Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния сферы образования Кондинского района
Кондинский район один из малонаселенных муниципальных образований в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - ХМАО - Югра). Население района на 01 января 2015 года составило 32,1 тыс. человек, со значительной долей сельского населения - 30,5%. Основная доля населения Кондинского района проживает в пгт. Междуреченский. Численность детского населения от 0 до 18 лет составляет 8133 человека, или 25% от количества жителей в районе. Динамика демографических процессов характеризуется относительной стабильностью.
В настоящее время в сфере образования района осуществляют деятельность 32 образовательных организации, учредителем которых является муниципальное образование Кондинский район: 15 средних общеобразовательных школ, 15 дошкольных образовательных организаций, 3 организации дополнительного образования. Кроме того, в системе образования Кондинского района также функционируют государственные образовательные организации, такие как казенное образовательное учреждение "Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" и бюджетное учреждение профессионального образования Ханты - Мансийского автономного округа - Югры "Междуреченский агропромышленный колледж".
Особенность районного образования - наличие малокомплектных сельских школ в труднодоступных и отдаленных местностях, что объясняется устройством и взаиморасположением поселений. Школа в сельской местности - это центр, объединяющий ресурсы всей социальной инфраструктуры для развития подрастающего поколения. На территории района действует 7 малокомплектных школ.
Дошкольное образование. Представлено 23 организациями, реализующими основную общеобразовательную программу дошкольного образования, из них 15 муниципальных дошкольных образовательных организаций и 8 общеобразовательных организаций (средние школы).
Перечень программ дошкольных образовательных организаций:
1) Комплексные программы: "От рождения до школы" (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева) 22 учреждения - 88%; "Детство" (Р.Б. Стеркина) 3 учреждения - 12%.
2) Парциальные программы по 4 направлениям:
- социально-личностное развитие: "Основы безопасности детей дошкольного возраста", "Я - ТЫ - МЫ", "Кроха", "Азбука общения";
- познавательное развитие: "Наш дом природа", "Развитие речи в детском саду", "Юный эколог", "Я и мое тело";
- музыкально-эстетическое развитие: "Музыкальные шедевры", "Ладушки", "Ритмическая мозаика", "Красота, радость, творчество", "Путешествие в мир искусства", "Цветные ладошки", "Приобщение к истокам народного творчества";
- физическое развитие: "Старт", "Быть здоровыми хотим".
Залог успешной адаптации к условиям обучения в школе - это и достаточный уровень здоровья. Поэтому еще одной задачей дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Одним из показателей, отражающих результаты и качество работы учреждения в этом направлении, является вопрос сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Оздоровительная работа в детских садах строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм и характеризуется возникновением новых подходов к оздоровлению детей.
Уровень здоровья определяется количеством и частотой заболеваний в расчете на одного дошкольника, а также уровнем индекса здоровья. Задача сохранения и укрепления здоровья воспитанников в детских садах района решается успешно. Об этом свидетельствуют данные статистики: количество пропущенных по болезни дней в расчете на одного дошкольника в 2011 году 27 дней, в 2012 году 24 дня.
Общий охват детей дошкольным образованием составляет 69,9% (региональный норматив - 70%). В том числе, охват детей до 3-х лет составляет в 2014 году 22,4%, с 3-х лет - 96,8%.
Очередь на получение мест для детей от 3-7 лет отсутствует. Всего в очереди на получение места в дошкольные учреждения района зачислено 560 детей от 1 до 6 лет (11,4%).
В настоящее время действуют альтернативные формы предоставления услуги дошкольного образования: группы кратковременного пребывания открыты в 3 дошкольных образовательных учреждениях (20%); консультативные пункты для родителей, дети которых не посещают детский сад, функционируют в 16 образовательных учреждениях (69,5%).
Кадровый состав дошкольных образовательных организаций: образовательный процесс обеспечивают 258 педагогов, из них имеют высшее образование 51,9% (134 человека), средне-специальное образование - 47,6% (123 педагога).
Основная часть - педагоги со стажем работы 15 лет и более (64,7%), доля педагогов со стажем до 5 лет - 7,4% (19 человек).
