Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы образования и молодёжной политики города Нефтеюганска
Обеспечение реализации основных полномочий в сфере образования осуществляется через созданную сеть образовательных учреждений. В систему образования входит 38 образовательных учреждений, в том числе 1 негосударственное общеобразовательное учреждение "Нефтеюганская православная гимназия".
Сбалансированность сети образовательных учреждений гарантирует право гражданам на образование с учётом их возрастных особенностей, интересов и потребностей. Охват детей общим образованием составляет 99,5%, не обучаются по медицинским показателям - 0,5%.
С целью реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования в части организации общедоступного дошкольного образования в городе функционируют 16 муниципальных образовательных учреждений, различных по типу и виду, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования.
В городе отмечается стабильное увеличение числа детей в возрасте от рождения до 6 лет, что является причиной опережающего спроса на дошкольное образование и обостряет проблему доступности мест в дошкольных образовательных учреждениях города. Соотношение мест в дошкольных образовательных учреждениях и населения с 3 до 6 лет составляет 75,5%.
Численность детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, на 31.12.2012 5 122 человека (2011 г. - 4 997 человек). Существующая сеть образовательных учреждений не обеспечивает в полной мере потребность населения в услугах дошкольного образования. Остаётся нерешённой проблема очерёдности, количество заявлений, зарегистрированных в списках очерёдности и состоящих на учёте для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, увеличивается и составило на 01.10.2013 - 5 097 человек.
Решение проблемы доступности дошкольного образования в городе возможно только путём строительства детских садов. В городе завершается строительство 3 детских садов:
- по Соглашению между Правительством ХМАО - Югры и ОАО "НК "Роснефть" два детских сада в 14 мкр. на 200 мест и в 15 мкр. на 300 мест;
- по программе государственно-частного партнёрства один детский сад в 11б мкр. на 320 мест.
Планируется начало строительства 3 детских садов по программе государственно-частного партнёрства: в 4 мкр. на 320 мест, в 5 мкр. на 320 мест, в 16 мкр. на 300 мест.
Структура сети общего образования представлена 18 общеобразовательными учреждениями, в том числе:
- начальная школа-детский сад - 4 учреждения, в том числе "Прогимназия "Сообщество";
- средние школы - 14 учреждений, в том числе "Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов N 10", "Лицей N 1", "Средняя общеобразовательная кадетская школа N 4", негосударственное общеобразовательное учреждение "Нефтеюганская православная гимназия".
Дополнительное образование осуществляется на базе 4 учреждений дополнительного образования и в общеобразовательных школах.
Численность детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в системе образования, составила 10 166 обучающихся (2011 г. - 5 689 обучающихся).
Доля обучающихся - призеров и победителей конкурсов, олимпиад, соревнований, фестивалей разных уровней - регионального, федерального, международного в 2012 году составила 20% (2011 г. - 19,8%).
Созданы условия для предоставления услуг дополнительного образования детям с ограниченными возможностями здоровья. В объединениях декоративно-прикладного, технического направления занимается 98 детей-инвалидов.
Целенаправленная работа, проводимая в рамках системы оценки качества, обеспечила высокое качество подготовки выпускников начальной школы: успеваемость - 99,6% (2011 г. - 99%).
Объём расходов на образование ежегодно увеличивается, что связано, в первую очередь, с повышением требований к условиям и результатам обучения. Расходы на образование в расходной части консолидированного бюджета муниципального образования за 2012 год составляют 2 862 690, 3 тыс. рублей.
Средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений достигла целевого показателя средней заработной платы в целом по экономике автономного округа и составила в 1 полугодии 2013 года 60 930,52 рублей (2012 год- 52 737,99 рублей, в 2011 г. - 42 481,05 рублей).
Контроль за выполнением муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг в сфере образования позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств, обеспечить переход образовательных учреждений от управления затратами к управлению результатами.
В общеобразовательных учреждениях проводится работа по рациональному и сбалансированному питанию:
- 94,4% пищеблоков общеобразовательных учреждений укомплектованы современным технологическим оборудованием (приобретены пароконвектоматы, раздаточные линии, печи, плиты для готовки и др.);
- 2 общеобразовательных учреждения (МБОУ "СОШ N 7", МБОУ "СОШ N 8") являются региональными экспериментальными площадками по созданию условий для 100% охвата обучающихся двух разовым горячим питанием в рамках реализации федерального проекта "Школьное питание".
В образовательных учреждениях обеспечивается социальная поддержка семей в виде предоставления завтраков и обедов в учебное время за счет средств бюджета ХМАО - Югры. Для обучающихся специальных (коррекционных) классов и детей с диагнозом "туберкулезная интоксикация" организована социальная поддержка в виде предоставления обедов из средств муниципального бюджета. Доля обучающихся, которым предоставлены горячие завтраки и обеды за счет средств родителей, увеличилась до 55% (2011 г. - 53%).
