Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2019 г. N 21-АПА19-3 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Думаева А.Б.
при секретаре Жабалиевой С.О.
с участием прокурора Башиева Р.А, представителей административного истца - "Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации" (АО "Каббалкэнерго") Тхамокова В.Х, и Мулалиевой Ф.А, представителей административного ответчика - Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики Безниковой И.С. и Рябинкиной Н.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации" к Министерству энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики об оспаривании нормативного правового акта и о возложении обязанностей,
установил:
Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору (далее Комитет, орган регулирования, тарифный орган) 29 декабря 2017 года принят приказ N 87 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии АО "Каббалкэнерго на 2018 год".
Согласно приложению к приказу N 87 АО "Каббалкэнерго" установлены сбытовые надбавки: для тарифной группы потребителей "население" и приравненные к нему категории потребителей на I полугодие 2018 г. - в размере 0,21500 руб./кВт*ч, на II полугодие 2018 г. - в размере 0,14107 руб./кВт*ч; для тарифной группы потребителей "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии" на I полугодие 2018 г. - в размере 0,12900 руб./кВт*ч, на II полугодие 2018 г. - в размере 0,25907 руб./кВт*ч; для тарифной подгруппы "потребители с максимальной мощностью принимающих устройств" менее 150 кВт на 1 полугодие 2018 года 0,33882 руб./кВт*ч, на II полугодие - 0,24284 руб./кВт*ч; для тарифной подгруппы "потребители с максимальной мощностью принимающих устройств" от 150 кВт до 670 кВт на 1 полугодие 2018 года 0,31130 руб./кВт*ч, на II полугодие - 0,24284 руб./кВт*ч; для тарифной подгруппы "потребители с максимальной мощностью принимающих устройств" от 670 кВт до 10 мВт на 1 полугодие 2018 года 0,21198 руб./кВт*ч, на II полугодие - 0,09946 руб./кВт*ч; для тарифной подгруппы "потребители с максимальной мощностью принимающих устройств" не менее 10 мВт на 1 полугодие 2018 года 0,12406 руб./кВт*ч, на II полугодие - 0,08856 руб./кВт*ч.
Оспариваемый приказ опубликован на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (htpp://гкэткбр.рф), а также в газете "Кабардино-Балкарская правда "Официальная Кабардино-Балкария" в номере 2 (642) от 19.01.2018 года.
Кабардино-Балкарское акционерное общество энергетики и электрификации" (далее - АО "Каббалкэнерго", Общество) обратилось в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с административным иском к Комитету Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору и дополнением к нему о признании незаконным и недействующим с 1 января 2018 года приказа N 87 от 29 декабря 2017 года возложении на тарифный орган обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий оспариваемый приказ, с учетом включения в необходимую валовую выручку необоснованно исключенных и сниженных расходов, приведения расчета сбытовых надбавок гарантирующего поставщика в соответствие с требованиями законодательства и обращением решения в части возложения обязанности о принятии нового нормативного акта к немедленному исполнению.
В заявлении указывается, что Приказом Республиканской энергетической комиссии Кабардино-Балкарской Республики от 12 октября 2006 года N 111-Э, Общество наделено статусом гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Кабардино-Балкарской Республики и включено в реестр гарантирующих поставщиков под номером 07/01 (приказ Федеральной службы по тарифам от 12 февраля 2007 года N 17-э).
Общество указало, что установленные тарифы на электрическую энергию и уровень сбытовой надбавки не являются экономически обоснованными, нарушают принцип соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии. Необоснованно занижена величина необходимой валовой выручки (НВВ) по следующим статьям расходов: оплата труда, отчисления на социальные нужды, резерв по сомнительным долгам, амортизация основных средств, расходы на управление, пени, штрафы по просроченной задолженности на "Оптовый рынок электроэнергии и мощности" (далее ОРЭМ), расходы на "Автоматизированную информационно-измерительную систему коммерческого учета электроэнергии" (далее АИИС КУЭ), социальные выплаты и связанные с ними отчисления на социальные нужды, что не соответствует положениям Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике и Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года N 1178, Методическим указаниям по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных Приказом ФСТ от 30.10.2012 года N 703-э, и нарушает права административного истца в сфере предпринимательской деятельности и, в частности, на получение доходов от продажи электроэнергии населению, прочим потребителям и сетевым организациям. В общей сложности органом регулирования необоснованно занижены расходы Общества на сумму 333848 тыс. рублей, что приведет к недостатку объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности и убыткам.
Кроме того, по мнению Общества, при принятии приказа N87 от 29 декабря 2017 года были допущены нарушения Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифа) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике". В частности, в нарушение пунктов 25, 26, 28, 30 указанных Правил, Комитет не опубликовал на сайте в сети "Интернет" материалы к заседанию правления, протокол заседания Правления Органа регулирования не содержит информации об основных показателях деятельности Общества, на заседание правления были вынесены материалы, с которыми общество ознакомлено не было.
Определением судьи Верховного Суда КБР от 2 июля 2018 года, в связи с реорганизацией, произведена замена административного ответчика - Комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору на Министерство Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору.
В судебном заседании представители административного истца Тхамоков В.Х. и Мулалиева Ф.А.заявленные требования поддержали, просив взыскать с административного ответчика понесенные ими судебные расходы.
Представители тарифного органа Безникова И.С. и Рябинкина Н.Е, возражали против удовлетворения административного иска.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора Башиева Р.А, полагавшего требования о признании недействующим оспариваемого нормативного акта необоснованными и подлежащими отклонению, исследовав материалы административного дела и материалы дела об установлении сбытовых надбавок и доходности продаж для АО "Каббалкэнерго" на 2018 год, суд приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен).
Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов, с приложением обосновывающих документов. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов (пункты 8, 12, 17, 22, 35 Правил).
