Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации муниципального образования
города Нижневартовска
от 30 сентября 2010 г. N 1139
Муниципальная программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном
образовании город Нижневартовск на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года"
25 ноября, 27 декабря 2011 г., 7 марта, 27 августа 2012 г., 3 апреля 2013 г., 12 февраля, 30 апреля, 25 июля, 21 ноября 2014 г., 12 марта, 31 июля, 10 декабря 2015 г., 12 февраля 2016 г.
Постановлением администрации муниципального образования г. Нижневартовск от 12 февраля 2016 г. N 181 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
Паспорт программы
I. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Энергетическая эффективность является объективной предпосылкой ускорения темпов роста промышленности, эффективного развития коммунальной, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Правительством Российской Федерации определены приоритетные направления в сфере энергосбережения и энергоэффективности, для реализации которых принят Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее 261-ФЗ).
Разработка и принятие Программы обусловлены требованиями 261-ФЗ.
Город Нижневартовск с населением 259 тыс. человек имеет развитую инфраструктуру, обеспечен широкой сетью социальных учреждений, общее количество которых составляет около 200 единиц. В городе 1 405 многоквартирных жилых домов общей площадью 4 553,6 тыс. кв.м.
На протяжении ряда лет предприятиями жилищно-коммунального комплекса, учреждениями бюджетной сферы ведется системная и планомерная работа по внедрению энергосберегающих технологий, учетной политике, замене устаревшего оборудования на более современное. На эти цели ежегодно направляется до 100 млн. рублей из средств предприятий, бюджета города, иных источников.
В городе на момент разработки Программы полностью налажен учет потребляемой электроэнергии, оснащены приборами учета энергоресурсов, котельные и водоочистные сооружения, 75% квартир жителей города оборудованы индивидуальными приборами учета горячей и холодной воды, на 83% обеспечены приборами учета энергоресурсов объекты социальной сферы. При этом общедомовыми приборами горячей и холодной воды, приборами учета тепловой энергии оснащено всего 15% многоквартирных жилых домов.
Однако в инженерной инфраструктуре города существует ряд проблем, решение которых возможно, в том числе, и за счет реализации Программы.
1.1. В системе водоснабжения и водоотведения:
- износ сетей водоснабжения достигает 37%;
- износ сетей водоотведения - 48%;
- повышенные потери воды на собственные нужды станции при фильтрации и промывке из-за износа арматуры;
- отсутствие станции обезжелезивания подземных вод;
- отсутствие проектов санитарно-защитных зон ВОС-1, ВОС-2;
- увеличение гидравлических нагрузок ввиду увеличения объектов нового строительства;
- вторичное загрязнение и ухудшение качества воды вследствие внутренней коррозии металлических трубопроводов;
- высокая степень физического износа насосного и технологического оборудования;
- нестабильное качество очищенных сточных вод по основным показателям;
- отсутствие проектов санитарно-защитных зон КОС;
- отсутствие оценки запасов воды на 22 скважинах подземного водозабора.
1.2. В системе теплоснабжения:
- несоответствие современным требованиям технической оснащенности уровню надежности и энергоэффективности котельных и ЦТП города (котельное оборудование введено в эксплуатацию в начале 70-х годов и на сегодняшний день в большей степени выработало свой парковый ресурс; уровень износа котельного оборудования составляет 63,4%; оборудование ЦТП также выработало свой ресурс);
- уровень износа трубопроводов отопления составляет 62,6%, горячего водоснабжения - 46,3%;
- постоянно возрастающая протяженность сетей, нуждающихся в замене;
- фактический уровень потерь энергоресурсов превышает нормативный.
1.3. В системе электроснабжения:
- отсутствие резервных мощностей для обеспечения электроэнергией объектов жилья и соцкультбыта в некоторых микрорайонах города;
- большое расстояние центров питания с резервом мощности от перспективных центров нагрузок.
Реализация мероприятий, включенных в Программу, позволит повысить эффективность использования энергоресурсов в городском хозяйстве, активно вовлечь потребителей в энергоресурсосбережение, перераспределить высвобожденные ресурсы по объектам нового строительства и частично решить вышеназванные проблемы.
Для решения вопроса повышения энергоэффективности города Нижневартовска возможно применение комплексного подхода, позволяющего охватить процессом энергосбережения все сферы экономики, объединив усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и населения с привлечением средств внебюджетных источников, что требует использования программно-целевого метода.
Постановлением администрации муниципального образования г. Нижневартовск от 12 февраля 2016 г. N 181 в раздел II настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
II. Характеристика ресурсопотребления и потенциал энергосбережения в муниципальном образовании
Теплоснабжение города осуществляется 10 котельными, общая мощность которых составляет около 1 900 Гкал/ч. Протяженность тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения составляет 292,1 км.
Водоснабжение города осуществляется от водозабора на реке Вах и 2-х водоочистных сооружений. Ежесуточно на город подается до 70 тыс. куб.м питьевой воды. Протяженность водопроводных сетей составляет 425,8 км.
Канализационные очистные сооружения биологической очистки (КОС) производительностью 103 тыс. куб.м/сутки позволяют производить очистку сточных вод по современной технологии и доводить их до необходимого качества. Общая протяженность канализационных сетей - 263,7 км.
Газоснабжение города представляет собой систему магистральных и разводящих сетей высокого, среднего и низкого давления общей протяженностью 66,2 км. Источником газа служит газопровод высокого давления "Парабель - Кузбасс". Общее количество ГРП и ГРУ составляет 14 единиц общей мощностью 150 тыс. куб.м/час. Основной потребитель газа - котельные города, на которые ежегодно подается около 500 млн. куб.м природного газа.
В единой схеме электроснабжения задействованы 14 подстанций 35/6 (10) кВ, 345 трансформаторных подстанций и 35 распределительных пунктов на объекты жилья, соцкультбыта и производственной сферы, воздушные и кабельные линии общей протяженностью 1336,6 км.
В муниципальном образовании жилой и бюджетной сферами потребляется 1 885 Гкал в год, 367,9 млн. кВт.час., 21,98 млн. куб.м воды.
Общее потребление тепловой энергии в городе составляет 3 075 тыс. Гкал в год, из которых 13% составляют потери в сетях, 12% - потребление организациями бюджетной сферы, 57% - потребление жилищным фондом.
В целом, энергосистема города Нижневартовска находится в удовлетворительном состоянии. Особого внимания на сегодняшний день требуют инженерные сети. С целью их реконструкции разработаны и ведутся соответствующие программы модернизации. Ключевые показатели, характеризующие состояние энергосистемы города:
- потери в электрических сетях составляют 9,12% (при среднем показателе по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в 10,6%);
- удельный расход топлива при производстве тепловой энергии составляет 154,1 кг у.т./Гкал, что ниже предельного требуемого уровня в 155,3 кг у.т./Гкал;
- удельный расход электрической энергии на подъем и перекачку воды составил 1,004 кВт.час./куб.м, что соответствует предельно допустимому уровню нормативов, утвержденных приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.03.2011 N 14;
- удельный расход тепловой энергии на отопление в бюджетных учреждениях муниципального уровня составляет в среднем 0,52 Гкал на кв.м в год, что несколько выше, чем среднее удельное теплопотребление объектами бюджетной сферы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и выше значений, соответствующих лучшим мировым практикам, Санитарным нормам и Правилам;
- удельный расход электрической энергии составляет 93,97 кВт.час./кв.м в год, что на 7% ниже среднего значения по бюджетной сфере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- удельное потребление энергоресурсов в жилом секторе составляет:
тепла - 0,19 Гкал/кв.м в год, что несколько ниже среднего значения по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре;
воды - 69,8 л/чел. в сутки, что существенно ниже принятых нормативов водопотребления;
электроэнергии - 1 248,8 кВт.час./чел., что соответствует среднему значению по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Потенциал энергосбережения оценен в муниципальном образовании для бюджетного и жилого секторов, объектов коммунальной энергетики.
Оценка потенциала энергосбережения выполнена на основе анализа текущего уровня удельных показателей энергоэффективности в сравнении с существующими нормативами, лучшими практиками, имеющейся статистики по аналогичным процессам и технологиям, приведена в таблице 1.
