соответствующее техническое оснащение архивов.
1.1.4. Основные направления по развитию культуры и архивного дела:
1.1.4.1. Качественное изменение подходов к оказанию культурных услуг и выполнению работ в культуре, а также к развитию инфраструктуры, повышению профессионального уровня работников, укреплению кадрового потенциала.
1.1.4.2. Преодоление значительного отставания учреждений культуры в использовании современных информационных технологий, а также в развитии отраслевой информационной инфраструктуры, в первую очередь обеспечивающей новые возможности использования фондов музеев и библиотек в интерактивных форматах, сохранение и включение в общественный оборот уникального нематериального культурного наследия района.
1.1.4.3. Повышение эффективности управления культурой на всех уровнях управления.
1.1.4.4. Усиление социальной направленности культурной политики в районе, обеспечение поддержки учреждений культуры и искусства, а также творческих деятелей.
1.1.4.5. Стимулирование культурного разнообразия через создание условий для развития профессионального искусства, самодеятельного художественного творчества, народных художественных промыслов и ремесел, традиционной народной культуры и национальных культур народов, проживающих на территории района.
1.1.4.6. Создание благоприятных условий для вовлеченности детей, молодежи, лиц пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями в активную социокультурную деятельность.
1.1.4.7. Внедрение инновационных форм электронного досуга населения и повышение престижа чтения, и его продвижение в местном сообществе.
1.1.4.8. Модернизация имущественного комплекса, в том числе устранение нарушений требований антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности объектов культуры на муниципальном уровне, укрепление материально-технической базы учреждений культуры и образовательных учреждений в культуре.
1.1.4.9. Реализация комплекса мер и мероприятий по увеличению объёмов внебюджетных ресурсов, привлекаемых в культуру.
1.2. Туризм:
Развитие культуры и туризма в Кондинском районе в части поддержки сектора малого и среднего предпринимательства осуществляется в рамках программы "Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Кондинского района на 2011-2013 годы". Изучение развития туризма на территории Кондинского района требует дополнительного анализа и углубленного изучения, а также профессионального планирования развития данной отрасли на территории района.
Богатый историко-культурный, этнографический, туристско-рекреационный потенциал района может быть определяющим фактором развития туристской отрасли в экономике района в качестве одного из экономических кластеров. Успешное развитие туристской отрасли окажет стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности как услуги, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, выступит своеобразным катализатором социально-экономического развития района.
Наличие указанных ресурсов создает предпосылки для развития делового (конгрессно-выставочный, индивидуальный, инсентив-туры), культурно-познавательного, этнографического (включая событийную составляющую), экологического, спортивного, водного, активного (пешеходный, водный), лечебно-оздоровительного, сельского автотуризма.
По состоянию на начало 2013 года на территории района действуют 2 туристских агентства, предоставляющие услуги выездного и внутреннего туризма.
В сфере культура услуги этнографического туризма предоставляются муниципальным учреждением культуры "Учинский историко-этнографический музей" имени Анатолия Николаевича Хомякова п. Половинка. Жителям и гостям района предлагается экскурсионный маршрут на Высокую гору, этнографические экскурсии.
1.2.1. Основные проблемы в туризме:
Проблемами развития туризма в районе являются:
1. Недостаток информации о туристских возможностях района у участников туристского рынка (туроператоров, турагентов, потенциальных инвесторов, туристов).
2. Невысокое качество, малая оригинальность, неширокий ассортимент и отсутствие комплексности внутрирайонных туристских продуктов.
3. Недостаток инвестиций, направленных на поддержание и развитие туризма, его инфраструктуры, на продвижение туристских возможностей.
4. Недостаточно развитая транспортная инфраструктура района, не позволяющая в полной мере использовать в туристских целях памятники культурно-исторического наследия, а также уникальные природные объекты.
1.2.2. Основные направления по развитию туризма:
1. Определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности.
2. Содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития.
3. Формирование представления о Кондинском районе как регионе, благоприятном для туризма.
4. Поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.