Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния сферы образования Кондинского района
Кондинский район - один из малонаселенных муниципальных образований в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - ХМАО - Югра). Население района на 1 января 2013 года составило 33,7 тыс. человек, со значительной долей сельского населения - 31,83%. Основная доля населения Кондинского района проживает в пгт. Междуреченский. Численность детского населения от 0 до 18 лет составляет 8506 человек или 25% от количества жителей в районе. Динамика демографических процессов характеризуется относительной стабильностью.
В настоящее время в районной сфере образования осуществляют деятельность 36 образовательных организаций, учредителем которых является муниципальное образование Кондинский район: 15 средних общеобразовательных школ, 18 дошкольных образовательных организаций, 2 организации дополнительного образования детей, 1 межшкольный учебный комбинат. Кроме того, в системе образования Кондинского района также функционируют государственные образовательные организации, такие как Леушинская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида и бюджетное учреждение среднего профессионального образования "Междуреченский аграрный колледж". Особенность районного образования - наличие малокомплектных сельских школ в труднодоступных и отдаленных местностях, что объясняется устройством и взаиморасположением поселений. Школа в сельской местности - это центр, объединяющий ресурсы всей социальной инфраструктуры для развития подрастающего поколения. На территории района действует 7 малокомплектных школ.
Дошкольное образование. Представлено 25 организациями, реализующими основную общеобразовательную программу дошкольного образования, из них 18 муниципальных дошкольных образовательных организаций и 7 общеобразовательных организаций (средние школы).
Перечень программ дошкольных образовательных организаций:
1) Комплексные программы: "От рождения до школы" (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева) 22 учреждения - 88%; "Детство" (Р.Б. Стеркина) 3 учреждения - 12 %.
2) Парциальные программы по 4 направлениям:
- социально-личностное развитие: "Основы безопасности детей дошкольного возраста", "Я - ТЫ - МЫ", "Кроха", "Азбука общения".
- познавательное развитие: "Наш дом природа", "Развитие речи в детском саду", "Юный эколог", "Я и мое тело".
- музыкально-эстетическое развитие: "Музыкальные шедевры", "Ладушки", "Ритмическая мозаика", "Красота, радость, творчество", "Путешествие в мир искусства", "Цветные ладошки", "Приобщение к истокам народного творчества".
- физическое развитие: "Старт", "Быть здоровыми хотим".
В течение 2012 - 2013 учебного года по результатам диагностики готовности выпускников дошкольных учреждений к школьному обучению (из 387 обследованных ПМПК) готовыми к школьному обучению можно считать 334 (86,3%), из них:
210 (54,3%) готовы к школьному обучению на высоком и выше среднего уровне;
124 (32%) - на среднем уровне.
Ниже среднего и на низком уровне готовы к школе 53 выпускника дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) (13,7%).
В то же время (если сравнивать с целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования):
194 (50,1%) - имеют недостаточно сформированные графомоторные навыки;
197 (50,9%) - имеют различные речевые нарушения;
93 (24%) - недостаточно сформированы познавательные универсальные учебные действия.
Залог успешной адаптации к условиям обучения в школе - это и достаточный уровень здоровья. Поэтому еще одной задачей дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Одним из показателей, отражающих результаты и качество работы учреждения в этом направлении, является вопрос сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Оздоровительная работа в детских садах строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм и характеризуется возникновением новых подходов к оздоровлению детей.
Уровень здоровья определяется количеством и частотой заболеваний в расчете на одного дошкольника, а также уровнем индекса здоровья. Задача сохранения и укрепления здоровья воспитанников в детских садах района решается успешно. Об этом свидетельствуют данные статистики: количество пропущенных по болезни дней в расчете на одного дошкольника в 2011, 2012 годах составляет 24,76 и 19,77 соответственно; количество заболеваний в расчете на 1 воспитанника в эти же периоды 2,36 и 2,17.
Общий охват детей дошкольным образованием составляет 61,7% (региональный норматив - 70%). В том числе, охват детей до 3-х лет составляет - 21%, с 3-х лет - 83%, с 5 - 7 лет - 92%. Очередь на получение мест для детей от 5-7 лет отсутствует. Вместе с тем, в пгт. Междуреченский, очередь на получение мест в дошкольную организацию для детей с 3-х лет остается в количестве 60 детей. Всего в очереди на получение места в дошкольные учреждения района зачислено свыше 700 детей от 0-до 4 лет.
В настоящее время действуют альтернативные формы предоставления услуг: группы кратковременного пребывания открыты в 7 дошкольных образовательных учреждениях (38,8%); консультативные пункты для родителей, дети которых не посещают детский сад, функционируют в 12 образовательных учреждениях (66,6%).
Отметим, что 40 воспитанников стали победителями или призерами международных, всероссийских, окружных конкурсов (заочных или дистанционных) интеллектуальной, творческой направленности.