Оценка потенциала энергосбережения по направлениям
Таблица 1
Сектор энергосистемы |
Потенциал энергосбережения по направлениям |
|
т.у.т./год |
% |
|
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности при производстве и передаче тепловой энергии |
127 075 |
68 |
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственных и муниципальных учреждениях |
25 870 |
14 |
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном секторе |
29 733,5 |
16 |
Общий потенциал |
183 114,6 |
100 |
Основными секторами повышения энергоэффективности, курируемыми на муниципальном уровне, являются:
- производство и передача тепловой энергии;
- потребление энергоресурсов бюджетными организациями;
- потребление энергоресурсов объектами жилищного сектора.
Собственно потенциал энергосбережения на организациях бюджетной сферы по тепловой энергии составляет порядка 90% текущего теплопотребления, что в денежном эквиваленте составляет около 320 млн. рублей в год.
Потенциал энергосбережения в жилом фонде муниципального образования сосредоточен на снижении потребления электрической энергии до 30%, что в денежном эквиваленте составляет порядка 260 млн. рублей в год.
Постановлением администрации муниципального образования г. Нижневартовск от 10 декабря 2015 г. N 2202 в раздел III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
III. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является реализация потенциала энергосбережения города Нижневартовска.
Абзацы второй - пятый утратили силу.
См. текст абзацев второго - пятого раздела 3
Основными задачами Программы являются:
1. Повышение энергетической эффективности в организациях бюджетной сферы.
2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилом фонде города.
3. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры.
4. Нормативно-правовое и организационное обеспечение Программы.
5. Пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
6. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на бесхозяйных инженерных сетях.
7. Информационное обеспечение государственной политики в области повышения энергетической эффективности и энергосбережения с целью сбора, классификации, учета, контроля и распространения информации в данной сфере.
Для мониторинга результативности реализации Программы используются показатели, утвержденные федеральными нормативно-правовыми документами:
- постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
- приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 07.06.2010 N 273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях".
Целевые показатели Программы приведены в перечне согласно приложению 1 к Программе.
В перечне содержатся общие целевые показатели, а также целевые показатели по отдельным видам энергетических ресурсов, целевые показатели для бюджетного сектора, жилищного фонда и транспортного комплекса.
Органы муниципального образования ежегодно проводят корректировку планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности программ с учетом фактически достигнутых результатов реализации Программы и изменения социально-экономической ситуации.
В этой связи планируется проведение ряда мероприятий, направленных на создание системы мониторинга потребления энергетических ресурсов основными потребителями.
Ожидается, что реализация программных мероприятий позволит:
1. Создать систему поддержки и повышения уровня энергоэффективности муниципального образования.
2. Обеспечить к 2020 году получение годовой экономии энергии за счет мер Программы по повышению эффективности использования энергии в объеме не менее 28,5 тыс. т.у.т./год.
3. По результатам внедрения мероприятий к 2020 году годовая экономия потребления энергоресурсов в жилищном фонде составит 23,7 тыс. т.у.т./год.
4. Ожидаемая экономия бюджетных средств на оплату энергоресурсов, потребляемых бюджетной сферой к 2020 году, составит 50 млн. руб. в год.
Постановлением администрации муниципального образования г. Нижневартовск от 10 декабря 2015 г. N 2202 в раздел IV настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
IV. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2011-2020 годы.
Программа реализуется в два этапа:
I этап - 2011-2015 годы;
II этап - 2016-2020 годы.
Постановлением администрации муниципального образования г. Нижневартовск от 12 февраля 2016 г. N 181 в раздел V настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
V. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Затраты на реализацию программных мероприятий рассчитываются исходя из усредненных затрат на реализацию каждого вида мероприятий. Стоимость выполнения работ в процессе реализации мероприятий Программы будет уточняться в соответствии с выполненной проектной документацией, сметными расчетами. Оплата фактически выполненных работ будет производиться в соответствии с фактическим уровнем цен на применяемые материалы, приборы, поправочные коэффициенты на строительно-монтажные работы.
Мероприятия Программы и объемы их финансирования могут быть ежегодно откорректированы с учетом возможностей бюджетов всех уровней.
В целом на реализацию Программы планируется направить 1 623 677,19 тыс. руб. (в ценах 2011 года), в том числе:
- бюджет автономного округа - 19 277,5 тыс. руб.;
- бюджет муниципального образования - 222 351,39 тыс. руб.;
- прочие источники финансирования - 1 382 048,3 тыс. руб.
Объемы и источники финансирования Программы приведены в таблице 2.
Объемы и источники финансирования Программы
Таблица 2
Источники финансирования |
Финансовые затраты на реализацию (тыс. руб.) |
|||||||
всего |
в том числе |
|||||||
2011-2014 годы |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||
Всего |
1 623 677,19 |
1 147 514,65 |
115 960,94 |
198 464,2 |
75 113,9 |
14 401,9 |
36 256,7 |
35 964,9 |
Бюджет автономного округа |
19 277,5 |
19 277,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Местный бюджет |
222 351,39 |
80 503,05 |
29 615,54 |
13 763 |
13 763 |
13 763 |
35 617,8 |
35 326 |
Внебюджетные источники |
1 382 048,3 |
1 047 734,1 |
86 345,4 |
184 701,2 |
61 350,9 |
638,9 |
638,9 |
638,9 |
Прочие источники финансирования программных мероприятий предусматривают средства предприятий и организаций всех форм собственности, средства компаний, осуществляющих функции по управлению жилищным фондом, средства собственников помещений в многоквартирных домах.
VI. Механизм реализации Программы
Общее руководство по реализации Программы осуществляет департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города в лице ответственных за реализацию требований 261-ФЗ в муниципальном образовании - заместителя директора департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города, начальника отдела по инженерному обеспечению и ресурсосбережению департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города. На предприятиях и в организациях города назначены приказами лица, ответственные за проведение энергосберегающих мероприятий.
Ответственные лица осуществляют свою деятельность по реализации 261-ФЗ в соответствии с Планом мероприятий, утвержденным распоряжением администрации города от 07.04.2010 N 402-р. Заседания рабочей группы проводятся не реже одного раза в месяц. Решения, принимаемые на заседаниях, оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим на заседании.
В качестве экспертов и консультантов для анализа и оценки мероприятий могут быть привлечены экспертные организации, а также представители федеральных и территориальных органов исполнительной власти.
Лица, виновные в нарушении 261-ФЗ, несут дисциплинарную, гражданскую, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Абзац пятый утратил силу.
Ответственный исполнитель и соисполнители Программы выполняют следующие задачи:
1. Департамент жилищно-коммунального хозяйства:
- ежегодно, после утверждения бюджета города, вносит корректировку в Программу в пределах бюджетных ассигнований на очередной финансовый год;
- оказывает помощь собственникам жилых помещений многоквартирных домов в виде консультации по вопросам реализации мероприятий Программы;
- осуществляет подготовку заявок на размещение заказа для проведения конкурсных торгов, выбора организации для заключения контракта на выполнение работ в соответствии с мероприятиями Программы (проведение энергетических обследований бюджетных учреждений города) и действующим законодательством;
- совместно с представителями средств массовой информации информирует население города о реализации законодательства в области энергоресурсосбережения, реализации мероприятий Программы;
- обеспечивает пропаганду экономного потребления топливно-энергетических ресурсов, применения энергосберегающей бытовой техники и приборов;
- организует конкурсы среди предприятий жилищно-коммунальной сферы, в том числе выполняющих функции управления жилищным фондом, бюджетных учреждений города на лучший проект по энергосбережению, реализации мероприятий по энергоресурсосбережению;
- обеспечивает разработку постановлений и распоряжений администрации города, направленных на создание механизма стимулирования организаций и учреждений бюджетной сферы по экономии топливно-энергетических ресурсов и реализации мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности;
- осуществляет контроль за ходом и качеством выполнения работ, целевым использованием денежных средств.