79 педагогов ДОУ прошли курсы повышения квалификации по темам: "Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО", "Модернизация дошкольного образования в контексте введения ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы", "Психолого-педагогические основы деятельности воспитателей и младших воспитателей", "Духовно-нравственная культура и воспитание межэтнических отношений".
Материально-техническое обеспечение дошкольных образовательных организаций: 29,4% детских садов требуют капитального ремонта, 88,2% зданий дошкольных организаций имеют все виды благоустройства.
Общее образование. Сеть общеобразовательных организаций Кондинского района однообразна - 15 средних общеобразовательных школ, что не позволяет в полной мере удовлетворять потребности населения в образовательных услугах, т.к. отсутствует возможность доступа к образованию повышенного уровня (нет лицеев, гимназий, классов с углубленным изучением предметов). Вариативность общего образования представлена общеобразовательными классами, профильными классами, организацией индивидуального обучения на дому детей - инвалидов и детей, имеющих отклонения в здоровье.
В начальной школе реализуются программы: "Начальная школа 21 века", "Перспектива", Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и "Школа России".
Школы работают в рамках следующих технологий: личностно-ориентированное, развивающее обучение; здоровьесберегающие, проектные, компьютерные, коммуникативные технологии; технологии проблемного и модульного обучения.
Все общеобразовательные организации осуществляют предпрофильную подготовку учащихся 8 - 9 классов.
Только в 4 образовательных учреждениях (27%) на старшей ступени созданы профильные классы, в 11(73%) школах профилизация осуществляется за счет универсального профиля с ведением элективных курсов по выбору учащихся.
Охват учащихся профильным обучением составил в 2014 - 2015 учебном году составил 49,2%, что выше по сравнению с прошлым годом на 1,6%. Динамика показателей охвата профильным обучением представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Охват профильным обучением (2010 - 2015 гг.)
Учебный год |
Количество профилей обучения на старшей ступени (10 - 11 классы) |
Доля учеников 10 - 11 классов, охваченных профильным обучением без учета универсального профиля, % |
2010-2011 |
8 |
32,9% |
2011-2012 |
8 |
43,8% |
2012-2013 |
8 |
55,6% |
2013-2014 |
6 |
47,6% |
2014-2015 |
5 |
49,2% |
Поступление в учебные заведения по профилю составляет около 50%. Результаты единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по профильным предметам у детей, обучающихся в профильных классах, выше, чем у обучающихся в универсальных классах.
Открытие профильных направлений осуществляется, в основном, с учетом запросов учащихся и их родителей, ресурсных возможностей образовательного учреждения, но не в полной мере учитываются потребности регионального рынка труда. В 2014 - 2015 учебном году выбор учащимися профилей в количественном и процентном соотношении отражен в Таблице 2.
Таблица 2
Выбор профилей учащимися общеобразовательных школ в 2014 - 2015 учебном году
Название профиля |
Количество классов |
Количество школ |
Количество детей |
Социально-гуманитарный |
2 |
1 |
14 |
Социально-экономический |
4 |
2 |
81 |
Химико-биологический |
2 |
1 |
33 |
Физико-математический |
2 |
1 |
39 |
Технологический с этнокультурным содержанием |
1 |
1 |
16 |
Всего |
11 |
4 |
183 |
На сегодняшний день в Кондинском районе используются следующие механизмы профилизации:
1. Профильное обучение по индивидуальным учебным планам (Луговская средняя общеобразовательная школа, Куминская средняя общеобразовательная школа).
2. Профильное обучение на основе сетевого сотрудничества с организациями дополнительного образования детей, межшкольного учебного комбината, организациями начального и среднего профессионального образования (Кондинская школа, Межшкольный учебный комбинат, Междуреченская школа, Центр дополнительного образования детей).
3. Многопрофильная школа (Междуреченская, Кондинская школы).
4. Технологический профиль с этнокультурным содержанием образования (Шугурская школа).
5. Реализация одного профиля в образовательном учреждении (Луговская школа).
6. Профильное обучение на основе универсального профиля (в 11 образовательных организациях).
Отметим, что в системе профильной подготовки ряд механизмов не используется, например, профильное обучение на основе сетевого сотрудничества общеобразовательных школ и дистанционного механизма (опыт в районе не представлен в виду неудобной транспортной схемы, низкой скорости Интернета и отсутствия механизма оплаты труда сетевого учителя).
