Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации Ханты-Мансийского района
от 30 сентября 2013 г. N 239
Муниципальная программа
"Комплексное развитие агропромышленного комплекса и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского района на 2014 - 2017 годы"
18 марта, 25 сентября, 30 сентября 2014 г., 19 февраля, 20 мая, 18 августа 2015 г., 11 февраля, 10, 18 марта 2016 г.
Постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 18 марта 2016 г. N 89 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт муниципальной программы
Наименование муниципальной Программы |
"Комплексное развитие агропромышленного комплекса и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского района 2014 - 2017 годы" (далее - Программа) |
Правовое обоснование для разработки муниципальной Программы |
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"; Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"; Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.12.2010 N 228-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием по поддержке сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами)"; Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.01.2011 N 8-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием по участию в реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы"; постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 420-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2014 - 2020 годах"; постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.10.2013 N 398-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы"; постановление администрации Ханты-Мансийского района от 09.08.2013 N 199 "О программах Ханты-Мансийского района" |
Разработчик муниципальной Программы |
комитет экономической политики администрации Ханты-Мансийского района (далее - комитет экономической политики) |
Муниципальный заказчик-координатор муниципальной Программы |
администрация Ханты-Мансийского района (комитет экономической политики) |
Исполнитель муниципальной Программы |
комитет экономической политики, департамент имущественных и земельных отношений, департамент строительства, архитектуры и ЖКХ |
Основная цель и задачи муниципальной Программы |
цель - создание условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, направленное на создание дополнительных рабочих мест путем развития производства сельскохозяйственной продукции, рыбодобычи и рыбопереработки, заготовки и переработки продукции традиционной хозяйственной деятельности. Задачи: 1. Поддержка сельскохозяйственного производства. 2. Поддержка традиционных видов хозяйственной деятельности |
Срок реализации муниципальной Программы |
2014 - 2017 годы |
Объемы и источники финансирования муниципальной Программы |
общий объем финансирования муниципальной Программы всего: 669 986,851 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 181 284,9 тыс. рублей, в том числе бюджет автономного округа - 170 086,2 тыс. рублей, бюджет района - 11 198,7 тыс. рублей; 2015 год - 216 211,351 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 410,0 тыс. рублей, бюджет автономного округа - 210 977,4 тыс. рублей, бюджет района - 4 823,951 тыс. рублей; 2016 год - 136 745,3 тыс. рублей, в том числе бюджет автономного округа - 131 745,3 тыс. рублей, бюджет района - 5 000,0 тыс. рублей; 2017 год - 135 745,3 тыс. рублей, в том числе бюджет автономного округа - 130 745,3 тыс. рублей, бюджет района - 5 000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной Программы |
увеличение к 2017 году: производства мяса - до 1 128 тонн (2013 год - 960 тонн) или на 17,5 %; производства молока - до 5 960 тонн (2013 год - 5 648 тонн) или на 5,5%; производства картофеля - до 8 022 тонн (2013 год - 7 906 тонн) или на 1,4 %; производства овощей - до 3 007 тонн (2013 год - 2 832 тонны) или на 6,1 %; объема вылова рыбы - до 2 810 тонн (2013 - 2765 тонн) или на 1,6%; заготовки ягод - до 260 тонн (2013 год - 451,3 тонны) или 57,6% от уровня 2013 года; заготовки грибов - до 70 тонн (2013 год - 44,8 тонны) или на 56,2%; заготовки кедрового ореха - 130 тонн (2013 год -95,8 тонны) или на 35,6 %; количества рабочих мест - до 350 человек (2013 год - 300 человек) или на 16,6%; количества построенных (реконструированных) объектов - 13 единиц |
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена муниципальная Программа
Ханты-Мансийский район является исконно аграрной территорией автономного округа и имеет многоотраслевой характер. На его территории развиваются практически все направления: животноводство, растениеводство, рыбодобыча, традиционные виды хозяйствования малочисленных народностей Севера.
2.1. Животноводство
Животноводство является основным приоритетом развития агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского района, основу которого составляет производство молока и мяса.