- заключает контракты на разработку проектно-сметной документации и на капитальный ремонт бесхозяйных инженерных сетей, предусмотренных подпрограммой 6 "Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на бесхозяйных инженерных сетях" перечня программных мероприятий приложения 2 к Программе, в соответствии с действующим законодательством;
- заключает контракты на установку и передачу на коммерческий учет индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения в квартирах, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с действующим законодательством;
- заключает договоры на предоставление субсидий на возмещение затрат по оснащению общедомовыми приборами учета энергетических ресурсов и воды за жилые и нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, расположенные в многоквартирных домах, в соответствии с действующим законодательством.
2. Бюджетные учреждения города:
- осуществляют подготовку заявок на размещение заказа для проведения конкурсных торгов, выбора организации для заключения контракта на выполнение работ в соответствии с мероприятиями Программы, действующим законодательством;
- заключают контракты на выполнение работ в соответствии с действующим законодательством;
- осуществляют контроль за ходом и качеством выполнения работ, целевым использованием денежных средств;
- обеспечивают учет и контроль потребляемых энергоресурсов учреждениями;
- оказывают содействие в проведении энергоаудита учреждений;
- обеспечивают наглядную агитацию посредством проведения конкурсов, выставок в рамках энергоресурсосбережения в учреждениях;
- ежеквартально представляют в департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города информацию о реализации программных мероприятий.
3. Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города (далее - ДМИ и ЗР):
- участвует в подготовке заявок на размещение заказа для проведения конкурсных торгов, выбора организации для заключения контракта на выполнение работ на объектах муниципальной собственности в соответствии с мероприятиями Программы;
- обеспечивает своевременное внесение изменений в балансовую стоимость объекта муниципальной собственности при выполнении работ в соответствии с Программой.
4. Коммунальные (энергоснабжающие) предприятия города:
- предприятия при выполнении мероприятий Программы за счет собственных средств самостоятельно заключают контракты на выполнение работ в соответствии с действующим законодательством;
- осуществляют контроль за ходом и качеством выполнения работ, целевым использованием денежных средств;
- ежеквартально представляют в департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города информацию о реализации программных мероприятий и целевом использовании денежных средств;
- несут ответственность за полноту и достоверность представляемой информации.
5. Собственники жилых помещений многоквартирных домов:
- принимают решение на общем собрании собственников жилых помещений многоквартирных домов о реализации мероприятий Программы (установке коллективных (общедомовых) приборов учета, капитальный ремонт конструктивных элементов и т.д.), о размере денежных средств, выделяемых собственниками на реализацию мероприятий Программы;
- представляют в администрацию города пакет документов: решение собственников жилых помещений многоквартирных домов о реализации мероприятий Программы; решение о размерах финансирования, доверенность от лица собственников (УК, ТСЖ) на заключение соглашения (договора) о взаимодействии и софинансировании программных мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней;
- заключают договор подряда с организацией на выполнение соответствующих работ при заключении соглашения (договора) с администрацией города о взаимодействии и софинансировании программных мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней в соответствии с действующим законодательством;
- осуществляют контроль за ходом и качеством выполнения работ, целевым использованием денежных средств;
- ежеквартально представляют в департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города информацию о реализации программных мероприятий и целевом использовании денежных средств;
- несут ответственность за полноту и достоверность представляемой информации.
Контроль за исполнением Программы осуществляет ответственный исполнитель Программы - департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города.
Ответственный исполнитель Программы ежеквартально представляет на аппаратных совещаниях при главе администрации города отчет о ходе выполнения Программы, в случае исполнения Программы в целом - информацию за весь период реализации. Выносит на одобрение Думой города предложения об изменении программных мероприятий с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств, изменение сроков реализации программных мероприятий, приостановлении Программы, уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
VII. Оценка ожидаемой эффективности (целевые показатели, показатели экономической, бюджетной и социальной эффективности) Программы
Результатом выполнения энергосберегающих мероприятий Программы являются:
- создание системы поддержки и повышения уровня энергоэффективности муниципального образования;
- обеспечение к 2020 году получения годовой экономии энергии за счет мер Программы по повышению эффективности использования энергии в объеме не менее 28,5 тыс. т.у.т./год;
- обеспечение к 2020 году годовой экономии потребления энергоресурсов в жилищном фонде в объеме 23,7 тыс. т.у.т./год;
- обеспечение экономии бюджетных средств на оплату энергоресурсов, потребляемых бюджетной сферой к 2020 году, в объеме 50 млн. руб. в год.
Абзац шестой утратил силу.
См. текст абзаца шестого
Критерии оценки реализации Программы:
1. Сокращение объемов потребления энергоресурсов города по критериям, указанным в приложении 1 к Программе.
2. Обеспечение наличия приборов учета энергоресурсов до 2012 года в каждом бюджетном учреждении города (в соответствии с требованиями законодательства по энергоресурсосбережению).
3. Обеспечение наличия приборов учета энергоресурсов до 2013 года на вводе в здание в каждом многоквартирном доме города Нижневартовска (в соответствии с требованиями законодательства по энергоресурсосбережению).
Мероприятия Программы обеспечивают решение задач по увеличению эффективности энергопотребления, снижения расходов на энерго- и водообеспечение за счет повышения эффективности использования энергетических ресурсов и воды, улучшения экологического состояния города.
Абзац двенадцатый утратил силу.
Абзац тринадцатый утратил силу.
См. текст абзаца тринадцатого
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "в таблице 3"
Расчет показателей экономической эффективности реализации мероприятий Программы в бюджетных организациях
Таблица 3
См текст таблицы 3
VIII. Перечень программных мероприятий
Перечень мероприятий, направленных на решение задач Программы, с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации, приведен в приложении 2 к Программе.
8.1. Система управления и мониторинга энергоэффективностью.
Энергосбережение на муниципальном уровне является составной частью окружной системы энергосбережения, что требует создания единой системы управления энергоэффективностью в округе и созданию эффективных горизонтальных и вертикальных связей.
Контуры взаимодействия субъектов и объектов системы в процессе управления энергоэффективностью должны быть определены на основе:
- целей и целевых показателей деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности по секторам (направлениям деятельности) и иерархическим уровням;
- процедур планирования и анализа деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- регламентов и стимулирующих механизмов взаимодействия организаций, ведущих хозяйственную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, между собой и с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере энергосбережения;
- механизмов контроля деятельности в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Важнейшим инструментом управления мероприятиями является оперативный мониторинг их реализации и оценки промежуточных результатов.
С этой целью в рамках реализации Федеральной программы энергосбережения формируется Государственная информационная система мониторинга и управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности (далее - ГИС).
Создание рабочего проекта системы мониторинга, управления и ее опытная эксплуатация:
На данном этапе будет реализовано внедрение системы мониторинга и управления в исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Департаментом жилищно-коммунального комплекса и энергетики автономного округа, Департаментом экономического развития автономного округа, автономной некоммерческой организацией "Центр энергосбережения Югры") и муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Также на этом этапе будет проведено тестирование работы шлюзов стыковки системы мониторинга и управления ГИС в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Развертывание системы мониторинга и управления на территории всего Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Порядок, периодичность и форма представления информации муниципальными органами власти для включения в ГИС на уровне округа формируется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 20 "Об утверждении Правил представления федеральными органами исполнительной власти, исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
Абзац тринадцатый утратил силу
См. текст абзаца тринадцатого
В качестве пилотного сектора для формирования элементов ГИС на уровне муниципального образования выбраны предприятия бюджетной сферы. Мероприятие предполагает разработку и внедрение механизма аналитических счетов на базе используемых в бюджетных учреждениях бухгалтерских компьютерных программ. Это позволит организовать сбор информации и автоматическое формирование ежемесячных отчетов о фактическом потреблении энергетических ресурсов.
8.2. Энергосбережение на предприятиях, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Настоящий пункт разработан в соответствии с приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.03.2012 N 67 (далее - Приказ).
Действие этого нормативно-правового акта распространяется на следующие организации:
- осуществляющие деятельность в сфере теплоснабжения:
муниципальное унитарное предприятие города Нижневартовска "Теплоснабжение";
закрытое акционерное общество "Нижневартовсктрансгидромеханизация";
федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 15 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре";
- осуществляющие деятельность в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод:
муниципальное унитарное предприятие города Нижневартовска "Горводоканал";
- осуществляющие электроснабжение города:
публичное акционерное общество "Горэлектросеть".