Кадровый состав дошкольных образовательных организаций: образовательный процесс обеспечивают 242 педагога, из них имеют высшее образование 45% (109 человек), средне - специальное образование - 50% (121 педагог), 5% получают образование заочно. Основная часть - педагоги в возрасте до 30 лет - 12% (29 человек), от 30 до 50 лет - 70,7% (171 человек), старше 50 лет - 17,3% (42 человека).
59,5 % педагогов (104 человека) имеют стаж работы более 20 лет, до 5 лет - 16,5% (40 человек).
Показатель категорированности педагогов: 1 педагог высшей квалификационной категории, 53 - первой квалификационной категории.
18 педагогов в 2013 году при заочном участии стали победителями или призерами конкурсов: 1 - международного уровня, 16 - всероссийского, 1 - окружного.
63 педагога ДОУ прошли курсы повышения квалификации по темам "Психолого-педагогические основы деятельности воспитателей и младших воспитателей", "Духовно-нравственная культура и воспитание межэтнических отношений".
Материально-техническое обеспечение дошкольных образовательных организаций: 21,7% детских садов требуют капитального ремонта, только 69,6% имеют все виды благоустройства.
Общее образование. Сеть общеобразовательных организаций Кондинского района однообразна - 15 средних общеобразовательных школ, что не позволяет в полной мере удовлетворять потребности населения в образовательных услугах, т.к. отсутствует возможность доступа к образованию повышенного уровня (нет лицеев, гимназий, классов с углубленным изучением предметов). Вариативность общего образования представлена общеобразовательными классами, профильными классами, организацией индивидуального обучения на дому детей - инвалидов и детей, имеющих отклонения в здоровье.
В начальной школе реализуются программы: "Начальная школа 21 века", "Перспектива", Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и "Школа России".
Школы работают в рамках следующих технологий: личностно-ориентированное, развивающее обучение; здоровьесберегающие, проектные, компьютерные, коммуникативные технологии; технологии проблемного и модульного обучения.
Все общеобразовательные организации осуществляют предпрофильную подготовку учащихся 8 - 9 классов.
Только в 4 образовательных учреждениях (27%) на старшей ступени созданы профильные классы, в 11 (73%) школах профилизация осуществляется за счет универсального профиля с ведением элективных курсов по выбору учащихся. Количество профилей с 2010 по 2013 гг. оставалось неизменным, в 2014 году снизилось по следующим объективным причинам:
- уменьшение классов-комплектов в Морткинской школе;
- интересы старшеклассников в классах с малой наполняемостью учащихся по выбору одного профиля не совпадали.
Охват учащихся профильным обучением составил в 2013 - 2014 учебном году составил 47,6%, что ниже по сравнению с прошлым годом на 8 % по причинам, перечисленным выше. Динамика показателей охвата профильным обучением представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Охват профильным обучением (2010 - 2014 гг.)
Учебный год |
Количество профилей обучения на старшей ступени (10 - 11 классы) |
Доля учеников 10 - 11 классов, охваченных профильным обучением без учета универсального профиля, % |
2010 -2011 |
8 |
32,9% |
2011- 2012 |
8 |
43,8% |
2012-2013 |
8 |
55,6% |
2013-2014 |
6 |
47,6% |
Поступление в учебные заведения по профилю составляет около 50%. Результаты единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по профильным предметам у детей, обучающихся в профильных классах, выше, чем у обучающихся в универсальных классах.
Открытие профильных направлений осуществляется, в основном, с учетом запросов учащихся и их родителей, ресурсных возможностей образовательного учреждения, но не в полной мере учитываются потребности регионального рынка труда. В 2013 - 2014 учебном году выбор учащимися профилей в количественном и процентном соотношении отражен в Таблице 2.
Таблица 2
Выбор профилей учащимися общеобразовательных школ в 2013 - 2014 учебном году
N п/п |
Профили |
10 класс |
11 класс |
||
Кол-во |
% от общего |
Кол-во |
% от общего |
||
1. |
Социально-гуманитарный |
7 |
3,6 |
28 |
12,5 |
2. |
Технологический |
7 |
3,6 |
9 |
4 |
3. |
Биолого-химический |
21 |
10,7 |
20 |
8,9 |
4. |
Физико-математический |
23 |
11,7 |
21 |
9,4 |
5. |
Социально-экономический |
39 |
19,9 |
25 |
11,2 |
6. |
Информационно-технологический |
- |
- |
- |
- |
7. |
Оборонно-спортивный |
- |
- |
- |
- |
8. |
Универсальный |
96 |
49 |
100 |
44,6 |
На сегодняшний день в Кондинском районе используются следующие механизмы профилизации:
1. Профильное обучение по индивидуальным учебным планам (Луговская средняя общеобразовательная школа, Куминская средняя общеобразовательная школа).
2. Профильное обучение на основе сетевого сотрудничества с организациями дополнительного образования детей, межшкольного учебного комбината, организациями начального и среднего профессионального образования (Кондинская школа, Межшкольный учебный комбинат, Междуреченская школа, Центр дополнительного образования детей "Подросток").
