Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 "Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития города Югорска"
Управление муниципальной собственностью является неотъемлемой частью деятельности Департамента муниципальной собственности и градостроительства администрации города Югорска (далее - Департамент) по решению экономических и социальных задач, укреплению финансовой системы, развитию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение уровня и качества жизни населения города Югорска. Муниципальная собственность создает материальную основу для реализации муниципальных полномочий города Югорска и предоставления муниципальных услуг гражданам и бизнесу, вследствие чего вопросы формирования эффективного управления имуществом являются приоритетными для города Югорска.
Управление муниципальной собственностью охватывает широкий круг отношений: от непосредственной реализации прав владения и пользования закрепленным имуществом учреждениями до отношений по распоряжению муниципальным имуществом, возникающих в связи с реализацией прав собственника, участника, акционера в организациях, созданных с участием города Югорска, созданием новых объектов, безвозмездным приемом и передачей их на другие уровни собственности, приватизацией и отчуждением по иным основаниям, передачей во владение и пользование, реорганизацией и ликвидацией предприятий, муниципальных учреждений, иными правомочиями. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утвержден порядок на основании решения Думы города Югорска от 27.03.2014 N 15 "О Порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городской округ город Югорск".
По состоянию на 01.01.2015 стоимость имущества, учтенного в реестре муниципальной собственности города Югорска (далее - реестр), составила 8 516,7 млн. рублей, что на 12,2 % выше, чем в 2009 году. Динамика стоимости муниципального имущества города Югорска с 2009 года по 2014 год представлена на рисунке 1. Тенденция увеличения стоимости муниципального имущества сохраняется в связи с приобретением, строительством объектов, а также в связи с перераспределением полномочий между публичными уровнями власти.
"Динамика стоимости муниципального имущества города Югорска"
Рис. 1. Динамика стоимости муниципального имущества города Югорска
Имущественный комплекс города Югорска разнообразен по своему составу. На 01.01.2014 общее количество муниципальных организаций составило 43 (таблица 1).
Таблица 1
Информация о количестве муниципальных организаций за период 2009-2014 гг.
N п/п |
Организации |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Отклонение |
1 |
Муниципальные учреждения |
44 |
41 |
41 |
40 |
40 |
40 |
0 |
1.1 |
в том числе автономные учреждения |
4 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
0 |
1.2 |
в том числе казенные учреждения |
- |
3 |
5 |
13 |
13 |
13 |
0 |
1.3 |
в том числе бюджетные учреждения |
40 |
32 |
30 |
21 |
21 |
21 |
0 |
2 |
Муниципальные унитарные предприятия |
5 |
5 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
|
Итого организаций |
49 |
46 |
43 |
42 |
42 |
43 |
1 |
Анализ динамики структуры имущества за прошедшие 6 лет показан в таблице 2 и свидетельствует о том, что значительных изменений в структуре не произошло. При этом максимальный удельный вес более 56,5 % стоимости муниципального имущества приходится на имущество, находящееся в муниципальной казне.
Таблица 2
Анализ динамики структуры имущества, учтенного в реестре муниципальной собственности, за период 2009-2014 гг.
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
|
Имущество, находящееся в оперативном управлении |
3818,5 |
51,1 |
4340,3 |
53,9 |
4522,4 |
54,0 |
4543,2 |
49,9 |
4 610,3 |
42,2 |
4799,2 |
42,9 |
Имущество муниципальной казны |
3 624,6 |
48,5 |
3 669,5 |
45,5 |
3 781,1 |
45,2 |
4 504,3 |
49,5 |
6 261,6 |
57,2 |
6311,4 |
56,5 |
Имущество, находящееся в хозяйственном ведение |
31,7 |
0,4 |
48, 0 |
0,6 |
65,4 |
0,8 |
60,9 |
0,6 |
62,0 |
0,6 |
64,3 |
0,6 |
Всего балансовая стоимость имущества |
7 474, 8 |
100 |
8 057,8 |
100 |
8 368,9 |
100 |
9 108,4 |
100 |
10 933,9 |
100 |
11 174,9 |
100 |
Общая площадь недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности (за исключением земельных участков) составляет 279 115,77 кв. м.
Общая площадь земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, по состоянию на 01.01.2014 составляет 506 768,0 кв. м.
Площадь недвижимого имущества (включая земельные участки) по формам его использования приведена на рисунке 2.
"Структура площади недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности на 01.01.2014"
Рис. 2. Структура площади недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности на 01.01.2014
Состав муниципального имущества постоянно меняется, осуществляется перераспределение имущества с Российской Федерацией и муниципальными образованиями, оптимизации сети муниципальных учреждений и предприятий, приватизации имущества.
В целях приведения состава имущества в соответствие с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Положением о приватизации имущества муниципального образования городской округ город Югорск, утвержденным решением Думы города Югорска от 24.04.2014 N 33, утверждается перечень муниципального имущества, предназначенного к приватизации. Так, только в 2014 году доходы бюджета от приватизации муниципального имущества, в том числе земельных участков, составили 62 931,9 тыс. рублей. Всего поступление доходов от управления собственностью в 2014 году составило 143 609,2 тыс. рублей, что на 49% меньше, чем в 2013 году. Динамика доходов от управления и распоряжения муниципальной собственностью за период с 2011 по 2014 годы представлена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика доходов от управления муниципальной собственностью за период с 2011 по 2014 годы.
тыс. руб.
