Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации г. Ханты-Мансийска от 9 октября 2014 г. N 998 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления
Приложение
к постановлению администрации г. Ханты-Мансийска
от 20 ноября 2012 г. N 1323
Муниципальная программа
"Развитие внутреннего и въездного туризма в городе Ханты-Мансийске на 2013 - 2015 годы"
28 мая, 26 июля, 13 ноября 2013 г., 16 июля, 9 октября 2014 г.
Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в городе Ханты-Мансийске на 2013 - 2015 годы" (далее - программа) |
Правовое обоснование для разработки программы |
1) Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; 2) постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"; 3) Бюджетный кодекс Российской Федерации; 4) постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.06.2012 N 195-п "О Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"; 5) распоряжение Администрации города Ханты-Мансийска от 03.09.2012 N 258-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в городе Ханты-Мансийске на 2013-2015 годы" |
Разработчик программы |
Управление общественных связей Администрации города Ханты-Мансийска |
Координатор программы |
Управление общественных связей Администрации города Ханты-Мансийска |
Исполнители мероприятий программы |
Управление общественных связей Администрации города Ханты-Мансийска, муниципальное бюджетное учреждение "Управление по развитию туризма и внешних связей", Управление физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Ханты-Мансийска, Департамент образования Администрации города Ханты-Мансийска |
Основные цели и задачи программы |
Цель программы - создание условий для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма в городе Ханты-Мансийске, расширение спектра туристских услуг для жителей города, российских и иностранных граждан. Задачи программы: 1) формирование конкурентоспособного туристского продукта города Ханты-Мансийска и продвижение его на региональном, российском и международном рынках; 2) содействие привлечению инвестиций в развитие объектов инфраструктуры индустрии туризма; 3) развитие и поддержка спортивного, культурно-познавательного, этнографического, событийного и оздоровительного туризма; 4) повышение качества туристских услуг |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых начинается в 2013 году и рассчитана по 2015 год включительно |
Перечень подпрограмм (при наличии) |
Нет |
Объемы и источники финансирования программы (всего) |
Общий объем финансирования из средств бюджета города Ханты-Мансийска, необходимый для реализации мероприятий программы, составляет 38 115 000 рублей, в том числе: 2013 год - 4 500 000 рублей; 2014 год - 17 866 000 рублей; 2015 год - 15 749 000 рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Выполнение мероприятий программы обеспечит: рост количества людей, ежегодно посещающих город Ханты-Мансийск; рост среднегодовой численности работников организаций сферы туризма |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Город Ханты-Мансийск обладает богатым туристско-рекреационным потенциалом: особо охраняемыми природными территориями, памятниками истории и культуры, культурно-историческими ресурсами, самобытным культурным наследием коренных малочисленных народов Севера и современной инфраструктурой. Однако сами по себе уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает город, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма.
Эффективное и рациональное использование указанных ресурсов при одновременном развитии туристско-рекреационных комплексов и инфраструктуры, широкая информационная поддержка въездного и внутреннего туризма, повышение качества услуг и привлечение в отрасль профессиональных кадров и высококвалифицированных специалистов в совокупности обеспечат повышение конкурентоспособности туристского рынка в средне- и долгосрочной перспективе.
Развитие туризма в городе рассматривается и как одно из направлений активизации социально-экономического развития муниципального сектора. На определенном этапе в сферу обслуживания туристов включаются новые отрасли хозяйства - обеспечение туристов продуктами питания, транспортными услугами, сувенирной продукцией и так далее.
Для удовлетворения потребностей жителей и гостей города имеются следующие ресурсы:
развитая структура транспортных сообщений (воздушное, автобусное и речное);
хорошая внутренняя транспортная инфраструктура: общественный транспорт (автобусы), 25 компаний предлагают услуги такси. На территории города расположено 11 автозаправочных станций, 2 газозаправочные станции, около 45 станций технического обслуживания, 38 автомоек;
достаточный номерной фонд коллективных средств размещения, представленный 26 гостиницами вместимостью более 2200 мест;
развитая сфера общественного питания - 54 заведения (кафе, рестораны, бары, закусочные).