3. Организация профильного обучения на основе профильных межклассных групп, по числу профилей (Морткинская школа).
4. Многопрофильная школа (Междуреченская, Кондинская школы).
5. Технологический профиль с этнокультурным содержанием образования (Шугурская школа).
6. Реализация одного профиля в образовательном учреждении (Луговская школа).
7. Профильное обучение на основе универсального профиля (в 11 образовательных организациях).
Отметим, что в системе профильной подготовки ряд механизмов не используется, например, профильное обучение на основе сетевого сотрудничества общеобразовательных школ и дистанционного механизма (опыт в районе не представлен в виду неудобной транспортной схемы, низкой скорости Интернета и отсутствия механизма оплаты труда сетевого учителя).
Результаты государственной (итоговой) аттестации 9-х классов (2012 - 2013 учебный год).
Общее количество выпускников 2013 года, допущенных к аттестации - 345 человек, участников в новой форме - 125 человек (36,23%), в традиционной форме - 220 человек (63,77%). Предметные количественные и качественные результаты представлены в Таблице 3.
Таблица 3
Предметные качественные и количественные результаты государственной (итоговой) аттестации 2012 - 2013 учебный год
Кол-во выпускников, чел. |
Кол-во выбравших, чел., % |
Средний балл |
Общая успеваемость, % |
Качественная успеваемость, % |
Русский язык (новая форма) | ||||
345 |
107 (31%) |
4 |
100 |
82,2% |
Математика (новая форма) | ||||
345 |
69 (20%) |
4 |
88,4% |
71% |
Информатика | ||||
345 |
2 (0,6%) |
4 |
100% |
50% |
Обществознание | ||||
345 |
19 (5,5%) |
3,7 |
100% |
68,42 |
Физика | ||||
345 |
3 (0,9%) |
3,7 |
100% |
66,7% |
Биология | ||||
345 |
4 (1,2%) |
3,5 |
100% |
50% |
География | ||||
345 |
2 (18,2%) |
4 |
100% |
100% |
История | ||||
345 |
9 (2,6%) |
3,33 |
77,78 |
44,44 |
Химия | ||||
11 |
11 (9,2%) |
4,18 |
100% |
90,9% |
Результаты ЕГЭ 11 (12) класс (2012 - 2013 учебный год).
Уровень освоения образовательного стандарта в 2012 - 2013 учебном году составляет 98,3 %. 4 выпускника (из числа допущенных для прохождения государственной (итоговой) аттестации, в том числе 1 выпускник заочной формы обучения) на сдали экзамены по обязательным предметам и не получили документ об образовании.
В целом средний тестовый балл ЕГЭ по Кондинскому району ниже среднего тестового балла по ХМАО - Югре.
Предметные количественные и качественные результаты представлены в Таблице 4.
Таблица 4
Кол-во выпускников, чел., % |
Максимальный балл |
Не преодолевших минимального порогового значения, кол-во чел. |
Средний тестовый балл по району |
Средний тестовый балл по округу |
Русский язык | ||||
231 |
98 |
1 |
62,8 |
66,28 |
Математика | ||||
231 |
77 |
4 |
42,7 |
50,51 |
Информатика | ||||
11 |
88 |
- |
55,7 |
66,8 |
Обществознание | ||||
108 |
98 |
1 |
65,6 |
66,31 |
Физика | ||||
43 |
81 |
3 |
52 |
57,26 |
Биология | ||||
48 |
79 |
- |
54,4 |
56,49 |
География | ||||
5 |
85 |
- |
68 |
70,79 |
История | ||||
20 |
86 |
- |
59,4 |
60,61 |
Химия | ||||
26 |
92 |
- |
70 |
72,33 |
Литература | ||||
11 |
82 |
- |
63 |
67,5 |
Иностранный язык (англ.) | ||||
5 |
89 |
- |
74,80 |
77,13 |
|
|
|
|
|
1 |
62 |
- |
62 |
60,75 |
Отметим, что 300 учащихся школ (7%) стали победителями или призерами международных, всероссийских, окружных конкурсов (заочных или дистанционных) интеллектуальной, творческой, спортивной направленности.
Кадровый состав: образовательный процесс обеспечивают 581 педагог, из них имеют высшее образование 80,7% (469 человек), среднее специальное педагогическое) образование - 15% (87 педагогов), 2,6% получают педагогическое образование заочно.
Более половины - это педагоги в возрасте от 30 до 50 лет - 58,2% (338 человек), до 30 лет - 10,1% (59 человек), старше 50 лет - 27,2% (158 ч.), старше 60 лет - 4,5%.
52 % педагогов (302 человека) имеют стаж работы более 20 лет, до 5 лет - 9,8% (57 человек).
Показатель категорированности учителей: 26 - высшей квалификационной категории (6%), 166 - первой квалификационной категории (39,2%).
155 педагогов школ прошли курсы повышения квалификации, в т.ч. по ФГОС, по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", по организации работы в детском лагере.