В соответствии с национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" в городе активно формируется инфраструктура для создания единой информационно-коммуникационной среды.
В рамках реализации Комплексного проекта модернизации общего образования, долгосрочной целевой программы "Новая школа Югры на 2010 - 2013 годы" общеобразовательные учреждения оснащаются современным цифровым оборудованием: мультимедийными интерактивными комплексами, мобильными классами, интерактивными учебными столами, учебными нетбуками, интерактивными планшетами, оборудованием в формате 3D-технологий.
Увеличена численность обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться современными библиотеками и медиатеками, до 91,39% (2011 г. - 75,22%). Для обеспечения современных условий обучения 100% школьных библиотек оснащены современным компьютерным оборудованием, 100% библиотек обеспечены доступом к сети Интернет (2011 г. - 81,22%).
В целом количество обучающихся, приходящихся на 1 компьютер, ежегодно уменьшается и составляет 23,66 человек. Данный показатель увеличен за счёт оснащения всех кабинетов начальной школы общеобразовательных учреждений компьютерным оборудованием в рамках реализации программных мероприятий Комплексного проекта модернизации общего образования.
Решение задачи расширения доступа обучающихся к образовательным услугам современного качества тесно связан с обеспечением свободного доступа в сеть Интернет. В 2012 году доля общеобразовательных учреждений, в которых обеспечен широкополосный доступ к сети Интернет (не менее 2 Мб/сек), увеличилась и составила 16,67% (2011 г. - 9,25%).
100% общеобразовательных учреждений обеспечены безопасным доступом в Интернет, осуществляется ограничение доступа к ресурсам сети Интернет, содержащим противоправное и несовместимое с образовательным процессом содержание.
В 2012 году общая численность работников в системе образования составляет 2947 человек (2011 г. - 2923 человека), в том числе численность педагогических работников - 1395 человека (2011 г. - 1440 человек).
Общеобразовательные учреждения укомплектованы учителями на 100%. Укомплектованность образовательных учреждений педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, составляет 99,36% (2011 г. - 91,44%).
Обеспечение развития системы образования осуществляется по основным направлениям деятельности.
1. Обновление содержания образования:
- присвоен статус Федеральной экспериментальной площадки 5 образовательным учреждениям: МБОУ "Прогимназия "Сообщество", МБОУ "СОШ N 5 "Многопрофильная", МБОУ "СОШ N 2 имени А.И. Исаевой", МБОУ "Начальная школа - детский сад N 24", МБОУ "СОШ N 13" (2011 г. - 4 образовательных учреждения).
2. Обеспечение новых Федеральных государственных образовательных стандартов:
Созданы:
- региональные стажерские площадки по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов N 10", МБОУ "Прогимназия "Сообщество");
- региональные пилотные площадки по введению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (МБОУ "СОШ N 1", МБОУ "СОШ N 3", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов N 10", МБОУ "СОШ N 5 "Многопрофильная");
- 100% обучающихся по ФГОС начального общего образования обеспечены в полном объеме учебной литературой;
- 100% общеобразовательных учреждений оснащены современным оборудованием, необходимым для выполнения требований ФГОС к условиям образовательной деятельности;
- увеличена доля обучающихся по ФГОС, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ - 84,45% (2011 г. - 82,4%), интерактивными учебными пособиями (интерактивная доска, мультимедийные установки и др.) - 96,07% (2011 г. - 92,4%);
- увеличена доля педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы по ФГОС (в общей численности педагогических и управленческих кадров) составила 48,02%, (2011 г. - 30,94%), в том числе доля учителей начальных классов - 45,68% (2011 г. - 22,58%), доля учителей основной школы - 24,08% (2011 г. - 12,34%), доля прочего педагогического персонала - 4,6% (2011 г. - 5,88%);
- доля директоров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с ФГОС, составляет 100%.
3. Совершенствование учительского корпуса:
- увеличена доля педагогических работников, использующих инновационные технологии, до 42% (2011 г. - 38%);
- увеличена доля педагогических работников, участвующих в конкурсах профессионального мастерства, до 24,1% (2011 г. - 23%);
- увеличена заработная плата работников образовательных учреждений, в том числе за счёт повышения базовой единицы, увеличения коэффициента специфики педагогическим работникам;
- осуществляется социальная поддержка и материальное поощрение учителей, внедряющих новые педагогические технологии;
- развиваются профессиональные ассоциации педагогов "Мастерство +", "Развитие", направленные на обновление содержания образования, внедрение ФГОС на начальной и основной ступени обучения;
- утверждён кадровый резерв руководителей образовательных учреждений города Нефтеюганска на 2013-2015 годы;
- реализуются программы поддержки молодых педагогов: предоставляется первоначальный взнос по ипотечному кредиту для улучшения жилищных условий, выделение жилья коммерческого использования, возмещение расходов по договорам найма, аренды жилого помещения.
