Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации г. Югорска от 11 июля 2017 г. N 1673 раздел 1 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития города Югорска
Повышение эффективности и качества образования - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития.
Стратегическим приоритетом в развитии системы образования муниципального образования является создание условий для подготовки конкурентоспособных граждан в соответствии с социально-экономическими потребностями города Югорска.
Развитие и модернизация сфер образования города Югорска является необходимым условием для формирования инновационной экономики города и осуществляется на основании стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Югорск до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной решением Думы города Югорска от 26.02.2015 N 5.
К 01 января 2016 года 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местами в дошкольных образовательных организациях, целевое значение показателя, установленного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", достигнуто. Таким образом, начиная с 2016 года перед отраслью "Образование", в условиях благоприятной демографической ситуации стоит задача удержать достигнутые позиции и продолжить обеспечение местами в дошкольных образовательных организациях детей в возрасте до 3 лет.
К решению этой задачи по повышению охвата дошкольным образованием привлекаются субъекты малого предпринимательства, в том числе на конкурсной основе.
Сегодня в городе реализован механизм, позволяющий всем предпринимателям, получившим лицензию на ведение образовательной деятельности, получать бюджетное финансирование на реализацию программ дошкольного образования.
Кроме того, по состоянию на 1 января 2017 года услуги по организации дошкольного образования оказывает 9 индивидуальных предпринимателей, в том числе:
- с 30.12.2015 лицензированное услуги дошкольного образования оказываются в частном детском саду "Мое солнышко" в 3-х группах дневного пребывания детей от 1 до 3 лет с охватом 48 детей;
- с 04.10.2016 лицензированные услуги дошкольного образования оказываются детям в возрасте от 1 до 3 лет с охватом 18 детей в Монтессори центре "Югорский умка";
- 6 индивидуальных предпринимателей, оказывают иные услуги дошкольного образования детям о 1 года до 7 лет (занятие на развитие творческих и интеллектуальных особенностей, подготовка детей к школе, игровой английский, услуги логопеда).
Всего данными видами услуг охвачено 256 детей.
В 2016 году в целях решения проблемы дефицита мест для детей дошкольного возраста дополнительно открыто 24 места - за счет оптимизации функционирующих дошкольных образовательных организаций.
В настоящее время назрела необходимость в реализации проектов, носящих стратегический долгосрочный характер, в том числе на условиях концессионных соглашений и (или) соглашений о муниципально-частном партнерстве. Партнерство органов власти и бизнеса способно содействовать решению многих социальных задач, являясь результатом развития традиционных механизмов взаимодействия в целях разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры.
При этом муниципально-частное партнерство рассматривается не только как инвестиционный механизм, но и как эффективная модель управления, которая, с одной стороны, позволяет сократить и оптимизировать расходы бюджета, с другой - повысить качество исполнения проекта и предоставления впоследствии на его базе общественных услуг.
В целях реализации Федеральных законов от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты образования планируется создавать в соответствии с концессионными соглашениями и (или) соглашениями о муниципально-частном партнерстве.
Во исполнение плана поэтапного внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в 100% дошкольных образовательных организаций предметно-пространственная среда приведена в соответствие с современными требованиями, 100% (2 605) детей обучаются по программам дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. В сфере общего образования проведена масштабная модернизация сети организаций (по состоянию на 01 января 2017 года действуют 6 муниципальных и 1 частная общеобразовательные организации), оснащение их оборудованием, приведение материально-технической базы и инфраструктуры в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами, благодаря чему достигнуты следующие результаты:
- 100% учащихся 1 - 7 классов перешли на обучение по федеральным государственным образовательным стандартами, обеспечены соответствующими учебниками, обновлены библиотечные фонды;
- возможность выхода в сеть Интернет с компьютеров, расположенных в библиотеках, имеют 100% учащихся;
- доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), 100%;
- все кабинеты начальных классов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обеспечены мультимедийным комплектом оборудования;
- 100% педагогов 1 - 7 классов прошли повышение квалификации для преподавания по новым федеральным государственным образовательным стандартам.
Численность детей в общеобразовательных учреждениях города Югорска на 01 января 2017 года составляет 4 986 человек (в том числе 96 человек - обучающиеся частного образовательного учреждения).
Ежегодный рост численности детей школьного возраста (7-17 лет) составляет около 180 человек, в результате чего в школах города сохраняется высокая доля числа обучающихся, занимающихся во вторую смену.
Пропускная способность существующих зданий общеобразовательных учреждений составляет 3 980 учащихся (без учёта мощности частных организаций города).
Для перехода в односменный режим работы на сегодняшний день необходимо дополнительно создать 1006 мест.
В 2016 году удалось снизить долю обучающихся во вторую смену до 14,2% за счет принятия дополнительных мер по оптимизации расписания учебных занятий, а также реализации сетевых форм организации образовательного процесса с использованием ресурсов других образовательных организаций в рамках профильного обучения.