Согласно пункту 3 Основ ценообразования в систему регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в том числе индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 25 Правил регулирования цен (тарифов), решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.
Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа и, не позднее чем за 1 день до заседания, ознакомлена с его материалами, включая проект решения.
Уполномоченным органом исполнительной власти в Кабардино-Балкарской Республике в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением о Государственном комитете Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору, утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 4 октября 2017 г. N 182-ПП, является Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору.
Согласно пункту 5.2.1 Положения, к полномочиям Комитета отнесено, в том числе, установление сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии.
Приказом Республиканской энергетической комиссии Кабардино-Балкарской Республики от 12.10.2006 N 111-Э АО "Каббалкэнерго" (ранее ОАО "Каббалкэнерго") определено гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Судом установлено, что с заявлением об установлении сбытовой надбавки и доходности продаж гарантирующего поставщика электрической энергии на 2018 год, с прилагаемыми обосновывающими материалами, общество обратилось в регулирующий орган 28 апреля 2017 года.
Как следует из материалов дела, приказом тарифного органа N 23-Т от 12.05.2017 было открыто дело "Об установлении сбытовых надбавок и доходности продаж для АО "Каббалкэнерго" на 2018 год".
Письмом от 14 декабря 2017 г. (т. 3 л.д. 106, 107) Комитетом направлено в адрес общества извещение о проведении заседания правления Комитета по вопросу установления сбытовых надбавок и доходности продаж для гарантирующего поставщика электроэнергии АО "Каббалкэнерго" на 2018 г. 29.12.2017 в 11.00 часов.
Согласно Письму от 21 декабря 2017 года N 37-02-4416 (т.1 л.д. 108) на рабочее совещание по рассмотрению проекта необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика были приглашены уполномоченные лица Общества. Данное совещание, в работе которого приняли участие представители административного истца, состоялось 23 декабря 2017 года.
Материалами дела подтверждается, что протоколом заседания правления Комитета N 21 от 29.12.2017 утверждены основные параметры в расчете сбытовой надбавки и доходности продаж гарантирующего поставщика электрической энергии АО "Каббалкэнерго", в том числе прогнозируемый объем отпуска электрической энергии в сеть, выработки электрической энергии гидроэлектростанциями розничного рынка, покупки электроэнергии с оптового рынка, а также НВВ, рассчитанная из себестоимости и прибыли. При этом, учтены все виды расходов как относимых на себестоимость продукции, так и внереализационные, связанные с обеспечением реализации электрической энергии потребителями.
Решение об установлении оспариваемого тарифа принято единогласно на заседании правления Комитета 29 декабря 2017 г. в присутствии большинства членов правления, с участием управляющего директора Общества, его заместителя, начальника отдела экономики и финансов и представителей межотраслевого Совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Главе КБР.
Согласно пункту 26 Правил регулирования цен (тарифов), в протоколе указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования).
При таких данных, доводы административного истца, касающиеся несоблюдения Комитетом процедуры принятия оспариваемого решения, основаны на неверном толковании норм материального права и опровергаются представленными документами.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован, порядок его принятия, установленный пунктами 25, 26, 27, 28 Правил регулирования цен не нарушен.
Вместе с тем, суд соглашается с доводом административного искового заявления о том, что ГКЭТ Кабардино-Балкарской Республики нарушены требования пункта 30 Правил государственного регулирования цен в части не своевременного опубликования на своем сайте в сети Интернет решения, протоколов и материалов к заседанию правления.
Материалы административного дела подтверждают доводы административного истца о том, что Общество не было ознакомлено с экспертным заключением, составленным сотрудниками ГКЭТ Кабардино-Балкарской Республики в рамках дела об установлении сбытовых надбавок.
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 13 июня 2017 года N ВК/395 79/17 регулируемая организация вправе ознакомиться с экспертным заключением органа регулирования и иными документами дела об установлении тарифа. При этом в целях совершенствования процедуры установления регулируемых цен (тарифов), направленного на повышение открытости и доступности информации об устанавливаемых ценах (тарифах) ФАС России считает целесообразным предусмотреть направление в регулируемые организации экспертного заключения по делу об установлении тарифов не менее чем за 5 дней до заседания коллегиального органа (правления) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Оценив указанные доказательства, а также доводы лиц, участвующих в административном деле, в этой части суд считает установленным то обстоятельство, что АО "Каббалкэнерго" не было ознакомлено с экспертным заключением в порядке, установленном пунктом 25 Правил государственного регулирования.
Как следует из материалов дела, на основании приказа ВАС России от 22 февраля 2018 года N 223/18 оспариваемый приказ тарифного органа отменен с 1 апреля 2018 года. Приказом Комитета Кабардино-Балкарской Республики от 27 марта 2018 года N 9 установлены и введены в действие новые сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии АО "Каббалкэнерго" на 2018 год.
В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются: метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
В данном случае в качестве метода регулирования регулирующим органом избран метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике, при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии (пункт 2 названной нормы).
При государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала, при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала энергии (пункт 3 названной нормы).
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования, при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе, выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).
Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.
В случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам, в том числе, относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).
Согласно пунктам 16, 17 Основ ценообразования, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя: 1) расходы на топливо; 2) расходы на покупку электрической и тепловой энергии (мощности); 3) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172, договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530; 4) расходы на сырье и материалы; 5) расходы на ремонт основных средств; 6) расходы на оплату труда и страховые взносы; 7) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для потребителей услуг; 8) прочие расходы.
В целях проверки доводов административного истца о несоответствии расчетов тарифного органа параметров НВВ по указанным статьям расходов требованиям нормативно правовых актов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики и имеющих большую юридическую силу, суд, в соответствии со ст.ст. 77,78 КАС Российской Федерации, удовлетворил его ходатайство и определением от 23 августа 2018 года, назначил по настоящему административному делу судебную экспертизу по определению экономической обоснованности включения в необходимую валовую выручку указанных расходов, а также наличия финансово-экономических оснований для проведения корректировок.