4. Система поддержки талантливых детей:
- стабильна численность победителей и призёров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников до 17 человек (2011 г. - 17 человек);
- увеличена численность участников олимпиад Уральского Федерального округа до 2870 человек (2011 г. - 2800 человек);
- увеличена численность участников Всероссийской олимпиады школьников на всех этапах её проведения дл 6189 человек (2011 г. - 5538 человек);
- увеличена доля обучающихся, охваченных мероприятиями проекта "Малая академия" до 11,9% (2011 г. - 11%);
-увеличен охват обучающихся новыми формами работы: образовательными сессиями, вебинарами, эпистемотекой, семинарами им. Гинзбурга до 28% (2011 г. - 25%);
- увеличена доля обучающихся, охваченных исследовательской деятельностью, до 35% (2011 г. - 32%);
- увеличена численность обучающихся, включённых в разработку социальных проектов, до 22% (2011 г. - 20%);
- увеличена численность выпускников общеобразовательных учреждений, награждённых золотыми и серебряными медалями "За особые успехи в учении" до 65 человек (2011 г. - 43).
5. Изменение школьной инфраструктуры:
- увеличена доля выполненных предписаний ОГПН до 78% (2011 г. - 60,3%), ТО "Роспотребнадзор" до 67% (2011 г. - 59,6%);
- увеличена доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, до 83,3% (2011 г. - 68,4%);
- 100% обучающихся предоставлены все основные виды современных условий обучения, в том числе от 80 до 100% условий - 92,13% (2011 г. - 86,29%).
- обеспечена возможность использования лицензированных медицинских кабинетов в 100% образовательных учреждений;
- обеспечено обучение 100% детей-инвалидов, подлежащих обучению, в том числе в дистанционной форме;
- обеспечен доступ к электронным образовательным ресурсам в 100% образовательных учреждений;
- обеспечены безопасным доступом в Интернет 100% общеобразовательных учреждений;
- увеличена численность обучающихся, которым созданы условия для занятия творчеством в специально оборудованных студиях до 49,69% (2011 г. - 36,48%), в специально-оборудованных актовых залах до 89,13% (2011 г. - 87,71%);
- увеличена численность обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться современными библиотеками и медиатеками, до 91,39% (2011 - 75,22%).
6. Сохранение и укрепление здоровья школьников
- создана безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающая их беспрепятственный доступ в 8,33% общеобразовательных учреждений;
- работает ресурсный центр дистанционного обучения детей-инвалидов на базе МБОУ "СОШ N 8";
- увеличена доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться спортивными залами и спортивными площадками, в соответствии с современными требованиями, до 57,42% обучающихся (2011 г. - 55,51%);
- развивается межведомственное взаимодействие по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- созданы и развиваются "Центры здоровья" в 100% общеобразовательных учреждений;
- созданы 2 экспериментальные площадки по созданию условий для 100% охвата обучающихся двух разовым горячим питанием в рамках реализации федерального проекта "Школьное питание" (МБОУ "СОШ N 7", МБОУ "СОШ N 8");
- увеличена доля детей и подростков, охваченных отдыхом и занятостью в каникулярный период, до 84,2% (2011 г. - 83%).
7. Развитие самостоятельности школ:
- обеспечена деятельность в соответствии с муниципальным заданием и планом финансово-хозяйственной деятельности в 100% общеобразовательных учреждений;
- увеличена доля руководителей образовательных учреждений, прошедших профессиональную переподготовку по программе "Менеджмент в образовании", до 60,52% (2011 г. - 42,5%);
- увеличена доля общеобразовательных учреждений, в которых внедрен электронный школьный документооборот, до 83,33% (2011 г. - 70%);
- 100% общеобразовательных учреждений осуществляют взаимодействие с родителями (законными представителями), организацию и проведение лекториев, семинаров, вовлечение в деятельность Родительского патруля;
- осуществляют деятельность органы государственно-общественного управления в 100% образовательных учреждений;
- обеспечена открытость деятельности 100% общеобразовательных учреждений;
- 7 образовательных учреждений имеют собственную бухгалтерию;
- 6 образовательных учреждений имеют статус автономного учреждения (16,21%), 31 образовательное учреждение - статус бюджетного учреждения (83,78%).
С целью повышения общественного участия в решении вопросов образования создана система взаимодействия институтов гражданского общества и учреждений образования, которая находится в состоянии постоянного развития.