Сегодня район формирует 7,4% всего производства мяса Югры, молока - 20% от окружных объемов. В предприятиях всех форм собственности района содержится 18,3% от поголовья крупного рогатого скота всех хозяйств округа, 18,6% - от поголовья коров.
За первое полугодие 2014 года хозяйствами всех форм собственности (с учетом населения) произведено 511,5 тонны мяса (120,4% к уровню 2013 года), молока - 2820,6 тонны (103,1% к уровню 2013 года).
Производимое в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах района молоко - на 129%, мясо - на 81,0% закрывают потребность населения в данных продуктах. В отрасли отмечается недостаточный уровень материально-технической базы в части наличия достаточного количества животноводческих помещений, обрабатывающих производств с современным оборудованием, что препятствует эффективности реализации продукции. 90% мяса и 30% молока от производимого на территории района реализуется без переработки.
Среди проблем: неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства района. Сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, колебания которых оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, что в конечном итоге оказывает влияние на себестоимость продукции.
2.2. Растениеводство
В Ханты-Мансийском районе площадь пахотных земель составляет 1092 га, в том числе посевная площадь - 936 га, из которой ежегодно используется около 96,9%.
По итогам посевной кампании 2014 года общая занятая площадь под сельскохозяйственными культурами составила 896,5 гектара, в том числе площадь, занятая организациями - 469,1 гектара, населением - 427,4 гектара. Из общей площади посевов под картофелем занято 45,2% (398,9 гектара), овощами - 9,3% (93,6 гектара), однолетними сеяными травами - 45,5% (404 гектара).
Основной сельскохозяйственной культурой в районе является картофель, ежегодные объемы производства которого за последние пять лет составляют около 7 тыс. тонн.
В районе имеются два хозяйства растениеводческого направления - это ЖСК "Реполовский" (п. Сибирский) и КФХ "Воронцова" (с. Батово), где сосредоточены основные площади картофеля, которые соответственно составляют 15,16 га, под овощами (капустой) - 4 и 1 га.
В настоящее время в растениеводстве ситуация остается достаточно сложной, особенно с уборочными работами, хотя характеризуется определенными положительными сдвигами по росту урожайности возделываемых культур.
По итогам 2013 года среди сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств округа наиболее высокая урожайность картофеля была получена в ЖСК "Реполовский" (266 центнеров с гектара) и КФХ "Воронцова" (200 центнеров с гектара). Они же лидируют и по выращиванию овощей открытого грунта. В 2013 году урожайность капусты составила в КФХ "Воронцова" 350 центнеров с гектара, в ЖСК "Реполовский" - 300 центнеров с гектара.
Учитывая имеющиеся возможности в кооперативе "Реполовский", картофель можно размещать на площади 25 га, капусту - на 10 га. В КФХ "Воронцова", специализирующегося на производстве картофеля, существует объективная возможность довести его посадки до 15 га. Кроме того, посадки картофеля можно разместить в ЖСК "Селиярово" на площади 3 га, ЖСПК "Родина" - 3 га, в КФХ Белкиной В.Б. - 10 га.
В перспективном развитии растениеводческой отрасли района особая роль отводится возрождению производства овощей в закрытом грунте.
Есть условия и возможность строительства теплиц в с. Батово на базе КФХ Воронцова А.А., п. Луговской на базе КФХ Попова Г.Ф., с. Елизарово на базе КФХ "Третьяковой", с. Кышик на базе КФХ "Чиркова", в районе Приобского месторождения в КФХ "Антонова".
Имеющиеся возможности по выращиванию растениеводческой продукции, ее переработка с применением высокотехнологичного оборудования позволят развивать на территории района высокоэффективное растениеводство.
В то же время существует ряд проблем: низкий уровень квалификации кадров механизаторов, специфичность погодных и климатических условий, низкое естественное плодородие почв.
2.3. Заготовка продукции традиционной хозяйственной деятельности
Рыбодобыча
Ханты-Мансийский район располагает богатыми природными биологическими сырьевыми запасами, возможностями по их воспроизводству. Общая площадь водного фонда составляет 288 тыс. га. На территории района расположено 3014 озер. Пригодная площадь для рыбопромыслового занятия составляет 255,3 тыс. га, в которых водится 28 видов рыб, 19 из которых имеют промысловое значение. Основными реками являются Обь и Иртыш, которые имеют развитую систему проток, обширную пойму и принимают воды многочисленных притоков.
