Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Покачи
от 24 июля 2012 г. N 718
Долгосрочная целевая программа
"Развитие музейной деятельности в городе Покачи на 2013 - 2015 годы"
Паспорт программы
Наименование программы |
Долгосрочная целевая программа "Развитие музейной деятельности в городе Покачи на 2013 - 2015 годы" |
Нормативно - правовая основа программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" п. 18. Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа; Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 09.10.1992 N 3612-1; Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Культура Югры" на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года, утвержденная постановлением Правительства ХМАО - Югры от 29.10.2010 N 270-п (ред. от 14.01.2012); Устав города Покачи; Распоряжение администрации города Покачи от 12.07.2012 N 73-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие музейной деятельности в городе Покачи на 2013 - 2015 годы"; Постановление администрации города Покачи от 17.03.2009 N 143 "Об утверждении Порядка разработки и реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ" |
Заказчик программы |
Администрация города Покачи |
Координатор программы |
Заместитель главы города по социальным вопросам Г.Д. Гвоздь |
Разработчик и исполнители программы |
Управление культуры и молодежной политики администрации города; Муниципальное бюджетное учреждение "Краеведческий музей |
Цель программы |
Сохранение, пополнение, изучение и популяризация историко-культурного наследия города Покачи, модернизация деятельности краеведческого музея, повышение его культурной конкурентоспособности |
Задачи программы
|
Использование новых информационных технологий в учетно-хранительской деятельности и популяризации культурных ценностей Укрепление материально-технической базы. Повышение квалификации музейных работников. Совершенствование использования музейных предметов и музейных коллекций в научных, культурных, образовательных целях |
Сроки и этапы реализации программы |
2013-2015 годы Этап 1 - 2013 год; Этап 2 - 2014 год; Этап 3 - 2015 год |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования программы составляет 4 205 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 - 1 810 тыс. руб.; 2014 - 1 280 тыс. руб.; 2015 - 1 115 тыс. руб. Источник финансирования - местный бюджет |
Ожидаемые результаты |
За период реализации программы должно произойти: Пополнение музейного фонда (на 240 единиц) Увеличение количества проведенных экскурсий и выставок (на 28 единиц) Увеличение количества посещений музея (на 500 человек) |
1. Описание имеющейся проблемы, оценка существующей ситуации
Музеи, являющиеся на протяжении многих веков надежным и эффективным социально-культурным институтом, ранее выполняли лишь научно-просветительную и учётную функцию. Сейчас у музеев миссия гораздо сложнее и ответственнее. Музей - это одновременно и научное учреждение, и хранитель социально-значимой информации, и просветительское учреждение, и место, где можно интересно провести досуг. Играя важную и значимую роль в духовном развитии человека, музей осуществляет широкий спектр социальных функций: образовательную, воспитательную, просветительную, досуговую. Музей имеет большое значение в жизни человека, он прививает любовь и уважение к прошлому, любовь к родным местам, их историческим корням, имеет воспитательное значение с точки зрения патриотизма, что очень важно было для общества в любые времена.
В городе Покачи на протяжении 18 лет функционирует 1 историко-культурный центр. Общий объем музейного фонда на протяжении ряда лет остается практически неизменным и составляет 2009 - 5 800 единиц хранения, 2010 - 5 900 единиц, 2011 - 5 960 единиц, из них основной фонд 2009 - 3 900 единиц, 2010 - 4 000 единиц, 2011 - 4 030 единиц хранения. Недостаточность пополнения фондов напрямую влияет на посещаемость, которая остается также стабильно низкой с некоторой тенденцией к увеличению. Данная ситуация происходит в основном в связи с недофинансированием основных видов деятельности краеведческого музея. Пополнение музейных фондов, закупка предметов музейного значения для дальнейшего комплектования фондов, выставочные проекты, издательская деятельность, проведение мероприятий - данные направления не были финансово обеспечены уже более 5 лет.
Сегодняшний день требует от музея формирования нового подхода к своей работе: создание новых экспозиций, совершенствование учетно-хранительской деятельности, внедрение новых информационных технологий, активной работы с различными организациями и учреждениями, качественной рекламной деятельности. Развитие современных форм музейного и экскурсионного обслуживания позволит увеличить количество посетителей, расширить границы выставочной деятельности, привлечь разновозрастные категории населения.