По итогам интерактивных опросов населения о степени удовлетворенности качеством дошкольного, общего и дополнительного образования в городе в 2012 году, получены следующие результаты: полностью удовлетворены качеством дошкольного образования 89,5% населения (2011 г. - 47,20%), общего образования 73,09% населения (2011 г. - 47,90%), дополнительного образования детей 95,1% населения (2011 г. - 60,50%).
Исходя из анализа состояния и развития системы образования города определены приоритеты образовательной политики:
- обеспечение выполнения муниципального плана мероприятий ("Дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в городе Нефтеюганске";
- повышение контроля эффективности использования бюджетных средств, в рамках выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг;
- разработка и внедрение механизмов эффективного контракта в дошкольном, общем, дополнительном образовании;
- развитие институтов общественного участия в управлении образованием для обеспечения доступности и открытости;
- обеспечение условий для введения и реализации федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, федеральных государственных образовательных стандартов;
- повышение доступности дошкольного образования через развитие вариативных и альтернативных форм дошкольного образования, развитие частно-государственного партнёрства;
- развитие инклюзивного образования;
- создание условий для сетевой реализации образовательных программ;
- повышение эффективности участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников;
- развитие технического творчества, инженерно-изобретательской деятельности обучающихся;
- повышение привлекательности профессий, востребованных на региональном и муниципальном рынке труда, в том числе педагогических;
- реализация мероприятий, направленных на укрепление материально-технической, учебной, лабораторной базы образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями;
- развитие единой муниципальной информационной системы с инфраструктурой, обеспечивающей эффективное применение IT- технологий в образовании, в том числе дистанционного обучения.
Организация отдыха и оздоровления детей в городе Нефтеюганске рассматривается как одно из основных направлений социальной политики в отношении детей. Ежегодно организуется отдых и оздоровление детей в детских оздоровительных организациях за пределами города, а так же на территории Нефтеюганска в лагерях с дневным пребыванием на базе учреждений образования, культуры и спорта. Уделяется особое внимание детям, находящимся в сложной жизненной ситуации. Основными показателями итогов оздоровительной кампании, реализуемой в рамках исполнения мероприятий долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей, проживающих в городе Нефтеюганске" на 2011 - 2013 годы является увеличение доли детей в возрасте 6-17 лет, охваченных организованными формами отдыха и оздоровления до 34%.
Многолетняя практика реализации программы подтвердила необходимость дальнейшей работы на основе межведомственного и комплексного подхода к решению задач создания благоприятных условий для организации полноценного отдыха и оздоровления детей.
Несмотря на принимаемые меры, остается ряд таких проблем как потребность в повышении квалификации и профессионального уровня специалистов, работающих с детьми при организации оздоровительного отдыха, обеспечение детям равных условий и возможностей на отдых и оздоровление, повышение качества предоставляемых услуг в области отдыха и оздоровления детей, популяризация среди населения города организованных форм отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период.
В настоящее время в городе Нефтеюганске молодёжь - целевая группа в возрасте от 14 до 30 лет - составляет 25% от общего числа населения города.
В Нефтеюганске активно ведется деятельность по формированию благоприятной среды для социального и личностного развития молодежи. С 2009 года успешно функционирует муниципальное бюджетное учреждение "Центр молодёжных инициатив", ведется работа по созданию условий для приобретения молодыми людьми организаторских, управленческих умений и навыков, осуществляющаяся через развитие студенческого самоуправления и координацию молодежного парламентаризма. Регулярно реализуются программы подготовки активистов, лидеров молодежных общественных объединений. Молодежная биржа труда на базе МБУ "ЦМИ", оказывает комплекс услуг по содействию занятости и трудоустройству подростков и молодежи, профориентации.
В период реализации долгосрочной целевой программы "Молодёжь Нефтеюганска" на 2011 - 2013 годы создана основа для достижения долгосрочных целей по воспитанию у молодых Нефтеюганцев потребности в активном и здоровом образе жизни, укреплении здоровья, развитии гражданской позиции, трудовой и социальной активности.
Тем не менее, несмотря на позитивные изменения последних лет, в качестве основных проблем реализации молодежной политики города Нефтеюганска продолжает оставаться ограниченное участие молодежи в формировании социальной политики, а также в управлении, социальном менеджменте, межрегиональном сотрудничестве.
Обозначенные проблемы и приоритеты являются основанием для определения основных направлений реализации системы последовательных и взаимоувязанных мер по обеспечению доступности качественного, соответствующего современным потребностям общества и жителей города образования, повышению качества жизни и здоровья детей, повышению эффективности реализации молодежной политики и вовлечению молодёжи в социальную практику в период 2014 - 2020 годов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.