Проведение экспертизы поручено экспертам Федерального государственного автономного образовательного учреждения Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики" в лице института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий (далее ИПЦиРЕМ НИУ ВШЭ).
На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:
- правомерна ли проведенная органом регулирования отрицательная корректировка необходимой валовой выручки АО "Каббалкэнерго" на 2018 год на сумму 84 681 тыс. руб. (пункт 7 Протокола N 21) в рамках новых положений Основ ценообразования в отношении регулирования сбытовых надбавок гарантирующего поставщика и новых Методических указаний по расчёту сбытовых надбавок с использованием метода сравнения аналогов?
- соответствует ли рост НВВ АО "Каббалкэнерго" на 2018 год параметрам роста, утвержденным в Графике поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика электрической энергии - АО "Каббалкэнерго" до эталонной выручки гарантирующего поставщика (115.97%), принятого Распоряжением Главы КБР от 28.12.2017 N155-РГ?
- связаны ли расходы по оспариваемым статьям (затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, резерв по сомнительным долгам, амортизация основных средств, расходы на управление, пени, штрафы по просроченной задолженности на ОРЭМ, расходы на создание системы АИИС КУЭ ОРЭМ, социальные выплаты и связанные с ними отчисления на социальные нужды) с осуществлением АО "Каббалкэнерго" регулируемой деятельности?
- соответствуют ли произведенные регулирующим органом корректировки расходов по статьям (затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, резерв по сомнительным долгам, амортизация основных средств, расходы на управление, пени, штрафы по просроченной задолженности на ОРЭМ, расходы на создание системы АИИС КУЭ ОРЭМ, социальные выплаты и связанные с ними отчисления на социальные нужды) требованиям Основ ценообразования, методическим указаниям?
- является ли экономически обоснованным размер расходов по статьям корректировок (затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, резерв по сомнительным долгам, амортизация основных средств, расходы на управление, пени, штрафы по просроченной задолженности на ОРЭМ, расходы на создание системы АИИС КУЭ ОРЭМ, социальные выплаты и связанные с ними отчисления на социальные нужды), утвержденных регулирующим органом?
Экспертное заключение представлено суду 29 января 2019 года.
Согласно выводам заключения экспертов ИПЦиРЕМ НИУ ВШЭ, расходы общества по всем оспариваемым статьям могут быть связаны с осуществлением регулируемой им деятельности как гарантирующего поставщика электроэнергии. По статьям расходов "Резерв по сомнительным долгам", "Расходы на управление", "Пени и штрафы по просроченной задолженности на ОРЭМ", рассчитанный экспертами экономически обоснованный размер расходов совпадает с величиной расходов, учтенной органом регулирования тарифов в расчете сбытовой надбавки общества на 2018 год, в связи с чем эксперты пришли к выводу, что утвержденный регулирующим органом размер расходов по этим статьям является экономически обоснованным. По статьям затрат "Расходы на оплату труда", "Отчисления на социальные нужды", "Амортизация основных средств", "Расходы на АИИС КУЭ ОРЭМ", "Расходы на социальные выплаты и связанные с ними отчисления на социальные нужды" рассчитанный экспертами размер экономически обоснованных расходов превышает величину расходов, учтенную регулирующим органом в сбытовой надбавке общества на 2018 год, эксперты посчитали утвержденный регулирующим органом размер расходов по этим статьям экономически не обоснованным.
Оценивая собранные по административному делу доказательства в их совокупности, в том числе материалы судебной экспертизы и иные обосновывающие документы по делу об установлении сбытовых надбавок, судом установлено следующее.
1. При определении необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика АО "Каббалкэнерго" органом регулирования проведена корректировка НВВ на 84681 тыс. руб. со знаком минус. Согласно судебной экспертизе, Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору правомерно провел указанную корректировку НВВ АО "Каббалкэнерго" на 2018 год.
Общие подходы к расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в т.ч. сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, определяются положениями Основ ценообразования. Конкретные методологии расчета цен (тарифов) для каждого регулируемого вида деятельности утверждаются Федеральным органам исполнительной власти в области регулируемых тарифов. При этом Основы ценообразования обязательно содержат указания на необходимость применения конкретной методики для расчета соответствующих цен (тарифов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2017 N 863 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов и признании утратившим силу абзаца второго пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178" внесены изменения в действующее законодательство в части установления сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, в т.ч. в Основах ценообразования изменен пункт 65(1), которым в новой редакции регламентировано, что сбытовые надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемых ФАС России.
Соответственно, приказом ФАС России от 21 ноября 2017 года N 1554/17 утверждены Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов.
По мнению экспертов, исходя из общей логики установления эталонов затрат и состава недополученных (излишне полученных) доходов, применение только ограниченного перечня (излишне полученных) доходов будет обосновано только когда на период, предшествующий базовому периоду регулирования, сбытовые надбавки будут установлены методом сравнения аналогов (эталоны затрат). На 2016 г. сбытовые надбавки для АО "Каббалкэнерго" были установлены с применением метода экономически обоснованных затрат, и, соответственно, ограничение перечня недополученных (излишне полученных) доходов с учетом установления эталонов затрат, в данном случае необоснованно.
Кроме того, возможность и обязанность проведения постатейного анализа отклонения плановых расходов от фактических за истекший период четко определены в разделе "III Принципы и методы расчета цен (тарифов)" Основ ценообразования в п. 7: при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).
Учитывая, приведенные выводы экспертов, в части отрицательной корректировки НВВ на 84681 тыс. руб, а также тот факт, что Обществом не приведено доказательств их несоответствия приведенным выше нормативным актам, суд приходит к выводу, о необоснованности исковых требований в указанной части.