Приказ устанавливает требования к регулируемым организациям в части:
- целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в ходе реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в программу в области энергосбережения и энергетической эффективности;
- показателей энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами регулируемых организаций.
В соответствии со статьей 14 261-ФЗ необходимо проводить работы по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газо-, тепло-, водо- и электроснабжение и водоотведение).
Данные объекты необходимо в установленном порядке принимать на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества, а затем передавать в муниципальную собственность.
С момента выявления таких объектов необходимо организовать управление бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, в том числе определить источник компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности, за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Результатом реализации мероприятий по выявлению бесхозяйных объектов и сетей должно стать:
- снижение потерь энергоресурсов в сетях;
- установление полного контроля потребления энергоресурсов.
Мероприятия в области регулирования цен (тарифов), направленные на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе переход к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы в пределах и свыше социальной нормы потребления, введение цен (тарифов), дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням не включены в Программу, так как соответствующие полномочия в области регулирования цен (тарифов) не переданы органам местного самоуправления.
8.3. Мероприятия по повышению энергоэффективности в теплоэнергетическом комплексе.
Теплоснабжение города осуществляется 10 котельными, общая мощность которых составляет около 1 900 Гкал/ч. Протяженность тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения - 292,1 км.
В качестве основного топлива котельных используют газ сухой, нефть.
Основным поставщиком тепловой энергии города Нижневартовска является муниципальное унитарное предприятие города Нижневартовска "Теплоснабжение".
Средний удельный расход электроэнергии на выработку 1 Гкал котельными муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска "Теплоснабжение" (далее - МУП "Теплоснабжение") в 2009 году составил 29,8 кВт.час./Гкал. Средний удельный расход газа на выработку 1 Гкал в 2009 году составил 131,7 куб.м/Гкал, удельный расход воды на выработку 1 Гкал составил 0,47 куб.м/Гкал. Основные показатели в сфере теплоснабжения по муниципальному образованию приведены в таблице 5.
Основные показатели в сфере теплоснабжения по муниципальному образованию
Таблица 5
Показатели |
Ед. изм. |
МУП "Теплоснабжение" |
ЗАО "НТГМ" |
ФКУ "ИК N 15 УФСИН по ХМАО - Югре" |
Количество котельных, всего: |
шт. |
8 |
1 |
1 |
на нефти |
1 |
1 |
1 |
|
на газе |
7 |
- |
- |
|
Количество котлов |
шт. |
49 |
4 |
4 |
КПД котлов: |
% |
|
|
|
на нефти |
90,1 |
78 |
|
|
на газе |
92,7 |
|
86 |
|
Мощность котельных: |
Гкал/час. |
1833 |
11,01 |
10,3 |
подключенная нагрузка |
Гкал/час. |
1115,05 |
4,98 |
2,8 |
в % от располагаемой мощности |
% |
63,17 |
45 |
27,2 |
Протяженность тепловых сетей |
км |
292,1 |
4,7 |
4,93 |
Система теплоснабжения города находится в удовлетворительном состоянии, о чем свидетельствуют показатели деятельности предприятий: расход на собственные нужды котельных составляет 2,4% от выработки, потери в сетях - 13%, при этом основной поставщик тепловой энергии МУП "Теплоснабжение" имеет потери в сетях в размере 13,7%, что выше среднего показателя по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в 12,2%, и выше требований, устанавливаемых Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к реконструируемым тепловым сетям (9,5%). Расход топлива на выработку 1 Гкал тепловой энергии ниже требуемого уровня, установленного Приказом, и составляет 154,1 кг у.т./Гкал.
Показатели производственных программ теплоснабжающих организаций муниципального образования на 01.01.2012 приведены в таблице 6.
Показатели производственных программ теплоснабжающих
организаций муниципального образования на 01.01.2012
Таблица 6
N п/п |
Показатели |
МУП "Теплоснабжение" |
ЗАО "НТГМ" |
ФКУ "ИК N 15 УФСИН по ХМАО - Югре" |
Итого |
1. |
Выработано котельными |
2870,751 |
14,521 |
8,158 |
3075,51 |
2. |
Собственные нужды: |
68,946 |
0,194 |
0,195 |
72,79 |
|
тоже в % |
2,39 |
1,4 |
2,39 |
2,37 |
3. |
Покупная тепловая энергия |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
4. |
Отпуск в сеть |
2801,805 |
14,327 |
7,963 |
3002,72 |
5. |
Потери в сетях: |
382,514 |
0,287 |
0,398 |
390,34 |
|
тоже в % |
13,7 |
2 |
5 |
13,00 |
6. |
Полезный отпуск, в том числе: |
2419,2909 |
14,04 |
7,565 |
2612,37 |
|
- бюджетные потребители |
313,974 |
0 |
0 |
316,55 |
- иные потребители, в том числе |
2105,317 |
14,04 |
7,565 |
2295,82 |
|
собственное потребление |
10,917 |
0 |
2,623 |
179,15 |
|
население |
1486,967 |
4,6 |
0 |
1491,57 |
В 2011 году выработано 3 075,5 тыс.Гкал тепловой энергии. Полезный отпуск составил - 2 612,4 тыс. Гкал, потери составили 13%. Из общего полезного отпуска тепловой энергии потреблено населением 57%, бюджетными организациями - 12%, прочими потребителями - 31%.
Расчет удельных показателей эффективности деятельности теплоснабжающих организаций, определенных в соответствии с Приказом, показал, что система теплоснабжения города Нижневартовска обладает потенциалом энергосбережения, для реализации которого регулируемым организациям необходимо усилить меры по повышению энергоэффективности. Удельный расход энергоресурсов и коэффициента полезного действия при реализации тепловой энергии теплоснабжающих организаций приведены в таблицах 7, 8.
261-ФЗ определено, что организации с участием муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ.
Исходя из фактических и плановых показателей энергетической эффективности, заложенных в программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности МУП "Теплоснабжение", видно, что предприятие планирует последовательно снижать удельные расходы энергоресурсов и величину потерь.
Основные мероприятия по повышению энергоэффективности в теплоэнергетическом комплексе необходимо сосредоточить на снижении удельного расхода электроэнергии на выработку 1 Гкал и поддержание достигнутого уровня энергоэффективности.
Суммарный потенциал энергосбережения муниципального образования при производстве и транспорте тепловой энергии определен путем сопоставления текущих значений удельных показателей потребления энергоресурсов при производстве и транспорте тепловой энергии с нормативами и лучшими практиками. Он составляет около 127 тыс. т.у.т. и распределяется следующим образом:
- 117,6 тыс. т.у.т. - модернизация теплосетевого хозяйства в части снижения потерь теплоносителя;
- 9,4 тыс. т.у.т. - модернизация теплосетевого хозяйства в части снижения потребления электроэнергии при производстве и транспорте тепловой энергии.
Вместе с тем, точное определение потенциала энергосбережения при производстве и транспортировке тепловой энергии и перечень мероприятий по энергосбережению, рекомендуемых для реализации, невозможен без проведения аудита фактического состояния систем теплоснабжения муниципального образования. Указанную работу целесообразно провести в рамках разработки схемы теплоснабжения муниципального образования. Кроме того, актуализированная схема теплоснабжения муниципального образования позволит увеличить загрузку энергоэффективных источников тепловой энергии.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" разработка схемы теплоснабжения города Нижневартовска запланирована в рамках реализации постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.06.2011 N 237-п "Об утверждении целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года".
