Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития города Югорска
Муниципальная программа "Развитие муниципальной службы в городе Югорске на 2014-2020 годы" разработана в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьей 22 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07. 2007 N 113-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.10.2013 N 395-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение прав и законных интересов населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отдельных сферах жизнедеятельности в 2014-2020 годах".
Муниципальная программа нацелена на дальнейшее развитие муниципальной службы в городе Югорске, проводимое в рамках реализации программ "Развития муниципальной службы в городе Югорске" на периоды 2008-2010 годы и 2011- 2013 годы в части:
формирования профессиональной компетентности муниципальных служащих и лиц, включенных в кадровый резерв, направленной на развитие способности успешно решать стратегические задачи экономического и социального развития города;
совершенствования организационной структуры управления;
развития механизма предупреждения коррупции, выявление и предотвращение конфликта интересов на муниципальной службе;
повышения престижа муниципальной службы и развития корпоративной культуры.
В настоящее время на территории города Югорска реализуется Стратегия социально-экономического развития города Югорска до 2020 года, и наиболее значимым фактором успешной реализации Стратегии являются квалифицированные кадры муниципальной службы. Качество кадров муниципальной службы по социальным факторам, в том числе по признакам возраста, уровню образования, профессиональной подготовки, компетентности является одним из основных факторов эффективности муниципальной службы.
Анализ качественного состава муниципальных служащих города Югорска в сравнении с 2008 г., годом начала реализации программ развития муниципальной службы, изменился:
- по уровню образования:
|
Высшее профессиональное образование |
Два и более высших профессиональных образования |
Высшее профессиональное образование по специальности "государственное и муниципальное образование" |
Среднее профессиональное образование |
2008 г. |
85,9% |
9,2% |
3,8 % |
14,1 % |
2013 г. |
95,8 % |
9,6% |
8,4 % |
4,2 % |
2015 г. |
97% |
10% |
13,1% |
3 % |
;
- по возрасту:
|
До 30 лет |
От 30 до 40 лет |
От 40 до 50 лет |
От 50 до 60 лет |
Свыше 60 лет |
2008 г. |
15,7 % |
31,9 % |
29,7 % |
20,6 % |
2.1 % |
2013 г. |
16,2 % |
30,2 % |
27,7 % |
24,1 % |
1,8 % |
2015 г. |
13% |
33% |
31% |
22 % |
1% |
;
-по стажу работы в органах местного самоуправления:
|
До 1 года |
До 5 лет |
До 10 лет |
До 20 лет |
Свыше 20 лет |
2008 г. |
7,6 % |
34,6 % |
21,6 % |
27 % |
9,2 % |
2013 г. |
3,6 % |
18,1 % |
31,3 % |
38,6 % |
8,4 % |
.
Приведенный анализ наглядно показывает, что проблема профессионального развития продолжает оставаться актуальной. Даже с учетом того, что образовательный уровень муниципальных служащих значительно возрос, в структуре образования кадров пока еще незначительное место занимает специализированное образование по специальности "государственное и муниципальное управление", кроме того более 20% муниципальных служащих имеют возраст свыше 50 лет, что также актуализирует проблему опережающей подготовки резерва кадров для муниципальной службы, использование процедуры наставничества, как эффективного инструмента обучения на служебном месте.
Продолжает оставаться актуальной и переподготовка кадров, сложившихся в старых условиях функционирования местного самоуправления (50 %).
Процесс дополнительного профессионального образования необходимо модернизировать в контексте стратегии социально-экономического развития города Югорска. На первое место выдвигается необходимость формирования профессионализма муниципальных служащих в направлении повышения результативности и эффективности их профессиональной деятельности, как важнейшего фактора эффективности работы органов местного самоуправления города.
В дальнейшем совершенствовании нуждается организационная структура управления в органе местного самоуправления. К сожалению, на сегодняшний день система организации муниципальной службы не лишена недостатков: многие служащие профессионально выполняют свои функции, но не задумываются о целях своей деятельности, не могут самостоятельно ставить задачи и подбирать адекватные измерители эффективности своего труда.
Необходимо внедрять в деятельность органов местного самоуправления города Югорска элементы управления по результатам на основе оценки профессиональной деятельности муниципальных служащих.
Все эти преобразования потребуют внедрения в практику работы органов местного самоуправления методов преодоления сопротивлению изменениям со стороны кадров муниципальной службы.
В настоящее время одной из проблем формирования кадрового резерва органов местного самоуправления является недостаточная привлекательность муниципальной службы, нехватка квалифицированных кадров нового поколения. По данным социологического исследования по изучению общественного мнения о деятельности органов местного самоуправления города Югорска, проведенного в сентябре-октябре 2013 года установлено, что 53,4% опрошенных считают работу в органах местного престижной, но хотели бы работать на муниципальной службе только 23,6% респондентов. В связи с этим представляется целесообразной подготовка и реализация комплекса мероприятий, направленных на развитие моральных и материальных стимулов профессиональной служебной деятельности.
Особого внимания требует вопрос совершенствования процедуры конкурсного отбора при поступлении на муниципальную службу и формировании кадрового резерва. Необходимо разработать технологии, направленные на выявление творческого подхода к решению задач муниципального управления. Для привлечения на муниципальную службу компетентных граждан, качественного отбора профессионалов и обеспечения их должностного роста необходимо разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии систему квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, включая детализированные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (стажу работы по специальности), направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
В связи с принятием ряда нормативных актов по вопросам противодействия коррупции необходимо совершенствовать мероприятия по профилактике коррупционных правонарушений на муниципальной службе, по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе. В настоящее время муниципальными служащими не принимается достаточных мер к исполнению возложенной на них обязанности по уведомлению о фактах склонения к совершению коррупционного правонарушения, в то время как уровень осведомленности муниципальных служащих города Югорска обо всех мероприятиях по профилактике коррупции составляет более 97%, а 19,4 % граждан города Югорска хотя бы раз встречались с фактами проявления коррупции (по данным социологического исследования).
Таблица 1
Перечень и обоснование задач, направленных на достижение цели
Наименование задачи |
Обоснование поставленной задачи на предмет соответствия заявленной цели |
Цель: Повышение эффективности муниципальной службы и муниципального управления | |
Задача 1. Повышение профессиональной компетентности муниципальных служащих и лиц, включенных в кадровый резерв. |
Процесс дополнительного профессионального образования необходимо модернизировать в контексте стратегии социально-экономического развития города Югорска. На первое место выдвигается необходимость формирования профессионализма муниципальных служащих в направлении повышения результативности и эффективности их профессиональной деятельности как важнейшего фактора эффективности работы органов местного самоуправления города. |
Задача 2. Совершенствование работы, направленной на применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней на муниципальной службе. |
Одним из эффективных механизмов противодействия коррупции является формирование и проведение антикоррупционной политики в органах местного самоуправления. Практика свидетельствует, что противодействие коррупции не может сводиться только к привлечению к ответственности лиц, виновных в коррупционных нарушениях, необходима система правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на предупреждение коррупции, устранение причин, ее порождающих. Несмотря на то, что в органах местного самоуправления г. Югорска сформирована система мероприятий по противодействию коррупции необходимо постоянно совершенствовать работу в этом направлении для повышения эффективности муниципальной службы и муниципального управления. |
Задача 3. Повышение престижа и открытости муниципальной службы, развитие корпоративной культуры. |
Подготовка и реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение престижа муниципальной службы будет способствовать развитию мотивации муниципальных служащих к добросовестной и эффективной работе, сокращению текучести кадров, привлечению на муниципальную службу управленцев нового поколения. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.