Результаты государственной (итоговой) аттестации 9-х классов (2014 - 2014 учебный год).
В 2014 году 363 выпускника 9 классов были допущены к государственной (итоговой) аттестации, 9 - не допущено (в 2013 году- 345 (100%). 100% учащихся получили аттестат об основном общем образовании.
Одиннадцать выпускников 9 классов получили аттестат с отличием, что составляет 3% от общей численности выпускников 9 классов (в 2013 году - 7 выпускников (2,04%).
Доля выпускников 9 классов, поступивших в учреждения НПО, СПО или на профильное обучение по программам среднего общего образования, составляет 67,5% от общей численности выпускников 9 классов, из них: поступили в учреждения среднего профессионального образования (СПО) - 39,7%, на профильное обучение по программам среднего полного (общего) образования - 27,8%.
В 2013 году доля выпускников 9 классов, поступивших в учреждения НПО, СПО или на профильное обучение по программам среднего общего образования, составляет 66,47% от общей численности выпускников 9 классов, из них: поступили в учреждения среднего профессионального образования (СПО) - 39,36%, на профильное обучение по программам среднего полного (общего) образования - 27,11%.
Предметные количественные и качественные результаты представлены в Таблице 3.
Таблица 3
Предметные качественные и количественные результаты государственной итоговой аттестации за 2013 - 2014 учебный год
Кол-во выпускников, чел. |
Кол-во выбравших, чел., % |
Средний балл |
Общая успеваемость, % |
Качественная успеваемость, % |
Русский язык | ||||
332 |
332 |
3,8 |
99,7 |
68,7 |
Математика | ||||
332 |
332 |
3,4 |
99,7 |
30,1 |
Информатика | ||||
332 |
6 |
4,3 |
100 |
100 |
Обществознание | ||||
332 |
17 |
3,8 |
100 |
76,5 |
Физика | ||||
332 |
5 |
3,6 |
100 |
60 |
Биология | ||||
332 |
9 |
2,9 |
66,6 |
22,2 |
География | ||||
332 |
2 |
3,5 |
100 |
50 |
Английский язык | ||||
332 |
1 |
5 |
100 |
100 |
Химия | ||||
332 |
4 |
4,3 |
100 |
75 |
В 2014 году 9 выпускников 11 классов получили аттестат особого образца, что составило 4%, в 2013 году 98,27% выпускников 11 классов получили аттестат об общем образовании, награждены золотой и серебряной золотой медалью 9,96% выпускников 11 класса.
Доля выпускников, сдававших ЕГЭ и не преодолевших минимального порога по русскому языку составляет 0,45% (в 2013 году - 0,44% от общего количества сдававших данный предмет), по математике 1,37% (в 2013 году - 1,33%). Численность выпускников, сдававших ЕГЭ по русскому языку и математике - 218 человек. Средний тестовый балл по русскому языку 59,13, по математике 37,89, что ниже окружных показателей.
Результаты ЕГЭ 11 (12) класс (2013 - 2014 учебный год).
Уровень освоения образовательного стандарта в 2013 - 2014 учебном году составляет 98,6 (в 2013 году - 98,3%). 3 выпускника (из числа допущенных для прохождения государственной итоговой аттестации не сдали экзамены по обязательным предметам и не получили документ об образовании. Средний тестовый балл по результатам ЕГЭ в районе ниже среднего тестового балла по округу - Югре.
Предметные количественные и качественные результаты представлены в Таблице 4.
Таблица 4
Кол-во выпускников, чел., % |
Максимальный балл |
Не преодолевших минимального порогового значения, кол-во чел. |
Средний тестовый балл по району |
Средний тестовый балл по округу |
Русский язык | ||||
218 |
98 |
1 |
59 |
63,44 |
Математика | ||||
218 |
73 |
3 |
37,3 |
42,39 |
Информатика | ||||
10 |
73 |
- |
57,6 |
60,57 |
Обществознание | ||||
99 |
82 |
1 |
53,4 |
53,52 |
Физика | ||||
34 |
61 |
3 |
42,7 |
46,57 |
Биология | ||||
40 |
79 |
7 |
48,9 |
54,41 |
География | ||||
2 |
78 |
- |
70,5 |
58,52 |
История | ||||
21 |
77 |
2 |
44,9 |
46,32 |
Химия | ||||
12 |
89 |
3 |
58,4 |
52,14 |
Литература | ||||
7 |
69 |
- |
59,6 |
60,22 |
Иностранный язык (англ.) | ||||
2 |
78 |
- |
70,5 |
66,21 |
155 педагогов школ прошли курсы повышения квалификации, в т.ч. по ФГОС, по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", по организации работы в детском лагере.