Общее количество пользователей рыбных угодий по Ханты-Мансийскому району составляет 58 единиц. Промышленных рыболовством занимаются 35 предприятий различных форм собственности, в том числе 20 национальных общин. Закупом рыбы-сырца у данных предприятий занимается НРО "Колмодай" и ООО "Рыбокомбинат Ханты-Мансийский".
В настоящее время рыбохозяйственный фонд водоемов района осваивается ориентировочно лишь на 3,6% по рекам и 3% по озерам. Вместе с тем на территории района вылавливается до 30% от объемов вылова рыбы по автономному округу (2013 год - 2765 тонн), производится рыбной продукции около 3 тыс. тонн.
За первое полугодие 2014 года предприятиями всех форм собственности выловлено 1045 тонн рыбы, что на 86,9 % больше соответствующего периода 2013 года, произведено рыбной продукции 309 тонн или 118,8 % к соответствующему периоду 2013 года.
Таким образом, в целом по району имеется значительный резерв по освоению рыбохозяйственного фонда водоемов, а следовательно, и по изъятию существенной части рыбных ресурсов. Но более интенсивная эксплуатация угодий потребует усовершенствования инфраструктуры отрасли. Одна из важнейших составляющих - хранение и переработка выловленной рыбы, для этого нужны пункты приема, холодильники, перерабатывающие мощности.
Заготовка дикоросов и продукции охотпромысла
Заготовка дикоросов и продукции охотпромысла во все времена являлась одной из основных форм хозяйствования жителей мест традиционного проживания. На территории Ханты-Мансийского района проживает более 2 тыс. человек, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, или 10 часть всего населения муниципального образования. Они ведут традиционный образ жизни. Основными видами деятельности являются: добыча водных биоресурсов, разведение оленей, сбор дикорастущих, заготовка промысловой продукции.
Ханты-Мансийский район располагает богатыми ресурсами дикоросов. Существует реальная возможность заготавливать разных грибов до 100 тонн и ягод до 500 тонн ежегодно. В зависимости от урожайности показатели по годам могут иметь заметные колебания. По итогам 2013 года предприятиями различной формы собственности Ханты-Мансийского района было заготовлено ягод в общей массе 451,3 тонны, что в 2 раза больше уровня 2012 года. Заготовлено грибов - 44,8 тонны или 85% от уровня 2012 года, кедровых орехов - 95,8 тонны или 78,6% от уровня 2012 года.
Для проведения охотничьего промысла в районе имеется пригодная площадь более 4000 тыс. га, на которой обитают более 2000 лосей и соболей, более 17000 белок, 14000 зайцев, 11000 боровой дичи.
За 2013 год на территории района заготовлено боровой дичи 2253 штуки, промысловой пушнины - 2324 штуки, лекарственно-технического сырья - 2126 кг.
Наибольший объем заготовок обеспечивают национальные общины - "Колмодай", "Обь" и "Сорни ханэхо". Для вовлечения населения района в трудовую деятельность, улучшения его материального положения построены 2 комплексных приемных пункта - в с. Цингалы (община "Колмодай") и в с. Кышик (община "Вар"). Сегодня данные пункты требуют реконструкции и замены оборудования с учетом современных технологий.
ОКМНС "Сорни ханэхо" в районе Приобского месторождения построен приемный пункт с современными линиями по переработке дикоросов и рыбы.
С учетом имеющегося неиспользуемого ресурсного потенциала, возобновляемости природных ресурсов, спроса на продукцию традиционной хозяйственной деятельности отрасль заготовок и переработки продукции традиционной хозяйственной деятельности просматривается сегодня, как серьезная составляющая устойчивого развития экономики района.
Мониторинг результатов развития отраслей показывает, что при их положительной динамике вклад в экономику района данных отраслей незначителен, так как более 90% объема отгруженной продукции формируется организациями топливно-энергетического комплекса, структура экономики имеет моноотраслевой характер, при этом производство сельскохозяйственной продукции, заготовка дикоросов и продукции охотпромысла имеет сырьевую направленность.