На региональном конкурсе "Педагог года ХМАО - Югры - 2013" учитель Морткинской СОШ заняла 3 место. Еще 12 педагогов в 2013 году (только уже при заочном участии) стали победителями или призерами конкурсов: 5 - всероссийского, 7 - окружного.
Материально-техническое обеспечение общеобразовательных организаций: только 26% школ района относятся к зданиям с современными условиями осуществления образовательного процесса. Широкополосного Интернета (не менее 2 Мб/с) в образовательных учреждениях Кондинского района нет. Все образовательные учреждения района обеспечены столовыми. 100% обучающихся и воспитанников получают горячее питание.
Дополнительное образование. Образовательные потребности обучающихся реализуются в 22 организациях системы образования, в том числе: 1 организация дополнительного образования Центр дополнительного образования детей (ЦДОД) "Подросток"; 1 организация - районный образовательно-оздоровительный (профильный) Центр "Юбилейный"; 15 общеобразовательных организаций (36,5% от общего числа); 5 дошкольных организаций (12% от общего числа).
Самыми востребованными и популярными направлениями среди детей и подростков являются: художественно-эстетическое - 42%, социально-педагогическое - 11,4%, спортивно-оздоровительное (17, 7%).
Возрастной состав воспитанников организаций дополнительного образования представлен в Таблице 5.
Таблица 5
Возрастной состав воспитанников организаций дополнительного образования
Возраст воспитанников |
Процент вовлеченных в процесс дополнительного образования от общего количества детей и подростков |
до 7 лет |
6,9% |
7 - 10 лет |
42,3 % |
11 - 15 лет |
28,5% |
16 - 18 лет |
14,2 % |
старше 18 лет |
7,6 % |
Организована деятельность 163 объединений по различным направлениям, в которых занимаются 3807 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет. Общий охват составляет 62% (окружной показатель 72 %).
Дополнительное образование детей в районе осуществляется в основном на бесплатной и общедоступной основе.
Кадровый состав. Система дополнительного образования обеспечена 163 профессиональными кадрами, из них: 63 - педагоги дополнительного образования и 100 совместителей.
Педагоги, имеющие высшее образование - 122 (74,8% от общего числа работающих в системе дополнительного образования), 41 педагог со средне - специальным образованием (25,1%).
Возрастной ценз преподавателей дополнительного образования в среднем по району составляет 43,2 года.
Повышается открытость системы образования Кондинского района. В 2013 году 100 % образовательных организаций опубликовали публичные доклады о результатах своей деятельности. 100 % образовательных организаций района имеют Интернет-сайты. Среди форм, обеспечивающих информационную открытость образовательной системы района и обратную связь с потребителями образовательной услуги, можно выделить следующие: социологические опросы, анкетирование родительской общественности; электронный мониторинг в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"; внутренний мониторинг, проводимый образовательным учреждением самостоятельно; взаимодействие со средствами массовой информации (далее - СМИ); рейтинг образовательных организаций на уровне муниципалитета.
Расширяется сфера государственно-общественных форм управления, в настоящее время в районе действуют: Районный родительский совет, Муниципальный общественный совет по общему и дополнительному образованию, Управляющие советы, Советы образовательных организаций, Родительские комитеты. Управляющие советы действуют в 93% образовательных организациях. Отмечается рост активности гражданских институтов. В 2013 году во всех пунктах сдачи единого государственного экзамена присутствовали общественные наблюдатели.
Система поддержки одаренных и талантливых детей. Создан Муниципальный координационный совет по поддержке одаренных детей и молодежи в Кондинском районе (совещательный и консультативный орган, образованный в целях обеспечения согласованных и координированных действий, направленных на реализацию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов), разработан межведомственный комплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов в Кондинском районе на 2013 - 2014 годы.
Осуществляется поддержка одаренной и талантливой молодежи: учреждены гранты главы района золотым и серебряным медалистам, победителям районных и окружных олимпиад, муниципального этапа научно-исследовательской конференции "Шаг в будущее", проводятся конкурсы, олимпиады и т.д. Сумма окружной грантовой поддержки составила 318 тыс. рублей. Сумма грантовой поддержки на муниципальном уровне - 267 тыс. рублей, что больше, чем в 2012 году на 65 тыс. рублей.
Формы работы с одаренными детьми весьма разнообразны - от традиционных, таких как проведение интеллектуальных марафонов, проведение в рамках системы дополнительного образования детей мероприятий для выявления одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности (конкурсы исследовательских работ, фестивали и конкурсы детского творчества, экспедиции, выставки, спортивные состязания, соревнования по технических видам спорта, детские социальные акции), организация научных обществ учащихся в школах, разработка и внедрение в образовательных учреждениях программ "Одаренные дети", организация проектной и исследовательской деятельности и т.д. до инновационных: проведение интеллектуальных состязаний (конкурс "Умники и умницы" по окружающему миру "Юный математик", поэзии для воспитанников детских садов), чемпионата по собиранию пазлов для учащихся основного звена; организация и проведение Интеллектуальной смены для одаренных детей на базе лагеря "Юбилейный" (для подготовки к олимпиадам и ЕГЭ), Творческая лаборатория "Таланты Конды". В образовательных организациях созданы научные общества учащихся, реализуется развивающий курс "Умники и умницы" на основе авторской программы "Юным умникам и умницам" О. Холодовой по развитию познавательных способностей. В Морткинской школе создана Развивающая лаборатория "Одаренные дети".
