Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Когалыма
от 16 декабря 2014 г. N 3223
Положение
об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях города Когалыма
8 апреля 2016 г.
1. Общие положения
1.1. Положение об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях города Когалыма (далее - Положение) регулирует отношения в сфере образования, возникающие в связи с реализацией права на образование, созданием необходимых условий для получения качественного дополнительного образования и обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.07.2013 N 68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
- Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.12.2013 N 123-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере образования и о субвенциях местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях";
- Уставом города Когалыма;
- решением Думы города Когалыма от 09.02.2006 N 208-ГД "Об утверждении Положения об управлении образования Администрации города Когалыма".
1.3. Предоставление дополнительного образования по дополнительным общеобразовательным программам (далее - дополнительное образование) в муниципальных образовательных организациях города Когалыма это:
- целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ (дополнительных общеразвивающих и дополнительных предпрофессиональных программ), оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства;
- составная часть системы образования и воспитания детей, ориентированной на свободный выбор и освоение дополнительных общеобразовательных программ;
- неотъемлемая часть образовательного пространства, расширяющая возможность и увеличивающая эффективность системы образования;
- процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству;
- открытый, саморегулирующийся и комплексный процесс обучения и воспитания;
- процесс гармоничного познания, творчества и общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность, свободный поиск пути к мастерству и постижению смысла жизни.
1.4. Право на дополнительное образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
1.5. Дополнительное образование не является обязательным.
1.6. Участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Основные права, обязанности, меры социальной поддержки и стимулирования участников образовательных отношений закреплены Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
1.7. Предоставление дополнительного образования в городе Когалыме осуществляется посредством созданной сети муниципальных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (далее - муниципальные образовательные организации). К таким муниципальным образовательным организациям относятся:
- муниципальные организации дополнительного образования - образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
- муниципальные дошкольные образовательные организации - образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам, реализация которых не является основной целью их деятельности;
- муниципальные общеобразовательные организации - образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности.
Для осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам муниципальные образовательные организации должны иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности, в приложении к которой указываются сведения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в том числе о подвидах дополнительного образования.
Муниципальные образовательные организации обладают автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставами муниципальных образовательных организаций.
Компетенция, права, обязанности и ответственность общеобразовательных организаций установлены Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
1.8. Деятельность муниципальных образовательных организаций регулируется законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, нормативными правовыми актами Администрации города Когалыма, уставами и локальными нормативными актами муниципальных образовательных организаций.
1.9. Учредителем муниципальных образовательных организаций города Когалыма является муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ город Когалым. Функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных организаций осуществляет муниципальное казенное учреждение Администрация города Когалыма в лице управления образования Администрации города Когалыма (далее - Управление образования).
Управление образования осуществляет организацию предоставления дополнительного образования в муниципальных образовательных организациях города Когалыма, действуя согласно Положению об управлении образования Администрации города Когалыма, утвержденному решением Думы города Когалыма от 09.02.2006 N 28-ГД "Об утверждении Положения об управлении образования Администрации города Когалыма".
2. Основные цели, задачи и принципы организации предоставления дополнительного образования
2.1. Целью организации предоставления дополнительного образования является реализация прав граждан на образование.
2.2. Основной задачей организации предоставления дополнительного образования является реализация политики в сфере образования, создание необходимых условий, механизмов для реализации прав граждан на образование в городе Когалыме.
2.3. Основными принципами отношений в сфере организации предоставления дополнительного образования являются:
- обеспечение права каждого человека на дополнительное образование, недопустимость дискриминации в сфере дополнительного образования;
- гуманистический характер дополнительного образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
- светский характер дополнительного образования;
- свобода выбора получения дополнительного образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, направленности образования в пределах, предоставленных системой дополнительного образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
- соблюдение академических прав и свобод обучающихся и педагогических работников, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- информационная открытость и публичная отчетность организаций дополнительного образования;
- демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении организациями дополнительного образования.
2.4. Дополнительное образование направлено на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
3. Организация предоставления дополнительного образования
3.1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
3.2. Приём на обучение по дополнительным общеобразовательным программам.
3.2.1. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
3.2.2. Приём на обучение по дополнительным общеобразовательным программам проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами муниципальных образовательных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.2.3. В приёме на обучение в муниципальную образовательную организацию по дополнительным общеобразовательным программам может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
3.2.4. Приём на обучение по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта осуществляется при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.
3.2.5. Особенности приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, физической культуры и спорта и их реализации регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3.2.6. Муниципальные образовательные организации обязаны ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, с дополнительными общеобразовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся.
При проведении приёма с организацией индивидуального отбора (при приёме на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, физической культуры и спорта) поступающему предоставляется также информация о проводимом индивидуальном отборе и об итогах его проведения.
3.3. Возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений.
