Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Кондинского района по обеспечению прав и законных интересов населения района в отдельных сферах жизнедеятельности
Управление внутренней политики администрации Кондинского района (далее - Управление) осуществляет полномочия в сфере профилактики правонарушений общественного порядка, безопасности дорожного движения, злоупотребления и незаконного оборота наркотиков, регионального развития и содействия развитию местного самоуправления в Кондинском районе (далее - район), организации деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Создание условий для реализации указанных полномочий является одним из приоритетных направлений политики района в сфере профилактики правонарушений общественного порядка, безопасности дорожного движения, злоупотребления и незаконного оборота наркотиков.
Характеристика ситуации в сфере общественного порядка
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 25 сентября 2005 года N Пр-1564, от 29 июня 2007 года N Пр-1293 ГС в автономном округе создана и совершенствуется государственная система профилактики правонарушений. Реализация целевой комплексной программы района "Профилактика правонарушений в Кондинском районе на 2012-2013 годы" позволила в 2013 году снизить число зарегистрированных преступлений на 11,4 % (с 502 в 2012 году до 445 в 2013 году). Окружной показатель - 8%, в том числе преступлений, проведение предварительного следствия по которым обязательно на 22,3 % (с 269 до 209) (окр. - 8%). Отмечен небольшой рост зарегистрированных преступлений небольшой и средней тяжести, следствие по которым не обязательно на 1,3 % (с 233 до 236) (окр. - 7,9%).
За 2013 год сотрудниками отдела раскрыто 251 преступление (АППГ - 253). Снижение по данному показателю составило 0,8%. При этом в 2013 году остались нераскрытыми 249 преступлений, когда как в аналогичном периоде прошлого года данный показатель составлял 194 преступления. Прирост по данному показателю составил 28,4%. Удельный вес расследованных преступлений составил - 50,2%, что ниже уровня 2012 года на 6,4% (АППГ - 56,6%). Причинами роста нераскрытых преступлений послужили слабые оперативные позиции отдела УР, кадровая составляющая в этом подразделении - сотрудников имеющих стаж более 2 двух лет - 2 человека, имеющих профессиональное образование по линии УР - 1 сотрудник.
Зарегистрировано 83 тяжких и особо тяжких преступления (АППГ - 96) снижение 13,5%, раскрыто 44 (АППГ - 56), снижение на 21,4%. Удельный вес расследованных преступлений составил 55,0% (АППГ - 57,1%).
В отчетном периоде удельный вес расследованных тяжких и особо тяжких преступлений снизился и составил 55,0% (АППГ - 57,1%) (окр. 58,8%). Всего было раскрыто таких преступлений 44 (АППГ - 56), снижение составило 2,1%.
Основные усилия в отчетном периоде были направлены на раскрытие краж, особенно совершенных с незаконным проникновением в жилище. Предпринятыми мерами удалось значительно улучшить положение по раскрытию данных преступлений и удельный вес расследованных преступлений, следствие по которым обязательно, составил 47,3% (АППГ - 42,8%), с проникновением в жилище 61,1% (АППГ - 37,2%) (окр. 60,1%).
В 2013 году зарегистрировано - 130 (АППГ - 97) преступлений, совершенные в общественных местах, (из которых 18 преступлений совершено в 2012 году, из них 11 краж с банковской карты). Преступлений совершенных на улице - 84 (АППГ - 57).
Таким образом, преступления, совершенные в общественных местах составляют - 26,0% от общего числа зарегистрированных преступлений.
Состояние оперативной обстановки в районе требует дальнейшего совершенствования системы профилактики, комплексного подхода к противодействию преступности. По-прежнему требуется целенаправленная работа по обеспечению общественного порядка в местах массового скопления людей, социальных учреждений с массовым пребыванием граждан.
По итогам реализации муниципальной Программы предполагается снижение уровня общеуголовной преступности.
Серьезную проблему представляет рецидивная преступность. Проблемы в сфере социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, с их трудоустройством, получением ими рабочих специальностей и жилья в определенной мере повлияли на рост удельного веса преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, который в 2013 году увеличился с 13,3 % до 15,2 %. На 1,9 %. Органы внутренних дел осуществляли профилактическую работу в отношении 112 осужденных к условной мере наказания, 30 освобожденных условно-досрочно и 27 лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
В 2013 году органами власти района принимались практические меры по социальной реабилитации этой категории лиц. С участием уголовно-исполнительных инспекций трудоустроено 7 осужденных к условной мере наказания и 7 лиц, освободившихся из мест лишения. Реализация мероприятий муниципальной Программы позволит снизить уровень лиц, ранее осужденных за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных обвинительными приговорами, вступившими в законную силу.