Сводная таблица удельного расхода энергоресурсов и КПД при реализации тепловой энергии по МУП "Теплоснабжение"
Таблица 7
Годы |
КПД котельных на газе |
КПД котельных на нефти |
Удельный расход топлива на выработку 1 Гкал |
Удельный расход электроэнергии на выработку 1 Гкал |
Удельный расход воды на выработку 1 Гкал |
Обеспечение загрузки теплоисточника |
Уровень потерь в тепловых сетях на 1 км сетей в двухтрубном исполнении |
|
не ниже 92% |
не ниже 86% |
на газе не более 0,1553 т.у.т. |
на нефти не более 0,1661 т.у.т. |
не выше 20 кВт.час./Гкал |
не более 0,5 куб.м |
не ниже 80% |
не более 0,05% на 1 км сетей |
|
2011 |
92,7 |
89,9 |
0,1541 |
0,15895 |
31,08 |
0,47 |
72,45 |
16,32 |
2012 |
92,7 |
89,9 |
0,1541 |
0,15895 |
28,2 |
0,46 |
76,4 |
13,23 |
2013 |
92,7 |
89,9 |
0,1541 |
0,15895 |
28 |
0,46 |
76,4 |
13,23 |
2014 |
92,7 |
89,9 |
0,1541 |
0,15895 |
28 |
0,46 |
76,4 |
13,23 |
2015 |
92,7 |
89,9 |
0,1541 |
0,15895 |
28 |
0,46 |
76,4 |
13,23 |
Сводная таблица удельного расхода энергоресурсов и КПД при реализации тепловой энергии теплоснабжающих организаций
Таблица 8
Наименование теплоснабжающих организаций |
КПД котельных на газе |
КПД котельных на нефти |
Удельный расход топлива на выработку 1 Гкал |
Удельный расход электроэнергии на выработку 1 Гкал |
Удельный расход воды на выработку 1 Гкал |
Обеспечение загрузки теплоисточника |
Уровень потерь в тепловых сетях на 1 км сетей в двухтрубном исполнении |
|
не ниже 92% |
не ниже 86% |
на газе не более 0,1553 т у.т. |
на нефти не более 0,1661 т у.т. |
не выше 20 кВт.час./ Гкал |
не более 0,5 куб.м |
не ниже 80% |
не более 0,05 % на 1 км сетей |
|
ЗАО "Нижневартовсктрансгидромеханизация" |
|
78 |
|
0,177 |
18,57 |
нд |
41 |
нд |
ФКУ "ИК N 15 УФСИН по ХМАО - Югре" |
|
78 |
|
0,153 |
26 |
нд |
67 |
нд |
8.4. Повышение энергоэффективности в электрических сетях и наружном освещении.
Электрообеспечение потребителей города Нижневартовска осуществляет публичное акционерное общество "Горэлектросеть". Общество является сетевой организацией, и основным видом его деятельности является передача электрической энергии потребителям.
В единой схеме электроснабжения задействованы 14 подстанций 35/6 (10) кВ, 345 трансформаторных подстанций и 35 распределительных пунктов на объекты жилья, соцкультбыта и производственной сферы, воздушные и кабельные линии общей протяженностью 1 336,6 км.
По данным энергосбытовых компаний за 2010 год потребление электроэнергии в муниципальном образовании составило 809 млн. кВт.час.
Объем электроэнергии, полученной в сеть сетевой организации, и объем отпущенной из сети сетевой организации потребителям города Нижневартовска электрической энергии, присоединенным к сетям сетевой организации публичного акционерного общества "Горэлектросеть" за 2010 год, приведены в таблице 9.
Объем электроэнергии, полученной в сеть сетевой организации,
и объем отпущенной из сети потребителям электрической энергии города
Нижневартовска, присоединенным к сетям сетевой организации публичного акционерного общества "Горэлектросеть",
за 2010 год
Таблица 9
Поступление в сеть | ||
уровни напряжения |
электроэнергия (млн. кВт.час.) |
мощность (мВт) |
СН-1 |
236,736 |
35,51 |
СН-2 |
653,541 |
99,37 |
Передано потребителям электроэнергии по уровням напряжения | ||
СН-1 |
34,198 |
5,205 |
СН-2 |
407,090 |
61,062 |
НН |
367,762 |
56,470 |
Значительная доля потребления электроэнергии в объеме 42% от общей величины потребления приходится на население. На промышленность приходится 51% от общей величины потребления этого вида энергоресурсов. Порядка 7,5% от общей величины потребления приходится на бюджетных потребителей.
Размеры потерь, возникающие в сетях сетевой организации открытого публичного акционерного общества "Горэлектросеть" города за 2010 год, приведены в таблице 10.
Размеры потерь, возникающие в сетях сетевой организации публичного акционерного общества "Горэлектросеть", за 2010 год
Таблица 10
N п/п |
Уровни напряжения |
Млн. кВт.час. |
Процент от поступления в сеть |
1. |
35 кВ |
7,31 |
17,61 |
2. |
10-6 кВ |
27,62 |
6,35 |
3. |
0,4 кВ |
46,30 |
11,18 |
|
ВСЕГО |
81,23 |
9,12 |
4. |
Норматив технологических потерь электроэнергии |
приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 15.12.2008 N 281 |
9,4 |
Средний физический износ принадлежащих открытому публичного акционерного общества "Горэлектросеть" сетей и трансформаторных подстанций составляет 41,48%.
С целью модернизации электросетевого хозяйства сетевым компаниям, на основании результатов проведенных обследований, стратегии развития энергетики, программ модернизации энергетических комплексов и сетей необходимо разработать и реализовать собственные программы модернизации и развития, в состав которых включить следующие мероприятия:
- проведение энергетического аудита на объектах электросетевого хозяйства не реже 1 раза в 5 лет;
- реконструкцию электрических сетей в целях энергосбережения и повышения энергетической эффективности в электросетевом хозяйстве открытого акционерного общества "Горэлектросеть", включающую в себя строительство и реконструкцию ПС 35/6 (10) кВ для глубокого ввода напряжением 35 кВ к центрам нагрузок;
- реконструкцию трансформаторных подстанций (ПС, РУ, РПП, РПЖ, ТП), включающую в себя замену физически изношенного энергетического оборудования, полностью выработавшего свой ресурс и имеющего 80-100% физического износа на новое, с установкой устройств компенсации реактивной мощности, а также реконструкцию существующих линий электропередачи с увеличением сечения. В целях повышения энергетической эффективности существующих электросетевых объектов предусматривается установка УКРМ на ПС, РП и ТП по стороне высокого 6 (10) кВ и низкого напряжения 0,4 кВ. Повышение коэффициента мощности в результате снижения потребления реактивной мощности позволит снизить потери электрической мощности при передаче через трансформаторы и линии электрической энергии к потребителям. Перекладка существующих линий электропередачи с увеличением сечения в сетях 6 (10) кВ и 0,4 кВ позволит уменьшить потери при передаче электроэнергии к объектам жилья и соцкультбыта;
- выполнение 2-й очереди имущественного комплекса путем внедрения автоматизированной системы диспетчерского управления и технического учета информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (далее - АСДУ/АСТУЭ). Установка приборов АСДУ/АСТУЭ на объектах: П/С 35/6 (10) кВ - 13 шт.; РПП-6 (10) кВ - 7 шт.; РП-6 (10) кВ - 6 шт.; РПЖ-6 (10) кВ - 19 шт. Для оптимизации управления электроснабжением, улучшения устойчивости энергосистемы города, мониторинга потребления электрической мощности выполнена первая очередь имущественного комплекса - АСДУ/АСТУЭ. Система позволит в реальном времени по фидерам ПС-35/6 (10) кВ и РП определять баланс мощностей в системе электроснабжения города, своевременно выявлять сбои в работе системы. Анализ показаний системы позволит разрабатывать мероприятия для повышения энергетической эффективности системы электроснабжения города;
- утепление дверей и жалюзи трансформаторных камер в целях снижения расхода электроэнергии на отопление подстанций в зимний период;
- проверку соблюдения обязательных требований обеспечения единства измерений. Подтверждение сертификата качества электрической энергии, передаваемой потребителям по сетям открытого акционерного общества "Горэлектросеть", позволит оценить работу энергосистемы города Нижневартовска в целом, выявить слабые места в электросетевом хозяйстве, разработать мероприятия по энергоэффективности;
- мероприятия по энергосбережению в административных и производственных зданиях (восстановительный ремонт поврежденных окон, ремонт теплотрасс, замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы);
- мероприятия по проведению капитального ремонта бесхозяйных инженерных сетей, выявленных при инвентаризации, к объектам муниципальной собственности с изготовлением проектно-сметной и исполнительной документации.
8.5. Повышение энергоэффективности в системах водоснабжения и водоотведения.
Деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения города Нижневартовска осуществляет МУП города Нижневартовска "Горводоканал".