2. Распоряжением Главы КБР от 28.12.2017 N155-РГ "Об утверждении графика поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика электрической энергии - Кабардино- Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации до эталонной выручки гарантирующего поставщика" (далее График) в отношении АО "Каббалкэнерго" на 2018 г. утверждены следующие параметры: доля эталонной выручки гарантирующего поставщика в совокупной величине необходимой валовой выручки - 0,13; индекс изменения совокупной величины эталонной выручки (необходимой валовой выручки) - 115,97%.
Оценивая соответствие роста НВВ АО "Каббалкэнерго" на 2018 год параметрам роста утвержденного графика, экспертами было указано, что исходя из того, что на 2017 г. регулирующим органом утверждена необходимая величина валовой выручки без учета недополученных или излишне полученных доходов за предшествующие периоды регулирования в размере 344 266 тыс. руб, индекс изменения совокупной величины эталонной выручки в 2018 г. (399 262,05 тыс. руб.) относительно 2017 г. (344 266 тыс. руб.) составляет 115,97% (399 262,05/344 266), из чего следует вывод о том, что рост НВВ АО "Каббалкэнерго" на 2018 год соответствует параметрам роста, утвержденным в Графике поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика электрической энергии - АО "Каббалкэнерго" до эталонной выручки гарантирующего поставщика (115,97%), принятым Распоряжением Главы КБР от 28.12.2017 N155-РГ.
Суд отклоняет доводы административного истца о том, что в приведенном расчете экспертами была допущена арифметическая ошибка. В судебном заседании было исследовано письмо директора ИПЦиРЕМ НИУ ВШЭ, которым была подтверждена достоверность представленного экспертами расчета.
3. Расходы на оплату труда и отчисление на социальные нужды.
Согласно пункту 17 Основ ценообразования, в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Пунктом 16-18 Основ ценообразования установлено, что расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе и расходы на оплату труда и страховые взносы.
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Как усматривается из экспертного заключения по делу об определении размера необходимой валовой выручки и размера сбытовых надбавок общества на 2018 г, подготовленного тарифным органом, протокола заседания Правления тарифного органа, расходы по статье "Оплата труда" приняты регулятором в размере 157462,5 тыс. руб, вместо заявленных обществом 214 066,4 тыс. руб.
Размер указанных расходов органом регулирования произведен исходя из параметров отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике РФ на 2013 - 15 годы (далее - ОТС), фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, согласно штатному расписанию с учетом рекомендаций Комитета по оптимизации численности.
Расхождение в расчетах расходов по указанной статье произошло вследствие того, что фактическую месячную заработную плату АО "Каббалкэнерго" за 2016 год орган регулирования учел в размере 28592,63 рублей против 38805,45 рублей заявленной Обществом при численности персонала общества в размере (458,93 ед.). Причиной корректирования послужило исключение расходов Общества на премирование работников в связи с непредставлением последним запрошенной тарифным органом информации об основаниях выплаты премий. При этом сам факт указанных выплат под сомнение сторонами не ставился.
Согласно выводам заключения экспертов ИПЦиРЕМ НИУ ВШЭ исключение из состава затрат Общества средств направленных на выплату премий сотрудникам АО "Каббалкэнерго" произведено регулирующим органом неверно.
Суд соглашается с выводами экспертов в этой части ввиду следующего.
АО "Каббалкэнерго" присоединено к ОТС в электроэнергетике на 2013 - 15 годы, действие которого продлено на 2016 - 18 годы "Соглашением о порядке, условиях и продлении срока действия ОТС в электроэнергетике РФ на 2013 - 15 г. на период 2016 - 18 годов", утвержденным Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением "Всероссийский электропрофсоюз" 22.12.2004 года, а также зарегистрировано в Реестре организаций, на которых распространяется действие ОТС в электроэнергетике на 2013 - 15 годы.
В силу вышеуказанного АО "Каббалкэнерго" при расчетах с персоналом по вопросам оплаты труда обязано руководствоваться положениями Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике.
С учетом требований ОТС в электроэнергетике регулирующим органом при расчете плановых расходов АО "Каббалкэнерго" на 2016 год учтены проценты выплат по текущему премированию в размере 74,7%, что соответствует рекомендуемому ОТС уровню.
Регулирующим органом при расчете фактических экономически обоснованных расходов на оплату труда о АО "Каббалкэнерго" за 2016 г. полностью исключены выплаты по текущему премированию, при этом в составе плановых расходов данные выплаты были учтены. Суд соглашается с мнением экспертов о том, что данный факт является существенным нарушением принципов расчета расходов на оплату труда с учетом ОТС и, соответственно Основ ценообразования.
Принимая во внимание, что расчет регулирующего органа по расходам на оплату труда был признан несоответствующим Основам ценообразования, то и определенные на его основании расходы на отчисления на социальные нужды, суд, признает несоответствующими Основам ценообразования принимая рассчитанную экспертами экономически обоснованную величину фактических отчислений на социальные нужды в 2016 году в размере 59780,8 тыс. рублей.
4. Расходы на создание резерва по сомнительным долгам.
Оспаривая приказ регулирующего органа об установлении сбытовых надбавок и доходности продаж гарантирующего поставщика на 2018 год, общество ссылается на то обстоятельство, что резерв по сомнительным долгам, фактически созданный в АО "Каббалкэнерго" за 2016 год сальдировано составил 240983 тыс. руб. Органом регулирования документально подтвержденным обоснованным фактом за 2016 год признана величина резерва 18096,04 тыс. руб, то есть, приняты к учету только те документы, которые обосновывают списание безнадежной дебиторской задолженности без оценки сумм фактически созданного на предприятии резерва по сомнительным долгам за 2016 год.
Разрешая спор в этой части суд соглашается с выводами, содержащимися в экспертном заключении ИПЦиРЕМ НИУ ВШЭ, о соответствии выполненных регулирующим органом расчетов по статье "Резерв по сомнительным долгам" требованиям Основ ценообразования и Методическим указаниям.