Два года проводится районная олимпиада школьников по истории среди учащихся 7 - 11 классов - победителей и призеров школьного этапа олимпиады, в котором приняли участие 53 учащихся из 10 общеобразовательных школ района. В 2013 году победитель Олимпиады - ученица Кондинской средней общеобразовательной школы получила главный приз учредителя олимпиады В.В. Веретенникова - туристическую путевку в г. Санкт-Петербург.
В системе работы по выявлению одаренных детей наиболее эффективной мерой является Всероссийская предметная олимпиада школьников на всех ее этапах: школьном, муниципальном, региональном и всероссийском. Поэтому в системе образования района значительное внимание уделяется вопросам организации и проведения предметных олимпиад и расширению круга их участников.
В районе ежегодно проводится олимпиада по мансийскому языку и литературе коренных малочисленных народов Севера с целью активизации изучения родного языка и литературы как средства общения, сохранения культуры и этнического самосознания коренных малочисленных народов Севера. Ученица Шугурской школы стала призером регионального этапа олимпиады.
Районная научно-исследовательская конференция "Шаг в будущее" проводится в рамках Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников "Шаг в будущее". В 2012 - 2013 учебном году на экспертизу было представлено 64 работы, что 29 работ больше по сравнению с прошлым годом. Всего приняли участие 76 учащихся из 15 средних общеобразовательных школ и учреждения дополнительного образования ЦДОД "Подросток" пгт. Междуреченский.
Преступность среди несовершеннолетних. Численность детского населения Кондинского района на 01 октября 2013 года составляет 8273 человека, из них в возрасте с 14 - 17 лет - 1470 подростков. На профилактическом учет в Психоневрологическом диспансере (далее - ПНД) состоит 56 подростков (аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) - 64).
Анализ преступлений, совершенных несовершеннолетними, показал, что подростковая преступность на территории Кондинского района за 10 месяцев 2013 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 23%. Так, несовершеннолетними и при их участии совершено 23 преступления (АППГ - 30). Однако количество тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 50% (увеличение с 4 до 6).
Наибольшее количество преступлений среди несовершеннолетних зарегистрировано в районном центре - 15 преступлений. Из числа совершенных преступлений основная часть относится к категории имущественных преступлений. Значительно снизилось количество несовершеннолетних участников преступлений, снижение составило 36% (снижение с 36 до 23).
В отчетном периоде снизилось с 7 до 5 количество преступлений совершенных подростками в группе. Однако увеличилось с 1 до 2 количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в группе со взрослыми. В 2 раза снизилось количество несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения (снижение с 8 до 4 подростков). Всего в состоянии алкогольного опьянения подростками совершено 4 преступления (АППГ - 5). Из числа несовершеннолетних, совершивших преступления, 3 подростков проживают в неблагополучных семьях, почти все подростки воспитываются в неполных семьях.
В ОМВД России по Кондинскому району в отчетном периоде зарегистрировано 9 заявлений о розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из дома (АППГ - 6). Причинами самовольных уходов из дома явились - склонность к бродяжничеству и внутрисемейные конфликты.
За 10 месяцев 2013 года на территории Кондинского района среди несовершеннолетних зарегистрировано 3 попытки суицида. Причинами суицидальных попыток явились: неразделенная любовь и в одном случае нежелание подростка идти служить в армию. За аналогичный период прошлого года зарегистрировано 2 подростковых суицида, приведших к летальному исходу и 2 попытки суицида.
Безопасная образовательная среда. Одна из приоритетных задач образовательной системы района - это обеспечение комплексной безопасности жизнедеятельности обучающихся и воспитанников, профилактики и предупреждения чрезвычайных ситуаций в учреждениях образования, что требует модернизации оборудования и средств защиты для обеспечения безопасности.
По состоянию на 2013 год в ходе проверок муниципальных образовательных учреждений надзорными органами, остались невыполненными 45 нарушений правил пожарной безопасности и 18 замечаний санитарно-эпидемиологической безопасности. Все нарушения капитального характера, требующие больших финансовых затрат.
Требует замены устаревшее технологическое оборудование в 42% учреждений образования.
Выявлена потребность в оснащении образовательных учреждений современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, приборами учета энергоресурсов, средствами защиты от несанкционированных проникновений, террористических актов и других посягательств на жизнь и здоровье участников образовательного процесса.
Системами тревожной сигнализации обеспечено 83% образовательных учреждений. Видеонаблюдение установлено в 77% учреждений образования.
Финансирование районной системы образования осуществляется в рамках настоящей муниципальной программы Кондинского района "Развитие образования в Кондинском районе на 2014 -2016 годы и на период до 2020 года".
