Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлениюадминистрации муниципального образования
города Нижневартовска
от 17 апреля 2014 г. N 719
I. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
В последние годы на всех уровнях власти отмечается устойчивое внимание к нуждам и запросам граждан пожилого возраста, инвалидам, учитываются наиболее острые нужды и потребности социально незащищенных категорий населения.
Наряду с гарантированными федеральным и окружным законодательством мерами социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан органы местного самоуправления города Нижневартовска уделяют особое внимание росту уровня и качества жизни жителей города Нижневартовска.
Программа позволит обеспечить преемственность ранее проводимой администрацией города Нижневартовска политики в области обеспечения социальной стабильности.
Мероприятия Программы представляют собой комплексную систему мер, направленных на предоставление мер социальной поддержки и социальной помощи гражданам, которые по объективным причинам оказались в трудной жизненной ситуации и нуждаются в постороннем вмешательстве для ее преодоления.
Одной из особенностей современной демографической ситуации является высокая численность лиц пожилого возраста. Процесс старения населения обуславливает необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь.
Программа предусматривает проведение социально значимых мероприятий в интересах граждан старшего поколения с привлечением общественных объединений - организация и проведение мероприятий, посвященных знаменательным и памятным датам, участие граждан старшего поколения в проведении общегородских культурных мероприятий.
Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем детства.
Важной составляющей в деятельности администрации города Нижневартовска в сфере социальной поддержки населения города Нижневартовска является защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание механизмов дополнительной поддержки семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Реализация мероприятий по социальной поддержке осуществляется в следующих направлениях:
- социальная поддержка и социальная помощь для отдельных категорий граждан;
- социальная интеграция отдельных категорий граждан;
- развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и создание условий для воспитания и полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье, их интеграции в обществе, социальной и личностной самореализации;
- дополнительные гарантии и дополнительные меры социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, принявших на воспитание детей.
1.1. Социальная поддержка и социальная помощь для отдельных категорий граждан.
Необходимость в социальной защите старших возрастов населения города объективно возрастает в силу сложения действия следующих факторов:
- утрата привычного социального статуса;
- старение населения;
- ухудшение состояния здоровья;
- увеличение числа одиноких престарелых граждан, содержание которых осуществляется в основном не усилиями семьи, а за счет общественных средств;
- обесценивание пенсий и различного рода социальных выплат.
Социальная поддержка и социальная помощь из средств городского бюджета оказывается:
- неработающим пенсионерам и ветеранам Великой Отечественной войны (инвалиды и участники Великой Отечественной войны, вдовы погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны; бывшие узники фашистских концлагерей; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; труженики тыла) (далее - ветераны ВОВ);
- гражданам, оказавшимся в трудной или критической жизненной ситуации, а также лицам, испытывающим остросоциальные нужды.
Структура получателей мер социальной поддержки и социальной помощи отображена на рисунке 1.
"Рисунок 1"
В целях поддержания стабильного уровня доходов неработающих пенсионеров в городе Нижневартовске на протяжении ряда лет предоставляется социальная поддержка в виде социальных выплат неработающим пенсионерам и ветеранам ВОВ. Данным видом социальной поддержки пользуются более 31 тыс. нижневартовцев из числа неработающих пенсионеров или 50,2% от общей численности пенсионеров, состоящих на учете в государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение повседневных насущных проблем горожан - важнейшая задача в настоящей и будущей деятельности органов местного самоуправления города Нижневартовска.
Анализ обращений граждан показывает востребованность мероприятий по оказанию социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, лицам, испытывающим остросоциальные нужды.
Качественный состав получателей социальной помощи показал, что реализация мероприятий направлена прежде всего на категории граждан, которые по объективным причинам не могут обеспечить себя дополнительным доходом и решить свои проблемы без постороннего вмешательства (рисунок 2).
Анализ оказания социальной помощи в виде организации перевоза по остросоциальным нуждам подтверждает ее необходимость и востребованность инвалидами и пенсионерами старшего возраста.
"Рисунок 2"
1.2. Социальная интеграция отдельных категорий граждан.
В городе Нижневартовске осуществляют свою деятельность 176 некоммерческих организаций, из них 17 активно работающих организаций объединяют граждан отдельных категорий: ветеранов войны, труда, боевых действий, инвалидов, многодетных семей и др. Главной их целью является защита прав и интересов граждан отдельных категорий, организация их досуга, создание условий для занятий общественно полезной деятельностью и творчеством, реализация их интеллектуальных, духовно-нравственных потребностей, повышение их роли в общественной жизни города. Общее количество членов общественных организаций отдельных категорий граждан - более 6 тыс. человек.
Общественные организации отдельных категорий граждан являются огромной силой, поскольку объединяют наиболее активную часть населения. Они способны обеспечивать обратную связь с органами местного самоуправления города Нижневартовска, так как выражают интересы граждан, организуют людей для самостоятельного решения проблем, вносят значительный вклад в решение социальных проблем наиболее незащищенных граждан города Нижневартовска. Успешность городской социальной политики в значительной степени определяется степенью соучастия, заинтересованности, вовлеченности в реализацию принятых решений общественных организаций отдельных категорий граждан.