Согласно пункту 65(1) Основ ценообразования, при расчете сбытовых надбавок в отношении населения и приравненных к нему категорий потребителей, а также при определении размера доходности продаж гарантирующих поставщиков учитываются следующие расходы, связанные с обеспечением предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика в отношении соответствующих групп (подгрупп) потребителей (покупателей) - расходы на формирование резерва по сомнительным долгам, а в отсутствие такого резерва - расходы по списанию задолженности, признанной безнадежной к взысканию в предшествующий период регулирования.
При расчете сбытовых надбавок в отношении населения и приравненных к нему категорий потребителей, расходы на формирование резерва по сомнительным долгам учитываются, исходя из динамики дебиторской задолженности за предшествующий год.
Пунктом 11 Методических указаний, в дополнение к положениям акта Правительства РФ, установлено, что в составе экономически обоснованных расходов при расчете сбытовых надбавок в отношении населения учитываются следующие расходы, связанные с обеспечением предпринимательской деятельности в качестве ГП в отношении данной группы потребителей: расходы на формирование резерва по сомнительным долгам, а в отсутствие такого резерва - расходы по списанию задолженности, признанной безнадежной к взысканию в период регулирования, предшествующий расчетному периоду регулирования (далее - базовый период).
Пунктом 22 Методических указаний также определено, что в составе экономически обоснованных расходов при расчете необходимой валовой выручки учитываются следующие расходы, связанные с обеспечением предпринимательской деятельности в качестве ГП: расходы на формирование резерва по сомнительным долгам, а в отсутствие такого резерва - расходы по списанию задолженности, признанной безнадежной к взысканию в базовом периоде регулирования.
При этом пунктом 22 Методических указаний установлено, что при расчете необходимой валовой выручки расходы на формирование резерва по сомнительным долгам учитываются в размере не более 1,5 процента от валовой выручки на базовый период регулирования.
Из вышеприведенных норм Основ ценообразования и Методических указаний следует, что при расчете необходимой валовой выручки сбытовых компаний - гарантирующих поставщиков учитываются либо расходы на создание резерва по сомнительным долгам, либо расходы по списанию задолженности, признанной безнадежной к взысканию в базовом периоде регулирования.
Списание безнадежной дебиторской задолженности осуществляется предприятиями в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
До момента списания безнадежной дебиторской задолженности ее учет осуществляется в бухгалтерском учете, в том числе эта задолженность увеличивает отражаемую по 90 счету выручку, в тоже время фактического получения этих денежных средств предприятием не происходит.
При наличии установленных Налоговым кодексом оснований и истечения установленных сроков предприятие вправе создать резерв по сомнительным долгам и отнести на него в определенной Налоговом кодексом Российской Федерации доле неполученные платежи (сомнительные долги).
Создание резерва по сомнительным долгам осуществляется на основании проведения инвентаризации сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности, по результатам которой руководителем предприятия издается соответствующий приказ.
На основании приказа о создании резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете создается запись в расходной части баланса (указывается величина расходов, равная сумме резерва по сомнительным долгам).
Создание записи в расходной части баланса сальдирует запись в доходной части баланса, тем самым при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в отчетном периоде предприятие не оплатит налога на прибыль с неполученных им средств из-за неплатежей потребителей.
При этом все вышеуказанные записи в бухгалтерском учете существуют до погашения или списания долга как безнадежной дебиторской задолженности.
При наличии установленных Налоговым кодексом Российской Федерации оснований предприятие вправе списать неплатежи потребителей (отнести сомнительный долг к безнадежному или нереальному к взысканию) как безнадежную дебиторскую задолженность на свои убытки.
Списание безнадежного долга производится в бухгалтерском учете путем осуществления проводок с доходной и расходных частей бухгалтерского баланса на забалансовый счет, на котором списанная задолженность еще должна учитываться не менее 5 лет после ее списания. Записи о списании в бухгалтерском учете также осуществляются на основании соответствующих приказов руководителя предприятия по результатам проведения инвентаризации.
При этом списанная безнадежная дебиторская задолженность уменьшает чистую прибыль предприятия.
Осуществляя учет компенсации неплатежей потребителей при тарифном регулировании сбытовых компаний ? гарантирующих поставщиков органы регулирования тарифов вправе учесть в составе необходимой валовой выручки сбытовой компании средства по статье затрат "Резерв по сомнительным долгам" в отношении подтвержденной, но не списанной как безнадежной, задолженности или учесть списанную безнадежную дебиторскую задолженность по статье "Списание безнадежной дебиторской задолженности".
Эксперты подтвердили, что оборотно-сальдовыми ведомостями по счету 63 "Резервы по сомнительным долгам" подтверждается величина созданного на конец 2015 года резерва в сумме 604 281,56 тыс. руб, а на конец 2016 года - 845 214,7 тыс. руб.
Однако, указанные резервы отражены только в бухгалтерском учете, в налоговом учете данные расходы согласно Учетной политике не отнесены к расходам, снижающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, в связи с чем фактически у АО "Каббалкэнерго" имеется сомнительная задолженность (неплатежи потребителей) в размере на конец 2015 года резерва в сумме 604 281,56 тыс. руб, а на конец 2016 года 845 214,7 тыс. руб, однако данные расходы не отнесены к внереализационным расходам, в связи с чем не усматривается правовых оснований для учета этих расходов в соответствии с положениями Основ ценообразования, так как пунктом 17 Основ ценообразования установлено, что в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций и внереализационные расходы и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
При проведении анализа деятельности АО "Каббалкэнерго" регулирующий орган произвел сопоставление установленных и фактических расходов и по статье "Резерв по сомнительным долгам" учел фактические расходы на списание безнадежной дебиторской задолженности АО "Каббалкэнерго" за 2015 и 2016 гг. на основании предоставленных организацией приказов в сумме 18 096 тыс. руб.
