Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации Ханты-Мансийского района
от 30 сентября 2013 г. N 239
Муниципальная программа
"Комплексное развитие агропромышленного комплекса и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского района на 2014 - 2016 годы"
1. Паспорт муниципальной программы
Наименование муниципальной Программы |
"Комплексное развитие агропромышленного комплекса и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского района 2014 - 2016 годы" (далее - Программа) |
Правовое обоснование для разработки муниципальной Программы |
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"; Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"; Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.12.2010 N 228-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием по поддержке сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами)" (с изменениями от 09.11.2012 N 130-оз); постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.03.2011 N 53-п "О Порядке предоставления субсидий на поддержку сельского хозяйства и рыбной отрасли, а также на развитие материально-технической базы малых форм хозяйствования"; постановление администрации Ханты-Мансийского района от 09.08.2013 N 199 "О программах Ханты-Мансийского района" |
Разработчик муниципальной Программы |
комитет экономической политики администрации Ханты-Мансийского района |
Муниципальный заказчик -координатор муниципальной Программы |
администрация Ханты-Мансийского района |
Исполнитель муниципальной Программы |
комитет экономической политики администрации Ханты-Мансийского района |
Основная цель и задачи муниципальной Программы |
цель: создание условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, направленное на создание дополнительных рабочих мест путем развития производства сельскохозяйственной продукции, рыбодобычи и рыбопереработки, заготовки и переработки продукции традиционной хозяйственной деятельности, организации обрабатывающих производств, повышения конкурентоспособности продукции, производимой на территории Ханты-Мансийского района; задачи: 1. Поддержка сельскохозяйственного производства 2. Поддержка традиционных видов хозяйственной деятельности |
Срок реализации муниципальной Программы |
2014 - 2016 годы |
Объемы и источники финансирования муниципальной Программы |
общий объем финансирования муниципальной Программы всего: 397 017,4 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 113 712,4 тыс. рублей, в том числе бюджет района - 5 000,0 тыс. рублей, бюджет автономного округа - 108 712,4 тыс. рублей; 2015 год - 146 402,5 тыс. рублей, в том числе бюджет района - 10 000,0 тыс. рублей, бюджет автономного округа - 136 402,5 тыс. рублей; 2016 год - 136 902,5 тыс. рублей, в том числе бюджет района - 10 000,0 тыс. рублей, бюджет автономного округа - 126 902,5 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной Программы |
1. Увеличение к 2016 году: производство мяса - до 1 127 тонн (оценка 2013 - 955 тонн) или на 18%; производство молока - до 6 765 тонн (оценка 2013 - 5 628 тонн) или на 20,2%; объем вылова рыбы - до 2 880 тонн (оценка 2013 - 2 800 тонн) или на 2,8%; заготовка ягод - до 250 тонн (оценка 2013 - 230 тонн) или на 8,6%; заготовка грибов - до 70 тонн (оценка 2013 - 60 тонн) или на 16,6%; боровой дичи - до 2000 штук (оценка 2013 - 1500 штук) или на 33,3%; количество (крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей - до 70 единиц (оценка 2013 - 40 единиц) или в 1,7 раза; рабочих мест - до 320 человек (оценка 2013 - 260 человек) или на 23,0% |
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена муниципальная Программа
Ханты-Мансийский район является исконно аграрной территорией автономного округа и имеет многоотраслевой характер. На его территории развиваются практически все направления: животноводство, растениеводство, рыбодобыча, традиционные виды хозяйствования малочисленных народностей Севера.
2.1. Животноводство
Животноводство является основным приоритетом развития агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского района, основу которого составляет производство молока и мяса.
Сегодня район формирует 7% всего производства мяса Югры (2012 - 884,7 тонн), молока - 22,3% от окружных объемов (2012 - 5360 тонн). В предприятиях всех форм собственности района содержится 17% от поголовья крупного рогатого скота всех хозяйств округа, 19,6% - от поголовья коров.
За первое полугодие 2013 года хозяйствами всех форм собственности (с учетом населения) произведено 424,6 тонн мяса (117,9% к соответствующему периоду 2012 года), молока - 2735,6 тонн (98,% к соответствующему периоду 2012 года).
Производимое в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах района молоко - на 123%, мясо - на 71,0% закрывают потребность населения в данных продуктах. В отрасли отмечается недостаточный уровень материально-технической базы в части наличия животноводческих ферм и обрабатывающих производств с современным оборудованием, что препятствует эффективности производства и реализации продукции. 90% мяса и 30% молока от производимого на территории района реализуется без переработки.
Среди проблем: неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства района. Сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, колебания которых оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, что в конечном итоге оказывает влияние на себестоимость продукции.
