Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 изменен с 1 января 2018 г. - Постановление администрации г. Югорска от 19 декабря 2017 г. N 3190
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития города Югорска
Подпрограмма I. Совершенствование системы муниципального стратегического управления
В современных условиях большое значение придается актуальности изучения и использования новых, эффективных методов воздействия на социально-экономические процессы, таких как: стратегическое планирование, прогнозирование и программирование социально-экономического развития территорий. Использование органами исполнительной власти элементов стратегического планирования и прогнозирования помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики.
Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" определены документы стратегического планирования, разрабатываемые на уровне муниципального образования:
- стратегия социально-экономического развития муниципального образования;
- план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
- прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный и долгосрочный период;
- бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;
- муниципальные программы.
На данном этапе в систему стратегического управления города Югорска входят следующие действующие целеполагающие документы:
- Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Югорск до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная решением Думы города Югорска от 26.02.2015 N 5, которая определяет стратегические приоритеты и направлена на повышение качества жизни населения в результате активного экономического развития города;
- прогнозы социально-экономического развития города Югорска на очередной финансовый год и плановый период (разрабатываются ежегодно);
- муниципальные программы города Югорска (согласно утвержденного перечня).
Потребность в информации, комплексно характеризующей развитие муниципальных образований, постоянно возрастает, реализация возложенных полномочий, и оценка эффективности деятельности увеличивает спрос на информацию от муниципалитетов автономного округа.
Важнейшей функцией органов исполнительной власти любого уровня является разработка обоснованного прогноза социально-экономического развития. На его основе определяются цели социально-экономического развития территории, разрабатываются программные мероприятия и уточняются приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.
Стратегический подход к управлению социально-экономическим развитием муниципального образования повышает значимость разработки долгосрочного прогноза социально-экономического развития, являющегося основой для планирования деятельности исполнительных органов власти и определения параметров долгосрочных бюджетных проектировок с учетом демографических и социально-экономических тенденций развития округа и муниципального образования.
Программно-целевой метод планирования предполагает разработку плана, начиная с оценки конечных потребностей и исходя из целей развития экономики, при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.
Несмотря на то, что в городе сложилась определенная практика применения программно-целевого метода бюджетного планирования, на сегодняшний день постоянно возникают вопросы управленческого и методологического характера, такие как нечеткая формулировка целей, задач и ожидаемых результатов, которая влечет за собой необходимость корректировки указанных параметров в процессе реализации программ. В ходе реализации программы часто возникает необходимость изменения объемов бюджетного финансирования и корректировки системы программных мероприятий. Для устранения имеющихся недостатков при применении программно-целевого метода планирования расходов необходимо проводить оценку фактически достигнутых результатов реализаций программ. На основе данной оценки принимаются решения об объеме бюджетных средств на их реализацию, подлежащих включению в проект бюджета города на очередной финансовый год и плановый период, решение о дальнейшей реализации программ.
В сложных современных условиях для дальнейшего социально-экономического развития муниципальных образований необходим поиск внутренних резервов, базирующихся на конкурентных преимуществах их территорий. При этом действия органов местного самоуправления должны быть направлены не столько на перераспределение средств вышестоящих бюджетов, сколько на получение доходов на собственной территории через освоение организационно-экономического механизма формирования условий саморазвития муниципальных образований и хозяйствующих субъектов.
Подпрограмма II. Развитие малого и среднего предпринимательства
Содействие развитию малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов местного самоуправления в решении вопросов социально-экономического развития города Югорска и формировании стабильной социально-экономической и политической ситуации в городе. Малое предпринимательство, как динамичная форма хозяйствования, способствует развитию конкуренции, насыщению рынка необходимыми товарами и услугами, постепенному созданию среднего класса собственников, самостоятельно обеспечивающего собственное благосостояние и достойный уровень жизни.
За период реализации в городе Югорске долгосрочных целевых программ развития малого и среднего предпринимательства (2009 - 2013 годы) количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось по сравнению с их количеством на начало реализации программ (на 01.01.2009 -1028 субъектов) на 65%, составив 1696 субъектов. Это свидетельствует о том, что малое и среднее предпринимательство становится все более привлекательным для экономически активного населения, находящегося в поиске путей реализации своих бизнес-идей и повышения жизненного уровня. Государственная поддержка способствовала созданию предпринимателями собственного дела в новых видах деятельности в таких, как: вывоз и переработка бытовых отходов, химчистка, внутренний туризм, ремесленническая деятельность, образовательные услуги, услуги по развитию детей дошкольного возраста, энергосбережение. Образован "семейный бизнес" в сферах: "общественное питание", "ремесленническая деятельность", "группы по уходу за детьми".