На региональном конкурсе "Педагог года ХМАО - Югры - 2014" учитель Луговской СОШ заняла 3 место. Еще 111 педагогов в 2014 году стали победителями или призерами конкурсов разного уровня.
Материально-техническое обеспечение общеобразовательных организаций: 82% школ района относятся к зданиям с современными условиями осуществления образовательного процесса, 93,3% зданий имеют все виды благоустройства, все образовательные учреждения района обеспечены столовыми. 100% обучающихся и воспитанников получают горячее питание. В то же время широкополосный Интернет (не менее 2 Мб/с) есть только в 2 образовательных учреждениях Кондинского района. 13,3% школ требуют капитального ремонта.
Дополнительное образование. Образовательные потребности обучающихся реализуются в 21 организации системы образования, в том числе:
1 организация дополнительного образования МАОУ ДОД "Центр дополнительного образования";
1 организация - образовательно-оздоровительный (профильный) Центр "Юбилейный"; 15 общеобразовательных организаций (36,5% от общего числа);
3 дошкольных организаций;
1 - МБОУ дополнительного образования "Кондинский учебный центр";
15 - общеобразовательных учреждений.
Самыми востребованными и популярными направлениями среди детей и подростков являются: художественно-эстетическое - 63 объединения (42,8% охват детей от общего числа, посещающих объединения дополнительного образования), туристско-краеведческое - 22 объединения (10%), спортивно-оздоровительное - 28 объединений (17,5%).
Возрастной состав воспитанников организаций дополнительного образования представлен в Таблице 5.
Таблица 5
Возрастной состав воспитанников организаций дополнительного образования
Возраст воспитанников |
Процент вовлеченных в процесс дополнительного образования от общего количества детей и подростков |
до 7 лет |
7,7% (АППГ - 6,9%) |
7 - 10 лет |
40,4% (АППГ- 42,3%) |
11 - 15 лет |
29,6% (АППГ - 28,5%) |
16 - 18 лет |
15,2% (АППГ - 14,2%) |
старше 18 лет |
8% (АППГ - 7,6%) |
Организована деятельность 169 объединений по различным направлениям, в которых занимаются 3770 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет. Общий охват составляет 72,5% (АППГ - 62%).
Дополнительное образование детей в районе осуществляется в основном на бесплатной и общедоступной основе.
Кадровый состав. Система дополнительного образования обеспечена 165 профессиональными кадрами, из них: 65 - педагоги дополнительного образования и 100 совместителей.
Педагоги, имеющие высшее образование - 119 (62,6% от общего числа работающих в системе дополнительного образования), 41 педагог со средне-специальным образованием (21,5%).
Возрастной ценз преподавателей дополнительного образования в среднем по району составляет 45 лет.
Повышается открытость системы образования Кондинского района. В 2014 году 100% образовательных организаций опубликовали публичные доклады о результатах своей деятельности. 100% образовательных организаций района имеют Интернет-сайты. Среди форм, обеспечивающих информационную открытость образовательной системы района и обратную связь с потребителями образовательной услуги, можно выделить следующие: социологические опросы, анкетирование родительской общественности; электронный мониторинг в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"; мониторинг системы образования, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2013 года N 662 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования", внутренний мониторинг, проводимый образовательным учреждением самостоятельно; взаимодействие со средствами массовой информации (далее - СМИ).
Расширяется сфера государственно-общественных форм управления, в настоящее время в районе действуют: Районный родительский совет, Муниципальный общественный совет по общему и дополнительному образованию, Управляющие советы, Советы образовательных организаций, Родительские комитеты. Управляющие советы действуют в 93% образовательных организациях. Отмечается рост активности гражданских институтов. В 2014 году во всех пунктах сдачи единого государственного экзамена присутствовали общественные наблюдатели.