2.2. Растениеводство
В Ханты-Мансийском районе площадь пахотных земель составляет 1092 га, в том числе посевная площадь - 936 га, из которой ежегодно используется около 96,9%. По итогам посевной кампании 2013 года общая занятая площадь под сельскохозяйственными культурами составила 888,7 га, в том числе площадь, занятая организациями - 451,34 га, населением - 437,4 га. Из общей площади посевов под картофелем было занято 45,2% (401,7 га), овощами - 9,3% (82,6 га), однолетними сеяными травами - 45,5% (404,4 га).
Основной сельскохозяйственной культурой в районе является картофель, ежегодные объемы производства которого за последние пять лет составляют около 7 тыс. тонн.
В районе имеются два хозяйства растениеводческого направления - это ЖСК "Реполовский" (п. Сибирский) и КФХ "Воронцова" (с. Батово), где сосредоточены основные площади. В данных хозяйствах площади под картофелем составляют соответственно 15,16 га, под овощами (капустой) - 4 и 1 га.
В настоящее время в растениеводстве ситуация остается достаточно сложной, особенно с уборочными работами, хотя характеризуется определенными положительными сдвигами по росту урожайности возделываемых культур.
Так, по итогам 2012 года среди сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств округа наиболее высокая урожайность картофеля была получена в ЖСК "Реполовский" (240 центнеров с гектара) и КФХ "Воронцова" (187 центнеров с гектара). Они же лидируют и по выращиванию овощей открытого грунта. В 2012 году урожайность капусты составила в КФХ "Воронцова" 350 центнеров с гектара, в ЖСК "Реполовский" - 366 центнеров с гектара.
Учитывая имеющиеся возможности в кооперативе "Реполовский", картофель можно размещать на площади 25 га, капусту на 10 га. В КФХ "Воронцова", специализирующегося на производстве картофеля, существует объективная возможность довести его посадки до 15 га. Кроме того, посадки картофеля можно разместить в ЖСК "Селиярово" на площади 3 га, ЖСПК "Родина" - 3 га, в КФХ Белкиной В.Б. - 10 га.
В перспективном развитии растениеводческой отрасли района особая роль отводится возрождению возделывания овощей в закрытом грунте.
Есть условия и возможность строительства теплиц в п. Луговской, п. Кедровый, с. Кышик на базе КФХ "им. А.Ф. Чирковой", в районе
Приобского месторождения в КФХ "Антонова".
Имеющиеся возможности по выращиванию растениеводческой
продукции, спрос на картофель и овощную продукцию с применением высокотехнологичного оборудования по переработке данной продукции позволят развивать на территории района высокоэффективное растениеводство.
В то же время существует ряд проблем: низкий уровень квалификации кадров механизаторов, специфичность погодных и климатических условий, низкое естественное плодородие почв.
2.3. Заготовка продукции традиционной хозяйственной деятельности
Рыбодобыча
Ханты-Мансийский район располагает богатыми природными биологическими сырьевыми запасами, возможностями по их воспроизводству. Общая площадь водного фонда составляет 288 тыс. га. На территории района расположено 3014 озер. Пригодная площадь для рыбопромыслового занятия составляет 255,3 тыс. га, в которых водится 28 видов рыб, 19 из которых имеют промысловое значение. Основными реками являются Обь и Иртыш, которые имеют развитую систему проток, обширную пойму и принимают воды многочисленных притоков.
Общее количество пользователей рыбных угодий по Ханты-Мансийскому району составляет 58 единиц. Промышленных рыболовством занимаются 30 предприятий различных форм собственности, в том числе 16 национальных общин. Закупом рыбы у данных предприятий занимается НРО "Колмодай", ООО "Старые Косари", ООО "Рыбокомбинат Ханты-Мансийский".
В настоящее время рыбохозяйственный фонд водоемов района осваивается ориентировочно лишь на 3,6% по рекам и 3% по озерам. Вместе с тем на территории района вылавливается 32% от объемов вылова рыбы по автономному округу (2012 год - 2744 тонны), производится рыбной продукции около 3 тыс. тонн, основную часть которой составляет мороженая рыба. За первое полугодие 2013 года рыбодобывающими предприятиями района добыто 905,5 тонн рыбы, что на 2,3% больше уровня соответствующего периода 2012 года.
Таким образом, в целом по району имеется значительный резерв по освоению рыбохозяйственного фонда водоемов, а следовательно, и по изъятию существенной части рыбных ресурсов. Но более интенсивная эксплуатация угодий потребует усовершенствования инфраструктуры отрасли. Одна из важнейших составляющих - хранение и переработка выловленной рыбы, для этого нужны пункты приема, холодильники, перерабатывающие предприятия.