Для удобства путешествующих в городе работают 23 точки банковского обслуживания физических лиц, которые осуществляют все виды денежных операций, в том числе с кредитными картами и обменом валюты, имеется 81 банкомат.
На территории города действуют 23 туристские компании и агентства. Из них 4 ориентированы на внутренний и въездной туризм: общество с ограниченной ответственностью "Туристская компания Югра Интур Сервис", общество с ограниченной ответственностью "ЮГРА-ТРЭВЕЛ", туристская компания "ЮграМегаТур" и туристская компания "Дискавери-Тур".
С целью привлечения туристских потоков туристскими компаниями разработаны и действуют на территории города туры, туристские маршруты и экскурсионные программы для различных категорий туристов.
Несмотря на имеющиеся возможности, туристская отрасль не оказывает существенного влияния на экономику города. Это обусловлено следующими факторами:
отсутствие единой стратегии развития туризма в городе;
недостаточная изученность собственного туристского ресурсного потенциала территории;
отсутствие механизмов использования и продвижения туристских возможностей территории;
отсутствие результатов маркетинговых исследований, позволяющих прогнозировать развитие туристского рынка;
нескоординированная деятельность органов местного самоуправления, организаций, учреждений, производителей;
дефицит профессиональных туристских кадров, недостаточно высокое качество обслуживания в сфере туристской индустрии.
Учитывая ту важную роль, которую туризм может играть в социально-экономическом развитии города Ханты-Мансийска и улучшении жизни его жителей, проблемы отрасли нуждаются в первостепенном решении.
Необходимость выделения средств из местного бюджета продиктована, прежде всего, потребностью в обеспечении участия органов власти в формировании и продвижении туристского продукта, в том числе в проведении маркетинговых мероприятий, рекламно-информационной деятельности, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры.
Внесенные изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сформировали правовую основу для более активной реализации муниципальной политики в сфере туризма. В соответствии с указанным законом органы местного самоуправления наделены правом создавать условия для развития туризма.
В настоящий момент органы местного самоуправления имеют возможность более эффективно осуществлять мероприятия по поддержке и развитию туризма и создавать соответствующие органы муниципального управления сферой туризма.
Среди основных функций органов местного самоуправления по развитию внутреннего и въездного туризма выделяются: организующая (создание стимулов туристского развития), координирующая (согласование интересов участников рынка), информирующая (маркетинг территории) и контролирующая (обеспечение рационального ресурсопользования и качественного предоставления услуг).
Отсутствие программы развития туризма в городе негативно отразится на состоянии внутреннего и въездного туризма, являясь сдерживающим фактором социально-экономического развития территории, не способствующим привлечению частных инвестиций.
При этом процесс формирования и развития туризма в качестве значимой отрасли территориальной специализации в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки и активного координирующего участия со стороны государства, предусматривающего эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации туристских проектов и программ, направленных на развитие туристской привлекательности города, увеличение внутреннего и въездного туристских потоков, повышение качества туристских продуктов.
Эффективное развитие туризма позволит обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.
В условиях приоритетной поддержки развития туристской индустрии со стороны органов местного самоуправления будет обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач социально-экономического развития города Ханты-Мансийска.
Важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли является историко-культурное наследие. Природная любознательность человека в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных туристских мотивов. Возрастает количество туристских поездок с культурно-познавательными целями. Новое понимание культуры в общественном развитии и осознание необходимости сохранения культурного многообразия в мире расширяет перспективы культурного туризма как ресурса регионального развития, а также влияния на социальную и культурную сферу, экологию, внешнеэкономическую деятельность и международные отношения. Это связано с тем, что в современном мире туризм из преимущественно экономического явления превращается в феномен социального и культурного порядка.
Потребность в изучении и развитии сферы культурного туризма базируется на понимании важной роли для человека культурно-познавательной деятельности, на признании необходимости создания условий для реализации культурных потребностей человека в познании истории, религии, традиций, особенностей образа и стиля жизни, в целом - культуры других народов. Более полное представление об этих сторонах человеческой жизни формируется в результате непосредственных контактов с носителями культуры, которые становятся возможными благодаря культурному туризму.