Однако, даже в этих условиях опыт ведения сельскохозяйственного производства и развития традиционных отраслей хозяйствования свидетельствует о путях и возможностях их перспективного развития.
Для увеличения объемов реализации животноводческой продукции товаропроизводителям необходимо наращивать поголовье сельскохозяйственных животных посредством строительства животноводческих ферм, повышать конкурентоспособность продукции путем строительства перерабатывающих производств с полным циклом производства продуктов питания (от сырья до готового продукта).
Кроме того, необходимо компенсировать часть затрат товаропроизводителям на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции и продукции традиционной хозяйственной деятельности, приобретение техники, оборудования, оснащения и приспособлений для развития сельского хозяйства, рыбной отрасли, системы заготовки лесных ресурсов.
2.4. Реализация мероприятий по защите населения от болезней, общих для человека и животных
Предупреждение и ликвидация болезней животных, защита населения района от болезней, общих для человека и животных, является одним из важных направлений социально-экономического развития района и не может быть реализовано без достижения высокого уровня продовольственной безопасности.
В настоящее время на территории района обстановка стабильно благополучна по инфекционным заболеваниям животных, а также по заболеваниям, общим для животных и человека.
Но в целях профилактики данных заболеваний необходимо проведение на территории района своевременной и качественной дезинфекции и дератизации животноводческих объектов, обеспечение наличия объектов для захоронения трупов павших животных и утилизации отходов. С целью предотвращения возникновения очагов заразных болезней животных в Ханты-Мансийском районе необходимо проведение противоэпизоотических мероприятий, мероприятий по отлову, содержанию и регулированию численности безнадзорных и бродячих домашних животных.
Таким образом, в сложившейся ситуации отмечаются следующие основные проблемы состояния сельскохозяйственного производства, рыбодобывающей отрасли, отрасли заготовки и переработки дикоросов и промысловой продукции:
1. Наращивание поголовья скота ограничивает недостаток животноводческих помещений.
2. На территории района практически нет перерабатывающих производств, за исключением КФХ "Богдашка", КФХ "Воронцова", КФХ "Веретельникова", КФХ Марчука Н.И. и в связи с этим отсутствует достаточный ассортимент сельскохозяйственной продукции.
3. Недостаточно развита система качества продукции. Реализуют сертифицированную продукцию только 9 хозяйств: КФХ "Богдашка", КФХ "Владимирова", КФХ "Стенина", КФХ "Воронцова", КФХ "Антонова", КФХ "Кугаевской", КФХ "Фоминой", КФХ "Веретельникова", КФХ "Филатова".
4. Отсутствие собственного производства по выращиванию овощной продукции - тепличного овощеводства.
5. Отсутствие технологических производств, направленных на глубокую переработку дикоросов, рыбы, промысловой продукции на территории сельских поселений района.
6. Сложная транспортная схема, отсутствие дорог с твердым покрытием, за исключением дороги на п. Горноправдинск, д. Шапша, с. Батово, д. Ярки, п. Бобровский, д. Ягурьях.
7. Риски возникновения очагов заразных болезней животных.
Решение обозначенных проблем на сегодняшний день актуально и невозможно без поддержки и координации деятельности предприятий сельского хозяйства, рыбной отрасли, национальных общин, предприятий и органов местного самоуправления.
3. Основные цели и задачи Программы, оценка ожидаемой эффективности Программы
3.1. Цель: создание условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, направленное на создание дополнительных рабочих мест путем развития производства сельскохозяйственной продукции, рыбодобычи и рыбопереработки, заготовки и переработки продукции традиционной хозяйственной деятельности.
3.2. Задачи:
3.2.1. Поддержка сельскохозяйственного производства
Исходя из ресурсного потенциала, предполагается развивать агропромышленный комплекс района путем оказания финансовой и информационной поддержки.
Молочное животноводство планируется развивать вблизи населенных пунктов в предприятиях, имеющих земельные участки - сенокосы, обеспечивающие возможность ежегодной заготовки грубых и сочных кормов в полном объеме.