Система поддержки одаренных и талантливых детей. Создан Муниципальный координационный совет по поддержке одаренных детей и молодежи в Кондинском районе (совещательный и консультативный орган, образованный в целях обеспечения согласованных и координированных действий, направленных на реализацию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов), разработан межведомственный комплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов в Кондинском районе.
Осуществляется поддержка одаренной и талантливой молодежи: учреждены гранты главы района медалистам, победителям районных и окружных олимпиад, муниципального этапа научно-исследовательской конференции "Шаг в будущее", проводятся конкурсы, олимпиады и т.д. Сумма окружной грантовой поддержки на муниципальном уровне в 2014 году составила 239,5 тыс. рублей.
Формы работы с одаренными детьми весьма разнообразны - от традиционных, таких как проведение интеллектуальных марафонов, проведение в рамках системы дополнительного образования детей мероприятий для выявления одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности (конкурсы исследовательских работ, фестивали и конкурсы детского творчества, экспедиции, выставки, спортивные состязания, соревнования по технических видам спорта, детские социальные акции), организация научных обществ учащихся в школах, разработка и внедрение в образовательных учреждениях программ "Одаренные дети", организация проектной и исследовательской деятельности и т.д. до инновационных: проведение интеллектуальных состязаний (конкурс "Умники и умницы" по окружающему миру "Юный математик", поэзии для воспитанников детских садов), организация и проведение Интеллектуальной смены для одаренных детей на базе лагеря "Юбилейный" (для подготовки к олимпиадам и ЕГЭ), Творческая лаборатория "Таланты Конды". В образовательных организациях созданы научные общества учащихся, реализуется развивающий курс "Умники и умницы" на основе авторской программы "Юным умникам и умницам" О. Холодовой по развитию познавательных способностей. В Морткинской школе создана Развивающая лаборатория "Одаренные дети".
Четыре года проводится районная олимпиада школьников по истории среди учащихся 7 - 11 классов - победителей и призеров школьного этапа олимпиады, в которой приняли участие 111 учащихся из 12 общеобразовательных школ района. В 2015 году победитель Олимпиады - ученик Морткинской средней общеобразовательной школы получил главный приз учредителя олимпиады В.В. Веретенникова.
В системе работы по выявлению одаренных детей наиболее эффективной мерой является Всероссийская предметная олимпиада школьников на всех ее этапах: школьном, муниципальном, региональном и всероссийском. Поэтому в системе образования района значительное внимание уделяется вопросам организации и проведения предметных олимпиад и расширению круга их участников.
В районе ежегодно проводится олимпиада по мансийскому языку и литературе коренных малочисленных народов Севера с целью активизации изучения родного языка и литературы как средства общения, сохранения культуры и этнического самосознания коренных малочисленных народов Севера. Ученики Шугурской школы ежегодно становятся призерами регионального этапа олимпиады.
Районная научно-исследовательская конференция "Шаг в будущее" проводится в рамках Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников "Шаг в будущее". В 2014-15 учебном году на экспертизу было представлено 66 работ, что на 14 работ больше по сравнению с прошлым годом. Всего приняли участие 79 учащихся 5-11 классов из 14 средних общеобразовательных.
Преступность среди несовершеннолетних. Численность детского населения Кондинского района на 01 января 2015 года составляет 8483 человека, из них в возрасте с 11 - 17 лет - 2727 подростков. На профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в подразделении по делам несовершеннолетних ОМВД по Кондинскому району (далее - ПДН) состоит 17 и 21 подросток соответственно (аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) - 56).
Анализ преступлений, совершенных несовершеннолетними, показал, что подростковая преступность на территории Кондинского района за 2014 год в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 70%. Так, несовершеннолетними и при их участии совершено 9 преступлений (АППГ - 30).
Из числа совершенных преступлений основная часть относится к категории имущественных преступлений - 4 случая (АППГ - 18). Значительно снизилось количество несовершеннолетних участников преступлений, снижение составило 68,7% (снижение с 32 до 10).
В отчетном периоде снизилось с 9 до 2 количество преступлений совершенных подростками в группе. Снизилось количество несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения (снижение с 4 до 3 подростков).