Город Ханты-Мансийск имеет свою историю и памятные места, интересные для посещения с познавательной целью. Культурно-познавательный туризм реализуется в виде экскурсий по историческим местам, а также посещений специализированных учреждений (музеев, культурно-исторических центров), объектов культовой архитектуры. Город перспективен в плане развития культурно-исторического потенциала.
Реализация мероприятий программы будет способствовать сохранению и рациональному использованию природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала городской территории.
2. Основные цели и задачи программы, оценка ожидаемой эффективности программы (экономическая, бюджетная и социальная эффективность)
Цель программы - создание условий для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма в городе Ханты-Мансийске, расширения спектра туристских услуг для жителей города, российских и иностранных граждан.
Задачи программы:
1) формирование конкурентоспособного туристского продукта города Ханты-Мансийска и продвижение его на региональном, российском и международном рынках;
2) содействие привлечению инвестиций в развитие объектов инфраструктуры индустрии туризма;
3) развитие и поддержка спортивного, культурно-познавательного, этнографического, событийного и оздоровительного туризма;
4) повышение качества туристских услуг.
Для оценки ожидаемой эффективности реализации программы используются следующие показатели:
увеличение тиража рекламно-информационной продукции, направленной на популяризацию туристских продуктов (буклеты, брошюры, путеводители), до 9000 экз. в год;
рост количества реализуемых с помощью финансовых средств (грантов) города Ханты-Мансийска проектов и программ в сфере внутреннего и въездного туризма до 4 единиц к 2015 году;
рост количества туров, туристских маршрутов, экскурсионных программ, действующих на территории города Ханты-Мансийска, до 44 единиц к 2015 году;
рост количества участников городских мероприятий в сфере спортивного и культурно-познавательного туризма до 1275 человек к 2015 году (основные показатели программы приведены в приложении 1 к настоящей программе).
3. Программные мероприятия
Достижение поставленных целей и задач программы предусмотрено посредством реализации мероприятий в соответствии с приложением 2 к настоящей программе по направлениям: "содействие формированию конкурентоспособного туристского продукта города Ханты-Мансийска и продвижение его на региональном, российском и международном рынках"; "содействие привлечению инвестиций в развитие объектов инфраструктуры индустрии туризма"; "развитие и поддержка спортивного, культурно-познавательного, этнографического, событийного и оздоровительного туризма"; "повышение качества туристских услуг".
3.1. Формирование конкурентоспособного туристского продукта города Ханты-Мансийска и продвижение его на региональном, российском и международном рынках
Для решения задачи предлагается реализовать следующие мероприятия:
1) изготовление видеороликов, презентационных фильмов, аудиороликов, радиопрограмм о туризме в городе Ханты-Мансийске, их прокат на телевидении, радио и иных средствах размещения информации;
2) создание и ведение реестра туристских ресурсов и субъектов туристской индустрии города. Создание электронной базы данных туристских объектов и достопримечательностей города и размещение ее на Официальном информационном портале органов местного самоуправления города Ханты-Мансийска;
3) разработка и изготовление полиграфической и сувенирной продукции, направленной на популяризацию существующих и новых туристских продуктов;
4) проведение рекламных кампаний, организация пресс-туров с привлечением региональных и российских средств массовой информации и туроператоров;
5) организация экскурсионного обслуживания делегаций и официальных лиц, посещающих город;
6) участие в конференциях, совещаниях, форумах, выставках, ярмарках, съездах, фестивалях, экспедициях, слетах, конкурсах и прочих мероприятиях, направленных на развитие туризма;
7) организация и проведение конкурсов в сфере развития туризма города.
3.2. Содействие привлечению инвестиций в развитие объектов инфраструктуры индустрии туризма
Финансовая поддержка (грант) лучших событийных проектов в рамках развития культурно-познавательного туризма.