На протяжении последних лет в городе Югорске отмечается положительная демографическая ситуация. Демографические данные по детям школьного возраста основаны на фактических данных органов государственной статистики за предыдущие годы, а также исходя из анализа предыдущих лет, с учетом рождаемости и миграционных процессов в городе Югорске на будущие периоды. Рост численности детей в городе за счет миграционных процессов составляет не менее 0,5% ежегодно (25-30 человек).
К 2025 году количество обучающихся составит 6173 человек. В таком случае для перехода в односменный режим работы необходимо дополнительно создать 2 193 места.
2 школы города являются региональными инновационными площадками, пилотными школами региона по реализации проекта "Обучение основам финансовой грамотности в образовательных организациях" - 3 общеобразовательных организации, 2 общеобразовательные организации стали школами-спутниками по работе с детьми, имеющими особенности развития.
В целях ранней профессиональной ориентации учащихся действуют образовательные проекты, которые реализуются совместно с социальными партнерами с углубленным изучением отдельных предметов.
С целью повышения уровня физико-математического и естественнонаучного образования на базе общеобразовательных организаций открыты и функционируют профильные классы, в том числе:
- Газпром-класс - инженерно-технического профиля;
- медицинский класс с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла.
В целях удовлетворения образовательных запросов учащихся, их родителей (законных представителей) созданы условия по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения. Охват учащихся предпрофильной подготовкой в 2015-2016 учебном году составил - 100%, профильным обучением - 75%.
Наряду с учебными занятиями 100% учащихся 10-х классов прошли социальные практики, организованные в 33 организациях города.
Для обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей - "инклюзивное образование" - в городе разработана нормативная правовая база, направленная на создание необходимых условий для получения качественного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В 16,6% общеобразовательных организациях создана универсальная безбарьерная среда для организации инклюзивного образования.
На базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2" продолжают функционировать классы, в которых обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программам 16 человек. Организована деятельность муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей им. Г.Ф. Атякшева" как базового образовательного учреждения, организующего дистанционное обучение для детей инвалидов.
Очень важно, чтобы в каждой общеобразовательной организации были обеспечены современные бытовые условия, в связи с чем ежегодно проводятся мероприятия по обеспечению комплексной безопасности школьных зданий.
Здания общеобразовательных учреждений обеспечены:
- кнопками экстренного вызова группы быстрого реагирования - 92% (нет в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 4" по техническим причинам);
- системами пожарной безопасности -100%;
- охраной частными охранными предприятиями, имеющими лицензию на данный вид деятельности (в период образовательного процесса) -100%;
- системами видеонаблюдения -100%;
- системами пожарной автоматики с дублированием сигнала о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта - 100%.
Доля общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям, оставляет 83,3%.
В целях осуществления безопасных перевозок организованных групп детей имеются четыре автобуса (два автобуса на 22 места, один на 34 места, один на 11 мест), оснащенные ремнями безопасности, контрольным устройством - тахограф цифровой, системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Водители, выполняющие перевозку детей, в обязательном порядке проходят предрейсовый медицинский осмотр.
На 01 января 2017 года образовательные потребности учащихся по дополнительным образовательным программам реализуются в 3 муниципальных организациях дополнительного образования детей.
Обеспечены условия для формирования открытого образовательного пространства, определяющего осознанное жизненное самоопределение и успешную социализацию детей и молодежи:
- разработан План мероприятий (дорожная карта) по реализации Концепции развития дополнительного образования детей города Югорска на 2015 - 2018 годы;
- внесены изменения в программы развития образовательных учреждений, в Положения о творческих формированиях;
- заключены соглашения о взаимодействии между образовательными учреждениями и социальными партнерами по реализации совместных образовательных программ, элективных курсов, модулей. 17 дополнительных общеобразовательных программ реализуется в сетевой форме;
- разработаны и внедрены портфолио обучающихся. Охват детей портфолио в образовательных учреждениях составил 75%;
- 56 педагогов, внедряющих новые формы и технологии в реализации образовательных программ дополнительного образования, приняли участие в работе кадровой школы "Методические модели программ открытого дополнительного образования и молодежной политики".
В целях развития научно-технического направления в дополнительном образовании заключено соглашение о сотрудничестве между администрацией города Югорска, обществом с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск", Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", в соответствии с которым реализуется проектная инициатива "Новая модель системы дополнительного образования детей" - ресурсный центр - детский технопарк "Кванториум".
Восемь модульных образовательных программ дополнительного образования были представлены на конкурс в округе. Программы образовательных организаций города Югорска заняли второе и третье места. Эти программы вошли в реестр 50 лучших модульных образовательных программ и будут размещены в окружном навигаторе.
По итогам мониторинга в 2015-2016 учебном году доля детей, охваченных научно-техническим творчеством, составила 34 процента от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет. Техническими видами творчества охвачено 11% учащихся.