Заготовка дикоросов и продукции охотпромысла
Заготовка дикоросов и продукции охотпромысла во все времена являлась одной из основных форм хозяйствования жителей мест традиционного проживания. На территории Ханты-Мансийского района проживает более 2 тыс. человек, относящихся к коренным малочисленным народам Севера или 10 часть всего населения муниципального образования. Они ведут традиционный образ жизни. Основными видами деятельности являются: добыча водных биоресурсов, разведение оленей, сбор дикорастущих, заготовка промысловой продукции.
Ханты-Мансийский район располагает богатыми ресурсами дикоросов. Существует реальная возможность заготавливать разных грибов до 100 тонн и ягод до 300 тонн ежегодно. В зависимости от урожайности показатели по годам могут иметь заметные колебания. По итогам 2012 года предприятиями различной формы собственности Ханты-Мансийского района было заготовлено ягод в общей массе 224,8 тонн, что на 11,5% выше уровня 2011 года. Заготовлено грибов - 52,7 тонны или 161,4% к уровню 2011 года, кедровых орехов - 121,8 тонн или 149,2% к уровню 2011 года.
Для проведения охотничьего промысла в районе имеется пригодная площадь более 4000 тыс. га, на которой обитают более 2000 лосей и соболей, более 17000 белок, 14000 зайцев, 11000 боровой дичи.
За 2012 год на территории района заготовлено боровой дичи 1342 штуки, промысловой пушнины - 2380 штук, лекарственно-технического сырья - 8816 кг.
Наибольший объем заготовок обеспечивают НРО "Колмодай" и НО "Вар". Для вовлечения населения района в трудовую деятельность, улучшения материального положения населения в районе построены 2 комплексных приемных пункта - в с. Цингалы (община "Колмодай") и в с. Кышик (община "Вар"). Сегодня данные пункты требуют реконструкции и замены оборудования с учетом современных технологий.
С учетом имеющегося неиспользуемого ресурсного потенциала возобновляемость природных ресурсов, спрос на продукцию традиционной хозяйственной деятельности, отрасль заготовок и переработки продукции традиционной хозяйственной деятельности просматривается сегодня, как серьезная составляющая устойчивого развития экономики района.
Мониторинг результатов развития отраслей показывает, что при их положительной динамике вклад в экономику района данных отраслей незначителен, так как более 90% объема отгруженной продукции формируется организациями топливно-энергетического комплекса, структура экономики имеет моноотраслевой характер, при этом производство сельскохозяйственной продукции, заготовка дикоросов и продукции охотпромысла имеет сырьевую направленность.
Однако, даже в этих условиях опыт ведения сельскохозяйственного производства и развития традиционных отраслей хозяйствования свидетельствует о путях и возможностях их перспективного развития.
Для увеличения объемов реализации животноводческой продукции товаропроизводителям необходимо наращивать поголовье сельскохозяйственных животных посредством строительства животноводческих ферм, повышать конкурентоспособность продукции путем строительства перерабатывающих производств с полным циклом производства продуктов питания (от сырья до готового продукта).
Кроме того, необходимо компенсировать часть затрат товаропроизводителям на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции и продукцию традиционной хозяйственной деятельности, приобретение техники, оборудования, оснащения и приспособлений для развития сельского хозяйства, рыбной отрасли, системы заготовки лесных ресурсов.
Таким образом, в сложившейся ситуации отмечаются следующие основные проблемы состояния сельскохозяйственной и рыбодобывающей отрасли, заготовки дикоросов и промысловой продукции:
1. Наращивание поголовья скота ограничивает недостаток животноводческих помещений.
2. На территории района практически нет перерабатывающих производств, за исключением КФХ "Богдашка", КФХ "Воронцова", КФХ "Веретельникова", и в связи с этим отсутствует достаточный ассортимент продукции.
3. Недостаточно развита система качества продукции. Реализуют сертифицированную продукцию только 7 хозяйств: КФХ "Богдашка", КФХ "Владимирова", КФХ "Стенина", КФХ "Воронцова", КФХ "Антонова", КФХ "Кугаевской", КФХ "Фоминой".
4. Отсутствие собственного производства по выращиванию овощной продукции - тепличного овощеводства.
5. Отсутствие технологических производств, направленных на глубокую переработку дикоросов, рыбы, промысловой продукции на территории сельских поселений района.
6. Сложная транспортная схема, отсутствие дорог с твердым покрытием, за исключением дороги на п. Горноправдинск, д. Шапша, с. Батово, д. Ярки, п. Бобровский, д. Ягурьях.
Решение обозначенных проблем на сегодняшний день актуально и невозможно без поддержки и координации деятельности предприятий сельского хозяйства, рыбной отрасли, национальных общин, предприятий и органов местного самоуправления.