По данным регистрации в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) на 01.01.2015 на территории города осуществляли деятельность 466 малых предприятий, 3 средних предприятия, зарегистрировано 1255 индивидуальных предпринимателя.
По итогам 2014 года оборот малых и средних предприятий составил 5 110,0 млн. рублей или 97,1% к показателю прошлого года.
Доля занятых в малом и среднем бизнесе (с учетом индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 01.01.2015 составила порядка 21,9% от численности занятых в экономике города.
Современный малый бизнес в городе активно проявляется в торговле (55% от всего оборота), оказании бытовых услуг, строительстве, и только отчасти в производственных услугах, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих компаниях, сельском хозяйстве.
Уровень развития малого и среднего предпринимательства для экономики города оценивается по показателям: количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. жителей; среднесписочная численность занятых на малых предприятиях; оборот малых предприятий. Положительная динамика данных показателей за ряд прошедших лет подтверждала успешность развития сферы предпринимательства в городе, но в 2013 - 2014 годах, отмечена отрицательная динамика ряда показателей. Основными факторами, повлиявшими на изменение динамики развития предпринимательства, являются: изменения законодательства по налогообложению в сфере предпринимательства и нестабильность экономики в связи с финансовым кризисом 2014 года.
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", начиная с 2011 года, значительно увеличены тарифы страховых взносов. Кроме того, обязанности по уплате страховых взносов возложены и на плательщиков УСН и ЕНВД, т.е. на субъекты малого и среднего предпринимательства. Как следствие этих изменений, налоговая нагрузка на сферу малого и среднего предпринимательства значительно возросла, что стало отражаться на успешности (прибыльности) предпринимателей. В результате, на протяжении 2014 года отмечается снижение показателей численности субъектов малого и среднего предпринимательства и, соответственно, уменьшение среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях (в основном на малых, включая микропредприятия). По прогнозу на ближайшие три года показатели деятельности сферы малого и среднего предпринимательства, которые анализируются в расчете на 10 тысяч населения, будут увеличиваться незначительно.
Продолжают оставаться актуальными проблемы, с которыми сталкиваются в процессе своей деятельности предприниматели:
- недостаточность собственных финансовых ресурсов, в том числе для использования современных технологий и оборудования, сложность получения кредитов из-за достаточно высоких, по сравнению с доходностью бизнеса, ставок платы за кредитные ресурсы и жестких требований банков к обеспечению, связанных с получением кредитов;
- отсутствие помещений для сдачи в аренду субъектам предпринимательства, используемых для предпринимательской деятельности (перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи в аренду предпринимателям сформирован, однако в нем отражены только те объекты недвижимости, которые фактически уже находятся в пользовании субъектов предпринимательства);
- слабая имущественная база (недостаточность основных фондов) малых предприятий и, как следствие, недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;
- высокие издержки при "вхождении на рынок" для начинающих субъектов малого предпринимательства, в том числе высокая арендная плата за нежилые помещения;
- недостаток квалифицированных кадров, знаний и навыков ведения предпринимательской деятельности.
Данные обстоятельства требуют принятия мер по созданию благоприятных условий для предпринимателей города и содействию решению вышеуказанных проблем. Наиболее эффективной мерой является предоставление субъектам различного рода субсидий на погашение издержек, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Кроме предоставления субсидий возможно использование альтернативных форм стимулирования развития субъектов: механизмов (мероприятий) консультационной и информационной поддержки (проведение конференций, форумов, круглых столов и т.д.), проведения различных образовательных мероприятий. Необходимо также привлекать предпринимателей к реализации проектов в сфере организации молодежного и детского досуга, развития внутреннего туризма, социального предпринимательства, промышленного производства, сельского хозяйства, развития бытовых и платных услуг населению.
В настоящее время наиболее актуальным является привлечение в малый бизнес молодежи, которая, являясь наиболее мобильной частью общества, стремится идти вперед, искать новые направления в бизнесе. Поддержка молодежного предпринимательства - это содействие стремлению молодежи к самостоятельности, самореализации, экономической независимости, развитие рыночного мышления. Выявление творческих, интересных и финансово привлекательных проектов - одна из задач, которая будет способствовать успешному социально-экономическому развитию города.
