Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Стратегическим ориентиром развития образования является реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Основными направлениями образовательной инициативы являются:
переход на новые образовательные стандарты;
развитие системы поддержки талантливых детей;
совершенствование учительского корпуса;
изменение школьной инфраструктуры;
сохранение и укрепление здоровья школьников;
расширение самостоятельности школ.
Настоящая программа рассматривается как инструмент реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Город Ханты-Мансийск принадлежит к числу развитых муниципальных образований, располагающих предприятиями различного профиля, достаточно развитой сферой обслуживания, богатой социальной, культурной, образовательной, оздоровительно-спортивной инфраструктурой, что является благоприятным условием для развития системы образования.
Основной стратегической целью всех изменений, происходящих в городе, является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина города Ханты-Мансийска.
В системе образования города Ханты-Мансийска в последние годы сложились устойчивые тенденции создания условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг.
Современная система образования города Ханты-Мансийска представляет собой сеть муниципальных разноуровневых и разнонаправленных учреждений дошкольного, общего, дополнительного и специального образования, которые реализуют разнообразные образовательные программы и удовлетворяют потребности обучающихся.
Муниципальная система образования представлена 40 образовательными учреждениями, из них: 8 общеобразовательных учреждений, 21 дошкольное образовательное учреждение, 8 учреждений дополнительного образования детей и 3 прочих образовательных учреждения. В муниципальной сети созданы условия для обеспечения потребностей социума в дифференцированном обучении.
За последнее десятилетие муниципальная образовательная сеть претерпела изменения: в соответствии с графиком реструктуризации 1 учреждение было закрыто, 2 учреждения (начальная школа - детский сад) перешли в статус "детский сад". Сохранена вариативность общеобразовательных учреждений - в городе функционируют школа с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия.
В городской системе образования в целом сложилась эффективная система управления, которая сохраняет и развивает свой потенциал и продолжает являться определяющим фактором социально-экономического развития города.
Приняты меры по обеспечению общедоступности дошкольного образования. За период 2010 - 2012 годов в рамках целевых программ введено в эксплуатацию 3 детских сада общей мощностью 530 мест: в рамках реализации программы "Новая школа Югры" в декабре 2010 года завершилось строительство детского сада по улице Рябиновой на 200 мест; в декабре 2011 года начал работу детский сад по улице Мичурина проектной мощностью 200 мест, Администрацией города в 2011 году приобретено в муниципальную собственность здание детского сада проектной мощностью 130 мест. Запланировано строительство детских садов общей мощностью 2320 мест, это позволит обеспечить 95% детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием.
Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям, развита сеть детских учреждений и групп компенсирующего вида, ведется целенаправленная работа по осуществлению преемственности дошкольного и начального общего образования. Направленно решается проблема полного охвата детей дошкольным образованием. Муниципальная система дошкольного образования предоставляет услуги по воспитанию и оздоровлению детей с нарушениями зрения в группах компенсирующей направленности в детском саду N 20 "Сказка". С нарушениями речи или логопедическими проблемами оздоравливаются и воспитываются дети в детском саду N 15 "Страна чудес", N 8 "Солнышко" и в специализированных группах детского сада комбинированного вида N 14 "Березка".
Осуществляется обновление содержания общего образования, в школах города с 2011 года введены федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, реализуется профильное обучение на старшей ступени обучения. В 100 % средних общеобразовательных учреждений функционируют 25 профильных классов (с охватом 70 % учащихся 10-11 классов) разной направленности: социально-гуманитарный, филологический, информационно-технологический, химико-биологический, математико-экономический, физико-математический, оборонно-спортивный.
В городе проводятся мероприятия по интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в массовую школу по их социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни.
Значительно улучшена материально-техническая база образовательных учреждений, кабинеты начальных классов оснащены в соответствии с требованиями к оснащенности учебных кабинетов в рамках введения новых федеральных государственных образовательных стандартов.
В муниципальной системе образования сохраняется существенная дифференциация образовательных учреждений в обеспечении доступности и качества образовательных услуг. Наблюдается диспропорция между состоянием сети образовательных учреждений, темпами и тенденциями территориального развития.
