Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации Кондинского района от 28 марта 2016 г. N 499 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Раздел 1. Характеристика текущего состояния в сфере управления муниципальным имуществом Кондинского района
Управление муниципальным имуществом является неотъемлемой частью деятельности администрации Кондинского района по решению экономических и социальных задач, укреплению финансовой системы, развитию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение уровня и качества жизни населения Кондинского района. Муниципальное имущество создает материальную основу для реализации полномочий Кондинского района и предоставления муниципальных услуг гражданам и организациям, вследствие чего вопросы формирования эффективного управления имуществом являются приоритетными для Кондинского района.
Управление муниципальным имуществом охватывает широкий круг отношений от непосредственной реализации прав владения и пользования закрепленным имуществом органами местного самоуправления и учреждениями до отношений по распоряжению муниципальным имуществом, возникающих в связи с реализацией прав собственника, участника, акционера в организациях, созданных с участием Кондинского района, созданием новых объектов, безвозмездным приемом и передачей их на другие уровни собственности, приватизацией и отчуждением по иным основаниям, передачей во владение и пользование, реорганизацией и ликвидацией предприятий, муниципальных учреждений, иными правомочиями. Порядок управления муниципальным имуществом Кондинского района установлен решением Думы Кондинского района от 28 января 2015 N 524 "О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Кондинского района".
По состоянию на 01 января 2012 года стоимость имущества, учтенного в реестре муниципального имущества Кондинского района (далее - реестр), составила 6 059 136,11 тыс. рублей, что в 6,56 раз выше, чем в 2001 году. Динамика стоимости имущества муниципального образования с 2001 года по 2012 год представлена на рисунке 1. Тенденция увеличения стоимости муниципального имущества сохраняется в связи со строительством и приобретением объектов.
"Рисунок 1. Динамика стоимости имущества муниципального образования Кондинский район"
Имущественный комплекс муниципального образования Кондинский район разнообразен по своему составу. На 01 января 2012 года общее количество организаций с участием муниципального образования представлен в таблице 1.
Таблица 1
Информация
о количестве организаций с участием муниципального образования
за период 2003-2012 гг.
N |
Организации |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Отклонение (2011, 2012) |
1. |
Муниципальные учреждения |
74 |
72 |
72 |
74 |
73 |
68 |
68 |
65 |
63 |
63 |
0 |
1.1. |
в том числе: автономные учреждения |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
5 |
0 |
1.2. |
в том числе: казенные учреждения |
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
31 |
0 |
1.3. |
в том числе: бюджетные учреждения |
|
|
|
74 |
73 |
68 |
68 |
65 |
27 |
27 |
0 |
2. |
Органы местного самоуправления |
26 |
29 |
29 |
18 |
18 |
14 |
12 |
8 |
10 |
10 |
|
3. |
Муниципальные унитарные предприятия |
22 |
20 |
20 |
24 |
18 |
12 |
14 |
13 |
13 |
11 |
-2 |
4. |
Хозяйственные общества с участием района |
3 |
3 |
3 |
6 |
6 |
6 |
14 |
13 |
11 |
11 |
0 |
|
Итого организаций |
125 |
124 |
124 |
122 |
115 |
100 |
108 |
99 |
97 |
95 |
|
Анализ динамики структуры имущества за прошедшие 5 лет приведен в таблице 2 и свидетельствует о том, что значительных изменений в структуре не произошло. При этом максимальный удельный вес более 65 % стоимости муниципального имущества приходится на имущество некоммерческого использования.
Таблица 2
Анализ
динамики структуры имущества учтенного в реестре
муниципального образования за период 2008-2012 гг.
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|||||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
|
Имущество, находящееся в оперативном управлении |
3 255 527,83 |
69,16 |
3 057 457,27 |
60,58 |
3 782 350,16 |
64,69 |
4 013 518,27 |
69,35 |
4 031 077,46 |
66,53 |
Имущество, находящееся в казне муниципального образования |
715 642,47 |
15,20 |
1 628 187,78 |
32,26 |
1 819 123,18 |
31,11 |
1 529 998,78 |
26,44 |
1 641 577,50 |
27,09 |
Имущество, находящееся в хозяйственном ведении |
736 069,63 |
15,64 |
361 413,57 |
7,16 |
245 183,73 |
4,19 |
243 833,75 |
4,21 |
386 481,15 |
6,38 |
Итого |
4 707 39,93 |
100,00 |
5 047 058,62 |
100,00 |
5 846 657,06 |
100,00 |
5 787 350,79 |
100,00 |
6 059 136,11 |
100,00 |
Общая площадь недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования (за исключением земельных участков), составляет 266 864,57 кв. м. Площадь недвижимого имущества (за исключением земельных участков) по формам его использования приведена на рисунке 3.
"Рисунок 3. Структура площади недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования Кондинский район, по состоянию на 01 января 2012 года"
Состав имущества Кондинского района постоянно меняется, в том числе в связи с проводимой оптимизацией сети муниципальных учреждений, предприятий, приватизацией имущества, а также по причине изменения полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, что влечет перераспределение имущества между Российской Федерацией, Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой (далее - автономный округ) и городскими и сельскими поселениями Кондинского района.
