Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Развитие массовых коммуникаций имеет решающее значение для повышения эффективности местного самоуправления. Основными средствами массовых коммуникаций (СМК) являются средства массовой информации (СМИ), под которыми понимаются периодические печатные издания, сетевые издания, телеканалы, радиоканалы, телепрограммы, радиопрограммы, видеопрограммы, иные формы периодического распространения информации под постоянным наименованием (названием).
В современном обществе развитие СМК и СМИ имеет особую социальную значимость: обеспечивают доступ к информационным ресурсам, являются источниками хранения и распространения информации, отвечают за информационный обмен и взаимодействие, являются инструментами формирования общественного мнения.
Для жителей таких городов как Ханты-Мансийск, являющихся территорией, приравненной к районам Крайнего Севера, роль СМК и СМИ приобретает особую значимость, так как позволяет преодолеть ощущение оторванности, установить информационные связи, сформировать собственные коммуникационные площадки.
Важно содействовать развитию городских средств массовой коммуникации и средств массовой информации, которое должно быть основано на современных информационно-коммуникационных технологиях.
Необходимость решения вышеперечисленных задач программно-целевым методом определяется следующими факторами:
значимостью формирования единого информационного пространства города как составной части единого информационного пространства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Российской Федерации;
невозможностью в современных условиях без развития информационных технологий в СМИ обеспечить конституционное право граждан на получение информации;
важностью информационных и коммуникационных технологий в обеспечении социально-экономического развития города;
потребностью в согласовании действий органов региональной власти, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов в решении вопросов развития отрасли массовых коммуникаций.
Ханты-Мансийск обладает рядом особенностей, к которым относятся: территориальная протяженность, разнородность локальных инфокоммуникационных систем, неразвитость информационных ресурсов и средств связи, недостаток подготовленных кадров.
С точки зрения качества и доступности муниципальных услуг телекоммуникации и СМИ выполняют не столько роль информирования, сколько во многом формирования общественного мнения, в том числе по отношению к определенным социальным категориям населения - детям, молодежи, пожилым людям. В этой ситуации создание качественного информационного продукта и гарантированное доведение его до жителей города становится принципиальной задачей.
Необходимость совершенствования механизмов информирования жителей о деятельности органов местного самоуправления города Ханты-Мансийска связана с реализацией социально-экономических приоритетов города Ханты-Мансийска, а также Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и региональной информационной политики.
В настоящее время действуют 6 общественно-политических изданий, распространяемых на территории города Ханты-Мансийска:
Название СМИ |
Форма собственности |
Тираж в Ханты-Мансийске |
Регулярность выхода |
"Город Х-М" |
частная |
4 000 |
1 раз в неделю |
"Город без цензуры" |
частная |
3 000 |
1 раз в месяц |
"Новости Югры" |
государственная |
5 000 (льготный тираж) |
3 раза в неделю |
"Аргументы и Факты-Югра" |
частная |
1 500 |
1 раз в неделю |
"МК-Югра" |
частная |
1 000 |
1 раз в неделю |
"Самарово -Ханты-Мансийск" |
муниципальная |
5 000 (льготный тираж) |
1 раз в неделю |
Четыре газеты являются юридическими лицами частной формы собственности, издаются на средства учредителей и от полученных коммерческих доходов. Наиболее распространяемой по тиражу является газета "Город Х-M", которая работает как городская газета и распространяется только по городу Ханты-Мансийску. Два издания являются региональными приложениями к федеральным печатным СМИ - "АиФ" и "МК", при этом тираж "АиФ-Югра" по городу Ханты-Мансийску существенно выше, чем у "МК-Югра", а редакционная политика по распространению издания отличается большей эффективностью и результативностью (издание ежегодно увеличивает тираж по городу на 3-5%).
"Новости Югры" являются официальным печатным средством массовой информации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, распространяются исключительно по адресам социальных категорий населения города и практически не имеют собственного подписного и розничного тиража газеты. Общий собственный подписной (когда жители города выписывают газету самостоятельно через почтовые отделения либо в редакции газеты) и розничный тираж по Ханты-Мансийску (тот, который продается в торговых точках города) не превышает 500-700 экземпляров.
Таким образом, очевидно, что рынок печатных СМИ в городе Ханты-Мансийске сформирован, является высококонкурентным, предъявляет жесткие требования к участникам этого рынка. Эти требования относятся как к содержанию изданий, так и к редакционному маркетингу. Чтобы отвечать интересам аудитории, содержание газет должно быть не только ярким, интересным и объективным, но также оперативным и актуальным. При этом развитие Интернет предъявляет дополнительные требования: содержание газет должно быть разноплановым и полярным, содержать большое количество точек зрения, фактической и аналитической информации, то есть тяготеть к аналитическому и даже публицистическому жанрам, так как информативность в чистом виде давно ушла в сферу Интернет.