Увеличивающийся рост численности детского населения привел к дефициту мест в дошкольных образовательных учреждениях, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов.
В ближайшие годы последствия существовавшего ранее демографического спада будут по-прежнему заметны для различных уровней системы образования.
Таблица 1. Изменение контингента обучающихся общеобразовательных учреждений
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Количество учащихся в общеобразовательных учреждениях (чел.) |
8830 |
9373 |
9962 |
За последние три года численность учащихся в общеобразовательных учреждениях увеличилась на 10,1%. Уже в настоящее время численность детей младшего школьного возраста превышает численность учащихся 5-9 классов, отсутствует динамика роста численности учащихся старшей ступени обучения.
Таблица 2. Изменение численности обучающихся общеобразовательных учреждений по ступеням обучения
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||||||
Количество учащихся в общеобразовательных учреждениях (чел.) |
I ст. |
II ст. |
III ст. |
I ст. |
II ст. |
III ст. |
I ст. |
II ст. |
III ст. |
4132 |
3962 |
736 |
4366 |
4208 |
799 |
4679 |
4368 |
915 |
Динамику увеличения численности учащихся общеобразовательных учреждений подтверждает факт увеличения количества учащихся в школах, которые обучаются в две смены.
Таблица 3. Изменение численности учащихся общеобразовательных учреждений, обучающихся во II смену
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Количество учащихся в общеобразовательных учреждениях, обучающихся во II смену (чел.) |
4150 |
4312 |
4483 |
Кадровый состав системы образования нуждается в обновлении и масштабной профессиональной переподготовке в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Сохраняется большое число учителей пенсионного возраста, слабый приток в образовательные учреждения молодых специалистов, не происходит обновления кадрового ресурса. Особенно острым является дефицит компетентных управленческих кадров - менеджеров в сфере образования, готовых успешно действовать в новых условиях финансово-хозяйственной деятельности. Сохранение и развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования является важной задачей данной программы.
Показатель очередности на устройство в дошкольные образовательные учреждения имеет незначительную динамику в сторону уменьшения, несмотря на ввод в действие детских садов. Увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях муниципальной системы образования за счет ввода в действие новых детских садов не соответствует реальной численности детского населения в связи с увеличением численности населения за счет естественного и миграционного прироста.
Таблица 4. Очередь в дошкольные образовательные учреждения
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Количество детей, ожидающих предоставления места в дошкольном учреждении (чел.) |
5779 |
6667 |
6714 |
Таблица 5.Количество детей от 0 до 7 лет в городе Ханты-Мансийске
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Количество детей от 0 до 7 лет, проживающих на территории города (чел.) |
9015 |
9649 |
10218 |
Таблица 6. Количество детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Количество детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения (чел.) |
3329 |
4017 |
4100 |
Результаты анализа свидетельствуют о наличии определенных проблем в достижении качества общего и дополнительного образования.
Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей данной категории.
Таблица 7. Изменение численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях (чел.) |
54 |
72 |
67 |
Без комплексного программного подхода данная проблема не может быть решена. В ходе реализации программы будут выполнены мероприятия по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дальнейшее развитие наметившейся в последние годы позитивной тенденции восстановления ответственности системы образования за духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гражданской идентичности и национального самосознания зависит от обеспеченности образовательных учреждений высококвалифицированными специалистами. Однако в результате оптимизации штатных расписаний в образовательных учреждениях произошло сокращение ставок воспитательной работы. Имеет место незавершенность процессов, обеспечивающих актуализацию воспитательного потенциала образования.
В муниципальной системе образования еще недостаточно сформирована система целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью на уровне каждого образовательного учреждения. Необходимо совершенствовать как систему поддержки талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных детей.
Данная программа разработана на основе программно-целевого метода и представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретной цели и решение задач, стоящих перед муниципальной системой образования в 2014 - 2016 годах.
Использование программно-целевого метода связано с определенными рисками. Среди наиболее опасных рисков можно назвать риск сокращения финансирования программы в процессе ее реализации, а также риск неэффективного управления программой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.