Особое внимание необходимо уделить формированию партнерских отношений с бизнесом: привлечение представителей малого и среднего предпринимательства в постоянно действующие органы - координационные и экспертные советы, с целью участия бизнес сообщества в решении вопросов, касающихся развития малого и среднего предпринимательства в городе, привлечение к участию в публичных мероприятиях (семинары, конкурсы, выставки, ярмарки), направленных на формирование благоприятного общественного мнения о малом предпринимательстве, способствующих продвижению товаров и услуг местных товаропроизводителей.
Содействию развития малого и среднего предпринимательства в городе способствует реализация соглашения о взаимном сотрудничестве с организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства таких как: филиал Фонда поддержки предпринимательства Югры в городе Советский, Торгово-промышленная палата Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Фонд "Югорская региональная микрокредитная компания", Совет предпринимателей города Югорска.
Безусловно, малый бизнес - довольно сложное и рискованное занятие, требующее, прежде всего, большой самоотдачи, стремление к новому, умение самостоятельно находить и принимать решения. Задачи, заявленные в подпрограмме, направлены на сохранение достигнутых результатов и качественное изменение отраслевой структуры малого предпринимательства путем развития приоритетных видов предпринимательской деятельности. Сектор малого и среднего предпринимательства должен занять одно из основных мест в социально-экономическом развитии города, создавая реальные возможности населению для самореализации и занятия индивидуальным бизнесом, решая различные социальные и экономические задачи города. А решать данные задачи можно лишь совместными усилиями и согласованными действиями самих предпринимателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Термины и определения, используемые в подпрограмме II муниципальной программы касающиеся сферы малого и среднего предпринимательства:
субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом Российской Федерации от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям (далее Субъект);
инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - система коммерческих и некоммерческих организаций, определяемая в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее Организации);
реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки - база данных систематизированной информации о субъектах малого и среднего предпринимательства на территории города Югорска, включающая информацию об оказанной им органами местного самоуправления поддержке;
семейный бизнес - осуществление субъектом хозяйственной деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с привлечением к осуществлению хозяйственной деятельности по трудовым договорам членов своей семьи (лиц, связанных родственными отношениями), либо членов своей семьи и иных лиц или в качестве юридического лица, участниками которого являются исключительно члены семьи субъекта, возглавляемого одним из ее членов;
образовательные мероприятия - семинары, тренинги, курсы повышения квалификации и иные занятия обучающего характера для субъектов малого и среднего предпринимательства;
молодежное предпринимательство - осуществление предпринимательской деятельности молодыми предпринимателями - физическими лицами в возрасте до 30 лет (включительно), юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет (включительно), составляет не менее 50%;
услуги в сфере семейного, молодежного и детского досуга - осуществление деятельности, направленной на организацию культурного, спортивного досуга населения;
общественное питание (кафе, специализированные в сфере детского и молодежного досуга) - осуществление деятельности путем организации кафе без продажи товаров, имеющих возрастные ограничения;
социальное предпринимательство - социально ориентированная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на достижение общественно полезных целей, улучшение условий жизнедеятельности гражданина и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, а также на обеспечение занятости, оказание поддержки инвалидам, гражданам пожилого возраста и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе обеспечивающих выполнение одного из следующих условий:
а) субъект социального предпринимательства обеспечивает занятость инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 лет, сирот, выпускников детских домов (далее - лица, относящиеся к социально незащищенным группам граждан), а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 лет, предшествующих дате проведения конкурсного отбора, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50%; а доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;
б) субъект социального предпринимательства осуществляет деятельность по предоставлению услуг (производству товаров, выполнению работ) в следующих сферах деятельности:
содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие занятости и самозанятости лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан;
социальное обслуживание лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, и семей с детьми в сфере здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях, деятельность дошкольных образовательных организаций, оказание платных услуг по присмотру за детьми и больными;
организация социального туризма в части экскурсионно-познавательных туров для лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан;
оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
обеспечение культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);
предоставление образовательных услуг лицам, относящимся к социально незащищенным группам граждан;
содействие вовлечению в социально-активную деятельность лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 лет и лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом;
информационные технологии - разработка и поддержка информационных систем;
ремесленническая деятельность - производственная предпринимательская деятельность, направленная на производство товаров и услуг, в том числе относящихся к народным промыслам, по индивидуальным заказам, небольшими сериями, исходя из конкретных запросов людей, для удовлетворения эстетических и иных потребностей граждан или хозяйствующих субъектов;
консалтинговые услуги - информационно-консультационная поддержка деятельности бухгалтерии субъекта, информационно-консультационная поддержка субъекта в области законодательства о налогах и сборах, юридические услуги и консультации субъекта, управленческое консультирование.
