Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития города Югорска
Программа "Развитие муниципальной службы в городе Югорске на 2014-2020 годы" разработана в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьей 22 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.10.2007 N 113-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.10.2013 N 395-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение прав и законных интересов населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отдельных сферах жизнедеятельности в 2014-2020 годах", постановлением администрации города Югорска от 07 октября 2013 года N 2906 "О муниципальных и ведомственных целевых программах города Югорска".
Две предыдущие программы развития муниципальной службы в городе Югорске в 2008-2010 и 2011-2013 годах не позволили завершить решение проблем правового и организационно-управленческого обеспечения муниципальной службы в части:
- совершенствования организационно-правовых механизмов профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;
- формирования профессиональной компетентности муниципальных служащих и лиц, включенных в кадровый резерв, направленной на развитие способности успешно решать стратегические задачи экономического и социального развития города;
- совершенствования организационной структуры управления;
- развития механизма предупреждения коррупции, выявление и предотвращение конфликта интересов на муниципальной службе;
- повышения престижа муниципальной службы и развитие корпоративной культуры.
Однако, благодаря программам развития муниципальной службы в городе Югорске, была сформирована система управления муниципальной службой, разработаны муниципальные правовые акты по вопросам муниципальной службы, сформирована система дополнительного профессионального образования муниципальных служащих, в деятельность муниципальных служащих внедрены моральные формы мотивации. Программы позволили сформировать традиции, связанные с проведением Дня муниципального служащего города Югорска и проведением конкурса "Лучший муниципальный служащий города Югорска".
В настоящее время на территории города Югорска разрабатывается и планируется к реализации Стратегия развития города Югорска до 2020 года, и наиболее значимым фактором успешной реализации Стратегии являются квалифицированные кадры муниципальной службы. Качество кадров муниципальной службы по социальным факторам, в том числе по признакам возраста, уровню образования, профессиональной подготовки, компетентности является одним из основных факторов эффективности муниципальной службы.
Анализ качественного состава муниципальных служащих города Югорска в сравнении с 2008 годом, годом начала реализации программ развития муниципальной службы, изменился:
- по уровню образования:
|
Высшее профессиональное образование |
Два и более высших профессиональных образования |
Высшее профессиональное образование по специальности "государственное и муниципальное образование" |
Среднее профессиональное образование |
2008 г. |
85,9% |
9,2% |
3,8 % |
14,1 % |
2013 г. |
95,8 % |
9,6% |
8,4 % |
4,2 % |
- по возрасту:
|
До 30 лет |
От 30 до 40 лет |
От 40 до 50 лет |
От 50 до 60 лет |
Свыше 60 лет |
2008 г. |
15,7 % |
31,9 % |
29,7 % |
20,6 % |
2,1 % |
2013 г. |
16,2 % |
30,2 % |
27,7 % |
24,1 % |
1,8 % |
;
- по стажу работы в органах местного самоуправления:
|
До 1 года |
До 5 лет |
До 10 лет |
До 20 лет |
Свыше 20 лет |
2008 г. |
7,6 % |
34,6 % |
21,6 % |
27 % |
9,2 % |
2013 г. |
3,6 % |
18,1 % |
31,3 % |
38,6 % |
8,4 % |
.
Приведенный анализ наглядно показывает, что проблема профессионального развития продолжает оставаться актуальной. Даже с учетом того, что образовательный уровень муниципальных служащих значительно возрос, в структуре образования кадров пока еще незначительное место занимает специализированное образование по специальности "государственное и муниципальное управление", кроме того более 25% муниципальных служащих имеют возраст свыше 50 лет, что также актуализирует проблему опережающей подготовки резерва кадров для муниципальной службы. Продолжает оставаться актуальной и переподготовка кадров, сложившихся в старых условиях функционирования местного самоуправления (47% служащих имеют стаж муниципальной службы более 10 лет).
Процесс дополнительного профессионального образования необходимо модернизировать в контексте стратегии социально-экономического развития города Югорска. На первое место выдвигается необходимость формирования профессионализма муниципальных служащих в направлении повышения результативности и эффективности их профессиональной деятельности, как важнейшего фактора эффективности работы органов местного самоуправления города.