3. Основные цели и задачи Программы, оценка ожидаемой эффективности Программы
3.1. Цель: создание условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, направленного на создание дополнительных рабочих мест путем развития производства сельскохозяйственной продукции, рыбодобычи и рыбопереработки, заготовки и переработки продукции традиционной хозяйственной деятельности, организации обрабатывающих производств, повышения конкурентоспособности продукции, производимой на территории Ханты- Мансийского района.
3.2. Задачи:
3.2.1. Поддержка сельскохозяйственного производства
Исходя из ресурсного потенциала, предполагается развивать агропромышленный комплекс района путем оказания финансовой и информационной поддержки.
Молочное животноводство планируется развивать вблизи населенных пунктов в предприятиях, имеющих земельные участки - сенокосы, обеспечивающие возможность ежегодной заготовки грубых и сочных кормов в полном объеме.
Мясное животноводство в связи с возможностью реализации данного направления в различных формах (свиноводство, коневодство, разведение специализированных пород скота, птицы) предполагается развивать в большей части муниципальных образований района. Развитию данного направления может способствовать строительство новых ферм или увеличение наполняемости существующих мощностей поголовьем скота специализированных мясных пород и свиней.
Растениеводство следует развивать путем дальнейшего увеличения посевных площадей в хозяйствах, занимающихся возделыванием картофеля. Растениеводство закрытого грунта необходимо развивать в хозяйствах, которые расположены в населенных пунктах, где отсутствует круглогодичное транспортное сообщение.
В целях оказания содействия в организации на территории района тепличного хозяйства деятельность органов местного самоуправления будет направлена на оказание содействия по реализации крупномасштабного инвестиционного проекта по строительству агрофирмы в д. Ярки.
3.2.2. Поддержка традиционных видов хозяйственной деятельности
С целью максимального вовлечения в процесс сельских жителей предполагается развивать традиционные виды хозяйствования во всех муниципальных образованиях района.
Рыбодобыча - для удовлетворения потребностей населения и решения вопросов трудозанятости, предполагается развивать данное направление во всех муниципальных образованиях района. Исходя из общих тенденций состояния водных запасов биоресурсов, потенциально возможный вылов по району на среднесрочную перспективу должен составить около 3000 тонн.
Для повышения товарности производства следует обратить особое внимание на переработку продукции традиционного сектора экономики, качество и привлекательность выпускаемых товаров. Отсутствие перерабатывающих производств - давняя проблема развития заготовительной отрасли. Сложность здесь заключается в обосновании
размещения таких мощностей на территории района.
3.3. Оценка ожидаемой эффективности Программы
3.3.1. Социальная эффективность:
количество (крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей в 2016 году составит 70 единиц (2013 год - 40 единиц) или увеличение в 1,7 раза;
количество рабочих мест к 2016 году составит 300 человек (2013 год - 260 человек) или увеличение в 1,2 раза.
3.3.2. Экономическая эффективность:
с участием средств бюджета района планируется за период 2014 - 2016 годов построить:
3 животноводческих помещения;
3 цеха по переработке молока;
2 цеха по переработке мяса;
довести поголовье крупного рогатого скота к 2016 году до 2520 голов (оценка 2013 год - 2 380 голов), увеличение составит 5,8%;
увеличить объем валовой продукции сельского хозяйства на 10 тыс. человек населения района с 315 тыс. рублей в 2013 году до 385 тыс. рублей в 2016 году, увеличение составит 22,2%.
Система показателей, характеризующих результаты реализации Программы, указана в приложении 1 к Программе.
4. Программные мероприятия
Решение задач и достижение целей Программы предполагается путем реализации программных мероприятий, указанных в приложении 2 к Программе.
5. Обоснование ресурсного обеспечения муниципальной Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования Ханты-Мансийский район и бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
6. Механизм реализации муниципальной Программы
Комплексное управление Программой и распоряжение средствами местного бюджета в объеме бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете района на реализацию Программы на очередной финансовый год, осуществляет субъект бюджетного планирования - администрация Ханты-Мансийского района.
Реализация Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, субъектов финансовой поддержки и будет осуществляться на основе договоров, заключаемых администрацией Ханты-Мансийского района в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Мероприятие, предусмотренное пунктом 1.1 Программы, реализуется в порядке предоставления за счет средств бюджета Ханты-Мансийского района субсидий (грантов) в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по строительству и реконструкции сельскохозяйственных объектов на территории Ханты-Мансийского района, определенном приложением 3 к Программе.
Мероприятия, предусмотренные пунктами 1.2, 1.3, 1.4, 2.1, 2.2, 2.3 Программы, реализуются в порядках, установленных отдельными нормативными актами Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Информация о ходе реализации Программы ежеквартально, ежегодно предоставляется в уполномоченный орган в порядке, установленном администрацией района.
Контроль за реализацией Программы осуществляет первый заместитель главы администрации Ханты-Мансийского района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.