В городе существует централизованная система водоснабжения, которая представляет собой сложный комплекс инженерных сооружений и процессов, условно разделенных на три составляющих:
- подъем и транспортирование природных вод на очистные сооружения;
- подготовка воды до требований СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества";
- транспортировка питьевой воды потребителям.
Средний удельный расход электроэнергии на подъем, очистку и транспортировку 1 куб.м воды в 2009 году составил 1,423 кВт.час./куб.м, что значительно превышает требования по удельным показателям, установленным Приказом (не выше 1,0 кВт.час./куб.м), по автономному округу от 0,3 до 3,0 кВт.час./куб.м. Анализ основных производственных показателей системы водоснабжения города Нижневартовска приведен в таблице 11.
Анализ основных производственных показателей системы водоснабжения города Нижневартовска
Таблица 11
N п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
Данные за 2011 год |
1. |
Число водопроводов |
ед. |
1 |
2. |
Суммарная протяженность сети |
км |
453,2 |
2.1. |
В том числе нуждающаяся в замене |
км |
238 |
2.2. |
% |
53,1 |
|
3. |
Количество отдельно стоящих насосных станций (2 н/с на в/з на р. Вах, 2 н/с на ВОС-2) |
ед. |
4 |
4. |
Установленная производственная мощность насосных станций 1-го подъема (в/з на р. Вах) |
тыс.куб.м в сут. |
144 |
5. |
Установленная производственная мощность насосных станций 1-го подъема (в/з на р. Вах) с учетом внедрения частотных регуляторов |
тыс.куб.м в сут. |
110,3 |
6. |
Фактически задействованная производственная мощность насосных станций 1-го подъема |
тыс.куб.м в сут. |
82,8 |
6.1. |
в % от установленной мощности |
% |
75,1 |
7. |
Установленная производственная мощность очистных сооружений |
тыс.куб.м в сут. |
93 |
8. |
Фактически задействованная производственная мощность очистных сооружений |
тыс.куб.м в сут. |
70,4 |
8.1. |
в % от установленной мощности |
% |
75,7 |
9. |
Установленная производственная мощность водопровода |
тыс.куб.м в сут. |
170 |
10. |
Поднято воды насосными станциями 1-го подъема |
тыс.куб.м |
30210 |
11. |
Пропущено воды через очистные сооружения |
тыс.куб.м |
25710 |
12. |
Собственные нужды |
тыс.куб.м |
1150 |
12.1. |
% |
3,8 |
|
13. |
Подано в сеть на нужды реализации |
тыс.куб.м |
29060 |
14. |
Утечка и неучтенный расход воды (от объема поднятой воды насосной станцией 1-го подъема) |
тыс.куб.м |
2850 9,4 |
14.1. |
% |
||
15. |
Отпущено всем потребителям (по сети) |
тыс.куб.м |
26202 |
|
Из них: |
тыс.куб.м |
|
15.1. |
- населению |
тыс.куб.м |
17352 |
15.2. |
- бюджетным организациям |
тыс.куб.м |
1725 |
15.3. |
- прочим |
тыс.куб.м |
7175 |
16. |
Удельный расход электроэнергии на подъем воды |
кВт.час./куб.м |
0,924 |
17. |
Удельный расход электроэнергии на очистку воды |
кВт.час./куб.м |
0,499 |
18. |
Удельный расход электроэнергии на водоснабжение |
кВт.час./куб.м |
26253,423 |
В качестве основного источника водоснабжения в городе Нижневартовске на хозяйственно-питьевые нужды в настоящее время используется объединенный хозяйственно-питьевой и производственный водозабор на р. Вах. Установленная мощность водозабора составляет 150 тыс.куб.м/сутки.
Для снижения затрат на подъем воды на насосах была установлена автоматизированная система регулирования с помощью частотных преобразователей. Это позволило снизить напоры, стабилизировать давление и уменьшить электропотребление, а также снизить установленную мощность до 110,3 тыс. куб.м/сут. На балансе предприятия находится 28 артезианских скважин.
Водопроводные сети.
Установленная производственная мощность водопроводов составляет 170 тыс. куб.м/сут. Протяженность водопроводных сетей составляет 446,8 км.
Информация о количестве потребителей и оснащенности приборами учета воды приведена в таблице 12.
Информация о количестве потребителей и оснащенности приборами учета воды
Таблица 12
Потребители |
На 31.12.2009 |
|
кол-во ед. |
оснащены приборами учета (ед.) |
|
Всего потребителей |
2007 |
1392/69,4 |
Многоквартирные дома |
1403 |
133/9,5 |
Бюджетные организации |
303 |
190/62,7 |
Прочие потребители |
1417 |
1069/75,4 |
Оснащенность внутриквартирными водосчетчиками составляет 74,2%, ежегодно этот показатель увеличивается на 2-4%.
В городе существует полная раздельная система канализации.
Система водоотведения муниципального образования представляет собой сложный комплекс инженерных сооружений и процессов, условно разделенных на следующие составляющие:
- сбор и транспортировка сточных вод;
- выделение и захоронение крупных твердых загрязнений;
- биологическая очистка поступивших сточных вод на очистных сооружениях;
- обработка и утилизация осадка сточных вод.
Канализационные очистные сооружения биологической очистки (КОС) производительностью 103 тыс. куб.м/сутки позволяют производить очистку сточных вод по современной технологии и доводить их до необходимого качества. Общая протяженность канализационных сетей составляет 263,2 км.
Удельный расход электроэнергии на транспортировку стоков в 2009 году составил 1,214 кВт.час./куб.м, что значительно превышает требования по удельным показателям, установленные Приказом (не выше 0,5 кВт.час./куб.м).
Анализ основных производственных показателей системы водоотведения и очистки сточных вод МУП города Нижневартовска "Горводоканал" приведен в таблице 13.
Анализ основных производственных показателей системы водоотведения
и очистки сточных вод МУП города Нижневартовска"Горводоканал"
Таблица 13
N п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
Факт 2009 года |
1. |
Число канализаций |
ед. |
1 |
2. |
Суммарная протяженность сети |
км |
263,2 |
3. |
Установленная пропускная способность очистных сооружений |
куб.м в сутки |
103 |
4. |
Фактически задействованная пропускная способность очистных сооружений |
куб.м в сутки |
63,1 |
% |
61,3 |
||
5. |
Мощность сооружений по обработке осадка |
куб.м/в сутки |
1400 |
6. |
Площадь иловых площадок |
тыс. кв.м в сутки |
31 |
7. |
Количество отдельно стоящих станций |
ед. |
23 |
8. |
Пропущено сточных вод - всего, в том числе: |
тыс.куб.м в сутки |
19718,2 |
- от населения |
тыс.куб.м |
15531,7 |
|
- от бюджетных организаций |
тыс.куб.м |
1518,9 |
|
- от прочих |
тыс.куб.м |
2667,6 |
|
9. |
Пропущено сточных вод через очистные сооружения из них: |
тыс.куб.м |
23017,6 |
нормативно-очищенной |
тыс.куб.м |
23017,6 |
|
10. |
Удельный расход электроэнергии на водоотведение |
|
23017,6 |
Расчет удельных показателей эффективности МУП города Нижневартовска "Горводоканал", определенных в соответствии с Приказом, показал, что несмотря на достаточно высокий уровень загрузки предприятие в целом выполняет требования Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в части соответствия удельных расходов электроэнергии на водоснабжение и водоотведение рекомендованным нормативам.
Удельный расход электроэнергии на водоснабжение и водоотведение по МУП города Нижневартовска "Горводоканал" приведен в таблице 14.