5. Расходы на амортизацию основных средств.
Пунктами 17 и 27 Основ ценообразования определено, что в состав необходимой валовой выручки включаются расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и для расчета регулируемых цен (тарифов) они определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а при расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
АО "Каббалкэнерго" предоставлена Ведомость амортизации за 2016 г. в разрезе каждого основного средства с указанием даты принятия к учету, первоначальной стоимости, начисленной до 2016 г. амортизации, начисленной в 2016 г. амортизации и остаточной стоимости. Общая величина амортизации в 2016 г. по данным предоставленной ведомости - 5 238,24 тыс. руб. Данная сумма также подтверждена в форме бухгалтерской отчетности АО "Каббалкэнерго" за 2016 г.: "Расшифровка отдельных показателей отчета о финансовых результатах".
По результатам проведенного анализа состава основных средств АО "Каббалкэнерго" величина фактической амортизации основных средств, отраженная в бухгалтерском учете признана экспертами обоснованной.
При этом суд отклоняет довод административного ответчика о том, что учтенный размер амортизации в сбытовой надбавке Общества, но не направленный на восстановление основных средств является необоснованным доходом и подлежит исключению из НВВ Общества, как основанный на неверном толковании регулирующих отношения норм права.
6. Расходы на управление.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" N 36-ФЗ от 26 марта 2003 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно?диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле продажи электрической энергии.
Обществом заключен договор с ПАО "МРСК Северного Кавказа" N 275/2015 от 21 августа 2015 года о передаче полномочий единоличного исполнительного органа.
Целью создания управляющих компаний является централизация ряда функций, которые до этого выполнялись в филиалах с улучшением эффективности управления и одновременным снижением соответствующих расходов.
Таким образом, в целях прозрачности и понятности для потребителей, принимаемых органами регулируемых организаций решений, при определении экономически обоснованных расходов на содержание управляющих компаний, должен соблюдаться следующий основной принцип - суммарные расходы на содержание управляющих компаний, относимые на филиал (субъект Российской Федерации), и на исполнительный аппарат филиала не должны превышать расходы на содержание исполнительного аппарата филиала, рассчитанные при условии, что все необходимые функции (и требуемые для этого расходы) выполняются исключительно исполнительным аппаратом филиала на месте, т. е. без участия управляющих компаний.
Принимая во внимание, что ни органу регулирования, ни экспертам соответствующие сведения предоставлены не были, включенные Обществом в состав НВВ расходы на управление в размере 8899,1 тыс. рублей правомерно были признаны экономически необоснованными.
7. Расходы на пени и штрафы по просроченной задолженности на ОРЭМ АО "Каббалкэнерго".
В состав фактических расходов на пени и штрафы по просроченной задолженности на ОРЭМ в 2016 году Обществом отнесено 39270,90 тыс. рублей. В обоснование расходов по данной статье указывалось на наличие неплатежей со стороны организаций, рычаги воздействия на которые у АО "Каббалкэнерго" отсутствуют. В связи с хронической задолженностью и как следствие нарушение договорных обязательств перед поставщиками оптового рынка и возникла названная задолженность, что документально подтверждено в бухгалтерской отчетности за 2016 год.
Экспертами эти доводы административного истца были признаны несостоятельными, а происхождение упомянутой задолженности обусловленной некорректными управленческими решениями менеджмента АО "Каббалкэнерго".
В частности, у Общества в 2016 г. существовали различные возможности для поддержания платежной дисциплины на ОРЭМ, в т.ч. привлечение заемных денежных средств в банках или у акционеров общества, однако они не были реализованы, что привело к образованию задолженностей АО "Каббалкэнерго" перед поставщиками ОРЭМ и, соответственно, начислению пеней и штрафов.
Суд соглашается с выводами экспертного заключения, в этой части, находя его соответствующим положениям Закона РФ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основ ценообразования и Методических указаний.
8. Расходы на создание системы АИИС КУЭ ОРЭМ.
Организацией заявлены в регулирующий орган расходы по данной статье, которые были фактически понесены в 2014-2015 гг, в качестве обоснования в регулирующий орган были предоставлены договор с ОАО "Росэнергосервис" N ЗРС-21014 от 27.12.13 года, а также акты выполненных работ по указанному договору N140087 от 08.05.14 года на сумму 90 тыс. руб. без НДС, N140252 от 14.10.14 года на сумму 224,3 тыс. руб. без НДС, N150005 от 16.02.15 года на сумму 385,7 тыс. руб. без НДС, итого на общую сумму 700 тыс. руб.
В дальнейшем при установлении сбытовых надбавок для АО "Каббалкэнерго" на 2018 г, проводя анализ фактических расходов за 2016 г, регулирующий орган учел фактические расходы по данной статье в размере 0 руб, мотивируя это отсутствием фактических затрат в 2016 г.
Суд соглашается с мнением экспертов о том, что такой подход является необоснованным и несоответствующим Основам ценообразования в связи с тем, что данные затраты были понесены организацией в 2014-2015 г, что подтверждается обосновывающими документами, а включение их в заявку на 2016 г. направлено на компенсацию фактически понесенных расходов.
9. Расходы на социальные выплаты и связанные с ними отчисления на социальные нужды.
В соответствии с п. 19 Основ ценообразования, в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
С учетом данного положения законодательства эксперты считают правильным при учете фактических выплат основываться на положениях ОТС в электроэнергетике.
Перечень возможных социальных выплат определен в Отраслевом тарифном соглашении в электроэнергетике. Кроме того, в Коллективном договоре АО "Каббалкэнерго" закреплен ряд дополнительных социальных выплат.