Динамика доходов от управления и распоряжения муниципальным имуществом за период с 2010 по 2012 годы представлена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика доходов от управления и распоряжения муниципальным имуществом
за период с 2010 по 2012 годы (тыс. рублей)
N |
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
1. |
Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества |
6 313,7 |
8 658,6 |
9 706,5 |
2. |
Доходы от реализации муниципального имущества |
197,6 |
1 238,3 |
12 973,4 |
3. |
Доходы от продажи квартир |
2 745,3 |
421,2 |
6 529,0 |
4. |
Перечисление части прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов |
373,6 |
253,8 |
0,2 |
5. |
Прочие поступления от использования имущества |
0,0 |
61,3 |
451,5 |
6. |
Прочие доходы (доходы от долевого строительства) |
6 094,8 |
5 215,4 |
4 335,5 |
7. |
Итого доходы от использования муниципальной собственности |
15 725,0 |
15 848,6 |
33 996,1 |
8. |
Средства от продажи находящихся в собственности Кондинского района акций и иных форм участия в капитале |
0,0 |
30,0 |
433,2 |
9. |
Всего |
15 725,0 |
15 878,6 |
34 429,3 |
Обеспечение исполнения плановых показателей доходов от использования и продажи муниципального имущества отражает уровень эффективности управления имуществом и масштабы его приватизации.
Комитет осуществляет ведение реестра муниципального имущества и учет имущества муниципальной казны с применением программно-технических средств. Активно проводится работа по оформлению государственной регистрации права собственности Кондинского района на недвижимое имущество.
Несмотря на активное развитие института управления муниципальным имуществом в Кондинском районе, постоянное совершенствование нормативной правовой базы в этой сфере, по-прежнему, остается ряд проблем, которые необходимо решать как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе:
Отсутствие однозначно определенных целей управления муниципальным имуществом, избыточность муниципального имущества с точки зрения исполнения функций. На сегодня не определен и не сформирован исчерпывающий состав муниципального имущества, необходимого для выполнения функций органов местного самоуправления и находящимися в их ведении организациями, в связи с этим необходимо проведение работы по оптимизации состава муниципального имущества. Проблемой является наличие в муниципальной собственности унитарных предприятий, акций (долей) хозяйственных обществ и имущества, не служащих для исполнения полномочий органов местного самоуправления.
Вместе с тем оптимизация состава муниципального имущества достигается также путем осуществления проверок его использования по назначению и сохранности, оценки эффективности использования, в целях изъятия излишнего или используемого не по целевому назначению и вовлечения его в хозяйственный оборот.
Отсутствие полноты учета объектов муниципального имущества. Имеются недостатки в обеспечении полного, своевременного и достоверного учета объектов муниципального имущества, основанного на правоустанавливающих документах. Необходимо активизировать и завершить работу по обеспечению государственной регистрации права собственности всего недвижимого имущества района и его учету, так как рациональное управление муниципальным имуществом, оперативное принятие управленческих решений по его эффективному использованию возможно только при наличии полной и достоверной системы учета, содержащей актуальные сведения об объектах муниципального имущества.
Недостаточный уровень корпоративного управления организаций с участием Кондинского района. Совершенствование корпоративного управления в хозяйственных обществах с участием Кондинского района будет способствовать решению комплекса задач, стоящих перед Комитетом, а именно: увеличение доходов от участия в хозяйственных обществах в виде дивидендов (отчислений от прибыли), поступающих в бюджет Кондинского района; повышение инвестиционной привлекательности хозяйственных обществ, что позволит более эффективно решать задачу приватизации пакетов акций (долей) хозяйственных обществ.
Одной из наиболее актуальных проблем остается высокая степень физического и морального износа объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности Кондинского района.
На объектах с высокой степенью износа конструкции изнашиваются, разрушаются, вследствие чего эксплуатационные качества зданий ухудшаются, что нарушает условия труда и быта людей, использующих эти здания, создают угрозу жизни и здоровью граждан. Кроме того, вследствие потери качества происходит соответствующая утрата стоимости зданий и сооружений, восстановление же зданий с высоким уровнем физического износа является экономически нецелесообразным. Своевременное проведение ремонтно-строительных мероприятий позволит выявить и устранить нарушения указанных выше требований, улучшить качество оказываемых услуг, учитывая, что одним из направлений социально-ориентированной политики государства является создание условий для качественного и комфортного обслуживания населения.
Учитывая сроки и объемы финансирования, а также требования по сохранению природной среды при создании новых объектов, одним из путей обеспечения населения округа необходимой инфраструктурой является капитальный ремонт существующих зданий и сооружений, модернизация их инженерно-технического обеспечения.
Работа по дальнейшему развитию имущественного комплекса требует совершенствования форм и методов повышения эффективности использования муниципального имущества Кондинского района. Использование программно-целевого метода для решения имеющихся проблем обусловлено необходимостью применения комплексного и последовательного подхода, обеспечивающего увязку реализации мероприятий по срокам и ресурсам с результатом.
Важнейшие преобразования в сфере управления муниципальным имуществом будут направлены на передачу объектов муниципального имущества наиболее эффективным собственникам, совершенствование механизмов учета и контроля. Одним из ожидаемых конечных результатов такого управления должно быть обеспечение органов местного самоуправления исключительно тем имуществом, которое необходимо им для исполнения закрепленных за ним публичных полномочий. При этом главным условием в отношении сохраняемого в муниципальной собственности имущества является повышение эффективности его использования с обеспечением оптимального уровня муниципальных расходов на управление.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.