инвентарь - предметы хозяйственного обихода (предметы, непосредственно не используемые в производственном процессе) и производственного назначения, предметы технического назначения, которые участвуют в производственном процессе, но не могут быть отнесены ни к оборудованию, ни к сооружениям;
бизнес - инкубирование - предоставление Организациями Субъектам на ранней стадии их деятельности (до трех лет с даты их государственной регистрации) помещений в аренду;
особая категория Субъектов - Субъекты, являющиеся инвалидами, и (или) не менее 50% работников которых на последнюю отчетную дату являются инвалидами.
Подпрограмма III. Развитие агропромышленного комплекса
Внутренняя политика Российской Федерации направлена на усиление продовольственной безопасности страны. Как приоритетная, данная задача обозначена в Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период 2030 года. Немаловажную роль в данном направлении отводится уровню развития и устойчивости сельскохозяйственного производства каждого муниципального образования.
Сельское хозяйство в городе Югорске развивается достаточно динамично. Производством продукции занимаются одно сельхозпредприятие, 8 крестьянско-фермерских хозяйств и население города. На 41 частном подворье содержатся сельскохозяйственные животные и птица, и более чем на 6,5 тысячах дачных участках проводят лето югорчане, выращивая урожаи. Виды деятельности различны - это молочное животноводство, свиноводство и разведение крупного рогатого скота, птицеводство и растениеводство. Появилось новое направление - разведение крупного рогатого скота мясных пород.
Ежегодно наблюдается положительная динамика развития отрасли. Начиная с начала реализации муниципальной программы:
- производство молока увеличилось на 15,7% и составило 1507 тонн в год;
- производство мяса -увеличилось на 6,8% и составило 1 669 тонн в год.
Сельхозтоваропроизводители города Югорска занимаются не только выращиванием, но и переработкой сельскохозяйственной продукции, ассортимент которой достаточно большой: колбасные изделия, сметана, сливки, творог, сыр, йогурт, ряженка, масло и другие наименования.
Положительной динамике сельскохозяйственного производства способствует государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года" утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 420-п
Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.12.2010 N 228-оз органы местного самоуправления муниципальных образований наделены отдельным государственным полномочием, включающим в себя расчет и выделение субсидий на государственную поддержку животноводства, растениеводства, рыболовства и рыбопереработки, развития материально -технической базы малых форм хозяйствования.
Выполнение государственного полномочия включает в себя выплаты субсидий сельхозтоваропризводителям за счет субвенций из окружного бюджета по определенным направлениям деятельности:
- за произведенную и реализованную продукцию растениеводства и животноводства;
- на развитие материально -технической базы малых форм хозяйствования, (крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);
- на содержание маточного поголовья животных в личных подсобных хозяйствах жителей города;
- сбор и переработку дикоросов.
При осуществлении мероприятий подпрограммы планируется дальнейшее качественное исполнение переданного государственного полномочия, что будет способствовать сохранению динамичного развития сельскохозяйственных производителей города, увеличению производства сельскохозяйственной продукции, развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих проекты укрепления материально-технической базы своих хозяйств и, в конечном итоге, обеспечению жителей муниципального образования качественной и экологически чистой продукцией сельского хозяйства по приемлемым ценам.
Подпрограмма IV. Предоставление государственных и муниципальных услуг через многофункциональный центр (МФЦ)
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" принцип "одного окна" означает получение государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. Взаимодействие с органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
Таким образом, принцип "одного окна" предусматривает исключение участия заявителей в процессах сбора и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих сведения о личности, правах и льготах, необходимые для получения заявителем той или иной муниципальной услуги.
В процессе предоставления услуг весь объем работ по сбору, подготовке, сверке, согласованию и утверждению (визированию) необходимых документов или сведений из документов, которые формируются и хранятся в органах публичной власти и подведомственных им организациях, должен производиться этими органами и организациями самостоятельно, без участия заявителей.
Функции по сбору из разных инстанций документов, касающихся заявителя, и формированию на их основе полного комплекта документов, необходимых для получения заявителем услуги, должны взять на себя службы "одного окна".