В разделе 6 ОТС указано:
6.1. Работодатели обеспечивают предоставление работникам следующих льгот, гарантий и компенсаций в порядке и на условиях, определяемых непосредственно в Организациях:
6.1.1. Выплату единовременного пособия (материальной помощи) в случаях:
а) гибели работника на производстве на каждого его иждивенца в размере годового заработка погибшего;
б) установления инвалидности в результате увечья по вине работодателя;
6.1.2. Доплату к трудовой пенсии:
а) по инвалидности ? неработающему инвалиду, получившему инвалидность в результате увечья по вине работодателя;
б) по случаю потери кормильца - детям погибшего на производстве работника (несовершеннолетним детям, а также детям, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет);
6.1.3. Выплату единовременной материальной помощи:
а) при регистрации брака (если брак регистрируется впервые) ~ не менее 4320 (Четырех тысяч трехсот двадцати) рублей. Выплата материальной помощи производится по факту предоставления свидетельства о регистрации брака, при условии что свидетельство предоставлено работодателю в течение 3-х месяцев с момента регистрации брака;
б) при рождении ребенка - в размере не менее 5040 (Пяти тысяч сорока) рублей. В случае рождения / усыновления 2-х и более детей выплата производится отдельно на каждого ребенка. В случае если оба родителя являются работниками Организации, материальная помощь по данному основанию предоставляется одному из них. Выплата материальной помощи производится по факту предоставления работодателю свидетельства о рождении ребенка не позднее 3-х месяцев с момента рождения ребенка;
в) семье работника в связи со смертью работника Организации - в размере не менее 6480 (Шести тысяч четырехсот восьмидесяти) рублей;
г) на организацию похорон ветеранов Организации (порядок отнесения лиц к категории ветеранов определяется непосредственно в Организациях) ? в размере не менее 6480 (Шести тысяч четырехсот восьмидесяти) рублей;
д) работнику в связи со смертью его близких родственников (супруга(и), детей, родителей), - в размере не менее 5040 (Пяти тысяч сорока) рублей;
6.1.4. Предоставление единовременной выплаты при уходе работника в ежегодный основной оплачиваемый отпуск. Выплата по данному основанию производится один раз в год в размере не менее ММТС;
6.1.5. Добровольное медицинское страхование работников;
6.1.6. Негосударственное пенсионное обеспечение работников в соответствии с программой негосударственного пенсионного обеспечения, принятой в Организации;
6.1.7. Выплату единовременной материальной помощи при увольнении работника из Организации по собственному желанию после установления трудовой пенсии по старости (с учетом стажа работы и периода увольнения после наступления пенсионного возраста).
6.2. Организации, исходя из своих финансовых возможностей, предусматривают предоставление следующих льгот, гарантий и компенсаций в порядке и на условиях, устанавливаемых непосредственно в Организации:
6.2.1. Частичную или полную компенсацию подтвержденных расходов работников:
а) на содержание в детских дошкольных учреждениях детей работников, в семьях которых сумма дохода на одного члена семьи не превышает 4500 (Четырех тысяч пятисот) рублей;
б) на содержание детей в детских дошкольных учреждениях семьям, имеющим троих и более детей;
в) на приобретение путевок в оздоровительные лагеря детям работников, в семьях которых сумма дохода на одного члена семьи не превышает 4500 (четырех тысяч пятисот) рублей;
г) на содержание детей-инвалидов в детских дошкольных учреждениях и приобретение им путевок в оздоровительные лагеря;
6.2.2. Выплату единовременной материальной помощи:
а) неработающим пенсионерам, вышедшим на пенсию из Организации и являющимся участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла, - в связи с празднованием Дня Победы;
б) при возобновлении трудовых отношений после прохождения срочной военной службы в Вооруженных силах РФ по призыву в случае возобновления трудовых отношений в течение 3-х месяцев после окончания службы;
в) вместо выплаты, предусмотренной подпунктом "в" пункта 6.1.3, сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации, в случае смерти работника от общего заболевания или несчастного случая в быту в размере 12000 (Двенадцати тысяч) рублей;
6.2.3. Страхование жизни работников на производстве;
6.2.4 Предоставление ежемесячной компенсационной выплаты работникам, находящимся в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком, в размере, установленном непосредственно в Организациях. Размер выплаты не зависит от количества детей, за которыми осуществляется уход. В случае если работник, находящийся в отпуске по уходу за ребенком, трудится на условиях неполного рабочего времени, данная выплата не производится;
6.2.5. Выплату единовременного вознаграждения (материальной помощи) работникам, удостоенным государственных, отраслевых наград и почетных званий, в соответствии с перечнем и на условиях, определенных непосредственно в Организациях;
6.2.6. Участие в улучшении жилищных условий работников на условиях ипотечного кредитования.
6.3. Работникам отрасли предоставляется право на 50-процентную скидку установленной платы за электрическую и тепловую энергию в порядке и на условиях, определяемых непосредственно в Организациях. Стороны социального партнерства Организации вправе принять решение о замене данной льготы на другую равноценную.
6.4. Работодатели содействуют в реализации прав работников на участие в софинансировании программ негосударственного пенсионного обеспечения (если такие программы предусмотрены в отношении работников Организации).
6.5. Организации, исходя из финансовых возможностей, могут предусматривать дополнительно иные льготы, гарантии и компенсации работникам.
Как видно из приведенного текста, выплаты, указанные в разделе 6.1 являются обязательными для работодателя (но, как указывалось выше, не являются безусловным основанием для обязательного учета в тарифах), а выплаты, указанные в разделе 6.2 осуществляются исходя из финансовых возможностей организации. В соответствии с п. 6.5, аналогично - исходя из финансовых возможностей, осуществляются дополнительные выплаты, не указанные в ОТС. Поэтому при проведении анализа фактических социальных выплат АО "Каббалкэрнерго" экспертами учтен отрицательный финансовый результат деятельности организации в 2016 г.
Из материалов дела следует, что регулирующим органом исключены расходы по данной статье затрат, которые были подтверждены приказами о выплатах, не содержащие подпись сотрудников об ознакомлении.