Из числа несовершеннолетних, совершивших преступления, почти все подростки проживают в неблагополучных семьях, почти все подростки воспитываются в неполных семьях.
В ОМВД России по Кондинскому району в отчетном периоде зарегистрировано 8 заявлений о розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из дома (АППГ - 17). Причинами самовольных уходов из дома явились - склонность к бродяжничеству и внутрисемейные конфликты.
За период 2014 года на территории Кондинского района среди несовершеннолетних не зарегистрированы попытки суицида.
Безопасная образовательная среда. Одна из приоритетных задач образовательной системы района - это обеспечение комплексной безопасности жизнедеятельности обучающихся и воспитанников, профилактики и предупреждения чрезвычайных ситуаций в учреждениях образования, что требует модернизации оборудования и средств защиты для обеспечения безопасности.
По состоянию на 2015 год в ходе проверок муниципальных образовательных учреждений надзорными органами, остались невыполненными 15 нарушений правил пожарной безопасности и 9 замечаний санитарно-эпидемиологической безопасности, это нарушения капитального характера, нарушения, устранение которых требует больших финансовых затрат.
Требует замены устаревшее технологическое оборудование в 42% учреждений образования.
Выявлена потребность в оснащении образовательных учреждений современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, приборами учета энергоресурсов, средствами защиты от несанкционированных проникновений, террористических актов и других посягательств на жизнь и здоровье участников образовательного процесса.
Системами тревожной сигнализации обеспечено 83% образовательных учреждений. Видеонаблюдение установлено в 97% учреждений образования.
Финансирование системы образования в Кондинском районе.
Осуществляется в рамках в рамках муниципальной программы Кондинского района "Развитие образования в Кондинском районе на 2014 -2016 годы".
Финансирование целевой программы осуществляется из четырех источников: федерального бюджета, бюджета ХМАО - Югры, бюджета Кондинского района и привлеченных средств.
Система оплаты труда работников образования. В ХМАО - Югре с 01 сентября 2008 года реализован комплексный проект модернизации образования, включающий введение новой системы оплаты труда (далее - НСОТ), направленной на повышение доходов педагогических работников.
Правовым основанием работы в новой системе оплаты труда являются статья 8 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", часть 2 статьи 26.14. Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации.
НСОТ работников муниципальных образовательных организаций устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами администрации Кондинского района.
Формирование фонда оплаты труда образовательной организации осуществляется в пределах объема средств образовательной организации на текущий финансовый год, определенного в соответствии с региональным расчетным подушевым нормативом, количеством обучающихся.
Фонд оплаты труда образовательной организации состоит из базовой части и стимулирующей части.
Базовая часть включает в себя базовый оклад, базовый коэффициент, коэффициент территории, повышающие коэффициенты.
Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда (премии и т.д.).
Распределение поощрительных выплат стимулирующей части фонда оплаты труда производится органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательной организацией. Критериями для осуществления данных выплат главным образом являются качество обучения и воспитания учащихся. Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются в локальных правовых актах образовательной организации и в коллективных договорах.
Средняя заработная плата разных категорий работников, сложившаяся за 2014 год, составила:
- педагогические работники дошкольных учреждений - 48 896 рублей;
- педагогические работники общеобразовательных учреждений - 55 832 рублей;
- педагогические работники учреждений дополнительного образования - 43 665 рублей;
- средняя заработная плата на 1 физическое лицо по отрасли - 38 879 рублей.