Сводная таблица удельного расхода электроэнергии на водоснабжение
и водоотведение по МУП города Нижневартовска "Горводоканал"
Таблица 14
Год |
Удельный расход электроэнергии на водоснабжение (подъем, очистка, транспортирование) |
Удельный расход электроэнергии на водоотведение (транспортирование) |
Расход воды на собственные нужды от общего объема реализации |
Обеспечение загрузки основного оборудования системы водоснабжения, водоотведения |
Уровень потерь (утечки) в реконструируемых, вновь вводимых водопроводных сетях |
|
не выше 1,0 кВт.час./куб.м |
не выше 0,5 кВт.час./куб.м |
не более 6 % |
не ниже 50% |
не более 10% |
2011 |
0,99/0,33 |
0,27/0,80 |
5,6 |
66/58 |
16,2 |
2012 |
1,045/0,542 |
0,236/0,731 |
4,8 |
75/61,2 |
9,1 |
2013 |
1,045/0,508 |
0,236/0,71 |
4,8 |
82,8/61,2 |
9,1 |
2014 |
1,045/0,473 |
0,236/0,683 |
4,8 |
82,8/61,2 |
9,1 |
2016 |
1,045/0,457 |
0,236/0,663 |
4,8 |
82,8/61,2 |
9,1 |
Исходя из фактических и плановых показателей энергетической эффективности, заложенных в программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности МУП города Нижневартовска "Горводоканал", предприятие планирует последовательно снижать удельные расходы энергоресурсов и величину потерь.
Основные мероприятия по повышению энергоэффективности в системах водоснабжения и водоотведения необходимо сосредоточить на снижении удельного расхода электроэнергии на водоснабжение и водоотведение и поддержание достигнутого уровня энергоэффективности.
Для этого следует на основании стратегии социально-экономического развития муниципального образования разработать стратегию развития системы водоснабжения и водоотведения муниципалитета.
На основании данной стратегии и в соответствии с результатами энергетического обследования систем водоснабжения и водоотведения, проводимыми МУП города Нижневартовска "Горводоканал", предприятие должно скорректировать собственную программу энергосбережения и согласовать ее с Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановлением администрации муниципального образования г. Нижневартовск от 10 декабря 2015 г. N 2202 в пункт 8.6 раздела VIII настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
8.6. Энергосбережение в бюджетных учреждениях.
В городе Нижневартовске в настоящее время бюджетными учреждениями используется 283 здания и сооружения общей площадью 614,2 тыс. кв.м.
Суммарное годовое ресурсопотребление бюджетными организациями составляет 1 519 тыс. куб.м воды, 320 тыс. Гкал/год тепловой энергии, 57,7 млн. кВт.час./год электроэнергии.
В соответствии с 261-ФЗ в регионе идет активная работа по установке приборов учета потребления топливно-энергетических ресурсов и воды бюджетными учреждениями. На сегодняшний день 78% бюджетных учреждений оснащены приборами учета холодной воды, 71% - оснащены приборами учета горячей воды, 88% - приборами учета тепловой энергии, 92% - приборами учета электроэнергии.
Общий потенциал повышения уровня энергоэффективности бюджетной сферы города Нижневартовска составляет 4,8 тыс. т.у.т. и сосредоточен в снижении уровня потребления тепловой энергии.
Удельный расход тепловой энергии на отопление в бюджетных учреждениях муниципального уровня составляет в среднем 0,35 Гкал на кв.м в год, что несколько выше, чем среднее удельное теплопотребление объектами бюджетной сферы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и выше значений, соответствующих лучшим мировым практикам, Санитарным Нормам и Правилам.
Удельный расход электрической энергии составляет 93,97 кВт.час./кв.м в год, что на 7% ниже среднего значения по бюджетной сфере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Данные значения ключевых показателей энергоэффективности для бюджетной сферы свидетельствуют о том, что необходимо провести ряд мероприятий, направленных на улучшение теплотехнических свойств объектов.
Необходимо также улучшить систему сбора и анализа данных для оценки уровня энергоэффективности объектов бюджетной сферы.
Собственно потенциал энергосбережения на организациях бюджетной сферы по тепловой энергии составляет порядка 15% текущего теплопотребления, что в денежном эквиваленте составляет около 50 млн. руб. в год.
Проведение энергоаудита учреждений бюджетной сферы.
В соответствии с 261-ФЗ до конца 2012 года необходимо завершить проведение обследований зданий бюджетных учреждений.
Для более эффективного проведения обследований бюджетных учреждений необходимо выполнить следующие организационные мероприятия:
- назначить ответственного за проведение энергоаудитов в бюджетных учреждениях;
- проработать механизм заключения конкурса и проведения аудитов;
- принять формы технического задания и конкурсной документации для энергообследований учреждений бюджетной сферы. Это позволит составить более эффективные списки мероприятий и повысит привлекательность объектов для энергосервисных компаний;
- провести организационно-разъяснительные мероприятия среди бюджетных учреждений по вопросам энергосервиса. Это позволит повысить количество учреждений, участвующих в энергосервисе, а также качество заключаемых энергосервисных контрактов;
- организовать конкурс на энергосервис и заключение энергосервисных контрактов для 30% учреждений бюджетной сферы в 2012 году. Установить крайний срок заключения первого энергосервисного контракта 30 сентября 2012 года.
Таким образом, на первоначальном этапе (до 2015 года) необходимо создать условия для поддержки высокого уровня энергоэффективности организаций бюджетной сферы (установить приборы учета, перейти на взаиморасчеты по показаниям приборов учета, создать систему мониторинга энергоэффективности объектов бюджетной сферы, разработать и апробировать комплекс стимулирующих и поддерживающих мероприятий по повышению мотивации к энергосбережению: работа с персоналом, финансовая поддержка).
Целесообразно ряд технических мероприятий (быстроокупаемых) выполнять в рамках энергосервисных договоров, таких как:
- установка автоматизированных систем регулирования отопления от температуры наружного воздуха;
- установка балансировочных кранов и регулирование теплоснабжения здания;
- замена ламп накаливания на энергосберегающие;
- использование автоматизированных систем регулирования от освещенности и присутствия (пошаговое регулирование).
С целью достижения максимальной эффективности использования бюджетных средств необходимо выделить соответствующие средства на субсидирование энергосервиса объектов бюджетной сферы. Это позволит повысить эффективность большего количества объектов при тех же затратах бюджета. Для апробации данного механизма в городе Нижневартовске необходимо определить муниципальное унитарное предприятие (далее - МУП) с достаточно хорошими показателями для получения кредитов под энергосервисные договоры (МУП должен располагать собственными средствами для финансирования 20-30% расходов по энергосервисным договорам). МУП может временно выполнять функции энергосервисной компании для бюджетных учреждений.
Мероприятия по разделу представлены в приложении 2 к Программе.
8.7. Энергосбережение в жилом секторе.
Жилой фонд города Нижневартовска насчитывает 4 633,1 тыс. кв.м общей жилой площади, в том числе общая жилая площадь ветхих и аварийных жилых помещений - 54,3 тыс. кв.м. В городе 1 405 многоквартирных жилых дома общей площадью 4 553,6 тыс. кв.м и 898 индивидуальных жилых домов общей площадью 79,5 тыс. кв.м.
Население города (259 тыс. чел.) в год потребляет 310,2 млн. кВт.час. электроэнергии, 1531 тыс. Гкал тепла, 17352 тыс. куб.м воды.
Удельное потребление энергоресурсов составляет:
- тепла - 0,19 Гкал/кв.м в год, что несколько ниже среднего значения по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре;
- воды - 69,8 л/чел. в сутки, что существенно ниже принятых нормативов водопотребления;
- электроэнергии - 1 248,8 кВт.час./чел., что соответствует среднему значению по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Жилищный фонд не в полном объеме оснащен индивидуальными и общедомовыми приборами учета энергоресурсов. Общедомовые приборы учета установлены в 15% зданий.
Потенциал энергосбережения в жилом фонде муниципального образования сосредоточен на снижении потребления электрической энергии - 20%, что в денежном эквиваленте составляет порядка 170 млн. руб. в год.
Постановлением администрации муниципального образования г. Нижневартовск от 12 февраля 2016 г. N 181 в подпункт 8.7.1 пункта 8.7 раздела VIII настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного постановления
8.7.1. Комплекс организационных мероприятий.
1. Разработка рекомендуемой формы энергосервисного контракта в жилом секторе с сопутствующими документами (протокол общего собрания собственников, бюллетень заочного голосования, уведомление о проведении общего собрания собственников).
2. Разработка и утверждение рекомендуемой методики проведения энергетических обследований в жилищном секторе, в том числе примерной формы технического задания.
3. Проведение энергетических обследований жилых домов. Исполнителем данного мероприятия определены организации, ответственные за содержание и ремонт жилых помещений. Источником финансирования данного мероприятия определена плата за содержание и ремонт жилого помещения.