В настоящее время краеведческий музей ведет активную экспозиционно-выставочную работу, культурно-просветительскую деятельность, является участником городских и окружных музейных конкурсов и проектов. Для реализации намеченных планов выбраны следующие направления деятельности:
- сбор, учет и хранение предметов музейного значения;
- экспозиционно-выставочная деятельность;
- исследовательская деятельность - этнография, природа края, история поселения;
- культурно - просветительская деятельность.
Однако, время не стоит на месте, и наряду с традиционными направлениями деятельности требует внедрения в работу новых технологий и подходов.
Информационные технологии:
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии в основном используются музеем в культурно-просветительской деятельности - экскурсии сопровождаются показом слайдов и видеофильмов. Электронные презентации позволяют существенно улучшить качество предоставляемых услуг посетителям музея. Вместе с тем, основной проблемой на сегодняшний день, остается недостаточность необходимого специализированного программного обеспечения по учету музейных предметов и музейных коллекций. В 2009 году в музее установлена программа "Камис" на одно рабочее место в связи с этим, ведение электронного каталога осуществляется крайне медленно.
Компьютерный парк краеведческого музея составляет 5 единиц техники, один из которых имеет доступ в Интернет.
Отсутствие официального сайта значительно осложняет предоставление музейных услуг в электронном виде. Современный формат общения уже не ограничивается телефонной и факсимильной связью, необходим совершенно иной, более глобальный способ информирования потребителя услуг. Создание музейного веб - ресурса позволило бы пользователю в не режимном времени получить информацию о времени, месте проведения экскурсии, викторины, выставки и др., ее стоимости, подать заявку на ее посещение.
Материально - техническая база:
С 1994 года музей расположен в 5-ти комнатной квартире жилого 5-ти этажного здания на первом этаже. Под экспозиции занято три зала. Экспозиционно-выставочная площадь составляет 121,6 кв.м., площадь под хранение фондов - 15,4 кв.м. Естественно при таких условиях не соблюдаются нормы температурно-влажностного, пылевого, светового и биологического режимов хранения. Скученность приводит к бессистемности в распределении культурных ценностей, ошибкам в учете, разрушению и утрате экспонатов. Недостаточность экспозиционных площадей также негативно отражается на посещаемости.
Еще одной большой проблемой является недостаточное материально-техническое оснащение музейной деятельности. Речь идет об отсутствии элементарных средств обеспечения сохранности предметов. Выявляется дефицит фондового оборудования, стеллажей, измерительных приборов, без которых невозможно вести мониторинг режимов хранения, вычислительной техники, без которой невозможно автоматизировать учет, внедрять современные методики учета культурных ценностей. Особо следует отметить недостаточность современного мобильно - выставочного оборудования для проведения выставок на площадях других учреждений.
Кадровое обеспечение:
Штатное расписание краеведческого музея составляет 6 единиц, одна из которых директор учреждения, тем самым 5 сотрудников выполняют работу по сбору, учету и хранению предметов музейного значения, организовывают экспозиционно-выставочную и исследовательскую деятельность, активно ведут работу в культурно - просветительском направлении. Молодежь неохотно идет в музейную деятельность. Первой причиной является невысокая заработная плата, во - вторых многие хотят заниматься исключительно научной работой: работать в архиве, писать статьи. Когда слышат о том, что нужно разрабатывать и проводить экскурсии, читать лекции, организовывать выставки, энтузиазм пропадает.
Проблема повышения квалификации кадров заслуживает отдельного внимания. В основном музейные работники не имеют специального музейного образования, вакантные должности заняты людьми с историческим, педагогическим и иным гуманитарным образованием. В связи с чем, необходима переквалификация специалистов. Но недостаточное финансирование курсовой переподготовки не дает возможности осуществить данное мероприятие. Выходом из сложившейся ситуации может стать внедрение в практику мероприятий системы повышения квалификации музейных работников, в дистанционном режиме с использованием новых информационных технологий.
Многообразие проблем в сфере музейного дела удастся решить при помощи применения программно - целевого метода.