Остро стоит проблема предупреждения пьянства и алкоголизма, которые оказывают негативное влияние на состояние общественного порядка и безопасность граждан. Практически каждое пятое преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения. На учете в органах внутренних дел состоят свыше 404 подучетных лиц, в том числе более 439 хронических алкоголиков, семейных дебоширов, наркоманов.
Основная нагрузка по профилактике правонарушений вышеперечисленных категорий лиц возложена на участковых уполномоченных полиции, поэтому одной из основных задач становится дальнейшее повышение их статуса, совершенствование их материально-технической базы, создание приемлемых условий труда, решение жилищных вопросов.
Достаточно высоким остается количество преступлений, совершаемых в общественных местах и на улицах, их удельный вес вырос на 10,7 % и составил 29,5 %. Несмотря на расширение сети видеонаблюдения, установленных в общественных местах и на улицах, их количество не отвечает потребностям безопасности. Реализуемые меры по вовлечению общественности в предупреждение правонарушений приносят положительные результаты.
В 2013 году в обеспечении общественного порядка принимали участие 6 общественных формирований правоохранительной направленности, общей численностью 46 человек, с их участием выявлено 27 административных правонарушений. Итогом реализации мероприятий муниципальной программы должно стать уменьшение доли уличных преступлений в числе зарегистрированных общеуголовных преступлений.
Активизация миграционных процессов, высокий уровень трудовой миграции, в том числе и ее нелегальной составляющей, оказывают негативное влияние на состояние оперативной обстановки. Число зарегистрированных иностранных граждан в 2013 году 1262, АППГ 901, выросло на 29 % . Количество совершенных ими общеуголовных преступлений в 2013 году - 0, уменьшилось на 100 %.
Характеристика ситуации в сфере безопасности дорожного движения
Актуальной остается проблема аварийности, которая приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры интенсивности движения, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения. Каждое девятое дорожно-транспортное происшествие происходит с участием нетрезвых водителей, каждое пятое - лицом, не имеющим права на управление транспортным средством. Наиболее уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы.
Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения в целях формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, сознанием юридической безответственности за совершение правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин их возникновения.
Одним из основных этапов является осуществление комплексного выполнения работ по паспортизации (изготовлению технических паспортов) и разработке проектов организации дорожного движения внутрипоселковых дорог на улично-дорожной сети населенных пунктов, выявление бесхозяйных дорог, формирование единого реестра дорог муниципальных образований Кондинского района. Необходимость мероприятий паспортизации дорог обусловлена тем, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений на них, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а также для осуществления полномочий органами местного самоуправления по выполнению следующих функций:
- обеспечения надлежащего содержания дорожной сети;
- реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования городских и сельских поселений района;
- совершенствования системы организации дорожного движения;
- увеличения эксплуатационных характеристик и сроков службы автомобильных дорог общего пользования местного значения;
- улучшения внешнего облика автомобильных дорог;
- снижения уровня дорожно-транспортного травматизма и ущерба от дорожно-транспортных происшествий;
- улучшения качества содержания существующих автомобильных дорог;
- выявления и постановки на учет бесхозных автомобильных дорог общего пользования местного значения;
- изготовления проектов организации дорожного движения;
- приобретения и установки дорожных знаков;
- нанесения разметки на дорогах автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Необходимо привести в соответствие с нормативными требованиями, для выполнения дорожных работ и обеспечения безопасной эксплуатации более 450 улиц и дорог района.
Характеристика ситуации в сфере осуществления правовой поддержки и развития правовой грамотности граждан района
Оказание помощи в реализации правоприменительных функций в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния на территории автономного округа, а также в разрешении существующих правовых проблем и повышение эффективности правового контроля в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния - одна из приоритетных задач администрации района.
Отдел записи актов гражданского состояния администрации района и специалисты администраций городских и сельских поселений района, осуществляющие регистрацию отдельных актов гражданского состояния (далее - органы ЗАГС), ведут первичный учет демографических событий. На информации, представляемой органами ЗАГС, основывается анализ демографической ситуации, а также демографические прогнозы, выявляются соотношения рождений и смертей, браков и разводов. С 2002 года все органы ЗАГС полностью перешли на компьютеризированную регистрацию актов гражданского состояния с помощью многоуровневой автоматизированной иерархической системы "ЗАГС", что позволяет ежегодно быстро и качественно оказывать государственные услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния, выдаче правовых документов.