Так же в районе принята районная долгосрочная целевая программа "Новая школа Конды на 2011 - 2013 годы и период до 2015 года".
Финансирование ведомственных программ осуществляется из бюджетов трех уровней: федерального бюджета, бюджета ХМАО - Югры, бюджета Кондинского района.
Финансирование целевой программы осуществляется из четырех источников: федерального бюджета, бюджета ХМАО - Югры, бюджета Кондинского района и привлеченных средств. Финансирование целевых программ образования Кондинского района на 2013 год представлено в Таблице 6.
Таблица 6
Финансирование целевых программ образования Кондинского района на 2013 год
Наименование программы |
Источник финансирования |
План на 2013 год (тыс. руб.) |
Утверждено в бюджете (тыс. руб.) |
Кассовое исполнение на 30 октября 2013 года (тыс. руб.) |
Районная долгосрочная целевая программа "Новая школа Конды на 2011 - 2013 годы и период до 2015 года" |
Всего, в том числе |
417306,6 |
382542,8 |
7467,3 |
Федеральный бюджет |
6011,0 |
6011,0 |
3671,4 |
|
Бюджет автономного округа |
140757,0 |
127014,0 |
2207,6 |
|
Бюджет Кондинского района |
30538,6 |
9517,8 |
1588,3 |
|
Привлеченные средства |
240000,0 |
240000,0 |
0 |
|
Ведомственная целевая программа "Развитие дошкольного образования в Кондинском районе на 2013 - 2015 годы" |
Всего, в том числе |
398025,6 |
319932,3 |
286233,9 |
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
|
Бюджет автономного округа |
11782,0 |
11782,0 |
10220,7 |
|
Бюджет Кондинского района |
378243,6 |
299250,3 |
269391,9 |
|
Ведомственная целевая программа "Развитие общего образования в Кондинском районе на 2013 - 2015 годы" |
Всего, в том числе |
894961,1 |
815735,4 |
595748,4 |
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
|
Бюджет автономного округа |
727961,5 |
727961,5 |
515434,7 |
|
Бюджет Кондинского района |
162997,6 |
83771,9 |
77630,8 |
|
Привлеченные средства |
4002,0 |
4002,0 |
2682,9 |
|
Ведомственная целевая программа "Развитие дополнительного и начального профессионального образования в Кондинском районе на 2013 - 2015 годы" |
Всего, в том числе |
103003,7 |
68092,0 |
53507,4 |
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
|
Бюджет автономного округа |
0 |
0 |
0 |
|
Бюджет Кондинского района |
89285,9 |
54374,1 |
42538,3 |
|
Привлеченные средства |
13717,9 |
13717,9 |
10969,1 |
Система оплаты труда работников образования. В ХМАО - Югре с 01 сентября 2008 года реализован комплексный проект модернизации образования, включающий введение новой системы оплаты труда (далее - НСОТ), направленной на повышение доходов педагогических работников.
Правовым основанием работы в новой системе оплаты труда являются статья 8 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", часть 2 статьи 26.14. Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации.
НСОТ работников муниципальных образовательных организаций устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами администрации Кондинского района.
Формирование фонда оплаты труда образовательной организации осуществляется в пределах объема средств образовательной организации на текущий финансовый год, определенного в соответствии с региональным расчетным подушевым нормативом, количеством обучающихся.
Фонд оплаты труда образовательной организации состоит из базовой части и стимулирующей части.
Базовая часть включает в себя базовую единицу, коэффициент уровня образования, коэффициент территории, повышающие коэффициенты.
Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя поощрительные выплаты по результатам труда (премии и т.д.).
Распределение поощрительных выплат стимулирующей части фонда оплаты труда производится органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательной организацией. Критериями для осуществления данных выплат главным образом являются качество обучения и воспитания учащихся. Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются в локальных правовых актах образовательной организации и в коллективных договорах.
Средняя заработная плата разных категорий работников, сложившаяся за 11 месяцев 2013 года, составила:
- педагогические работники дошкольных учреждений - 36 684 рубля;
- педагогические работники общеобразовательных учреждений - 47 119 рублей;
- педагогические работники учреждений дополнительного образования - 30 111 рублей;
- средняя заработная плата на 1 физическое лицо по отрасли - 34 853 рубля.