В рамках среднесрочной целевой программы "Развитие музейной деятельности в городе Покачи на 2013 - 2015 годы" предполагается методическое и организационно- финансовое обеспечение процессов модернизации деятельности краеведческого музея, внедрение новых информационных технологий, создание современных экспозиций, обеспечение сохранности и безопасности музейных фондов, повышения эффективности учета музейного фонда, повышение профессионального мастерства музейных работников, обеспечение доступа горожан к музейным предметам и музейным коллекциям.
2. Цель и задачи программы
2.1. Цель программы:
Сохранение, пополнение, изучение и популяризация историко-культурного наследия города Покачи, модернизация деятельности краеведческого музея, повышение его культурной конкурентоспособности.
2.2. Задачи программы:
- использование новых информационных технологий в учетно-хранительской деятельности и популяризации культурных ценностей;
- укрепление материально-технической базы;
- повышение квалификации музейных работников;
- совершенствование использования музейных предметов и музейных коллекций в научных, культурных, образовательных целях.
3. Сроки и этапы реализации программы
1 этап - 2013 год
2 этап - 2014 год
3 этап - 2015 год
4. Мероприятия программы
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении к настоящей Программе.
5. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее выполнения
5.1. Координатором программы является заместитель главы города по социальным вопросам.
Координатор осуществляет управление и оперативный контроль за ходом реализации программы и выполнение программных мероприятий.
Для управления программой координатор:
- утверждает и направляет исполнителям формы, порядок и сроки представления отчетности об использовании средств, передаваемых на реализацию программы, и о ходе ее выполнения;
- осуществляет мониторинг реализации программных мероприятий, на основе проведения анализа отчетных данных исполнителей, участвующих в реализации Программы.
Ежегодно, не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным, выносит на аппаратное совещание при главе города информацию о ходе выполнения программы, а в случае исполнения программы, в целом отчет за весь период ее реализации.
Координатор имеет право получать любого рода информацию, связанную с реализацией программных мероприятий.
Распределение финансирования в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие музейной деятельности в городе Покачи на 2013 - 2015 годы" по статьям экономической классификации производится в соответствии с распоряжением заместителя главы города по социальным вопросам.
5.2. Исполнителем (реализатором) программы является муниципальное бюджетное учреждение "Краеведческий музей".
5.2.1. Муниципальное бюджетное учреждение "Краеведческий музей" в ходе выполнения программы выполняет следующие функции:
- обеспечивает выполнение программных мероприятий в сроки, установленные программой;
- ежеквартально в срок до 5 числа месяца следующего за отчетным кварталом и не позднее 20 января, года следующего за отчетным, предоставляет координатору отчет о выполнении программных мероприятий и отчет об использовании выделенных средств на их финансирование.
5.3. Разработчиком программы является управление культуры и молодежной политики администрации города.
В ходе выполнения программы разработчик выполняет следующие функции:
- готовит ежегодный доклад о реализации программы главе города и в Думу города;
- предоставляет план программных мероприятий для формирования бюджета на очередной год;
- производит корректировку программы с учетом предложений исполнителей и утвержденных бюджетных ассигнований.
5.4. Исполнитель программы несет персональную ответственность за ход ее реализации, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделенных на реализацию целевой программы финансовых средств.
6. Критерии и показатели оценки эффективности программы
Использование программно - целевого метода обеспечит комплексный подход в сохранении, пополнении, изучении и популяризации историко-культурного наследия города Покачи, модернизации деятельности краеведческого музея, повышении его культурной конкурентоспособности.
Поэтапно решенные поставленные задачи при полном и своевременном объеме финансирования позволят достичь запланированных показателей и реализовать главную цель программы.
Оценкой эффективности реализации программы будут являться следующие показатели:
N |
Наименование показателей |
Базовый показатель на начало реализации программы (2012 год) |
Значение показателей по годам |
Целевое значение показателя на момент окончания действия программы |
||
2013 |
2014 |
2015 |
||||
|
Пополнение музейного фонда (ед.) |
5 960 |
6100 |
6150 |
6200 |
6200 |
|
Количество проведенных экскурсий, выставок (ед.) |
172 |
180 |
190 |
200 |
200 |
|
Количество посещений (чел.) |
5500 |
5600 |
5800 |
6000 |
6000 |
Критериями эффективности реализации программы будет являться:
6.1. Использование выделенных средств на конец каждого этапа и в целом за период действия программы;
6.2. Исполнение запланированных показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.