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна" по месту пребывания, в том числе в МФЦ, к 2015 году должна составлять 90%.
В целях исполнения Указа Президента, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг", от 27.09.2011 N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.07.2013 N 246-п "О Концепции создания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" в городе Югорске с 18.02.2014 осуществляет деятельность муниципальное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - МФЦ).
Приоритетными направлениями функционирования МФЦ являются:
- повышение качества и доступности предоставляемых услуг,
- сокращение сроков их предоставления,
- повышение уровня информированности граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения услуг.
Подпрограмма V. Совершенствование социально-трудовых отношений и охраны труда
Социальное партнерство, как одна из основных форм регулирования социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики и является наиболее важным направлением социальной политики. Главным фактором социальной политики, является формирование институтов гражданского общества, а именно, общественных объединений профессиональных союзов, как официальных представителей работников, объединения работодателей, и представителей органов власти всех уровней, взаимное сотрудничество которых направлено на обеспечение приоритетных целей государства - гарантий трудовых прав и свобод, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов сторон.
Решением Думы города Югорска от 08.04.2004 N 609 "О Положении муниципальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" утверждено Положение, которое определяет правовую основу формирования и деятельности муниципальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В городе Югорске осуществляет свою деятельность территориальное объединение работодателей, территориальное объединение профсоюзов и сформирован состав постоянно действующей муниципальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
С целью закрепления и предоставления дополнительных социальных гарантий и компенсаций работникам муниципальных учреждений в сфере социальной помощи, оплаты труда, оздоровления заключено Межотраслевое территориальное соглашение между администрацией города и профессиональными союзами бюджетной сферы и Трехстороннее соглашение между органами местного самоуправления, территориальным объединением работодателей и территориальным объединением профсоюзов.
Мероприятия, проводимые администрацией города, направленные на повышение уровня заработной платы низкооплачиваемых категорий работников бюджетной сферы, позволили исключить случаи выплаты заработной платы ниже величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
По данным территориального органа государственной статистики в организациях города отсутствует задолженность работникам по выплате заработной платы.
Коллективных трудовых споров на территории муниципального образования с 2003 года не зарегистрировано.
Социально-трудовые отношения на уровне организации регулируются путем заключения коллективного договора. Сторонами социального партнерства выступают представители работников и представители работодателей.
В отделе по труду администрации города прошли уведомительную регистрацию и действуют 27 коллективных договоров, которые обеспечивают социальные гарантии более 30 тысячам работающих, в том числе более 10,7 тыс. человек, работающих в организациях разных форм собственности города Югорска.
Удельный вес организаций, заключивших коллективные договоры, составляет 4 процента от общего количества организаций города, а удельный вес работающих, на которых распространяется действие коллективных договоров, составляет 55,4 процента от численности занятых в экономике города.
Задача муниципалитета сохранить и укрепить достигнутые позиции.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, реабилитационные и иные мероприятия, образующие механизм реализации конституционного права граждан на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации) в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Основным критерием оценки состояния дел в сфере охраны труда, способом получения достоверной информации о производственном риске и о мерах, которые необходимо предпринять по защите прав работников, является аттестация рабочих мест.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, в том числе и аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Игнорирование работодателями требований охраны труда во многом связано с декларативным характером большинства норм трудового права.
Отсутствие у преобладающего количества работодателей мотивации в улучшении условий труда и обеспечении его безопасности обусловлено тем, что основное бремя возмещения вреда здоровью работников при наступлении страхового случая несет государство.
Система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев. Такая система управления охраной труда приводит к отсутствию экономической заинтересованности сторон социально - трудовых отношений в проведении профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда, охрану здоровья и социальную защиту работников.
В целях информирования и содействия в организации охраны труда в городе Югорске сформирован городской реестр специалистов по охране труда. Работодатели - субъекты малого и среднего бизнеса, не имеющие служб охраны труда, могут обращаться за помощью к таким специалистам, которые окажут содействие в организации работы по охране труда.
При администрации города работает Межведомственная комиссия по охране труда, в состав которой вошли представители надзорно-контрольных органов, специалисты по охране труда организаций города, специалисты администрации города. На заседаниях комиссии заслушиваются работодатели города, допустившие случаи травматизма на производстве. Комиссия коллегиально принимает решения, которые доводятся до работодателей, с целью разработки ими комплекса программных мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда на производстве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.