Суд соглашается с выводами экспертов о том, что такой подход не может быть признан обоснованным т.к. в соответствии с Трудовым кодексом РФ ознакомление сотрудников обязательно предусмотрено в отношении приказов на прием/увольнение с работы, предоставление отпуска, перемещение сотрудников, выход на работу в выходные и праздничные дни.
Экспертами определены фактические экономически обоснованные расходы по данной статье 700,05 тыс. руб, в т.ч. 561,78 тыс. руб. выплаты социального характера, 138,26 тыс. руб. - страховые взносы с данных выплат, что, по мнению суда, соответствует Основам ценообразования и положениям ОТС.
Экспертиза проведена с соблюдением установленного процессуального порядка лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов, и имеющими длительный стаж экспертной деятельности; экспертному исследованию был подвергнут необходимый и достаточный материал, содержащийся в материалах настоящего административного и тарифного дел, методы, использованные при экспертном исследовании, и сделанные на его основе выводы научно обоснованны.
Данное заключение экспертов ИПЦиРЕМ НИУ ВШЭ сомнений в его достоверности не вызывает.
При этом, относимых, допустимых и достоверных доказательств, которые ставили бы под сомнение и (или) опровергали бы сделанные экспертами выводы, материалы настоящего административного дела не содержат и сторонами не представлено.
Таким образом, суд, считая данное заключение, относимым, допустимым и достоверным доказательством, принимает его в качестве средства обоснования своих выводов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что необходимая валовая выручка и тарифы в отношении АО "Каббалкэнерго" на 2018 год по установлены тарифным органом с нарушением требований действующего законодательства, не являются экономически обоснованными, что влечет нарушение прав административного истца при осуществлении предпринимательской деятельности.
Приказ Комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору от 29 декабря 2017 года N 87 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии АО "Каббалкэнерго" на 2018 год противоречит федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и как следствие подлежит отмене.
В связи с этим, на Министерство Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору, в силу требования части 4 статьи 216 КАС Российской Федерации, и п. 37 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, подлежит возложению обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приказ ГКЭТ Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2017 года N 87.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При этом, возлагая на него указанную обязанность, суд исходит из разъяснений, содержащихся в пунктах 7, 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного акта, которым установлена регулируемая цена" и пункта 20 Основ ценообразования о том, что компенсация потерь регулируемой организации может быть осуществлена в рамках долгосрочного периода регулирования, установленного вновь принятым заменяющим актом, путем их учета в течение долгосрочного периода регулирования, а также посредством реализации им иных способов защиты нарушенного права без перерасчета платежей потребителей за услуги по передаче электроэнергии за прошлое время.
Устанавливая дату, с которой Приказ N 87 от 29 декабря 2017 года должен быть признан недействующим, суд полагает, что, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, на его основании реализовывались права граждан и организаций, и в свою очередь был отменен приказом ФАС России с 1 апреля 2018 года, он подлежит признанию не действующим с указанной даты, то есть с 1 апреля 2018 года в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Кроме того, на министерство, сообразно предписанию части 4 статьи 215 КАС Российской Федерации, также подлежит возложению обязанность по опубликованию в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу сообщения о его принятии на официальном сайте - https://minenergo.kbr.ru/, а также в газете "Официальная Кабардино-Балкария".
В то же время, ни нормы главы 21 КАС Российской Федерации, регламентирующие производство по рассматриваемой категории административных дел, ни иные нормы материального и процессуального права не делегируют суду полномочия по определению содержания нового правового акта, заменяющего нормативный правовой акт, признанный им не действующим полностью или в части.
Такой вывод согласуется и со статьей 10 Конституции Российской Федерации, которая, закрепив принцип разделения в Российской Федерации властей, не допускает вмешательство одной ветви власти в разрешение вопросов, относящиеся к исключительной компетенции другой, самостоятельной ветви власти.
При таких обстоятельствах, исковые требования АО "Каббалкэнерго" о возложении на Министерство обязанности по включению в новом нормативном правовом акте, подлежащем им принятию в замену приказа ГКЭТ Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2017 года N 87 в НВВ необоснованно исключенных и сниженных расходов и приведения сбытовых надбавок гарантирующего поставщика в соответствие с требованиями законодательства, являются юридически несостоятельными и, как следствие, подлежат оставлению без удовлетворения.
Что касается заявленного АО "Каббалкэнерго" требования о приведении решения суда в части принятия Министерством нового нормативного правового акта, заменяющего Приказ N 87 от 29 декабря 2017 года к немедленному исполнению, суд полагает его необоснованным по следующим основаниям.
Согласно частям 1 и 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных названным кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению, в том числе по просьбе административного истца, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Доводов относительно наличия таких обстоятельств административный истец не привел.
При рассмотрении дела в расходы на проведение судебной экспертизы Федеральным государственным автономным образовательным учреждением Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" составили 1 400 000 руб. и отнесены на административного истца.
При подаче административного искового заявления АО "Каббалкэнерго" уплачена государственная пошлина в размере 4500 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положений абз. 5 п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" указанные судебные расходы подлежат взысканию с Министерства Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление "Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации" удовлетворить частично.
Признать Приказ Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору от 29 декабря 2017 года N 87 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии АО "Каббалкэнерго" на 2018 год" недействующим с 1 апреля 2018 года.
Возложить на Министерство энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики обязанность принять новый нормативный правовой акт заменяющий приказ Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору от 29 декабря 2017 года N 87 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии АО "Каббалкэнерго" на 2018 год".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Возложить на Министерство энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики обязанность по опубликованию в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу сообщения о его принятии на официальном сайте - https://minenergo.kbr.ru/, а также в газете "Официальная Кабардино-Балкария".
Взыскать с Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей и издержки связанные с проведением судебной экспертизы в сумме 1400000 (один миллион четыреста тысяч) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 22.02.2019 года.
Председательствующий А.Б. Думаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.