SWOT - анализ системы образования Кондинского района
Внутренняя среда | |
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Дошкольное образование | |
Образовательный процесс | |
- успешная реализация парциальных программ по 4 направлениям; - высокий процент охвата детей с 5 - 7 лет - 92%; - достаточно высокий, современный уровень проведения методических мероприятий (районные методические объединения, семинары, "Педагогический поезд"); - развитое социальное партнерство дошкольных организаций с общественными организациями в решении задач воспитания детей и защите их прав; - консультативные пункты для родителей, дети которых не посещают детский сад, функционируют в 12 образовательных учреждениях (66,6%); - 40 воспитанников стали победителями или призерами международных, всероссийских, окружных конкурсов различных направлений |
- недостаточный % общего охвата детей дошкольным образованием - 61,7% (региональный норматив - 70%); - охват детей до 3-х лет 21% - отрицательная динамика развития дополнительных образовательных услуг (2011 г. - 12,6%, 2012 г. - 10%); - не созданы условия для развития негосударственного сектора дошкольного образования путем привлечения частного бизнеса; - невыполнение требований Закона в части организации подвоза детей, посещающих дошкольную организацию в п. Лиственничный, п. Ушья; - 50,1% выпускников ДОУ имеют недостаточно сформированные графомоторные навыки; - 50,9% - имеют различные речевые нарушения; - 24% - недостаточно сформированные познавательные универсальные учебные действия. |
Кадры | |
- 59,5 % педагогов (104 человека) имеют стаж работы более 20 лет; - 95% педагогов (230 человек) имеют высшее профессиональное и средне - специальное образование |
- недостаточный уровень квалификации (72 педагога ДОУ не имеют квалификационной категории, что составляет 26,5 %); - стареющие кадры от 30 до 50 лет - 70,7% (171 человек), старше 50 лет - 17,3% (42 человека); - нехватка специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, педагог дополнительного образования) - 2 учителя - логопеда (Мулымская территория, Болчаровская школа и детский сад), 2 педагога - психолога |
Материально-техническое обеспечение | |
- строительство новых объектов дошкольного образования с современным оборудованием и помещениями (ввод новых мест в дошкольных организациях пгт. Междуреченский - 100 мест, |
- 21,7% детских садов требуют капитального ремонта; - слабое оснащение дошкольных организаций (нехватка оборудования для реализации образовательных программ; недостаточность наличия производственных помещений пищеблока в соответствии с рекомендациями СанПин 2.4.1.3049-13) |
Общее образование | |
Образовательный процесс | |
- охват введением ФГОС начального общего образования в 1 - 3 классах составляет 100%; - Куминская и Междуреченская школы участвуют в реализации ФГОС основного общего образования в 5 - 6 классах; - 100% школ осуществляют предпрофильную подготовку учащихся 8 - 9 классов; - 100% школ внедряют этнокультурную составляющую в образовательном процессе |
- недостаточное освоение системно-деятельностного подхода педагогами и использование ими новых подходов к проведению и анализу уроков; - недостаточно эффективное использование нового интерактивного оборудования педагогами на уроках; - снижение охвата учащихся профильным образованием с 55,6% в 2012 - 2013 учебном году до 47,6% в 2013 - 2014; - не представлена учащимся возможность углубленного изучения предметов; - видовая вариативность образовательных организаций района достаточно однообразна (нет лицеев, гимназий, классов с углубленным изучением предметов); - недостаточное обеспечение психолого-педагогического сопровождения одаренных детей; - отсутствие взаимодействия с ВУЗами - низкий процент детей, показавших на ЕГЭ отличные результаты - 19,95 % - отсутствие специальных условий в образовательных организациях для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; - недостаточная обеспеченность специалистов психолого-педагогического сопровождения современным диагностическим инструментарием, слабое материально-техническое оснащение; - отсутствие кадров для организации инклюзивного образования; - слабая организация профориетационной работы |
Кадры | |
- проводится курсовая подготовка педагогов, работающих по ФГОС основного общего образования (40 педагогов прошли курсы); - показатель категорированности учителей: 26 - высшей квалификационной категории (6%), 166 - первой квалификационной категории (39,2%) |
- отсутствие учителей родного (мансийского, хантыйского) языка (кроме Шугурской средней общеобразовательной школы); - старение кадров - более половины - это педагоги в возрасте от 30 до 50 лет - 58,2% (338 человек), старше 50 лет - 27,2% (158 ч.), старше 60 лет - 4,5% |
Материально-техническое обеспечение | |
- улучшение материально-технической базы образовательных учреждений (приобретение интерактивного оборудования, замена устаревшего компьютерного оборудования, обновление фонда библиотек, приобретение учебной литературы для реализации образовательных программ) |
- оснащение материально- технической базы только 26% образовательных учреждений соответствует современным требованиям |
Дополнительное образование | |
- охват обучающихся в системе дополнительного образования детей остается на протяжении длительного времени стабильно хорошим 62%; - дополнительное образование детей в большинстве остается бесплатным для обучающихся: доля обучающихся, пользующихся платными образовательными услугами составляет 0,1% в общем количестве детей, занятых в системе дополнительного образования детей; - услугами учреждений дополнительного образования детей пользуются подростки в возрасте от 7 до 15 лет: от 7 до 10 лет - 42,3%; от 11 - 15 лет - 28,5% - дети этого возраста составляют практически 71% от общего количества детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей; - учреждения дополнительного образования детей осуществляют свою деятельность круглогодично, являются организаторами содержательного досуга детей в каникулярное время, в выходные и праздничные дни; - органами исполнительной власти района ежегодно проводится более 30 районных конкурсных мероприятий, способствующих выявлению и стимулированию одаренных и творческих учащихся |