Муниципальная газета "Самарово - Ханты-Мансийск" является самым тиражируемым печатным изданием города и имеет в силу сложившихся исторических традиций достаточно высокий уровень популярности как основной и привычный источник информации о деятельности органов местного самоуправления города, а также официальным печатным средством массовой информации города, публикующим официальные документы. Однако муниципальная газета, также как и окружное издание "Новости Югры", распространяется главным образом (98% тиража) по адресам льготных категорий граждан города, не имеет собственного подписного и розничного тиража.
На сегодня ресурс популярности газеты исчерпан. Без целенаправленной редакционной политики, направленной на изменение содержания газеты, а также без постановки маркетинговых задач, направленных на изменение структуры тиража в сторону увеличения доли собственного подписного и розничного тиража, издание не сможет сохранить лидирующие позиции и соответствовать будущим конкурентным условиям.
Исходя из краткой характеристики рынка печатных СМИ можно сделать несколько выводов.
Рынок печатных СМИ города Ханты-Мансийска нуждается в дополнительной финансовой поддержке, которая позволит осуществлять систематическое профессиональное обучение сотрудников СМИ, обеспечит кадровую поддержку отрасли, а также создать условия для творческой самореализации, профессиональной и творческой мотивации журналистов. Именно на эти цели направлены конкурсы профессионального мастерства, грантовая поддержка, обучение, проведение семинаров, конференций.
Перед газетой "Самарово - Ханты-Мансийск" стоят новые задачи, связанные с повышением имиджа издания. Для этого необходимо осуществить переход газеты на периодичность выхода 2 раза в неделю, усовершенствовать электронную версию газеты, предусмотрев эффективные каналы обратной связи с читателем, увеличить количество точек распространения газеты, что позволит обеспечить постепенный рост тиража газеты за счет увеличения собственного и розничного тиража.
Для реализации поставленных задач необходимо привлечение специалистов в сфере газетного маркетинга и менеджмента, а также повышение профессионального уровня журналистов газеты и других специалистов в сфере газетного производства.
Еще одно важное направление, связанное с развитием городских СМИ, - это переход на цифровой формат производства эфирной продукции. Городской телевизионный ресурс Ханты-Мансийска представляет собой базу, позволяющую производить продукцию только в аналоговом формате, который на сегодня является устаревшим и не соответствующим федеральным требованиям по переходу на цифровое вещание. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2009 года N 985 "О федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы", Концепцией развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 1700-р главная задача федеральных органов власти состоит в доведении охвата населения Российской Федерации многоканальным вещанием до современного уровня. Выполнение этой задачи требует организации трансляции новых телерадиоканалов. Однако распространение телерадиоканалов в аналоговом формате является на сегодняшний день энерго-, материало- и трудозатратным. С учетом ограниченности свободного телечастотного ресурса модернизация аналоговых сетей вещания по принципу воспроизводства становится бесперспективной, а развитие - невозможным.
Так как основу информационного обеспечения населения страны составляет созданная в течение нескольких десятилетий государственная система бесплатного наземного эфирного телерадиовещания, то задачи обновления инфраструктуры наземного вещания и перехода на современные цифровые технологии подготовки и трансляции телерадиоканалов носят неотложный характер и имеют первостепенное значение в соответствии с приоритетами развития Российской Федерации.
Существенным фактором, определяющим сроки реализации программы, является решение Международного союза электросвязи, принятое на конференции по планированию наземного цифрового вещания "Женева-06", устанавливающее срок окончания переходного периода на цифровое наземное эфирное вещание - 2015 год. Главная задача, которая стоит в этой связи перед местными телевизионными компаниями, - это техническая, технологическая и кадровая готовность к 2015 году производить телерадиопродукцию в цифровом формате, в противном случае региональные, городские электронные СМИ будут не готовы встроиться в единую общероссийскую систему цифрового эфирного телерадиовещания и выполнять функции информационного обеспечения населения страны.
Очевидно, что дальнейшее развитие городских СМИ должно быть увязано с задачами федеральной программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы", Концепцией развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы. Это подразумевает дальнейшее развитие технической базы с использованием цифровых технологий, что позволит:
обеспечить развитие информационного пространства города;
повысить эффективность функционирования городского телерадиовещания, оптимизировать телечастотный спектр, так как сегодня город Ханты-Мансийск находится в условиях ограниченности свободного радиочастотного ресурса;
создание условий для интеграции возможностей телерадиовещания и высокоскоростного широкополосного доступа, что позволит предложить множество мультимедийных интерактивных услуг.
Кроме того, в соответствии с решением IX заседания Координационного совета представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры пятого созыва от 06 июня 2013 года (г. Сургут) органам местного самоуправления было рекомендовано обратить внимание на низкое качество сетей коллективного приема телевизионного сигнала в старом жилом фонде и необходимость их модернизации в соответствии с техническими требованиями к сетям коллективного приема сигналов цифрового телевещания, а также на соблюдение технических требований к сетям коллективного приема сигналов цифрового телевещания при строительстве новых жилых домов.
Участники Координационного совета приняли решение обратиться в Правитель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.