Граждане, которые имеют льготы, а это в основном люди пожилого возраста, инвалиды, как показывает практика, нуждаются в дополнительном внимании со стороны государства и общества. И это не всегда выражается в материальной форме. В силу изменения социального статуса практически каждый из них испытывает эмоциональный стресс. Люди пожилого возраста, прекратив трудовую деятельность, остро переживают свою невостребованность, что зачастую ведет к нарушениям физического и нравственного здоровья. Инвалиды и лица с ограниченными физическими возможностями по объективным причинам не могут быть полноценными участниками общегородских мероприятий различной направленности: фестивалей, конкурсов, спортивных соревнований. Тем не менее, как показывает анализ реализации предыдущей долгосрочной целевой программы "Комплексная программа социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан в городе Нижневартовске на 2010 - 2012 годы", эти люди готовы заниматься и занимаются творчеством и спортом и нуждаются в общественном признании их успехов на городском и региональных уровнях.
Для сокращения негативных последствий, которые влекут изменение социального статуса граждан, Программой предусматривается ряд мероприятий культурно-просветительской, духовно-нравственной и спортивно-оздоровительной направленности, ориентированных именно на данную целевую аудиторию.
Деятельность по социальной интеграции граждан отдельных категорий позволяет максимально сохранить систему мер социальной поддержки, преемственность в реализации политики, проводимой органами местного самоуправления города Нижневартовска в сфере обеспечения социальной стабильности для отдельных категорий граждан, решить задачу сохранения традиций в работе с общественными организациями граждан отдельных категорий, создать благоприятные условия для реализации интеллектуальных, культурных, духовных потребностей отдельных категорий граждан, стимулировать и поддерживать активную жизненную позицию в целях их гармоничного вхождения в современное общество.
1.3. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и создание условий для воспитания и полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье, их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации.
В Российской Федерации проживает более 30 млн. детей. Наиболее уязвимой категорией являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (свыше 700 тыс. детей). Актуальной эта проблема остается и для города Нижневартовска. По данным статистики на 01.01.2012 детское население города составляет 55 619 детей, на учете в управлении по опеке и попечительству администрации города на 01.01.2012 состоят 805 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из общего количества детей как в России, так и в Нижневартовске только 20% являются сиротами, а остальные 80% - социальными сиротами. Основной причиной социального сиротства является уклонение родителей от выполнения ими родительских обязанностей по содержанию и воспитанию детей (рисунок 3).
"Рисунок 3"
Количество несовершеннолетних, состоящих на учете в управлении по опеке и попечительству администрации города, по состоянию на 01.01.2012 составляет 874 ребенка, из них 671 ребенок находится под опекой, 61 ребенок воспитывается в семьях усыновителей, 77 детей - в приемных семьях, 65 детей - в казенном образовательном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом "Аистенок" (рисунок 4).
"Рисунок 4"
Распределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в управлении по опеке и попечительству администрации города, в зависимости от их формы устройства (чел.)
Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию семейных форм устройства доля детей, проживающих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему велика (из 99 выявленных в 2011 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 17 были определены в государственные учреждения).
Ребенок, лишенный положительного опыта семейной жизни, помещенный в условия интерната, деформируется в личностном развитии. У таких детей снижается общий психический тонус, развивается чувство тревоги, неуверенность в себе, агрессивность, тормозится интеллектуальное развитие. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.
Отечественный и мировой опыт со всей очевидностью показали, что эффективность социализации и гарантии достойного будущего ребенка-сироты, воспитывающегося в семье, неизмеримо выше.
Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определены статьей 123 Семейного кодекса Российской Федерации: передача в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в государственные учреждения.
Наиболее распространенной формой семейного устройства осиротевших детей является опека, когда ребенка забирают в семью, как правило, близкие или дальние родственники.
В последнее время получила развитие такая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья. Как правило, в приемной семье воспитываются не более 8 детей. Часто приемная семья становится родным домом для детей, у которых есть братья и сестры, и данное обстоятельство становится препятствием для их усыновления и принятия под опеку.
Вопросы улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития семейных форм устройства являются приоритетными для администрации города Нижневартовска.
Анализ последних лет показал, что благодаря комплексному решению проблем семьи и детей в городе Нижневартовске сложилась система работы по охране прав детства.
В городе увеличилось количество приемных семей, для сравнения: 2009 год - 10 семей/59 детей, 2010 год - 11 семей/68 детей, 2011 год - 16 семей/77 детей (рисунок 5).
"Рисунок 5"
Сокращается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом "Аистенок": 2010 год - 14 детей, 2011 год - 7 детей.
1.4. Осуществление переданных отдельных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления.