N п/п |
Наименование показателя |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1 |
Государственная пошлина за выдачу разрешений на установку рекламных конструкции |
75,0 |
21,0 |
69,0 |
6,0 |
2 |
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим городским округам (дивиденды) |
394,7 |
1 050,2 |
354,6 |
348,9 |
3 |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений) (соц. найм) |
2 636,0 |
2 603,0 |
1 718,6 |
1 314,2 |
4 |
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) (аренда) |
27 566,0 |
63 508,1 |
27 940,4 |
21 059,5 |
5 |
Прочие доходы от оказания услуг получателями средств бюджетов городских округов и компенсации затрат бюджетов городских округов |
27,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
6 |
Доходы от продажи квартир, находящихся в собственности городских округов |
28 966,3 |
43 695,5 |
38 417,0 |
27 646,9 |
7 |
Доходы от реализации иного имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в части реализации основных средств по указанному имуществу (продажа имущества) |
9 180,1 |
4 775,7 |
107 808,0 |
1 916,1 |
8 |
Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств бюджетов городских округов |
1 885,8 |
119,7 |
757,7 |
301,5 |
9 |
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городскими округами |
0,00 |
2,9 |
0,0 |
5,0 |
10 |
Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм и возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов |
0,00 |
132,9 |
334,1 |
795,8 |
|
Итого доходов (имущество): |
70 731,1 |
115 909,0 |
177 399,4 |
53 393,9 |
1 |
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков |
84 740,4 |
59 652,8 |
81 981,0 |
56 837,1 |
2 |
Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов (за исключением земельных участков муниципальных бюджетных и автономных учреждений) |
1,9 |
8,1 |
8,6 |
9,3 |
3 |
Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов |
19 394,9 |
18 156,9 |
18 960,1 |
29 604,0 |
4 |
Доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности городских округов (за исключением земельных участков муниципальных бюджетных и автономных учреждений) |
5 342,0 |
75,8 |
3 393,0 |
3 764,9 |
Итого доходов (земля) |
109 479,2 |
77 893,6 |
104 342,7 |
90 215,3 |
|
Всего |
180 210,3 |
193 802,6 |
281 742,1 |
143 609,2 |
Департаментом осуществляется ведение реестра муниципальной собственности и учет имущества казны города Югорска с применением программно-технических средств. Активно проводится работа по обеспечению государственной регистрации прав собственности муниципального образования городской округ город Югорск на недвижимое имущество.
На территории города Югорска Департаментом планомерно осуществляется формирование земельных участков, а также организованы работы по совершенствованию государственного кадастра недвижимости на всей территории автономного округа.
Несмотря на активное развитие института управления муниципальным имуществом в городе Югорске, постоянное совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере, по-прежнему, остается ряд проблем, которые необходимо решать, как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе:
- отсутствие полноты учета объектов муниципального имущества. Имеются недостатки в обеспечении полного, своевременного и достоверного учета объектов муниципального имущества, основанного на правоустанавливающих документах. Отсутствие правоустанавливающих документов на отдельные объекты недвижимости препятствует принятию решений, связанных с управлением этим имуществом: так, на момент разработки муниципальной программы в реестре имущества казны города Югорска учтено 1604 (55%) объектов недвижимого имущества, на которые не зарегистрировано право собственности муниципального образования по причине отсутствия правоустанавливающих документов. Необходимо активизировать и завершить работу по обеспечению государственной регистрации права собственности всего недвижимого муниципального имущества города Югорска, и его учету, так как рациональное управление муниципальным имуществом, оперативное принятие управленческих решений по его эффективному использованию возможно только при наличии полной и достоверной системы учета, содержащей актуальные сведения об объектах муниципального имущества;
- недостаточный уровень корпоративного управления компаний с муниципальным участием. Совершенствование корпоративного управления в хозяйственных обществах с участием муниципалитета города Югорска будет способствовать решению комплекса задач, стоящих перед Департаментом, а именно: увеличение доходов от участия в хозяйственных обществах в виде дивидендов (отчислений от прибыли), поступающих в бюджет города Югорска, повышение инвестиционной привлекательности хозяйственных обществ, что позволит более эффективно решать задачу приватизации пакетов акций (долей) хозяйственных обществ;
- недостаточный уровень эффективности использования муниципального имущества, в том числе земель.
В соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, собственники зданий, строений, сооружений обязаны сформировать земельные участки и оформить права на них. В целях исполнения статьи 3.1, статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" необходимо сформировать земельные участки, в границах которых расположены объекты, находящиеся в муниципальной собственности, и осуществить регистрацию права собственности на них. Эти меры позволят создать условия вовлечения земельных участков в гражданский оборот и решить социальные задачи города Югорска в совокупности с увеличением налоговых (земельный налог) и неналоговых доходов (арендная плата) доходов окружного и местного бюджета.
Работа по дальнейшему развитию имущественного комплекса требует совершенствования форм и методов повышения эффективности от использования муниципального имущества города Югорска. Использование программно-целевого метода для решения имеющихся проблем обусловлено необходимостью применения комплексного и последовательного подхода, обеспечивающего увязку реализации мероприятий по срокам и ресурсам с результатом.
Важнейшие преобразования в сфере управления муниципальным имуществом будут направлены на передачу объектов муниципального имущества наиболее эффективным собственникам, совершенствование механизмов учета и контроля.
При этом главным условием в отношении сохраняемого муниципального имущества является повышение эффективности его использования с обеспечением оптимального уровня муниципальных расходов на управление.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.