В соответствии с общими приоритетными направлениями совершенствования системы дополнительного образования в Российской Федерации, закрепленными, в частности, Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, обеспечение равной доступности качественного дополнительного образования для детей, включая возможность получения образования у поставщиков, не являющихся муниципальными образовательными организациями, на сегодняшний день в округе реализуется система персонифицированного финансирования дополнительного образования (далее - "Сертификат дополнительного образования") в связи с этим Управление образования работает над внедрением нового финансово-экономического механизма "Сертификат дополнительного образования", позволяющего предпринимателям, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности, получить доступ к бюджетному финансированию. С целью закрепления и обеспечения гарантий по именным сертификатам дополнительного образования Управление образования руководствуется региональными правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и программой персонифицированного финансирования дополнительного образования детей города Югорска.
Во исполнение положений указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" решаются задачи по обеспечению достижения целевых показателей уровня заработной платы отдельных категорий работников образовательных организаций, при этом достижение целевых показателей взаимосвязано с повышением качества образовательных услуг (переход на "эффективный контракт").
Действующей в городе системой оплаты труда уже предусмотрена дифференциация заработной платы педагогических работников в зависимости от показателей и критериев оценки деятельности работников. Обеспечено достижение целевых показателей средней заработной платы для педагогических работников. Реализуются мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.
Представители города ежегодно становятся победителями и призерами различных всероссийских и региональных конкурсов (лучший учитель Российской Федерации, лучший педагог Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в Всероссийский конкурс "Воспитатели России", развитие кадетских классов с казачьим компонентом на базе муниципальных общеобразовательных организаций в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре, образовательных организаций в рамках реализации проектов модернизации и развития общего образования с проектом "Разработка региональных моделей оценки качества дошкольного образования", "Ученик года", образовательных организаций, имеющих статус региональных инновационных площадок, в 2016 году (номинация "Инициативный инновационный проект"), Всероссийский робототехнический фестиваль в Москве "Робофест-2016, робототехническая выставка "РобоЛайф").
Тем не менее, в сфере образования города существуют следующие проблемы:
1) в дошкольном образовании:
- существующая сеть дошкольных образовательных организаций не полностью удовлетворяет потребности населения, приоритетным становится обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет;
- при условии высокого демографического роста не удается в полном объеме обеспечить потребность населения услугами дошкольного образования только за счет строительства новых объектов, в связи с чем необходимо продолжить развитие негосударственного сектора, "Билдинг-садов", расширять альтернативные формы дошкольного образования;
- введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования требует:
конструирования и апробации нового развивающего образовательного пространства;
повышения профессиональной компетентности педагогических работников;
разработки и внедрения новых образовательных программ, учитывающих запросы и интересы всех участников образовательного процесса;
создания региональной системы оценки качества дошкольного образования.
2) в общем образовании:
- инфраструктура общего образования не в полной мере соответствует современным требованиям. Несмотря на меры, принимаемые администрацией города Югорска по строительству, ремонту объектов сферы образования, 16,6% всех общеобразовательных организаций требуют капитального ремонта, а 14,2% учащихся обучаются во вторую смену. Увеличить количество мест в школах за счет пристроя к зданиям, находящихся в условиях плотной городской застройки жилыми и административными зданиями, практически невозможно. Площади зданий учреждений дополнительного и профессионального образования задействованы в полном объеме в течение всего учебного дня. Таким образом, необходимо строительство новых школ мощностью не менее 1800 мест. Решение данной проблемы возможно только с привлечением внебюджетных источников. В 2017 - 2019 годы планируется строительство муниципального общеобразовательного учреждения на 180 мест за счет внебюджетных средств, в 2019 - 2024 годах двух школ на 900 и 650 мест на условиях концессионных соглашений;
- не во всех зданиях образовательных организаций создана безбарьерная среда;
- в городе сегодня педагоги получают достойную оплату за свой труд, так средняя зарплата учителей превысила среднюю по экономике региона. Однако оплата труда должна непосредственно зависеть от качества и эффективности деятельности работников в соответствии с современными стандартами профессиональной деятельности педагогов;
- необходимо осуществить детальный анализ причин, низких результатов итоговой аттестации по математике выпускников 9 - 11 классов, оценить уровень овладения педагогами предметным содержанием. На основании полученных результатов должна выстроиться система повышения квалификации - индивидуальная, для каждого учителя, с различными формами поддержки;
- необходимо совершенствование системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей, лидеров в сфере образования. Работа в данном направлении носит системный характер.
- дальнейшего развития требует муниципальная система оценки качества образования.
3) в дополнительном образовании:
- тенденции развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ;
- недостаточно развиты направления технического творчества, робототехники, моделирования;
- инфраструктура современного дополнительного образования детей отстает от современных требований. Система дополнительного образования детей испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях.
На решение обозначенных проблем направлены основные мероприятия муниципальной программы, отраженные в таблице 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.