Перечень передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий:
1) по назначению и предоставлению:
- единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении (удочерении), установлении опеки или попечительства, передаче в приемную семью);
- ежемесячной выплаты на содержание ребенку, переданному на воспитание в семью опекунов или попечителей (в том числе в случае предварительной (временной) опеки или попечительства), приемную семью, а также усыновителям на содержание усыновленного (удочеренного) ребенка, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и гражданам в возрасте от 18 лет и старше, потерявшим в период обучения в общеобразовательной организации единственного родителя или обоих родителей;
- вознаграждения приемным родителям;
- ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в организациях для детей-сирот, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их нахождения в организациях для детей-сирот, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов или попечителей, приемных семьях, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании ими общеобразовательных организаций одеждой и обувью (или соответствующей компенсацией), а также единовременным денежным пособием в размере 5 000 рублей;
3) по ежемесячному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях автономного округа или образовательных организациях высшего образования автономного округа, в том числе проживающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, денежными средствами на проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси);
4) по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в общеобразовательных организациях (за исключением находящихся в организациях автономного округа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обучающихся в профессиональных образовательных организациях автономного округа или образовательных организациях высшего образования автономного округа), путевок в оздоровительные лагеря или санаторно-курортные учреждения (при наличии медицинских показаний) и по оплате проезда к месту лечения (оздоровления) и обратно;
5) по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением находящихся в организациях для детей-сирот автономного округа и обучающихся в профессиональных образовательных организациях автономного округа или образовательных организациях высшего образования автономного округа), денежных средств на приобретение путевок в оздоровительные лагеря или санаторно-курортные учреждения (при наличии медицинских показаний) и оплату проезда к месту лечения (оздоровления) и обратно;
6) по ежегодному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в общеобразовательных организациях и воспитывающихся в семьях опекунов или попечителей, приемных семьях, денежными средствами на проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы по фактическим расходам;
7) по ремонту жилых помещений, единственными собственниками которых либо собственниками долей в которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остальные доли в которых принадлежат на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
8) по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
9) по осуществлению контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, а также обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками (сособственниками) которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в организациях для детей-сирот, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их нахождения в организациях для детей-сирот.
Дополнительные гарантии и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются:
- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе воспитывающимся в организациях для детей-сирот;
- лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их нахождения в организациях для детей-сирот;
- усыновителям (удочерителям);
- опекунам или попечителям;
- приемным родителям.
1.5. Предоставление мер социальной поддержки на улучшение жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны, лицам приравненных к ним, инвалидам и ветеранам боевых действий.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" производится обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в жилых помещениях и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.
Внесенными в закон изменениями установлено право на обеспечение жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним, за счет средств федерального бюджета, независимо от даты постановки на учет данной категории граждан.
Также в настоящее время ветераны Великой Отечественной войны принимаются на учет нуждающихся в получении жилья без признания указанной категории граждан малоимущими.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К категориям граждан, имеющим право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем из федерального бюджета, установленным Федеральным законом "О ветеранах" относятся:
- инвалиды Великой Отечественной войны;
- участники Великой Отечественной войны;
- военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, не менее 6 месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР, за службу в указанный период;
- лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны.
Денежные средства на реализацию программных мероприятий поступают из средств федерального и окружного бюджетов.
По состоянию на 1 ноября 2013 года в администрации города на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 7 ветеранов Великой Отечественной войны и лиц из их числа.
Порядок предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", "Социальной защите инвалидов", определен постановлением Правительства автономного округа от 10.10.2006 N 237-п "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для приобретения жилых помещений в собственность".
В соответствии с указанным постановлением субсидии предоставляются гражданам, включенным в Единый список ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, в порядке очередности исходя из даты постановки на учет.
По состоянию на 1 ноября 2013 года по городу Нижневартовску в Едином списке ветеранов боевых действий, инвалидов, а также семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства, имеющих право на получение субсидий, состоит 592 человека.
II. Основные цели и задачи Программы
Программа разработана на основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях сохранения и дальнейшего совершенствования системы мер социальной поддержки, сложившейся в городе Нижневартовске, целевого и адресного использования средств городского бюджета.
Программа обеспечивает преемственность в реализации ранее проводимой политики в области обеспечения социальной безопасности населения города Нижневартовска, социальной стабильности, отражает формы и методы деятельности по организации помощи и поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории города Нижневартовска, по улучшению положения детей в городе Нижневартовске, укреплению системы профилактики беспризорности и безнадзорности, развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и созданию механизмов дополнительной поддержки семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Целями Программы являются:
1. Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Нижневартовска, создание благоприятных условий для реализации их интеллектуальных, культурных, духовно-нравственных потребностей, повышение их роли в общественной жизни города и региона.
2. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Реализация отдельных государственных полномочий, переданных городу Нижневартовску.
4. Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
1. Повышение качества жизни социально уязвимых слоев населения, пенсионеров, инвалидов и других нуждающихся категорий граждан путем оказания мер социальной помощи и социальной поддержки из средств бюджета города.
2. Обеспечение участия гражданских сообществ отдельных категорий граждан в социальной, культурной, общественной жизни города с целью их социальной интеграции и повышения качества жизни.
3. Формирование системы дополнительных мер социальной помощи и социальной поддержки семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Методическое, нормативно-правовое и информационное обеспечение пропаганды и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Предоставление дополнительных гарантий и дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также гражданам, принявшим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
6. Предоставление мер социальной поддержки на приобретение жилых помещений в собственность граждан.
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Постановление администрации муниципального образования г. Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.