3.3. Развитие и поддержка спортивного, культурно-познавательного, этнографического, событийного и оздоровительного туризма
1) организация и проведение городских мероприятий в сфере спортивного и культурно-познавательного туризма (туристские слеты, соревнования по туристскому многоборью и технике лыжного туризма, сплавы на катамаранах, экскурсионно-образовательные, экскурсионно-досуговые программы, виртуальные экскурсии, квестовые игры);
2) проведение акций по привлечению туристских потоков при проведении массовых мероприятий в сфере спортивного и культурно-познавательного туризма;
3) участие в мероприятиях по формированию инфраструктуры для развития оздоровительного туризма;
4) организация и проведение комплекса мероприятий по реализации культурно-туристического событийного проекта "Ханты-Мансийск - Новогодняя столица".
3.4. Повышение качества туристских услуг
1) организация семинаров, выставок, ярмарок для специалистов туриндустрии в сфере создания и продвижения туристских продуктов;
2) проведение маркетинговых исследований в туристской отрасли для определения объемов внутренних туристских потоков и величины потребительских расходов туристов на территории города. Разработка методики оценки влияния развития сферы туризма на улучшение социально-экономического развития города Ханты-Мансийска;
3) приобретение туристского оборудования и снаряжения (катамараны - 3 шт., палатки, жумары, карабины, страховочные каски, костровое оборудование, индивидуальные страховочные системы и другое) в муниципальную собственность для поддержки действующих и создания новых продуктов в сфере внутреннего и въездного туризма;
4) заключение и реализация соглашений о сотрудничестве в сфере туризма;
5) разработка и реализация рекомендаций по праздничному (в том числе новогоднему) оформлению для предприятий, организаций и бизнес-сообществ города Ханты-Мансийска;
6) разработка концепции развития этнографического (экологического) туризма и доступности туристских объектов для маломобильных групп на территории города Ханты-Мансийска;
7) создание интерактивной туристской карты безбарьерной среды и размещение в специализированных Интернет-ресурсах;
8) обеспечение деятельности муниципального бюджетного учреждения "Управление по развитию туризма и внешних связей".
Перечень программных мероприятий приведен в приложении 2 к настоящей программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Общий объем финансирования программы на 2013 - 2015 годы составляет 38 115 000 рублей, в том числе:
2013 год - 4 500 000 рублей;
2014 год - 17 866 000 рублей;
2015 год - 15 749 000 рублей.
Источником финансирования программы является бюджет города Ханты-Мансийска. Кроме того, возможно привлечение средств на реализацию мероприятий программы из бюджетов других уровней и внебюджетных источников.
Ежегодный объем финансирования программы определяется в соответствии с утвержденным бюджетом города Ханты-Мансийска на очередной финансовый год.
5. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы включает разработку и принятие муниципальных правовых актов, необходимых для выполнения программы, ежегодное уточнение перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период с уточнением затрат по программным мероприятиям в соответствии с мониторингом фактически достигнутых целевых показателей реализации программы, а также связанные с изменениями внешней среды информирование общественности о ходе и результатах реализации программы, финансирования программных мероприятий.
Заказчиком-координатором программы является управление общественных связей Администрации города Ханты-Мансийска.
Заказчик-координатор осуществляет координацию деятельности исполнителей по реализации программных мероприятий, осуществляет непосредственный контроль за реализацией программы.
Оценка хода исполнения мероприятий программы основана на мониторинге ожидаемых непосредственных и конечных результатов программы как сопоставление фактически достигнутых с целевыми показателями. В соответствии с данными мониторинга по фактически достигнутым результатам реализации в программу могут быть внесены корректировки. В случае выявления лучших практик реализации программных мероприятий в программу могут быть внесены корректировки, связанные с оптимизацией этих мероприятий.
Исполнители программы: управление общественных связей Администрации города Ханты-Мансийска, муниципальное бюджетное учреждение "Управление по развитию туризма и внешних связей".
Реализация программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в соответствии с муниципальными правовыми актами Администрации города Ханты-Мансийска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.