3.3.1. Основанием возникновения образовательных отношений является приказ муниципальной образовательной организации о приёме (зачислении) лица на обучение. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами муниципальной образовательной организации возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в приказе о приёме (зачислении) лица на обучение.
3.3.2. Образовательные отношения изменяются в случае изменения условий получения обучающимся образования по конкретной дополнительной образовательной программе, повлекшего за собой изменение взаимных прав и обязанностей обучающегося и муниципальной образовательной организации.
Образовательные отношения могут быть изменены как по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) по его заявлению в письменной форме, так и по инициативе муниципальной образовательной организации.
Основанием для изменения образовательных отношений является распорядительный акт муниципальной образовательной организации, изданный руководителем этой организации или уполномоченным им лицом. Если с обучающимся (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося) заключен договор об образовании, распорядительный акт издается на основании внесения соответствующих изменений в такой договор.
Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами муниципальной образовательной организации изменяются с даты издания распорядительного акта или с иной указанной в нем даты.
3.3.3. Образовательные отношения прекращаются при отчислении обучающегося из муниципальной образовательной организации в связи с получением образования (завершением обучения) или досрочно по основаниям, установленным частью 2 статьи 61 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Основанием для прекращения образовательных отношений является приказ муниципальной образовательной организации об отчислении обучающегося из этой организации. Если с обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося заключен договор об оказании платных образовательных услуг, то при досрочном прекращении образовательных отношений такой договор расторгается на основании приказа муниципальной образовательной организации об отчислении обучающегося из этой организации.
Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами муниципальной образовательной организации прекращаются с даты его отчисления из этой организации.
Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося не влечет за собой возникновение каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств указанного обучающегося перед муниципальной образовательной организацией.
При досрочном прекращении образовательных отношений муниципальная образовательная организация в трёхдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдаёт лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении в соответствии с частью 12 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с указанием результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы или её части.
3.4. Содержание дополнительных общеобразовательных программ
3.4.1. Содержание дополнительного образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
3.4.2. Содержание дополнительного образования определяется дополнительными общеобразовательными программами.
Дополнительная общеобразовательная программа включает в себя комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы.
Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
3.4.3. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы.
Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.
Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
3.4.4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией дополнительного образования.
3.4.5. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией дополнительного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями.
3.4.6. Дополнительные общеобразовательные программы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
3.4.7. Муниципальные образовательные организации ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
3.5. Осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
3.5.1. Муниципальные образовательные организации реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
3.5.2. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются муниципальной образовательной организацией самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
3.5.3. Муниципальная образовательная организация организует образовательный процесс в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разновозрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально.
Обучение по индивидуальному плану, в том числе ускоренное обучение в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации дополнительного образования.
3.5.4. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом муниципальной образовательной организации.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях и менять их.
3.5.5. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.
3.5.6. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. Формы аудиторных занятий определяются муниципальными образовательными организациями.
3.5.7. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам организуется в соответствии с расписанием занятий.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся администрацией муниципальной образовательной организации, по представлению педагогических работников с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
3.5.8. При реализации дополнительных общеобразовательных программ муниципальные образовательные организации могут организовывать и проводить массовые мероприятии, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха обучающихся, родителей (законных представителей).
3.5.9. Муниципальные образовательные организации определяют формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.
3.5.10. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются муниципальной образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Организация сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ муниципальной образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
3.5.11. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
3.6. Организация предоставления дополнительного образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам.
Постановлением администрации г. Когалыма от 8 апреля 2016 г. N 984 в подпункт 3.6.1 пункта 3.6 настоящего приложения внесены изменения
3.6.1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов муниципальные образовательные организации организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Муниципальные образовательные организации создают специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида и инвалида.
3.6.2. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.
3.6.3. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в муниципальной образовательной организации, так и по месту жительства.
Постановлением администрации г. Когалыма от 8 апреля 2016 г. N 984 в подпункт 3.6.4 пункта 3.6 настоящего приложения внесены изменения
3.6.4. Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка - инвалида, инвалида.
3.7. Муниципальные образовательные организации вправе выдавать лицам, освоившим дополнительные общеобразовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.
Лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
3.8. Муниципальная образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за реализацию не в полном объёме дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с учебным планом, качеством образования обучающихся, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников муниципальной образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности муниципальная образовательная организация и её должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Финансовое обеспечение организации предоставления дополнительного образования
4.1. Финансовое обеспечение организации предоставления дополнительного образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.2. Источниками финансового обеспечения организации предоставления дополнительного образования на территории города Когалыма являются средства окружного бюджета, бюджета города Когалыма и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
4.3. Привлечение организацией дополнительного образования дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования.
4.4. Финансовые средства включают расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, расходы на содержание зданий и оплату коммунальных услуг.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации г. Когалыма Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 декабря 2014 г. N 3223 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.