4. Проведение собраний собственников жилья для принятия решения об установке общедомовых современных приборов учета используемых энергетических ресурсов. Исполнителями данного мероприятия определены организации, ответственные за содержание и ремонт жилых помещений.
5. Проведение ранжирования и определение первоочередных объектов для реализации энергосберегающих мероприятий.
Исполнителем данного мероприятия определены муниципальные образования автономного округа.
8.7.2. Комплекс технических мероприятий.
Оснащение многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета используемых энергетических ресурсов. Описание мероприятия приведено в таблице 15.
Описание мероприятия
Таблица 15
Основание для включения мероприятия в Программу |
Выполнение требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
Сектор применения мероприятия |
многоквартирные жилые дома, находящиеся в муниципальной и частной собственности, не имеющие приборов коммерческого учета энергоресурсов |
Технологический эффект мероприятия |
осуществление оплаты потребленных энергоресурсов в соответствии с показаниями приборов коммерческого учета коммунальных ресурсов |
Объем реализации мероприятия |
планируется реализовать на 100% объектах, не оборудованных приборами учета коммунальных ресурсов |
Срок реализации мероприятия |
2013 год - 100% |
Перечень многоквартирных жилых домов для оснащения общедомовыми приборами учета представлен в приложении 3 к Программе.
Оснащение квартир и частных жилых домов индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов. Описание мероприятия приведено в таблице 16.
Описание мероприятия
Таблица 16
Основание для включения мероприятия в Программу |
Выполнение требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
Сектор применения мероприятия |
квартиры в многоквартирных жилых домах, и частные жилые дома |
Технологический эффект мероприятия |
осуществление оплаты потребленных энергоресурсов в соответствии с показаниями приборов коммерческого учета |
Объем реализации мероприятия |
планируется реализовать на 100% объектах, не оборудованных приборами учета коммунальных ресурсов |
Сроки реализации мероприятия |
2011 год - 27 %, 2012 год - 73 %, 2013 год - 100 % |
Расчет средств на реализацию указанных мероприятий будет произведен исходя из следующих допущений.
Часть программных мероприятий окупаема за счет полученной от их реализации экономии потребляемых энергоресурсов. В основном реализацию программных мероприятий планируется проводить за счет внебюджетных средств, в том числе привлекаемых специализированными компаниями по энергосервисному механизму. Для заключения энергосервисных контрактов в жилом секторе необходимо предварительно провести ряд организационно-разъяснительных мероприятий среди собственников жилья и управляющих компаний, а именно: разъяснение предмета энергосервисного контракта предполагаемых к внедрению мероприятий и экономии от их реализации, стоимости и сроков их окупаемости; проведение собраний собственников жилых помещений и подписание протоколов с определением представителей собственников, уполномоченных заключать энергосервисные контракты.
Для повышения инвестиционной привлекательности энергосервисных проектов в жилищном фонде необходимо внедрить механизм субсидирования процентной ставки по кредитным договорам, финансирующим энергосервисные контракты. Субсидирование процентной ставки финансируется из средств бюджета автономного округа. Итогом реализации первого этапа мероприятий станет заключение пилотных энергосервисных договоров с 2 управляющими компаниями на 3 дома с каждой из управляющих компаний. Срок подписания договоров - 30 сентября 2012 года.
Таким образом, на первоначальном этапе реализации Программы (до 2015 года) необходимо:
- перевести всех потребителей энергоресурсов на оплату потребляемых топливно-энергетических ресурсов и воды по показаниям приборов учета;
- апробировать систему энергосервисных договоров на установку и техническое обслуживание установленных инженерных систем.
Мероприятия раздела представлены в приложении 2 к Программе.
8.8. Энергосбережение на предприятиях промышленности и прочих отраслей.
Основными предприятиями, осуществляющими деятельность на территории города, являются предприятия строительного комплекса, пищевого хозяйства, а также транспортные компании и предприятия связи. Кроме того, в городе осуществляют свою деятельность офисы нефте- и газодобывающих компаний.
Суммарное годовое ресурсопотребление промышленными предприятиями города Нижневартовска составляет: 6342,9 тыс. куб.м воды; 578,5 тыс. Гкал/год тепловой энергии; 500 млн. кВт.час./год электроэнергии.
В целях снижения энергоемкости продукции и снижения ее себестоимости предприятиями должны быть разработаны и реализованы собственные корпоративные программы энергосбережения, содержащие мероприятия по энергоресурсосбережению, связанные с основной деятельностью компаний. Указанные мероприятия должны быть реализованы за счет оптимизации технологического и энергетического оборудования.
Также должны быть реализованы мероприятия организационного характера - проведение организационно-разъяснительных мероприятий среди предприятий по вопросам энергосервиса. Это позволит повысить количество учреждений, участвующих в энергосервисе, а также качество заключаемых энергосервисных контрактов.
8.9. Пропаганда энергосбережения.
Цель пропаганды энергосбережения: вовлечение в этот процесс населения и организаций автономного округа путем формирования общественного мнения о важности и необходимости энергосбережения.
Максимальная эффективность пропаганды энергосбережения может быть достигнута в городах автономного округа при условии тесного контакта населения и территориальных органов исполнительной власти.
Основным мероприятием в данном секторе является участие муниципального образования в реализации работы по пропаганде энергосбережения, проводимой на уровне округа в рамках реализации окружной программы энергосбережения, в том числе:
- организация и проведение пресс-конференций с участием представителей исполнительных органов государственной власти автономного округа по вопросам реализации муниципальной программы и реализации проекта по заключению энергосервисных контрактов в бюджетной сфере и жилом секторе;
- производство и размещение социально-значимой информации на наружных информационных поверхностях в муниципальных образованиях (баннеры, брандмауэры);
- изготовление и размещение социальных видеороликов по тематике информационной кампании;
- рассылка жителям муниципального образования и бюджетным учреждениям информационных брошюр с разъяснениями в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;
- участие города Нижневартовска в информационно-разъяснительных мероприятиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, направленных на популяризацию энергосбережения и повышение энергоэффективности объектов жилого сектора;
- проведение организационно-разъяснительных мероприятий среди собственников жилья и управляющих компаний по вопросам энергосервиса. Это позволит повысить количество учреждений, участвующих в энергосервисе, а также качество заключаемых энергосервисных контрактов;
- информирование населения, проживающего в многоквартирных домах, путем расклейки соответствующих объявлений о включении в оферты ресурсоснабжающих компаний пункта об установке приборов учета с оплатой в рассрочку;
- участие представителей муниципалитета в собраниях жильцов как минимум 5 многоквартирных домов с целью разъяснения механизма и пропаганды проведения энергосберегающих мероприятий и установке приборов учета с оплатой в рассрочку;
- проведение организационно-разъяснительных мероприятий среди предприятий города по вопросам энергосбережения и предоставления муниципальной поддержки организациям, реализующим проекты, направленные на повышение энергоэффективности и снижение себестоимости производимой продукции, включая вопросы энергосервиса;
- участие города Нижневартовска в информационно-разъяснительных мероприятиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, направленных на популяризацию энергосбережения и повышения энергоэффективности бюджетных учреждений;
- проведение организационно-разъяснительных мероприятий среди бюджетных учреждений по вопросам энергосервиса. Это позволит повысить количество учреждений, участвующих в энергосервисе, а также качество заключаемых энергосервисных контрактов.
8.10. Мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества и организации управления бесхозяйными объектами.
Мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества:
- выполнение инвентаризации бесхозяйных объектов;
- представление информации организациями коммунального комплекса по запросу о наличии бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов;
- запрос информации в Федеральном государственном учреждении "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о наличии или отсутствии зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества.
По результатам запросов, в случае выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества, поставить их на учет в установленном законодательством порядке в качестве бесхозяйных объектов с последующим признанием права муниципальной собственности на такие объекты.
В течение 30 дней с момента выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, до возникновения права муниципальной собственности администрация города определяет организации, которые будут осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных объектов.
Источником компенсации возникающих при эксплуатации бесхозяйных объектов нормативных потерь энергетических ресурсов являются потребители энергетических ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.