В дальнейшем совершенствовании нуждается организационная структура управления в органе местного самоуправления. К сожалению, на сегодняшний день система организации муниципальной службы не лишена недостатков: многие служащие профессионально выполняют свои функции, но не задумываются о целях своей деятельности, не могут самостоятельно ставить задачи и подбирать адекватные измерители эффективности своего труда.
Необходимо внедрять в деятельность органов местного самоуправления города Югорска элементы управления по результатам на основе оценки профессиональной деятельности муниципальных служащих.
Все эти преобразования потребуют внедрения в практику работы органов местного самоуправления методов преодоления сопротивлению изменениям со стороны кадров муниципальной службы.
В настоящее время одной из проблем формирования кадрового резерва органов местного самоуправления является недостаточная привлекательность муниципальной службы, нехватка квалифицированных кадров нового поколения. По данным социологического исследования по изучению общественного мнения о деятельности органов местного самоуправления города Югорска, проведенного в сентябре-октябре 2013 года установлено, что 53,4% опрошенных считают работу в органах местного самоуправления престижной, но хотели бы работать на муниципальной службе только 23,6% респондентов. В связи с этим представляется целесообразной подготовка и реализация комплекса мероприятий, направленных на развитие моральных и материальных стимулов профессиональной служебной деятельности.
Особого внимания требует вопрос совершенствования процедуры конкурсного отбора при поступлении на муниципальную службу и формировании кадрового резерва. Необходимо разработать технологии, направленные на выявление творческого подхода к решению задач муниципального управления.
В связи с принятием ряда нормативных актов по вопросам противодействия коррупции необходимо совершенствовать мероприятия по профилактике коррупционных правонарушений на муниципальной службе, по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе. В настоящее время муниципальными служащими не принимается достаточных мер к исполнению возложенной на них обязанности по уведомлению о фактах склонения к совершению коррупционного правонарушения, в то время как уровень осведомленности муниципальных служащих города Югорска обо всех мероприятиях по профилактике коррупции составляет 97%, а 19,4 % граждан города Югорска хотя бы раз встречались с фактами проявления коррупции (по данным социологического исследования).
Таблица 1.
Перечень и обоснование задач, направленных на достижение цели
Наименование задачи |
Обоснование поставленной задачи на предмет соответствия заявленной цели |
Цель: Повышение эффективности муниципальной службы в городе Югорске | |
Задача 1. Совершенствование организационных, правовых механизмов профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих. |
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" одним из основных принципов местного самоуправления является принцип законности. Данный принцип составляет основу эффективной деятельности муниципального служащего. Развитие федерального законодательства, а также законодательства автономного округа в области муниципальной службы диктует необходимость постоянного совершенствования муниципальной правовой базы путем внесения изменений в действующие муниципальные правовые акты и принятия новых правовых актов. В дальнейшем совершенствовании нуждается организационная структура управления в органе местного самоуправления. |
Задача 2. Повышение профессиональной компетентности муниципальных служащих и лиц, включенных в кадровый резерв. |
Процесс дополнительного профессионального образования необходимо модернизировать в контексте стратегии социально-экономического развития города Югорска. На первое место выдвигается необходимость формирования профессионализма муниципальных служащих в направлении повышения результативности и эффективности их профессиональной деятельности как важнейшего фактора эффективности работы органов местного самоуправления города. |
Задача 3. Совершенствование работы, направленной на применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней на муниципальной службе. |
Одним из эффективных механизмов противодействия коррупции является формирование и проведение антикоррупционной политики в органах местного самоуправления. Практика свидетельствует, что противодействие коррупции не может сводиться только к привлечению к ответственности лиц, виновных в коррупционных нарушениях, необходима система правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на предупреждение коррупции, устранение причин, ее порождающих. Несмотря на то, что в органах местного самоуправления г. Югорска сформирована система мероприятий по противодействию коррупции необходимо постоянно совершенствовать работу в этом направлении для повышения эффективности муниципальной службы и муниципального управления. |
Задача 4. Повышение престижа и открытости муниципальной службы, развитие корпоративной культуры. |
Подготовка и реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение престижа муниципальной службы требуют решения проблемы по развитию мотивации муниципальных служащих к добросовестной и эффективной работе, сокращению текучести кадров, привлечению на муниципальную службу управленцев нового поколения. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.