SWOT - анализ системы образования Кондинского района
Внутренняя среда | |
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Дошкольное образование | |
Образовательный процесс | |
- охват детей (1-6 лет) дошкольным образованием на уровне регионального норматива - 69,9%; - успешная реализация парциальных программ по 4 направлениям; - высокий процент охвата детей с 3-7 лет - 96,8%; - достаточно высокий, современный уровень проведения методических мероприятий (районные методические объединения, семинары, "Педагогический поезд"); - развитое социальное партнерство дошкольных организаций с общественными организациями в решении задач воспитания детей и защите их прав; - консультативные пункты для родителей, дети которых не посещают детский сад, функционируют в 16 образовательных учреждениях (69,5%); |
- охват детей до 3-х лет дошкольным образованием - 22,4%; - отсутствует заинтересованность населения в развитии негосударственного сектора дошкольного образования путем привлечения частного бизнеса; - невыполнение требований Закона в части организации подвоза детей, посещающих дошкольную организацию в |
Кадры | |
- 64,7 % педагогов имеют стаж работы 15 лет и более; - 51,9% педагогов имеют высшее профессиональное образование |
- недостаточный уровень квалификации (72 педагога ДОУ не имеют квалификационной категории, что составляет 26,5%); - доля педагогов со стажем до 5 лет - 7,4% - почти 50% педагогов имеют лишь средне-специальное образование; - нехватка специалистов (учитель-логопед, педагог дополнительного образования) - 2 учителей - логопедов (Мулымская территория, Болчаровская школа и детский сад) |
Материально-техническое обеспечение | |
- строительство новых объектов дошкольного образования с современным оборудованием и помещениями (ввод новых мест в дошкольных организациях пгт. Междуреченский - 100 мест, п. Ягодный 40 мест, п. Назарово - 20 мест, п. Мулымья - 40 мест) |
- 29,4% детских садов требуют капитального ремонта; - слабое оснащение дошкольных организаций (нехватка оборудования для реализации образовательных программ; недостаточность наличия производственных помещений пищеблока в соответствии с рекомендациями СанПин 2.4.1.3049-13) |
Общее образование | |
Образовательный процесс | |
- охват введением ФГОС начального общего образования в 1 - 3 классах составляет 100%; - Куминская и Междуреченская школы участвуют в пилотном проекте по реализации ФГОС основного общего образования в 5 - 7 классах; - 100% школ осуществляют предпрофильную подготовку учащихся - 100% школ внедряют этнокультурную составляющую в образовательном процессе |
- недостаточное освоение системно-деятельностного подхода педагогами и использование ими новых подходов к проведению и анализу уроков; - недостаточно эффективное использование нового интерактивного оборудования педагогами на уроках; - не представлена учащимся возможность углубленного изучения предметов; - видовая вариативность образовательных организаций района достаточно однообразна (нет лицеев, гимназий, классов с углубленным изучением предметов); - недостаточное обеспечение психолого-педагогического сопровождения одаренных детей; - отсутствие взаимодействия с ВУЗами; - отсутствие специальных условий в образовательных организациях для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; - недостаточная обеспеченность специалистов психолого-педагогического сопровождения современным диагностическим инструментарием, слабое материально-техническое оснащение; - отсутствие кадров для организации инклюзивного образования; - недостаточная системность в организации профориентационной работы |
Кадры | |
- проводится курсовая подготовка педагогов, работающих по ФГОС основного общего образования (40 педагогов прошли курсы); - достаточно высокий образовательный ценз - 85,5% учителей имеют высшее образование |
- отсутствие учителей родного (мансийского, хантыйского) языка (кроме Шугурской средней общеобразовательной школы); - высока доля педагогов пенсионного возраста - 31,8% |
Материально-техническое обеспечение | |
- улучшение материально-технической базы образовательных учреждений (приобретение интерактивного оборудования, замена устаревшего компьютерного оборудования, обновление фонда библиотек, приобретение учебной литературы для реализации образовательных программ); - 82,5% образовательных учреждений соответствует современным требованиям |
- 13,3% учреждений образования требуют капитального ремонта; - остались невыполненными 15 нарушений правил пожарной безопасности и 9 замечаний санитарно-эпидемиологической. безопасности; - устаревшее технологическое оборудование в 42% учреждений образования |
Дополнительное образование | |
- охват обучающихся в системе дополнительного образования детей остается на протяжении длительного времени стабильно хорошим 62%; - дополнительное образование детей в большинстве остается бесплатным для обучающихся: доля обучающихся, пользующихся платными образовательными услугами составляет 0,1% в общем количестве детей, занятых в системе дополнительного образования детей; - услугами учреждений дополнительного образования детей пользуются подростки в возрасте от 7 до 15 лет: от 7 до 10 лет - 42,3%; от 11 - 15 лет - 28,5% - дети этого возраста составляют практически 71% от общего количества детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей; - учреждения дополнительного образования детей осуществляют свою деятельность круглогодично, являются организаторами содержательного досуга детей в каникулярное время, в выходные и праздничные дни; - органами исполнительной власти района ежегодно проводится более 30 районных конкурсных мероприятий, способствующих выявлению и стимулированию одаренных и творческих учащихся |