Архивный фонд отдела ЗАГС насчитывает 114224 записи актов о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, о смерти, об установлении отцовства, об усыновлении, о перемене имени (за период с 1921 по 2012 год). По состоянию на 31 декабря 2012 года в районе переведено в электронный вид 98515 записей актов гражданского состояния или 86,2 %. Сведения, содержащиеся в актовых записях, являются конфиденциальными, перевод в электронный вид осуществляется только сотрудниками органов ЗАГС. Учитывая сложившуюся ситуацию, необходимо внедрять информационные и телекоммуникационные технологии с целью улучшения качества предоставления государственных услуг и быстроты поиска информации для граждан, заинтересованных структур и ведомств.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом автономного округа от 11 июня 2010 года N 102-оз "Об административных правонарушениях", осуществляется коллегиальным органом - административной комиссией района (деятельность которой обеспечивает 1 секретарь), которая наделена отдельными государственными полномочиями переданными органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. Финансирование переданных полномочий осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, предоставляемых муниципальным образованиям в виде субвенций. Функции методического обеспечения, координации и контроля за деятельностью административных комиссий возложены на Департамент политики Югры. Общая численность членов административной комиссии составляет 9 человек. За 2012 год административной комиссией проведено 43 заседания, на которых рассмотрено 461 дело об административных правонарушениях.
Одним из немаловажных направлений является полномочие по составлению (изменению, дополнению) списков кандидатов в присяжные заседатели судов общей юрисдикции, которое реализуется через координацию работы исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
Из списков кандидатов в присяжные заседатели, поступивших из муниципальных образований городских и сельских поселений района, формируются общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели суда автономного округа на 4 года. Ежегодно списки кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции обновляются на 10 %.
По состоянию на 01 января 2013 года потребительский рынок района представлен 354 стационарными торговыми объектами на 10 поселениях района, из них 121 магазин по продаже продовольственных товаров. 58 организаций имеют лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Характеристика ситуации в сфере незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ
С целью сокращения масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ на территории района, формирования в обществе ценностного отношения к здоровому образу жизни и антинаркотического мировоззрения с 2012 года в районе в программе "Профилактика правонарушений в Кондинском районе" реализовывалась подпрограммой "Комплексные мероприятия противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту".
В целях взаимосвязанной деятельности всех субъектов профилактики создана Антинаркотическая комиссия администрации района, которая является совещательным органом и координирует работу всех субъектов профилактики. Функции аппарата Антинаркотической комиссии района возложены на структурное подразделение управления по правовым вопросам.
Нужно отметить, что в результате принятых совместных мер, комплексного целевого подхода к решению проблемы, концентрации усилий правоохранительных органов удалось снизить уровень как общеуголовной, так и наркопреступности, стабилизировать наркоситуацию в районе.
Общее количество изъятых наркотических веществ в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилось на 100 % по причине реализации комплекса мер по выявлению и изъятию наркотических средств.
Имевшаяся в предыдущие годы тенденция к учащению случаев изъятия наркотического вещества дезоморфин в 2012 году претерпела изменения. Число случаев изъятия дезоморфина в 2012 году сократилось в 2,5 раза, что можно интерпретировать как результат ограничения свободной продажи кодеинсодержащих лекарственных препаратов, служащих сырьем для изготовления указанного наркотика. Такое решение было принято Правительством автономного округа с опережением федерального законодательства.
Кроме того, в автономном округе отмечается тенденция к снижению уровня первичной заболеваемости и болезненности наркоманией. Так, в 2012 году показатель первичной заболеваемости наркоманией в районе по сравнению с 2011 годом снизился на 37,1 % и составил 154 человек на 100 тыс. населения (в 2011 году - 197 человек на 100 тыс. населения).
За 2012 год количество лиц, состоящих на учете в МБУЗ ЦРБ района с диагнозом "наркомания", уменьшилось по сравнению с 2011 годом на 10 % и составило 54 человека (в 2011 году - 67).
Как впервые заболевших, так и уже состоящих на диспансерном учете больных наркоманией лиц до 18 лет за 2012 год зафиксировано не было.