Мясное животноводство в связи с возможностью реализации данного направления в различных формах (свиноводство, коневодство, разведение специализированных пород скота, птицы) предполагается развивать в большей части муниципальных образований района. Развитию данного направления может способствовать строительство новых ферм или увеличение наполняемости существующих мощностей поголовьем скота специализированных мясных пород и свиней.
Растениеводство следует развивать путем дальнейшего увеличения посевных площадей в хозяйствах, занимающихся возделыванием картофеля. Растениеводство закрытого грунта необходимо развивать в хозяйствах, которые расположены в населенных пунктах, где отсутствует круглогодичное транспортное сообщение.
В целях оказания содействия в организации на территории района тепличного хозяйства деятельность органов местного самоуправления будет направлена на оказание содействия по реализации крупномасштабного инвестиционного проекта по строительству агрофирмы в д. Ярки.
3.2.2. Поддержка традиционных видов хозяйственной деятельности
С целью максимального вовлечения в процесс сельских жителей предполагается развивать традиционные виды хозяйствования во всех муниципальных образованиях района.
Рыбодобыча - для удовлетворения потребностей населения и решения вопросов трудозанятости предполагается развивать данное направление во всех муниципальных образованиях района. Исходя из общих тенденций состояния водных запасов биоресурсов, потенциально возможный вылов по району на среднесрочную перспективу должен составить около 3000 тонн.
Для повышения товарности производства следует обратить особое внимание на переработку продукции традиционного сектора экономики, качество и привлекательность выпускаемых товаров. Отсутствие перерабатывающих производств - давняя проблема развития заготовительной отрасли. Сложность здесь заключается в обосновании размещения таких мощностей на территории района.
3.2.3. Обеспечение стабильной благополучной эпизоотической обстановки
В целях осуществления комплекса профилактических мероприятий, обеспечивающих создание стабильной благополучной эпизоотической обстановки, планируется осуществление отлова, содержания и регулирования численности безнадзорных и бродячих домашних животных.
3.3. Оценка ожидаемой эффективности Программы
3.3.1. Социальная эффективность:
количество рабочих мест к 2017 году составит 350 человек (2013 год - 300 человек), увеличение составит 16,6 %.
3.3.2. Экономическая эффективность:
с участием средств бюджета района планируется за период 2014 - 2017 годов построить (реконструировать) 13 сельскохозяйственных объектов:
8 животноводческих помещений;
4 цеха по переработке молока;
1 цех по переработке мяса;
довести поголовье крупного рогатого скота к 2017 году до 2 900 голов (2013 год - 2 623 головы), увеличение составит 10,5 %;
увеличить объем валовой продукции сельского хозяйства на 10 тыс. человек населения района с 378 тыс. рублей (2013 год) до 500 тыс. рублей в 2017 году, увеличение составит 32,2%;
сокращение численности безнадзорных и бродячих животных.
Система показателей, характеризующих результаты реализации Программы, указана в приложении 1 к Программе.
4. Программные мероприятия
Решение задач и достижение целей Программы предполагается путем реализации программных мероприятий, указанных в приложении 2 к Программе.
5. Обоснование ресурсного обеспечения муниципальной Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования Ханты-Мансийский район и бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
6. Механизм реализации муниципальной Программы
Комплексное управление Программой и распоряжение средствами местного бюджета в объеме бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете района на реализацию Программы на очередной финансовый год, осуществляет субъект бюджетного планирования - администрация Ханты-Мансийского района.
Реализация Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, субъектов финансовой поддержки и будет осуществляться на основе договоров, заключаемых администрацией Ханты-Мансийского района в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Мероприятия, предусмотренное пунктами 1.1, 3.1 Программы, реализуется в порядках предоставления за счет средств бюджета Ханты-Мансийского района субсидий, установленных решением Думы Ханты-Мансийского района.
Мероприятия, предусмотренные пунктами 1.2, 1.3, 1.4, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 Программы, реализуются в порядках, установленных отдельными нормативными актами Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Информация о ходе реализации Программы ежеквартально, ежегодно предоставляется в уполномоченный орган в порядке, установленном администрацией района.
Контроль за реализацией Программы осуществляет первый заместитель главы администрации Ханты-Мансийского района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.