- недостаточность программ дополнительного образования детей, направленных на работу с детьми старшего школьного возраста, детьми группы риска, детьми с ограниченными возможностями, детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации; - недостаточность программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий, по содержанию образования многопрофильных; - значительная часть организаций, предоставляющих услуги дополнительного образования, не выстраивают свою работу в полной мере с ориентацией на заказ потребителей (семей, детей); - высокий дефицит профессионально компетентных специалистов системы дополнительного образования |
Прочие составляющие образовательные системы | |
- действует внутренний мониторинг, проводимый образовательным учреждением самостоятельно; - 100% образовательных организаций имеют Интернет-сайты; - электронный мониторинг в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"; - наличие рейтинга образовательных организаций района; - подростковая преступность за 10 месяцев 2013 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 23% - осуществляется поддержка одаренной и талантливой молодежи; - 83% образовательных организаций оснащены системами тревожной сигнализации; - видеонаблюдение установлено в 97% образовательных организаций |
- образовательные учреждения недостаточно ответственно относятся к заполнению всех оценочных показателей данного мониторинга и неактивно используют их в своей работе, в том числе для информирования родителей (законных представителей) обучающихся; - сайты образовательных организаций не в полной мере отвечают требованиям (актуальность, несоответствие требованиям к размещению информации о деятельности образовательной организации); - представители общественных групп не воспринимаются как помощники и партнеры, Управляющие советы в большей степени носят формальный характер; - образовательные организации не выстраивают плановую систему сотрудничества со средствами массовой информации (СМИ) |
Внешняя среда | |
Возможности (O) |
Угрозы (Т) |
- расширение социальных связей образовательных организаций с общественными и государственными учреждениями, СМИ, социальными службами; - расширении сферы сотрудничества с организациями высшего профессионального образования с целью профориентации; - сотрудничество между администрацией Кондинского района и Православным приходом в честь иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радость"; - сотрудничество с организациями высшего профессионального образования с целью организации обучения педагогов и подготовки целевых программ и проектов - образовательная политика администрации Кондинского района поддерживает инициативы и практики образовательных организаций, направленные на инновационное развитие образования в рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы" |
- нет востребованности в изучении и использовании родного (мансийского, хантыйского) языка в социуме, прежде всего в семье; - невозможность организации дистанционного обучения, сетевого взаимодействия в рамках профильного обучения, по причине; - ограниченность финансирования основных региональных и всероссийских мероприятий, что не способствует развитию работы с детьми, имеющими высокие способности в обучении и творчестве; - начальные стадии формирования системы поддержки молодых специалистов в сфере дополнительного образования детей; - отсутствие у общественности потребности в получении информации, низкий уровень информационной культуры и низкий уровень Интернет-пользователей; - недостаточная активность самих родителей в координации деятельности органов родительской общественности по осуществлению взаимодействия с семей и школой в обучении и воспитании детей и подростков |
Таким образом, можно сделать вывод, что к отрицательным факторам (слабым сторонам), оказывающим первостепенное влияние на развитие образования Кондинского района можно отнести:
1) Дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях: общий охват детей дошкольным образованием составляет 69,9% (региональный норматив - 70%), в очереди на получение мест в ДОУ зарегистрировано 11,4% детей от 1 года до 6 лет.
2) Недостаточный уровень качества предоставляемых услуг в сфере образования, о чем свидетельствуют результаты ЕГЭ (средний тестовый балл ЕГЭ по Кондинскому району ниже среднего тестового балла по ХМАО - Югре).
3) Достаточно высокий показатель доли педагогов пенсионного возраста (32%).
4) Отсутствие единообразной муниципальной системы оценки качества образовательных услуг, учета динамики достижений каждого воспитанника и обучающегося.
5) Не в полном объеме сформирована полномасштабная система целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, необходимо изменение образовательного процесса традиционных общеобразовательных организаций, что позволит создать условия для более широкого проявления детских талантов в разных сферах деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.