Вместе с тем анализ криминальной обстановки и результатов работы правоохранительных органов в сфере незаконного оборота наркотиков говорят о том, что оперативная обстановка на территории района остается неоднозначной. В последнее время ввиду преобладания молодого населения, высокой миграционной мобильности жителей района, других специфических особенностей района ужесточилась проблема появления синтетических наркотиков, использования сети Интернет в целях пропаганды их немедицинского употребления, производства и распространения.
Данные социологических исследований показывают, что основными причинами распространения наркомании в настоящее время население района считает излишнюю свободу и незанятость молодежи; влияние мигрантов и приезжих; моральную деградацию общества, вседозволенность (9,80 %); безработицу и экономические проблемы. По мнению 45,53 % жителей наркомания более всего затронула группы незанятой молодежи и подростков.
Характеристика ситуации в сфере профилактики экстремизма
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является одним из самых полиэтнических субъектов Российской Федерации. На территории Югры проживают представители более 124 национальностей.
Согласно сведениям Управления Министерства юстиции России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на 31 марта 2013 года в округе осуществляют деятельность 1921 общественное объединение, в том числе 76 общественных организаций, созданных по национальному признаку, из них к основным относятся татарские и русские - по 9, азербайджанские - 8, чеченские - 6, дагестанские - 6, украинские - 4, армянские и узбекские - по 3, киргизские - 2, кумыкская, осетинская, езидская - по 1.
С 2012 года на территории муниципального образования Кондинский район с привлечением подведомственных учреждений, образовательных учреждений и учреждений культуры в соответствии с постановлением администрации района от 10 января 2012 года N 22 реализовывалась целевая программа "Профилактика правонарушений в Кондинском районе на 2012-2013 годы".
В результате ее реализации:
проведены курсы повышения квалификации для муниципальных служащих Кондинского района;
организованы обучающие семинары для педагогов, специалистов, работающих с молодежью.
В программу мероприятий входило рассмотрение проблемы создания альтернативы асоциальному поведению и вовлечению молодежи в социально активную деятельность.
В целях организации воспитания толерантности через систему образования разработаны и опробованы программы по воспитанию и социализации детей мигрантов.
Разработаны учебно-методические пособия.
Проводились социологические исследования.
Через средства массовой информации реализовалась стратегия социальной рекламы, формирующей уважительное отношение к представителям различных национальностей.
Результаты социологических исследований, проведенных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2010-2012 годы, показали, что динамика основных социологических индикаторов в 2011-2012 годы позволяет говорить о стабильной ситуации как в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, так и на территории муниципального образования Кондинский район. Данные сопоставимы с общероссийскими показателями.
Однако выявлена конфликтогенность этноконфессионального фактора, причем напряженность носит скрытый характер. Даже небольшие инциденты, связанные с участием национальных групп, могут спровоцировать реальные конфликты на национальной почве.
В данной ситуации высокое значение приобретает профилактика потенциальной возможности возникновения этнических проблем, локализация и погашение очагов назревающей напряженности.
Приобретаемый в процессе исполнения мероприятий опыт позволял более точно оценивать ключевые потребности в сфере укрепления толерантных отношений, а соблюдение принципа системности при формировании толерантной среды на территории района обеспечило активное и сбалансированное осуществление мероприятий по всем направлениям. Все это способствовало уменьшению количества негативных событий, наносящих ущерб развитию положительного облика муниципального образования Кондинский район.
Вместе с тем в современных условиях повышенное значение в сравнении с периодом реализации предшествующей целевой программы приобретают проблемы адаптации мигрантов, особенно прибывающих с ними детей.
Администрацией района осуществляются мероприятия, направленные как на снижение социально-экономической напряженности, так и на поддержку этнокультурной самобытности.
В образовательных организациях немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующие образовательные программы и система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма.
Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Растет число подростков, причисляющих себя к неформальным молодежным течениям.
Существенный отрыв молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета несет угрозу расшатывания фундаментальной культуры общества.
Не в полной мере используется потенциал средств массовой информации для содействия свободному и открытому диалогу, обсуждения имеющихся проблем, преодоления чувства безразличия по отношению к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
Толерантность предполагает принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни на территории муниципального образования Кондинский район.
В целом на территории муниципального образования Кондинский район сложилась система формирования духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанная на принципах уважения прав и свобод человека, однако отсутствует согласованность действий в этом направлении различных социальных институтов: семьи, образовательных организаций, государственных и общественных структур, недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности специалистов в вопросах этнокультурных традиций, особенностей этнопсихологии, содержания этнокультурных ценностей.
Муниципальная подпрограмма призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения жителей Кондинского района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.