- недостаточность программ дополнительного образования детей, направленных на работу с детьми старшего школьного возраста, детьми группы риска, детьми с ограниченными возможностями, детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации; - недостаточность программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий, по содержанию образования многопрофильных; - значительная часть организаций, предоставляющих услуги дополнительного образования, не выстраивают свою работу в полной мере с ориентацией на заказ потребителей (семей, детей); - высокий дефицит профессионально компетентных специалистов системы дополнительного образования |
Прочие составляющие образовательные системы | |
- действует внутренний мониторинг, проводимый образовательным учреждением самостоятельно; - 100% образовательных организаций имеют Интернет-сайты; - электронный мониторинг в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"; - наличие рейтинга образовательных организаций района; - подростковая преступность за 10 месяцев 2013 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 23% - осуществляется поддержка одаренной и талантливой молодежи; - 83% образовательных организаций оснащены системами тревожной сигнализации; - видеонаблюдение установлено в 77% образовательных организаций |
- образовательные учреждения недостаточно ответственно относятся к заполнению всех оценочных показателей данного мониторинга и неактивно используют их в своей работе, в том числе для информирования родителей (законных представителей) обучающихся; - сайты образовательных организаций не в полной мере отвечают требованиям (актуальность, доступность информации, отсутствие опыта в подготовке информационных материалов, отсутствие полноценной обратной связи); - представители общественных групп не воспринимаются как помощники и партнеры, Управляющие советы в большей степени носят формальный характер; - образовательные организации не выстраивают плановую систему сотрудничества со средствами массовой информации (СМИ); - не сформированы единые критерии эффективности работы образовательных организаций района; - не выполнены 45 нарушений правил пожарной безопасности и 18 замечаний санитарно-эпидемиологической безопасности, все нарушения капитального характера; - устаревшее технологическое оборудование в 42% образовательных организаций; - слабая реализация мониторинга индивидуальных достижений учащихся |
Внешняя среда | |
Возможности (O) |
Угрозы (Т) |
- расширение социальных связей образовательных организаций с общественными и государственными учреждениями, СМИ, социальными службами; - расширении сферы сотрудничества с организациями высшего профессионального образования с целью профориентации; - сотрудничество между администрацией Кондинского района и Православным приходом в честь иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радость"; - сотрудничество с организациями высшего профессионального образования с целью организации обучения педагогов и подготовки целевых программ и проектов - образовательная политика администрации Кондинского района поддерживает инициативы и практики образовательных организаций, направленные на инновационное развитие образования в рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы" |
- нет востребованности в изучении и использовании родного (мансийского, хантыйского) языка в социуме, прежде всего в семье; - невозможность организации дистанционного обучения, сетевого взаимодействия в рамках профильного обучения, по причине; - несовершенство механизма нормативно-подушевого финансирования системы дополнительного образования (норматив финансирования не учитывает все виды деятельности и направленность реализуемых дополнительных образовательных программ, что не позволяет в полной мере обеспечить развитие материально-технической базы учреждений); - ограниченность финансирования основных региональных и всероссийских мероприятий, что не способствует развитию работы с детьми, имеющими высокие способности в обучении и творчестве; - отсутствие системы поддержки молодых специалистов в сфере дополнительного образования детей; - отсутствие у общественности потребности в получении информации, низкий уровень информационной культуры и низкий уровень Интернет пользователей; - недостаточная активность самих родителей в координации деятельности органов родительской общественности по осуществлению взаимодействия с семей и школой в обучении и воспитании детей и подростков; - климатические условия (низкие температуры, непродолжительный световой день) влияют на снижение работоспособности |
Таким образом, можно сделать вывод, что к отрицательным факторам (слабым сторонам), оказывающим первостепенное влияние на развитие образования Кондинского района можно отнести:
1) Дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, общий охват детей дошкольным образованием составляет 61,7% (региональный норматив - 70%), существующая сеть дошкольных образовательных организаций не полностью удовлетворяет потребности населения.
2) Недостаточный уровень качества предоставляемых услуг в сфере образования, о чем свидетельствуют результаты ЕГЭ (средний тестовый балл ЕГЭ по Кондинскому району ниже среднего тестового балла по ХМАО - Югре).
3) Старение педагогических кадров (дошкольное образование - от 30 до 50 лет - 70,7, старше 50 лет - 17,3%; общее образование - от 30 до 50 лет - 58,2%, старше 50 лет - 27,2%, старше 60 лет - 4,5%).
4) Отсутствие единообразной муниципальной системы оценки качества образовательных услуг, учета динамики достижений каждого воспитанника и обучающегося.
5) Не в полном объеме сформирована полномасштабная система целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, необходимо изменение образовательного процесса традиционных общеобразовательных организаций, что позволит создать условия для более широкого проявления детских талантов в разных сферах деятельности.
6) Снижение показателей здоровья участников образовательного процесса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.